Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

ДОСТУПНОСТЬ – МОДНЫЙ ТРЕНД ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?

 

В институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» состоялась традиционная научно-практическая конференция. На этот раз по теме - «Безбарьерная среда и доступность для людей с инвалидностью». Ведущим конференции – также по уже сложившейся традиции – был генеральный директор института «Реакомп», кандидат педагогических наук Сергей Николаевич Ваньшин.

 

- Москва первой в нашей стране занялась всерьез этой проблематикой. Два года назад у нас был объявлен год равных возможностей, его, некоторым образом, можно посчитать толчком для развития работы в области формирования безбарьерной среды в нашем городе. Эта работа велась и раньше. А в тот год началась работа интенсивная и систематизированная. Есть много проблем. Есть много ошибок. Но город становится более доступным для нас.

Вслед за Москвой и федеральные власти обратили внимание на эту проблему. Теперь уже действует пятилетняя государственная программа по формированию безбарьерной среды. Тут, конечно, сложностей много больше, поскольку у Москвы лучше потенциал: и по финансам, и по кадрам, в число которых я могу отнести и наших специалистов. А в регионах Российской Федерации и с кадрами хуже, и с финансами – стартовые условия совсем иные, чем в Москве. Но и там процесс идет. Надеемся, что по истечении пяти лет будут позитивные результаты.

 

Гостем конференции был заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы Игорь Владимирович Гордеев. Он продолжил начатую Сергеем Николаевичем тему формирования безбарьерной среды в столице.

 

- У нас есть несколько направлений, по которым мы выстраиваем эту работу. Первое: это приспособление для инвалидов всех общественно-значимых зданий и сооружений города. Обращаю сразу внимание: город за счет бюджетных средств может выполнять работы только на объектах, которые находятся в его собственности. Вы неоднократно могли видеть акции, которые проводят различные общества в Москве, показывая недостатки в городе по доступности тех или иных объектов. Вот акция, например, была: дойти от правительства и библиотеки Ленина до Пушкинского музея. Увы, эти объекты федеральные. Город не может вкладывать свои средства в организацию там безбарьерной среды. Но у нас уже начинают складываться неплохие взаимоотношения с федеральными структурами. Руководство города обращалось и к Президенту, и к Премьер-министру. У нашего Департамента уже сложились неплохие отношения с Министерством культуры в плане приспособления объектов культуры города Москвы.

Еще в городе достаточно объектов, принадлежащих третьим лицам, собственникам. Отрадно, что на наши призывы откликнулись представители бизнеса. И достаточно активно ведется приспособление объектов потребительского рынка и основных наших банков – это Сбербанк, ВТБ и Банк Москвы.

Следующее направление: это приспособление дорожно-транспортной инфраструктуры. Сделано многое, но есть и много вопросов, много проблем и много ошибок. На последней нашей встрече мы обсуждали ГОСТ по тактильным покрытиям. Есть упущения в ГОСТе, его нужно приводить к европейским нормам.

Наверное, одним из основных направлений можно назвать приспособление подвижного состава городского общественного транспорта. Вот уже несколько лет в городе закупается исключительно низкопольный подвижной состав. Он также оборудован всеми необходимыми средствами и для людей слабовидящих, и для людей слабослышащих. Это установка различных электронных информационных табло, звукового оповещения. Эти работы у нас проводятся и при приспособлении старых станций метрополитена.

Следующее направление работы – это приспособление старого жилого фонда. Выполняются также работы по созданию элементов безбарьерной среды. Как и во входных группах, так и в подъездах, где устанавливаются подъемные платформы.

Новое строительство должно изначально отвечать всем требованиям доступности. Это также одно из направлений работы нашего Департамента. В прошлом году у нас была создана общественная инспекция по делам инвалидов. Осуществляется текущий контроль – как перед строительством, так и по его завершению, до того момента, когда наш Мосгорстройнадзор выдаст разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Проблема, что очень многие объекты сегодня строятся по проектам, которые были разработаны десятилетия назад. В этих случаях, опираясь на мнение представителей общественности, стараемся максимально выполнить те или иные элементы, которые возможны, без нарушения конструктивных особенностей здания.

В сентябре была принята новая пятилетняя программа, где раздел «формирование безбарьерной среды» также остался одним из основных. На этот пятилетний срок городом предусмотрено выделить более 10 миллиардов рублей на эти цели. Это именно целевые средства, которые идут под конкретные мероприятия.

 

Следующим о том, что делается для создания безбарьерной среды в Москве, рассказывал представитель от комитета государственного строительного надзора Москвы Виктор Евгеньевич Кузнецов.

 

- Начиная с 2008 года по регламенту взаимодействия между Департаментом социальной защиты города Москвы и комитетом строительного надзора действует постоянная рабочая группа, которая занимается обследованием строящихся объектов на предмет доступности для различных групп населения. Включая маломобильные группы населения. Было обследовано более трёхсот объектов. Изменения происходят. Обеспечивается доступность не только входной группы, но и помещений, которые предназначены в дальнейшем для размещения различных магазинов, аптек, служб обслуживания населения. Устраиваются пандусы, делаются опорные поручни. Мы, по мере возможности, обязательно привлекаем общественные организации, которые обследуют вместе с нами эти объекты. Они высказывают свои предложения, мы их берём на учёт. Ваше мнение, ваши рекомендации должны учитываться при проектировании различных новых объектов.

О тактильных плитах, которые укладываются на тротуары. Нареканий очень много. Зачастую строительные организации просто не хотят понимать, как нужно правильно укладывать тактильную плиту. Какая плитка должна быть: с высокими рифами или с низкими рифами. Можно услышать от некоторых прохожих: «Вот, наложили здесь плитку. Ноги можно переломать». Да, зачастую наши строители так это и делают. Укладывают, как им нравится. Неправильно положил, но красиво. Мы в процессе своей работы разъясняем и строительным организациям, и проектным организациям.

