Человек, коллектив, общество
Жизнь, посвящённая музыке
Антон Кротков
Евгений Степанович Щекалёв известен не только у себя в Екатеринбурге. Песни незрячего композитора поют люди старшего поколения по всей стране.
– Есть такое живописное место на берегу Исетского озера, станция Исеть. Там я родился. Когда я в 5-й класс перешел, родители купили баян, и встал вопрос, где заниматься. Своих музыкантов в селе нет. Пришлось поступить в Железнодорожную музыкальную школу в Свердловске. Отзанимавшись пять уроков в общеобразовательной школе, я на электричке ездил постоянно в музыкальную школу. Но мне это не было в тягость, я с удовольствием ездил. Вот это первые шаги. Дальше было музыкальное училище, трудновато было поступить, потому что я всего три года проучился в музыкальной школе. Потом Уральская консерватория. В училище у меня был баян, отделение народных инструментов. В консерватории я увлекся композицией, баян немножко забросил.
– Другие незрячие учились когда-нибудь на этом факультете? Или Вы были единственным?
– Из Перми баянист был. Там не рассматривалось, незрячий, зрячий. Если он соответствует по уровню, справляется с программой – учится. Послабления не было такого, что вот он незрячий, и мы ему все-таки сделаем на балл выше, такого не было.
– А вообще было сложно учиться?
– Композиторский факультет довольно-таки сложный, потому что он требует, чтоб на фортепиано играл на уровне теоретических дисциплин. Скажем, оперная драматургия, – чтобы учащийся знал и музыкальную, и художественную литературу. В общем, трудный факультет, конечно. И надо было закончить двумя крупными работами, связанными с симфоническим оркестром. У меня была симфония из трех частей и была кантата.
После окончания консерватории перед моим героем встал вопрос выбора дальнейшего пути.
– Как говорится, что хочешь, то и пиши. Я увлекся песней. Ведь тогда это было очень заманчиво, было много разных поездок. БАМ, пограничники Дальнего Востока, комсомольские всякие стройки. Нас, композиторов, все время туда отправляли.
Надо сказать, что моему герою повезло встретить на своём жизненном пути настоящих единомышленников. Как композитор-песенник, он работал со многими талантливыми поэтами. Это Вадим Семерин, Елена Наумова, Геннадий Георгиев и другие.
– Ну и, естественно, радио и телевидение. Такая передача, как «Песня года». Мне хотелось как-то поучаствовать, но попасть туда было страшно сложно, то есть вообще практически невозможно, но я попал. И в нескольких передачах я участвовал, в финалах. Мои песни пели Екатерина Шаврина, Валентина Толкунова, Леонид Серебрянников, ансамбль «Самоцветы», Дмитрий Харатьян. Ну, и, конечно, местные наши исполнители, уральский народный хор, Валерий Топорков, певец, который был популярен в 80-е, да и в 90-е годы. И конечно, коли я консерваторию закончил, то и академические жанры не были забыты. У меня есть опера «Граф Нулин» к 200-летию Пушкина.
Тут надо добавить, что в 80-е годы Евгений Степанович был неоднократным участником многих телевизионных конкурсов и фестивалей: помимо уже упомянутой им «Песни года», его приглашали на такие популярные в то время программы, как: «С песней по жизни», «Шире круг», «Споемте, друзья!». И сегодня, во времена коммерческой эстрады, на телевидении и радио интонации его неповторимых песен звучат как никогда современно.
– То есть вы были членом Союза композиторов Советского Союза.
– Был, и остаюсь. В 94-м году господин Чубайс отменил всякие льготы Союза композиторов, и жить стало гораздо хуже. У нас было так, вот звучит где-то песня или опера, комиссия Министерства культуры приобретает.
– Авторские отчисления сейчас какие-то получаете?
Мой собеседник многозначительно вздыхает
– Допустим, где-нибудь выступает та же Шаврина, сейчас много концертов. И корпоративы, так называемые. Ну, там же никто не пишет. То есть певец там получает все, а композитор остается за бортом, хотя музыка исполняется. Раньше-то, конечно, лучше было. Раньше всякие кафе, рестораны – и даже там все было четко, сосчитано. Я не говорю о дворцах культуры и филармониях. Филармония, конечно, по-прежнему работает четко. Если, допустим, авторский концерт состоялся, все четко, все ясно.
– В последние годы все-таки что-то к лучшему меняется?
– Надеюсь, что постепенно как-то все нормализуется. Если сравнивать с 90-ми годами – стало гораздо лучше. Потому что я знаю многих творческих людей – поэтов, композиторов, которые в 90-е вообще занимались не своим делом. Кто-то продавал, кто-то чего-то еще делал. Сейчас хотят заниматься своим делом, не распыляться на что-то, лишь бы заработать деньги,
– Бываете в специализированной школе для незрячих? Не подходят к вам после встреч школьники, может быть, тоже хотят стать композиторами?
– Конечно, но ведь они думают, что композитор написал мелодию, где-то кто-то спел, и по телевидению передали. Ведь молодежи хочется стать быстрее популярными. Вот это большая ошибка.
– А что для вас творчество?
– Жизнь, наверное. И мечта. Мечта должна быть, чтобы человек нашёл себя. Из школы ездил на электричке куда-то в город, один. Сейчас это вообще невозможно, а я тогда ездил, и не чувствовал никакой тягости, потому что мне это нравилось
– А не накопилось с годами разочарования, усталости от искусства?
– Нет-нет-нет. Люблю музыку, люблю поэзию, люблю все, что связано с искусством. Мы с женой Людмилой часто выступаем с авторскими концертами. И дуэтом поем, и говорим.
Евгений Степанович сравнивает себя с нынешними молодыми коллегами, для которых зачастую на первом месте стоит вопрос заработка. У них с женой совсем иные приоритеты.
– Допустим, куда-то нас приглашают, говорят: «Вы знаете, мы заплатим вам самую малость». Я говорю: «Организуйте, чтобы там был зритель». И находим большое удовлетворение от этого.
Надо сказать, что в родном городе Евгения Степановича уважают и любят. Недавно к нему поступило предложение от властей того района, где располагается музыкальная школа, которую мой герой закончил много лет назад.
