Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

20-21 июня 2007 года в подмосковном санатории "Сосны" состоялось расширенное заседание Центрального правления ВОС с участием руководителей региональных организаций, хозяйственных обществ и учреждений по обсуждению работы ВОС в условиях современной государственной политики.


Санаторий «Сосны» ВОС                                                        21 мая  2008 года

Рассмотрев и обсудив основные результаты работы ВОС в 2007 году и задачи, стоящие перед Обществом на ближайшую перспективу,
участники расширенного заседания Центрального правления ВОС решили:
1. Основной задачей  Всероссийского общества слепых считать совершенствование деятельности всех структур Общества по социальной защите инвалидов по зрению с учетом современной государственной политики.
Для достижения поставленной задачи главными направлениями деятельности ВОС в 2008 году считать:
1.1. Дальнейшее укрепление взаимодействия с органами государственной власти  РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления  по решению проблем инвалидов по зрению на основе  равноправных партнерских  отношений. Продолжать работу на федеральном, региональных и муниципальных уровнях по совершенствованию законодательства, касающегося инвалидов по зрению.
1.2. Повышение ответственности и исполнительности руководителей всех уровней в  выполнении решений XX съезда ВОС, постановлений Центрального правления ВОС, распоряжений президента ВОС и постановлений правлений региональных организаций. 
1.3. Сохранение и развитие реабилитационной базы ВОС, выполнение Программы социального развития ВОС на 2006-2010 годы, совершенствование реабилитационной работы с инвалидами по зрению.
Обеспечение инвалидов по зрению необходимыми техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.
1.4. Повышение ответственности Председателей Наблюдательных советов ООО и Генеральных директоров ООО ВОС за деятельность предприятий по увеличению их прибыльности, созданию и сохранению рабочих мест для инвалидов, росту заработной платы работников в соответствии с принимаемыми решениями по этому вопросу органами государственной власти на федеральном и региональных уровнях.
Добиваться государственного заказа на продукцию предприятий, льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию, оплаты аренды муниципальных помещений. 
1.5. Привлечение финансовых средств из бюджетов всех уровней, в том числе по программам поддержки инвалидов и  грантам, привлечение пожертвований.
1.6. Надлежащее содержание и эффективное использование имущества. Принять меры по завершению в 2008 году оформления земельных участков в собственность ВОС. Добиваться получения в собственность муниципальных помещений, занимаемых региональными и местными организациями ВОС.
1.7. Реализация мер по совершенствованию профессионального обучения руководителей и специалистов ВОС на основе развития компьютерных технологий. Обратить особое внимание на подготовку резерва кадров всех  звеньев управления  Общества.    
1.8. Своевременная разработка проектов бюджетов региональных организаций, учреждений и хозяйственных обществ ВОС на 2009 год, начиная с июля текущего года в соответствии с Положением о бюджетах ВОС. В бюджетах учесть реальные возможности по привлечению дополнительных финансовых средств и установленные отчисления предприятий на уставную деятельность ВОС.

2. Одобрить  мероприятия по созданию документального фильма о жизни Всероссийского общества слепых, его региональных организаций, хозяйственных обществ и учреждений, о проведении комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зрению.

3. Рекомендовать руководителям региональных организаций, хозяйственных обществ и учреждений:
- конкретизировать мероприятия по реализации принятой резолюции;
- довести информацию о расширенном заседании ЦП до актива ВОС.
Рекомендовать   председателям региональных организаций ВОС обсудить на заседаниях правлений в 3-м квартале текущего года вопросы  развития организаций  в современных условиях.

4. Знание  руководителями всех уровней ВОС федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, нормативных актов исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и правильное их использование, считать непреложным  условием стиля своей работы.

5. Информацию о расширенном заседании Центрального правления  ВОС разместить на сайте и в средствах массовой информации ВОС

по вопросам совершенствования предоставления мер социальной поддержки, социальных, реабилитационных услуг и протезно-ортопедической помощи инвалидам. 



Уважаемая Татьяна Алексеевна!
Уважаемые  коллеги!