 

Создание безбарьерной среды – это, конечно, вопрос не только устройства пандусов и правильной укладки направляющей плитки. Не следует понимать эту проблему лишь в таком… сугубо физическом аспекте. Создание безбарьерной среды – это, прежде всего, создание для людей с инвалидностью комфортного морального климата внутри общества, формирование достойного, толерантного к ним отношения. Важнейшую роль в этом, безусловно, играет образование. (Не зря сейчас так много говорится о внедрении инклюзии). О еще одном важнейшем аспекте образовательной деятельности в формировании безбарьерной среды рассказала представитель «Центра досуга и творчества молодежи «Россия» Светлана Зайрановна Столярова.

 

- Молодых инвалидов в городе Москве от четырнадцати до тридцати лет – 31 тысяча. Социализация молодых инвалидов идёт, во-первых, в семье, во-вторых, в образовательной среде, в-третьих, в центрах досуга и творчества.

Наш центр досуга и творчества молодёжи «Россия» приспособлен для инвалидов всех категорий: для инвалидов-колясочников, для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, для инвалидов по зрению и для инвалидов по слуху.

На базе нашего центра существуют экспериментально-досуговые площадки, где занимаются как люди с ограниченными возможностями здоровья, так и люди без ограничений. Это спортивный клуб «Альтернатива». Это площадка бисероплетения и исторического костюма «Жар-птица». Это студия керамики  «Глиняная сказка». Клуб бильярдистов. Роспись по дереву. Студия музыкального театра. В театре ещё одна досуговая площадка: «Жестовые песни». Мультимедиа-студия. В мультимедиа-студии есть клавиатура и монитор для слабовидящих и слепых людей. Используется программа, предназначенная для тотально слепых пользователей. Студия изобразительного искусства.

Центр работает с девяти утра до девяти вечера. Все площадки бесплатные. Просто нужно записаться, заполнить анкетку и узнать расписание студии.

Особенность интеграции у нас в том, что вместе занимаются и инвалиды, и здоровые люди. Были сначала барьеры, когда только открылся центр. Иногда родители высказывались: «Мой ребёнок не будет сидеть рядом с инвалидом». Сейчас позитив появился, спокойно уже относятся к тому, что наравне со здоровыми детьми и молодыми людьми занимается инвалид.

 

Под созданием безбарьерной среды понимается также и адаптация всех Интернет-ресурсов для свободного использования их инвалидами любых категорий. Ведь свобода личности он-лайн в современных реалиях не менее важна, чем оф-лайн. В ногу со временем старается идти и наше Общество, и Российская государственная специальная библиотека для слепых и слабовидящих. О работе последней в Интернет-пространстве рассказала собравшимся заведующая отделением автоматизации РГБС Лариса Николаевна Васильева.

 

- Мы придаем большое значение развитию нашего сайта www.rgbs.ru, поскольку в международной практике посещение сайта приравнивается к посещению библиотеки. По статистике с 7 часов вечера до 10 часов утра, когда библиотека закрыта, в среднем обращаются 25% всех наших пользователей. Очень многие работают, поэтому всплеск обращений часов в 8-9 вечера. Конечно, у нас много читателей не только в Московском регионе, но и по всей стране, а также за рубежом. В основном это бывшие наши соотечественники. Очень много русскоязычных пользователей в странах СНГ. Поэтому этот ресурс должен быть в круглосуточном доступе.

Если говорить о доступности: наш сайт разработан с учетом ГОСТа, который так  и называется: «Интернет-ресурсы, требования доступности для инвалидов по зрению». Кроме этого при разработке сайта было использовано методическое пособие Галины Сергеевны Уфимовой: «Создание библиотечных веб-сайтов, доступность незрячим пользователям». Кстати, сейчас вышла новая работа Галины Сергеевны. В издательстве ГПНТБ вышла книга «Незрячие в Интернете». ГПНТБ – это Государственная публичная научно-техническая библиотека. Книга о создании и распространении информационных ресурсов. Рассмотрена роль информационных технологий в повышении качества жизни незрячих. Поскольку по тифлологии выходит очень мало литературы, то, безусловно, эта книга заслуживает внимания.

Если говорить о наполненности нашего сайта. Огромное значение мы придаем размещению на сайте электронного каталога библиотеки. Электронный каталог – это основной информационный ресурс, который создает любая библиотека.

У нас действует также сервер, на котором полнотекстовые базы данных газет и журналов. Мы уже 10 лет подписываемся на этот ресурс. Навигация осуществляется при помощи программы экранного доступа «Джос». Можно обращаться к этому ресурсу, не приходя в библиотеку.

Также сервер, на котором размещена база данных говорящих книг с криптозащитой. Пять лет назад мы начали создавать эту базу данных. Криптозащита нам нужна для того, чтобы у нас не было проблем с авторами, с авторским правом. Эти книги зашифрованные, закодированные, можно скачать на флеш-карту и прослушивать на тифлофлешплеерах. Сейчас количество плееров и количество обращений растет. Обращение к различным организациям общественным, представители которых здесь присутствуют: вы можете получить пароль доступа к этой базе данных, скачать программу, она бесплатно распространяется, и скачивать эти книжки с криптозащитой на флеш-карту формата SD. Единственное, нужно только, чтобы инвалиды по зрению имели тифлофлешплеер.

