Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Доступная среда

Шереметьевская Одиссея

Ирина Зарубина и Алексей Упшинский

В ноябре две тысячи пятнадцатого года, накануне Международного дня слепых, главный редактор журнала «Диалог» Ирина Зарубина и  заместитель главного редактора Алексей Упшинский предприняли экспериментальную поездку. Суть этой поездки заключалась в том, чтобы изучить работу служб сопровождения маломобильных граждан. А маршрут пролегал от станции метро Таганская до Шереметьево, и далее – по самой территории аэропорта. Непосредственно в пути мы записали ряд интервью. Так что эти материалы можно без натяжки назвать «Полевыми» записями.

О результатах эксперимента мы и расскажем нашим читателям.
Итак, первая часть маршрута – метро: от станции Таганская, до станции Белорусская, кольцевой линии метрополитена. Далее – наземная часть пути, пролегающая  через площадь Тверской Заставы, до здания Белорусского вокзала, где и расположен терминал Аэроэкспресс Шереметьево.

Работников службы мобильности пассажиров метрополитена мы вызвали по телефону заранее, так что двое сотрудников в униформе уже ждали нас у входа в подземку

- Инспектор центра мобильности пассажиров, меня зовут Игорь.

- Давно Вы работаете в Центре?

- С февраля.

- А Вас специально обучали тому, как правильно помогать инвалидам по зрению?

- Да, обучение проводится  в центре и постоянно проходят инструктажи.

В сопровождении двух инструкторов входим в метро. Ирину Зарубину сопровождает Игорь. Проходим вестибюль.

- Вам через рамки металлоискателя можно проходить?

- Можно, конечно. А что, бывают случаи, когда нельзя?

- Да, бывает. Если кардиостимуляторы, стоят у человека, то тогда он проходит мимо.

 - И вы спрашиваете, можно ли проходить.

- Да. Обязательно. Так, сейчас мы прикладываем карточку. Давайте, я Вам помогу. Жёлтенькая, вот, всё, проходите вперёд.

Мы прошли через турникет.

- Так, сейчас будет эскалатор. Шагаем. Я встану немного впереди.

 - Мы сейчас вышли из поезда, и переходим на Аэроэкспресс, да?

- Ну да, мы сейчас выйдем в город, и до Белорусского вокзала надо будет метров сто пятьдесят пройти. И войдём в Аэроэкспресс. Сейчас дверь будет. Так, прошли.
Однажды был случай. Заказали сопровождение. Трое человек незрячих было – двое парней, и одна девушка. Так, сейчас небольшая ступенька вниз? Вот, и немножко левее, прямо.

Они приехали из Калининграда, а ехали в Казань. Мы их встретили, и сопровождали на Казанский вокзал. Оказалось, что они с соревнований ехали по теннису для незрячих, заняли два первых места и одно второе.

- Когда человека сопровождаете, всё-таки не просто идёте молча, а вступаете с ними в контакт?

- Ну да, ну так же проще. Сейчас будут ступеньки наверх.

 Мы подходим к зданию "Аэроэкспресса".

 - И какие ваши действия дальше будут?

- Если Вы, например, созванивались с работниками "Аэроэкспресса", и они Вас встречают, то мы провожаем до Аэроэкспресса, и, соответственно, сдаём работникам. Если, например, у Вас не было заказа на сопровождение, то Вы приобретаете билет, и мы Вас уже сажаем в вагон.

- Вы сажаете тогда?

- Да. Так, нам направо.

 Мы идём по направляющим, проложенным на полу зала.

 - Вот здесь к кассам вход через кафешку.

- А направляющие закончились перед кафе?

- Да, направляющие закончились, а кассы – это ещё вперёд.

- Через кафе проходим к кассам?

- Да.

- И здесь уже никаких направляющих нет?

- Здесь нет.

Подробнее о работе службы мобильности пассажиров метрополитена рассказал напарник Игоря.

