Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Политика

НА ПЕРЕЛОМЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 Мы встретились с депутатом Государственной думы, вице-президентом ВОС Олегом Николаевичем Смолиным, чтобы поговорить о новых веяниях в отечественном социальном законодательстве.

 

- Какое участие Общество Слепых и другие общества инвалидов принимают в разработке этих законов?

 

- Руководители общественных организаций инвалидов являются в большинстве своем членами президентского совета либо президентской комиссии по делам инвалидов.  Это важные площадки для обсуждения принципиальных вопросов социальной политики государства в отношении инвалидов.

Мы достаточно активно работаем с правительством. В частности предпринимаем конкретные шаги по решению проблемы сохранения рабочих мест и создания новых для наших инвалидов по зрению, добиваемся финансовой поддержки, которая идет через правительство.

Теперь непосредственно о думских делах. Недавно принято решение, поддержанное председателем Государственной Думы Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным, о создании Совета по делам инвалидов при председателе Государственной Думы. Надеюсь, что в достаточно скором времени Совет будет окончательно сформирован. Таким образом лозунг конвенции о правах инвалидов – «ничего для нас без нас» – во многом реализуется. Хотя мы бы хотели, чтобы он реализовался на всех уровнях, а не только на уровне выработки федерального законодательства.

Правда, после ратификации конвенции о правах инвалидов радикального изменения в отечественном законодательстве пока ещё не произошло. Но по прогнозам Министерства труда и социальной защиты законопроект о внесении изменений в законодательство в связи с ратификацией конвенции может появиться в одну из ближайших сессий. То есть сейчас мы находимся на переломе социального законодательства.

Очень серьёзное влияние на положение людей с инвалидностью, как пенсионеров,  окажет пенсионная реформа. Пока в Государственную Думу связанные с ней законопроекты ещё не внесены. Осенью, скорее всего, будем эту тему обсуждать более подробно.

Ещё одна волнующая нас тема – это вступающий в силу с первого сентября 2013 года закон об образовании, он был принят фактически только голосами партии «Единая Россия».

Естественно, люди с инвалидностью, как и все россияне, заинтересованы в том, чтобы в России сохранялось бюджетное бесплатное образование. По этому поводу сейчас в обществе развернулись бурные дискуссии. Конечно, с 1-го сентября всеобщего перехода на платное образование не произойдет, и это хорошо. Но доля коммерческого образования постепенно будет нарастать. Эта тенденция прослеживается достаточно чётко.

В новом законопроекте впервые с 2004 года прописана заработная плата учителя. Записано, что заработная плата школьных педагогов должна быть на уровне средней заработной платы по региону. Это шаг вперед. Потому что по данным Минтруда зарплата в образовании на декабрь 2012-го года составляла порядка 70% от средней заработной платы по стране. Однако сейчас учителя в России в среднем работают на полторы ставки.  25 июля 2012-го года на заседании открытого правительства выступал учитель из Липецка –удостоившийся звания «учитель года», так вот, он рассказал, что у него заработная плата практически уже достигла средней по региону. Но он работает на две ставки. Это значит, рабочая неделя, как минимум 60 часов. Работаешь с утра до ночи, тебе читать некогда, работать над собой. Неминуемо происходит эмоциональное выгорание.

В процессе обсуждения законопроекта нам удалось кое-какие позиции сохранить. Нам удалось отстоять положение, согласно которому инвалиды 1-й и 2-й групп имеют право поступать в высшие учебные заведения вне конкурса по соответствующей квоте. Более того, были приняты наши предложения о том, что данные льготы должны распространяться также и на инвалидов боевых действий, а также инвалидов детства. Также на эти две категории – инвалиды боевых действий и инвалиды с детства – нам удалось распространить обязательное предоставление социальной стипендии на время обучения в профессиональном учебном заведении. Это тоже шаг вперед по сравнению с существовавшим положением вещей.

Но, к сожалению, у нового закона об образовании есть и минусы. Так в законе, который утрачивает силу 1 сентября,  устанавливался ценовой потолок оплаты детских садов. Например, дети из многодетных семей имели существенные льготы по оплате. Сейчас это положение исчезает. Это значит, что вожжи отпущены, и плата за детские сады пойдет вверх. Я надеюсь, что регионы будут тормозить этот процесс.

Постоянно звучат опасения по поводу того, что школьное образование может стать платным. Повторю: базовое школьное образование, как было бесплатным, так и останется таковым. В законе зафиксировано, что школьное образование общедоступно и бесплатно в пределах государственных стандартов. Но Андрей Фурсенко, уходя с должности Министра образования, утвердил стандарт, по которому, если вы захотите дать своему ребенку полноценный набор учебных предметов, вам придется, как минимум, за два предмета платить. С другой стороны, действует закон номер 83 об автономных бюджетных казенных учреждениях, который фактически превращает школу, как и детский сад в коммерческие организации. На практике это проявляется по-разному.

