Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 «НЖ» — 90

В её жизни не было черновиков

Хочу рассказать о Софье Тимофеевне  Виноградовой. Кто она такая? Одна из тех наших внештатных корреспондентов, которые в 70 — 80-е годы своими яркими заметками создавали популярность «НЖ». Почему именно о ней, а не,  допустим, о Леониде Перетягине из Новосибирска, вечном путешественнике, готовом по первой же просьбе редакции сорваться с места и мчаться в любую точку страны, чтобы проверить жалобу или написать острый репортаж? Или не об Инне Васильевне Молодовой из Вологды, красивой женщине с мягким характером, которая терпеливо  разъясняла читателям политику своего правления? Или не о правдолюбце Викторе Фёдоровиче Никитине из Волгоградской области, который с удивительной настойчивостью боролся с бюрократизмом? Если он прочитает эти строки, то привет Вам, Виктор Фёдорович, мы помним Вас, здоровья и сил Вам. Все они достойны доброго слова и благодарности за свой труд. А вот почему именно о Софье Тимофеевне хочется рассказать в первую очередь, я и сама толком объяснить не могу. Может, потому, что она самая старшая среди  всех, представительница уже ушедшего  довоенного поколения энтузиастов, «мечтателей и героев», воспитанного «в буднях великих строек, весёлом грохоте, огнях и звонах»? А может, находясь уже там, на небесах, просто захотела послушать о себе добрые слова? Ну что ж, я готова…

Эта женщина никогда не видела  окружающий мир. Родилась слепой, что стало огромнейшим горем для семьи. И отец, который прожил недолго, умирая,  пожелал смерти и своей незрячей дочери, полагая, что без него  она свяжет мать по рукам и ногам. Но так получилось, что именно Соня чаще других детей  радовала маму и своими успехами в школе, и твёрдым характером, а в старости — трогательной заботой о ней, немощной.

Моё знакомство с Софьей Тимофеевной было заочным. К этому времени она  уже  оставила работу на УПП, находилась, как у нас принято говорить, на заслуженном отдыхе, кстати, тогда это было именно так, и состояла на учёте в одной из Ивановских ТПО ВОС. Мне передали на редактирование её заметку. Уже с первых строк  я почувствовала, что материал написал человек  способный, умеющий работать с фактом.  Поняла, что будем  сотрудничать.   Личная встреча укрепила мои симпатии. Маленькая, худенькая, удивительно живая,  с сильным внутренним стержнем, она не могла не произвести  хорошего впечатления.

 Её любимая тема в нашем журнале —  реабилитация  незрячих. Она имела на неё право, потому что сама была достаточно самостоятельна. С особым азартом пропагандировала  активный образ жизни, призывала восовцев  не попадаться в сети губительной опеки, стараться приносить пользу другим.  Показывала это через свой личный опыт.  В быту Софья  Тимофеевна   умела делать всё: убирала  квартиру, варила обед, шила, вязала. В доме  имелись всевозможные тифлотехнические «помощники» — различные дозаторы, сахарница, перечница, нож, пробка, рыбочистка, чайник со свистком, звуковой индикатор уровня жидкости, брайлевские часы, «говорящий» будильник, калькулятор, нитковдеватели и прочее. Она прекрасно владела Брайлем, но профессионально освоила и пишущую машинку. Свои заметки в журнал печатала без ошибок и   практически без опечаток. Многие навыки она приобрела во время учёбы в Костромской школе для слепых детей, а работая на Ивановском УПП,  прошла курс обучения в ШВТС. И даже будучи членом ТПО не отказалась от путёвки туда, посчитала, что ей есть чему поучиться. Правда, самостоятельно ходила мало. В основном,  с сопровождающим, а одна — только  по близким и очень хорошо знакомым маршрутам. Например, до Дома культуры ВОС.

Мы не только стали сотрудничать, но и подружились. Когда я приезжала в командировку в Иваново, то, естественно, заходила к Софье Тимофеевне. Её дом, гостиница и  здание правления стояли в рядок  на одной и той же улице,  недалеко от вокзала. Поезд прибывал рано, в начале шестого утра. Город спал. Но я знала, что Софья Тимофеевна  ждёт меня, хлопочет на кухне и  обидится, если я не приду.   «С поезда — сразу ко мне», — обычно говорила она.  Я не отказывалась, забегала в гостиницу, чтобы оформиться,  и через минут 15 была уже у неё. Дверь открывала   очень  ухоженная  для раннего утреннего часа женщина — с лёгким макияжем, в красивом парике шатенового оттенка, уютном домашнем платье. «Пожалуйста, пожалуйста», —  приветливо улыбалась  она и приглашала в комнату, которую занимала вместе с мамой. Вторая  в их двухкомнатной квартире  всегда была закрыта.  Она принадлежала сестре Шуре,  которая здесь не жила, а племянница заглядывала редко. Мама уже тогда не могла ходить, ей было за 90, она пластом  лежала на кровати, но при виде гостьи  чуть-чуть приподнималась на локтях и приветствовала  радостными возгласами. Для неё,  ивановской ткачихи, я  была человеком из другого мира, что меня ужасно смущало, но я это мужественно терпела,  понимая, что появление в доме человека из Москвы и тем более из журнала наполняло особой значимостью её жизнь, а уж когда я написала о ней небольшую заметку, она вообще  заобожала меня.

Пока я беседовала с мамой, Софья готовила завтрак.  Кухня была маленькая, но очень функциональная.  Чисто, ничего лишнего, каждая вещь на своём месте. Аккуратные полочки, крахмальные полотенчики на крючках... Я садилась за столик у окна, где уже стояли горячие блины со сметаной и ароматный чай.  На тумбочке —  кастрюля с очищенной картошкой и ещё не вскрытая трёхлитровая банка   консервированных огурцов. «На обед тоже ко мне», — приглашала  Софья Тимофеевна, показывая на заготовки. Каюсь, я успевала вернуться в этот гостеприимный дом только в конце командировки, чтобы  опять уйти  —  на этот раз   в ночь, на скорый поезд Иваново — Москва.  А в окне четвёртого этажа горел маячок настольной лампы у кровати Софьиной мамы. Легко приходить в дом, где тебя ждут и любят, но тяжело с ним расставаться…

Софья Тимофеевна с детства вела дневник. Называла  его «кладовой своей памяти». Некоторые страницы, касающиеся взрослой  жизни, мы публиковали в журнале. Например,  эти:

«Всем коллективом ТПО приехали  на выходные в дом отдыха «Плёс». Погода плохая. Слякоть. Дождь сменяется снегопадом. Все приуныли. На улицу не выйдешь. Разошлись по углам. Заскучали. И тут историк Анна Павловна Галкина предложила почитать лекцию. Потом среди нас нашлись поэты, певцы, устроили концерт, провели игры. Все развеселились.  Время пролетело незаметно.  Молодец А. Галкина! Сама не закисла и другим не дала. Организовала людей на полезное дело. А ведь она  — не председатель бюро и не групорг. Уважаю таких».

«С удовольствием посещаю все мероприятия в первичке. Вчера проходил областной шахматный турнир среди мужчин. Победила наша команда. Лидером был доцент текстильного института Сергей  Дмитриевич Белоголовцев. Прекрасно, что среди незрячих есть такие образованные люди.  А ведь получить высшее образование и защитить диссертацию незрячему непросто. Восхищаюсь теми, кто преодолевает все преграды».

