Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Тезисы выступления президента ВОС А.Я. Неумывакина
на международном форуме «Универсальная среда 2010».
(Республика Беларусь,  г.  Минск  - 12-13 ноября 2010 г.)

 Тема: «Актуальные проблемы создания универсальной среды жизнедеятельности людей с нарушением зрения и роль Европейского союза слепых в достижении данной цели»

                                      Уважаемые коллеги!
         От имени Всероссийского общества слепых позвольте приветствовать всех участников  международного форума, посвященного  рассмотрению  проблем жизнедеятельности людей с нарушением зрения.
         В уважаемой аудитории нет особой необходимости акцентировать внимание на актуальность этой темы. Все мы прекрасно понимаем важность  эффективного решения данного вопроса.
         Проблемы доступности среды  были и остаются главными во всех основных международных документах, касающихся инвалидов. Я позволю себе напомнить основные из них:
         - Декларация о правах инвалидов – 1975 год;
         - Всемирная программа действий в отношении инвалидов – 1982 год;
         - Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов – 1993 год:
          и, наконец,
         - Конвенция о правах инвалидов – 2006 год.
         Несколько слов о Конвенции. Это первый комплексный международно-правовой документ, закрепляющий особые права инвалидов во всех основных сферах жизни людей. Конвенция не только декларирует, но и устанавливает обязательства государств-участников по защите инвалидов, по содействию их реабилитации и социальной интеграции в общество. Красной нитью в документе проходят вопросы обеспечения доступности инвалидов, создание им универсальной среды жизнедеятельности.
         При этом они не ограничиваются традиционным обеспечением  доступности только  к физическому окружению, транспортным услугам.
         Рассматривается и должна обеспечиваться  доступность:
          - и  к информации, связи  и средствам массовой информации;
          - и к получению образования, в том числе к инклюзивному;
          - к ТСР, различным технологиям и реабилитационным услугам;
          - к профессиональной ориентации и службам трудоустройства;
          - к искусству и спорту;
          - к здравоохранению и.т.д.
         В этом перечне я назвал основные направления обеспечения доступности инвалидов. Все указанные мероприятия должны проводиться с учетом разумного приспособления и универсального дизайна.  
         Говоря о формировании доступной среды, я считаю, что важнейшим условием является индивидуальный подход применительно к конкретному инвалиду с учетом его потребностей и окружения.
         Конечно, все перечисленные выше мероприятия по созданию универсальной среды жизнедеятельности полностью относятся и к  незрячим. Но без  обязательного учета особенностей данной категории инвалидов невозможно создать действительно необходимую для нас доступную среду жизнедеятельности. 
         Я не открою Америки: ученые давно уже определили:  основное количество информации человек воспринимает визуально. Отсюда вытекает  основная проблема незрячих: недостаточно полное восприятие окружающего мира, как физического окружения, так и информационного. Нам хорошо известно, что невозможность самостоятельного передвижения в современном городском пространстве, неготовность к посещению социально значимых объектов, сложности доступа к информации существенно затрудняют жизнь незрячих людей. Именно это является специфической особенностью незрячих и слабовидящих.    Именно этот факт  должен учитываться всеми структурами  государства и гражданского общества при создании для них безбарьерной среды жизнедеятельности.      
         Чего греха таить, когда говорят о доступности  среды для инвалидов, в первую очередь имеют в виду устройство пандусов, подъемников для колясочников, информационные табло для глухих и т.д. и недостаточно уделяется внимания доступности инвалидам по зрению.
         Почему?  Во многом это происходит от того, что те чиновники, от которых  зависит создание доступной среды для инвалидов, не имеют  полного представления о требованиях доступности среды для незрячих и слабовидящих. И мы, видимо, недостаточно проводим среди них необходимую разъяснительную работу.
         В реальной жизни не находят своей реализации в полной мере такие средства доступности, как звуковые и световые маяки, направляющие и контрастные тактильные указатели, ограничивающие тактильные и контрастные полосы, электронные звуковые автоинформаторы, дублирование информации в звуковом и рельефно-точечном исполнении, направляющие и ограждающие поручни, масштабированные рельефные модели планов зданий, сооружений и карт местностей. Перечень можно продолжать. Ясно одно, без нашего участия, участия организаций инвалидов по зрению в процессе создания доступной среды для незрячих и слабовидящих сложно рассчитывать на ее реализацию.     
         Как видится роль Европейского союза слепых в решении проблем инвалидов?
         Все европейские государства  в той или иной степени проводят работу по созданию равных возможностей для инвалидов. При этом, на мой взгляд, важнейшим условием решения этой задачи является  выработка общих, единых подходов, принципов и стандартов.  В реализации этих вопросов, я считаю,  одна из основных функций Европейского союза слепых. Кроме того, необходимо использовать следующие направления деятельности Союза, его комиссий и рабочих групп:
          - проведение мониторингов состояния доступности среды  незрячими в странах Европы;