– Глава администрации Татьяна Федоровна Бердакова вышла ко мне с предложением: «Евгений Степанович, не организовать ли нам конкурс среди молодых людей, допустим, с 11 до 25 лет, чтобы они исполняли Вашу музыку?». Мне это, конечно, будет очень приятно. С другой стороны, я буду помогать молодым музыкантам творчески расти, организовывать какие-то фестивали. В филармонию нашу трудно попасть, но у меня было там несколько авторских концертов, и вот в следующем году мне дают зал на 9-е марта, после конкурса эстрадной песни «Уральский эдельвейс». Я хочу первое отделение посвятить именно этим ребятам, проведем презентацию конкурса на хорошей сцене. Так что это меня очень греет. И я очень доволен, что мне доверили такое дело,
– Какая у вас заветная мечта?
– Посвятить себя песне с хорошими словами. И чтоб её пели, это самая главная мечта. Вот, допустим песня «Похолодало», вроде бы такая незатейливая. И сейчас ветеранские коллективы, смотришь, где-то поют эту песню. Был в Москве, в Парке Сокольники. Смотрю – с баяном сидят, я прислушался, что же они поют. «Похолодало» моё пели. Мне было приятно конечно.
– Для Вас творчество, это больше вдохновение или технический процесс на мастерстве?
– И то, и то. Потому что написать особенно крупное симфоническое произведение, для этого надо знать оркестр. Есть ведь свои законы инструментовки, чтоб оркестр звучал слаженно. А иногда забываешь, что накачали в консерватории.
– Супруга вам помогает в творчестве?
– Очень помогает. И в технических вопросах. Раньше я видел гораздо лучше, но дегенерация сетчатки – нехорошее заболевание. Где-то что-то если у меня не получается, не вижу, она мне помогает. Хотя у неё тоже группа по зрению.
Людмила Вячеславовна первый и самый строгий слушатель сочинений своего мужа.
– Понимаете, у неё какое-то природное правильное чутьё. Я чувствую это и очень дорожу её мнением.
Я прошу Людмилу Вячеславовну рассказать об их семейной жизни с Евгением Вячеславовичем.
– Мы полностью в музыке. Я пою только его песни. Очень многие доводят до слёз. Через нутро их пропускаешь. Есть песня «Мама моя», пела Толкунова, «Вчерашние печали», «Девочка и дождь». Просто, понимаете, это вся жизнь как бы пропущена через себя.
Человек, коллектив, общество
Успех в бизнесе – это индивидуальная история
Антон Кротков
В городе Ревда Свердловской области я познакомился с двумя незрячими людьми, которые пытаются найти себя в бизнесе. Их пример в очередной раз доказывает, что путь к успеху в коммерции у каждого свой, и универсальных рецептов тут не существует. Тем не менее, подобный опыт может быть интересен и полезен многим.
Мой первый собеседник, Юрий Коновалов, по специальности массажист.
– Я потерял зрение в возрасте 14 лет. Специализированную школу заканчивал в Челябинской области. Потом поездил по стране, работал в Челябинской области, город Златоуст, в Хабаровском крае, Комсомольск, в Калининграде, работал немножко даже на обувной фабрике в городе Кыштым. Я пытался себя как-то реализовать, самоутвердиться. Пробовал осваивать какие-то новые занятия, научился играть на гитаре.
Так получилось, что в результате несчастного случая Юрий потерял несколько пальцев на руке.
– Меня это как раз подстегнуло, чтобы научиться. Даже одно время работал здесь на предприятии руководителем ВИА. В 89-м году я приехал сюда, в Ревду, какое-то время работал на заводе, на сборке. Потом преподавателем компьютерного класса. Успел поработать в сбыте. Потом попал под сокращение. Я немножко авантюрист, пытался везде попробовать, где это можно. И в центре занятости защитил проект «Открой свое дело». Это был проект Комитета поддержки малого бизнеса, и там бесплатное обучение. То есть учили писать бизнес-план, вести бухгалтерию, учили выбрать какую-то бизнес-идею. Выдали мне там небольшую сумму. Я открыл свой массажный кабинет
Надо сказать о том, что ещё на стадии обучения предпринимательству на бизнес-курсах не всё сразу шло гладко.
– Холодность преподавателей. Они настороженно ко мне относились, для них это было странно, – слепой учится бизнесу. Но, тем не менее, это все было преодолено. Отношение ко мне изменилось. Я смог самоутвердиться.
Несмотря на все трудности того периода, Юрий с благодарностью вспоминает ту поддержку, которую получил вначале реализации своего самостоятельного проекта. Прежде всего, это, конечно, знания, знакомства с единомышленниками, советы экспертов. Что же касается финансового гранта от государства в помощь начинающему предпринимателю, то выделенных средств хватило лишь на первые необходимые траты.
– Это малая сумма. Деньги ушли на ремонт кабинета. Потом помогла сестра, друзья. Постепенно обзавелся оборудованием. За годы работы я много понял. В настоящий момент практика у меня достаточно серьезная.
– Насколько востребованы Ваши услуги здесь?
– Услуги востребованы. Если вы обратили внимание, там есть небольшая табличка, кабинет у меня называется «Академия релаксации». Громко сказано, но суть вот в чем. Продолжительность курса составляет десять дней. И когда я работаю, я разговариваю, общаюсь с клиентом, объясняю, в чем причина боли, что нужно делать. Я прошу их помощи, то есть даю домашнее задание, дома они делают определенные упражнения. В следующий раз человек приходит ко мне на релаксационный массаж, уже осознает причины своей болезни, и как можно с этим бороться. Востребованность есть, особенно при нынешней ситуации с нашей медициной, когда людей пожилого возраста фактически не принимают в больницу, когда не оказывается нормальная помощь людям пенсионного возраста, когда все поставлено на медикаменты. Чем больше длится эта ситуация с нашей медициной, тем больше и больше людей идут ко мне. Я считаю необходимо всячески пропагандировать самоисцеление. Культура питания очень важна. Мы говорим не о каких-то диетах, а о правильном питании, у меня люди сбрасывают очень серьезные килограммы и счастливы от этого.