«Восовский день. На «огоньке» чествуют ветеранов. Председатель правления рассказал о работе XIVсъезда ВОС. А. Галкина — о жизни слепых в дореволюционной России. А я вспомнила о том, как в 1942 году мы на своих руках переносили верстаки, столы, скамьи из летнего деревянного сарайчика в новое здание, чтобы работать в зимних условиях. Горжусь тем, что  принимала участие в создании первой Ивановской мастерской для слепых. С тех пор много воды утекло. Посмотрел бы мой папа, в каких прекрасных условиях я теперь нахожусь».

 «Вчера был выезд на массовку. Там проводили уроки реабилитации. Я  учила восовцев пользоваться нитковдевателем. Предварительно от старенькой кофты оторвала все пуговицы и просила участников пришить их на место. Особенно старались мужчины. Вообще, в первичке много разных мероприятий и  в каждом принимают участие активисты. Это хорошо, что людям дают возможность  проявить активность, почувствовать свою полезность. Когда я впервые пришла сюда, мне тоже сразу дали поручение —  выпускать стенгазету.  Она выходила два раза в неделю. Были приложения —  литературные, сатирические. Нам писали письма даже жители деревень. Вспоминаю об этом  и радуюсь, что сделала доброе дело».

Эти короткие строчки раскрывали активную, деятельную натуру автора, настроенную на  любую  работу во имя общего дела. Да, она —  настоящее дитя советского времени, воспитанная на  высоких идеалах  служения стране. Её всегда привлекали люди сильные, успешные, она тянулась к ним, восхищалась, старалась подражать и других призывала к этому.  Возможно, если бы не проблемы со зрением, из неё получился бы хороший партийный  работник. Но вынужденная с детских лет, опять же из-за слепоты,    учиться искусству выживания, она перенесла  высокие чувства на  практику своей непростой  жизни, что позволило избежать  высокопарности, сохранить в душе  чистоту, честность, порядочность и удивительный энтузиазм. Вот такой она и являлась  читателям в своих статьях и корреспонденциях.

Когда в Ивановском доме культуры открылся спортивный зал, в  числе первых туда пришла Софья Тимофеевна вместе со своей подругой Марией Петровной Новожиловой. А потом мудро и убедительно написала о пользе спорта в журнал. Можно было сделать это в разных формах,   но она выбрала самую эмоциональную и потому самую действенную — рассказала через своё восприятие.  И неплохо получилось. В статье она признавалась,  что ещё в спецшколе   была спортивным ребёнком — занималась бегом, ходила на лыжах, каталась на санках с горы Муравьёвка.  Когда пришла работать на УПП, о спорте забыла, увлеклась общественными делами. В результате стала полнеть,  появилась одышка, с которой боролась таблетками. В библиотеке дали брошюрку «Как сохранить здоровье», её авторы  главным рецептом назвали занятия физкультурой. Посоветовавшись  с лечащим  врачом, Софья Тимофеевна получила комплекс упражнений в кабинете здоровья. Вставала  в 7 утра, делала зарядку при открытой форточке, принимала холодный душ,  совершала длительные прогулки в парк, плавала. А в спортивном зале освоила все снаряды, что позволило избавиться от последствий травмы, полученной в ДТП. Ежедневная ходьба укрепила ноги.  По нескольку раз в день, не чувствуя усталости,  поднималась и спускалась с четвёртого этажа своего дома.  Появилась энергия, постоянно хотелось что-то делать. Однажды, отдыхая в доме отдыха, подменила культмассовика, находящегося в отпуске. За это ей дали грамоту. Увлеклась шашками. Ей говорили, что поздновато начинать в пенсионном возрасте. Но она  самостоятельно изучила доску, прочитала учебник по русским шашкам, разбирала партии. Вскоре получила второй спортивный разряд. Стала чемпионкой своей первички. Ездила в составе команды по другим городам. Как-то  пришла в поликлинику за справкой для санатория.  Врач посмотрела медицинскую карту, спросила, почему она так давно не была на приёме. А пациентка гордо ответила, что у неё ничего не болит. Врач удивилась: «Первый раз вижу человека, у которого ничего не болит». А закончила свой материал Софья Тимофеевна словами: «Недавно в нашей  ТПО создана группа здоровья. Я первая запишусь в неё».

 Вот так, ничего не придумывая, опираясь только на свой опыт, впечатления и чувства, внештатный корреспондент С. Виноградова убеждала наших незрячих читателей  подумать о здоровье, заняться физкультурой. Увлекать  собственным примером — это был её корреспондентский «конёк», её находка, во многом объясняемая тем, что она была тотально незрячим человеком и   боялась, что,  поверив кому-то на слово, может оказаться обманутой и тем самым обмануть других. А своё слово — и точнее, и дороже.

Просматривая подшивку журнала за прошлые годы, я нашла статью С. Виноградовой «Служба домашней опеки».  И сразу вспомнила, как она писалась. Был 1987 год. Социальной службы в том виде, в каком она существует сейчас, тогда ещё не было. Но дело шло к её созданию. В газете «Советская Россия» появилась статья, рассказывающая об эксперименте  социальной помощи на дому одиноким и больным людям. Создавалась новая служба при домах престарелых, сотрудникам которых вменялось в обязанность навещать  три раза в неделю прикреплённых к интернату инвалидов, приносить им продукты, лекарства, газеты, книги из библиотеки, при необходимости вызывать врача, проводить уборку в квартире. Всё это за небольшую плату. В публикации были названы адреса эксперимента, в числе которых и Ивановская область. Естественно, мы тут же позвонили С. Виноградовой. Она с интересом и радостью взялась за эту актуальную тему и  при первой возможности отправилась в  облсобес.  Там ей       сказали, что действительно в штат Ивановского дома-интерната  дополнительно введены должности медсестры, санитарки, нянечки, сестры-хозяйки для обслуживания инвалидов на дому. Софья Тимофеевна отправилась в интернат, директор которого пожаловалась корреспонденту, что после статьи в газете около её кабинета выстроились огромные  очереди.  Но возможности заведения ограничены, оно не может взять на обслуживание всех желающих. Тем не менее, Софья Тимофеевна  побеседовала с некоторыми счастливчиками, побывала у них дома. Они были довольны такой заботой, поддерживали идею создания службы социальной помощи. Материал получился живой, толковый. В нём прозвучали не только отзывы подопечных, но и размышления специалистов о будущем службы. Неудивительно, что облсобес опирался на журнальную публикацию, составляя отчёт об эксперименте.

Материалы С. Виноградовой, даже небольшие заметки или информации, не были проходными.  Они прочитывались читателями. На них обращали внимание специалисты. Потому что все они писались её чистой душой.  Пример Софьи Тимофеевны ценен и тем, что показывает, как человек, не имеющий литературного образования, путём упорного труда может постичь азы новой для него профессии, понять её суть,  общественную значимость и найти свой почерк. Садясь за пишущую машинку, Софья Тимофеевна всегда чувствовала ответственность перед собой и людьми за каждое произнесённое слово, радовалась, когда оно достигало цели,  и понимала, что участие в жизни журнала  поднимает её самосознание.

Мне нравилось работать с Софьей Тимофеевной  и потому, что она чётко выполняла все задания редакции, не обижалась на правку, с благодарностью принимала советы и рекомендации и потому, что она тонко чувствовала время благодаря мощной интуиции. Когда в конце 80-х мы все грезили демократией,  она предупреждала: «Это хорошим не закончится. Сейчас мы, слепые, живём как короли, а будем, как нищие».  Как же она оказалась права!  Правда, разруху  90-х в полном объёме она уже  не застала, а вот время пустых полок в  магазинах, когда нечего было есть, пережила,  и как председатели первичек, чтобы поддержать незрячих, вынуждены были направлять грузовики в соседние колхозы, умоляя их руководителей поделиться урожаем, тоже помнила.

