Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Мы и общество

РАЗГОВОР О НАСТОЯЩЕМ РАДИ БУДУЩЕГО

Цифры красноречивее слов

 Отчетно-выборная конференция Московской городской организации Общества слепых проходила по классическому сценарию. Сначала были  заслушаны доклады председателей МГО ВОС и контрольно-ревизионной комиссии, затем — сообщения руководителей всех общественных советов. Столь обширная информация позволила  составить полное представление о проведенной за отчётный период работе. И главным доказательством здесь, естественно, выступали  цифры.  Они красноречиво поведали о том,  что ни специалисты  аппарата правления, ни председатели местных организаций не дремали, а вовсю старались  и трудоустроить, и реабилитировать, и обучить своих подопечных, повысить их самосознание и качество жизни.  А разнообразных мероприятий, конкурсов, фестивалей, особенно посвящённых 65-летию Победы, 85-летию Общества слепых и другим знаменательным датам, было  столько, что и статьи мало для их перечисления.

 Согласно статистике МГО ВОС  насчитывает более 10 000 человек, причём молодых людей от 18 до 30 лет всего 399, а вот тех, кому больше шестидесяти, — 7413. Они объединены в 33  организации, из которых 22 — местные, сформированные по территориальному признаку. Трудоустроены 1778 инвалидов по зрению, в том числе  на восовских предприятиях — 913. В средних специальных и высших учебных заведениях учатся 164 члена ВОС.  В Москве 5 незрячих докторов наук, 14 кандидатов, 6 профессоров, 8 доцентов. В столице 8 предприятий и производственных объединений. В 2010 году их совокупная выручка составила 830 миллионов рублей. Коллективы ООО «Кунцево-Электро» и «Металлпластизделие»  стали лауреатами всероссийского конкурса «Тысяча лучших предприятий и организаций XXI века». А вот руководство и специалистов  УПП № 12 пришлось полностью поменять  в целях улучшения производственно-хозяйственной деятельности. Ещё интересные цифры.  Из целевого фонда квотирования рабочих мест для инвалидов за отчётный период  было получено 284 миллиона 51 тысяча рублей. А в рамках проекта трудоустройства работников интеллектуального труда и студентов — 37 миллионов 191 тысяча рублей. Поступило 6 миллионов 725 рублей пожертвований на уставную деятельность.

Главная тенденция прошедшего пятилетия

Это, конечно,  партнёрство с федеральными и городскими структурами при решении вопросов инвалидов по зрению. Без этого сейчас нельзя.  Опоздаешь, не заявишь вовремя о себе, не подключишься  к заявленным проектам и программам, можешь остаться без финансирования своей деятельности. Москвичи в этом плане молодцы. Для них такое сотрудничество — непременная часть   стиля  работы. Местные организации при финансовой поддержке  управ и префектур ремонтируют свои помещения,  приобретают тифлоприборы, получают продуктовые наборы и материальную помощь для нуждающихся.  А специалисты правления  не просто контактируют с правительством Москвы и со всеми профильными департаментами, фондами, службами, комитетами, но и стараются влиять на формирование политики города в отношении инвалидов по зрению. Так, они участвовали в подготовке проекта  «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры», были в числе разработчиков комплексных целевых программ по социальной интеграции инвалидов. А председатель МГО ВОС А. Мошковский является  членом координационного совета по делам инвалидов при мэре Москвы и на этом высоком уровне ставит такие важные вопросы, как продвижение товаров, производимых  ВОС, в сетевые магазины города, обеспечение производственных объединений госзаказами,  оформление земли в собственность предприятий. Кстати, это уже удалось сделать  ИПТК «Логосвос»,  УПП № 7 и № 8.

То, что при составлении профильных программ в Москве стали учитывать мнение общественных организаций инвалидов, позволило  увидеть, как   бюджетные деньги «работают»  на улучшение качества жизни конкретной категории граждан, в частности, незрячих. В городе сейчас много звуковых светофоров, почти все подземные переходы  оборудованы поручнями, их ступени окрашены, на маршрутах появились низкопольные автобусы и троллейбусы. Даже руководители  метрополитена заговорили  о создании доступной среды для людей с проблемами зрения, хотя ещё не так давно это казалось невозможным. Но сейчас улучшилось освещение на станциях, на некоторых из них появились световые и рельефные полосы. Понятно, что нареканий здесь ещё немало. Пожалуй, каждый незрячий может выплеснуть много негативных эмоций в адрес транспортников и будет прав.  Но главное, что эти эмоции теперь уже не сотрясают воздух. На них реагируют соответствующие службы, особенно с подачи восовских представителей.

Почувствовали внимание к себе со стороны властей и наши спортсмены. Департамент  по физкультуре и спорту помог провести окружную спартакиаду «Мир равных возможностей».  А физкультурный центр Западного округа взял в штат  восовских специалистов, которые  организуют спортивно-массовые соревнования как для жителей ЗАО, так и для сотрудников ООО «Кунцево-Электро».  При школах высшего спортивного мастерства открыли отделения по плаванию и дзюдо для инвалидов по зрению, появились постоянные тренерские ставки, а ребята получили современную экипировку, питание, медицинское обслуживание. Хорошие условия  положительно сказались и на результатах. Команды Москвы по плаванию, дзюдо и голболу являются чемпионами России. Удалось добиться дополнительных денежных выплат для призёров чемпионатов России.  А месячный доход спортсмена статуса чемпиона мира с учётом городских выплат сейчас составляет около пятидесяти тысяч рублей. Москва гордится тем, что на Паралимпиаде в Пекине участвовали пять её представителей,  а три дзюдоиста  завоевали бронзовые медали. Впереди — летние Игры в Лондоне и зимние — в Сочи. Но, к сожалению, пока  в городе нет боеспособной команды по лёгкой атлетике. И недостаточно развиты зимние виды спорта. Но в целом, как заметил заместитель председателя МГО ВОС А. Федотов, возглавляющий спортсовет, политика профильного департамента такова: строить больше спортивно-оздоровительных комплексов, бассейнов и делать их доступными для нашей категории инвалидов.

Что критиковали на конференции?

 Главная критика, естественно, прозвучала в докладе председателя контрольно-ревизионной комиссии В. Неганова. Он отметил, что за отчётный период уменьшилось количество кружков по изучению системы Брайля, снизилась подписка на восовские издания, не все руководители местных организаций  умело поддерживали контакты с управами и префектурами, превращая это порой в неразрешимую проблему, постоянно поступали жалобы от рядовых членов ВОС на несправедливое  распределение  благотворительной помощи и путёвок в пансионат.  Обеспокоены члены ревкомиссии  снижением численности  городской организации, этот показатель за отчётный период   составил 18 процентов.  Председатель КРК  предложил эффективнее работать с теми, кто, получая инвалидность по зрению, обходит ВОС стороной, а также с молодыми людьми, оканчивающими спецшколы.

Со стороны выступающих высказывалось много  замечаний в адрес Республиканской школы собак-проводников. Ухудшилась их подготовка. Есть случаи возврата. Не индексируется государственная дотация на содержание собак-поводырей, находящихся в личном пользовании незрячих. Нуждается в расширении перечень бесплатных тифлотехнических средств реабилитации.  Член бюро Зеленоградской МО ВОС А. Бахарев  сказал, что  каждому инвалиду по зрению, окончившему курсы пользователей ПК,  нужно предоставить  возможность получить  компьютер.

Завтра должно быть лучше, чем вчера

Во имя этой цели выступающие на конференции делегаты и вносили свои предложения. По мнению председателя Зеленоградской МО ВОС  Н. Титаренко, необходимо разработать конкретный проект взаимодействия восовских организаций с медико-социальной экспертизой, а также подготовить инструкцию о  направлениях работы женсовета. Она же подняла вопрос о внесении в законодательство статьи, обеспечивающей защиту прав инвалидов при продаже собственности. К сожалению,  всё чаще встречаются случаи продажи квартир вместе с инвалидом. Один из них произошёл в Зеленограде.

Конструктивным было и выступление председателя местной организации «Нагорный округ»  А. Шахманова, возглавлявшего и Совет ветеранов при правлении.  Он рассказал об опыте активистки И. Михайловой, которая так успешно работает с администрацией Донского района, что добилась специального помещения для своей работы  и права осуществлять на его базе уставную деятельность. В связи с этим Александр Андреевич счёл целесообразным, ссылаясь на соответствующие статьи Устава ВОС, поднять вопрос о создании местных организаций  в каждом районе города, как это было раньше, а нынешние  преобразовать в территориальные  реабилитационные центры  с финансированием из бюджета Департамента социальной защиты Москвы.  Предложение для многих было неожиданным. Но А. Шахманов всегда смотрит вперёд, может быть, со временем эта затратная идея обретёт сторонников и после всестороннего  обсуждения  станет реальностью. Ведь когда-то укрупнение первичных организаций было продиктовано сложной финансовой ситуацией в Обществе слепых. Сейчас времена меняются… Александр Андреевич Шахманов  предложил также освободить от уплаты членских взносов людей преклонного возраста, не могущих по состоянию здоровья посещать организацию.