Мы с большой надеждой и оптимизмом восприняли слова президента РФ Д.А. Медведева, сказанные им   в Кремле 13 мая, Цитирую: «Отношение к инвалидам  в России необходимо изменить, сделав их поддержку государственным приоритетом».
Мы видим, как меняется государственная политика в отношении инвалидов. И это радует.
Сегодня, мы должны определиться, что же нам необходимо сделать, чтобы сказанное президентом не осталось словами.
1. Мы считаем, что камнем преткновения всех проблем инвалидов является  введение  степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Ее инициаторы, практики из бывшего Минтруда России, активно поддержанные учеными,  не могли или не хотели   представить себе к каким последствиям это может привести. А привело:  к резкому ухудшению правового, морального и материального положения инвалидов, существенно ограничило их права.
Получение пенсий, пособий, профессиональное образование, трудоустройство, санаторно-курортное лечение – все привязано к конкретной степени, а ее присвоение зависит только от субъективного подхода специалистов учреждений медико-социальной экспертизы.
Сегодня инвалид практически лишен конституционного права на труд, на получение образования. Он не может самостоятельно распоряжаться своими возможностями и способностями. При установлении ему  3 степени  он лишается работы и учебы, при установлении 2 степени – он не может нигде трудоустроиться, так как для него необходимы определенные условия, а их никто не торопится создавать. О работе инвалида в сельской местности вообще не приходится говорить.  
Тотально слепого инвалида, которому присваивают вторую степень - лишили права на сопровождающего.
2. Санаторно-курортное лечение инвалидов.
Считаем недопустимым, когда  конкурс выигрывает санаторий, совершенно не приспособленный для незрячих, показав цену  путевки  ниже стоимости, заявленной фондом, на несколько рублей. 
Предлагаю  при организации Конкурса выделять специализированные санатории инвалидных организаций в отдельный лот, как это было ранее. А наиболее оптимальный  вариант, когда в Федеральном бюджете будет предусмотрено целевое финансирование на закупку не менее 5000 (пяти тысяч) путевок ежегодно в  лечебные учреждения ВОС по аналогии с  санаторием «Русь».
3. Основная проблема инвалидов:  их трудоустройство, то есть реабилитация.
В 2002 году, выступая на совещании в Астраханском регионе, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал:
«Проблема занятости инвалидов, – это особенно серьезная проблема и ее невозможно решить без поддержки государства: на федеральном и региональных уровнях».          
А реально,  за это время, только  на предприятиях ВОС численность работающих инвалидов   сократилась на 1/3. На 30% сократилось количество незрячих членов ВОС,  работающих в стране. На 17% ежегодно увеличивается количество членов ВОС, желающих трудиться и не трудоустроенных.
Сегодня действует ФЦП по поддержке инвалидов. Финансы на этот год были выделены в январе. Прошло полгода, но на сегодняшний день по ее реализации, по известной пословице,   еще конь не валялся.   
Я очень сомневаюсь, что мы ее реализуем в оставшееся время: заявки, конкурсы, аукционы, договора, закупки, отчеты. А ведь нам нужно создать почти 500 (пятьсот) рабочих мест.
Абсолютно уверен, что со следующего года необходимо изменить процедуру реализации Программы: выделять средства  нашему Обществу, а мы сами закупаем необходимое оборудование и своевременно отчитываемся.               
В  регионах тоже  нет полного понимания значимости финансовой поддержки  наших  предприятий и организаций.  Во многих субъектах   считают, что это дело только инвалидных организаций, их не касаются проблемы инвалидов. Как – будто инвалиды не граждане их регионов. 
При этом идет ссылка на отсутствие законодательной базы.
В данной аудитории мне неудобно напоминать о том, что имеющихся законов вполне достаточно. Я их могу перечислить. И в тех регионах, где есть понимание проблем инвалидов, – там есть хорошие результаты. 
В 2007 году в 24-х субъектах были выделены средства на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов по зрению.
В 33-х  наши предприятия  были освобождены от некоторых налогов и сборов.
В  17 предоставлялись  льготные тарифы на тепловую и электрическую энергию. 
Среди них есть немало и дотационных.
Какой можно сделать вывод? Только один: одни могут и делают, другие могут, но не хотят. 
С этой высокой трибуны хочу выразить слова признательности в первую очередь органам государственной власти  Москвы и Санкт-Петербурга, Татарии и Удмуртии, Ростовской, Свердловской,  Челябинской областей и др. 
О государственном заказе.
Закон есть. Но он практически не работает. Захотел заказчик предоставить преимущества организациям инвалидов – предоставит, не захотел, его никто не заставит. Очень мудрые люди его разработали. Видимо и здесь действуют известные всем механизмы. Какие могут быть торги для инвалидных организаций? Ну, подумайте сами. С кем торговаться инвалидам?
Хотел бы напомнить, что предприятия инвалидов - единственные предприятия в государстве с реальной базой для профессиональной,  социокультурной и медицинской реабилитации инвалидов. Требуется одно: принять все меры для их государственной поддержки.  Пора, наконец,  это всем понять. И не смотреть  на них как на коммерческие структуры, как укоренилось мнение сегодня.

