Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

14 ноября 2022

 

А. А. Алиев и С. Н. Ваньшин с сопровождающими стоят около каменной Изборской крепости в Псковской области. Крепость построена в 1330 году для защиты западных пределов

 

С 3 по 6 ноября 2022 года генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» С. Н. Ваньшин и главный специалист Отдела программ реабилитации и по работе с учреждениями аппарата управления ВОС А. А. Алиев с сопровождающими совершили рабочую поездку по «Серебряному маршруту» ОАО «РЖД». Выезд осуществлялся в целях тестирования туристического маршрута на предмет доступности для инвалидов по зрению.

Поездка проходила в четырёхместном специализированном купе для маломобильных пассажиров в штабном вагоне круизного поезда. Представители ВОС отметили наличие в данном купе элементов доступной среды, которые могут быть полезны в дороге слепым и слабовидящим людям: звуковая информация, зрительная информация с крупными контрастными символами, информационные таблички и знаки доступности с применением рельефно-точечного шрифта Брайля и рельефно-линейного шрифта, достаточная освещённость, кнопка вызова проводника.

 

Специализированное купе для маломобильных пассажиров

 

Кроме того, рядом со спецкупе находился универсальный санитарный узел, адаптированный для людей с ограниченными возможностями здоровья, оснащённый душем, термостатическим смесителем, биотуалетом, пеленальным столом, держателем для трости и другими необходимыми приспособлениями.

В состав круизного поезда также включены вагоны СВ, купе, и плацкартные вагоны, оборудованные системами кондиционирования, экологически чистыми туалетными комплексами, розетками для зарядки гаджетов. Наряду с этим, в каждом вагоне предусмотрен душ. Горячее питание, по желанию пассажира, можно заказать через менеджера вагона-ресторана с доставкой в своё купе.

Обслуживающий персонал поезда имеет квалифицированную подготовку. Специалисты обучены общению и помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Проводники и официанты вежливы и обходительны.

 

Туристы идут вдоль круизного поезда. На платформе установлены тактильные направляющие с контрастной маркировкой

 

Туристический маршрут имел насыщенную программу. В ходе путешествия С. Н. Ваньшин и А. А. Алиев посетили пять древних русских города: Псков, Изборск, Великий Новгород, Рыбинск и Ярославль. В каждом из них проходили пешеходные и автобусные экскурсии с посещением и просмотром уникальных историко-культурных и природных памятников, архитектурных ансамблей, многие из которых признаны всемирным наследием ЮНЕСКО. Среди достопримечательностей – музеи под открытым небом, христианские храмы, особняки купцов, городские набережные и другие объекты.

 

Светодиодный дисплей с указанием на нём контрастными символами номера вагона, названием маршрута и с применением символики РЖД. Дисплей располагается за стеклом окна вагона

 

По результатам поездки специалисты ВОС сошлись во мнении, что такой вид туризма вполне доступен для слепых и слабовидящих. Однако перед поездкой необходимо объективно взвесить свои возможности и взять на себя ответственность, так как маршрут предполагает сложный пешеходный путь в течение всего дня. Для подобного вида отдыха требуется определённая физическая подготовка и хорошая степень мобильности. Туристический маршрут проложен по разным местам: на некоторых участках неровные асфальтовые и дорожные покрытия, регулярные подъёмы и спуски по крутым ступенькам, открытые уличные ветреные пространства, препятствия в виде небольших канав и столбов, прогулки в тёмное время суток и т. д.

С. Н. Ваньшин и А. А. Алиев подчеркнули, что в поездке было мало тактильного опыта, практически отсутствовали тактильные экспонаты. Также экскурсоводы не делали подробного описания объектов культуры. Однако гиды не могли уделять больше внимания «особенным» экскурсантам, поскольку в составе группы находились и другие туристы. Поэтому инвалиду по зрению желателен сопровождающий, который для более чёткого представления будет комментировать происходящее и помогать незрячему или слабовидящему.

 

С. Н. Ваньшин изучает тактильную схему

 

«Стоимость поездки нельзя сказать, что низкая, скорее – умеренная. Из числа маршрутов, которые сегодня предлагают Российские железные дороги, можно выбрать доступный по финансовым возможностям», – добавил С. Н. Ваньшин.

«Любой туристический маршрут можно приобрести через железнодорожную кассу или в режиме онлайн на сайте РЖД. В поездке доступна информационно-развлекательная система – интерактивный цифровой сервис-попутчик «Passline», где можно изучить информацию о текущем маршруте, почитать новости, посмотреть фильмы, послушать аудиокниги», – пояснил А. А. Алиев.

 

Большой дисплей с расписанием поездов, который располагается на железнодорожном вокзале Великого Новгорода

 

Всероссийское общество слепых в лице президента В. В. Сипкина благодарит ОАО «РЖД» за возможность представителям ВОС стать участниками туристического маршрута и сформулировать рекомендации для незрячих путешественников, которые стремятся осваивать новые виды отдыха по городам нашей необъятной Родины.

Видеоотчёт о поездке в течение месяца будет доступен к просмотру на медиаресурсах Всероссийского общества слепых – телеграмм-канале «МедиаВОС»сообществе в социальной сети «ВКонтакте» «МедиаВОС» и группе в WhatsApp «МедиаВОС».

Справочно:

Железнодорожный круиз – это путешествия на комфортабельных туристических поездах по тематическому, зачастую, круговому маршруту с продолжительными дневными остановками. Это даёт возможность побывать в ряде городов и увидеть максимальное количество достопримечательностей за несколько дней. Туристический поезд – это одновременно транспорт и отель. Днём пассажиры совершают экскурсии по городам и знакомятся с их главными достопримечательностями. Ночью поезд переезжает к следующему пункту маршрута.

Маршруты, по которым курсируют специальные поезда, бывают разными по протяжённости: некоторые занимают всего несколько часов, на другие потребуется неделя. Сегодня в арсенале ОАО «РЖД» более 15 видов туристических маршрутов по различным направлениям.

В стоимость круиза могут входить разные опции. Базовый вариант обычно включает билеты на поезд, размещение в вагоне выбранного класса. Дополнительно в пакет могут быть включены полноценное питание и автобусно-пешеходные экскурсии. Туристические услуги можно приобрести при оформлении проездных документов или в пути следования, обратившись к проводнику.

 

МедиаВОС