Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

23 ноября 2022

 

Специалисты аппарата управления ВОС тестируют приложения для незрячих на станции метро

 

В ноябре 2022 года специалисты в области информационных технологий аппарата управления ВОС, Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС и Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» приняли участие в тестировании двух проектов Московского метрополитена, которые разрабатываются для самостоятельной ориентировки внутри столичной подземки. Руководство столичного метро также стремится адаптировать эти сервисы для незрячих и слабовидящих пассажиров. Проект, который окажется эффективнее, будет доработан с учётом рекомендаций специалистов Всероссийского общества слепых и в будущем будет внедрён в навигацию столичной подземки.

Первое исследование проходило на станции «Царицыно». Тестировалось приложение «В метро» – пассажирский навигатор с картами метрополитена, МЦК и МЦД. Пока сервис доступен только для скачивания в онлайн-магазине AppStore для iOS. Приложение представляет из себя полноценную навигацию в московской подземке. Находясь в метро, можно выстраивать маршруты, аналогично тому, как это происходит на улице. Навигация основана на bluetooth-маяках, позволяющих установить местоположение пассажира, а также звуковых маяках, помогающих на слух определить цель или промежуточную точку.

Сервис даёт возможность с точностью до трёх метров определить местоположение пассажира на станции и проложить маршрут к выбранному объекту, например, к нужному выходу или вагону, путём предоставления голосовых инструкций. В приложении имеется режим для слабовидящих с несколькими пунктами. С помощью пункта «Маршрут» прокладываются пути в столичной подземке. Вызов сотрудника службы сопровождения осуществляется через пункт «Помощь», то есть незрячий пассажир отправляет точку своего местоположения, что позволяет специалисту оперативно найти маломобильного пассажира и оказать необходимую помощь. В пункте «Опции» собраны настройки раздела для граждан с проблемами зрения.

 

Скриншот меню одного из приложений для инвалидов по зрению

 

Кроме того, есть опция, где приложение управляется голосом за счёт встроенного синтезатора речи. Однако он пока не имеет гибких настроек, его нельзя выключить, а также невозможно изменить громкость, скорость или голос. Для достижения заданной цели, незрячий должен выполнять инструкции, которые озвучиваются в приложении. Например: «Пройдите прямо сто метров, затем поверните налево, рядом будет дверь».

По окончании тестирования приложения «В метро» специалисты Всероссийского общества слепых отметили, что в данном релизе сервис пока не готов к эксплуатации и нуждается в доработке, поэтому не может быть рекомендован в качестве навигации инвалидам по зрению. В частности, в настоящее время приложение некорректно строит маршруты, долго определяет местоположение и, что самое важное, не является безопасным для незрячих. Вместе с этим, голос, который озвучивает команды, произносит одновременно и на одном уровне громкости с синтезатором речи программы экранного доступа.

Далее на станциях «Проспект мира» и «Севастопольская» представители Общества слепых протестировали ещё один проект московского метрополитена – «Тифломаршрут». Это аудиофайлы с описанием маршрутов по блокам с чёткой и подробной инструкцией действий. Тифломаршруты созданы с целью поддержки по перемещению инвалидов по зрению в городской среде, а также обеспечения комфортных условий передвижения незрячим по территории станций столичной подземки.

Аудиомаршруты скачиваются через официальный сайт московского метрополитена. С ними можно работать как онлайн, так и офлайн, предварительно скачав их на смартфон. Маршруты настроены так, чтобы была возможность слушать их по блокам. При необходимости, запись можно остановить или вернуться к началу трека, если инструкция показалась слишком длинной или, если инвалид по зрению столкнулся с препятствиями. В описании используется метод ориентирования «По циферблату». Маршруты разрабатывались с учётом того, что незрячий владеет основными приёмами использования белой тростью, а также обладает навыками ориентировки в пространстве и владеет программами экранного доступа.

 

Оценка точности прокладки маршрута по вестибюлю и переходу станции метро

 

По результатам тестирования аудиомаршрутов, представители ВОС указали на перегруженность информационных сообщений. Так, слишком детально была описана геометрия помещения или билетная касса. Специалисты порекомендовали производителям перевести тифломаршруты в текстовой формат, уделяя внимание основным точкам маршрута с возможностью прослушивания программами экранного доступа, а также контроля скорости речи и возврата «вперёд-назад».

Необходимо отметить, что в этом году московский метрополитен внедрил ещё два проекта, призванных помогать в ориентировки слепым и слабовидящим людям. Самый простой из них – это звуковые маяки, которые устанавливаются над входами в столичную подземку или в вестибюль метро и звучат в определённом временном интервале. До конца 2022 года количество таких маячков превысит одну тысячу. Они появятся на 281 станции метро и МЦК.

Ещё один проект – это альтернативная навигационная система радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город». Сервисом можно пользоваться посредством абонентского устройства, а также через приложения в операционных системах iOS и Android.

 

МедиаВОС

 

Поделиться