Уважаемая Татьяна Алексеевна!
Для Вас, известного и уважаемого экономиста-бюджетника, безусловно, риторически прозвучит  вопрос «Что делать?», если я назову только две  цифры:
- сумма налогов, сборов и платежей, уплаченных системой ВОС в 2007 году,  составила около  1 млрд. руб., а чистая прибыль -  всего 49 млн.
Очевидно, что действующие льготы, ну никак не способствуют развитию наших предприятий. 
Я думаю, в первую очередь, нужно изменить налоговое законодательство. 
На этот счет есть законопроект  96 депутатов 2002 года.   Он до сих пор он  не рассмотрен и имеет отрицательное заключение Правительства.  И это при том, что президент В.В.Путин на встрече с нами  в Кремле в 2003 году сказал, что бюджет государства не должен формироваться за счет организаций инвалидов.
Необходимо также  законодательно изменить соотношение  работающих инвалидов на наших предприятиях с  50% до 30%. Внедрение высокотехнологичного оборудования, сокращение ручного труда,  не позволяют сегодня  выдержать существующее соотношение.
Об изменении законодательства сделала вывод и Счетная палата РФ после проведения аудита  по выполнению ФЦП в 2007 году. Она  дала высокую оценку обществу слепых и проверяемым Ивановской, Курской, Липецкой и Рязанской организациям и  настоятельно рекомендовала решить следующие вопросы:

Введение государственного заказа для предприятий инвалидов.
Дотирование заработной платы инвалидов.
Изменение порядка освидетельствования инвалидов. В  том числе, отмену степени ограничения способности к трудовой деятельности. Даже высший контролирующий орган страны увидел в этом законе все беды инвалидов.  
Как видите, Счетная палата рекомендует то, о чем я сказал выше.                        
С принятием и ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов в любом случае придется приводить  всю  законодательную базу в отношении инвалидов  в соответствие с нормами международного права. 
Подготовку предложений по  изменению законодательства по инвалидам можно поручить созданной Вами, Татьяна Алексеевна,    рабочей группе  под руководством депутата Государственной Думы Ломакина-Румянцева А.В., возможно усилив ее соответствующими специалистами.
Логика подсказывает, что необходимое сегодня совершенствование законодательства невозможно без политической воли руководства страны и мы просили бы Вас быть инициатором встречи президента РФ Д.А. Медведева с руководителями общероссийских организаций инвалидов.

Спасибо за внимание.

на тему «Социально ответственный работодатель»,  проводимым Федеральной службой по труду и занятости Минздравсоцразвития России. (16 июля 2008 года) 


Уважаемый Максим Анатольевич!
Уважаемые коллеги!