 Снова о ВУЗах. Для детей-сирот сохранить льготы не удалось. Они поступать в высшие учебные заведения вне конкурса больше не будут.

Что касается оплаты студенческих общежитий. В пока еще действующем законе сказано, что плата за общежитие должна составлять не больше 5% от студенческой стипендии. Теперь этого положения в законе не будет, и если вузы начнут брать со студентов полную плату за общежитие, то в Москве она может подскочить до 6000 рублей в месяц и выше. Понятно, что даже если студент получит хорошую стипендию, то всё равно большая её часть, если не вся уйдёт на оплату проживания в общежитии.  

Фракция Компартии Российской Федерации готовится оспаривать в Конституционном суде положения нового закона, которые могут усложнить доступ к образованию для наименее социально защищённых наших сограждан.  

 

- Раньше государство заботилось о том, чтобы закончивший ВУЗ молодой человек получил работу. А сейчас: дали тебе диплом и больше никого не заботит твоя профессиональная судьба.

 

- Безусловно, если бы ВУЗы занимались трудоустройством всех, кто в этом заинтересован, это было бы хорошо. Хотя в рыночной экономике чаще принимаются другие меры. Например, наряду с квотированием рабочих мест для инвалидов в некоторых странах применяется квотирование рабочих мест для молодежи. Каждая фирма обязана выделить определенный процент рабочих мест для молодых специалистов. У нас все законы, которые мы пытались провести на эту тему, пока не прошли.

Что касается распределения в принудительном порядке, то здесь, мне кажется, подход должен быть следующим. Если государство требует от выпускника педагогического, медицинского или  какого-то иного вуза: «Поезжай в деревню, отработай определенное количество лет», - то в таком случае специалисту должен быть гарантирован определённый уровень заработной платы, выданы так называемые подъёмные, обеспечены приемлемые бытовые условия.  

 

- Ещё какие нововведения ожидаются в области социального законодательства?

 

- Принят федеральный закон, который повысил статус жестового языка, и который, в том числе, еще раз прописал обязанность государства обеспечивать детей-инвалидов бесплатной литературой. Предпринимаются попытки закрепить законодательно положение, согласно которому учреждения социальной сферы должны быть более приспособлены  для людей с ограниченными физическими возможностями.

 

- Проблема ещё в том, что куда-то инвалидов просто не пускают!

 

- Да, это отдельная тема. Многие наверняка помнят безобразные скандалы в аэропортах, когда инвалидов под разными предлогами не допускали в самолёты… Был ещё случай с музеем… К сожалению, такие инциденты периодически в нашей стране ещё случаются. На мой взгляд,  это говорит о крайне низком культурном уровне представителей определённой категории людей. Тут некоторое время все Интернет-сообщество бурно обсуждало пост Божены Рынски, которая заявила, что инвалиды ей не дают нормально жить. Она, видите ли, творчеством занимается, а где-то недалеко от её дома находится озвученный светофор, и этот светофор, мол, своими звуковыми сигналами ей мешает. «Если мы вам что-то даем, то считайте, что это мы вам делаем благодеяние, не думайте, что это вам положено» - написала эта дама. Мне пришлось откомментировать на съезде молодых инвалидов Москвы этот пост. Я сказал так: «Почти всякая инвалидность поддается реабилитации, но только не духовная ущербность».

Пошли дальше. Принято решение об увеличении штрафов за парковку автомобилей на специальных местах, предназначенных для инвалидов.

Если говорить о финансировании организаций инвалидов, то в первой версии бюджета 2013-го года, которая была внесена в Государственную Думу и принята в первом чтении, предлагалось сократить средства на финансирование реабилитационных центров для инвалидов на 100 миллионов рублей. В результате нашей работы с профильным комитетом, - спасибо коллегам, которые нас поддержали, - мы смогли отстоять эти средства, и даже немножко проиндексировали все наши центры – примерно в пределах 5-7%. Расходы на выпуск литературы для слепых тоже удалось проиндексировать на 10%. Причем в первоначальном проекте бюджета на 2013-й год не предполагалось на это выделять средства. Но после нашего похода к Татьяне Геннадьевне Нестеренко, первому заместителю министра финансов Российской Федерации, - спасибо ей большое, за то, что она нас поддерживает, - мы добились индексации. Правда, считаю, что можно было и больше «забить» в бюджет на эти цели.

И мы уже передали Михаилу Сеславинскому специальное письмо по продолжению индексации финансирования в 14-ом году. Ну, посмотрим, как пойдут эти позиции.

 

Михаил Вадимович Сеславинский – руководитель Агентства «Роспечать».