С молодёжью всё не так просто

К сожалению, на конференции не получила должного развития молодёжная тематика. Но руководитель коллектива РИТ Н. Лаврова попыталась исправить ситуацию, подчеркнув, что  для них молодёжное направление — приоритетное.  Постоянно ведётся работа со школьниками  и  студентами. Активисты читают лекции для учащихся и их родителей. Проходят встречи ребят с  успешными  восовцами, много добившимися в профессии и творчестве, чей жизненный путь является  примером для молодёжи.  Правда, Наталья Александровна говорила об этом с долей обиды. Мол, мы работаем, а нас не замечают. Хотелось бы посоветовать ей и всем, кто хочет, чтоб об их работе знали: не замыкайтесь в себе. Откройтесь для СМИ. Не бойтесь давать интервью, писать заметки. На сегодняшний день такая открытость — часть нашей жизни. Через  СМИ можно не только информировать общественность о своей деятельности, но и ускорить решение проблемных вопросов,  в частности, связанных с помещением  для кружковой и реабилитационной работы. Ритовская организация  должна быть  «мозговым» центром ВОС, с интересными инициативами, креативными идеями. Через неё молодые люди, имеющие инвалидность по зрению, должны узнавать об Обществе слепых, а подчас и находить  внутри этой структуры возможности для самореализации. Ну как тут обойтись без прессы?

Несогласного не поняли

Возмутителем спокойствия на конференции неожиданно  стал председатель МО ВОС «Кунцево» М. Сенин. Этот, в общем-то,  энергичный руководитель своей своеобразной стилистикой   разгневал коллег. Он  вроде бы    поддержал предложения А. Шахманова, но, развивая его идею,   достаточно резко отозвался об МГО ВОС, отметив при этом, что  задачи, которые ставятся сейчас перед местными организациями, можно решать только с дополнительным  штатом профессионалов.  Сказал он и о том, что привлечь в коллектив новых членов ВОС сейчас очень сложно, поскольку люди ждут льгот и привилегий. А МО ВОС не всегда может обеспечить всех даже продовольственными заказами.   Конечно, живётся  больным и пожилым людям  сейчас трудно.  Пакет муки и бутылка растительного масла — не лишние в хозяйстве.  И если  для их бесплатного получения нужен восовский билет, то почему бы и нет. Но  привлечь инвалидов по зрению  можно не только материальными благами. Почему-то мы  стали меньше обращать внимания на такое  неоценимое богатство, как человеческое общение. Понаблюдайте за пожилыми инвалидами и пенсионерами. Они рады любому доброму слову. Они не спешат в свои одинокие квартиры, предпочитают  собираться стайками  на скамеечках возле подъездов, а те, кто не может выйти из дома, часами «висят» на телефоне. Для многих важно прийти в МО ВОС за советом, найти  там применение своим талантам, которые  ещё  не дают покоя. Не все центры социального обслуживания сумели встроить в свою структуру такую  востребованную услугу, как общение. Туда, действительно,  идут главным образом  за чем-то, а в первичку — часто просто так. И роль психологов в таком общении нередко играют сами же собеседники. Да, из нашей жизни постепенно исчезают такие понятия, как сочувствие, внимание и любовь к ближнему. Но  людям они нужны. К сожалению, некоторые  понимают это только тогда, когда оказываются  в трудной жизненной ситуации. Но понимают же! И ценить начинают.  И ради этого готовы на многое. Так давайте же умело пользоваться этими островками милосердия, пусть  для нашего времени  уже архаичными, но пока ещё существующими в   местных организациях Общества слепых.

Наказ делегатам съезда

И хоть разволновавшийся и непонятый  Михаил Михайлович Сенин предложил  признать работу МГО ВОС «неудовлетворительной», а себя выдвинул в качестве альтернативной кандидатуры на пост руководителя  правления,  всё закончилось  мирно. Все делегаты, кроме него,  проголосовали за хорошую оценку работы МГО ВОС, что,  наверное,  справедливо. Альтернативную кандидатуру поддержал только сам М. Сенин. Постановление конференции, в котором более 25 пунктов, принято единогласно, особенно порадовало намерение восстановить работу сайта правления, что в наше «электронное» время   необходимо. На конференции  присутствовал и президент ВОС А. Неумывакин, который положительно отозвался о работе Московской городской организации  и ответил на вопросы присутствующих. Председателем МГО ВОС вновь стал  Александр Николаевич Мошковский. Председателем контрольно-ревизионной комиссии избран Александр Андреевич Шахманов, а делегатами от Москвы на предстоящий XXI съезд ВОС   gрезидент ВОС Александр Яковлевич Неумывакин, вице-президент ВОС, генеральный директор ИПТК «Логосвос» Владислав Сергеевич Степанов, председатель МГО ВОС Александр Николаевич Мошковский, генеральный директор ООО «Металлпластизделие» Сергей Иванович Малай, председатель местной организации «Измайлово» Валентина Николаевна Салихова. Именно им вместе с другими делегатами предстоит принять важные для всех членов Общества слепых решения.

Валентина Дмитриева

 

Тифломир

Мемуары Рицы,

Собаки-проводника

Как правило, особы женского пола, перешагнувшие некий возрастной рубеж, не любят упоминать о количестве прожитых ими лет. Я же не считаю нужным скрывать свои года. Мне уже тринадцать, что по собачьим меркам является весьма преклонным возрастом, и как мне кажется, пришло время заняться написанием мемуаров.

С моими  хозяевами мы живём уже более десяти лет, но я и сейчас помню, как всё начиналось. В юном возрасте, когда мне было около двух лет, мой первый хозяин продал меня в школу подготовки собак-проводников. Не знаю, чем я ему не угодила, но обиды на него не держу. Благодаря полученной профессии жизнь моя достаточно интересна: я много работаю, путешествую. Меня любят  хозяева, я их тоже очень люблю. Но обо всём по порядку.

В школе моим воспитанием и профессиональной подготовкой занималась Аня Чернова, замечательный человек и тренер. Незаметно прошло время, благодаря ей я успешно освоила курс общей дрессировки и специальную подготовку. Пришла пора знакомиться с хозяевами.

Мы встретились морозным утром 10 февраля 1999 года. Кто-то может спросить: почему это с хозяевами? Нет, я не ошиблась, просто тренеры Купавинской школы решили, что именно я смогу выполнять капризы этой семейной пары и угодить каждому из них.

Хозяин любит собак, у него и до меня были немецкие овчарки. Я ему продемонстрировала, что, пусть я и грозная собака, но могу быть ласковой, как кошка. И он сказал, что ему никого другого не надо, хотя по дороге в Купавну хозяева решили, что им нужен лабрадор, так как он меньше и не будет занимать много места в их маленькой квартире.

А вот с хозяйкой было сложнее: во-первых, она панически боится собак; во-вторых, если она чего-то не знает, то это тоже её пугает… Потому и пришлось ей уделять больше моего внимания.

В первые десять дней мне пришлось поработать в два раза больше, чем моим друзьям, так как я должна была всё проделать с каждым из хозяев. Это и команды общего курса, и ориентировка на территории школы, и маршрут до станции, и посещение города Железнодорожный. А в свободное время хозяйка хотела научиться за мной ухаживать. Сначала она выясняла, как это должно быть теоретически, а затем началась долгая практика…

Переселилась я из вольера в гостиницу к хозяевам 13-го февраля. На самом деле это была длительная процедура: меня долго и тщательно мыли, затем чесали, а потом ещё и сушили. И только после этого я была допущена к новому месту жительства.

Хозяева, мне кажется, ещё до знакомства со мной решили, что заходить в комнату мне не позволят, хотя и показали её. Моими «апартаментами» стали коридор и кухня, в ней же нашли место мои миски с водой и едой.

Один из дней нашего обучения был посвящён исполнению команды «ко мне!» Каждый из хозяев отпускал меня без поводка погулять в открытом пространстве (сначала это были места, где мне не на что было отвлечься, а потом другие, где соблазнов для меня было предостаточно)… Я их не подвела ни тогда, ни потом. Чаще волнуюсь я, как бы хозяева от меня не сбежали, тем более что хозяйка нередко меня оставляет, например, в коридоре поликлиники или ещё где-нибудь. Бывает, жду я её не одна, а с хозяином, но это всё равно не уменьшает моих переживаний за неё, да и моих страданий: что ж, я ей больше уже не нужна? А я так стараюсь угодить!..

Пришло время расставаться со школой, с любимым тренером. После экзаменов, сданных на «отлично» и мною, и хозяевами, мы отправились к моему новому месту жительства. Нас довезли до Рижского вокзала на школьном автобусе, проводили до электрички.