Актуальность темы сегодняшнего разговора  не вызывает сомнений. Ведь вопросы трудоустройства и занятости инвалидов являются одними из ключевых  в их реабилитации и интеграции в общество, создания им  равных возможностей.           
Они занимают  важное место в международных правовых документах, в работе законодательных и исполнительных органов государственной власти России. Мы знаем также и мнение руководителей государства по этим вопросам. Очередной раз об этом было сказано председателем правительства В.В. Путиным  7 июля текущего года. Говоря о необходимости ратификации Конвенции о правах инвалидов он отметил, что  инвалиды по-прежнему испытывают проблемы  с трудоустройством и эти вопросы требуют серьезных решений.
Я внимательно слушаю выступающих.  Все  говорят совершенно  правильно.
Все видят проблему, все выступают за  ее  решение. Но что конкретно стоит за  этими  словами, как выполняются  законы, как реально обстоят дела?
Я покажу на примере  Общества слепых. Ежегодно, на протяжении десятилетий, мы проводим мониторинг трудоустройства и занятости  членов нашей организации. Картина следующая.
За шесть лет общее количество трудоустроенных сократилось на 1/3 и  составляет сегодня 27 с половиной тысяч. Из них в системе ВОС трудится более 15 тысяч.
В тоже время за эти годы количество желающих работать возросло на 50% и составляет более 9 тысяч.
Налицо резкое сокращение численности работающих инвалидов и увеличение количества желающих работать, особенно в последние три года, т.е. за годы действия  122 закона.
И это несмотря на то, что Общество слепых активно занимается содействием трудоустройству. И здесь сравнительная картина не в пользу последних лет. Если  в том же 2001 году было трудоустроено около 4 тысяч инвалидов по зрению, то в прошлом году -  всего две с половиной, из них подавляющее большинство на своих предприятиях.
Вот такие реальные результаты. 
На улучшение ситуации с трудоустройством мы рассчитывали  на разрекламированный Шведский опыт.      
Напомню, что в июле 2005 года стартовал Российско-Шведский проект «Профессиональная реабилитация и трудоустройство граждан с ограниченными возможностями». Он завершается 30 сентября текущего года. Были определены три пилотных региона: Республика Карелия, Вологодская и Воронежская области. Задумка  хорошая. Обкатать проект на трех регионах с последующим распространением опыта на все другие регионы страны. Мы с большим интересом ждали результатов. И что же? Как он коснулся инвалидов по зрению? По информации  руководителей наших организаций  эксперты из Швеции познакомились с деятельностью  предприятий ВОС, некоторое количество инвалидов по зрению прошли обучение  работе на компьютере. И все. Ни один инвалид – член ВОС,  не был трудоустроен за эти годы в рамках проекта.
Возникает резонный вопрос: кому и зачем нужны такие проекты?    
По нашему мнению для инвалидов по зрению нет необходимости выдумывать какие-то проекты для трудоустройства и проводить эксперименты.
Всероссийское общество слепых имеет развитую структуру организаций, хозяйственных обществ, реабилитационных центров и учреждений для осуществления комплекса мероприятий по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, их трудоустройству. В Российской Федерации нет других предприятий для работы слепых граждан.           Нам нужна только соответствующая государственная поддержка.
По большому счету, в целях трудоустройства инвалидов России всех категорий, по моему глубокому убеждению,  должна быть разработана  государственная  программа профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов или приоритетный национальный проект. Эта программа должна быть совместной: федерального правительства, региональных и местных властей, отечественного бизнеса и организаций инвалидов. При этом необходимо изучить и использовать зарубежный  опыт трудоустройства инвалидов.
Основные составляющие программы: 
Во - первых, необходимо определить количественный и профессиональный состав ресурсов, т.е. реальное количество инвалидов, могущих и желающих работать по той или иной специальности. По ВОС такую информацию мы имеем.
2. Изучить рынок возможных рабочих мест для них: в государственных структурах, на специализированных предприятиях инвалидов, предприятиях малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства.
3. Обеспечить условия для возможности получения профессионального образования по профессиям, востребованных на рынке труда.
4.Создать необходимые условия для трудоустройства инвалидов на подходящую для них работу на предприятиях всех форм собственности.
5. Программа должна быть комплексной, увязывающая все службы и структуры, которые участвуют в этом процессе: учреждения МСЭ и учреждения, проводившие профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку инвалидов, и, естественно, их трудоустройство. При этом  должны быть охвачены инвалиды, проживающие как в городских условиях, так и на селе.    
Мне могут возразить. Зачем какая-то очередная программа. Ведь реализуется ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы». Да реализуется. Но, то количество средств, которое выделяется по программе из федерального бюджета и порядок ее реализации не выдерживают никакой критики. Во – первых, на пять лет, на каждый конкретный год, фиксированно определено количество создаваемых рабочих мест и количество выделяемых средств без учета  инфляционных и других факторов, в том числе  увеличения стоимости создания рабочего места. На Всероссийском совещании 4 июня я вынужден был отметить, что деньги на ее выполнение в этом году еще не выделялись и когда мы будем ее выполнять  - неизвестно. На сегодняшний день в этом плане ничего не изменилось.
Второй момент. Для   реализации программы привлекаются и средства организаций инвалидов. Причем в процентном соотношении  немалые. Например, по ВОС: из федерального бюджета на пять лет  выделяется 315,07 млн. рублей. а Общество должно изыскать 543,38 млн. т. е. на 73% больше. А  где их взять?  Такое соотношение финансовых затрат при всестороннем давлении на наши предприятия: здесь и налоги, конкуренция рынка, и т.д.  конечно не реально. Много или мало выделяется средств из федерального бюджета? Явно недостаточно, так как стоимость создания одного рабочего места сегодня составляет  около 700 – 800 тысяч рублей. Т.е. на эти деньги можно создать только 500 рабочих мест. А желающих трудиться, как  было сказано выше, около 9 тысяч. 
Как известно, Счетная палата РФ, проводившая проверку расходования бюджетных средств на сохранение и создание рабочих мест для инвалидов в четырех регионах России (Ивановская, Курская, Липецкая и Рязанская области) сделала  вывод о том, что цель государственной политики в реализации права на труд, предусмотренного законодательством, до настоящего времени не достигнута и  деятельность органов исполнительной власти не обеспечивает решение задачи профессионального образования и трудоустройства инвалидов. Одна из основных   задач Программы – создание рабочих мест для инвалидов в полном объеме не решается.
Вот реальная оценка реализации ФЦП.  Видимо, что-то  делается не совсем так. Мы должны  серьезно задуматься о выводах компетентного контролирующего органа страны.        
Что же делать? Я уже сказал выше свое мнение по этому вопросу: 
Разработка комплексной программы трудоустройства и занятости инвалидов в ранге национального проекта. Однако, это длительный процесс. Так сказать перспектива. А наши предприятия, где  трудятся сегодня около 24 тыс. человек, требуют незамедлительных действий по сохранению и созданию рабочих мест.
По каким направлениям необходима первоочередная поддержка наших предприятий? Буквально тезисно.Продолжать реализацию ФЦП, но с определенной ее коррекцией:

