Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ЛИЧНОСТЬ

ПУТЬ К СЕБЕ СКВОЗЬ ВОЙНУ И МИР

Окончание. Начало в № 5.

Мой собеседник — инвалид ВОВ I группы Владимир Прохорович Акишин. Он ушёл на фронт в девятнадцать лет. Прошёл путь от Ростова до Праги. У него пять боевых орденов, три медали и шесть ранений. В одном из боёв он потерял зрение, но продолжал командовать полком. На войне показал себя профессиональным, смелым, талантливым офицером.  Но и мирная жизнь стала для него своеобразным полем боя.

Мир с запахом смерти

— Владимир Прохорович, на войне вы боролись с фашистами, а в мирной жизни стали бороться с человеческими пороками — правонарушениями, алкоголизмом, наркоманией. Расскажите, как это произошло?

—  Когда  началось сокращение армии, я перешёл на службу в  органы внутренних дел. Уволился из МВД в 1961 году. Министр не хотел меня отпускать. Я был начальником штаба отдела внутренних и конвойных войск Таджикской республики. Уровень бригады, дивизии. Мне было уже трудно.  На фронте я переболел желтухой. И с тех пор плохо себя чувствовал. Поэтому,  дослужив до срока, подал рапорт. В звании полковника уволили с правом ношения военной формы.  Во время работы в МВД заочно окончил филологический факультет Душанбинского педагогического  института. После прекращения службы занялся журналистикой. Писал рассказы. Выпустил сборник. Был одним из сценаристов известного фильма «Операция «Кобра» режиссёра Васильева.

—  Но судя по биографии, вас всё-таки позвала к себе педагогика?

— Это было связано с квартирным  вопросом. Из Таджикистана  я переехал в Луганск, оттуда в Подмосковье, затем в Москву. Всё это путём обмена квартир.  В столице  отправился в ЖЭК по месту жительства, чтобы встать на партийный учёт. Посмотрев мой педагогический диплом, мне предложили должность педагога-организатора по работе с детьми. Согласился. Создал хорошую футбольную команду. Но потом понял, что этот участок работы запущен. Чтобы лучше изучить ситуацию, пошёл в школу преподавать начальную военную подготовку. Затем меня пригласили в РОНО инспектором по делам несовершеннолетних. Написал методичку. У нас правонарушения уменьшились, пьянство — тоже. Мои спортивные команды занимали первые места. Когда об этом узнали в Главном управлении профтехобразования Москвы, предложили должность старшего методиста по профилактике правонарушений.

 Начал с  профтехучилища завода имени Ленинского Комсомола. Месяц ходил туда как дублёр заместителя по воспитательной работе. Всё изучил. Потом подготовил рекомендации, как всё это дело организовать. Начальник главка предложил  проверить их на училищах Люблинского района.  А получив результат, распространили на всю Москву, а потом и  на  страну.

— В чём эффективность этой методики? Каков её механизм?      

— Раньше считали, что борьба с правонарушениями — это организация досуга детей. Мол, кружки, секции отвлекут от правонарушений. Это ошибка. Мотивация закладывается в ходе учебного процесса. Поэтому первое условие успешной профилактики — это строгая учебная дисциплина. Надо приучить ребёнка делать то, что он должен делать. Сформировать стойкий стереотип поведения. Второе условие — это правовое воспитание.  Нужно разъяснить  учащимся  содержание всех 15-и статей Уголовного кодекса, по которым привлекаются подростки, убедить в том, что нарушать закон опасно. Этим просвещением у нас  занимались не дяди и тёти из прокуратуры, а мастера производственного обучения.  Они  рассказывали, что такое кража, какая мера наказания существует, приводили примеры из подростковой жизни.  Даже отнимая у малыша шарик или другую понравившуюся тебе вещь, ты совершаешь преступление. Раз  или два в месяц мастера  вбивали ребятам это в голову.  Срабатывало безотказно.  Затем шло антиалкогольное воспитание. Работа с родителями, ну и, конечно, занятость.  У нас была также   методичка о взаимодействии с правоохранительными органами.

— То есть ваш аналитический ум, ваша активная гражданская позиция, а также опыт профессионального военного не позволили вам быть просто статичным организатором при ЖЭКе, а вывели на уровень общественно важной работы. И мой следующий   вопрос касается  вашей нынешней деятельности по борьбе с наркоманией, которая стала для вас смыслом  жизни. Что конкретно удалось сделать?