Мы добрались до дому, хозяева показали мой матрасик и миски (всё это было не настоящее, а так, что нашлось в доме), определили запретные для меня места. Я настолько усвоила эти правила, что и по просьбе хозяев их не нарушаю.

Наутро мы серьёзно начали изучать маршруты города. Хозяйка шла впереди и показывала мне развилки, повороты, ориентиры и препятствия. Мне кажется, освоилась я быстро. Не зря же хозяева говорят, что я — уникальная, исключительная собака. Да и не только хозяева так считают, недавно они получили письмо, а в нём я услышала следующее: «Передавайте привет Рице. Мы встречались, когда я ещё училась в школе (наверное, год 2002-й). До сих пор она в моём сознании — идеал рабочей собаки».

Немного освоившись в Волоколамске, мы стали выезжать в Москву. Первым я освоила маршрут до РГБС. В апреле пришлось выезжать в столицу регулярно. Два раза в неделю я возила хозяев на компьютерные курсы. Пока они занимались, я лежала в уголке и наблюдала за их успехами. Вела я себя скромно и тихо, поэтому, когда кто-нибудь, не подозревающий о моём присутствии, входил в компьютерный зал, то не сразу замечал меня, а заметив, очень удивлялся и был восхищён моей выдержкой и терпением, так как занятия продолжались не один час.

Провинциальной собаке, привыкшей к тихим подмосковным городкам, не просто в огромном мегаполисе. Пришлось освоить новый для меня вид транспорта — метро. Сейчас я довольно свободно чувствую себя, спускаясь вниз и поднимаясь вверх на движущихся лестницах, которые люди называют эскалаторами. Но до сих пор помню, как мне было страшно впервые вступить на эти странные убегающие ступеньки. Хозяин, стараясь успокоить меня, поглаживал и отвлекал лакомствами. Захожу на эскалатор я сама, а когда приходит время сходить с него, хозяин приподнимает меня на несколько секунд и опускает уже на неподвижный пол. Делает он это для того, чтобы мои лапы не пострадали,  случайно попав в «гребёнку». Для того, чтобы проделывать эту операцию комфортно для меня и хозяина, ещё в школе хозяйка с помощью Ани изготовила приспособление, которое они назвали антипопоной —  полотно с отверстиями для лап, завязывающееся на спине, и с ручками посередине.

В связи с метро, я хочу порассуждать о некоторых странностях этого транспортного сооружения и не логичного поведения людей. Например, подходим мы к эскалаторам, один из них совершенно свободен, а к другому очередь. Естественно, чтобы не терять время, я иду к пустому, но хозяева упорно поворачивают меня к тому, где много людей.

Теперь о входах и выходах: во всех других случаях, кроме метро, как правило, выходя из одной двери, при возвращении входишь в неё же. Например, выходишь из дверей нашего подъезда, возвращаясь домой, входишь в них же. Интересно, что бы сказали хозяева, если я подвела бы их к дверям другого подъезда?.. На станциях  метро бывает так, что выходишь в одном месте, а  вход нужно искать совсем в другом. На хорошо знакомых мне станциях, где мы часто бываем, я к этому парадоксу уже привыкла и безошибочно нахожу вход, а вот на незнакомых приходится прислушиваться к дополнительным командам хозяев.

Если вы полагаете, что в Москве мы бывали по одному адресу, то вы заблуждаетесь: с хозяйкиной любовью к столице это невозможно! Где я только не побывала! На рынках продуктовых и вещевых, в магазинах, салонах связи, регулярно бываю в ГБС и КСРК ВОС (если едем на новогодний бал, то хозяева на мне украшения пристраивают). Посещаем мы и различные медицинские учреждения, железнодорожные вокзалы и аэропорты; когда-то хозяева часто играли на радиостанции «Эхо Москвы», а значит, мы часто ездили за призами на Арбат. Благодаря этой радиостанции я побывала в итальянском ресторане, в ресторане «Дворянская усадьба», на мюзикле «Кошки» в каком-то московском театре и даже покаталась на прогулочном пароходике по Москве-реке.

Всё это было потом, а в первые месяцы нашего общения, когда мы куда-нибудь шли всей семьёй, в серединке становилась хозяйка. Но ей пришлось уступить это место хозяину, так как он человек степенный, а мы с ней любили бегать почти бегом. Правда, когда ей не нравилась моя скорость, она ставила перед моими передними лапами трость, и мне приходилось идти тише.

Первые зимы я иногда роняла хозяйку на льду, но теперь я научилась обходить его. Когда мы спускаемся с ней по скользким ступеням нашего подъезда, я даже позволяю ей держаться за свою спину. Хозяин говорит, что я слишком оберегаю хозяйку. Это потому, что с ним я только притормаживаю перед повышениями или понижениями, а если с нами хозяйка, то я останавливаюсь.

Помню, когда мы приехали из школы, хозяева меня выгуливали на десятиметровом поводке. И вот как-то я окрутила им дерево, выбралась из цепочки и подбежала к хозяевам. Они сначала не поняли, потом догадались, распутали поводок и больше выгуливать меня на нём не стали.

У меня, наверное, как и у всех, есть любимые и нелюбимые маршруты. Когда мы подходим к повороту на нелюбимый маршрут, я прибавляю скорость в тайной надежде, что хозяева, проскочив его, пойдут туда, куда мне больше хочется, например, на пляж, а не на рынок. Но, увы! Они всегда начеку. Заметив, что я начинаю наращивать скорость, дёргают за поводок и подают нужную команду, утешая меня тем, что, вернувшись с рынка, мы обязательно пойдём на пляж. 

Когда мы идём на маршрут с хозяином,  чаще посещаем магазины со всякими вкусностями и бывает, что меня угощают. С хозяйкой же ходим по разным магазинам и подолгу бываем там, где, на мой вкус, нет ничего интересного. Порой мы с ней ходим по кругу в одни и те же магазины по несколько раз. Но, несмотря на это, я с удовольствием хожу с ней. Хозяин, правда, говорит, что я люблю гулять с хозяйкой, потому что она водит меня, и мне работать не надо, а мы считаем, что помогаем друг другу воспитывать дисциплинированность, развивать способность распределять внимание и увеличивать его объём.

Я, например, не позволяю ей ни на секундочку забыть про что-то, что, на мой взгляд, должно быть в поле её внимания. Но хозяйка нашла одну уловку, которая заставляет меня быть ещё более ответственной. Это только кажется людям, что животные слов не понимают, а я так и мысли читать умею, но, конечно, когда захочу. Сначала я удивляла хозяйку своей догадливостью. Дело в том, что я хожу не до какого-нибудь объекта, а в город или домой. По дороге мне дают дополнительные указания. Но иногда хозяйка затрудняется дать во время нужное указание, например, ориентир находится с моей стороны, да к тому же не очень чёткий. Поначалу я, когда наши интересы совпадали, просто выполняла её желания. А теперь, когда хозяйке не хочется испытывать судьбу, она заключает со мной договор.

В качестве примера расскажу следующее. Каждый раз перед отъездом из Геленджика нам приходится идти в ветлечебницу и брать ветсвидетельство. Но я не люблю уезжать с юга. Когда меня первый раз увезли, я была шокирована неразумностью хозяев: ведь там было так хорошо, зачем было уезжать? В июне 2008-го я пыталась «уговорить» хозяев не ходить в ветлечебницу, но, как вы уже догадались, мне этого не удалось. А в августе того же года за ветсвидетельством мы собрались идти с хозяйкой. Вышли и обнаружили, что ветер поднялся. Мне это только на руку, проще хозяйку запутать, а значит, может, и удастся не уезжать… Хозяйка задумалась. Вышли мы на набережную, она и говорит:  «Если быстро сходим в ветлечебницу, то на обратном пути зайдём и купим тебе мяса». Думаю, вы меня не осудите: я согласилась, самостоятельно и быстро довела хозяйку не до здания, а даже до нужного нам кабинета. На обратном пути я попыталась показать хозяйке все известные мне торговые точки со свежим мясом. Она купила около килограмма и сказала: «Всё, пойдём домой, а потом на пляж». И как вы понимаете, я опять согласилась.

Пытаюсь ли я выпрашивать что-то у хозяев? Иногда, да. Но, как правило, безуспешно. Сейчас меня кормят сухим кормом. В праздники и мой день рожденья у меня бывает особое меню. Таскаю ли я что-нибудь со стола? Нет. Правда, было два случая. Первый остался безнаказанным. Хозяева, по-моему, отмечали чей-то день рождения. Поставили на стол торт и решили сначала пойти погулять, а потом попить чай. Торт не убрали, и меня с собой не взяли. Ну, я и обиделась, а результатом был пустой стол.