Еще одно направление работы с сайтом, которое предстоит нам осуществить – это создание версии сайта для мобильных. Поскольку сейчас очень много выходит мобильных устройств с возможностью выхода в Интернет.

Мы считаем, что к интерактивному общению можно отнести и обращения по электронной почте. У нас обслуживают в таком режиме и тифлобиблиографический отдел, и читальный зал. Консультации, особенно родителей детей незрячих, мы осуществляем в программе «Скайп», периодически проводим Интернет-конференции.

 

Сергей Николаевич Ваньшин поинтересовался:

 

- У меня такой вопрос, Лариса Николаевна, не так давно критерием успешности работы библиотеки был книгооборот и посещаемость. В новых условиях как говорить об обороте и посещаемости, если все больше и больше информации можно брать, не приходя в библиотеку, не получая книгу в абонементе, не заполняя формуляр?

 

Лариса Николаевна Васильева пояснила:

 

- Все эти показатели остаются актуальными. Три кита, на которых держится любая библиотека – это количество читателей, количество посещений и количество книговыдачи, никуда от этого не деться. Но в эпоху цифровых технологий акценты смещаются на интерактивное обслуживание. Если подключиться и скачивать книги, у нас этот показатель все равно будет отражен.

Конечно, мы очень заинтересованы в том, чтобы читатели к нам продолжали ходить, записываться, мы активно призываем Вас с нами сотрудничать. Но всем понятна и малая мобильность многих наших читателей. Эту проблему могут новые технологии решить.

 

Об участии Всероссийского общества слепых в реализации Государственной программы «Доступная среда» говорил с трибуны конференции заместитель начальника управления по работе с региональными организациями и санаторно-курортным комплексом Аппарата управления ВОС, кандидат исторических наук Валерий Яковлевич Матвеев.

 

- Усилия государства по организации доступной среды для инвалидов не дают высокого результата без непосредственного активного участия нас самих. Сегодня работа по обеспечению доступной среды – это наша с Вами задача. И, наверное, это основная деятельность на ближайший период. Региональные и местные организациинашего Общества, конечно, будут играть значительную роль в реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы. В частности, в этой программе записано, что общественные организации инвалидов также могут создавать свои программы. И в этой связи я информирую Вас, что на XXIсъезде Всероссийского общества слепых была принята программа по основным направлениям программы «Доступная среда». На начальном этапе предусматривается участие в разработке в субъектах Федерации перечня приоритетных объектов и услуг, обеспечивающих доступность инвалидов по зрению.

Сейчас в соответствии с государственной программой, которая уже начала свою работу, у нас три субъекта Российской Федерации избраны в качестве пилотных. О пилотном проекте, который проходит в Тверской области, Вам расскажет член правления Всероссийского общества слепых, председатель Тверской организации Александр Борисович Трегуб. Второй участок – это Татарстан. И третий пилотный регион – это Саратовская область. По этим пилотных проектах мы уже получили ряд позитивных и ряд негативных результатов, которые мы анализируем. И будем стараться до Вас довести результаты, чтобы не повторять ошибок. Мы сталкиваемся с тем, что, например, в Татарстане в перечень приоритетных помещений, зданий для обеспечения доступности не так просто оказалось включить здания, где располагаются наши региональные и местные организации. Некоторые субъекты федерации считают, что раз ВОС – структура федеральная, то значит ВОС и должен обеспечивать доступность для инвалидов этих зданий и помещений. Позиция, на наш взгляд, неверная, мы ищем сейчас пути решения этой проблемы, какие-то компромиссы. Чтобы мы и дальше не столкнулись с такими трудностями. В первую очередь мы должны приоритетными объектами считать помещения правления региональных организаций, бюро местных организаций, помещения библиотек для слепых, социокультурные учреждения, избирательные участки и так далее. Необходимо сейчас начать паспортизацию объектов и услуг.

Мы также должны провести за этот год анализ потребностей региональных и местных организаций в количестве технических устройств для обеспечения доступности. Я имею в виду компьютерные рабочие места, Интернет-трафики и так далее. Не секрет, что сегодня у нас за счет привлечения средств, за счет активной работы на местах уже обеспечиваются различными техническими устройствами, самыми современными, наши местные организации.

Мы  также планируем, что в ходе реализации мероприятий со стороны актива местных организаций, региональных организаций будет организован общественный контроль за приведением состояния зданий и сооружений в соответствие со строительными нормами и правилами.

Очень непросто добиться того, чтобы приоритетными были те здания  и сооружения, которые необходимы для людей с ограниченными возможностями по зрению. Пока еще у нас под доступной средой понимается уровень пандусов. Иногда люди не совсем точно формулируют наши потребности и интересы. Я, как человек земли, общаясь с представителями власти, понимаю, что им необходимо как можно больше давать информации о проблемах инвалидов по зрению, об их решении и об их участии в этой работе.

Сейчас огромный шаг сделан в обеспечении доступности для инвалидов по зрению в реализации их избирательных прав и возможностей. Мы сделали специальные комплексы электронного голосования, которые позволяют слепому инвалиду самостоятельно проголосовать на избирательном участке. 4 года назад еще об этом даже не думали. Сегодня мы можем сказать: активность инвалидов по зрению в избирательном процессе стала намного выше.

В реализации доступности важно идти от человека, а не пытаться показать для чиновников наши успехи. Очень часто так бывает, что чиновник очень красиво преподносит какие-то моменты, а потом смотришь: это сделано только для одного-двух человек. Мы думаем, что такой подход надо потихонечку менять.