—  Пообщавшись в молодёжной среде, я понял,  насколько опасна ситуация в этой сфере. Связался со специалистами.  Но только в 1967 году в нашей стране был опубликован документ, в котором впервые разрешили  на титульном листе  употребить слово наркомания. Назывался он «Методические рекомендации по борьбе с алкоголизмом и наркоманией в профтехучилищах». Я был соавтором. Авторы — четыре сотрудника Научно-исследовательского института наркологии.  Но, к сожалению, по-настоящему развернуть эту борьбу тогда не удалось.  К субъективным причинам прибавились и объективные — перестройка, ликвидация структур, заинтересованных в этом направлении  работы. Проблема всплыла позже. В. Путин на одном из совещаний в начале нулевых годов неслучайно  сказал о необходимости воспитания у молодёжи психологического иммунитета к наркотикам. Вспоминается интервью певицы Алсу в газете «Аргументы и факты» примерно 2006 года. Когда её спросили, как она относится к наркотикам, артистка ответила: «Я их боюсь. Три моих товарища погибли от них, а трое стали лежачими инвалидами». Боязнь  как основа психологического иммунитета — вот фундамент тех  методических материалов,  которые  тогда разработала инициативная группа из бывших сотрудников института  развития образования Москвы и педагогов. На основании наших материалов был подготовлен  Указ Президента Российской Федерации N 690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». Его тогда  подписывал Д. Медведев. Если выполнить пункт 25 этого Указа, в котором говорится о  формировании психологического иммунитета к наркотикам у детей школьного возраста, их родителей и учителей, то наркомания пойдёт на спад. Но Министерство образования проигнорировало этот пункт.

— Почему?

— В Министерстве образования есть группа, которая придерживается  западной точки зрения. ВОЗ считает, что главное — пропагандировать здоровый образ жизни, поменьше говорить о наркотиках, чтобы молодёжь  о них не знала и  не вспоминала. Но, как показывает практика, это детей не спасает. Мы убеждены, эту беду  можно преодолеть только первичной профилактикой. Пытаемся это внедрить. Во многих городах нам помогают общественники. В противовес «Группе смерти», которая подталкивает подростков к самоубийству, у нас действует волонтёрская антинаркотическая группа жизни  «МЫ ЕСТЬ!» (https://vk.com/mbl_ectb),  которой руководит педагог Вера Владимировна Гайдук. Она создала её  в память о своей  дочери, погибшей от роковой случайности в 2009 году. Аня не употребляла наркотики,   старалась  уговорить знакомых последовать её примеру. Радовалась,  когда это удавалось. Её антинаркотический плакат занял первое место в округе и призовое в Москве.  Но однажды знакомый  предложил покурить красивую трубку, сказав, что это просто ароматизированный табак. Одна затяжка — и галлюцинации. А дальше  — открытое окно  на лестнице 10-го этажа. Мы стараемся всеми силами спасти нашу красивую и талантливую молодёжь. Потому и ведём эту работу. Когда позволяет здоровье,  я читаю лекции в школах о современной угрозе  национальной безопасности со стороны этого невидимого врага. Ребята слушают внимательно, задают вопросы. У нас разработаны тезисы «Одиннадцать опасностей наркомании».

— О чём там идёт речь?