С годами у Юрия выработался тончайший инструментарий профессиональных приёмов.
– Интуиция. Чем больше работаешь, тем больше знаешь, я практически с первой встречи, с первой диагностики вижу, какой человек, насколько реально я ему помогу. Но, к сожалению, есть скептики, с которыми очень трудно. Чисто психологически, люди разные. Кому-то нужна просто моральная поддержка.
– Многие незрячие идут в массажисты, потому что это популярная в незрячей среде профессия. А на Ваш взгляд, все ли могут стать хорошими массажистами?
– Я думаю, что, как и в любой другой профессии, человек должен расти. Особенно это сложно сделать в медицинском учреждении, когда человек занят очень сильно, и его задача за день человек 10 – 15, извиняюсь, грубо отмять. Я не работаю по 15 – 20 минут, как положено в медицинских учреждениях. Я работаю час, а то и два, по-разному, в зависимости от проблемы. И у меня есть время размышлять. Я до сих пор продолжаю учиться, посещаю семинары различных специалистов, периодически выезжаю в Москву на семинары. Здесь в Екатеринбурге я получаю серьезные знания.
– В перспективе к чему Вы стремитесь? Каким вы себя видите через 5, через 10 лет, что хотели бы усовершенствовать в своей жизни?
– Мне хочется как можно больше понять, я хочу вырасти как специалист для того, чтобы еще эффективнее помогать людям. Да, конечно, я бизнесмен, моя задача прибыль. Это очень важно, это стимул. Но есть душевные планы – реальная помощь другому человеку.
Александр Альбертович Балдин – тоже предприниматель. Основное направление его деятельности – оптовая продажа цветного металлопроката. В его родном городе Ревда Свердловской области расположен крупный медеплавильный комбинат, история которого восходит к знаменитым Демидовым. Это огромный производственный комплекс. На впервые приехавшего сюда человека завод производит неизгладимое впечатление своими циклопическими размерами, многокилометровыми подъездными железнодорожными путями, высокими трубами, из которых словно дыхание мифологического чудища изрыгаются облака пара и дыма. Почти всё в городе крутится вокруг металлургического гиганта. Мой собеседник не исключение. Когда-то он работал на расположенном в городе предприятии ВОС, но в последние годы дела у местного УПП идут не слишком хорошо, и многие были вынуждены искать себе альтернативные пути для самореализации и заработка.
– В последние годы, когда я работал экспедитором на УПП ВОС, зарплата стала очень маленькая. Сначала ушел в фирму, работал на хозяина, а потом сам. У меня в подчинении три человека.
– С какими трудностями столкнулись вначале?
– Наработка клиентов, наверное. Первое время зарплаты не было. Жена, конечно, поддержала, понимала, что так сразу не получится. Ну, и честно, просто выхода-то другого не было, упирайся и делай, деваться все равно некуда. Идти обратно на предприятие на зарплату в 3000 было не солидно.
– Ну, а сейчас как бизнес идет?
– Хотелось бы получше, продажи очень упали. Этого никто не говорит, но кризис в стране есть.
– Наверняка конкуренция высокая?
– Да, особенно в нашем регионе, где сосредоточены заводы по цветным металлам, вся металлургия здесь, поэтому не торгует только ленивый. Трудно.
– Вообще, говорят, что бизнесменом надо родиться, что если человеку не дано, то он никогда не добьется успеха. А вот Вы как считаете?
– Наверное, если б родился бизнесменом, лучше было бы, чем сейчас. Тут век живи, век учись, все время что-то новое, у кого-то спрашиваешь, кто поможет, кто расскажет, так и держимся.
– А что пришлось в себе серьезно перестраивать под новые задачи?
– Пришлось научиться разговаривать с людьми, много разговаривать. Было трудно.
– Расскажите о себе. Какую школу заканчивали?
– 78-й интернат для слабовидящих в Екатеринбурге.
– Как вы считаете, вот та подготовка, которую Вы получили в школе, она Вам в жизни помогла? И в чем?
– Наверное, в том, что все-таки это интернат, от родителей далеко, и здесь я более-менее самостоятельности какой-то научился.
– Сейчас многие ребята, особенно те, которые заканчивают школу, не хотят идти на производство, и видят себя в каком-то малом бизнесе. Чтобы Вы им посоветовали?
– Я считаю, что сразу ничего не бывает, надо с чего-то начинать. В какой-то бизнес без опыта жизни вообще нечего идти. Ну, вот после школы, что он может, куда, в какой бизнес он может прийти? Я не представляю. Минимум, надо закончить институт и быть специалистом своего дела. Постоянно приходится обучаться. Я не металлург, так что приходится чего-то узнавать новое. Нужна обязательно работа с компьютером. Но не все хотят и не все могут с ним работать. Допустим, я могу предоставить работу за небольшие деньги на дому инвалиду, заниматься рекламой моей фирмы. Это не проблема. Но как-то желающих нет пока.
– Есть такая проблема – это инфантильность молодых людей из незрячей среды. Они готовы на пенсию жить, сидеть дома, но не преодолевать какие-то свои проблемы.
– Есть такая проблема среди молодёжи. Все хотят получить сразу и много. На завод никто не хочет идти работать, потому что там зарплаты маленькие.
– А на Ваш взгляд, можно успешно заниматься бизнесом только ради денег, не любя свое дело?
– Можно. Потому что, опять же скажу, просто другого выхода нет. Если хочешь жить по-человечески, не сидеть дома на одной пенсии, то можно заниматься и не любя дело.
– Александр, а в чем вы находите отдушину в жизни? Что Вас вдохновляет?
– Я люблю путешествовать, И чтобы съездить куда-то в следующий отпуск, приходится работать. Вот в прошлом году на Байкал ездили, в позапрошлом на Иссык-Куль. С женой вдвоем. Дети взрослые, они сами по себе.
– А о чем мечтаете, какие планы на жизнь? Чего бы хотелось еще?
– Денег. Чтоб была работа в бизнесе. Больше работы, больше денег – больше интерес к работе.