          - организация и проведение международных форумов по обмену опытом  среди стран - участников Европейского союза слепых;
          - подготовка и распространение информационных материалов, касающихся создания доступной среды;
          - организация и реализация совместных проектов по созданию универсальной среды жизнедеятельности;
          - взаимодействие с другими европейскими организациями, в том числе с Европейским форумом инвалидов, Комитетом Министров Европы, Европейским парламентом. Это позволит продвигать интересы незрячих в различных сферах их деятельности, своевременно реагировать на многие нововведения Европейского Союза, направленные на создание универсальной среды жизнедеятельности.
При этом очень важным моментом является то, что вся работа Европейского Союза слепых проводится системно, на постоянной основе, с доведением результатов до стран-участников.
        Что необходимо сделать в области информационных технологий? Как обеспечить унифицированную систему голосования слепых на выборах любого уровня? Как обеспечить незрячему возможность самостоятельного доступа к банкомату? Как ориентироваться слепому человеку по плану города, чтобы получить оптимальный доступ к необходимому учреждению, больнице, поликлинике, объектам культурного и спортивного назначения и т.д.
        Решение этих и множество других задач ставит перед собой Европейский союз слепых через свои комиссии и рабочие группы.
        Пользуясь случаем,  хочу проинформировать участников форума о состоянии дел по рассматриваемым вопросам в Российской федерации и конкретно во Всероссийском обществе слепых.
        Решение проблем инвалидов и их организаций невозможно без делового сотрудничества, конструктивного диалога органов государственной власти и  общественных объединений инвалидов. Только сообща можно решить важнейшую социальную задачу: обеспечение достойной жизни инвалидам, в том числе и инвалидам по зрению.
        Об этом говорит опыт взаимодействия общероссийских общественных организаций с органами государственной власти  на федеральном и региональном уровнях.
        В  Российской Федерации  многое делается в интересах инвалидов. Главное: есть понимание со стороны руководства государства,  поддержка организаций инвалидов, есть конкретные практические результаты.  Вместе с тем следует признать: сегодня  равных возможностей для инвалидов,  в полном понимании этих слов, пока еще не создано.
        В сентябре 2008 года Россия присоединилась к участникам Конвенции о правах инвалидов и сейчас проводится огромная работа по ее ратификации. Для этого, в первую очередь, все законодательство, касающееся инвалидов, приводится в соответствие с положениями Конвенции: проведен анализ законодательства, подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в существующие законы. Только в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» необходимо будет внести более 60 поправок, а всего необходимо внести изменения и дополнения в несколько десятков законов на федеральном уровне.
        В настоящее время по поручению президента РФ Д.А. Медведева завершена и проходит завершающую стадию согласований Государственная программа Доступная среда на 2011-2015 годы.
 Программа во многом разработана  с учетом положений Конвенции о правах инвалидов и мы надеемся на ее положительные результаты. Мы реалисты и хорошо понимаем, что она  не решит за эти годы все имеющиеся проблемы. Мы считаем, что данная программа является первым серьезным шагом на длительном пути создания действительно равных возможностей для инвалидов. При этом важно иметь конкретные конечные ориентиры и поэтапно к ним двигаться.
        Несколько слов о том, что делается непосредственно  Всероссийским обществом слепых по решению данных вопросов.
        Первое. Участие в анализе российского законодательства и подготовке своих предложений по его корректировке.
        Второе. Разработка предложений в проекты Государственной программы Доступная среда на 2011 – 2015 годы и соответствующие региональные программы.
        Третье. Разрабатываются и внедряются  методические  пособия по обеспечению доступной среды для инвалидов по зрению в региональных и местных организациях ВОС.
        Четвертое. Разработаны и внедряются на предприятиях и в учреждениях  ВОС рекомендации по обеспечению доступности с помощью системы внешних и внутренних ориентиров.
        Пятое. Проведена огромная работа с Центральной избирательной комиссией России и избирательными комиссиями на местах по обеспечению доступа инвалидов по зрению к избирательному процессу.
        Шестое. Активное участие принимаем в разработке Государственных стандартов по проблемам незрячих, в том числе:
          - Дисплеи для слабовидящих. Требования и характеристики.
          - Интернет – ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению.
          - Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения.
          - Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования.
 Используя данный ГОСТ, в городе Москве проводится оснащение улиц, перекрестков специальными тактильными плитами для ориентировки незрячих.
        Некоторые документы мы привезли с собой для ознакомления  присутствующих.     
        В завершении выступления хочу призвать всех к совместной работе по созданию в наших странах действительно универсальной среды жизнедеятельности для незрячих. Надеюсь на то, что сегодняшний форум в какой-то степени приблизит нас к решению данной задачи.         
        Позвольте пожелать участникам форума плодотворной и успешной работы,  здоровья и благополучия.
           
        Спасибо за внимание!