- Старший инспектор, Лучезар. Мы имеем право сопровождать вплоть до терминала, посадки аэропорта.

-  Это сопровождение тоже осуществляет  служба метро?

- Да, служба метро. У нас есть разрешение, мы можем проехать вместе с вами в Аэроэкспрессе. Так же мы можем встретить инвалида в аэропорту, в зале , где встречают пассажиров по прибытии в аэропорт.

- Эту услугу также заказывает маломобильный гражданин?

- Да, заказываете по нашему телефону, и просто предупреждаете операторов, во время звонка, о том, что Вы хотели бы воспользоваться сопровождением до аэропорта, либо встречей непосредственно в аэропорту.

- А, вот, смысл этой услуги, если эту же помощь оказывает "Аэроэкспресс"?

- Просто некоторым инвалидам по зрению удобнее, чтобы их на протяжении всего маршрута сопровождал один человек, к которому они привыкают, а не менять сопровождающих. И поэтому мы расширили немножко зону нашего влияния для того, чтобы Вам было комфортнее с одним человеком. Он Вас встречает, Вы к нему постепенно привыкаете, и не надо менять сопровождающего.

- Есть инвалиды по зрению, которым проблемно проехать одним в Аэроэкспрессе. Вот на этот случай, наверное, тоже услуга метрополитена полезна.

- Ну конечно, конечно. То есть случаев много, , и мы расширили перечень оказываемых услуг. Постоянно развиваемся.

- Ваш единственный недостаток – ограниченное время работы.

- Да, мы знаем, что инвалидам не достаточно отведенное время с восьми, до восьми. Особенно, если заявка в аэропорт – тоже нашим сотрудникам же нужно ещё доехать. Поэтому там, если встречать, то ранние, наверное, около девяти часов будут встречи. Да, это большой минус.

За последние полгода очень многие о нашей службе узнали, и поэтому очень много заявок стало поступать.

- К вам очень тяжело стало прозвониться.

- Ну, опять же, мы думаем, как это исправить, как расширить наш штат, чтобы помогать всем желающим.

Игорь и Лучезар сопровождали нас до самого терминала, где в зале оформления проездных документов нас встретил уже местный служащий. Инвалиды на Аэроэкспрессе ездят бесплатно, если не отказались от социального пакета. О том, как здесь помогают маломобильным пассажирам, и рассказал нам сотрудник "Аэроэкспресса".

- Необходимо иметь при себе документ удостоверяющий личность, документ подтверждающий льготу, и справка СНИЛС, где указано, что Вы не отказались от льготы. Ну, в принципе этих документов достаточно.

- Если инвалид не воспользовался помощью сотрудников метро, а самостоятельно добрался до "Аэроэкспресса", какие должны быть его действия?

- Сотрудник "Аэроэкспресса" или сам его увидит и подойдет к нему, либо ему помогут, подойти к стойке информации, и там вас встретит старший смены. То есть специалист терминала, поможет приобрести билет, и проводит в экспресс. Далее он передаёт информацию в Шереметьево, для того, чтобы в терминале вылета вас встретили непосредственно уже у поезда, и провели на регистрацию в терминал.

- А если я еду из аэропорта на Аэроэкспрессе, то меня так же сотрудник "Аэроэкспресса" встречает уже у вагона?

-  Всё правильно. Вас службы аэропорта приведут в терминал "Аэроэкспресса", там вам помогут приобрести билет, и посадят в поезд. А здесь я уже вас встречу и помогу выйти из здания "Аэроэкспресса" или связаться со службой метро для того, чтобы уже вас встретили, и до места доставили.

- То есть, по крайней мере, Сотрудник "Аэроэкспресса" до метро меня проводит?

-  Конечно. До метро в любом случае проводят, либо помогут, дойти до такси. То есть кому что надо.

- Если заказано такси, то вы поможете мне его найти?