В завершение хочу сказать, каких результатов должны мы достигнуть организации к 15-му году. Мы планируем, что к 15-му году у нас 90% региональных организаций и их учреждений будут оснащены специальными рабочими местами для работы инвалидов по зрению. Это задача достижимая. Мы полагаем, что 60% местных организаций ВОС уже будут оснащены компьютерами с выходами в Интернет. Я думаю, что очень поможет нам создание и поддержка сайтов региональных организаций. Мы призываем Вас к тому, чтобы создать сайты федеральных округов. Я думаю, что надо использовать в большей степени возможности получения имущественной, финансовой, информационной, правовой государственной поддержки.

 

От Московской городской организации Общества слепых собравшихся приветствовал заместитель председателя МГО Антон Викторович Федотов.

 

- Конечно, нельзя не помнить того, что и раньше, когда был Советский Союз, Общество слепых тоже активно занималось доступностью для незрячих людей: разрабатывались звуковые светофоры, были сделаны некоторые ориентиры, в частности, в наших учреждениях, предприятиях, санаториях. То есть сказать, что эта тема стала совершенно новой, нельзя. Просто были тяжёлые 90-е годы, когда не хватало денежных средств на реализацию этих программ. Но когда ситуация с финансами улучшилась, сразу мы воспользовались моментом и стали государство просить, чтобы они реализовывали меры по доступной среде.

Помимо Департамента соцзащиты мы тесно работаем и с другими Департаментами, которые должны формировать доступную среду.

Департамент транспорта. На протяжении нескольких лет мы писали письма и бывали на приёмах у руководителя этого Департамента по поводу доступности наземного транспорта для инвалидов по зрению. Сейчас мы работаем над достаточно сложным вопросом по поводу внешнего звукового выхода, чтобы человек, стоящий на остановке, мог слышать, какой автобус к нему подъехал. Вопрос пока находится в проработке, наверно, какое-то решение мы найдём. Были у нас некоторые проблемы в 2005 году, когда ввели турникеты в метрополитене и в наземном городском транспорте. Незрячему человеку было тяжело понять, куда социальную карту прислонять, чтобы турникет сработал. Мы проводили занятия с людьми, объясняли. Но также мы смогли добиться, чтоб всё-таки валидатор на турникетах как-то выделялся. Мы обращались в метрополитен непосредственно. Сейчас обратились в Департамент транспорта, чтоб и в наземном транспорте валидатор выделялся – для удобства людей.

Раньше был Департамент потребительского рынка, сейчас Департамент торговли и услуг – мы туда обращались по поводу обеспечения доступности супермаркетов и магазинов. И Департамент выпустил специальное распоряжение, чтобы человек незрячий, приходя в супермаркет, имел право на сотрудника, который бы мог его сопроводить. Также мы добились, - в основном это касается супермаркетов Ашан, Перекрёсток,– чтобы ценники на продукты рисовались крупным шрифтом для слабовидящих людей.

Наша организация работает и с бизнес-структурами по поводу доступности. По многочисленным просьбам наших членов мы обратились в Сбербанк и там вопрос ставили не только по доступности зданий и сооружений, но и по доступности услуг, потому что возникают проблемы по поводу заполнения платёжных поручений, подписей документов, информационного обслуживания. Надо сказать, что руководители Сбербанка встретили нас с пониманием. Несколько проблем уже удалось решить. Разрешили работникам Сбербанка заполнять платёжные документы, если это необходимо. Стала доступна электронная очередь. Для наших людей это колоссально удобно.

Всё, конечно, зависит очень сильно от человеческого фактора. Надо проводить работу по формированию общественного сознания: как помочь незрячим людям, что им нужно. Конечно, технические решения прекрасны и правильны, но нужна человеческая поддержка, когда ты приходишь в какое-то учреждение – чтобы тебе помогли. В этой связи мы провели такую акцию: мы сделали социальную рекламу в метро, чтобы помогали незрячим людям с белой тростью, потому что метро является средством повышенной опасности передвижения.

Конечно, в Москве делается много, благодаря и Правительству, и Обществу слепых, но существуют проблемы, которые связаны с безразличием, халатностью. Многие ещё не решены. Но тренд задан правильно, и, я надеюсь, в конечном итоге наш город будет становиться более и более доступным.

 

Одним из самых интересных событий конференции стало выступление председателя Тверской региональной организации ВОС Александра Борисовича Трегуба, который поделился опытом реализации пилотного проекта «Доступная среда».

 

- Инвалиды добивались очень долго, чтобы мы – Тверская область – попали в эту программу. Тверская область – эта самая большая по площади область в Центральном федеральном округе, при численности населения меньше полутора миллиона. Треть населения – это пенсионеры. Если в целом по России средний процент пенсионеров составляет 25%, то у нас – больше 33-х. Естественно, пенсионеры также, как и инвалиды, являются благополучателями любой программы, где создаются условия доступности объектов и услуг.

В Тверской области были уже программы целевые по обеспечению доступности, мы начали эту работу с 2008 года, когда появилась первая программа по направлению обеспечения доступности услуг и объектов для инвалидов. Общая сумма за три года – 2008-2010 – по данной программе составила 67 миллионов рублей. Для инвалидов по зрению закупались дополнительные средства реабилитации сверх федерального перечня, закупалось оборудование для создания кабинетов реабилитации на базе местных организаций ВОС. Сейчас у нас 7 местных организаций оборудованы прекрасными современными кабинетами реабилитации, где есть весь перечень средств реабилитации. Инвалид может прийти и подобрать себе необходимое средство. Выделялись деньги на проведение всевозможных спортивных мероприятий, на участии инвалидов в федеральных спортивных мероприятиях. Одним из разделов программы была первая попытка в области начать отработку анкетирования и паспортизации объектов, которые посещают инвалиды. С 2008 года несколько объектов мы смогли сделать доступными для инвалидов. Это большой спортивный комплекс, несколько зданий библиотек и несколько объектов, где проходят всевозможные крупные мероприятия социокультурные.

