Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

 

Государственная Дума Федерального Собрания РФ на заседании 22 ноября 2013 года приняла во третьем окончательном чтении проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Дефицит бюджета РФ в 2014 году запланирован на уровне 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), в 2015 году - 796,6 миллиарда рублей (1% ВВП), в 2016 году - 486,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП).

Доходы, как ожидается, составят в 2014 году 13,57 триллиона рублей, в 2015 году - 14,564 триллиона рублей, в 2016 году - 15,906 триллиона рублей, расходы - 13,96 триллиона рублей, 15,361 триллиона рублей, 16,392 триллиона рублей соответственно.

Проект бюджета сформирован исходя из рассчитанной по "бюджетному правилу" среднегодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов - в 2015-2016 годах, что ниже прогноза Минэкономразвития. Это правило призвано ограничить трату нефтегазовых доходов. Для самого доллара коридор на трехлетку обозначен от 33,4 до 34,9 рубля.

Инфляция в 2014 году ожидается на уровне 5%, в 2015-2016 годах - 4,5%. Замедлению роста потребительских цен, в том числе, должна поспособствовать заморозка в 2014 году тарифов монополий для промышленности.

Тарифы на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки для промышленности предлагается заморозить на 2014 год, а в последующие два года повышать их на инфляцию предыдущего года. Тарифы для населения в течение трех лет будут индексироваться по формуле «инфляция минус» - на уровне инфляции предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7.

Доходы от приватизации, согласно планам властей РФ, будут постепенно снижаться: в 2014 году - 196,8 миллиарда рублей, в 2015 году - 158,5 миллиарда рублей, в 2016 году - 99,9 миллиарда рублей.

Госдолг РФ будет постепенно увеличиваться: по итогам 2013 года он составит 12% ВВП, по итогам 2014 года - 13,1% ВВП, по итогам 2015 года - 14% ВВП, а на конец 2016 года вырастет до 14,3% ВВП.

Согласно проекту бюджета, Резервный фонд по итогам в 2014 года составит 2,806 триллиона рублей, 2015 года - 3,191 триллиона рублей, 2016 года - 3,271 триллиона рублей. Фонд национального благосостояния ожидается на уровне 2,858 триллиона рублей, 2,884 триллиона рублей и 2,937 триллиона рублей соответственно.

В соответствии с макроэкономическим прогнозом Минэкономразвития, в среднем по стране индексация тарифов на газ и электроэнергию для населения, а также тарифов на теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение для всех категорий потребителей в 2014 году составит 4,2%, в 2015 – 3,3%, в 2016 – 3,4%.

Сам факт того, что «ЗА» проголосовало 285 депутатов (а в первом чтении и того меньше – 243 депутата, говорит о том, что законопроект принимался в непростое время и в непростом виде.

«Председатель Госдумы Сергей Нарышкин («Единая Россия») еще накануне пленарного заседания заявил парламентским журналистам: «Это будет первый бюджет, построенный на программно-целевом принципе. Но вывод, который делает профильный Комитет по бюджету и налогам состоит в том, что такой программный характер или методология работы над программами отработаны не до конца, и здесь предстоит и правительству, и министерствам много работы. Безусловно, депутаты будут настаивать на полном выполнении социальных обязательств государства, на обеспечении финансирования решений и проектов, которые содержатся в майских Указах Президента. Приоритетами для депутатского корпуса является и обеспечение экономического роста, повышения эффективности бюджетных расходов». И прогнозировал «достаточно жесткий раз­говор, потому что бюджет сложный».

При формировании бюджета-2014 принято решение не индексировать в течение года зарплаты государственным служащим и военным, а также на 5 процентов сократить расходы по всем статьям, кроме социальных, и полученные средства распределить на выполнение социальных обязательств.

Как следует из законопроекта, государство берёт на себя ответственность только за «публичные нормативные обязательства», а это, согласно Бюджетному кодексу РФ – «публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в законной форме в установленном соответствующим законом или иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации».

Как отмечается в журнале «Российская Федерация сегодня» - общественно-политическом журнале Федерального Собрания Парламента РФ, и, соответственно, учредителями которого являются Совет Федерации и Государственная Дума:

Оппозиция в оценках представленного проекта Основного финансового закона была более резкой, назвав его «бюджетом дефолта» и «бюджетом выживания». И в самом деле, бюджет, сформированный с дефицитом на все три года, предусматривает ряд нововведений, явно не популярных и способных вызвать социальное напряжение в обществе».

