Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

ОРИЕНТИР ОТ ТВЕРИЧЕЙ

Государственная программа «Доступная среда»  на 2011 — 2015 годы, принятая  в соответствии  с требованиями Конвенции  ООН о правах инвалидов, явилась для нашей страны своеобразным ноу-хау, потому что вопросы обеспечения доступности объектов инфраструктуры и качества предоставления услуг для разных категорий инвалидов никогда прежде в  таком масштабе не рассматривались. У нас не было  ни опыта, ни стандартов, ни нормативно-методологической базы,  ни механизмов, позволяющих эффективно действовать в этом направлении. Было решено сформировать их в пилотных проектах, предшествующих повсеместному осуществлению задач программы. Для этой миссии выбрали три региона  — Тверскую, Саратовскую области и республику Татарстан,  причём, для каждого из них,  помимо общих,  были определены и приоритетные направления. ДляТверской области — это развитие доступности в сфере профессионального образования, в республике Татарстан — в сфере транспорта, в Саратовской области  — в сфере культуры. Предполагалось, что единые требования к самому понятию «доступность»  помогут и другим регионам действовать  в одном ключе при  осуществлении своих мероприятий. Чему научил пилотный проект? Об этом  внештатный корреспондент «Нашей жизни» Анастасия Павлюченкова беседует с председателем Тверской региональной организации ВОС Александром Борисовичем Трегубом. 

 — Александр Борисович, прежде всего, хотелось бы узнать, почему именно Тверь вошла в число трёх пилотных регионов?

—  В  пилотном проекте предполагалось отработать  технологию  организации работы и взаимодействия всех участников обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными физическими возможностями. И в первую очередь предпочтение отдавали тем регионам, у которых уже был удачный опыт в этом направлении. Принималось во внимание их  успешное участие в  различных  социальных программах. На тот момент наш регион был одним из немногих, чей бюджет на 90%  состоял из средств на проекты, имеющие конкретные цели, финансовое обеспечение, и  главное, результаты. С 2008 по 2011 год у нас действовала программа «Реабилитация  и  социальная адаптация  лиц с ограниченными  возможностями». Её инициаторами тогда выступили общественные организации инвалидов, а местные власти поддержали.  При  конкретной разработке каждое предложение обсуждалось, проходило  строгое согласование с руководителями обществ инвалидов.   Координационный совет  по социальной защите инвалидов при правительстве Тверской области обобщил её плюсы и минусы, обеспечив дальнейшую плодотворную деятельность, которую координировали уже ведомства.  Думаю, налаженный контакт между органами власти и заинтересованной общественностью, а также мощная подведомственная структура  в целом   и  позволили сделать нашу область экспериментальной площадкой для опробирования  механизмов  реализации  государственной  программы «Доступная среда».

Что предусмотрено ею именно для инвалидов по зрению?

 — Вообще в  ней нет конкретного раздела, посвящённого инвалидам по зрению, но перечислены объекты, которые должны быть максимально адаптированы для инвалидов всех категорий. Для слепых и слабовидящих —  это рельефные планы, звуковые светофоры, ориентирующая плитка, поручни, брайлевские  надписи, укрупнённый шрифт  и так далее, но, конечно, в разумных пределах. Ни в одной стране мира, и мы должны это понимать, нет абсолютно безбарьерной среды для инвалидов, и создать её невозможно — это утопия! Кроме того, следует учитывать, что многие объекты построены давно, и адаптировать их теперь довольно сложно. К тому же то, что нужно сделать, не всегда совпадает с тем, что сделать можно. В программу вошли те объекты, которые являются наиболее часто посещаемыми людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это больницы, библиотеки, учреждения культуры и спорта, учебные заведения, отделы соцзащиты. Что касается магазинов, то программа «Доступная среда» касается только  государственных структур, а вот бизнес по закону должен самостоятельно создавать комфортные условия для своих клиентов.

— Каковы сроки реализации программы и сколько средств на неё выделено?

— Федеральная программа рассчитана на 2011 —2015 годы, и Тверская область после пилотного проекта планирует и дальше принимать в ней участие. На её реализацию выделено почти 870 миллионов рублей,  из них 50% взято из федерального бюджета, и по 25% дают область и муниципалитеты.

Какие достоинства и недостатки программы Вы могли бы отметить?

— Начнём с позитивных моментов. Во-первых, вошедшие в неё объекты были максимально адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, это немалый объём выделенных средств,  а в-третьих, инвалиды почувствовали реальную разницу между тем, что было, и тем, что стало.

Теперь о недостатках. Слишком поздно приходили средства, а ведь сначала нужно написать техническое задание, разработать проект, провести конкурс подрядчиков, а это не менее месяца, в конце концов, сами работы тоже требуют времени. Сильно тормозят процесс долгие согласования со специалистами и соответствующими структурами, получение разрешений и тому подобные вещи. Да и  некоторые муниципальные образования не очень охотно входили в программу.  Для них это непростые обязательства.