Основные направления пилотного проекта 2011 года – это здравоохранение, транспорт, образование, информация и связь. Я бы хотел сказать о сумме, если Вы запомнили прошлую – 67 миллионов рублей, теперь только за 2011 год – 417 миллионов. То есть где-то в 6 раз больше.

Первое – автотранспорт. Здесь закупка автобусов с подъёмниками для въезда колясочников. Каждый автобус будет оборудован бегущей строкой и специальным речевым информатором, а также каждый маршрут будет представлен в укрупнённом виде. Также будет проходить модернизация существующих 210-ти единиц подвижного состава по оборудованию данными приспособлениями.

Следующий раздел – это здравоохранение. Мы совместно с общественными организациями, с правительством Тверской области остановились на том, что у нас есть несколько объектов, которые посещают все категории инвалидов: это областная клиническая больница, поликлиника областной клинической больницы и областная детская клиническая больница. Эти объекты были рекомендованы всеми пятью организациями инвалидов в пилотный проект. Параллельно эти объекты попали также в программу модернизации здравоохранения, то есть финансирование пойдёт с двух сторон. Это положительный фактор.

Следующий раздел – образование. Мы постарались выбрать два базовых учреждения, которые могут готовить инвалидов разных ограничений здоровья, включили их в эту программу.

Информация и связь. Это субтитрование программ, выпуск газет в укрупнённом шрифте, начитка газет и рассылка их по инвалидам через библиотеку для слепых. Также идёт обязательная адаптация всех Интернет-ресурсов госвласти для использования инвалидами всех категорий, в том числе слепыми и слабовидящими.

Вошли в проект также объекты сферы социальной защиты и занятости. Объекты физической культуры и спорта.

С чем мы столкнулись при реализации проекта. Программа начала работать с августа. Что было сделано: создана межведомственная группа по реализации проекта, призванная внедрить комплексный междисциплинарный подход к реализации задач проекта. В рабочую группу включены представители общественных организаций инвалидов. Начата паспортизация объектов социальной инфраструктуры в соответствии с разработанными методическими рекомендациями с целью создания электронной карты доступности объектов для инвалидов. Мы разрабатывали совместно с Министерством социальной защиты анкету объекта, где подробно расписывается, что необходимо на этом объекте делать – начиная от входа, прилегающих территорий и заканчивая всеми кабинетами, где могут находиться инвалиды. Каждый объект, который в программе был прописан, прошёл анкетирование. После этого комиссия выезжает на объект, в комиссию также входят инвалиды. И они смотрят. Руководитель объекта докладывает, проходя по всему объекту, что, где он планирует и почему. Тут смотрится целесообразность, и выявляются те слабые стороны, которые руководитель не учёл. Потому что у нас многие руководители считают, что если пандус у входа поставить, то все – его объект доступен. Были разработаны методические рекомендации по организации обследования. Идёт работа по проведению процедуры госзакупок оборудования. После этого будет установка этого оборудования, монтаж и отладка.

В общем-то, нагрузка на общественников получилась очень большая, потому что это выезды по всей области, работа с этими объектами. Честно признаюсь – тяжко.

Теперь я хотел бы рассказать о положительных и отрицательных моментах, которые мы уже выявили. К положительным моментам данной программы я бы отнёс комплексный подход к созданию безбарьерной инфраструктуры; долгосрочность программы; совместное финансирование – и из федерального бюджета, и из регионального, и из местного; первоочередное решение проблем доступности социально значимых объектов и услуг; и участие, контроль на всех этапах реализации программы представителей инвалидных организаций. А теперь к отрицательным моментам и рискам данной программы. Нет единых стандартов и нормативов, технических условий доступности на федеральном уровне, многие уже устарели, многие противоречат друг другу,  во многих очень большие пробелы. Нетработы по проведению всего этого всоответствие, исключению противоречий, доработки ГОСТов, стандартов. Нет интерактивных моделей доступности объекта. Это всё логичнее было бы сделать в первый год и на федеральном уровне. Привести нашу законодательную базу к какому-то логическому соответствию, разработать те инструкции, которые разрабатывали мы на уровне субъекта. Потому что следующий субъект разработает у себя другую инструкцию, и каждый, как всегда, пойдёт своим путём. Поэтому для доступности всей страны необходимо разработать единый подход, единые стандарты, единые инструкции. Второе: недостаточно внимания уделяется воспитанию населения, толерантного отношения к инвалидам. Очень хорошо просматриваются риски вандализма к средствам доступности. Всё-таки все средства доступности, которые устанавливаются – и звуковые светофоры, и знаки парковок, и электрические подъёмники – не секрет, что часто их просто ломают. Не понравился знак «парковка для инвалида», раньше этот житель там ставил свою машину – вечером он этот знак снёс в металлолом. Именно воспитание толерантного отношения снизит риск вандализма. Следующее – это отсутствие жёстких рычагов воздействия на чиновников. Сейчас чиновники, принимая объекты, вводя их в эксплуатацию, даже не смотрят: а соответствует ли вводимый объект доступности? Комиссии смотрят, прямые ли стены, но угол пандуса никто не проверяет. Следующий момент – это отсутствие чётких сроков реализации мер по доступности частных объектов и услуг, являющихся социально значимыми. Если мы возьмём федеральную программу, там написано, что на всехчастных объектах доступность будет создаваться за счёт владельцев. Но объекты частные сейчас – это и железнодорожные вокзалы, и автовокзалы, и услуги связи, и банковские услуги. Государство не может их приводить в доступность, область не может. А частники не хотят, и рычагов их заставить нет. У нас так получилось с несколькими объектами – это железнодорожный вокзал и автовокзал. Что может быть первостепеннее? Но руководство этих объектов и не собирается на сегодняшний день приводить их в доступность. Кто его заставит? Штрафов никаких нет. Это тоже необходимо на федеральном уровне урегулировать. Хотелось сегодня попросить «Реакомп» тоже поучаствовать в разработке детальных, проработанных рекомендаций по оборудованию объектов, создать интерактивный объект полной доступности для инвалидов по зрению. Это очень поможет в дальнейшем во всех регионах. Потому что руководители объектов часто не в теме. А книжки толстые им лень читать.