1. Увеличить объем финансирования, так как с каждым годом растет стоимость создания рабочего места  и изменить процедуру  реализации программы. Уверен, что со следующего года необходимо выделять средства  нашему Обществу. Мы сами закупаем необходимое оборудование на создание рабочих мест и сами  отчитываемся. Т.е. сделать так, как было при реализации предыдущей ФЦП.     
2. ВОС возлагало большие надежды на возврат средств за уплаченные налоги и сборы в бюджеты всех уровней. Однако  с 2006 года мы получили только 800 млн. А заплатили с 2002 года по 2007 год 1 млрд. и 706 млн. рублей. Разве это можно назвать нормальной компенсацией? А ведь эти средства идут на укрепление материальной базы, сохранение и создание рабочих мест и проведение реабилитационных мероприятий.
3. Необходимо принять дополнительные меры, направленные на предоставление реального, стабильного государственного или муниципальных заказов на продукцию наших предприятий. 
4. Следующий момент. Заработная плата инвалидов. Специфика их труда, связанная с условиями труда и ограничениями по продолжительности рабочего дня, существенно влияет на их заработную плату. Инвалиду за 35 часовую неделю необходимо платить полную заработную плату, оплачивать дополнительный отпуск. Среднемесячная заработная плата инвалидов по зрению в 2007 году составила около 4300 рублей. На большинстве предприятий она существенно ниже и составляет ниже прожиточного минимума, установленного  в тех или иных регионах. А что делать нам  со следующего года, когда МРОТ будет равен 4330 рублей? Одна надежда, на  дотирование заработной платы со стороны государства.  Зарубежный опыт в этом направлении есть.  
5. Уже набило  оскомину говорить о степени ограничения способности к трудовой деятельности.  Но будем повторять и говорить до тех пор, пока не изменится законодательство по этой проблеме. Сегодня инвалид практически лишен конституционного права на труд, на получение образования. Он не может самостоятельно распоряжаться своими возможностями и способностями.
Недавно в прессе прошла информация о том, что правительство работает над данной проблемой. Будем надеяться на положительное  ее решение.
6. О квотировании. То же вопрос не новый. Вот сегодня говорим о роли малого и среднего бизнеса в трудоустройстве инвалидов. О какой роли можно говорить, если государство само вывело практически все предприятия малого и среднего бизнеса из процесса трудоустройства инвалидов, определив квоты  для предприятий, численностью более 100 человек. Да, мелкий и средний бизнес – основа экономики государства и государство постоянно заботится о нем. 
Государство решает вопросы поддержки и сельского хозяйства, нефтянки, других отраслей. Получается так: для одних вопросы решаются, а  инвалиды и их организации, которые постоянно борются за свои права, остаются вне внимания государства. Я думаю и с нами можно решить все проблемы, в том числе по квотированию рабочих мест  и уплаты штрафов за отказ трудоустраивать инвалидов.
Нашим предприятиям невозможно конкурировать с производствами, где применяется дешевая рабочая сила, или где не ставится задача  создания рабочих мест для инвалидов. Следовательно, требуется выровнять экономические условия игры на поле бизнеса для предприятий инвалидов. Мы сегодня можем говорить все что угодно, но если государство не определится со своей политикой по отношению к бизнесу и инвалидам, у нас снова будут одни пустые слова.
7. Хорошей поддержкой предприятий инвалидов стало бы  законодательное изменение соотношения  работающих инвалидов на наших предприятиях с  50% до 30%. Внедрение высокотехнологичного оборудования, сокращение ручного труда,  не позволяют сегодня  выдержать существующее соотношение.
8. Следует также учитывать, что предприятия инвалидов являются прежде всего реабилитационными, а уже затем коммерческими организациями, на прибыль которых содержаться организации инвалидов. В связи с этим необходимо пересмотреть их статус как налогоплательщиков, а также обеспечить возможность приравнять их к бюджетным организациям при установлении тарифов за электроэнергию, коммунальные услуги и т.д.
9. Необходимо разработать механизм компенсации НДС предприятиям инвалидов, так, как это делается в некоторых зарубежных странах.
И последнее. Необходимо разработать механизм стимулирования работодателей всех форм собственности, создающих рабочие места для инвалидов. Работодатели должны быть заинтересованы в этой важной для нас работе. 
Уважаемые товарищи! Я показал реальную ситуацию с трудоустройством инвалидов  по зрению и некоторые пути по его улучшению. Картина, мягко говоря,  не радостная. И она ухудшается из года в год.
В связи с этим я обращаюсь  к представителям органов законодательной и исполнительной   власти, представителям бизнеса. Давайте будем последовательны. Если мы  постоянно говорим о проблемах трудоустройства и занятости инвалидов, давайте, наконец, от слов переходить к делу. Ведь может наступить момент, а при таких темпах, очень скоро, когда ни одного специализированного предприятия  инвалидов, на которые мы еще как-то их трудоустраиваем,   не останется.