Не могу не сказать и ещё об одном. Эта сильная, ответственная, мудрая женщина всегда мечтала о любви, о личном счастье. Но оно  не складывалось. Два неудачных замужества доказательство тому.  Своё самое сильное чувство она испытала уже в далеко немолодом возрасте.  И здесь без промысла Божьего не обошлось. Так получилось, что её суженный Борис почувствовал в Софье Тимофеевне родную душу, прочитав её статью в нашем журнале, где она писала о том, как организует свой быт. Статья задела за  живое. Хотел автору письмо написать, да не решился. Да и что писать-то? Что немолод, что совсем слепой? Что всю жизнь пил? Что бросил жену с двумя детьми? Что немало поколесил на электричках с жалобными песнями о злой слепецкой доле? Что  наконец-то   остепенился  и перебрался на житьё к другу в маленький посёлок под Ивановом? Но поймёт ли она? Вряд ли. А спустя какое-то время он влюбился. В дом отдыха «Плёс», где он тогда находился, приехали с концертом самодеятельные артисты из Иванова. Он не хотел идти, но какая-то неведомая сила затащила его в клуб и как раз в тот момент, когда незнакомая женщина со сцены читала стихи. Да так проникновенно, что он влюбился в её голос. Думал после концерта подойти, но тоже не решился. Это потом он узнал, что автор статьи   и чтица — один и тот же человек. Но тогда это и в голову не приходило.  Судьба через три года  устроила-таки им ещё одну встречу. И опять в доме отдыха «Плёс». Прогуливаясь по дорожкам, он услышал знакомый голос, на этот раз  не удержался, радостно бросился навстречу: «Наконец-то я встретил вас»! Софья Тимофеевна удивилась, не могла понять, в чём дело.   Но от разговора не уклонилась.  Он ей рассказал всё о себе, она ему — о себе.  Отведённых форматом отдыха часов оказалось мало. Разъезжаясь по домам, договорились переписываться. Он посылал ей волшебные письма: «Любовь моя, данная мне Богом, выстраданная сердцем, у меня нет никого дороже и роднее тебя. Не дай Бог, потерять тебя».  Софья Тимофеевна не устояла. Они поженились. Но она поставила условие: расходимся после первой же бутылки.  Судьба отпустила им пять удивительных лет. Она признавалась мне: «С Борисом я чувствую себя самой счастливой женщиной на свете».  А потом он сорвался. Запил. Она не  простила. Дети Бориса от первого брака и первая жена умоляли её дать ему шанс, надеялись, что рядом с ней  он исправится. Она, было, согласилась, но он остановиться не мог. Софья Тимофеевна  следила за его судьбой, но приближаться не позволяла.  Вот такая она — женщина с чистой душой, открытым сердцем, но с бескомпромиссным характером. Нет, не железная леди. Просто она очень ценила жизнь.  Не признавала черновиков. Старалась писать всё набело, без ошибок и опечаток…

 Много-много лет назад под Новый год  я получила из Иванова объёмистую посылку. Развернув, увидела большой шерстяной плед — подарок  от Софьи Тимофеевны. Сейчас он уже совсем-совсем старенький, но всё ещё согревает в холодные ночи…

Валентина Кириллова

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Ультразвук — слепому в помощь

На сей раз хочу поделиться с вами исключительно хорошей информацией. Вообще-то я всегда стремлюсь только к этому, но приходится убеждаться в том, что сие очевидно далеко не для всех. Надеюсь, однако, что на этот раз даже самые суровые критики не придумают, к чему тут придраться. Впрочем, не исключено, что я просто недооцениваю их возможностей в данном направлении. Поживём — увидим. А пока разрешите представить вам моего нового друга: ультразвуковые очки для незрячих людей.

Как вы знаете, идея использовать ультразвук в помощь незрячим людям далеко не нова. В течение прошедших лет время от времени в нашей печати появлялись соответствующие сообщения, но до недавних пор их воспринимали как экзотику. Но не все так думали. Нашлись специалисты и целые компании, которые всерьёз озаботились созданием устройств на базе направленного и отражённого ультразвука. Впрочем, нет особой нужды подробно останавливаться на истории развития этого начинания, поскольку нам с вами важен только результат. А результат налицо замечательный и, главное, легкодоступный для каждого желающего. Ультразвуковые очки стоят дешевле, чем два других устройства подобного назначения, продающиеся в нашей стране, — так называемый ультразвуковой фонарь от фирмы «Сонар» и какая-то электронная трость с явно условным названием «Ray» (луч), о котором, насколько я понял, толком ничего не известно даже тем, кто его продаёт. А очки — они у меня уже есть, и я могу рассказать вам о них конкретно и популярно.

В канадском городе Виннипег есть фирма Ambutech, которая уже несколько десятилетий изготавливает средства реабилитации для незрячих и других категорий инвалидов. Основное направление их работы — всё-таки трости для нас, которые выпускаются в огромном разнообразии и получили распространение во всём мире. Несколько лет назад к этой фирме обратился Британский институт слепых с предложением совместными усилиями разработать ультразвуковое средство в помощь тем, кто самостоятельно передвигается в пространстве. Вот так и появились эти очки, которые, по моим данным, аналогов пока не имеют.

Внешне — очки как очки, только не из самых маленьких. Я даже не уверен, хорошо ли они будут смотреться на личике миниатюрной дамы. Оправа достаточно массивная, но, опять же, в пределах нормы. А в данном случае эта особенность придаёт им солидности и основательности, сунуть их в задний карман брюк никому не придёт в голову. Предлагаются версии с прозрачными и с затемнёнными стёклами. Дужки у них «растут» не от самых стёкол, как в обычных очках. Между передней плоскостью и дужками есть как бы боковые стеночки  сантиметра по четыре по ширине и высоте, тогда как их толщина не превышает толщину оправы в целом: когда очки надеваешь, эти боковушки прикрывают виски. Вот в них-то и находится вся начинка прибора, а соединения проложены в оправе. Но это всё очень аккуратно сделано, боковушки не выделяются, а выглядят как элементы оригинального дизайна оправы, причём они даже не пристроены к ней, а являются её продолжением. Если очки положить на стол стёклами вниз, то на столе будут стёкла в оправе, потом по бокам вертикально поднимаются маленькие квадратики и сверху это дело накрыто сложенными дужками. Примерно по середине они поделены на две части, и задние половинки могут выдвигаться из передних, чтобы человек мог подогнать их под пропорции своего лица. Это выдвижение тоже обставлено с толком. Пока дужку вытягиваешь до упора или, наоборот, вгоняешь назад, она щёлкает три раза, отмечая пройденное расстояние, и на каждом щелчке может устойчиво зафиксироваться, если оставить её в покое. Иными словами, дужки не могут произвольно менять длину даже после длительной эксплуатации. Что касается веса, то очки можно сравнить с аналогом с зеркальными стёклами, и я вас ответственно заверяю, что ни малейшего дискомфорта они по этому параметру не создают.