 

Гостями конференции были представители региональной общественной организации «Перспектива». Первым выступил юрист этой организации Максим Бориславович Ларионов.

 

- Тема сегодняшней конференции очень актуальна в свете подготовки Российской Федерацией к ратификации конвенции по правам инвалидов. Все Вы прекрасно знаете, что конвенция ООН обязывает государства-участники принимать надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к транспорту, к информации, право на свободу передвижения, право на образование, право на труд. Но они же в России уже признаны, они закреплены за каждым гражданином, они охраняются Конституцией, федеральными законами. Все это есть уже давно. Получается очень интересная вещь. Вот федеральный закон о социальной защите инвалидов был принят в 95-ом году, в нем есть замечательные статьи, которые предусматривают обеспечение доступности инвалидов к объектам всей социальной инфраструктуры, к объектам транспортной структуры. Встает вопрос: почему спустя 16 лет мы по-прежнему только говорим об этом? А что даст ратификация конвенции, не будет ли все в том же ключе идти? Не будут ли также соблюдаться нормы, как соблюдались нормы закона о социальной защите инвалидов?

Приведу пример. Конвенция о правах инвалидов обязывает все государства-участники обеспечивать инклюзивное образование по месту жительства. Речь идет о праве выбора образовательного учреждения рядом с домом. Но что мы слышим сейчас на самом высоком уровне? На встрече Президента Российской Федерации с представителями общественных организаций инвалидов я слышал тезисы о развитии дистанционного образования. Я считаю это абсолютно неверным шагом. В настоящее время слишком много внимания и слишком много денег уделяется дистанционному образованию, которое не подразумевает полноценного включения людей с инвалидностью в социум. Только в 2010 году было выделено порядка полутора миллиардов рублей на развитие именно дистанционного образования, если бы эти средства выделили на развитие инклюзивного, я считаю, пользы было бы больше. Развивая дистанционное образование, дистанционное трудоустройство, человека с инвалидностью все более сегрегируют от общества. Зачем нам тогда развивать транспортную инфраструктуру? Получается, что не надо. Пускай себе учатся дома, работают дома.

Я хотел бы отметить в своем докладе основные причины, почему за 16 лет существования федерального закона о социальной защите инвалидов практически ничего не было сделано в сфере безбарьерной среды. Во-первых, отсутствие четкого механизма реализации норм на уровне подзаконных нормативных актов, на уровне межведомственного взаимодействия. Опять пример. Постановка пандуса – это первый шаг к созданию безбарьерной среды. Но даже в Москве установить пандус в жилом доме – это огромная проблема. Чья это обязанность? Управы, собственников дома или управляющей компании? Эти вопросы четко не урегулированы. Я как юрист говорю. Вторая причина – это отсутствие жесткой ответственности. Отсутствие уголовной, административной, гражданской правовой ответственности за факты дискриминации по отношению к инвалидам. Я считаю, что всему сообществу людей с инвалидностью необходимо бороться за то, чтобы вводить в законодательство термин: «дискриминация по признаку инвалидности». Вместе с введением этого термина, я считаю, необходимо вводить так называемую презумпцию виновности чиновника, в отношении которого подает жалобу человек с инвалидностью. То есть он должен доказывать свою невиновность в отношении к инвалиду. А не инвалид должен что-то доказывать. В-третьих, это стереотипы в головах наших чиновников, нашего общества. Государство должно рассматривать в каждом человеке с инвалидностью потенциального налогоплательщика. Когда государство будет видеть в каждом человеке с инвалидностью именно налогоплательщика, а не субъекта социальной защиты, только тогда политика государственная изменится.

 

А после слово было предоставлено специалисту организации «Перспектива» Михаилу Леоновичу Новикову.

 

- По пунктам основные трудности создания доступной среды для людей с инвалидностью в Москве. Первое, о чём уже говорилось до меня, это неправильное использование техно-строительных норм и правил в рамках создания доступной среды. Это касается и столь близкой для меня темы пандусов. В городе Москве процентов 95 пандусов не соответствуют тем нормам, правилам, по которым они должны быть построены. Это неправильный угол наклона, перил. Я хоть не большой эксперт, но вижу, что и многое, что делается для людей с инвалидностью по зрению в Москве, тоже далеко от совершенства и от того, что должно быть. В частности вот эти блоки, которые называются «направляющие». Я сам был неоднократно свидетелем, как об эти блоки спотыкаются, чуть ли не падают даже люди без инвалидности. Потому что эти блоки, зачастую, ставятся как-то по-странному, втапливаются не до конца, получаются весьма высокие края, да и сами вот эти направляющие, на мой взгляд, достаточно высокие по конструкции, что вполне позволяет незрячему человеку о них спотыкнуться и даже упасть. Вместо помощи наоборот – большая проблема. Плюс очень интересные варианты их размещения. Я неоднократно видел, как направляющие, например, ведут в столб фонарный, который стоит около перехода. Это всё делается по некеому недомыслию, как это должно выглядеть, как это должно работать. Без привлечения необходимых экспертов из общественных организаций инвалидов.