Спасибо за внимание.



Впервые за многие годы на расширенном заседании Центрального правления Всероссийского общества слепых в мае 2008 года было принято  решение о съёмках документального фильма с символическим названием «Свет единения» о жизни нашей общественной организации, её региональных организаций, хозяйственных обществ и учреждений, о проведении комплексной реабилитационной работы с инвалидами по зрению. 
Принятие такого важного и судьбоносного решения в жизни Всероссийского общества слепых было вызвано объективными и субъективными факторами, сделавшими съёмки фильма актуальными, необходимыми и своевременными.
Во-первых,  сама идея создания такого фильма нашла своё косвенное выражение в «Программе социального развития Всероссийского общества слепых на 2006 -2010 годы», принятой ещё на ХХ съезде ВОС,  целью которой стала прежде всего забота об инвалиде по зрению.  
Во-вторых, много было создано различных предшествующих короткометражных телефильмов о жизни инвалидов по зрению, наших предприятий и учреждений, но все они, к сожалению, носили узконаправленный характер, раскрывали далеко не все наболевшие проблемы. Это и понятно, поскольку заказчиками и авторами таких короткометражных фильмов были редакции различных телеканалов, стремящихся к показу, как правило, душещипательных кинокадров, а иногда - «жареных фактов» в угоду повышения своего рейтинга. Такие фильмы зачастую не были направлены на положительный общественный резонанс, сглаживали острые социальные углы или односторонне рассказывали об инвалидах и их нуждах. 
В-третьих, предшествующие фильмы были непродолжительными, одноразовыми, оседали на полках телестудий, их нельзя было использовать самостоятельно без разрешения законных владельцев, требующих немалой компенсации за авторские права.
В-четвёртых, сама современная жизнь, рыночные отношения, технический прогресс, социальные изменения в обществе, да и в мире в целом потребовали для показа скорейшего создания полноценного документального фильма, соответствующего современным техническим требованиям. Учитывая нашу возросшую международную деятельность, возникла необходимость создания фильма на трёх языках (русский, английский и немецкий) продолжительностью 60 минут в двух форматах: 
- DVD с субтитрами для подарочного презентационного тиражирования и показа;
- Бетакам для эфирного показа по центральному телевидению и в региональных телекомпаниях.
Это позволит донести, как принято говорить, до широких слоёв общественности всю полноту проблем инвалидов по зрению, именно так, как они сами их понимают, позволит прорекламировать наши хозяйственные общества и учреждения, деятельность которых мало кто представляет. 
Хочется верить, что наша общественная организация, во многом благодаря этому фильму, станет ещё более открыта для понимания и привлекательна для всех тех, кто, мягко говоря, растерялся в этой жизни, не смог найти себя после удара судьбы.
Наш фильм призван обратить внимание всех неравнодушных граждан России на проблемы слепых и слабовидящих людей, помочь им обрести силы для борьбы со страшным недугом и выйти из замкнутого сумрачного мира, стать полноценными и равноправными членами общества. Надеюсь, что этим фильмом мы сможем «расшевелить» и некоторых душевно чёрствых чиновников, не видящих нас в упор.
В-пятых, необходимость такого фильма продиктована не только нашими уставными целями и задачами. Осознанно заглядывая в будущее, мы должны помнить и заботиться о наших грядущих поколениях, для которых оставим этот фильм как наше своеобразное  видеозавещание. Пусть смотрят и берут в пример всё самое лучшее от нас, учатся на наших ошибках и не допускают их, мечтают чаще и ярче нас, достигают больших результатов в спорте, на сцене, в труде, в учёбе, не забывают наши имена, продолжают добрые дела и с гордостью несут наше знамя.
По этим основным причинам и было принято решение приступить к осуществлению масштабного проекта – съемкам документального фильма, в котором было решено правдиво рассказать «своими глазами» о себе: о  радостях, успехах, реальных проблемах, планах, надеждах и достижениях.
Обобщая сказанное, глубоко убеждён, что кинопроект «Свет единения» - важнейшее звено общенациональной программы, направленной на  привлечение широкого общественного внимания к проблемам наших соотечественников, волею судьбы лишенных зрения.