Второй случай был в начале нашего общения. Хозяйка оставила на столе бутерброд и вышла из кухни. Не успела я его стащить, как она вернулась и обнаружила исчезновение. В конечном счёте, его всё равно отдали мне, но сначала его отняли и меня поругали. Поэтому теперь на столе может часами находиться что-нибудь вкусненькое, но я на это даже внимания не обращаю.

Соблазняют ли лакомства, которые предлагают без ведома хозяев? Такой возможности у меня нет, так как хозяева не оставляют меня без внимания. Как-то был  случай. Стоим на платформе метро. Пожилая женщина мне пирожок молча предлагает. Я сначала крепилась, а здесь поезд подходит, я решилась. Хозяин заметил. И только мы зашли в вагон, он сразу же у меня его отнял. Женщина попыталась за меня заступиться, но мне кажется, хозяин её убедил, что если он позволит у всех желающих брать угощение, то мне и работать будет некогда.

В первые годы моей службы хозяева вывозили меня на соревнования инвалидов по зрению с их собаками-поводырями, которые проходили на стадионах Москвы или в области. И опять же я показывала себя в работе с каждым из них. Напоминают нам об этом 2 кубка, свидетельствующие о том, что я дважды занимала первое место, вымпел с надписью «Бронзовый чемпион» и множество дипломов. Каждое соревнование было по-своему прекрасно: яркие эмоции, возможность пообщаться с собратьями, новые места... Но запомнилось мне больше всего последнее: во-первых, потому что проходило оно рядом с лесом и прудом, во-вторых, в это время знакомый хозяев снимал фильм, причём мне уделялось немало внимания; а в-третьих, призом для нас с хозяином была приличная сумма денег, когда мы её получили, посетили фирменный ветмагазин (такой рай я видела единственный раз, чего там только не было!) и купили мне большой и мягкий матрас, миски на подставке и про лакомства не забыли. Поиски магазина дались нам нелегко, а ещё и день был жаркий, поэтому увидев лужу, я попыталась в ней искупаться, хотя обычно подобных вольностей себе не позволяю.

Здесь как-то в собачьей рассылке было письмо, в котором говорилось, что собаки-поводыри ведут малоподвижный образ жизни. Я была просто возмущена! А может, такая насыщенная жизнь только у меня?.. Когда я слышу рассказы о других собаках-поводырях, то иногда им завидую, например, когда говорят, что в распоряжение собаки   отдан диван и куплены одеяло и подушка; а подчас я им сочувствую, если, например, они всю жизнь ходят по двум-трём маршрутам.

Помню, наступило лето 1999-го, и мы отправились в санаторий «Солнечный берег», который находится у самого Чёрного моря. Там мне, конечно, понравилось. Во-первых, много нового и интересного; во-вторых, там можно поплавать, а это я очень люблю. Хозяева забыли продумать моё поведение в воде, и поэтому сложилось так: сначала уплывает хозяин (он быстро плавает), затем хозяйка отпускает меня, я плыву за ним, но одновременно наблюдаю за ней и, если мне только покажется, что она собирается в воду, я сразу же возвращаюсь. Если же хозяйка спокойно стоит там, где я её оставила, то я догоняю хозяина. Он любит играть со мной в догонялки, всё время надеется от меня убежать, за своё упрямство часто получает множество царапин и иногда с моей помощью теряет цепочки, такое, к сожалению, было не раз, но он пока положительных выводов не сделал.

Когда я настигаю хозяина, он берёт меня за хвост и мы возвращаемся к берегу, а в это время хозяйка плывёт нам навстречу. Как только я приближаюсь к ней, она разворачивается. Пока она бывает послушной, я её не царапаю. Вот так мы и возвращаемся:  хозяин придерживается за мой хвост, а хозяйка — за его плечо или просто плывёт за нами.

Когда мне удаётся хозяев выгнать на берег, начинается самое приятное: он бросает что-нибудь в море, а я потом выношу это и, выйдя из воды, пытаюсь всем показать. Правда был случай, когда я хозяина не выгоняла из воды и плыла вместе с ним от берега. Тогда мы с ним решили, что хозяйка в море, и поплыли её искать. Заплыли  очень далеко, но потом хозяин решил, что пора возвращаться, хотя я предлагала поискать ещё, но потом уступила. А хозяйку мы потом нашли на берегу.

Нравится мне и на пляже. Хозяева приобрели специальный матрасик, и я на нём валяюсь. Каждое лето находятся новые друзья. Нередко бывают и любители побаловать меня чем-нибудь вкусненьким, но, правда, мои лакомства сначала подвергаются контролю хозяев. Сладкое и кости из моего рациона исключены.

Одна девочка из Рязани так мной очаровалась, что написала обо мне два сочинения: одно — на русском, другое — на английском.

В Геленджик я ездила на разных видах транспорта и с разными пересадками: и прямым самолётом, и сначала до Краснодара, а потом на самолёте или на автобусе до курорта. В последнее время едем до Новороссийска на поезде, а затем на троллейбусе до автостанции, а уже оттуда на автобусе или на такси до места.

В Геленджике мы с хозяевами катались на глиссере и разных теплоходах. Когда плыли на глиссере, хозяева решили поплавать в море, привязали меня и прыгнули, но я ведь отвечаю за них, как же они без меня?..  И я за ними… Да из цепочки выбраться не догадалась, хотелось быстрей их догнать, но благо хозяин успел мне помочь…

Несколько лет мы с хозяевами и их приятелями ездим на дольмены. На мой взгляд, это собачья будка из каменных глыб с небольшим окошком. В жаркий день там, наверное, прекрасно. В 2007-м там была индейская деревня. Мы зашли, чтоб хозяйка познакомилась, а тут ребята идут и говорят: «Смотри! Индейская собака».

Когда мы отдыхаем дикарями в Геленджике, то часто ходим на рынок, посещаем кафе и столовые и, конечно, магазины. Продавцы, заботящиеся о выручке, радуются моему приходу и чем-нибудь меня балуют. Например, есть магазин, в котором мне постоянно предлагают прохладную воду и говорят в мой адрес много ласковых слов. И хотя прохладная вода ценна в жаркий день, но туда я готова идти в любое время суток, даже, когда он не работает, помня доброжелательное отношение к себе.

По мнению хозяина, я самый известный житель Волоколамска и самый популярный отдыхающий Геленджика, знают меня многие и здороваются чаще, чем с хозяином. Но он не обижается, и когда мне говорят: «Здравствуй, Рица!», отвечает за нас обоих.

Многие жалуются, что их собак-поводырей куда-нибудь не пускают. Мне это долгое время было непонятно, но как-то мы оказались в санатории в одно время с моим коллегой. И мне стало ясно, что собака и её хозяин сами создают проблемы, да и не только себе… Не помню, чтобы из-за меня были проблемы у моих хозяев. Я — мирная собака, никого не кусаю, ни на кого не бросаюсь, но, если кто-то подходит, становлюсь между хозяевами и подошедшим. Если хозяйку спрашивают: «Ваша собака меня не обидит?», она обычно отвечает: «Если вы меня обижать не будете, то и она вас не тронет». Люди, к моему удовольствию, нам попадаются мирные, а вот собака ротвейлер однажды плохо отреагировала на ходящую с тростью хозяйку. К счастью, я бегала рядом, мне пришлось за неё вступиться.

Бывает, меня напрасно обвиняют в агрессивности. Как-то стояли мы с хозяйкой у регистратуры в поликлинике. И вдруг ни с того ни сего на меня бросилась кошка и оцарапала  нос до крови. Но так как я находилась при исполнении служебных обязанностей, то не могла задать ей ответную трёпку. Люди же, увидев кровь на полу, решили, что это я травмировала бедную кошечку, но, разглядев мой пострадавший нос, поняли, что ошиблись.

В декабре 2008-го я в первый раз пожила с хозяевами в гостиничном номере: мы ездили на игры Кубка «КИСИ» в Иваново. Вместе с большей частью игроков побывала  и в кафе. С хозяевами в свободное время изучили окрестности гостиницы, зашли в несколько магазинов.

За время своей службы я много где побывала, но всё-таки больше всего мне понравилось наше пребывание в селе Зимницы Ульяновской области. У хозяина там жила бабушка, мы несколько раз ездили к ней в гости. Помню, как первый раз добирались туда. Прямого автобуса не оказалось, поэтому пришлось добираться на попутках. Мы были со зрячим родственником. Остановили маленькую грузовую машину, хозяин её называет «бычком». Сначала забрался он, а потом хозяйка, не подумав, запустила меня. И я расположилась по царски: заняла большую часть сиденья и держалась за хозяйскую шею. Потом осознала, что остальным места почти не оставила, но тогда мне было так удобно и дорогу отлично видно.