Второй важный момент, я бы отметил, это некоординация деятельности общественных организаций инвалидов. Неоднократно говорилось здесь о паспортизации объектов. Но если одни организации будут делать паспортизацию для незрячих, другие для колясочников, третьи для неслышащих, это будет доставлять большие проблемы. На самом деле очень много моментов, где мы сходимся. Любой порог, например, - это серьёзное препятствие и для незрячего человека, и для человека на коляске. Или наоборот, самораздвигающиеся двери на фотоэлементах – это помогает и облегчает жизнь и незрячему, и человеку на коляске. Наверно, пора уже говорить о таком понятии, которое есть во всём мире, как универсальный дизайн, что подразумевает удобство оснащения любого здания и улицы для всех людей с инвалидностью. Концепция универсального дизайна поможет сделать наши города удобными, доступными для всех.

Сейчас вот эта некоординация наших общественных организаций зачастую выступает неким средством для чиновников заткнуть нам рот. Например, на мои неоднократные замечания по поводу неправильности установки этих самых рельефных направляющих, приводился аргумент: «Это, может быть, Вам – человеку на коляске – неудобно, но это делается для незрячих людей как должно быть для них».

Ещё момент. Я на выступлениях уже неоднократно слышу, что где-то процентов 80 инфраструктуры Москвы уже сделано доступным для людей с инвалидностью. И городской транспорт, и улицы, и прочее. Я не удивлюсь, если года через два окажется, что уже все 100% нашей инфраструктуры доступно, удобно, и нам останется только расписаться в этом. Проблема в том, что во всех отчётах отмечается количество, но за качеством всех этих объектов на самом деле абсолютно никто не следит. Без единственно правильной системы паспортизации объектов ничего не изменится, а во всех отчётах и бумагах будет звучать, что наш замечательный город Москва уже практически полностью доступен и удобен для людей с инвалидностью. Хотя, все люди с разными формами инвалидности, кто живёт в Москве, скажут, что это, к сожалению, пока далеко не так.

Коснусь ещё немножко вопросов обеспечения доступности услуг для людей с разными формами инвалидности. Сейчас мы опробовали достаточно интересную программу совместно с финансовой корпорацией УРАЛСИБ, которая называется «Сервис, доступный для всех». Это подразумевает обучение сотрудников банка работать с клиентами с разной формой инвалидности. На этих семинарах в качестве ведущих экспертов у нас участвуют люди с разными формами инвалидности: на колясках, незрячие, неслышащие. Преподаем этикет по отношению к людям с инвалидностью, внимание уделяется различным аспектам законодательства… В общем, все ситуации и нюансы обсуждаются. Мы уже провели 6 таких семинаров для сотрудников УРАЛСИБа в городе Москве, но этого мало. В дальнейшем, вроде, есть планы попробовать всё это реализовать и в региональных отделениях банка.

 

Не секрет, что сейчас, когда речь заходит о доступной среде, наибольшее внимание к себе, наряду с нашей столицей, привлекает еще один город страны. Это Сочи. Ведь именно там в 2014 году пройдет не только зимняя Олимпиада, но и Паралимпиада.

Темы обеспечения доступности в городе Сочи коснулся в своем выступлении главный специалист управления по работе с региональными организациями и санаторно-курортным комплексом Аппарата управления ВОС Владимир Георгиевич Ткачев.

 

- Об участии Всероссийского общества слепых в формировании доступной среды на объектах «Сочи-2014». По объектам мы проехались с комиссией. И высказали свои замечания – в письменном виде в форме рекомендаций. И дальше уже по этим замечаниям либо выполняли необходимые мероприятия по доступной среде, либо исправляли то, что было ранее сделано и не соответствовало техническим нормам. Это либо был неправильно выполнен уклон, либо не соответствовала ширина проходов, либо бордюрные камни были подняты не так, либо отсутствовали какие-то информационные знаки, включая тактильные.

Активное участие в этом вопросе принимает Третьяк Юрий Серафимович и местные организации города Сочи. Они постоянно осуществляют мониторинг ситуации.

Теперь коротко по объектам обследования. Железнодорожный вокзал. Этот объект строился несколько десятков лет назад. Он совершенно не приспособлен к нормальному функционированию в смысле доступной среды. Но, что нас порадовало, они самостоятельно заказали проектную документацию, которая так и называется: «Адаптация железнодорожного вокзала к требованиям доступности среды». По предварительной договорённости эта проектная документация поступит к нам во Всероссийское общество слепых на рассмотрение и согласование.

Следующий объект – это аэропорт города Сочи. Аэропорт был сдан в эксплуатацию в 2010 году. Однако градостроительный кодекс был введён в 2004 году, и там уже присутствовал раздел доступности среды. Но руководство аэропорта Сочи не удосужилось, чтобы этот аэропорт был приспособлен к нуждам инвалидов. Решение этого вопроса продвигается очень тяжело. По первому списку рекомендаций, который получило руководство аэропорта, мероприятия были выполнены с такими существенными недостатками, что практически все нужно переделывать либо демонтировать. То есть часто вопрос доступной среды не выполняется из-за прямого нежелания администрации выполнять возложенные на них законом обязанности. В настоящее время второй комплект замечаний был представлен руководству. Проходил большой семинар в Сочи по объекту «аэропорт». Этот семинар получил достаточно ёмкое освещение в местной прессе и на местном телевидении. К вопросу подключилась и прокуратура.