От Таганки по Таганке. Часть первая
Виктор Розанов
Представьте себе, что по какой-то необъяснимой нужде захотелось вам поехать в Московскую областную организацию ВОС. Многие знают, что находится она на улице Верхняя Радищевская, в доме № 15, в первом строении. Располагать адресом и по этому адрес добраться – совсем не одно и то же. Мы поможем вам проложить маршрут.
Сначала надо добраться до метро, потом следует попасть на кольцевую и ехать до станции «Таганская». Напомним, Таганка находится в Юго-восточной части центра города, между реками Москвой и Яузой.
Итак, если вы едете от «Парка культуры», то садиться надо в последнюю дверь третьего вагона или в первую четвертого от головы поезда. Ну, а если от «Курской», то из второй двери третьего вагона, соответственно, от хвоста.
Чтобы не скучно было ехать, я расскажу вам историю Кольцевой линии Московского метрополитена.
***
Сначала предполагалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Потом всё-таки решили сделать Кольцевую линию с 17-ю станциями под Садовым кольцом. Однако, творчески переработав первоначальную концепцию, спланировали построить линию значительно дальше от центра. По названиям станций можно прикинуть удаление: «Усачёвская», «Калужская застава», «Серпуховская застава», «Завод имени Сталина» (теперешний имени Лихачева), «Остапово» (это в районе станции «Текстильщики»), «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский (он же Рижский) вокзал», «Савеловский вокзал», «Динамо», «Краснопресненская застава», «Киевская».
Но и это проект Кольцевой изменили, запланировав построить ее ближе к центру города. Все станции Кольцевой являются памятниками архитектуры сталинского ампира, и каждая посвящена особой теме.
Современная Кольцевая линия соединяет все диаметральные, кроме Бутовской и Каховской. По ней можно добраться к семи вокзалам из девяти. Мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские – в обратную сторону.
Первый участок Кольцевой линии от станции «Парк культуры» до «Курской» открылся 1 января 1950 г. Второй участок, «Комсомольская» – «Белорусский вокзал», открылся в 1952 г. Третий соединил Красную Пресню с Киевским вокзалом в 1954 г.
Станция «Таганская» расположена глубоко под Таганским холмом и имеет два последовательных эскалаторных наклона. Её глубина – 53 метра. Диаметр центрального зала – 9,5 метров.
В южном торце станции – переход на Таганско-Краснопресненскую линию.
Второй переход, ведущий на станцию «Марксистская» Калининской линии, начинается двумя достаточно пологими лестницами. Они находятся посередине центрального зала.
Два последовательных эскалаторных тоннеля, по которым осуществляется вход на станцию и выход с нее, расположены практически под прямым углом друг к другу. Между ними – промежуточный зал.
Из промежуточного зала мы поднимаемся в эскалаторный зал. Так официально зовется наземный вестибюль. Слева от эскалатора – выход на Верхнюю Радищевскую улицу. Справа – дополнительные двери для выхода на Нижнюю Радищевскую, которые не используются в работе метрополитена. Видно, построены просто для симметрии.
***
Покинув московскую подземку, остановимся, чтобы перевести дух после долгой (или не очень) поездки. И попробуем, как говорится, «сориентироваться на местности».
В плане станция метро стоит как бы на треугольном островке. Причем треугольник этот равнобедренный. Основание, – немного искривлённое, – выходит на Таганскую площадь. Левая сторона его – Нижняя Радищевская, правая – Верхняя. Улицы сливаются друг с другом, образуя вершину, направленную вниз, к устью Яузы.
В левом углу и вдоль Нижней Радищевской, несколько легких построек с фаст-фудом. Между ними проход к метро. В нижнем правом углу треугольника – станция метро, у которой мы пока еще и находимся. Здесь, в этом старом районе так хорошо, что торопиться вообще не хочется.
Ах, как приятно не спеша пройтись по старой Москве, где каждый сантиметрик земли проникнут древностью. Даже воздух в центровых закоулочках другой, будто пахнет госпожой Историей, а Таганский район – один из самых богатых историей уголков Москвы.
Человек, коллектив, общество
Шанс выбирает подготовленных
Антон Кротков
В каждой региональной организации ВОС мы ищем незрячих предпринимателей. Такие люди по своему уникальны, поскольку предпринимательство в нашей стране – это своего рода экстремальный спорт. Уж слишком много связано с этой деятельностью трудностей и риска. Незрячие предприниматели – уникальны вдвойне.
На этот раз героями нашего репортажа стали учредители небольшой студии звукозаписи «Шанс» из города Ревда Свердловской области.
Итак, знакомьтесь: Дмитрий Мясников, звукорежиссёр студии.
– Я отвечаю полностью за то, чтобы все в этой студии работало. То есть за запись. Короче, полностью техническая часть. Я получаю кайф от своей работы.
– А перед тем, как открыть студию, чем занимались?
– В Екатеринбурге при областной организации был компьютерный класс. Я работал там специалистом, обучал людей.
– Уже тогда хотели открыть свое дело?
– Нравилось работать по части музыки, культуры. Но не было технической базы. Поэтому долгое время работал преподавателем компьютерного класса, а потом решили, что пора бы уже что-то свое делать и взялись потихонечку тянуть. В принципе, технически это было не так сложно, как материально.
– А поддержку от кого получили?
– От службы занятости. А остальное сами вкладывали, пытались привлечь.
Как это часто бывает с начинающими незрячими предпринимателями, первое время им приходилось как бы сражаться на два фронта: преодолевать внешние трудности и бороться с собственными страхами и сомнениями. В частности, критический момент для моего героя и его соратницы по проекту настал, когда они впервые объявили набор желающих заниматься вокалом в их студии. Особенно волновалась единомышленница Дмитрия и соучредитель проекта Лариса Юдина.
– Я помню, на первом кастинге Лариса прямо-таки дрожала. Вот как они сейчас придут, вот посмотрят – все незрячие, и уйдут. Я говорю: «Ларис, успокойтесь, все будет нормально». И действительно, первый кастинг прошел нормально, люди пошли. Сейчас люди идут с удовольствием, и какого-то барьера, что мы незрячие и работаем со зрячими, не возникает. Я думаю, в этой ситуации помогло стремление.