В этой деревне я бывала не раз. Там было здорово! Тишина. Много разной травы — просто заросли! И речка, в которой купалась только я, так как для хозяев мелковато. Кормили меня вкусным деревенским молоком и творогом. Мне была предоставлена полная свобода, я могла в любое время выйти из дома и гулять, сколько мне захочется. Правда, я всё равно не уходила далеко от крыльца, опасаясь, как бы хозяева не вздумали пойти куда-нибудь без меня.

Недалеко от дома в небольшом овражке был крохотный прудик, когда мне было особенно жарко, я бегала туда купаться. Шлейку на меня надевали крайне редко.

Как-то ходили мы с хозяевами в соседнюю деревню, что в семи километрах от нашей. На обратном пути нам повстречался дедушка, которого  везла лошадь, впряжённая в телегу. Он спросил, не продают ли мои хозяева собаку, на что хозяин в шутку ответил: «Нет, на лошадь меняем». Дед от удивления чуть с телеги не упал: «Э, робята, это сколько ж таких собак за лошадь-то надо?» Хозяин ему ответил, что за ту сумму, в которую обошлась моя подготовка, можно купить несколько лошадей. 

Работать в деревне мне было очень легко. Если хозяин, выходя из дома, давал команду «налево», то нужно  идти в магазин, если — «направо», то к роднику за водой, если — «вперёд», то на речку. В каком месте деревни мы находимся, легко было определить по громкому лаю местных собак. По-видимому, они мне очень завидовали, так как считали, что я могу ходить, куда хочу, а они вынуждены сутками сидеть на цепи. Мне очень жаль, что хозяева почему-то перестали ездить в деревню.

В конце своих записок хочу немного рассказать о своей второй работе. Да, да! Помимо основной, я ещё работаю по совместительству наглядным или, как шутит хозяин, ненаглядным пособием ЦРС. Когда у хозяйки проходят уроки, на которых она рассказывает о собаках-поводырях, она демонстрирует меня и моё снаряжение и даёт возможность слушателям взяться за шлейку и немного пройтись. Некоторые после знакомства со мной принимают решение самим обзавестись таким же верным помощником.

Со слов Рицы записано

Андреем и Татьяной Усачёвыми

 

Кино на слух

ФИЛОСОФИЯ СЛЕПОТЫ

 Постороннее внимание

Привлекает слепота,

Но нельзя понять заранее,

Чем наполненность пуста.

Руки тянутся в неведомость

Звёздно высыпанных бус.

Трудно внюхиваться в преданность,

Звуки пробую на вкус!

Разумеется, в Средневековье не было никакого кино  или телевидения, даже фотография появилась гораздо позже, но их функции отчасти выполняла живопись, которая стала своеобразным дневником контрастного времени. Развитию всевозможных художеств способствовали дух эпохи Возрождения и великие географические открытия. В противоположность прогрессу в ряде стран царили мракобесие и крайняя бедность. Вот и на родине Питера Брейгеля Старшего положение местного населения было невыносимо. Свирепствовали испанские захватчики. Приходили в упадок приморские города. Купцы, опасаясь религиозной нетерпимости католических инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков и виселицы вдоль опустевших дорог стали заурядным зрелищем. Волна восстаний, прокатившаяся по Нидерландам, захлебнулась в крови.

Жестокая реальность заставляла уверовать в кальвинистское учение о «безглазости» всего человечества, не ведающего своей судьбы и покорного предначертанной воле. Возможно, в этом разгадка особенно трагичного характера последних работ Брейгеля. Художник  направил своё искусство в иносказательное русло и написал картину  «Слепые». Она напоминает запомнившуюся с детства иллюстрацию к сказке Александра  Волкова «Урфин Джус и его деревянные солдаты». Там безмозглые дуболомы один за другим обрушиваются в овраг, перегородивший дорогу к Изумрудному городу. В Толковом словаре великорусского языка Владимира Даля приводится подходящий фразеологизм с глубоким смыслом: «Слепой слепца водит, а оба зги не видят!»  У голландца шестеро странников, пересекая холст по диагонали, бредут, не подозревая, что приближаются к обрыву. Заурядная бытовая ситуация под разящей кистью превращается в событие вселенского масштаба. Последние из компании незрячих ещё не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва скрывающего обиду на весь белый свет. Чем ближе ко рву, тем неувереннее судорожные движения обречённых. Один из бедняг уже оказался в яме, а другой следует за ним. Но «слепой полёт» почему-то не вызывает сочувствия. Особенно поражает, что неудачник не пытается предупредить попутчиков о грядущем провале. Жуткий «взгляд» пустых  глазниц падающего попрошайки очень выразителен. Видимо, так подчёркивается его злорадство: «Пусть всем будет так же плохо, как и мне!» Удивительно, что соединённый посохом с впереди идущим  очередной претендент  на грехопадение совершенно не реагирует на движения уже свалившихся вниз и безропотно стремится к роковой пропасти.

Светит солнце, зеленеет трава, островерхая церквушка и уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы. Безмятежный изумительный брейгелевский пейзаж создаёт контрастный фон, оставаясь  равнодушным к происходящему. При этом художник с пристальным вниманием вглядывается в людей, находя в их копошащемся муравейнике темы для размышлений. Персонажи его работ забавны, а порой гротескны и даже зловещи. Мастер кисти  как оригинальный философ порой витает высоко над действительностью. В то же время его достижением является создание концепции бескомпромиссного противостояния личности и остального общества.

Питер Брейгель Старший родился в конце двадцатых годов шестнадцатого века в деревушке возле Антверпена. Возможно, поэтому его творчество воплощает в себе народные традиции, за что основоположник крестьянского жанра и получил прозвище «Мужицкий». Действительно, на картинах гениального голландца впервые в качестве героев появились простолюдины. Его соотечественники грубы и бесшабашны, зато они умеют постоять за себя. Однако фигуры нищих кажутся ещё более чужеродными и отталкивающими, если их сравнить с образами простых людей на других полотнах иллюстратора повседневности. Действительно ужасна  эмоционально-интеллектуальная бездна, в которую индивидуума частенько увлекает собственная глупость или лень, лишая его радости созерцания и созидания.

Серьёзная литература, а затем и киноискусство уделяли огромное внимание философской проблеме духовного восхождения и совершенствования через  страдания. Особенно пытливыми оказались англичане и наши соотечественники. Как ни странно,  именно в России 15 лет назад был создан мультипликационный фильм по мотивам фантастической повести Герберта Уэллса «Страна слепых». Пока игровых полнометражек обнаружить не удалось, а эта лента оставляет желать лучшего. Впрочем, режиссёр и одновременно сценарист Екатерина Образцова вместе с композитором Геннадием Гладковым ухитрилась за 18 минут «коротенько изложить» сюжетные тезисы, не стесняясь «улучшать» классика. Причём удалось обойтись абсолютно без слов. Немая картина о слепоте, появившаяся накануне третьего тысячелетия,  это уж перебор.

Собственно говоря, приключения начинаются с того, что молодой парень случайно попадает в Страну Слепых, затерянную в горах, и влюбляется в местную девушку. Природные слепцы, ставшие такими вследствие давней катастрофы, готовы принять пришельца, если он откажется от зрения. Однако чужак решается на побег к свету. Для полноты счастья  бунтаря сопровождает преданная невеста. Мультяшный happy and противоречит горькому настрою повести.

Модная тема продолжает волновать творцов современного искусства. В позапрошлом году вышел британский двухсерийный телевизионный художественный фильм «День триффидов», поставленный по мотивам одноимённого романа Джона  Уиндема,  который смоделировал ситуацию, грозившую уничтожить нашу цивилизацию. Подобное развитие событий кратко можно охарактеризовать как беспощадную «Войну миров». Знаменательно, что именно так называется один из романов великого Герберта Уэллса, повлиявшего на «изобретателя растительных кровопийц».

Замысловатый постапокалиптический сюжет полвека пользуется успехом. Это уже третья экранизация после замечательной работы Фрэдди Фрэнсиса начала шестидесятых годов, и не смотрибельного сериальчика, выпущенного двадцать лет спустя. Новый фильм мог быть взят и в прокат, ведь бюджет в 15 миллионов фунтов стерлингов позволил произвести мощный продукт с обилием  спецэффектов и запоминающимися панорамами. Режиссёр Ник Копус, прославившийся как  один из творцов сериала «4400», подкупает добротным кадром. Впечатляют масштабные крушения и городские развалины, особенно реалистично изображение плотоядных «ходячих» растений, начавших настоящую охоту на беспомощных граждан. Обладая элементами разума и потрясающей приспособляемостью, они едва не истребили «весь род людской». Киношных триффидов содержат исключительно на специально оборудованных плантациях. Их привлекают города, где много жителей, которыми  они питаются. «Ходоки» не испытывают неудобств при передвижении по асфальту. У  них густое корневище с десятками отростков, а не всего три корня-«ноги», как в литературном оригинале, откуда и взялось небезупречное  название.