Все общественные здания, сооружения должны в кратчайшие сроки стать доступными для инвалидов всех категорий. Но сам город Сочи расположен в сложных условиях рельефа. Поэтому по таким зданиям, как автовокзал, допустим, почта, телеграф, какие-то здания социальной защиты, здания администраций, работы выполняются. Но они ограничены маленькой площадью вокруг этих зданий.

Что касается спортивных сооружений – это лыжные трассы и жилые помещения для спортсменов, помещения по обслуживанию спортсменов – вопрос решается достаточно хорошо, в связи с тем, что это новое строительство. Тем более что на этих объектах будут проходить Паралимпийские игры.

 

Научный сотрудник Государственного музея Республики Татарстан Артем Васильевич Каменщиков обозначил еще один аспект построения в обществе безбарьерной среды – «Музей равных возможностей».

 

- Музей национальный – это очень большая, серьезная организация. Находится он в самом центре города Казани, в Кремле, 350 человек работает там. Музею 116 лет, он был открыт в 1896 году. 800 000 единиц хранения – весь фонд культуры Татарстана, русского и татарского народа, и других народов, проживающих на территории республики. 2000 метров квадратных занимает экспозиция. Мы пытаемся адаптировать нашу экспозицию и музейные экскурсии для инвалидов, и для инвалидов по зрению в частности. Занятия для инвалидов по зрению направлены на тактильность, ощущение предметов. Программа «Увидеть старину руками». В рамках этой программы, первое занятие – это «В гостях у мамонта». Проводит его Марина Петровна Новикова, начальник отдела естественной истории Татарстана. Мы демонстрируем бивни и кости мамонта, рассказываем об охоте древнего человека. Следующее занятие тоже очень интересное, называется: «Рази, сверкающая сталь». Это история Куликовской битвы. Мы одеваем детишек в костюмы русских воинов и воинов Золотой Орды. Это восторг вызывает у детей. Следующее занятие: «Волшебный мир игрушки». Это куклы, в которые играли дети разных времен, всё это тоже можно потрогать и сделать куклу своими руками. Это очень здорово и полезно, потому что развивает моторику. И занятие «Татарский национальный костюм». Музыкальные вечера, лекции.

Большую помощь оказывает библиотека для слепых Казани.

Одна из работ заключается и в привлечении людей, которые по своей занятости не могут посетить музей. Это работники УПП «Электроконтакт». Поэтому мы придумали такой вид деятельности, как радио-лекции. Читаем историю Казани.

По большим просьбам местной организации Общества слепых мы стали делать автобусные экскурсии по Казани с рассказом о памятниках истории. В ближайших наших планах водить пешеходную экскурсию для незрячих вокруг гостиного двора.

 

Сергей Николаевич Ваньшин уточнил:

 

- Слепым открыт доступ к основной экспозиции музея?

 

Артем Васильевич рассказал:

 

- Сотрудники национального музея идут мне навстречу. Мы водим по музею экскурсии для слепых и слабовидящих детей и взрослых, несмотря на то, что большинство экспонатов в витринах. Но, есть и что потрогать. Это подлинные стелы времен переселения народов, IV-VIвека, предметы быта, чучела животных и птиц…

 

О необходимости обеспечения доступа инвалидов к правовой информации как средства создания безбарьерной среды говорил с трибуны конференции специалист по работе с молодежью Реабилитационного культурно-спортивного досугового центра инвалидов Пермской региональной организации Алексей Анатольевич Якимов.

 

- На федеральном уровне есть ряд программ, которые говорят о социальной защите инвалидов, о доступности среды. Но на сегодняшний день есть проблемы, которые до сих пор остаются нерешенными. И одна из таких проблем – это доступность информационной среды. И более детально – доступность информации социально-правового плана. Именно этой проблемой мы решили заняться в конце 10-го года в своей региональной организации. Нами был разработан социально значимый проект под названием «Знание прав – твое достоинство». При реализации данного проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта по распоряжению Президента Российской Федерации. Также нам оказывали поддержку Общественная палата Российской Федерации, правозащитная организация «Сопротивление». Цель данного проекта – содействие повышению правовой грамотности и правовой культуры незрячих людей Пермского края путем проведения с ними информационно-правовой работы. Перед нами стояло несколько задач. Первое – издать брошюру и аудиокнигу, в которой содержится ряд тем по правовой тематике. Первый номер «Правового вестника» был посвящен вопросам жилищного законодательства, вопросам управления многоквартирным домом, и также мы осветили вопросы энергосбережения и энергоснабжения. Это наиболее злободневные темы, с которыми встречается любой собственник при взаимодействии с управляющей компанией. Еще в каждой местной организации мы проводили так называемые информационно-просветительские экспедиции. То есть приезжали в местную организацию, задачей председателя было пригласить экспертов по тем или иным вопросам, представителей управляющих компаний, экспертов из Минсоцразвития. Мы презентовали свою работу - «Правовой вестник», в дальнейшем работа сводилась к режиму вопрос-ответ. Таким образом, мы проездили по всему Пермскому краю с ноября 2010 года по октябрь 2011. По итогам работы в октябре проводился круглый стол с участием представителей и Минсоцразвития, и Пенсионного фонда, и уполномоченного по правам человека.

Каким образом дальше будет проходить работа в этом направлении? Ориентировочно не реже двух раз в году мы будем издавать «Правовой вестник». По тем вопросам, которые наиболее актуальны для населения. Будет выработан механизм. На местах первичная организация будет собирать все запросы, эти запросы направляются в региональную организацию, мы их прорабатываем, формируем тематику следующих номеров.

Работа проведена серьезная, нужная. И я думаю, что для других регионов данный опыт тоже будет интересен. На сайте Пермской краевой организации  www.vos.perm.ru это есть. Можно зайти, посмотреть, скачать.