Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

по вопросам совершенствования предоставления мер социальной поддержки, социальных, реабилитационных услуг и протезно-ортопедической помощи инвалидам. 



Уважаемая Татьяна Алексеевна!
Уважаемые  коллеги!


Мы с большой надеждой и оптимизмом восприняли слова президента РФ Д.А. Медведева, сказанные им   в Кремле 13 мая, Цитирую: «Отношение к инвалидам  в России необходимо изменить, сделав их поддержку государственным приоритетом».
Мы видим, как меняется государственная политика в отношении инвалидов. И это радует.
Сегодня, мы должны определиться, что же нам необходимо сделать, чтобы сказанное президентом не осталось словами.
1. Мы считаем, что камнем преткновения всех проблем инвалидов является  введение  степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Ее инициаторы, практики из бывшего Минтруда России, активно поддержанные учеными,  не могли или не хотели   представить себе к каким последствиям это может привести. А привело:  к резкому ухудшению правового, морального и материального положения инвалидов, существенно ограничило их права.
Получение пенсий, пособий, профессиональное образование, трудоустройство, санаторно-курортное лечение – все привязано к конкретной степени, а ее присвоение зависит только от субъективного подхода специалистов учреждений медико-социальной экспертизы.
Сегодня инвалид практически лишен конституционного права на труд, на получение образования. Он не может самостоятельно распоряжаться своими возможностями и способностями. При установлении ему  3 степени  он лишается работы и учебы, при установлении 2 степени – он не может нигде трудоустроиться, так как для него необходимы определенные условия, а их никто не торопится создавать. О работе инвалида в сельской местности вообще не приходится говорить.  
Тотально слепого инвалида, которому присваивают вторую степень - лишили права на сопровождающего.
2. Санаторно-курортное лечение инвалидов.
Считаем недопустимым, когда  конкурс выигрывает санаторий, совершенно не приспособленный для незрячих, показав цену  путевки  ниже стоимости, заявленной фондом, на несколько рублей. 
Предлагаю  при организации Конкурса выделять специализированные санатории инвалидных организаций в отдельный лот, как это было ранее. А наиболее оптимальный  вариант, когда в Федеральном бюджете будет предусмотрено целевое финансирование на закупку не менее 5000 (пяти тысяч) путевок ежегодно в  лечебные учреждения ВОС по аналогии с  санаторием «Русь».
3. Основная проблема инвалидов:  их трудоустройство, то есть реабилитация.
В 2002 году, выступая на совещании в Астраханском регионе, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал:
«Проблема занятости инвалидов, – это особенно серьезная проблема и ее невозможно решить без поддержки государства: на федеральном и региональных уровнях».          
А реально,  за это время, только  на предприятиях ВОС численность работающих инвалидов   сократилась на 1/3. На 30% сократилось количество незрячих членов ВОС,  работающих в стране. На 17% ежегодно увеличивается количество членов ВОС, желающих трудиться и не трудоустроенных.
Сегодня действует ФЦП по поддержке инвалидов. Финансы на этот год были выделены в январе. Прошло полгода, но на сегодняшний день по ее реализации, по известной пословице,   еще конь не валялся.   
Я очень сомневаюсь, что мы ее реализуем в оставшееся время: заявки, конкурсы, аукционы, договора, закупки, отчеты. А ведь нам нужно создать почти 500 (пятьсот) рабочих мест.
Абсолютно уверен, что со следующего года необходимо изменить процедуру реализации Программы: выделять средства  нашему Обществу, а мы сами закупаем необходимое оборудование и своевременно отчитываемся.               
В  регионах тоже  нет полного понимания значимости финансовой поддержки  наших  предприятий и организаций.  Во многих субъектах   считают, что это дело только инвалидных организаций, их не касаются проблемы инвалидов. Как – будто инвалиды не граждане их регионов. 
При этом идет ссылка на отсутствие законодательной базы.
В данной аудитории мне неудобно напоминать о том, что имеющихся законов вполне достаточно. Я их могу перечислить. И в тех регионах, где есть понимание проблем инвалидов, – там есть хорошие результаты. 
В 2007 году в 24-х субъектах были выделены средства на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов по зрению.
В 33-х  наши предприятия  были освобождены от некоторых налогов и сборов.
В  17 предоставлялись  льготные тарифы на тепловую и электрическую энергию. 
Среди них есть немало и дотационных.
Какой можно сделать вывод? Только один: одни могут и делают, другие могут, но не хотят. 
С этой высокой трибуны хочу выразить слова признательности в первую очередь органам государственной власти  Москвы и Санкт-Петербурга, Татарии и Удмуртии, Ростовской, Свердловской,  Челябинской областей и др. 
О государственном заказе.
Закон есть. Но он практически не работает. Захотел заказчик предоставить преимущества организациям инвалидов – предоставит, не захотел, его никто не заставит. Очень мудрые люди его разработали. Видимо и здесь действуют известные всем механизмы. Какие могут быть торги для инвалидных организаций? Ну, подумайте сами. С кем торговаться инвалидам?
Хотел бы напомнить, что предприятия инвалидов - единственные предприятия в государстве с реальной базой для профессиональной,  социокультурной и медицинской реабилитации инвалидов. Требуется одно: принять все меры для их государственной поддержки.  Пора, наконец,  это всем понять. И не смотреть  на них как на коммерческие структуры, как укоренилось мнение сегодня.