В киноверсии действие привязано к нашему  времени. В её дебюте талантливый биолог Билл Мейсон попадает в больницу из-за травмы, нанесённой ему молодым триффидом. Очнувшись в палате, он решается самостоятельно снять бинты с глаз. Зрение вернулось к нему, но за несколько часов лечения на Солнце произошла мощная вспышка, которая вызвала яркое свечение в атмосфере, в результате чего беспомощные слепцы заполнили улицы городов и селений Англии, а может быть, и  всей планеты. В книге же почти всё население Земли перестаёт видеть после наблюдения странных метеоритов, сгорающих в воздушном пространстве, а происходит это как бы в середине прошлого века. Выясняется, что главный герой был в детстве атакован хищным растением и заинтересовался опасной наукой.  Его родители  погибли ещё до начала коммерчески выгодной добычи масла триффидов. В фильме отец Билла изыскивает способ добывать из растений экологически чистое топливо. На момент всеобщего ослепления он жив. Мать же погибает от ядовитого жала задолго до катастрофы.

Новшеством стало  усиленное внимание к радиоведущей Джо Плейтон в исполнении Джоэли Ричардсон. Её избрал своей пассией зрячий супермен, роль которого сыграл Дугрей Скотт. Это не помешало телеварианту сохранить связь с первоисточником и заодно восприниматься обособленным творением по сценарию Патрика Харбинсона.

Даже слепому видно, что киношники не избежали ошибок. Отдельные эпизоды  следовало бы дополнить конкретикой и чуть удлинить, сделав выразительнее и правдоподобнее, а малозначимые фрагменты сократить. Иногда напрягает отсутствие логики  и не помешало бы также ликвидировать явные нестыковки. Затянутые титры и ненужные  флэшбэки о былом утяжеляют трёхчасовой просмотр. Иной раз озадачивает унылый дубляж и отрешённые лица актёров, а музыка Алана Д. Бойда не способствует эстетическому наслаждению. В общем, следует признать, что читать оригинальный текст  всё же  гораздо интереснее, чем вслушиваться в кадрированный пересказ. 

Некоторые современные классики тоже внимательно присматриваются к «тёмной массе». Многоликая незрячесть помогает резче обнажить «звериную» сущность цивилизованного общества. Среди экстремальных писателей выделяется португалец Жозе Сарамаго. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1998 года прославился, написав «Евангелие от Иисуса» и «Воспоминания о монастыре». В своём творчестве крупнейший прозаик, скончавшийся в июне прошлого года,  не боялся затрагивать сложные социально-философские и религиозные проблемы. Подобная «литература не для всех» заставляет задуматься о собственной значимости или, скорее, ничтожности в необозримой пустыне мироздания, где каждый из нас всего лишь крохотная песчинка.

  Бестселлер «Слепота», безусловно, тяжёл для восприятия и понравится далеко не всем. В 2008 году в прокат выходит его экранизация по сценарию автора, наконец-то согласившегося на съёмки двухчасовой драмы, которая  одновременно триллер и  детектив. Постановка осуществлена кинематографистами  Бразилии, Канады и Японии во главе с  режиссёром Фернанду Мейреллешем, который известен по фильмам «Город Бога» и «Преданный садовник».

Бюджет картины составил 25 миллионов долларов. Сборы оказались неплохими, ведь только в  Бразилии её посмотрели почти девятьсот тысяч зрителей, а в США  — около полумиллиона, на что было трудно рассчитывать, ведь она смотрится как будто запись, присланная нам из кошмарного будущего. Псевдоинтеллектуальная мозаика тягучих кадров, музыкальный фон которым сочинил Марко Антонио Гимараеш, складывается в дикую панораму антиутопии, чётко фиксируя атмосферу безумного эксперимента на выживание.

Граждан безымянного государства поражает загадочная эпидемия. Стремясь сдержать её распространение, власти вводят строжайший карантин и принимаются переселять всех пострадавших в пустующую больницу под присмотр армии. Потерявший зрение врач?окулист, которого играет Гаэль Гарсия Берналь, вместе с имитирующей слепоту преданной женой в исполнении Джулианны  Мур, ищут крупицы порядка в хаосе безнадёжности. Любящая и видящая женщина пытается стать проводником для заблудших, но задача непосильна. Кстати, имён у персонажей нет, да и нужны ли они при таком глобальном обобщении? Загадочная инфекция прогрессирует, число тотальников неудержимо растёт. Изолированные бедняги блуждают «паровозиком» по загаженным коридорам, натыкаются на всё подряд и падают в «белой тьме». Возникает очаг беспомощности и отчуждённости и как следствие — беззакония. Вполне логично, что растерянные персонажи находят не всегда благородные пути спасения, при этом реформируется их мораль.

Герберт Уэллс утверждал: «В «Стране Слепых» и кривой — король!» Перефразируя знаменитую цитату об относительности благополучия, можно сказать, что  среди недавно ослепших и реабилитированный тотальник, по крайней мере, принц! Жаль только, он при этом частенько становится тираном. Вооружённые ориентировочными тростями и пистолетом отморозки сбиваются в хищную стаю. Они берут в свои безжалостные руки призрачную власть над убогой толпой и заявляют бесправным слепцам: если хотите есть, платите деньги или сдавайте драгоценности! Чуть позже обнаглевшие бандиты уже требуют, чтобы несчастные  мужья в обмен на продукты приводили им своих женщин!

Потрясающая и кое-где тошнотворная кинолента резко обнажает идеи греховной сущности слабых людишек, деградирующих в экстремальных условиях концентрационного лагеря для заразных изгоев. Ужаснее всего то, что в беспросветность суждено попасть всем без исключения, в том числе и недавним тюремщикам. Отвратительный натурализм ощущается даже на слух. В данном случае тотальники в привилегированном положении: не надо зажмуриваться при просмотре самых чудовищных эпизодов.

Впрочем, существует и прямо противоположный взгляд на роль ослеплённых в становлении цивилизации, а некоторые профессиональные фантазёры доверяют незрячим «рыцарям без страха и упрёка» миссию спасителей человечества. Очередная антиутопия с финальной искоркой надежды переносит зрителей в недалёкое будущее.

Съёмки фильма «Книга Илая» по сценарию Гэри Уитта, который был переписан Энтони Пикэмом, начались в феврале 2009 года в Нью-Мексико, а через 11 месяцев в Лос-Анджелесе состоялась шумная премьера.  Хозяева «Warner Brothers» в качестве режиссёров утвердили братьев Хьюз, которые уже однажды удачно отобразили на плёнке путь «Из ада».

Многие геймеры считают фильм своеобразной экранизацией популярной игры «Fallout», где в постапокалиптической атмосфере рейдеры-людоеды нападают на обособленные общины, а одинокий «Выходец из Убежища» странствует по атомным пустошам ради спасения жалких остатков человечества. При просмотре невольно вспоминается и культовый роман фантаста  Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», в котором  главный герой также спасает от сожжения последнюю Библию.

В послужном списке шедевра — три номинации на престижную премию «Сатурн». Он назван  лучшим научно-фантастическим фильмом, был отмечен великолепный грим, а кроме того, актёр Дензел Вашингтон удостоен индивидуальной награды. Заглавному герою в его исполнении противостоит авторитетный руководитель  преступного сообщества Карнеги, которого сыграл Гэри Олдмен. Юная красавица Солара и её мать Клаудиа запоминаются зрителям. Их образы удачно воплотили на экране Мила Кунис и Дженнифер Билс.

Опасный марафон начинается с того, что одинокий путник ищет полезные вещи и охотится с луком. Утром он встречает автомобилистку, которая просит помочь с колесом, при этом  на него нападает группа вооружённых громил. В драке странник одолевает их. Позже он издали наблюдает, как мотоциклисты  убивают мужчину и насилуют женщину, но не вмешивается. Вскоре незнакомец приходит в городок, где в магазине обменивает несколько ценных предметов на зарядку плеера.  В это же время моторизованная банда возвращается с добычей. Местный главарь Карнеги ищет какую-то определённую книгу. Выясняется, что неграмотные грабители доставили бесполезный товар, который сжигается.