Не знаю, есть ли в левой боковушке что-то функциональное или же она идентична правой только вследствие требований симметрии. Во всяком случае, все средства управления находятся на правой стороне. На наружной поверхности правой боковушки расположена круглая резиновая кнопка с вогнутой поверхностью. Если на неё нажать и чуть подержать — очки включаются, то же самое ещё раз — выключаются. На нижней узкой грани этой же боковушки есть маленькое зубчатое колёсико, и оно утоплено даже глубже плоскости нижней грани, а чтобы его крутить, вокруг него сделана выемка. Крутить его удобнее всего ногтем. Если его открутить назад, к уху, то интенсивность вибрации снижается до минимальной, а если вперёд, к стеклу, — повышается до максимальной. Мне, естественно, больше нравится минимальная мощность. Но тут возникает небольшая дилемма: если силу вибрации устанавливаешь на минимум, то ослабевает и уровень восприимчивости прибора, тогда как на полной мощности он реагирует даже на ветки деревьев. Как и почему реагирует? Дело в том, что с датчика на передней панели оправы прибор посылает в пространство ультразвуковой луч. Если он на своём пути не встречает плотных препятствий на расстоянии трёх метров от источника, то ничего не происходит. В противном же случае, ударившись о препятствие, луч, естественно, отражается,  эта волна возвращается к очкам и попадает на другой датчик, расположенный рядом. А он, в свою очередь, включает механизм, создающий физически ощутимую пользователем вибрацию. Её лучше всего сравнить с ощущением, возникающим в ладонях, если взять в руки сильно надутый воздушный шарик и что-нибудь вполголоса говорить или напевать в него. Возникает как бы зудящее ощущение, но на слух оно не воспринимается. Когда препятствие ещё на краю восприятия, ощущаются отдельные ритмичные импульсы, и чем ближе к нему подходишь, тем они чаще, а в непосредственной близости переходят в непрерывную вибрацию.

На той же нижней грани правой боковушки, между колёсиком и стеклом, имеется маленькое отверстие, куда включается штекер от зарядного устройства. Зарядка длится часа два или чуть больше. Но на этот счёт нет нужды беспокоиться: как только батарейка зарядится полностью, устройство автоматически отключается. Пока процесс ещё идёт, и зарядное устройство, и корпус очков в месте его подключения будут слегка тёплыми, а если видите, что они холодные, — значит, процесс завершён. Одной зарядки, даже при ежедневном десятичасовом использовании прибора, хватает больше чем на неделю. Начало зарядки отмечается протяжным звуковым сигналом, и я могу его услышать, если поднесу очки к слуховому аппарату, а незрячий с нормальным слухом услышит с любого расстояния. Звуковые сигналы подаются и в момент включения очков, только вместо одного длинного — несколько коротких. Ими пользователь информируется о состоянии батарейки. Если сигналов четыре, то это значит, что батарейка заряжена полностью, если три — заряд на семьдесят пять процентов, два — на пятьдесят, а один —  пора ставить на подзарядку.

Прежде чем перейти к описанию прибора в работе, мне придётся сделать грустную оговорку. Те, кто думает, что такой прибор может научить их ориентироваться или хотя бы сколько-нибудь заметно облегчить эту науку, должны оставить надежду: единственное назначение очков в том, чтобы уберечь от столкновений с препятствиями голову и грудь пользователя. Но тут возникает интересный парадокс: те из нас, кто и так уже умеет самостоятельно ходить, могут посчитать, что это  именно то, чего им недоставало. Лично я так и рассудил. Мне всегда хотелось двигаться быстро, легко и уверенно, и когда у меня был достаточный слух, я мог себе это позволить. Но в последние годы я откровенно боюсь так ходить, и это не страх перед пространством, а единственно боязнь неожиданных препятствий, которые в условиях полной безответственности нашего окружения могут подстерегать нас на каждом шагу и в любой момент. Однако с появлением очков ситуация изменилась. Выйдя на знакомый маршрут и точно зная, что никаких работ там не ведётся, я могу совершенно свободно идти с любой скоростью, если очки не подают сигналов, потому что препятствия ниже груди я обязательно обнаружу тростью. И вот это осознание даёт просто восхитительное ощущение лёгкости, избавляет от постоянного напряжения и тревожного ожидания. Не говоря о том, что быстрая ходьба на порядок приятнее и полезнее для здоровья. Ещё и недели не прошло с тех пор, как я впервые надел эти очки, но уже сейчас  чувствую себя на улице гораздо увереннее и спокойнее. Конечно, до совершенного взаимопонимания между нами ещё далеко, я даже не решаюсь им вполне доверять, но чувствую, что они принесут мне огромную пользу — как действенную, так и психологическую. И уже сегодня я могу привести несколько конкретных примеров, иллюстрирующих вышесказанное.

У входа в магазин, в который я хожу уже много лет, сидит торговка. И всякий раз, подходя к этому месту, я был вынужден приостанавливаться и очень осторожно проходить мимо неё, чтобы ни на что не наступить. А два дня назад, когда я шёл в очках,  эту бабушку как бы «увидел» с трёх метров и, чуть вильнув вправо, уверенно прошёл мимо, не сбавляя скорости. В этот момент я даже сам себе понравился. Другой момент. Мои коллеги по мобильности знают, что, останавливаясь на красный свет, водилы иногда немного заезжают передними колёсами на пешеходный переход. И изредка случалось так, что я спускался на проезжую часть и задевал или наталкивался на бампер стоящей машины. С очками такое уже невозможно. Движущийся транспорт они отслеживают слабо. Оно и понятно: слишком быстро всё меняется. Но зато на стоящие машины  реагируют обязательно. Так и произошло вчера: дождавшись разрешения светофора, я подошёл к краю дороги, чтобы спуститься  и перейти её. Но очки предупредили, что передо мной что-то есть. Естественно, я взял немного в сторону (в данном случае — вправо), пространство очистилось, и я уверенно перешёл. И ещё интересный нюанс: даже зная о препятствии впереди, я не мог предугадать, насколько оно велико и как далеко его надо обходить. А теперь благодаря очкам я его как бы вижу, не прикасаясь к нему, и точно определяю его границы. Например, для того чтобы уйти по текущим делам, мне всегда надо пройти мимо проходной на УПП. Возле неё время от времени останавливаются легковые машины и иногда оставляют достаточно узкий проход. До сих пор я никак не мог пройти мимо них, так или иначе не задев, а теперь могу запросто, как зрячий. Вернее, как летучая мышь.

И последнее: бывают случаи, когда требуется не избежать препятствия, а наоборот, найти его, поскольку оно может служить ориентиром или даже целью. При этом объект может располагаться в стороне от маршрута движения и на некотором отдалении. Легко понять, что незрячему не всегда удаётся точно свернуть к нужному объекту. И вот тут очки могут оказаться очень кстати: дойдя до того места, где мы предполагаем наличие данного объекта,  достаточно повернуть голову в нужном направлении и если, расстояние до объекта не превышает трёх метров,  очки его засекут.

Думаю, понимающих людей я уже убедил. Остаётся объяснить, где и как можно приобрести эти чудесные очки. На сегодняшний день на российском рынке, как минимум, три организации предлагают данный продукт. Но, по моему глубокому убеждению, самый удобный,  доступный и, главное, надёжный вариант — это интернет-магазин «Семицветик». Возглавляет предприятие Сергей Анатольевич Новиков. Он сам тотально слепой, и, что ещё важнее, я могу смело рекомендовать его как образованного, развитого, глубоко порядочного и очень благожелательного человека. Ну, а как известно, каков поп… Словом,  вы вполне можете довериться этому магазину. Если вы хорошо владеете компьютером, то можете оформить заказ прямо на сайте магазина. Если же этот способ вас не устраивает, то можете сделать заказ по электронной почте, телефону и обычной почте. В любом случае вы тем или иным способом получите счёт на оплату заказа. По нему нужно заплатить в отделении Сбербанка и после этого подождать дней десять, пока ваша бандероль дойдёт из Москвы. Если вы живёте или находитесь в Москве, то можете зайти к ним в офис и купить очки непосредственно. В этом случае они обойдутся вам в 4800 рублей. А если заказать из другого города, то, с учётом накладных расходов, придётся выложить ещё сотни три. С моей точки зрения, это мелочи.