Лариса Юдина – руководитель студии звукозаписи и эстрадного вокала «Шанс». Она рассказывает о своём коллективе и распределении обязанностей в нём:
– У истоков стояла я, поскольку ИП, как бы, на мне, я индивидуальный предприниматель. Взяла на себя ответственность за все финансовые операции. И я вокалистка и руководитель. Дмитрий Мясников, наш звукорежиссер, Виктор Столбов, композитор, аранжировщик. Вот таким составом решили открыть дело. Мне говорят: «У тебя же бизнес». Бизнесом это я назвать не могу, бизнес – это нефтяная вышка, которая дает большую прибыль, и там люди уже не считают деньги – вот это да, бизнес. То, чем мы занимаемся, я называю – свое дело. По крайней мере, на налоги, на зарплату и на приобретение нового оборудования мы зарабатываем.
– Чем занимается студия?
– У нас проходят уроки вокала для детей и взрослых, групповые и индивидуальные занятия. Это наша основная деятельность. Приходят люди, записывают песни к каким-то своим семейным праздникам. Допустим, ко Дню Рождения, песня в подарок, у нас есть такая услуга. Занимаемся записью рекламных аудиороликов для организаций. Поскольку у нас в штате есть свой композитор, мы, если нужно, какой-то гимн корпорации, фирме, можем написать. Есть создание какой-то брендовой музыки для магазинов, торговых центров и так далее. Все это входит в перечень услуг, которые мы предоставляем. Сотрудничаем с радиостанцией «Радио Удача»: мы им пишем новости – они нам, в свою очередь, рекламу на наш аудиоролик. То есть на взаимовыгодных условиях. Сейчас у нас штат увеличился. Мы приняли еще одного преподавателя по эстрадному вокалу для взрослых. Открыли детские группы, тоже приняли преподавателя для детей. Поскольку сама я с детьми не очень умею работать, больше со взрослыми.
Когда мы взялись за это дело, я очень сомневалась, но мне хотелось уйти от ВОС в том плане, что свой ресурс в ВОС, как я считала, я уже выработала. Потому что в ВОС я прошла от художественного руководителя клуба до замдиректора по социальным вопросам. Руководила реабилитационным центром в областной организации. Много общалась с людьми, много работала, и посчитала, что то, что я могла сделать в этой организации, я уже сделала, и могу раскрыться несколько в другом плане. Всегда рядом со мной была музыка, поскольку первое мое образование музыкальное. Музыка победила в итоге. Вообще, без ложной скромности, всё, за что я берусь, я подхожу к этому серьезно. И, в принципе, как бы все получается. Но я поняла после 40 лет, что очень важно все-таки в этой жизни, как говорят, приходить на работу с удовольствием и уходить домой с чувством такой приятной усталости. Банальность может быть. Но вот у меня такое чувство, по крайней мере, есть. Теперь я занимаюсь тем, что я действительно умею делать, что мне дано, что нравится. Я помогаю здоровым людям, сама имея физический недостаток. Правда, в последнее время я все больше и больше про него забываю, но когда я это начинала, комплексов было очень много. Придут зрячие люди, а как они будут реагировать? Мы-то тут все незрячие. Теперь я даже не задумываюсь над этим. То есть это мне помогло преодолеть свои какие-то комплексы, а теперь я помогаю людям преодолевать их комплексы. Все-таки в ВОС я многому научилась. К нам люди приходят не просто научиться петь. Они прекрасно понимают, что не станут никогда великими профессионалами, но люди приходят потому, что им хочется как-то самовыразиться, самореализоваться, преодолеть страх выйти на сцену. И мы им в этом помогаем, и люди нам благодарны.
В процессе нашего разговора Лариса не раз подчёркивала, что без своего ВОСовского прошлого вряд ли смогла бы состояться в своём нынешнем амплуа.
– Просто элементарно любить людей и работать с людьми – вот этому как раз меня научило Общество слепых. После музыкального училища я окончила Санкт-Петербургский университет имени Герцена. Я по специальности тифлопедагог-реабилитолог. Я много работала в ВОС с людьми. Контингент у нас самый разный, и, как правило, помимо зрительных есть и какие-то ещё сопутствующие дефекты. 8 лет замдиректора по социальным вопросам на предприятии – это большая школа общения, школа жизни. Мы все, так или иначе, родом из Всероссийского общества слепых. Которому я не могу не воздать дань уважения.
Город Ревда расположен примерно в пятидесяти километрах от Екатеринбурга. Население чуть больше семидесяти тысяч. Имеется несколько крупных металлургических предприятий, которые являются градообразующими. В 90-х, когда отечественная промышленность пребывала в состоянии глубокой стагнации, людям было не до культуры. Но сегодня у большинства горожан есть работа, и, соответственно, они могут думать не только о хлебе насущном.
– Когда мы начинали, было страшно: пойдет – не пойдет? Теперь, спустя 2 года, я могу сказать, что это востребовано. Вот сейчас я встала за фортепиано в полдвенадцатого, то есть начались у меня занятия. Закончу я сегодня в 8 часов вечера. У меня будет перерыв в 3 часа на 15 минут. Потому что люди идут, мы уже открыли филиал в Екатеринбурге. И люди пошли и туда.
– Есть такая проблема, что молодые ВОСовцы оканчивают много курсов, тем не менее, не могут себя найти и остаются как бы наедине с самим собой. Может быть, для них устраивать тренинги и приглашать таких энергичных успешных людей, как вы?