Пришелец отправляется в бар напротив, чтобы  выменять одежду на воду. Там с  ним ссорятся криминальные завсегдатаи заведения, пьянствовавшие за счёт хозяина. В схватке они получают достойный отпор. Карнеги не даёт своему подручному выстрелить в строптивого гостя. Ему не удаётся узнать его имя, зато выясняется, что тот читает каждый день. Мафиозный лидер предлагает грамотею переночевать в комфортных условиях. Слепая рабыня Клаудиа  относит наверх ужин и сообщает, что иноземец не останется. Тогда вожак решает отправить в «постельную разведку» её юную дочь Солару. Загадочный путешественник отказывается от услуг красавицы, но она говорит, что если провалит задание, то убьют её мать. Девушка остаётся и долго беседует с приютившим бедняжку Илаем, а во время молитвы замечает у него солидный том и просит показать драгоценность, но получает отказ. Скиталец вспоминает: «Прошло 30 зим со вспышки. Раньше люди имели намного больше и не знали цену вещам, а теперь убивают из-за них…»

Вернувшаяся посланница произносит молитву, не находя последнего слова. Карнеги подсказывает: «Аминь!» и выпытывает у девушки, что у постояльца есть старинный кожаный фолиант с изображением креста. Рано утром человек не от мира сего сбегает из-под охраны, но на улице  сталкивается с толпой головорезов. Их начитанный предводитель требует отдать ему священную реликвию, потому что понимает, что это «духовное оружие», нацеленное на умы слабых и отчаявшихся, позволяющее править людьми. Однако Илай в перестрелке убивает нескольких преследователей, ранит Карнеги в ногу и уходит, а за ним увязывается Солара, которая провожает бунтаря к секретному источнику. Там он запирает отважную беглянку и отправляется к цели в одиночку.

Освободившаяся девушка торопится вслед за солнцем, но на неё нападают насильники. Подоспевший Илай их расстреливает. Потом на отдыхе он сообщает, что у него единственная сохранившаяся Библия, остальные копии уничтожены. Во время войны в небе была пробита дыра. Солнце прорвалось и сожгло всех, кто не спрятался. Через год люди начали выходить из-под земли. Тогда голос будто изнутри повёл его к месту, где он обнаружил засыпанную камнями книгу. Ему было указано без боязни нести реликвию на Запад.

Вместе они добираются до  обветшалого домика,  из которого выходят вооружённые старики.  Они угощают непрошенных гостей чаем. Затем Джордж и его жена Марта  показывают могилы несчастных путников, посягавших на их имущество. Илай понимает, что им оказали «гостеприимство» матёрые людоеды, но  не успевает покинуть их логово, потому что появляется моторизованная погоня. В яростном бою домовладельцы гибнут, а беглецов захватывают. Карнеги угрозами заставляет Илая выдать спрятанную книгу, а затем стреляет в него. Тут же банда уезжает, бросив тяжелораненого. По дороге Солара душит водителя перевернувшейся легковушки, а другой автомобиль подрывает гранатой. Из-за нехватки горючего, Карнеги возвращается назад и наконец-то открывает вожделенную книгу, написанную шрифтом Брайля. Огорчённая исчезновением дочери, вызванная Клаудиа притворяется, что забыла секрет шеститочия, а  горожане разносят бар провинциального диктатора. Его власть закончилась.

На уцелевшей машине Солара продолжает движение и по пути подбирает Илая. Они вместе доезжают до разрушенного Сан-Франциско и на лодке переправляются на остров Алькатрас, где старожилы сообщают, что у них собраны произведения Шекспира, почти все тома «Британники», записи Моцарта и Вагнера, но Библия отсутствует. Хранитель древней мудрости просит бумаги, затем по памяти диктует текст «Священного писания» и вскоре умирает, а Солара с плоскопечатным  экземпляром новой версии Библии неведомого короля Якова возвращается домой.

«Книга Илая» должна понравиться самым придирчивым зрителям, но и в  классном фантастическом боевике можно обнаружить «производственный брак», ведь настоящая брайлевская Библия состоит из десятков увесистых томов в отличие от представленной в фильме. Зато только в самом его конце становится окончательно понятно, что заглавный супермен — слеп. Вдобавок он афроамериканец, как принято говорить в Штатах, но о таком неоспоримом факте, естественно, забывают информировать даже опытные комментаторы, а определить это по косвенным признакам невозможно.

Нельзя отрицать, что проказа пороков каждодневно разъедает гармонию бытия. Очень трудно сохранять достоинство, когда наступает подлинный ад на Земле, но те, кто смог пройти через него, получают больше, чем просто выздоровление — у них изменяется мышление! Выходит, что в иных обстоятельствах слепые видят лучше зрячих. Неужели необходимо потерять самое дорогое, чтобы научиться по-настоящему ценить окружающую красоту! Не утратила актуальности горькая истина, что лишь избранным дозволяется проникать во внутренний мир личности, пытаясь его изменить. Это  гораздо сложнее, чем принимать ближнего таким, какой он есть. «Книга Наставлений» настаивает: «Могущий смотреть — да увидит. Могущий видеть — да заметит!» В свою очередь  Леонардо да Винчи призывает: «Слепое невежество сбивает нас с пути. О, жалкие смертные, раскройте глаза!» 

В связи с этим никуда не деться от навязчивого вопроса: «Почему для художественного воплощения философской символики душевной слепоты избирается физическая незрячесть?» Многовековая традиция  изображать инвалидов как жестоких, мстительных и ограниченных  представителей «общественного дна» является дискриминацией, но предубеждённость «здорового» большинства так трудно преодолеть, ведь постоянно появляются очередные факты, укрепляющие негативное отношение к инвалидам по зрению.

Почти 40 лет назад, придя после окончания обычной школы работать на предприятие ВОС, я был поражён нетерпимостью кадровой элиты к чужакам. Многие  «старшие товарищи по несчастью» вели себя буквально, как «пауки в общей банке». Некоторым «теневым лидерам» впоследствии представилась возможность «порулить» на различных должностях. За редчайшем исключением, это заканчивалось крахом амбициозных, но нереальных планов, ведь безответственно критиковать, строя  из себя защитника народных интересов, проще, чем   везти каждодневный воз взвешенных решений и значимых поступков. За минувшие годы ситуация мало изменилась. Разве что в распоряжении активных незрячих пользователей оказалась сеть Интернет, а значит, появились дополнительные возможности самоутверждаться в своё удовольствие. К сожалению, даже талантливые личности с нереализованным потенциалом особенно ревностно относятся к успехам или промахам  других инвалидов. Дрязги выплёскиваются на публику, формируя наш общий неприглядный имидж.

Если вам нельзя воочию

Наслаждаться красотой,

Доверяйтесь многоточию

В нашей жизни непростой!

В пальцах прячется прозрение.

Вязь сплетается в слова.

В «тёмном мире», тем не менее,

Вера в лучшее жива!

         Владимир Бухтияров

                     Комментарии Ирины Федотовой

 

Не хлебом единым

МУЗЕЙ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СЛЕПЫХ

Я хочу рассказать об уникальном музее итальянского города Анконы и о его создателе, человеке редких способностей, сумевшем воплотить в жизнь свою мечту: для людей, лишённых зрения, он сделал доступным огромный мир искусства.

Альдо Грассини родился в 1940-м, зрение полностью потерял в детстве — последствия войны. Он доктор философии, тридцать семь лет преподавал в лицеях Анконы философию и историю. Семь лет назад ушёл на пенсию, но и сейчас у него очень много общественной работы: в народном университете часто читает лекции по истории и искусству. С Альдо Грассини я познакомилась в 1978 году в Варне (Болгария) во время моего первого эсперанто конгресса.

Уже тогда, слушая его доклад, я поняла, как одарен этот человек, как умеет он донести до слушателей глубокие знания, как ясны и убедительны доводы излагаемого им материала. В 1980 году Альдо организовал в Анконе «Общество друзей оперы» и продолжает быть его вице-президентом. Будучи президентом региональной организации слепых Италии и национальным советником, он часто выезжает на места, где нужно решать назревшие проблемы. В течение восьми лет Грассини был советником городского муниципалитета. В 2001 году отказался баллотироваться, но, как и прежде, живёт интересами своей партии — левых демократов, он член её правления.

Активные эсперантисты, незрячие супруги Альдо и Даниэла много путешествуют по миру: катались на слонах в Индии, посещали пагоды и священные места Китая, Японии, знакомясь, где было доступно, с предметами искусства. Получая огромное удовольствие, эти удивительные люди мечтали дать возможность и другим незрячим шире познать мир прекрасного. Идея вынашивалась в течение двадцати лет. Наконец, в 1993 году Альдо основывает музей для слепых «Омеро». Его друзья-эсперантисты с интересом и вниманием следили за работой этого энтузиаста.

31 декабря 1994 года мне впервые посчастливилось посетить «Омеро». Альдо и его помощник в неурочное время организовали трёхчасовую экскурсию для троих итальянцев, наших гостеприимных хозяев, и нас, троих кисловодчан. Сам организатор вдохновенно рассказывал о каждом предмете, показывая, обращал наше внимание на детали экспоната. Вот эпизод из греческой мифологии: «Богиня Ника, развязывающая сандалию». Пробегая пальцами по нежному изгибу шеи, тонкой талии, рельефу напряжённых мышц, я ощутила силу искусства, способного передавать красоту человеческого тела, что было характерно для скульпторов древней Греции. Затем по лестничке я поднялась на уровень головы знаменитого «Давида» Микеланджело. И «увидела» его сосредоточенно сдвинутые брови, бугры мускулов метателя, готового к борьбе. Уже тогда всё это оставило неизгладимый след.