Итак, желаю вам удачи и надеюсь, что вы будете так же довольны своим приобретением, как и я, и что оно существенно облегчит вашу жизнь. Ведь именно из таких дел и складывается «Реабилитация по существу», а не из той пустопорожней болтовни, которой нас отвлекают в последнее время. А как думаете вы?

Хамзат Цуров,

Астрахань 

ОТ РЕДАКЦИИ

«Всё новое — хорошо забытое старое!» Наверное, это не всегда так, но вот «чудесные ультразвуковые очки» канадского производства уж очень напоминают подобное эхолокационное устройство двадцатилетней давности, которое проходило тщательные «полевые испытания» в экстремальных условиях мегаполиса и было дружно отвергнуто подавляющим большинством слепых россиян, участвовавших в эксперименте. На данную благотворительную авантюру было израсходовано несколько миллиардов тогдашних «деревянных рублей»! Доподлинно  неизвестно, чей бюджет тогда пострадал, только кому-то было очень выгодно продвигать сомнительную «панацею от слепоты». Кстати, отечественные тифлоприборы предполагалось выдавать нуждающимся совершенно бесплатно. Следует напомнить, что сумма в полтораста долларов ещё недавно была сопоставима с минимальной месячной заработной платой или пенсией в некоторых регионах нашей страны. Для занятной игрушки дороговато будет. Не правда ли?

Наверняка внешний вид российской разработки конца прошлого века в «товарной броскости» и дизайне уступал ультрасовременной «американской  штучке», выпускаемой серийно на экспорт. Хотя автономный пульт дистанционного управления, который можно было спрятать в карман или зажать в руке, пожалуй, был даже удобнее и привлекал гораздо меньше внимание окружающих, чем шевелящиеся пальцы у виска. К тому же основная ультразвуковая электроника находилась намного дальше от жизненно важных органов на голове инвалида по зрению, а ведь даже мобильные телефоны рекомендуют не держать подолгу возле уха.

Возможно, в провинциальной Астрахани или каком-нибудь благоустроенном дачном посёлке, где даже старушка годами торгует на одном и том же месте, изящная безделица и пригодится или хотя бы развлечёт одиноких незрячих пилигримов, а вот в крупном городе она не только бесполезна, но и вредна. На оживлённых улицах, а тем более в метрополитене или на вокзале, в часы пик практически невозможно даже на несколько мгновений получить перед собой трёхметровую свободную зону, в противном случае локационные очки не действуют.

Ещё одним аргументом против иностранной новинки является заоблачная сложность в реальных условиях обнаружить натянутый провод или бельевую верёвку. Внезапно появившуюся траншею без предупреждающих знаков или ограждения заметить тоже проблематично. Совершенно невозможно определить перспективную опасность канализационного люка, который имеет склонность открываться прямо под ногами пешеходов, невзирая на их инвалидность. К сожалению, такие неприятные сюрпризы частенько встречаются в столице, а надеясь на «прибор слепого видения», тотальник может невольно расслабиться, при этом  риск личной катастрофы многократно возрастёт!

На самом деле существует более простой, надёжный и дешёвый метод ориентировки в пространстве, который независим от остроты зрения. Он подтверждал свою состоятельность на протяжении тысячелетий. Русское лозоходство с немудрёными рамочками принесло огромную пользу. До сих пор львиная доля православных храмов и многие старинные грады стоят на благословенных, обычно возвышенных местах, которые указали повелители скромных ивовых веточек.

Тотальники прекрасно осваивали древнее искусство, с помощью которого можно находить пустоты в земле или получать информацию о препятствиях и ямах. Правда, пресловутая прикладная экстрасенсорика или, точнее, старинное умение тоже не принесло реальной пользы, не облегчив повседневный быт маломобильных граждан, ведь и там нужно открытое пространство и комфортные условия для работы. Увы, диковинное ремесло действенно лишь в уединении при тихой погоде. На счёт правильности терминологии можно отдельно поспорить. Да только  стоит ли зря «воду в  ступе толочь»?

  Действительно: «На вкус и цвет товарищей нет!», а впрочем, тотальникам, наверное, всё-таки больше подходит практически аналогичное по смыслу и такое же популярное изречение: «Сколько людей — столько и мнений!» В любом случае, необходимо было представить и противоположное суждение, на то и «Дискуссионный клуб», чтобы в острой альтернативной полемике искать истину или хотя бы «золотую середину». Наши многомудрые читатели сами разберутся в данной ориентировочной проблеме, но предупредить о некоторых не сразу бросающихся в глаза, но таких важных деталях и подробностях всё равно следовало, ведь главное: «Не навредить!» Надеемся, что обоснованные отзывы с мест внесут ясность и позволят заинтересованным лицам из числа инвалидов по зрению принять правильное решение. 

Обмен мнениями продолжается

Совершенно неожиданно для меня статья «Полезный обмен мнениями» заинтересовала многих инвалидов по зрению. Оказывается, в век интернета и Скайпа система Брайля нам по-прежнему нужна, и очень. И проблемы изменений в русском Брайле касаются многих. Некоторые читатели прислали свои отклики на статью мне лично. Это Нина Абрамовна Кулиш из Донецка (Украина), Римма Неклюдова из Израиля, Александр Седельников из Красноярского края, Владимир Иннокентьевич Щелчков из города Слободского Кировской области, Елена Владимировна Волох и Наталья Павловна Синицына из Москвы, наша знаменитая поэтесса Вера Золотарёва из города Свободный Амурской области и другие.

С тем, что я высказал в статье, в целом согласились все. Не шокирует знак переноса в начале следующей строки. Что хорошо для уравнения, то переносить в тексты нет никакой необходимости. Оказалось, что это же предлагалось и в других странах — и тоже, мягко выражаясь, не вызвало энтузиазма у читающей по Брайлю публики. Удивляет многих брайлистов нынешний знак окончания стихотворной строки.

Призывают люди и тщательно обдумать правила употребления знака большой буквы. Реформаторы системы Брайля в других странах предлагали поменять местами знаки кавычек. Зачем — читатели не поняли.

Уже не помню, кто именно давным-давно высказал мысль, что наш брайлевский текст слишком густ. Механическое перенесение знаков с латиницы в русский алфавит было без учёта частоты букв. Часто ли мы используем букву «ц» (две брайлевские точки)? А вот брайлевские буквы «з», «н», «т», «г», «п», «р»  употребляются очень часто. Может быть, наши компьютерщики обработают данные лингвистической статистики и создадут альтернативный русский брайлевский алфавит? А заодно и более приемлемую краткопись. Те, кто пользовался краткописью Зубкова, говорили и писали мне, что от совершенства она далека.

К сожалению, насчёт уменьшенного шрифта не высказался никто. А вот улучшение шрифта в «НЖ» заметили все.

Геннадий Глухов,

 Елец Липецкой области

ТИФЛОМИР

Чистый голос «говорящей» книги

Говорят, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать своё мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»

Интерес к феноменологии голоса был проявлен ещё много веков назад, вспомним хотя бы школы ораторского искусства в Древней Греции и Риме. В средневековой Италии данные о голосе даже вносились в паспорт.

 Известно, что общее впечатление о человеке на 55 % зависит от мимики, на 38 % — от голоса и только на 7 % — от того, что этот человек говорит…  А если собеседник не может видеть мимику?