– Любой человек, который начинает заниматься своим делом, сколько бы он книжек не прочитал про бизнес, как его правильно делать, это всё бесполезно. Человек идёт практически вслепую. Он набивает себе шишки, учится на своих ошибках. Я всегда ребятам говорю: вот вы сидите в компьютере целыми днями, и не считаете, что вам нужно работать. Причем, образованнейшие ребята. Компьютер – наш помощник, но это ни в коем случае не замена общения. А они просто увязают, мне кажется, в этом виртуальном общении. Им там хорошо, они могут себя представить кем угодно и заниматься чем угодно. И главное, ничего не надо преодолевать в этой жизни. Это, наверное, все-таки идет от личной какой-то лени. Возможно, что тренинги психологически помогут им. Мы работаем с молодежью в этом плане. Когда обращаются, никогда не отказываем, всегда рассказываем, как и с чего начать. Но, понимаете, прежде чем за что-то взяться, за какое-то дело, нужно быть, в первую очередь, интересной личностью, чем-то привлечь к себе, обаять, очаровать, чтобы к тебе потянулись люди. Если ты ничего из себя не представляешь, имей ты хоть 33 образования, толку не будет. Сложно здесь сказать, всё индивидуально. А ещё очень важен какой-то Волшебный Пинок.
– А вы помните тот свой пассионарный толчок, который вас вдохновил на создание этой студии?
– Мы очень давно мечтали, я и Дмитрий Мясников. Но над любой мечтой надо трудиться. Он давно работает звукорежиссером. Я много практиковала как вокалистка. Мы делали концерты, записывали альбомы. Был институт «Реакомп», где я прошла курсы подготовки резерва руководителей. Там были и сейчас работают замечательные психологи. Я с большой благодарностью вспоминаю все это, потому что большой толчок в своё время дали именно там.
Реабилитация и мы
За год мы оказали помощь более 270 тысячам маломобильных пассажиров Московского метрополитена
Ирина Зарубина
Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем Центра обеспечения безопасности маломобильных граждан на территории Московского метрополитена Евгением Поповым, записанное в декабре 2014 года. Интервью подготовила Ирина Зарубина.
– Расскажите, пожалуйста, историю создания Центра по обеспечению мобильности пассажиров Московского метрополитена.
– Центр был создан 14 октября 2013 года, с функционалом оказания помощи по безопасному и комфортному передвижению маломобильных пассажиров по территории Московского метрополитена. На основе многочисленных обращений маломобильных граждан, а так же в связи с увеличивающимся пассажиропотоком Московского метрополитена, когда даже человеку без всяческих физических ограничений уже становится тяжело передвигаться по нашим станциям, особенно в час пик. И в этой связи Правительством Москвы, Департаментом транспорта было принято решение о создании специального подразделения Московского метрополитена для оказания помощи специальной категории маломобильных пассажиров. И вот уже прошло больше года, как наш Центр успешно существует и успешно оказывает услуги маломобильным пассажирам.
– Кто относится к категории маломобильные граждане? Многие думают, что это только инвалиды.
– Помощью данного центра могут воспользоваться и родители с детьми, а так же ветераны, пенсионеры, люди с различными заболеваниями, с различными психическими расстройствами, фобиями. В общем, все те пассажиры, которые, так или иначе, испытывают трудности при передвижении в Московском метрополитене
– Насколько возросло количество обращений по сравнению с прошлым годом?
– У нас количество обслуженных пассажиров уже в начале декабря этого года в десятки раз больше, чем в декабре прошлого года. Это закономерно и объективно, потому что в прошлом году, именно в декабре месяце, у нас шел активный набор сотрудников. Нас было еще не так много, и услуги предоставлялись еще не на всех станциях московского метрополитена, даже по заявкам. А на сегодняшний день мы можем констатировать, что за год нашего существования мы оказали помощь свыше 270 тысячам пассажиров в выявительном режиме, непосредственно на станциях. И по предварительным заявкам мы оказали помощь уже более 9000 пассажирам. Прирост по обслуженным пассажирам, особенно по заявкам, происходит где-то примерно по 25-30% в месяц.
– А не боитесь, что в один прекрасный день вы просто не справитесь с потоком заявок?
– Пока мы справляемся. У нас намечен прием дополнительного штата и плюс еще дополнительное оснащение нашего центра специальным программным обеспечением, которое позволит нам оптимизировать логистику передвижений наших инспекторов и повысит эффективность их работы.
– Насколько жестко требование заказывать за 2 часа и более?
– Это безусловные требования, которые были сформированы с учетом нашей технологии. Но, тем не менее, в каждом конкретном случае наши операторы обучены подходить индивидуально, рассматривать возможности оперативного решения той или иной заявки. Мы понимаем, что потребность пассажира может возникнуть в каких-то чрезвычайных условиях, либо что-то его побудило, и есть на то объективная причина. Поэтому мы стараемся оперативно решить этот вопрос, уточнить на какой ближайшей станции наш сотрудник, уточняем время возможное к его прибытию. И если все получается более или менее удачно, то мы стараемся, безусловно, помочь во всех ситуациях нашим пассажирам.
– Большая проблема у иногородних инвалидов по зрению. Они приезжают на железнодорожный вокзал или прилетают в аэропорт и им надо переехать на другой вокзал или воспользоваться услугами другого аэропорта, и метро – неизбежное промежуточное звено. Какую помощь могут оказать ваши сотрудники? Возможно ли человека проводить до ж\д вокзала, аэроэкспресса?
– Это были одни из пожеланий на первоначальном этапе работы нашего центра. За год нашей работы мы разработали, утвердили и успешно используем технологию обслуживания наших пассажиров на различных видах транспорта. В частности, у нас заключено соглашение с компанией «Аэроэкспресс», в которой существуют аналогичные помощники нашей службе. И вот это соглашение позволяет нам сопровождать маломобильных пассажиров без определенных границ, сплошным обслуживанием от самолета, до нужной станции Московского метрополитена. И, наоборот, от станции отправления Московского метрополитена, мы, соответственно, сопровождаем нашего пассажира до любой из трех станций, сопряженных с ж\д вокзалами, откуда отправляются аэроэкспрессы до аэропортов. Сотрудники встречают наших пассажиров и дальше уже сопровождают на электричках «Аэроэкспресс». И дальше передают сопровождение уже непосредственно работникам аэропорта, в который следует пассажир. Кроме того, на сегодняшний момент мы внесли дополнение в технологию нашей работы. Инспекторы с октября текущего года имеют возможность встречать и сопровождать пассажиров на поезда дальнего следования. Это означает, что мы на крупных ж\д вокзалах г. Москвы можем встретить непосредственно с поезда иногородних гостей, сопроводить до метрополитена и сопроводить на территории метрополитена.