«Как считает бывший министр финансов Алексей Кудрин, этот «сверхнеудачный шаг правительства ухудшает инве­стиционный климат и подрывает доверие к сектору пенси­онных накоплений». Проект бюджета России на 2014-2016 годы, по его мнению, «самый противоречивый за многие годы, где растут две статьи — «обороны» и «госдолга», а па­дают образование и здравоохранение... Поэтому говорить, что он настроен на будущее, не приходится».

«Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова жестко раскритиковала представленный трехлетний бюджет. Он, по ее словам, является «до­кументом жестким» как с точки зрения основных параме­тров, так и тех рисков, которые существуют для его испол­нения. Именно поэтому «на первое место выходит вопрос достоверности и обоснованности тех показателей, которые в бюджет заложены». А они, считает Татьяна Голикова, из­лишне оптимистичны, не учитывают системных рисков.

С первыми результатами промахов власти россияне могут столкнуться уже с 1 января 2014 года, когда может рез­ко ухудшиться качество и доступность медицинских услуг, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, предупредила она. Это связано с тем, что действующим законодательством предусматривается перевод финансирования расходов на здравоохранение из федерального бюджета в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), механизмы чего не созданы, и нет понимания, как будет осуществляться перевод расходов.

Татьяна Голикова разбила, можно сказать, вдребезги «программную структуру расходов» сформированного бюджета, о чем трепетно рассказывал министр финансов. Законопроект, по ее словам, затронул 39 госпрограмм. «Представленные паспорта пяти из них вообще не содержат объемы ассигнований, которые распределены по годам планируемого бюджетного периода, — отметила она. — Анализ паспор­тов 34 программ, имеющих разбивку по годам в сравнении с законопроектом, показывает, что бюджетные ассигнования и то, что предусмотрено в паспортах программ, полностью расходится. Согласно представленным паспортам программы планируют достижения 360 показателей, а в пояснительной записке к бюджету обращается внимание, что их — 222». К тому же, государственными программами в 2014 году ох­вачено только 58,5 процента бюджетных расходов, в 2015 и 2016 годах идет снижение — 56, и 54,9 процента. Вывод на виду — государственные программы следует доработать прежде всего с точки зрения эффективности».

Десять бюджетных позиций, которые как она полагает, требуют дополнительного обсуждения, получили название «Десять «НО» Татьяны Голиковой. Среди них тезис о том, что объёмы расходов Федерального бюджета составлены в новой бюджетной классфификации, которая снижает прозрачность бюджета. На сегодняшний день для неспециалистов сопоставление показателей 2014-го, 2015-го и 2016-го годов с показателями 2013-го года практически невозможно.

Кстати, наш профильный Комитет по труду и социальной политике и делам ветеранов (председатель Исаев А. К., а я являюсь его помощником на общественных началах) «…обращает внимание на недостаточно проработанный и в значительной степени «непрозрачный» характер проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части приложений к проекту федерального закона о федеральном бюджете по расходам, сгруппированным по целевым статьям и видам расходов в разрезе программной, функциональной и ведомственной структуры расходов федерального бюджета.

Вероятно в связи с тем, что проект федерального бюджета подготовлен на основе программного подхода в формировании расходов, в бюджетной классификации изменены названия многих целевых статей и видов расходов и их коды, применявшиеся в прежней классификации расходов. Кроме того, целевые статьи расходов представлены в укрупнённом виде без их разбивки по более детальным видам расходов.

Всё это существенно затрудняет понимание конкретного целевого назначения статьи расходов. Однако ни в пояснительной записке, ни в других материалах к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов никаких дополнительных сведений и разъяснений не представлено».

«Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов воспринимает представленный трехлетний финансовый план как «самый пар­шивый бюджет, который был за последние десять лет». А главным его недостатком назвал недостаточное выделение средств на развитие реального сектора экономики. «Ни про­мышленность, ни сельское хозяйство, ни базовые отрасли. Казалось бы, заявили проблему модернизации. Для модер­низации, инноваций нужно развивать станкостроение, элек­тронику, приборостроение, энергетику. Почти ни копейки не выделяется на эти цели. Поддерживается автопром, и то точечно, для того, чтобы не забунтовали крупные коллекти­вы», — возмутился он. Настораживает Геннадия Андреевича и планируемый рост государственного долга, который, по его словам, на 1 октября уже превышает наши золотова­лютные резервы почти на 200 миллиардов долларов.

Коммунисты подготовили предложения по пересмотру доходной части бюджета. По их мнению необходимо наци­онализировать минерально-сырьевую базу страны, ввести госмонополию на водку и спиртосодержащую продукцию, увеличить 9-процентный налог на дивиденды. «У нас даже подоходный налог 13 процентов, а олигархи платят за свои дивиденды всего лишь 9, что не приемлемо», — заметил ли­дер коммунистов. Как подсчитали депутаты фракции КПРФ, только за счет этих предложений бюджет страны увеличит­ся в два раза.

