23 ноября 2022
В ноябре 2022 года специалисты в области информационных технологий аппарата управления ВОС, Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС и Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» приняли участие в тестировании двух проектов Московского метрополитена, которые разрабатываются для самостоятельной ориентировки внутри столичной подземки. Руководство столичного метро также стремится адаптировать эти сервисы для незрячих и слабовидящих пассажиров. Проект, который окажется эффективнее, будет доработан с учётом рекомендаций специалистов Всероссийского общества слепых и в будущем будет внедрён в навигацию столичной подземки.
Первое исследование проходило на станции «Царицыно». Тестировалось приложение «В метро» – пассажирский навигатор с картами метрополитена, МЦК и МЦД. Пока сервис доступен только для скачивания в онлайн-магазине AppStore для iOS. Приложение представляет из себя полноценную навигацию в московской подземке. Находясь в метро, можно выстраивать маршруты, аналогично тому, как это происходит на улице. Навигация основана на bluetooth-маяках, позволяющих установить местоположение пассажира, а также звуковых маяках, помогающих на слух определить цель или промежуточную точку.
Сервис даёт возможность с точностью до трёх метров определить местоположение пассажира на станции и проложить маршрут к выбранному объекту, например, к нужному выходу или вагону, путём предоставления голосовых инструкций. В приложении имеется режим для слабовидящих с несколькими пунктами. С помощью пункта «Маршрут» прокладываются пути в столичной подземке. Вызов сотрудника службы сопровождения осуществляется через пункт «Помощь», то есть незрячий пассажир отправляет точку своего местоположения, что позволяет специалисту оперативно найти маломобильного пассажира и оказать необходимую помощь. В пункте «Опции» собраны настройки раздела для граждан с проблемами зрения.
Кроме того, есть опция, где приложение управляется голосом за счёт встроенного синтезатора речи. Однако он пока не имеет гибких настроек, его нельзя выключить, а также невозможно изменить громкость, скорость или голос. Для достижения заданной цели, незрячий должен выполнять инструкции, которые озвучиваются в приложении. Например: «Пройдите прямо сто метров, затем поверните налево, рядом будет дверь».
По окончании тестирования приложения «В метро» специалисты Всероссийского общества слепых отметили, что в данном релизе сервис пока не готов к эксплуатации и нуждается в доработке, поэтому не может быть рекомендован в качестве навигации инвалидам по зрению. В частности, в настоящее время приложение некорректно строит маршруты, долго определяет местоположение и, что самое важное, не является безопасным для незрячих. Вместе с этим, голос, который озвучивает команды, произносит одновременно и на одном уровне громкости с синтезатором речи программы экранного доступа.
Далее на станциях «Проспект мира» и «Севастопольская» представители Общества слепых протестировали ещё один проект московского метрополитена – «Тифломаршрут». Это аудиофайлы с описанием маршрутов по блокам с чёткой и подробной инструкцией действий. Тифломаршруты созданы с целью поддержки по перемещению инвалидов по зрению в городской среде, а также обеспечения комфортных условий передвижения незрячим по территории станций столичной подземки.
Аудиомаршруты скачиваются через официальный сайт московского метрополитена. С ними можно работать как онлайн, так и офлайн, предварительно скачав их на смартфон. Маршруты настроены так, чтобы была возможность слушать их по блокам. При необходимости, запись можно остановить или вернуться к началу трека, если инструкция показалась слишком длинной или, если инвалид по зрению столкнулся с препятствиями. В описании используется метод ориентирования «По циферблату». Маршруты разрабатывались с учётом того, что незрячий владеет основными приёмами использования белой тростью, а также обладает навыками ориентировки в пространстве и владеет программами экранного доступа.
По результатам тестирования аудиомаршрутов, представители ВОС указали на перегруженность информационных сообщений. Так, слишком детально была описана геометрия помещения или билетная касса. Специалисты порекомендовали производителям перевести тифломаршруты в текстовой формат, уделяя внимание основным точкам маршрута с возможностью прослушивания программами экранного доступа, а также контроля скорости речи и возврата «вперёд-назад».
Необходимо отметить, что в этом году московский метрополитен внедрил ещё два проекта, призванных помогать в ориентировки слепым и слабовидящим людям. Самый простой из них – это звуковые маяки, которые устанавливаются над входами в столичную подземку или в вестибюль метро и звучат в определённом временном интервале. До конца 2022 года количество таких маячков превысит одну тысячу. Они появятся на 281 станции метро и МЦК.
Ещё один проект – это альтернативная навигационная система радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город». Сервисом можно пользоваться посредством абонентского устройства, а также через приложения в операционных системах iOS и Android.
МедиаВОС