Требования проекта распространялись на здания, дороги, транспорт, медицинские, образовательные, социальные и культурно-спортивные учреждения. Давайте поговорим об этом и начнём с дорог, которые на Руси всегда были объектом для критики. Но сейчас они должны стать безопасными для передвижения слепых и слабовидящих людей. Не будем обсуждать глобальные вопросы  реконструкции наших дорог. Ответьте на короткий, но очень важный,  конкретный вопрос. Планируется ли укладывать на улицах города тактильную плитку?

— Да, и более того, она уже лежит, но проблема даже не столько в том, где и как её положить, а в недобросовестности работы коммунальных служб. Если зимой не чистить тротуар, то, поверьте, вы эту плитку при всём желании не найдёте. У нас, к сожалению,  нередко бывает так: галочку в отчёте поставили, о сделанном отрапортовали, деньги освоили. А дальше — будь что будет. Вопрос ответственного отношения к делу постоянно возникает при создании доступности среды. Это очень важная проблема, пока ещё не решённая.

Как обстоит дело с оснащением общественного транспорта речевыми информаторами?

— На сегодняшний день ими уже оснащён весь наземный электрический транспорт и 4 маршрута автобусов. Другое дело, что водители зачастую не включают ни звуковое оповещение, ни бегущую строку, либо делают это несвоевременно. Мы уже неоднократно поднимали этот вопрос, но, к сожалению, пока итоги не слишком утешительны. Та же ситуация, кстати, и с остановочными комплексами: не успели их установить, как укрупнённые схемы маршрутов уже расписаны вандалами, а листы с крыши ловкие дачники «позаимствовали» для благоустройства своих участков. Часто автобус не останавливается в положенном  месте, потому что оно занято целой вереницей маршруток, и инвалид по зрению  просто-напросто не слышит речевое сообщение. Словом, нужно менять психологию общества,  его отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, а для этого, как минимум, нужно время.

— Функционирует ли в области социальное такси, как можно воспользоваться его услугами?

— Да, функционирует, причём по всей области, и пользуется им довольно большое количество людей. Для этого необходимо обратиться в комплексный центр, где дадут полную информацию, проконсультируют по интересующим вопросам и оформят заявку. Единственная просьба: сделать это нужно заранее, ведь на всех желающих машин не хватает — такси работает по определённому графику, а некоторые ошибочно считают его своим личным транспортом.

Доступны ли  инвалидам по  зрению   местные отделения банков?

— Сейчас в Татарстане стартовал пилотный проект, разработанный Сбербанком совместно с ВОС. В дальнейшем на основе этого опыта  планируется привести все филиалы к единому стандарту доступности,  чётко прописать все технические тонкости. Так что, будем надеяться, и к нам всё это придёт.

—  Как обстоит дело с доступностью общественных зданий различного назначения?

— Думаю, ситуация не слишком радужная. Дело в том, что сегодня многие сооружения находятся в частной собственности — это и жилищный фонд, и железнодорожный вокзал, и автовокзал, и те же банки, и магазины, и даже почта.  Здесь всё зависит от  понимания и социальной ответственности владельцев.

Какие изменения произошли в области здравоохранения?
     —  В  области уже отремонтировано и адаптировано 13 учреждений здравоохранения, лучшим из которых признана Тверская областная клиническая больница:  там в коридорах сделали поручни, в лифтах установили звуковое оповещение и специальные тактильные кнопки со шрифтом Брайля.

Работает ли электронная запись в поликлиниках?
   — Да, и лично я пользуюсь этой услугой. Однако стоит отметить, что не всем инвалидам и пожилым людям  она удобна,  поэтому телефонную запись к любому специалисту нужно сохранить.

Как в области осуществляется содействие трудоустройству инвалидов?

— Прежде всего, этому способствуют  постоянно действующие федеральные программы. Также с 2008 года предприятиям любой формы собственности выделяют субсидии на сохранение, модернизацию и создание на конкурсной основе рабочих мест для инвалидов. Наши восовские  предприятия  тоже  подают  свои заявки.

Сколько в области предприятий  для незрячих и  какова занятость?

— Три  предприятия. Цифры по занятости,  конечно, постоянно меняются, но самая большая численность рабочих в Торжке — примерно, 130 человек, из них 66 — инвалиды по зрению,  в Вышнем Волочке — 53 сотрудника,  в том числе 32 — с проблемами зрения,   в   Твери  — 61 ,  и,  соответственно,  34.

