Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

           

                                      Организация ВОС крупным планом

 

Среди некоммерческих организаций мы занимаем заметное место

 

     Не секрет, что во многом то, как живётся той или иной региональной организации ВОС,  зависит от умения её руководства выстраивать отношения с местными властями.   В этой связи успешный опыт председателя самарской областной организации ВОС Анатолия Григорьевича Казанцева, мог бы пригодиться многим. Впрочем, слово ему самому:

 

- Я руковожу организацией с 1997-го года. Численность на сегодняшний день 3240 членов. Девять местных организаций. Две городские организации – это Самара порядка 1200 членов ВОС. И Тольятти, это более 600. Остальные организации где-то численность от 130-140 до трехсот членов.

Среди некоммерческих организаций мы занимаем достаточно  заметное место. Мы представлены в Общественной палате Самарской области. Это и комиссия при губернаторе по делам инвалидов. Общественный совет при Самарской губернской Думе. И общественная комиссия при председателе Самарской губернской Думы по работе с ветеранскими организациями и общественными организациями инвалидов. И есть такой тоже орган – Общественное собрание Самарской области, которое ежегодно анализирует состояние исполнения бюджета Самарской области, и участвует в формировании проекта бюджета на следующий год. Мы там тоже представлены. Вот это все – форма нашего взаимодействия. Ну, и кроме того, мы являемся в моем лице членом коллегии Министерства социально-демографической семейной политики. Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области. Все годы, что я работаю, мы получаем прямую финансовую поддержку из бюджета области. Это и гранты. Мы активно стали работать по этому направлению. Ставили себе задачу, чтобы научиться писать проекты и выигрывать их. Сегодня вроде бы у  нас в этом плане движение наметилось неплохое. В прошлый год мы выиграли грант национального благотворительного фонда по обучению незрячих GPS-навигации. В прошлом году нам средства поступили, в этом году мы этот грант реализовали. И уже выиграли грант на 2014-й год по социальной поддержке престарелых, инвалидов и участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы знаем, насколько сложно сегодня этим людям решать вопросы обеспечения техническими средствами реабилитации и  мы решили им помочь в этом деле, чтобы освободить их от этих хлопот.

Улучшилось положение и по сотрудничеству с министерством спорта. То есть значительные средства областного бюджета стали выделяться на развитие инвалидного спорта. Все мероприятия, которые мы планируем по физической культуре и спорту, они сегодня финансируются министерством. Все поездки, которые  осуществляются спортсменами для участия в общероссийских, межрегиональных соревнованиях, расходы покрываются Министерством спорта. Вот буквально через 2 недели будет проходить большая областная спартакиада инвалидов по зрению. В очень хорошем месте, на базе отдыха. Участвует там около 130-ти человек. Если мы раньше получали финансирование в основном только на участие в соревнованиях, то сегодня уже на проведение масштабных областных спортивных мероприятий.

Ещё одна форма очень хорошая у нас есть, в Самарской области, это премии Губернатора для лиц с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день эта премия у нас составляет 20 тысяч рублей. Её вручают в торжественной обстановке на областном мероприятии, посвящённом Дню инвалидов. Ежегодно 18 человек по шести номинациям получает такие премии. Мы выдвигаем своих людей. И 3-4 премии, как правило, каждый год – наши. Я считаю, что это хороший показатель. Уже сегодня таких лауреатов этой премии у нас  больше 50 человек

То есть в целом по области сотрудничество у нас складывается очень и очень неплохо.

– Как обстоит дело с ВОСовскими предприятиями? Удалось ли их сохранить?

Казанцев: - В принципе, в том или ином виде мы сохранили все те предприятия, которые у нас были в доперестроечный период. У нас в Самарской области было 5 предприятий: Самара два предприятия, Сызрань, Чапаевск и Похвистнево. Вот всего пять. Все производственные потенциалы, производственные площадки у нас сохранены.

 

К этому надо добавить, что вдобавок к вышеназванным - сохранённым производственным площадкам, за последние годы возникло новое предприятие - в Тольятти. Причём создано оно было по инициативе самих рабочих…

Впрочем, если у вас, уважаемые слушатели, сложилось слишком радужное  впечатление, что в самарском регионе всё обстоит самым благополучным образом, то, к сожалению должен сказать, что это не совсем так. На самом деле здесь, как и во многих других регионах России, велик процент незрячих людей, которые хотели бы работать и получать достойную заработную плату, но не имеют такой возможности… Да, общественная жизнь незрячего сообщества в самарском регионе достаточно оживлена, но ведь лишь конкурсами и экскурсиями сыт не будешь.  А без активной поддержки непосредственно городских и поселковых властей проблему занятости инвалидов решить сложно.  Поэтому я  спрашиваю у Анатолия Григорьевича, всегда ли он, как председатель, находит понимание у областных и городских  чиновников разного уровня.