Работая  в студии звукозаписи Алтайской краевой библиотеки для незрячих и слабовидящих и часто общаясь с читателями,  я пришла к выводу, что востребованность аудиокниг, которыми  располагает библиотека, зависит не только от их тематики и литературного слога, но и очень часто от «музыки» голоса человека, читающего вслух. Кстати, слово «диктор» в переводе с латинского означает «говорящий».

В качестве справки:  аудиофонд библиотеки представлен книгами издательско-полиграфического комплекса «Логосвос», издательского дома «Равновесие», компании ООО «МедиаЛаб», других издательских организаций, собственными изданиями библиотеки. Соответственно, число дикторов выходит за рамки трёх десятков человек. Тем более удивительно, что наши постоянные читатели с лёгкостью ориентируются в этом «хоре» голосов и с первых звуков практически безошибочно называют фамилию чтеца.

Среди читателей «говорящей» книги разное отношение к дикторскому чтению. Одни предпочитают, чтобы книгу «исполняли», то есть читали по-актёрски. Другие лучше воспринимают отстранённое, бесстрастное воспроизведение текста без навязывания образа. Здесь идёт речь о разной манере чтения.  С.Н. Репина, диктор Всесоюзного радио, в одном из интервью говорит: «Думаю, актёрство — это неправильно, потому что навязывается образ. Отстранённое чтение тоже не всегда удаётся в силу темперамента. В каких-то вещах допустимо логическое прочтение, но это же скучно. Нужно найти какую-то середину…»

Другая сторона вопроса —  восприятие голоса незнакомого человека. У каждого диктора  своеобразный, неповторимый голос, своё понимание процесса. У читателя — субъективные ожидания.  

Как правило, если голос чтеца нравится, звучат эпитеты: «бархатный», «плавный», «милый», «чёткий», «мужественный», «женственный», «завораживающий», «обаятельный». (Заметьте, последние два слова характеризуют не столько голос, сколько самого человека).

А вот пример критических реплик наших читателей по поводу голоса того или иного диктора: «гнусавый», «твёрдый», «напряжённый», «резкий», «визгливый», «невнятный», «слащавый», «нудный» и т.п.

В чем же особенность восприятия звукового текста незрячими людьми? К сожалению, обобщённой информации по данному вопросу немного, а в ракурсе нашей темы, пожалуй, и того меньше.  Интересное явление открыл биофизик П.П. Лазарев в 1905 г.: на свету звуки кажутся человеку более сильными, чем в темноте. Таким образом, была доказана взаимосвязанность слуха и зрения. Понятно, что при глубоких нарушениях зрения основой информационного обмена становятся осязание и слух. Выходит, то, что зрячему громко, человеку незрячему в самый раз?

На самом деле, всё не так просто и однозначно.

К.Ю. Балянин, автор работы «Восприятие индивидуально-психологических особенностей личности по голосу», кстати говоря, незрячий, в одном из интервью признаётся: «Мы информацию звуковую воспринимаем по-другому, более тонко, по сравнению со зрячими людьми».

 У незрячих людей в процессе жизни формируется спонтанный опыт восприятия и анализа индивидуально-психологических особенностей собеседника по голосу. А если перед незрячим человеком не собеседник, а книга?  Качество восприятия голоса незнакомого человека зависит от многих факторов: это и способность к достаточно тонкому и чёткому различению нюансов голоса, дающих ту или иную информацию, и способность оставаться независимым в суждениях при анализе поступивших сведений. Но попробуем для начала разобраться в самом предмете нашей темы.

Итак, человеческий голос — уникальное явление и как акустический феномен, и как анатомо-физиологическое действие, а также в силу своего социального значения. Голос столь же уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза. «Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии», — пишет М. Светлов в статье «Звучание вашего голоса…».

Человеческий голос обычно рассматривают по основным параметрам, таким как частота, сила, длительность и тембр. Объективные физические признаки звука, воздействуя на слуховые органы человека, вызывают в нём появление субъективных физиологических ощущений. Не станем углубляться в научную теорию этого процесса, примем этот факт как аксиому.  По всей видимости, незрячие люди особенно остро переживают эти самые субъективные ощущения.

Классификация человеческих голосов — чрезвычайно сложный процесс. На сегодняшний день всё ещё не найден способ объективного анализа безграничного числа разновидностей и сочетаний основных свойств голоса. Тем не менее, в литературе, так или иначе затрагивающей тему психологии голоса, рассматривается  такое понятие, как  его эстетические свойства.

  Голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, робкий и уверенный, вкрадчивый, громкий, неприятный, серебристый, тусклый, тяжёлый, лёгкий, горловой, грудной, головной, утробный, глубокий, близкий, светлый, полётный, надсадный, солнечный, блестящий, сильный, тёмный, плоский, матовый, круглый, узкий и тому подобное.

Существует ли эталон голоса чтеца, который нравится всем? Какими качественными характеристиками он должен обладать? Е.П. Терновский, чей голос так любят незрячие читатели,  так отзывался  о голосе своего коллеги Б. Федосеева:  «Густой и обаятельный, душевный, не казённый, он обволакивает, заставляет слушать себя». Сам  Е.П. Терновский придерживается манеры выразительного чтения:  «Надо, чтобы слушатель шёл не за мной, а у него складывалось своё отношение к тому, что я произношу».  О голосе же  Евгения Павловича наши читатели говорят, как о  «бархатном», «чётком», «размеренном», «обаятельном», «мужественном».

Голос Валерии Лебедевой, кумира читателей старшего поколения, «милый», «женственный», «льющийся», «плавный». В этом ряду можно назвать голоса  М. Ивановой, В. Герасимова, Ю. Заборовского, И. Прудовского. Помимо свойств голоса, читатели отмечают и высокую культуру чтения.

Напротив, досадным недостатком считается, если чтецы:

- неправильно ставят ударения в словах;

- неверно делят смысловые отрезки текста;

 - не соблюдают интонацию;

- не соблюдают комфортную для слуха скорость чтения;

- не следят за дикцией.

И вновь предлагаю разобраться в понятиях. Начнём с дикции, которая является средством донесения текстового содержания до слушателей и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия авторского замысла.

В понятие дикциивходят: культура, орфоэпия и логика речи.

Культурапредполагает знание и соблюдение логики речи, правил орфоэпии, соблюдение правильных ударений в словах.

Орфоэпия —это единообразное, присущее литературному языку произношение, правильная речь.
Логика речи— это умение выделять главные, несущие основную смысловую нагрузку,  потому ударные, а также второстепенные слова в тексте с целью донести смысл каждой фразы.

Интонациюможно определить как смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит речь, необходимо усвоить смысл, понять передаваемые чувства, а затем найти интонацию. Неправильные смысловые акценты искажают содержание звучащего текста.

Скорость чтения.Считается, что оптимальная скорость чтения — это чтение со скоростью разговорной речи. Здесь следует учесть психологический фактор: темперамент чтеца, с одной стороны, и скорость мыслительных процессов слушателя — с другой. В этом случае восприятие аудиотекста слишком субъективно. Всё это стоит знать чтецу, садящемуся к микрофону. Но всему этому нужно учиться  и звукорежиссёру, который является первым слушателем создаваемой аудиокниги.

И ещё один аспект затронутой нами темы: нужно ли использовать музыку, звуки природы, шумы, создавая «говорящую» книгу? К сожалению, звукорежиссёра фоновая музыка может отвлекать от текста и даже раздражать незрячих читателей. В то же время в сложном информационном тексте, например, если озвучивается Устав ВОС, короткие музыкальные фразы, так называемые отбивки, просто необходимы.