- Конечно. Мы вас до машины доводим, поможем сесть, и дальше уже сами. Можно и подойти, можно позвонить заранее по телефону горячей линии. Делаете заявку, вас так же встретят уже в назначенное время, в назначенный день, и помогут всё то, что, о чем сейчас говорил, сделают.

- А встречать где будут?

- Здесь, у входа в терминал.

- Могут меня встретить у машины, или я обязательно должна подойти к входу?

- Конечно, всё индивидуально решается. Да, обычно мы встречаем здесь, но если необходимо, я выйду, и так же вас встречу уже у машины. В метро я, конечно, не могу пойти. А так, у машины встречу, не вопрос.

Сотрудник "Аэроэкспресса" помог Ирине Николаевне сесть в вагон. Для людей с ограниченными возможностями здоровья в поезде предусмотрены отдельные места. Проход между посадочными местами здесь расширен, есть держатели для инвалидных колясок. Все службы сопровождения постоянно держат друг с другом связь. У дверей поезда в Шереметьево нас уже встречали работники аэропорта, в том числе и пресс-секретарь службы "Аэроэкспресс" Шереметьево -  Екатерина Бони.

- Прежде всего нами оказывается  помощь маломобильным пассажирам при путешествии в аэропорт, и из аэропорта. Как это происходит обычно: так как Аэроэкспресс – это, так сказать, немаловажный объект транспортной инфраструктуры города, мы всегда держим тесную связь с московским метро, с Мосгортрансом, с аэропортами, да. И как только к нам поступает запрос от пассажира, о том, что он будет совершать поездку, мы сразу связываемся со службами аэропорта, узнаём рейс, на котором едет пассажир, доводим его до выхода из терминала "Аэроэкспресс", после чего передаём службам аэропорта. Помимо того, что есть непосредственная услуга «Персональный помощник», у нас есть специальные вагоны для маломобильных пассажиров, которые оборудованы широкими дверными проёмами, широкими коридорами, специальными туалетными комплексами, которые так же адаптированы под людей на инвалидных креслах, и так далее. Более того, существует пандус, который помогает преодолеть препятствие между вагоном и платформой. То есть всё это направлено на то, чтобы создать правильную безбарьерную среду на объектах транспортной инфраструктуры. Я считаю, что это настолько важный, настолько ключевой аспект, который должна учитывать каждая транспортная компания. И в аэропорту Шереметьево все эти аспекты учтены, так как это один из крупнейших аэропортов страны, принимающий ежегодно невероятное количество пассажиров, среди них, естественно, есть и маломобильные граждане, которых надо обеспечить максимальным комфортом во время путешествия. Поэтому при работе с аэропортами мы это всегда учитываем, работаем с ними постоянно. Ну а самое главное – это создать те условия, после которых маломобильному пассажиру будет не страшно совершить путешествие.

Конечно безбарьерная среда должна учитывать не только людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и, естественно, с нарушением зрения. Наш терминал, в том числе, оборудован тактильной плиткой, чтобы все пассажиры слабовидящие могли с комфортом путешествовать. При строительстве наших терминалов, которые мы сейчас делаем, например, на Павелецком вокзале, в том числе он будет оборудован лифтом для специального выхода  на платформу, прям к поезду. Оборудован тактильной плиткой, оборудован пандусами удобными, которые будут так же комфортны для пассажиров. Существуют, например, специальные кассы, адаптированные для людей с нарушениями слуха. Всё это, конечно же, мы делаем специально для наших пассажиров.

Говоря про слабовидящих пассажиров я хочу заметить то, что у нас существует версия сайта для слабовидящих, которая имеет контрастную оцифровку, и люди со слабым зрением могут прекрасно совершить покупку на нашем сайте, так же приобрести билет, и совершить поездку. То есть это комплекс мер, направленный на то, чтобы создать безбарьерную среду, чтобы всем было комфортно и удобно. Потому, что забота о пассажирах – это первоочередная задача для компании.