«Бюджетом дефолта» назвал правительственный зако­нопроект глава Комитета ГД по охране здоровья Сергей Калашников (ЛДПР). «Нам представлен просто нереальный бюджет. Он сверстан, исходя из планируемого роста ВВП на уровне 3 процентов. Пока его рост по итогам первого полу­годия составляет 1,5 процента. Но даже если рост будет 1,8 процента, как планируется, то это все равно не 3 процента, а гораздо меньше. То есть план бюджетных поступлений явно завышен. Это «хотелки», но на этих «хотелках» стоит фонд оплаты труда, а фонд оплаты труда — это доходы всех вне­бюджетных фондов. Значит, не будет пенсий, не будет меди­цины, не будет социального страхования», — возмутился он.

Депутат «Справедливой России» Оксана Дмитриева, пер­вый заместитель Председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, находит, что представленный проект основного финансового документа страны пока не «бюджет дефолта», а «бюджет плачевных итогов». Она обратила внимание на то, что, вкладывая деньги в Резервный фонд и «чужую экономику», государство создает искусственный тормоз эко­номического роста. По ее мнению, недопустимо одновременно вкладывать российские деньги под низкие проценты в «чужую экономику» и осуществлять заимствования под высокие проценты, потому что за счет этого происходит «раскрутка пирамиды долга». Эсеры недовольны и явным занижением прогнозов по цене на нефть. «По нашим оценкам, она будет колебаться в районе 110 долларов за бар­рель и по доходам будет на 400 миллиардов рублей больше, чем закладывает правительство», — констатировал руководитель фракции Сергей Миронов. Депутаты «Справедливой России» традиционно подготовили альтернативный бюджет, но ни один из них пока не удостоился серьезного правительственного внимания...»

Перечитываю эти статьи и думаю: «зачем я столь относительно подробно излагаю все перепитии данного вопроса? Считаю, что вышесказанное поможет читателям воочию оценить результаты нашей деятельности, ибо, как вы уже предполагаете, нашу организацию на стадии проекта (а значит и I-го чтения) также коснулись вопросы секвестирования и «непрозрачности» бюджета: значительно урезались субсидии ОООИ (взамен отмены налоговых льгот) и субсидии нашим реабилитационным центрам.

По объяснения Минфина РФ – данные расходы не относятся к «публичным нормативным обязательствам» (определение см. выше). Эти «находки» мы сделали первыми и единственными из всех ОООИ, «раскопав» оперативно 11 тыс. страниц «непрозрачного бюджета». И в первую очередь в этом заслуга – и это надо отметить особо – моего помощника Хавина Ю. Г.

Мне помнится, 1 год назад в соответствующей статье, я ссылался на слова Джона Кеннет Гелбрейта: «Политика – это не искусство возможного. Политика – это выбор между катастрофическими и болезненными решениями».

В этом году мы руководствовались словами Сенеки: «Мы не смеем не потому, что задача трудна. Это задача трудна, оттого что мы не смеем».

В результате многочисленных консультаций с руководством Минфина РФ, Минтруда РФ, Госдумы РФ, аппаратом полномочного представителя Правительства РФ в Госдуме РФ мы сохранили (пока ещё только решением Госдумы РФ) наше финансирование на плановый 2014 год на уровне факта 2013 года (для сведения: к законопроекту поступило около 800 поправок, из которых 164 были приняты, в том числе по проблематике ВОСа).

Вместе с бюджетом депутаты приняли и постановление палаты, обязывающее правительство обеспечить комплексный анализ и доработку государственных программ и согласовать обязательные требования к структуре программ с целевыми направлениями расходов бюджета России. Кабинету министров также рекомендовано разработать критерии и методики ежегодной оценки эффективности расходов федерального бюджета в разрезе как госпрограмм, так и непрограммных направлений расходов.

Последняя пленарная неделя была посвящена и другой важнейшей теме - пенсионной реформе. Предвосхищая обсуждение этого вопроса, спикер Госдумы РФ С. Нарышкин сообщил журналистам принципиальную позицию, которую «всегда отстаивали и отстаивают депутаты - не повышать пенсионный возраст и не сокращать социальные гарантии пожилым людям». По мнению разработчиков реформы (Минтруд России), спустя 11 лет после начала пенсионной реформы 2002 года пенсионная система Российской Федерации находится в состоянии, которое выражается в усилении зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также в низкой эффективности накопительного компонента пенсионного обеспечения. С учетом темпов старения населения в предстоящие десятилетия, очевидно, что при инерционном сценарии развития пенсионной системы проблемы в данной сфере будут сохраняться. Только модернизация отечественного пенсионного законодательства сможет обеспечить долговременные прочные гарантии надежности, стабильности пенсионной системы и, как следствие, повышение благополучия всех российских пенсионеров.