– Вообще это очень удобно, я несколько раз пользовалась услугами вашего центра, когда улетала в другие города. Допустим, метро, аэроэкспресс, и дальше на территории аэропорта всё прекрасно. А вот с ж\д вокзалом были проблемы, и очень хорошо, что вы таким путем наши проблемы разрешаете.
– У нас идет проработка сопровождения и с пригородными компаниями, поскольку наши сотрудники к поездам дальнего следования могут подойти беспрепятственно по территории вокзала, а к пригородным поездам они не могут пройти в зону платного прохода через турникеты. Поэтому, на сегодняшний момент мы прорабатываем с пассажирскими перевозчиками пригородных ж\д возможность бесплатного прохождения наших инспекторов непосредственно к электропоездам для встречи или для посадки маломобильных граждан. Если этот вопрос нам удастся урегулировать, то зона сплошного обслуживания соответственно расширится и позволит предоставить качественно новый сервис.
– Допустим, незрячий хочет, что бы сотрудник центра сопроводил его до ближайшей автобусной остановки, магазина или какого-то другого пункта назначения. Насколько вашими сотрудниками может быть оказана помощь?
– На сегодняшний день, к моему сожалению, выход инспекторов на городскую территорию не предусматривается нашими технологиями, не предусматривается должностными обязанностями, не предусматривается легитимностью данного обслуживания. Тем не менее, сейчас, в порядке эксперимента по обращению Всероссийского общества слепых, мы планируем оказать подобного рода сопровождение в тестовом режиме на станции «проспект Мира» до Протопоповского переулка, где располагается библиотека для инвалидов по зрению и институт "Реакомп". В случае успешного эксперимента, наш центр будет выходить с инициативой к руководству Московского метрополитена, к руководству Департамента транспорта, возможно, Правительству Москвы для того, что бы попытаться решить этот вопрос.
– Допустим, инвалид по зрению обратился непосредственно по телефону 8-495-622-73-41 и заказал сопровождение. А может ли сотрудник Центра проявить инициативу и предложить свои услуги инвалиду по зрению, самостоятельно передвигающемуся в метро?
– Безусловно, так было и в начале нашей работы, пока у нас еще не был организован телефон поддержки. И сейчас этот режим обслуживания так же присутствует при нахождении нашего инспектора непосредственно на станции. Если у него нет заявок, которые необходимо выполнять с отлучением от данной станции, он выявляет в общем потоке пассажиров, нуждающихся в помощи, обращается к ним, представляется, раскрывает полный перечень услуг, которые он может предоставить. И при согласии данного пассажира, совершив технологические действия, отчитавшись куда, конкретно с кем он отправляется на сопровождение, оказывает услуги по безопасному и комфортному передвижению данного пассажира.
– Где проходят обучение ваши сотрудники, и насколько часто проходят повышение квалификации?
– При поступлении на работу наши инспекторы проходят обучение в нашем учебно-производственном центре. Кроме того по совместной программе обучения «Аэроэкспресс» все старшие инспекторы проходят обучение, в т.ч. и практические нюансы обслуживания различных категорий маломобильных граждан непосредственно у нас в центре. Дополнительно мы стараемся проводить, как можно чаще, курсы повышения квалификации. Одно из последних проходило под эгидой ВОС, под патронажем вице-президента ВОС Абрамовой Лидии Павловны. У нас проходило обучение, достаточно широкомасштабное, с выездом наших сотрудников в г. Волоколамск. Также мы посещали школу подготовки собак-проводников. Была очень обширная теоретическая часть обучения, была и практическая часть, в т.ч. и связанная с нюансами обслуживания инвалидов по зрению с собакой-проводником.
– Ну, вы даже опередили мой следующий вопрос. Собаки-проводники до сих пор в метро официально практически не допускались. И это была большая проблема для тех инвалидов по зрению, кто все-таки услугами собак-проводников пользуется ежедневно. Какие изменения произошли в решении этого вопроса?
– Хотелось бы уточнить, что собаки-проводники и на сегодняшний момент пока не имеют возможности беспрепятственно проходить на территорию Московского метрополитена. Изменения, необходимые для их свободного доступа, в Правила пользования Московским метрополитеном на сегодняшний момент пока еще не внесены. В феврале началось обучение по утвержденному совместному плану между ВОСом и Московским метрополитеном, по обучению безопасному передвижению собак-проводников и, соответственно, маломобильных пассажиров, инвалидов по зрению. Это обучение было запланировано до декабря текущего года. В декабре ВОС и Московским метрополитеном произведена совместная оценка результатов данного обучения. После принятия предварительных решений Московский метрополитен совместно с ВОС выступит с согласованным мнением непосредственно в Департамент транспорта, который являлся в т.ч. инициатором решения данного вопроса. И дальше уже, при успешном прохождении согласования возможности проезда собак-проводников по территории метрополитена, с помощью Департамента транспорта будет осуществлена инициатива в Правительстве Москвы по внесению изменений в Правила пользования Московского метрополитена. И тогда инвалиды по зрению с собакой-проводником дополнительно заказывают услугу по сопровождению нашего инспектора, для того, что бы минимизировать возможные риски в Московском метрополитене, который является источником повышенной транспортной опасности, возможно, будут передвигаться от любой станции до любой станции.
– То есть поездка на метро инвалидов по зрению с собакой-проводником возможна будет только при сопровождении специально обученного инструктора?
– Данное решение пока находится в стадии обсуждения. Но, промежуточно уже, мы приняли совместное решение о том, что собаки, хоть и умные, но они не могут знать всех маршрутов передвижения. Они не знают схему Московского метрополитена, они могут знать основные маршруты. А если кому-то из пассажиров понадобиться поехать на какую-то другую станцию Московского метрополитена – это будет затруднительно. Кроме того, в условиях нашего, достаточно жесткого пассажиропотока, уже даже сейчас, на этапе обучения, мы понимаем, что обычные пассажиры, особенно в час пик, не всегда адекватно реагируют на появление инвалида по зрению с собачкой. Поэтому, наш инспектор нужен в т.ч. и для обеспечения дополнительной безопасности в случае возникновения каких-либо претензий со стороны других пассажиров. Это удачное отсечение на эскалаторах, то, что мы прорабатываем на сегодняшний момент, чтобы пассажиропоток, грубо говоря, не затоптал бедную собаку, которая и так находится в стрессовом состоянии, путешествуя по Московскому метрополитену. Поэтому мы будем, наверное, достаточно настойчиво предлагать наши услуги. Я думаю, что это благоприятно скажется и на самих инвалидах по зрению и на собаках-проводниках.