По территории аэропорта Ирину Николаевну сопровождал сотрудник службы сопровождения Шереметьево Николай.

Сотрудник аэропорта помогает инвалидам донести багаж, пройти контроль без очереди. По зданию терминала всех незрячих, как и других маломобильных пассажиров, возят на электромобилях. Все эти услуги предоставляются людям с инвалидностью бесплатно.

- Подошли к рамочке досмотра. Сейчас я возьму у вас сумочки. Телефон и диктофон, пожалуйста, положите, в сумочку. Сейчас я кладу всё на ленту.

- Трость тоже надо положить на ленту.

О своей работе, и о себе нам рассказал Николай – сотрудник службы сопровождения Шереметьево.

- Мы со стройки здесь работаем.

- С самого-самого начала?

- Да, с самого-самого начала.

- А почему пошли работать в службу сопровождения?

- В две тысячи восьмом году получил тяжелейшую травму. Учился заново ходить, год восстанавливался, тяжелее ручки и стакана, как говорят у нас, не поднимал. И в две тысячи девятом году ребята позвали сюда. А так мы оба – профессиональные водители. Мой напарник с семьдесят третьего года, наверное, да, а я с семьдесят пятого.

- Может быть, поэтому вы и лучше инвалидов понимаете?

- Вы знаете, я порядка восьми лет на скорой помощи отработал, и жена у меня медик, поэтому мне всё это близко, и понятно. Я с любовью отношусь к своей работе, и пассажирам.

- А вот не тяжело? Каждый день инвалиды, инвалиды, инвалиды, дети, взрослые.

- Нет. Нет, нет, нет, абсолютно. Я об этом не задумываюсь, Я наоборот почувствовал себя, то, что я ещё, извини, ого-го. Я всю жизнь просидел за рулём, а тут я вдруг столько двигаюсь. Мы до тринадцать, тире пятнадцать километров за смену делаем в хорошие дни. Это считается естественно. И если я вышел на улицу, и прошёл пять километров пешком – я не чувствую этого расстояния. С незрячими, я считаю, немножко проще работать, чем с глухонемыми, потому, что с глухонемыми сложней мне объясняться. Если человек понимает по губам – это хорошо. А тут надо доставать лист бумаги, или достаёт человек, который глухонемой, и он пишет мне на бумаге то, что он хочет. Потому, что к сожалению, я языка их не знаю, я могу только определить, что они глухонемые, и поэтому общаются по средствам пальцев. Своя специфика.

- А с незрячими какие проблемы?

- Практически никаких. Спросишь только, как удобнее вам идти: слева, справа, держась за меня, или вас поддерживать.

- Мне очень часто предлагают поехать на коляске, я всегда отказываюсь.

- Вы знаете сейчас вставал вопрос, брать коляски, или нет. Я говорю

-  Ну сейчас мы едем на каре. Это немножко другое. А вот ситуация, когда вы везёте инвалида на коляске. Слепые, как правило, от коляски отказываются.

- Вы знаете, я никогда не предлагаю коляску, если человек меня не попросит. Я его предупреждаю, что у меня есть коляска. Просто если из опыта работы, я, как бы, уже чувствую людей. Подошёл человек, и я уже вижу, нужна ему коляска, или не сядет человек.

- А иногда просто настаивают, уверяя, что всё-таки на коляске быстрее.

- У меня исключительно пожелание ваше. Если у вас есть желание идти пешком, мы пойдём пешком. Я просто могу сказать, что расстояние примерно, там, ну, далеко. Я не буду говорить то, что мне удобно, а буду, как удобно вам.

- Идём к стойке регистрации?

- Да.

- И что мы здесь будем делать?