Уважаемая Татьяна Алексеевна!
Для Вас, известного и уважаемого экономиста-бюджетника, безусловно, риторически прозвучит  вопрос «Что делать?», если я назову только две  цифры:
- сумма налогов, сборов и платежей, уплаченных системой ВОС в 2007 году,  составила около  1 млрд. руб., а чистая прибыль -  всего 49 млн.
Очевидно, что действующие льготы, ну никак не способствуют развитию наших предприятий. 
Я думаю, в первую очередь, нужно изменить налоговое законодательство. 
На этот счет есть законопроект  96 депутатов 2002 года.   Он до сих пор он  не рассмотрен и имеет отрицательное заключение Правительства.  И это при том, что президент В.В.Путин на встрече с нами  в Кремле в 2003 году сказал, что бюджет государства не должен формироваться за счет организаций инвалидов.
Необходимо также  законодательно изменить соотношение  работающих инвалидов на наших предприятиях с  50% до 30%. Внедрение высокотехнологичного оборудования, сокращение ручного труда,  не позволяют сегодня  выдержать существующее соотношение.
Об изменении законодательства сделала вывод и Счетная палата РФ после проведения аудита  по выполнению ФЦП в 2007 году. Она  дала высокую оценку обществу слепых и проверяемым Ивановской, Курской, Липецкой и Рязанской организациям и  настоятельно рекомендовала решить следующие вопросы:

Введение государственного заказа для предприятий инвалидов.
Дотирование заработной платы инвалидов.
Изменение порядка освидетельствования инвалидов. В  том числе, отмену степени ограничения способности к трудовой деятельности. Даже высший контролирующий орган страны увидел в этом законе все беды инвалидов.  
Как видите, Счетная палата рекомендует то, о чем я сказал выше.                        
С принятием и ратификацией Россией Конвенции о правах инвалидов в любом случае придется приводить  всю  законодательную базу в отношении инвалидов  в соответствие с нормами международного права. 
Подготовку предложений по  изменению законодательства по инвалидам можно поручить созданной Вами, Татьяна Алексеевна,    рабочей группе  под руководством депутата Государственной Думы Ломакина-Румянцева А.В., возможно усилив ее соответствующими специалистами.
Логика подсказывает, что необходимое сегодня совершенствование законодательства невозможно без политической воли руководства страны и мы просили бы Вас быть инициатором встречи президента РФ Д.А. Медведева с руководителями общероссийских организаций инвалидов.

Спасибо за внимание.