– Я вас поймаю на слове, вы говорите: «Собака, хоть и умная, но она не знает все маршруты». Но вполне вероятно, что знает маршрут сам инвалид по зрению. Ведь мы достаточно давно и самостоятельно ездим по метро. И даже я, когда пользуюсь услугами Центра, очень часто говорю инструктору: «Вот сейчас направо, сейчас налево», и мы передвигаемся так гораздо быстрее, потому что они далеко не всегда быстро ориентируются в метро.
– Да, возможно это так, с новыми сотрудниками особенно, я тут с вами соглашусь. Но, метрополитен развивается достаточно серьезными темпами, строятся новые станции, строятся новые линии. На новых станциях, я считаю, обязательно сопровождение наших инструкторов.
– Даже зрячие москвичи, живущие всю жизнь в Москве, не всегда помнят у какого столба, где повернуть – это особенность инвалидов по зрению. Я езжу каждый день на работу из «Кузьминок», я без собаки еле сажусь в поезд, я вообще не представляю, как в вагон можно сесть еще и с собакой.
– Совершенно верно, поэтому мы и предлагаем совершать поездки именно в сопровождении нашего инспектора.
– Да я думаю, что в час пик никакой инспектор не поможет.
– Есть, опять же, в каждой поездке свои нюансы. Наш инспектор может сориентироваться, видя реальную обстановку, какая она складывается на станции, с нашим инспектором совершить поездку можно будет безопаснее.
– Безопаснее, но для собаки все равно стресс.
– У собаки стресс – согласен. Данную ситуацию, в условиях часа пик, от 8 до 10 миллионов пассажиров в сутки, решить силами нашего Центра, безусловно, очень сложно.
– И в завершении, я хотела бы, чтобы вы немножко рассказали о планах развития вашего Центра.
– На сегодняшний день, то, что совсем из ранних планов, – это обеспечение обслуживания организованных групп пассажиров, в т.ч. и детских. Эта инициатива у нас родилась совсем недавно, буквально в октябре-ноябре текущего года. Мы ее предложили нашим пассажирам. Данная услуга оказалась востребована, и ей пользуются как обычные школьники, учителя при поездках с классами на какие-то культурно-массовые мероприятия, так и организованные группы инвалидов. Вот недавно мы сопровождали массовые перевозки инвалидов с Севера, с Дальнего Востока, следующих по государственной программе «Отдыха в Крыму». Это были пересадки с одного аэровокзала на другой с использованием метрополитена. В наших ближайших планах – это развитие навыков наших инспекторов в обслуживании пассажиров в час пик, в обслуживании пассажиров в разных экстремальных ситуациях, в т.ч. и сбоя, изменения графика движения поездов. Когда на платформах скапливается большое количество пассажиров, то наши сотрудники, после определенного обучения и практических занятий, что они уже сейчас делают, будут заниматься в т.ч. и регулированием пассажирских потоков. Кроме того, к функциям наших инспекторов будет прибавляться дополнительная обязанность по контролю за совершением противоправных действий на территории метрополитена, по контролю за несанкционированной коммерческой деятельностью, какой-либо попрошайнической деятельностью и т.д. Это своего рода своевременное информирование сотрудников службы безопасности и полиции Московского метрополитена, о том, где и что, соответственно, в данной ситуации происходит из несанкционированных видов деятельности на территории Московского метрополитена.
Это из основных задач, что стоят перед нашим Центром. Кроме того, безусловно, мы перед собой ставим задачу расширения географии нашей работы. Уже сейчас становится очевидным, и с каждым месяцем все больше и больше пассажиров обращаются к нам с просьбами сопровождения по городской территории, по сопровождению к объектам социальной инфраструктуры, к объектам здравоохранения, либо обучения. Мы пытаемся найти поддержку общественных организаций, чтобы они так же выходили с инициативой в Правительство Москвы, различные Департаменты социальной защиты населения г. Москвы, в Департамент транспорта, о том, что подобного рода эксперимент, который был проведен в рамках Московского метрополитена, путем создания нашего Центра, целесообразно расширять и реализовывать на общегородском уровне. Для того чтобы было возможным оказывать услуги сопровождения, в т.ч. и на наземных видах транспорта, да и вообще по всей территории города. Аналоги таких служб в мире есть. Да, в принципе, и в г. Москве есть подобного рода служба – это Служба социального такси. Она имеет, конечно, строго определенные функции, но, думаю, успешный опыт работы нашего Центра, функционал Службы социального такси, мог бы сделать, допустим, более универсальной услугу, которая сможет предоставить помощь по сопровождению по всей территории города Москвы для маломобильных граждан.
– Вообще, идеально, чтобы все структуры, вовлеченные в процесс сопровождения, работали в четком взаимодействии. Тогда, я думаю, жизнь инвалидов по зрению значительно облегчилась бы, и многие вопросы были бы сняты. Главное – скоординировать действия в разных структурах.
– Я с вами полностью согласен. И речь идет не только о конкретно физическом сопровождении, но и о модернизации инфраструктуры, позволяющей облегчить жизнь инвалидов всех категорий. Поскольку, какие-то урывочные решения по обслуживанию той или иной категории маломобильных граждан в отдельно взятых инфраструктурных объектах, либо объектах, в которых проживает непосредственно инвалид, без предоставления сплошного маршрутного доступа теряют в эффективности. А вот комплексное решение именно инфраструктурной модернизации наших объектов и предоставление непосредственно физической помощи передвижения, позволило бы городу Москве стать удобным, может быть, одним из самых удобных городов Европы, мира, России для жизни маломобильных граждан.