- Ну, я так полагаю, что зарегистрируемся, сдадим нам ненужный багаж. У нас есть специальные стоечки, где инвалиды обслуживаются. Они со специальным обозначением   инвалидная коляска. И, соответственно, мы подходим к этой стойке, и уже непосредственно обслуживаемся вне всякой очереди.

Далее мы прошли к стойке регистрации, оттуда – в зал «Сатурн». Это специальный зал отдыха для людей с ограниченными возможностями здоровья. Зал расположен в общедоступной зоне терминала «D», на первом этаже. При посещении зала необходимо предъявить документы на вылет, и справку МСЭ, или удостоверение инвалида. Подробнее об этом зале нам рассказала дежурная сотрудница.

- Здесь более комфортное пребывание до вылета, для пассажиров с ограниченными возможностями. Всё предусмотрено в туалетах, для того, … там поручни, чтоб можно было удобно подойти к умывальнику, к туалету. У нас есть книги специальные, чтобы время провести, допустим, для людей с ограниченными возможностями здоровья. Чай, кофе. Если человек сам не может подойти, мы можем налить. Удобные диваны. У кого-то очень долгое ожидание, он может поспать.

- То есть можно и прилечь?

- Да, можно прилечь.

- И подушечки есть, да. Так что всё это предоставляется. К рейсу разбудим.

-  Незрячие без сопровождения у вас часто бывают?

- Ну, не так часто, но бывают, Чаще с сопровождением, или со своими родственниками летят.

-  Скажите пожалуйста, а если человек приезжает без сопровождения, вы можете его чаем напоить?

- Конечно. Если человек сам не может, то мы сразу и чай предлагаем, и провожаем до туалета. Там, дальше, в туалете поручни, то есть он сам уже там может передвигаться.

- А если незрячий приехал с сопровождением, то сопровождающий тоже может здесь находиться?

- Да. Одного пассажира может сопровождать ещё один сопровождающий, но если зал не заполнен, то могут быть и два. Если, допустим, это семья летит.  Здесь даже есть комната специальная, матери и ребёнка, в которой есть кушеточка и  игрушки.

- То есть здесь же, рядом с вами, да?

- Да. Ну, чуть-чуть подальше, здесь две комнаты есть.

- А вот если, допустим, летит семья незрячих и с ними ребёнок. Им надо воспользоваться комнатой матери и ребёнка, или вашей комнатой?

- Ну, это по желанию пассажира, но в основном остаются у нас. Потому, что их устраивает эта детская комната, она отдельная, закрыта, удобно ребёнка переодеть, спать положить. Комната закрытая, им никто не мешает.

Здесь же, в зале «Сатурн», мы взяли интервью у Анны Ионовой – начальника службы обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.

- Расскажите, пожалуйста, что необходимо инвалиду по зрению сделать, чтобы воспользоваться вашей службой.

- Достаточно позвонить в call-центр, сказать номер своего рейса, дату вылета, и ожидаемое время прибытия в аэропорт, этого достаточно. Наши сотрудники попросят вас уточнить за двадцать минут до подъезда к аэропорту, точное время вашего прибытия. Соответственно, мы направим вам сотрудника, для сопровождения, оказания помощи.

- То есть встретят с Аэроэкспресса или такси?

- Или от Аэроэкспресса, или от такси, или от общественного транспорта, или от вашего личного транспорта на привокзальной площади мы тоже встречаем.

- А если я пришла непосредственно на пункт досмотра, могут мне здесь помочь. Или мне уже в этом случае помощь не будет оказана, так как я заранее её не заказала?

- Нет, помощь вам может быть оказана и по факту обращения в аэропорту к любому сотруднику. Вас в любом случае проконсультируют, свяжутся с нашей службой, и предоставит обслуживание. В этом случае наш сотрудник пребывает в течение пятнадцати минут с момента подачи заявки. Если вы предварительно не оставили заявочку, то потребуется некоторое время для того, чтобы распределить ресурсы, для того, чтобы наш сотрудник нашёл вас, да, и, соответственно, встретил вас, и проводил. Но помощь, однозначно, будет оказана в любом случае, независимо от того, предварительно ли вы заявили эту услугу, или обратились по факту прибытия в аэропорт.