 

- Очень серьезная проблема по поводу поддержки предприятий инвалидов. В последний момент удалось-таки вбить в федеральный бюджет 332 с половиной миллиона рублей. Но это не только для Общества Слепых, это для всех общественных организаций инвалидов. Это не полная, но существенная компенсация тех потерь, которые у наших предприятий связаны с увеличением отчислений в пенсионный и другие внебюджетные фонды.

- Наблюдается ли сближение депутатских фракций в совершенствовании законодательства социального?

- По проблемам инвалидов голосования периодически совпадают. Все фракции голосовали за ратификацию конвенции о правах инвалидов. Все фракции голосовали за закон, который повысил статус жестового языка и еще раз подтвердил право инвалидов по зрению получать информацию. В том числе издание учебной литературы для наших людей за счет бюджетов. Но по каким-то ключевым позициям точки зрения фракций по-прежнему расходятся. Напомню, бюджет 2013 года – бюджет, в котором опять предполагается значительную часть денег из нашей экономики изъять, загнать их в Американские ценные бумаги под 1-2%, а чужие деньги заимствовать под 7-8%. А ведь бюджет – это ключевое выражение не только экономической, но и социальной политики. За бюджет голосовала только фракция «Единая Россия». За закон об образовании, который предусматривает значительное свертывание системы бюджетного или бесплатного образования, как я уже говорил, тоже голосовала только фракция «Единая Россия».

- Какие настроения, какие устремления вы отмечаете в среде инвалидов трудоспособного возраста? Раньше считалось, что инвалиды – очень трудолюбивые, добросовестные люди, которые мечтают только, чтобы была у них работа, чтобы они могли чувствовать себя востребованными. Теперь якобы наблюдается тенденция: желающих работать становится все меньше.

- Действительно желающих работать среди людей с инвалидностью становится все меньше. Все меньше становится желающих работать на традиционных для нас рабочих местах с ручным трудом. По двум основным причинам. Причина первая – уровень заработной платы резко упал. Я очень хорошо помню, что мои товарищи, работавшие на предприятиях Всероссийского общества слепых в Советское время, рублей 150-то получали – это три прожиточных минимума. Сейчас люди с инвалидностью получают, дай Бог, полтора прожиточных минимума, а во многих случаях заработная плата едва-едва достигает одного прожиточного минимума, или даже просто минимальной заработной платы. За такие деньги люди работать не хотят. А за другие не позволяет экономика. И без того очень многие наши предприятия убыточные и сводят концы с концами за счет аренды. Есть и вторая причина. В Советское время для многих работа была средством общения. Сейчас ситуация поменялась. Появились новые формы занятий. Современная продвинутая молодежь общается больше в Интернете, по скайпу. Появились другие формы интересного проведения рабочего времени, связанные с современными информационными технологиями. Отчасти с этим связана и другая тенденция, серьезная, тревожная – у нас при общем спаде рабочих мест, сокращается доля инвалидов по зрению на наших предприятиях. Особенно тотально слепых. Это проблемы, которые подлежат серьезному осмыслению и поиску того, как их решать.

- Может быть, развитие интеллектуального труда…

- Я всегда говорю, что людям с инвалидностью по зрению нужно стремиться к получению образования. Это не гарантирует трудоустройство, но это все-таки расширяет возможности. Надо искать другие формы трудоустройства.

- Что можно сказать о роли объединения инвалидов в развитии общественного движения инвалидов? И в частности инвалидов по зрению.

- Социологические исследования показывают, что люди с инвалидностью доверяют общественным организациям или объединениям больше, чем государственным органам. Психология, что свои должны представлять интересы своих, она живет, и эта психология правильная. С другой стороны, в последнее время происходит некоторая фрагментаризация общественных организаций инвалидов. Наряду с наиболее крупными и всеми известными объединениями, то есть ВОС, ВОГ, ВОИ, «Чернобыльцы», «Афганцы», появляются организации региональные, организации специализированные, которые акцентируют внимание либо на культурных вопросах, либо на интересах студентов, либо на интересах интеллигенции и так далее. По всем категориям существует уже не одна какая-то организация, а их множество. И мне кажется, в этой ситуации очень важная позиция заключается в том, чтобы обеспечить единство действий, взаимную поддержку между различными организациями. Традиционные наши организации, типа Всероссийского общества слепых, должны, на мой взгляд, выступать как лидеры всех организаций, которые объединяют инвалидов соответствующей категории.

- Мне кажется, те, кто представляет вот эти небольшие объединения, они на практике, наверное, видят, что они не много могут. А Общество слепых или Общество глухих вхожи и в правительство, и в администрацию президента.

- Да, мы об этом уже говорили, это понятно. С другой стороны, в небольших объединениях нередко оказываются активисты, которые умеют работать с грантами, имеют какой-то опыт организации общественной работы. Почему я и говорю, что, мне кажется, заинтересованность должна быть взаимной. Не конкурировать, а взаимодействовать, в чем-то дополнять друг друга, при понятном лидерстве наиболее крупных организаций.