— В тезисах перечислены основные факторы риска. Данные основаны на статистике. Первая опасность — зависимость. Наркотик атакует мозг и начинает собой  подменять те вещества, которые формируют наше настроение и поступки, то есть он начинает управлять нашим поведением. Вторая опасность — ломка. Мы рассказываем, как это происходит, как люди мучаются.  Третья — передозировка наркотиков. 100 тысяч человек  в нашей стране ежегодно погибает от передозировки. А на Филиппинах по этой причине мужчин старше 40 лет почти нет. Четвертая — уголовные преступления.  130 тысяч молодых наркоманов в нашей стране находятся в тюрьмах. Пятая — заражение СПИДом. Все заболевшие им в прошлом году  — наркоманы. Шестая —  здоровье. Иммунитет у наркоманов очень низок: они погибают даже от простуды.  Седьмая опасность — социальные проблемы.   Прежде всего, это безработица. Сейчас внедряются тесты на наркотики при приёме на работу. Восьмая — распад семьи. Жёны уходят. Матери седеют. Девятая — криминал. Главные распространители наркотиков — наркозависимые люди, которые попадают в сети нарушителей закона.  Десятая — аптечная наркомания. Есть  такое лекарство «дезоморфин», по действию сходен с героином. Выписывают по рецепту как сильный анальгетик. Но компоненты продаются свободно. Этим пользуются начинающие наркоманы.  Недавно от дезоморфина умер парень из нашего дома. Одиннадцатая — курительные смеси. Свежий пример. Человек  накурился  спайсов. Пришёл домой, у него начались галлюцинации. Будто он в раю. Ангел посоветовал ему убить детей и жену. Он перерезал кухонным ножом горло обоих детей. Жену ударил ножом. Его скрутили. Он ничего не понимает и не помнит.  Говорит, что находился  в раю.

— Вы обращались в Министерство образования с этими тезисами?

—  Наше письмо к Министру не дошло. Его перенаправили в  Департамент государственной политики по охране здоровья детей. Мы получили ответ от заместителя руководителя Департамента. Это общие рассуждения  о существующих стандартах воспитания личности. И « мелким шрифтом» совет: можете свою методику внедрять  в учебных заведениях. Но каждый директор говорит: пусть нам «сверху» прикажут это делать. Боятся  самостоятельно принимать решение. Но не везде, конечно.  В соседней школе нет наркоманов, потому что  там действует наша методика.  Когда там появился мальчик из Киргизии, который бесплатно предлагал ребятам наркотики, они сами же его побили. Нужно, чтоб методика  внедрялась не в одной школе, а по всей стране. Если этого не произойдёт, мы прекращаем свою деятельность. Сейчас  будем обращаться к В. Путину как к последней надежде.

—  То, что вы рассказали о своей работе, вызывает к вам огромнейшее уважение. Но с учётом чиновничьего консерватизма, вам, для того чтобы добиться результата, приходится, как на войне, пробивать стены. Для этого нужны силы, терпение, смелость. Что за моторчик у вас внутри, который заставляет вас, инвалида I группы с очень плохим зрением, к тому же  преклонного возраста,  заниматься на общественных началах сложными государственными вопросами?

— Сейчас покажу. — Достаёт маленькую пластмассовую коробочку с лежащим в ней овальным кусочком металла  на хлопчатобумажной нитке. — Это биомаятник.  В Орле в «Медтехнике» покупал приборы. Они прислали мне его в качестве подарка. Он помогает тестировать продукты и лекарства, которые  подходят моему организму. А это  здоровое питание и правильное лечение, что, в общем, прибавляет физических сил.

Что касается духовных, то это, конечно, добрые, богоугодные дела,  которыми занимаюсь постоянно. К ним отношу и борьбу с наркоманией.

Вы сказали, что  если ваша инициатива не встретит понимания, то прекратите свою деятельность.  И что вместо?

— Без дела сидеть не  буду. У меня лежит начатый сценарий художественного фильма — детектива о шпионах, которые пытаются узнать секреты одной из наших ракет. Я  в своё время был консультантом у Семена Кузьмича Цвигуна, первого заместителя председателя КГБ, так что ситуацию знаю.

— Что бы вы посоветовали нашим читателям, которые имеют проблемы со зрением, но  порой по этой причине не находят себе применения в нашей непростой социальной среде?

— Не падать духом. Не уходить с дороги жизни. Не плакаться, что вам все и всё должны. Самим делать добрые дела. Именно они наполняют душу силой, оптимизмом, позволяют вытянуть из себя то хорошее, что в нас есть, почувствовать свою полезность. А это лучшее лекарство. Желающие могут подключиться к нашей инициативной группе.

Когда я перечитала своё интервью с Владимиром  Акишиным, то поняла, что в нём не хватает ещё одной, немного философской, немного романтичной фразы: всё, что с нами происходит в жизни, все дороги, которые проходим,  это путь к самому себе.  К сожалению,  так уж мы устроены, что понимаем это не сразу.  Но главное здесь —  в  момент истины  устоять на ногах и не слишком  разочароваться. В себе, конечно.

 Беседовала Валентина Кириллова