- И уже сотрудники службы сопровождения могут меня сопроводить?

- Да, безусловно. Прибывает сотрудник службы сопровождения, конечно же, интересуется у вас перечнем услуг, которые вам необходимы: помощь с багажом; сопровождение ли просто ли. Пассажиры могут и через медпункт же путешествовать, да? Кому-то нужно осмотреться перед полётом. Соответственно, они у вас интересуются тем, что вам необходимо, и оказывают соответствующую помощь: сопровождают до линии регистрации; помогают сдать багаж, оформить в качестве зарегистрированного; сопровождают до зоны ожидания посадки, и далее оказывают помощь при посадке на борт воздушного судна до места в салоне воздушного судна. И только после этого уже заканчивается работа нашего сотрудника.

- А если я прилетаю в аэропорт Шереметьево. Какие должны быть мои действия, чтобы я получила помощь по прибытии?

- Здесь так же, два варианта: эту услугу можно так же заявить через наш call-центр, это может сделать либо сопровождающий, либо вы лично; а так же обратившись на линии регистрации аэропорта вылета к сотруднику авиакомпании для того, чтобы он внёс специальный код в телеграмму, в сообщение, для нашего аэропорта. Тогда мы будем знать, что на рейсе есть такой пассажир, и однозначно уже не нужно дублировать эту информацию. То есть вам достаточно в аэропорту вылета заявить о себе и сообщить какая помощь вам необходима будет в аэропорту прибытия. Точно так же и у нас, когда вас регистрируют в аэропорту Шереметьево, аэропорт прилёта мы информируем, какая помощь вам нужна будет там.

- И мне помогут получить багаж?

- Безусловно.

- Дальше, допустим, мне надо сесть на Аэроэкспресс, или в такси, или найти встречающих в аэропорту. Ваши сотрудники мне могут оказать эту услугу?

- Конечно же. Наше обслуживание заканчивается в тот момент, когда мы убеждаемся, что вы выбрали способ, как уехать из аэропорта. Это может быть как личный транспорт, общественный, Аэроэкспресс.

- А сколько, примерно, инвалидов ежедневно пользуется услугами вашей службы?

- В сутки это около трёхсот пассажиров, в месяц, в среднем около семи тысяч мы обслуживаем.

- А инвалиды по зрению часто пользуются услугами вашей службы?

- Каждые сутки есть такие инвалиды. Если сам пассажир с сопровождающим, да, он может не заказывать нашу услугу. Без сопровождения если пассажир летит – однозначно обращается за помощью.

- Ну и такие случаи у вас тоже не такая редкость.

- Нет, конечно же.

- А с собаками-проводниками часто летают?

- Вот это редкость. Честно скажу вам. Иностранные граждане чаще летают, чем наши, русские. Из иностранных рейсов раза, там, четыре-пять в месяц мы видим такое. Иногда три, сейчас, зимой, пореже будет. А наши, российские граждане, вот я, если честно, за всю историю своей работы один раз видела нашего, русского пассажира с собакой-проводником.

Из зала отдыха мы вернулись к началу нашего маршрута по аэропорту, продолжая беседовать с Николаем.

- Люди абсолютно все разные. И артистов возим. Да кого только не приходится. Уже иных и в живых нету, которых мы обслуживали. Известных людей, имеется ввиду. Вишневскую перевозил, Аросеву, Депардье. Депардье – это вообще частый гость был.

- Тоже ваш клиент?

- Наш клиент. С мотоцикла упал, ногу повредил. То вообще просто пришёл, заказали коляску. Автограф у него брал.

Спортсменов часто приходится видеть, паралимпийцев: футболисты, хоккеисты. Масса людей, которых мы видим, и обслуживаем.