В соответствии с законопроектом, с 1 января 2015 г. в России предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии.

Главная цель введения новой пенсионной формулы - выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание пенсионной системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

При этом решаются задачи достижения к 2030 году среднего размера страховой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера и достижения коэффициента замещения страховой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 35 лет при средней заработной плате.

Законопроектом устанавливаются основания возникновения, порядок установления и выплаты страховых пенсий. Предусматриваются следующие виды страховых пенсий:

1. Страховая пенсия по старости;

2. Страховая пенсия по инвалидности;

3. Страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:

- достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин;

- наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов);

- наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы и устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности будет аналогичен действующему порядку с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента (взамен расчетного пенсионного капитала).

В перспективе размер пенсии будет выше у тех граждан, которые примут решение отложить выход на пенсию на более поздний срок, нежели у тех, кто выйдет на пенсию по достижении пенсионного возраста (мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет). Вместе с тем, исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, и гражданин, если вышел на пенсию в 60 лет, но продолжает работать, компенсирует свою зарплату, с которой в течение трудовой деятельности производилась уплата страховых взносов в пенсионную систему, нет оснований пересчитывать пенсию после ее назначения за каждый проработанный год. В этой связи законопроект не содержит положений о перерасчете пенсий работающим пенсионерам.

С 1 января 2015 г. будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г. Расчетный размер будет определяться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом величина основного показателя пенсионной системы - соотношения среднего размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера - увеличится с 1,87 в 2015 году до 2,7 в 2030 году.

Особо следует отметить , что в результате длительных переговоров с Правительством РФ удалось сохранить право на досрочное назначение страховой пенсии «инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж, соответственно, не менее 15 и 10 лет» (ст. 30 законопроекта).

Как сказал в содокладе А. Исаев: «Любая реформа - это потрясения, будут обиженные, но нужно предпринимать меры...» На данном этапе развития, мы считаем, это не коснётся, к счастью, инвалидов. Одним словом, можно сказать, что наши сравнительно нечастые, но конструктивные и плодотворные встречи с руководством страны и политических партий принесли позитивный успех и вылились в конкретные достижения.

Говоря простым языком, основная суть законопроекта «пенсионного пакета» состоит в следующем:

1. Для того чтобы войти в пенсионную систему, гражданину необходимо иметь трудовой стаж не менее 15 лет. При этом в него включается период ухода за детьми (не более 4,5 лет), а также срочная служба в армии. Вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (он же балл). Чтобы получать пенсию, баллов должно быть не менее 30. Если гражданин выходит на заслуженный отдых позже установленного срока (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и на этот период он отказывается от получения страховой пенсии, то за каждый год работы применяется повышенный коэффициент фиксированной выплаты.

Погодичная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента будет устанавливаться Правительством РФ. Индексация пенсий два раза в год сохраняется, её размер будет по-прежнему определяться Правительством.

2. Пенсия делится на две части: страховую и накопительную. Причём накопительная выделяется из состава трудовой пенсии и преобразовывается в самостоятельный вид пенсии. Она может быть установлена только для тех, кто имеет пенсионные накопления на индивидуальном лицевом счёте. Их размер определяется в соответствии с размером пенсионных накоплений и датой предполагаемого выхода на пенсию (до 2016 года он фиксированный, а далее будет рассчитываться на основе статистики продолжительности жизни получателя). Льготные условия начисления накопительной пенсии действуют для лиц, которые обратятся за ней позднее установленного срока. Также предусматривается выплата накопительных сумм правопреемникам в случае смерти владельца.

3. Гражданин не может менять страховщика за пять лет до выхода на пенсию, переход от одного страховщика к другому осуществляется не чаще одного раза в пять лет.

4. Заключать договоры об обязательном пенсионном страховании будут иметь возможность только негосударственные пенсионные фонды, участвующие в системе гарантирования прав застрахованных лиц. При этом они должны получить положительное заключение Центробанка. Фонды, отказавшиеся от участия в системе пенсионного страхования или не получившие заключения Центробанка, должны передать пенсионные средства граждан в Пенсионный фонд России.

Учитывая, что срок представления в ГД РФ поправок ко второму чтению установлен до 18 декабря с.г., предлагаю руководителям наших организаций и предприятий направить заблаговременно имеющиеся замечания и предложения по пенсионной реформе в адреса субъектов права законодательной инициативы и, конечно же, моим заместителям, депутатам ГД РФ – В. С. Вшивцеву и О. Н. Смолину.

 

Президент ВОС А. Я. Неумывакин