- Везде где находятся наши филиалы встречаемся с главой города, но у них у каждого проблемы… Поэтому из городского бюджета предприятиям практически сегодня какую-то реальную помощь получить не удается. Пытаемся как-то влезть в муниципальный заказ. Но реально что-то сегодня получить пока не можем. Единственное, пожалуй,  мы хорошее содействие от властей получили в свое время, когда развивали сеть автоматов по продаже бахил. Решили такой проект провести. Закупили автоматов, Центральное Правление выделило деньги. Получили содействие от всех местных органов власти, чтобы эти автоматы были установлены в учреждениях здравоохранения.

Пытаемся, чтобы муниципалитеты коммунальные услуги нам компенсировали, налоговые платежи, которые сегодня идут в местный бюджет от наших филиалов, от тех людей, которые там работают. Ну, пока здесь положительных существенных сдвигов мы не наблюдаем. Хотя встречи были проведены со всеми руководителями городов, где находятся наши филиалы. Но думаю,  что с учётом тех нововведений, тех писем, которые сегодня Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направило в регионы, мы повернем ситуацию. Готовится постановление правительства на выделение субсидий, по компенсации части дополнительных затрат на трудоустройство инвалидов.

 

Проблема трудоустройства незрячих актуальна даже для благополучной Москвы. Чтобы узнать, как обстоит дело с занятостью инвалидов по зрению в Самаре, я обращаюсь к начальнику отдела специальных программ Центра занятости городского округа Самары  Наталье Евгеньевне Ивановой.

 

- Мы наш отдел не первый год занимаемся трудоустройством инвалидов. То есть заключаем договор с работодателями на определённое количество мест и трудоустраиваем граждан. Например, в прошлом году было создано 20 рабочих мест для инвалиды со зрением и с общими заболеваниями.

На самом деле трудоустроить инвалида несколько проблематично. Сами граждане скептически относятся к трудоустройству. Они требуют к себе особого внимания, особого отношения. Либо какие-то специфические условия работы. Работодатель не всегда может оказать данное внимание и данное отношения. Потому и работодатели не все желают видеть у себя человека с ограниченными возможностями.

– А центр занятости проводит какую-то работу, чтобы мотивировать работодателей брать инвалидов?

- Конечно, мы организовываем различные круглые столы, где рассказываем обо всех программах, которые реализуются. В чем плюсы трудоустройства инвалидов. Организовываем встречи граждан с потенциальными работодателями. Те же ярмарки вакансий, где присутствуют предприятия, которые заведомо знают, что будут принимать граждан с инвалидностью.

 

Мой следующий собеседник - Низовцева Оксана Олеговна  Заместитель министра социальной защиты населения Министерства социальной демографической и семейной политики Самарской области. Я прошу её рассказать, что делаются самарскими властями для улучшения жизни местных инвалидов по зрению.

 

- Мы достаточно тесно сотрудничаем с Всероссийским Обществом Слепых, и с Самарской организацией. В частности, с Казанцевым Анатолием Григорьевичем. Проводим ежегодный туристический слет для инвалидов по зрению, где отбираются команды на всероссийские соревнования.

Работаем по «Доступной среде». То есть у  нас есть комиссия по делам инвалидов при губернаторе. Куда входит  Казанцев Анатолий Григорьевич.

– Программа «Доступная среда», что в нее входит?

- У нас есть отобранные социально-значимые объекты, которые были согласованы со всеми общественными организациями инвалидов, в том числе с ВОС. И ведется работа по возможной адаптации этих объектов для инвалидов различных категорий.

Кроме того, большой блок идет у нас по различным мероприятиям в целях социальной адаптации таких людей. У нас есть служба сопровождения инвалидов по зрению. Есть программа. она складывается из того, что у нас по различным районам, городам области существуют индивидуальные помощники, которые оказывают эту помощь. И отдельно мы разыгрываем госзаказ на территории города Тольятти для организации сопровождения инвалидов, проживающих на территории города Тольятти.

ВОС - одно из самых активных обществ. Потому что, конечно, инициатив много. Анатолий Григорьевич очень открытый к взаимодействию человек. Поэтому, конечно, таких проектов совместных у нас достаточно много.