12 февраля 2020
Комфортность общественного транспорта является актуальнейшей темой для всего мирового сообщества. В разных странах и городах её решают по-своему. В г. Красноярске отмечаются позитивные изменения в части комфортности общественного транспорта, чему способствовала XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года. Решается проблема не только комфортности самого транспорта, но и удобства при расчёте за проезд, в том числе и льготных категорий граждан Красноярска. В последнее время проводится большая работа по оказанию качественных транспортных услуг пассажирам с инвалидностью и маломобильным категориям красноярцев и гостям города.
В адрес Красноярской региональной организации Всероссийского общества слепых поступили обращения от Красноярских пассажирских автотранспортных предприятий №5 и №7 с просьбой провести обследование информационных табличек шрифта Брайля, а также доступности оборудования салонов автобусов для инвалидов различных нозологий (с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата). Председатель Красноярской РО ВОС В. И. Прудкова и специалист по доступной среде С. Волкова провели выездную проверку.
В результате обследования установлено: снаружи автобуса присутствует информационное обозначение, салоны оборудованы откидными платформами (подъёмными устойствами/рампами), проверена их функциональность, инвалиды по слуху получают информацию об остановках транспорта зрительно, инвалиды по зрению получают аналогичную звуковую информацию. Выделены и обозначены места для инвалидов, присутствует сигнальное устройство с требованием остановки контрастной окраски. Ступени автобуса и поручни отмечены жёлтым цветом, двери – перилами, для инвалидов, передвигающихся на колясках, имеется кнопка вызова, для посадки незрячих пассажиров, его связи с водителем, Департаментом города Красноярска разработана и функционирует система «Мобильный помощник», персонал автобуса оказывает ситуационную помощь инвалидам всех нозологий. В автобусе размещена необходимая информация, выполненная плоскопечатным шрифтом. Информационные таблички со шрифтом Брайля содержат информацию о номере маршрута и контактными телефонами перевозчика, сами таблички размещены на высоте от пола 60 см. По стандарту, данная информация размещается на высоте 0,90-1,20 м. Такая форма информирования пассажиров с нарушением зрения не эффективна. В ходе проверки были выявлены следующие недочёты:
-конструкция автобусов не позволяет поместить таблички с использованием шрифта Брайля на нужной высоте;
-в случае изменения маршрута данная информация дезинформирует незрячих пассажиров;
-нет единого стандарта о размере самого шрифта Брайля, интервалах между символами, материале, из которого изготовлен информационный носитель, например, табличка. Данные параметры для людей с инвалидностью по зрению должны быть едины.
-найти тактильную информационную табличку очень сложно, особенно в переполненном автобусе.
Очевидно, что воспроизведение данным шрифтом всех информационных табличек, доступных обычному пассажиру невозможно, так как её достаточно много по всему салону транспортного средства (правила перевозки пассажиров и багажа, схема маршрута с указанием остановочных пунктов, информационные таблички с указанием наименования перевозчика, входа и выхода, запасного выхода, места для пассажиров с детьми и инвалидов и т. д.). Для простого дублирования шрифтом Брайля и размещения всей этой информации в салоне автобуса просто нет места.
Наиболее эффективной формой оповещения инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения является звуковое оповещение, которое можно записать на информаторе. Помимо этого, можно проводить инструктаж с персоналом по оказанию ситуационной помощи инвалидам разных нозологий и МГН. На автотранспортных предприятиях города и края Управлением государственного автонадзора проводятся проверки, в результате которых за неисполнения требований законодательства выписываются предписания и штрафы, всё это проводится при отсутствии правил, регламентирующих требования к оборудованию салонов автобусов эффективными и рациональными средствами доступности. Для разработки методических рекомендаций и регламента Красноярская региональная организация ВОС выдвинула предложения Министерству транспорта Красноярского края создать рабочую комиссию, в которую необходимо включить представителей межрегионального Управления государственного автодорожного надзора, представителей перевозчиков и Красноярской региональной организации ВОС. Данная комиссия должна выработать методические рекомендации, регламенты и единые требования к оснащению общественного транспорта эффективными средствами доступности, а также учесть необходимость размещения текстовой и графической информации, выполненной с применением рельефно-точечного шрифта Брайля для слабовидящих и слепых пассажиров.
Как отметила председатель Красноярской РО ВОС В. И. Прудкова, общество слепых будет активно содействовать в разработке методических рекомендаций к обеспечению оказания качественных услуг на общественном транспорте.
МедиаВОС
(по информации АУ Красноярской РО ВОС)