Я честно говорю не кривя душой, я к своей работе с любовью отношусь, и с большой долей ответственности. Потому, что здесь сколько людей – столько характеров, столько голов, и столько мыслей. Это море, вы понимаете, это океан. Каждого понять – это надо быть психологом здесь, прежде всего. Простой пример: снимаю женщину с борта, женщина вся вот такая. Садится в коляску, матерится под нос. Мне девочки вышли, сказали, она весь борт на уши поставила. У человека, наверное, с психикой не всё в порядке. Проехали двадцать метров, останавливаю коляску, вижу, она успокоиться не может. Вы знаете, что я сделал? Я взял её за плечи, так наклонился, и говорю: «Мадам, мы на земле». Она с какого-то, как будто оцепенения, выходит, так поворачивается, смотрит мне в глаза, и глаза у неё мгновенно добреют. Она так меня спрашивает: «А вы что, психолог?». Я говорю: «Да здесь с вами не только психологом станешь. Вы успокоились?». Она говорит: «Да, а что? Мы можем ехать». Я говорю: «Ну вот, совершенно другое дело». Видимо у неё там эксцесс какой-то был, на борту, а я вот этим касанием за плечи прижал её, и она сразу раз, как будто это, всё куда-то у неё ушло. То есть сталкиваешься практически ежедневно с такими людьми. То есть люди очень разные, и к каждому ключик надо найти.

Перед посадкой в электропоезд мы весьма душевно попили кофе в терминале "Аэроэкспресса". Попрощались с нашими сопровождающими, и отправились в обратный путь.

В завершении нашего эксперимента несколько слов от главного участника – Ирины Зарубиной.

- Эксперимент завершён. Читатели вполне естественно задаются вопросом, удачен ли он? Да, с моей точки зрения эксперимент удался. Я достаточно часто пользуюсь различными службами сопровождения: метро; аэропортов, как столичных, так и расположенных в разных городах Российской Федерации. И с уверенностью могу сказать, что эта система работает достаточно хорошо. Да, конечно, иногда бывают незначительные сбои, не всегда сотрудники этих служб так внимательны и профессиональны, как те, о которых мы сегодня рассказали. Но, в общем, система работает, и работает неплохо. Я очень рекомендую читателям журнала «Диалог» воспользоваться услугами служб сопровождения маломобильных граждан. Благодаря им мы становимся свободны, и без проблем, без посторонней помощи, можем совершать различные путешествия. Мне, честно говоря, без сопровождающих летать нравится даже больше. Сидишь в зале ожидания «Сатурн», читаешь книжку, слушаешь плеер, работаешь на нетбуке, и сопровождающий тебя не отвлекает. В нужный момент подойдёт сотрудник службы оказания помощи маломобильным гражданам, проводит тебя до самолёта. И ты не отвлекаешься на ненужные разговоры, и тебе оказана квалифицированная помощь. Не нужно тратиться на покупку билета для сопровождающего, и так далее, и так далее. Можно назвать много плюсов именно такого передвижения по России. Так что, читатели журнала «Диалог», не бойтесь, и самостоятельно отправляйтесь в путешествия.

Как вызвать службу сопровождения.

 Московский метрополитен, телефон: 8-495-622-734-1

 Международный аэропорт Шереметьево, в том числе "Аэроэкспресс" Шереметьево: у входов в терминалы, до пунктов контроля безопасности, расположены интерактивные информационные стойки. Позвонив с них вы можете попросить сопровождение с того места, откуда звоните. На привокзальных площадях есть телефоны-автоматы «Народный телефон», по которому вы так же сможете связаться с единым диспетчерским пунктом помощи пассажирам с ограниченными возможностями здоровья. Можно обратиться на стойке регистрации, или информации непосредственно в аэропорту, или в call-центр международного аэропорта Шереметьево по телефону:

8-495-578-6565 или 8-925-100-6565