В рамках данной статьи мы не затронули следующие вопросы: как воспринимаются книги, если их начитывает автор произведения, воспринимает ли как-то особенно «говорящую» книгу детская  аудитория?  Не станем останавливаться и на такой немаловажной теме, как принятиедиктором предлагаемого ему текста — темы, слога, стиля, лексики и т.п. Эти вопросы, думается, требуют отдельного рассмотрения.

Как вы могли заметить, диктору предъявляется целый список требований. А ведь  следует учесть, что для успешного результата его совместной работы со звукорежиссёром важно создать в студии комфортный психологический климат, поскольку эмоции, настроение, физическое состояние, температурный режим рабочего помещения и даже «правильный» завтрак напрямую влияют на голос чтеца.

Невольно возникает вопрос: если всё так сложно, может, стоит отказаться от услуг дикторов и  уделить внимание синтезу речи,  прибегнув к возможностям современных технологий, о которых в последнее время много говорят? Полный синтез речи может воспроизводить её по заранее неизвестному тексту. Этот метод не использует элементов человеческой речи, а базируется на запрограммированных лингвистических и акустических алгоритмах. Существует и технология синтеза речи, которая использует записанные отрезки естественной речи. Явный недостаток данной технологии  в том, что качество синтезированной несопоставимо с качеством речи естественной (на границах сшивки элементов могут возникать искажения). Также весьма трудно управлять интонационными характеристиками.

Практический опыт показывает, что человек может нормально  воспринимать синтезированную речь только около 20 минут. Может, одной из причин является отсутствие эмоциональной окраски? Одна из наших уважаемых читательниц призналась: «Когда я слышу металлический голос синтезатора речи, мне становится плохо физически».  Справедливости ради стоит отметить, что среди наших читателей нашлись и поклонники новых технологий — это люди молодые, и таковых немного. Видимо, синтезатор хорош для передачи небольших текстовых сообщений, программного сопровождения и т.п. Но можно ли доверить «умной машине» переживания Анны Карениной?

Потому-то  наша библиотека находится в постоянном  поиске «живого», «тёплого» голоса, который несёт  лучшие человеческие качества и высокую культуру чтения. Задача не из лёгких. Но мы пытаемся её решить, сотрудничая с опытными дикторами телевидения и радио, актёрами краевого театра драмы, студентами академии культуры и искусств.  Голоса В. Махова, актёра Алтайского краевого театра драмы, С. Маркова,  диктора краевого телевидения, Ю. Тарасавы,  автора детских книг, стали для наших читателей любимыми и  родными. Признаться, есть у нас  не слишком удачный опыт записи книг с привлечением студентов-волонтёров.  Но здесь важно оценить  нравственную сторону дела.  Ведь  каждый чтец,  хотя бы однажды прикоснувшийся к процессу создания  «говорящей» книги, ощущает  свою социальную значимость, приближается к пониманию,  что книга для незрячего человека — не просто приятное времяпрепровождение, а сама жизнь. Поэтому мы благодарны и рады молодым людям, которые по зову сердца приходят к нам в студию.

Завершая разговор, обращаюсь к вам,  уважаемый читатель этой статьи.  Человеческий голос — инструмент, имеющий великую силу. Особенно, если он принадлежит владельцу, умеющему задеть нужные струны.

Может быть, именно вы  являетесь обладателем  такого голоса? Тогда — к микрофону! И пусть ваш голос звучит красноречиво и откровенно, внятно и проникновенно, красиво и музыкально… для слуха  незрячего читателя!

О. Бурилова

ВО ТЬМЕ ОДИНОЧЕСТВА

Закрыв глаза на слепоту

 У каждого читателя свой путь знакомства с книгой. Даже если  у неё солидная биография и  тысячи поклонников разных  лет, «своей» для человека она становится тогда, когда он находит в ней отражение собственной души, личных переживаний, решение моральных дилемм. Такой «энциклопедией жизни» для меня стал роман  французского писателя Клода Клоца «Слепая любовь», который он выпустил в 1975 году под псевдонимом  Патрик Ковэн. В руки российских читателей книга попала в 1984 году и вряд ли спустя почти три десятилетия была бы удостоена внимания современных библиоманов, если бы в своё время не получила столь широкий резонанс. Аудиозапись романа в исполнении Светланы Репиной была произведена спустя 4 годаЦентральным полиграфическим УПП Мосгорправления ВОС, сейчас это ИПТК «Логосвос».  Сегодня её можно скачать в открытом доступе практически с любого сайта, распространяющего аудиокниги, что, в общем-то, я и сделала, ибо такое неоднозначное название сразу привлекло моё внимание и вызвало неподдельный интерес. А вот текстовый вариант, по крайней мере, в электронном виде, мне раздобыть так и не удалось. Имя Патрика Ковэна я раньше не слышала, не читала других его произведений, но, думаю, вышеупомянутый роман попал мне в руки не просто так. Неслучайной была и встреча его главных героев.

Что же такое «слепая любовь»?Нежелание видеть в любимом человеке недостатки или  возможность быть любимым, будучи невидимым? Попробуем вместе с автором найти ответы на эти, в общем-то, риторические вопросы…

Книга повествует о любви незрячей женщины  Лоры Берьен и  разведённого учителя литературы Жака Бернье. Они знакомятся в кино, и сначала Жак даже не замечает слепоты этой очаровательной дамы — настолько уверенно и раскованно она ведёт себя. Но, даже узнав о её недуге, главный герой нисколько не смущается и  лишь пытается разобраться в новых, необычных для него чувствах.

Ей — 37, ему — 45. Она —  слепая, он — зрячий, но всё это не имеет значения. Рядом с Лорой  Жак чувствует себя на двадцать, не больше,  и признаётся, что эта женщина решительно перевернула всю его жизнь. Буквально через несколько дней после знакомства они вдвоём отправляются в путешествие по Франции и Бельгии. Три счастливых недели совместных летних каникул пролетают незаметно.

До встречи с Лорой мир незрячих был совершенно чужд Жаку. Теперь же, в их окружении, он замечает, что ходят они вдоль одной стены и в одном направлении, очевидно, чтобы не натыкаться друг на друга. Пожимать им руки оказалось для него трюком покруче двойного сальто-мортале, просьба начитать книгу на кассету отнюдь не вызвала в его душе восторга, а жизнь со слепой  далека от его представления о ней как  о безмятежном покое с тихой музыкой и чтением на ночь. Но Лора  не похожа на других. Она почти ни минуты не сидит на месте: модно одевается, сама делает макияж, посещает клуб незрячих, как угорелая носится по своей квартире, купается в море, любит фильмы ужасов, с лёгкостью и поразительной точностью описывает увиденные ранее картины, а в Вашингтоне её уже ждёт престижная должность.

Водя пальцем левой руки по лицу  Жака, а в правой  держа остро заточенный карандаш, по наброшенным штрихам Лора рисует его портрет — учёба в художественной школе всё-таки не прошла даром! Да и за рулём автомобиля под чутким руководством Жака она чувствует себя вполне уверенно, видимо, опыт даёт о себе знать, хотя её прошлую, зрячую, жизнь по молчаливому согласию обоих они никогда не обсуждали.

«Слепой — это не просто человек, которому недостаёт зрения, это не ущербный человек, а человек, отличающийся от других: по-иному думающий, чувствующий, любящий, ненавидящий, — говорит ещё один герой романа, Максим, влюблённый в Лору, и намеренно заключает: — по-настоящему общаться слепой может только со слепым…». Надо признать, что в этих словах есть доля правды, ведь общество привыкло видеть незрячих серьёзными или даже печальными, но никак не смеющимися, улыбающимися. Окружающим кажется, что человек с проблемами  зрения нуждается в их постоянной опеке, а когда инвалид становится самостоятельным, они не знают, чем себя занять, их жизнь  рядом с ним будто теряет смысл. Однако Максим не учёл одного: Лора и Жак полюбили друг друга, а это значит, что всякие границы между их, казалось, такими разными мирами стёрлись.