Экскурсия продолжалась для меня и в квартире Грассини: он показывал скульптуры, подаренные ему современными мастерами, но ещё не нашедшие места в музее. На наши многочисленные вопросы энтузиаст  всегда отвечал чётко, терпеливо, скромно. Вот некоторые его ответы.

Музей родился 29 мая 1993 года как учреждение муниципалитета Анконы. Поначалу в нём приходилось работать самому создателю, который искал советов и помощи у более опытных друзей. Первыми его поддержали три преподавательницы и директор школы высшего искусства. Потом муниципалитет утвердил секретаря музея, но фактически в нём работали волонтёры, которых Альдо объединил в специальное общество. В 1999 году, отмечая активную деятельность музея и интерес к нему общественности, итальянский парламент узаконил его как  государственный национальный. С 2002 года он располагает собственным бюджетом и двенадцатью сотрудниками.

Скульптуры покупали на специальных рынках, некоторые копии оплачивал сам Альдо. Современные произведения скульпторов все оригинальные, они либо подарены авторами, либо приобретены Альдо при разных обстоятельствах. В изготовлении копий  и макетов архитектурных сооружений большую помощь оказывает регион Маркио. Школа скульптурных искусств оказывает техническую помощь и советниками. Муниципалитет Анконы позаботился о местоположении музея. Поначалу это был этаж школы, её крыло площадью 750 квадратных метров.

«Как я убеждал администрацию в важности музея? О! Это очень трудно достигалось: ссылался на культурное и социальное значение проекта, на уникальность и национальный интерес и прочие аргументы. Терпеливо повторяя это тысячу раз в газетах и публичных выступлениях, учитывал политические отношения, убеждая муниципалитет и оппозиционеров. Конечно, важную роль сыграло и то обстоятельство, что с 1993 по 2001 годы я был членом муниципального совета и приобрёл много друзей, поддержавших мою идею. Среди них Роберто Фаррони, нынешний президент музея".

Так Альдо отвечал на наши вопросы в 2006 году, накануне моего второго посещения «Омеро» во время Универсального конгресса эсперантистов, главным организатором которого он был.

В настоящее время музей заинтересовал большой круг общественных деятелей. Вскоре после реставрации исторического монумента «Омеро» получит площадь в 3000 кв. метров. Это архитектурное сооружение знаменитого итальянского мастера XVIII века Луиджи Ванвителли — крепость, построенная внутри гавани в качестве карантина от разных инфекций, заносимых иной раз прибывавшими судами. Музей будет основательно преобразован, над этим работает международный комитет учёных, известнейшие специалисты международного уровня. Будут значительно расширены секции архитектуры, археологии, скульптуры классической и современной. Первый этаж займёт совсем новая структура: там разместится лаборатория по изучению сенсорных восприятий — отделы звуков, музыки, современного промышленного дизайна и скоростей (автомобили фирмы Феррари, скоростные поезда и т. д.). Примечательно, что всё обустройство этого этажа обойдётся за счёт меценатов. Один из них — крупный итальянский промышленник Диего Делла Валле, прославившийся дорогой обувью «Тодос».

Приведу фрагмент убедительного выступления Грассини перед публикой, которая не может оставаться равнодушной к его детищу: «Вы входите в большой салон, заполненный античными скульптурами: вот «Ника из Самотраки»! Но разве она не в Лувре? Да, в Лувре, а здесь её копия. Чуть поодаль ваше внимание привлекает знаменитый этрусский оратор. Повернулись налево — и в следующем салоне вы видите фигуру «Дискометателя» с могучей мускулатурой борца. А вот и сама Венера Милосская. Статуя, созданная в III веке до нашей эры, была найдена лишь в 1820 году. Здесь её копия. В зале эпохи Возрождения вас ожидают удивительные творения в мраморе, бронзе, гипсе знаменитых скульпторов Донателло, Микеланджело, Бернини... Осязая многие статуи, позволяющие «видеть» красоту великих творений, вы постигаете силу искусства, переданную руками мастеров.

Некоторые наивно спрашивают меня: «Разве слепые способны понять искусство ваяния?» И я советую им: «Войдите в музей «Омеро», когда слепой своими чувствительными руками осторожно, ласково касается лица «Мёртвой Галатеи», и вы получите ответ, увидев лицо этого слепого, выражающее удивление, даже восхищение, что ясно даст вам понять, как глубоко он посредством рук воспринимает искусство. Если зрячие имеют возможность видеть скульптурные произведения даже в разных версиях, то для слепого «видеть» руками — единственный способ соприкоснуться с этим искусством. И как раз такую возможность даёт им уникальный музей «Омеро».

Этажом выше вы найдёте макеты великих произведений архитектуры. Это величественные памятники Рима: собор Святого Петра, пантеон, памятник легендарной волчице. Здесь же представлены соборы Анконы, Флоренции... Перед изготовителями макетов стояла важная задача: уменьшая памятник в размерах, дать полное представление о нём, сохранить все его детали.

И вот вдвоём с моим итальянским другом, отличным знатоком искусства и истории страны, сантиметр за сантиметром мы «рассматриваем» макет собора Святого Петра, его башенки, балконы, окна различной формы, цветные стёкла. Макет большой, высотой в 80 сантиметров: можно «разглядеть» колонны и лепные украшения, фигурки святых на фронтоне собора. Трудно было оторваться от этого чуда мирового искусства. Посчастливилось мне побывать и в самом соборе, и прослушать рождественскую мессу. Вот почему в моей памяти так явственно живёт эта незабываемая достопримечательность великого города.        

Теперь музей организует и выездные экспозиции, его экспонаты побывали в нескольких городах Италии, а также в Хорватии и Чехии. В связи с этим серьёзно решается техническая проблема транспортировки экспонатов в специальных вагонах. Материалы о музее публикуются в Интернете на итальянском, английском и на языке эсперанто.

 Если вначале музей задумывался только для слепых, то теперь он стал достоянием всех ценителей искусства: бывают здесь школьники, студенты, пишущие научные рефераты.

И снова подтверждается мысль: если общество заботится об инвалидах, оно само становится лучше, комфортнее для всех.

Анастасия Жукова,

 Кисловодск 

 

Марина Платонова,

Татарская РО ВОС

*    *   *

Говоришь, что я словно морская волна —

То шумлива, то нежно спокойна…

Я в сюжеты закатов давно влюблена,

И доверия ветра достойна…

Я познала созвучья такой глубины,

Где жемчужины слов не случайны.

И кораллы надежд на ладонях луны,

На века сохраняющей тайны.

Я лелею мотивы счастливых минут —

Сочетанье тепла и мгновенья.

И торжественность звёзд, и далёкий уют —

Маяки моего вдохновения.

*   *   *

Разглажу ночь утюгом тишины,

Расставлю звёзды — колючие точки.

 

И будут строки воздушно  нежны,

Такие солнечно  нужные строчки…

 

Легка, как миг. Равновесье держу.

Строка, другая — звенящее чудо…

 

И то, что я никому не скажу,

Скрывать от строчек не буду, не буду…

*   *   *

Я сплетаю слова не так,

Как бывало, когда февраль

Перемешивал снег и мрак,

И пытался приблизить даль.

Ни тоски, ни шагов, ни фраз —

Тишина окружила дом…

Я сплетаю слова сейчас,

Чтоб тебе прочить потом.

 

        Любовь Протасевич,

 Пермская РО ВОС

*   *  *

Горошины хрустального дождя

Упали мне на волосы, на платье.

И тучи всех пугали, уводя

Свет солнечный в холодные объятия.

Я не бежала, несмотря на дождь,

Не прыгала сквозь водные потоки,

Я точно знала: ты ко мне придёшь,

Ждала тебя я в трепетном восторге.

Мы шли куда-то под твоим зонтом,

И курточка твоя меня согрела.

Идти по жизни радостно вдвоём,

Об этом я тогда сказать хотела.

Теперь, в момент, когда на сердце дрожь

От радости, а может, от страданья,

Я точно знаю: ты ко мне придёшь,

И вспоминаю первое свиданье.

 

Алексей Липашёв,

Самарская РО ВОС  

*   *   *

В последнее время в общественном транспорте
Мне стали всё чаще места уступать.
То ль дело действительно близится к старости,
То ль надо мне срочно свой облик менять?

За сорок слегка, чуть виски припорошены,
Но возраст совсем я не чувствую свой;
Здоровье пока, слава Богу, хорошее.
Душою ж по-прежнему я молодой!

Меня в старики не спешите записывать,
Ведь в жизни так много хочу я успеть:
Стихи дописать, что пока не написаны,
И песню свою соловьиную спеть!