Трудности социальной адаптации, ограничения в общении, сложности с самореализацией – все это накладывает на незрячих людей неизгладимый отпечаток, постепенно отодвигая их на обочину жизни. Оказавшись в полной темноте, наедине с самим собой, человек испытывает тяжкий психологический стресс и утрату былых жизненных ценностей и ориентиров. И далеко не каждый способен самостоятельно преодолеть сложившуюся ситуацию, найти выход из окружающей тьмы, от которой не застрахован никто – ни мал, ни стар. Вот почему главный лейтмотив этого фильма можно выразить одним ёмким словом – «ПРЕОДОЛЕНИЕ».
Отрадно, что кинопроект уже нашёл своё понимание и поддержку на самом высоком уровне в политических и деловых кругах, среди бизнесменов и рядовых граждан. Желающих принять участие в съёмках фильма и оказать всестороннюю помощь мы находим среди всех слоёв и социальных групп российских граждан,  и в том числе зарубежных.
Забегая немного вперёд, хочу сказать несколько слов о самом фильме и организации процесса киносъёмки, хотя творческий процесс в настоящее время ещё не закончен.
С мая месяца текущего года киносъёмочная группа приступила к съемкам фильма, который планируется завершить в январе 2009 года. К работе над фильмом привлечены ведущие российские режиссеры, операторы и композиторы, специализирующиеся на производстве кинофильмов, имеющих острую социальную направленность.
Кинофильм будет выполнен в красочном оформлении и даже с титрами для глухих. Он будет отвечать всем необходимым техническим требованиям для показа на центральных телеканалах России, региональных телестудиях и за рубежом. Весь тираж фильма будет безвозмездно направлен руководителям органов исполнительной и законодательной федеральной власти и субъектов РФ, видным политическим и общественным деятелям, руководителям ряда зарубежных государств, в различные благотворительные фонды с целью популяризации идеи добра, понимания проблем тех, кого судьба обделила светом солнца, любви и милосердия.
По предварительной оценке специалистов фильм может стать настоящим прорывом в области социальной документалистики, внесет достойный вклад в возрождение лучших традиций России – страны, где помощь ближнему всегда являлась одним из главных общественных приоритетов. Фильм будет представлен для участия в конкурсе ряда престижных международных и отечественных кинофестивалей в номинации «Лучший документальный фильм».  Надеюсь, что мы все сможем разделить заслуженную радость победы.
Съёмки фильма осуществляются в строгом соответствии с постановлением ЦП ВОС «О подготовке и организации съёмок документального фильма о деятельности Всероссийского общества слепых» от 20 мая 2008 года № 3-12, в соответствии с которым созданы рабочая группа и консультационный Совет. Хочу подчеркнуть, что работа над фильмом не прекращается ни на день.
Согласно плотному графику уже были проведены съёмки в санаториях ВОС: «Сосны» (пос. Быково), «Солнечный берег» (г. Геленджик), «Машук» (г. Пятигорск), а так же в Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «РЕАКОМП» (г. Москва),  Центре реабилитации слепых ВОС (г. Волоколамск), в Издательско-полиграфическом объединение «Чтение» (г. Санкт-Петербург), в Республиканской школе восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников (дер. Черное, Московская область), ООО «КрасТЭМ» (г. Красноярск) и др.
Были также выполнены съёмки во время проведения Межрегиональной конференции «Стратегия развития РО ВОС – цели, задачи, перспективы» (г. Иркутстк),  Всероссийского реабилитационного сплава ВОС «Экстрим-круиз» (г. Красноярск),  Фестиваля народного пения «Голоса России» (г. Ступино, Московская область),  Генеральной ассамблеи Всемирного союза слепых (г. Женева, Швейцария). 
Завершились съёмки наших спортсменов во время проведения учебно-тренировочных сборов российских паралимпийцев (г. Подольск, Московская область), проводов российских паралимпийцев на Поклонной горе (г. Москва). Впервые мы осуществили уникальную съёмку проведения Паралимпийских игр (г. Пекин, КНР), на которых наши спортсмены и тренеры совершили очередной исторический подвиг, подняли на новую высоту авторитет российского спорта, ВОС и Федерации спорта слепых, проявили волю и старание. 