Героине романа не раз приходилось выслушивать упрёки и нравоучения от прохожих и совершенно посторонних ей людей, поэтому она и перестала носить чёрные очки и брать в руки белую трость — так немногие догадываются о её слепоте. Да и как объяснить окружающим, каково это — не видеть? «Значит, если ты не видишь, ты видишь всё чёрным?» — спрашивает её маленькая незнакомая девочка. В ответ Лора приводит отличный пример: ощупывая предмет, ладонь чувствует его, но не видит цвета, ни чёрного, ни какого-либо другого. Вот так и она, Лора, ничего не видит… Ничего! Взрослые из любопытства наверняка задали бы ей тот же вопрос, но им не позволяет тактичность, а дети — до невозможности наивные существа…

Лора устала объяснять всем и каждому, что она слепая, хотя при необходимости делает это без всякого стеснения. Есть, конечно, те, кто не понимает или попросту не хочет понимать этого. Встречаются и те, кто ошарашен её прямолинейностью, но,  в основном, люди относятся к ней вполне толерантно. Дочь Жака, Антония, уже взрослая девушка, отнюдь не была против их романа, но  всегда чувствовала неловкость за  «слепую любовь» отца.

Мог ли Жак искренне полюбить Лору? А почему бы и нет? Любовь, вероятно,  и не была бы таким сильным, всеобъемлющим, всепрощающим чувством, если б хоть на секунду обрела зрение. Возможно, она и должна быть слепой, ведь глаза зачастую не дают «прозреть» душе, не дают ей увидеть главного в человеке, воспринимая лишь внешнее, почти всегда обманчивое. Жак же заглянул во внутренний мир Лоры и был поистине восхищён, пленён её несокрушимым мужеством в  сочетании с природным женским обаянием, перед которым он не смог устоять. И, полагаю, не только он: сильный характер Лоры вызывает неподдельное, непоколебимое уважение к этой женщине, наталкивает читателя на философские размышления о судьбе и счастье. На мой взгляд, Лора — яркий пример для подражания многим из нас. Земной свет для неё погас,  но она не окончила свой путь, не замкнулась в себе, а, напротив, смело пошла вперёд, гордо подняв голову, открыв душу людям, а сердце — любви.

Нет человека, созданного для слепоты, но вот уже четыре года Лора вынуждена пребывать во мраке и полагаться лишь на обоняние, осязание, слух, а медицина в этом случае, к сожалению, оказалась бессильной. Впрочем, Лора ведь никогда и не производила впечатления ущербной, в чём-то обделённой женщины: умная, привлекательная, жизнерадостная, волевая, а обмануть её значительно сложнее, чем любого зрячего… И никому, кроме неё самой, неизвестно, что за всей этой внешней благополучностью кроется непрерывная, нечеловеческая борьба с темнотой, с самой собой, со своими страхами. И только тогда, когда Лора даёт волю нахлынувшим чувствам, Жак понимает, насколько она хрупка, уязвима, окружена всевозможными опасностями, насколько нуждается в его защите. Отныне он готов всегда быть её опорой, лишь бы она этого тоже хотела…

Между Жаком и Лорой довольно много общего: привычки, пристрастия, интересы, даже фамилии их созвучны — Бернье и Берьен, а все различия, кажется, не сталкивают их лбами, а, напротив, являются гармоничным дополнением друг друга. Ни о чём специально не договариваясь, влюблённые выработали определённый ритм при ходьбе, так что шли практически нога в ногу. При покупке одежды для Жака Лора проявляет неподдельную материнскую заботу и лично удостоверяется, что ему в ней будет действительно комфортно, а Жак с удовольствием описывает ей окружающую обстановку, цвета  предметов. Конечно, сюжет романа несколько идеализирован и похож на красивую сказку, а намёк на будущее героев остаётся лишь расплывчатой дымкой. Семейная жизнь, по словам психологов и многих опытных супругов, всё-таки сильно отличается от совместного отдыха, а ответственность за счастье находится сразу в четырёх руках. И Жаку, и Лоре, скорее всего, придётся запастись терпением и немало потрудиться, чтобы сохранить свой союз, ведь, как показывает практика, любви тоже нужен верный спутник — взаимопонимание.

После провала своего первого модернистского романа «Учения» (1968 г.) Клод Клоц пишет детективные, приключенческие, фантастические и любовные произведения, однако лишь «Слепая любовь» принесла писателю громкую славу. Авторское чувство юмора, которым пропитана каждая строчка, придаёт повествованию живость и лёгкость, а ироничная самокритика героев вносит в него элемент неожиданности и тонкие нотки пикантности. Сочные фразы и образы Патрика Ковэна провоцируют читателя «выпить» роман, как стакан свежего апельсинового сока. Приятного вам читательского аппетита!

 Анастасия Павлюченкова,

Тверь

ПОЭЗИЯ

Сергей Вострокнутов,  

Воткинск

* * *

За  крыши цепляясь и стены,

Внезапно утих снегопад.

О чём непонятные тени

С холодной луной говорят?

Метели по улицам длинным

Раздали дары декабря.

Сугробов широкие спины

Окрасила к ночи заря.

Что ночь обещает с финалом

От прожитых вёсен вдали,

Где временно стужа пристала

И снежные ливни прошли?

* * *

Вечер выпит, день за перевалом,

Снова время отдыха и сна.

Спит село под тёмным покрывалом,

И на вахте — стылая луна.

Ночь идёт, река туманом дышит

В луговом настое свежих трав,

И деревья за покатой крышей

Спят, под небом ветви разбросав.

На стене задумчивые тени

Вновь рисует яркая звезда,

И ложатся строки вдохновений

На поля тетрадного листа.

Виталий Ложкин,

Сарапул

 

* * *

Не для нас зацветают сады,

И заря не для нас золотится,

Над зеркальною гладью воды

Не для нас в небе солнце лучится.

Но мы слышим, как дышит земля,

Как листва шелестит, зеленея.

Без надежды и веры нельзя,

Невозможно. Пустая затея.

Нас сроднила не радость — беда,

Но мы добрые, сильные люди,

Хоть и плачем в ночи иногда,

Но мы были, мы есть и мы будем!

Вера Павлова,

посёлок  Октябрьский Удмуртская Республика

* * *

Было поразительно и странно…

Кто бы это всё предвидеть мог?

Встретились с тобою мы случайно

Возле перепутья трёх дорог.

Три дороги вечных, та же сказка:

Влево, вправо, прямо ли пойдёшь —

Выбирай смелее, но с опаской:

Что-то потеряешь иль найдёшь.

Задержались взгляды. Удивленью

Радостному не было конца.

С неба снизошло вдруг озаренье,

Окрылив надеждою сердца.

Но миг счастья краток, к сожаленью.

Жизнь сурова, как там не крути.

Послано нам было лишь мгновенье:  

Разошлись дороженьки-пути.

Почему, судьба, ты так жестока?

В разные сторонки развела.

И бродить по миру одиноко

Две души навечно обрекла!

Марина Кочергина,

Удмуртия

* * *

Всходило Солнце над Землёй,

Что огненный цветок.

Вставала женщина зарёй,

Молилась на восток.

Слова сердечные просты:

Чтоб счастлив был народ

И в мире не было беды,

И не было сирот.