Как уже говорилось выше, наша  область в пилотном проекте отрабатывала вопросы доступности профессионального образования. А где члены Тверской РО ВОС проходят профессиональную реабилитацию?
    — Элементарную реабилитацию можно получить в восьми специализированных кабинетах при МО ВОС, где есть всё необходимое для обретения стартовых навыков для успешной жизни, в том числе и профессиональной. Идею их  создания  и комплексного внедрения  впервые в России осуществила наша организация. Далее, это Волоколамский центр реабилитации,  а на территории Тверской области — профессиональный лицей № 48, который готов предоставить все программные продукты и технические пособия, рассчитанные на инвалидов по зрению. Наши молодые люди учатся и в Тверском государственном и в  техническом университетах.

Как Вы относитесь к инклюзивному образованию? Стоит ли его внедрять?

 — Я — за многообразие форм. Ведь есть дети, которым по состоянию здоровья не подходит инклюзия, даже если будут созданы все условия. Поэтому здесь нужно подходить к каждому ребёнку индивидуально. Намного важнее, я считаю, обеспечить ему выбор между всеми имеющимися формами образовательного процесса.

В течение двух лет  при  Тверской  РО  ВОС действовали  курсы по обучению GPS-навигации.  Планируется ли возобновить их?

— Данный проект  осуществлялся благодаря выигранным грантам и содействию Министерства соцзащиты. Если сохранится  финансовая поддержка, почему бы не возобновить курсы? Возможно, это будет не только GPS-навигация, но и изучение смартфонов,  работы на компьютере и планшете. Мы ведь почему провели конкурс «Азимут» по GPS-навигации и выиграли его? Потому что развивались в этом направлении.

 — В связи с планируемым в программе «Доступная среда» улучшением информационного обеспечения инвалидов хотелось бы спросить Вас о  телеканале  ИНВА МЕДИА ТВ. Вещает ли он в Тверской области? И каким образом его можно  смотреть?

 — Инва Медиа ТВ  — первый национальный социальный телеканал, предназначенный для людей с ограниченными физическими возможностями, созданный при поддержке Паралимпийского комитета России.  В его сетке —  новости, развлекательные программы, фильмы по теме адаптации.  Его можно смотреть в Интернете.  Лично я так и делаю. Кроме того, на канале ТВЦ транслируют некоторые программы Инва Медиа ТВ. Но, к сожалению, Интернет доступен не всем. А вообще-то он  даёт большие возможности незрячим для общения и получения информации.

Расскажите, пожалуйста, о реабилитации незрячих средствами культуры и спорта в Тверской области.

— За последние 4 года наши спортсмены приняли участие во всех заявленных соревнованиях — это и шашки, и шахматы, и летняя рыбалка на карпа. За прошедший период адаптировано 9 спортивных объектов, наиболее  удобным  из которых признан ледовый комплекс «Триумф». В нашей коррекционной школе  появился теннисный стол, а на пришкольной территории — площадка, на которой летом можно играть в футбол и в другие подвижные игры, а зимой её будут превращать в каток. Из 12 вошедших в программу объектов культуры лучшими названы Тверская областная библиотека для слепых имени Суворова и Тверской областной дворец культуры «Пролетарка».   Представители нашего региона регулярно выезжают на всероссийские культурно-досуговые мероприятия, внутри области также постоянно проводятся различные фестивали, конкурсы. Вскоре наша команда КИСИ «Собеседник» снова поедет на очередное соревнование, а сейчас кубок у нас, и это очень приятно.

Александр Борисович,  какими видами спорта занимаетесь лично Вы?

— Я родился в Алма-Ате   и прочувствовал на себе силу высказывания Владимира Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы». Поэтому увлекаюсь горным туризмом,  пешими походами, рыбалкой и в последнее время настольным теннисом  — два  раза отстаивал честь РО ВОС, занял второе место, проиграв только корифеям  этого вида спорта в России —  калининградцам!

— Скажите,  есть ли планы и место для создания, допустим, каких-то новых кружков?

— Место есть всегда. Сначала нужно определить, что делать, кто будет этим заниматься и на кого это направлено. В Торжке, например, ситуация сложилась следующим образом: отремонтировали помещение, закупили новейшие тренажёры, а теперь они покрылись толстым слоем пыли. Я всегда за новые, интересные идеи, но не хочется  выбрасывать деньги на ветер.

 —  Развивается ли в области  социальный туризм для незрячих?

 — Пока он только набирает обороты, но мы будем его  культивировать. Далеко не в каждом музее региона  незрячим разрешают потрогать экспонаты руками, разве что в Путевом дворце, да и вообще экскурсоводы пока имеют смутное представление о том, как работать с инвалидами по зрению. В прошлом году члены нашей организации ездили в Царицынский музей в Москву, и по их довольным лицам и представленным фотографиям я понял, что им очень понравилось. В этом году у нас есть задумка поощрить активистов путёвками туда.

 — Большое спасибо, Александр Борисович, за увлекательную и содержательную беседу!

 — Мы всегда рады живому диалогу и готовы к конструктивному сотрудничеству!

Анастасия Павлюченкова,

Тверь