Предстоят ещё киносъёмки Всероссийского культурно-спортивного фестиваля (НУ «КСРК» ВОС, г. Москва), торжественного открытия отделения реабилитации слепых НУ «КСРК» ВОС (г. Москва), Спартакиады детей-инвалидов (г. Москва), Кубка мира по горным лыжам (Австрия), Кубка России ВОС по пауэрлифтингу (г. Брянск) и др.
Также планируется  всесторонне показать деятельность ряда хозяйственных обществ и учреждений ВОС:  ООО «Арзамасское ПО «Автопровод» (г. Арзамас), ООО «Сарапульское УПП «Радиотехника» (г. Сарапул), ООО «Вяземское УПП ВОС» (г. Вязьма, Смоленская область), Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс «ЛОГОС» ВОС (г. Москва), НУ «Спортивно-реабилитационный гостиничный комплекс ВОС» (г. Москва), ЖСТКИ ВОС (г. Железногорск).
Будет освещена деятельность ряда региональных организаций и  общественных Советов ВОС. Мы постараемся рассказать о наших ветеранах, о работе с детьми и молодёжью, о взаимодействии и совместных планах с другими инвалидными организациями и благотворительными фондами. 
Во время съёмки особое внимание будет обращено на участия руководства ВОС в работе Комитетов, рабочих групп, парламентских слушаний Государственной Думы ФС РФ, Совета Федерации ФС РФ и др. В этой связи заслуживает внимания недавняя встреча и интервью с  руководством Минздравразвития России, где состоялся откровенный разговор о перспективах развития партнёрских отношений.
Я искренне надеюсь, что фильм понравится инвалидам по зрению и другим зрителям, станет одной из важнейших вех в истории  ВОС. Хотя заранее сожалею, что в 60 минут фильма вложить все аспекты деятельности ВОС невозможно и многое по объективным причинам окажется за кадром. Киносъёмочная группа заверяет, что постарается осветить самые приоритетные и значимые объекты и события, которые наиболее зрелищны с точки зрения кинематографического искусства. Подтверждением их заверений является хотя бы тот факт, что на сегодняшний день отснято плёнки более чем на 16 часов, из которой будут смонтированы самые лучшие кадры. По словам киносъёмочной группы они настолько восхищены уникальностью увиденного и услышанного, что не смогли позволить себе экономить плёнку и мужественно терпят все трудности многочисленных командировок.
Тем не менее, успех съёмки во многом зависит от созданных условий. В этой связи хочу поблагодарить вице-президентов ВОС, всех председателей региональных организаций и руководителей учреждений ВОС, которые уже оказали организационно-практическую помощь киносъёмочной группе, создали необходимые благоприятные условия, приняли  непосредственное участие в съёмках и  консультациях.
Съёмки фильма дело не только сложное, но и весьма затратное. Для нашей организации это пусть непростая, но осознанная ноша. В этой связи мы обратились с просьбой в различные коммерческие организации оказать финансовую помощь в съёмках фильма и его дальнейшей популяризации.
Всем официальным партнёрам, принявшим участие в реализации проекта «Свет единения», будет предоставлено право разместить логотип и реквизиты своей компании в титрах самого кинофильма, на всех информационных и рекламных носителях.
В декабре 2008 года в Москве состоится Паралимпийский бал, участие в котором примут видные политические и общественные деятели Российской Федерации, руководители Олимпийского и Паралимпийского комитетов РФ, зарубежные гости, тренеры и спортсмены - члены олимпийской и паралимпийской сборной команды России, принявших участие в летних Олимпийских и Паралимпийских играх в Пекине 2008 года, а так же официальные партнёры кинофильма.
Презентацию фильма планируется провести в феврале-марте 2009 года в помещении Государственной Думы РФ в присутствии видных государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и искусства, многочисленных представителей СМИ, в ходе которой официальные партнёры, внёсшие наибольший вклад в создание кинофильма, будут награждены памятными знаками «За заслуги перед Всероссийским обществом слепых» и другими наградами.
Искренне надеюсь, что фильм «Свет единения» найдет в каждом добром сердце живейший отклик и понимание, позволит ещё сильнее сплотить наши ряды на пути к намеченным планам и осуществить заветные мечты. Уверен, что этот фильм доставит эстетическое удовольствие и душевную радость зрителям, по-новому раскроет глаза общественности на проблемы инвалидов по зрению, вызовет заслуженное уважение к Всероссийскому обществу слепых.

Президент ВОС       А.Я. Неумывакин