Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Организация ВОС крупным планом

 

Интервью вице-президента ВОС Владимира Сипкина по итогам мартовского заседания ЦП

 

Ирина Зарубина

 

Одним из основных вопросов мартовского заседания Центрального правления ВОС стало обсуждение и принятие антикризисной программы хозяйственных обществ на текущий год. Подробнее о реализации этой программы и работе предприятий главному редактору журнала Ирине Зарубиной рассказал вице-президент ВОС Владимир Сипкин.

– Принятая на последнем заседании антикризисная программа по промышленности Всероссийского Общества слепых – это программа, которая нацеливает руководителей наблюдательных советов, генеральных директоров предприятий на то, чтобы рассмотреть все возможные вопросы снижения затрат, имеющихся  на предприятиях. Это, как правило, постоянные затраты, это заработная плата. Я хотел бы сразу шире раскрыть этот вопрос в том плане, что заработная плата инвалидов, как правило, составляет 1/3 от фонда заработной платы всех работающих на предприятиях. То есть 2/3 фонда заработной платы получает управленческая и вспомогательная служба предприятий. Это сложилось давно, и льготы мы получаем в связи с тем, что у нас только 25% должен быть фонд заработной платы инвалидов, и не меньше. Выше может быть. Поэтому вопрос  нормальный, и эта ситуация должна быть понятна, если рассмотреть оптимизацию численности, прежде всего, управленческого и вспомогательного состава предприятий, там, где прячется 2/3 фонда заработной платы и наиболее высокооплачиваемые специалисты, управленцы.

На уровне многих регионов России есть свои региональные программы поддержки наших предприятий. Большую часть этой работы проводят, прежде всего, председатели наблюдательных советов.

Нужно отметить члена Центрального правления, председателя Свердловской организации Марию Ахмадеевну Юдину и ее команду директоров. Я могу сказать, что реально получаемая  поддержка в районе 20 миллионов рублей на 4 предприятия области, это весомый вклад в развитие предприятий, которые дают, в общем-то, хороший эффект. Эти деньги не уходят в песок.

Так же надо отметить Костромскую область, ее губернатора и законодательное собрание, которые первые приняли закон о поддержке костромского предприятия «Автофильтр», директор предприятия Сергей Станиславович Поляков. Там решен вопрос компенсации заработной платы 50% от минимальной заработной платы и налогов для работающих инвалидов. Это весомо, это большая помощь.

Этот пилотный проект спроецировался в 2014 году на Псковскую область. Александр Иванович Яковлев, наш ветеран, руководитель наблюдательного Совета на три предприятия сделал то же самое, законодатели приняли, губернатор Псковской области подписал, и мы очень благодарны. С 2015 года такая работа ведется в Татарстане. В Татарстане четыре предприятия. Они практически все успешно развиваются. В этом есть помощь региона,  президент Минниханов посетил предприятие «Юго-Восток» Альметьевское,  после этого появилось постановление правительства, в котором была  проведена такая компенсация.

Нельзя не отметить большую работу председателя Самарской региональной организации Анатолия Григорьевича Казанцева и директора Александра Константиновича Дорофеева, который с поддержкой идет по компенсации процентной ставки кредита. Они берут кредиты под 8%, тогда, как вы знаете, сегодня, в основном, банки дают кредиты более 20%. Эти процентные разницы компенсирует правительство Самарской области. Нужно отметить, что на поддержку сохранения рабочих мест инвалидов выделяются тоже приличные средства. В прошлом году это было 5 миллионов, на этот год предусмотрено 7 миллионов на Самарское предприятие. Идет прямая поддержка и помощь денежными средствами, Самарская область в прошлом году выделила помощь нашему предприятию на сумму 12,3 миллионов рублей. Мы выделили со своей стороны, потому что автопром был в тяжелейшем состоянии.

Сейчас идет работа по 35-му постановлению, очень большая, по линии Минтруда и занятости. Я могу сказать, что это реально на сегодняшний день такая работа кропотливая в каждом регионе. Потому что региональная программа защищается на уровне Министерства труда. Как правило, в эту региональную программу в некоторых регионах попали работники наших предприятий, это и инвалиды. Прежде всего, на сохранение рабочих мест выделены были средства через занятость от шести до девяти месяцев по 2015 году. То есть заработная плата плюс налоги. Наши предприятия в течение квартала платят заработную плату и налоги, через квартал им это компенсируется полностью из занятости. По поводу 35-го постановления мы отрабатывали вопросы, были в Министерстве труда у руководителя Департамента занятости населения Российской Федерации Кирсанова Михаила Владимировича. Он нам просто сказал, что если где-то будет не получаться, давайте сведения, мы в урочном режиме отработаем всю эту программу.

На уровне регионов – это получение заказов. Это основной сегодня момент, который необходим – работа с муниципальными, государственными заказами. В этом есть свои продвижения, есть свои вопросы. Наши депутаты Государственной Думы Владимир Сергеевич, Олег Николаевич и Кармазина Раиса Васильевна – это красноярский депутат, работающий в бюджетном комитете Госдумы уже не один год. К ним присоединился Михаил Борисович Терентьев, который сейчас является руководителем ВОИ, тоже депутат Госдумы. Они сейчас работают над внесением поправки в 44-й ФЗ, чтобы до миллиона рублей для наших предприятий могло выделяться без рассмотрения на конкурсах.

Идет сегодня работа по общественному партнерству с нашей организацией. Мы провели переговоры на Магнитке с руководителями предприятий, передали проект соглашения по поводу взаимодействия наших предприятий, сотрудничающими с Магниткой,  Обществом слепых и администрацией Челябинской области. Мы были у заместителя губернатора Редина, он поддержал этот вопрос. Сейчас это отрабатывается на уровне  области. Такие программы могут быть внедрены в любых других вариантах.

Положительный пример у нас есть на уровне России, это соглашение с РЖД, подписанное сегодня, и по нему ведется работа. Прошлый год показал, что более 30 миллионов рублей мы получили за счет заказов РЖД. Для небольших наших предприятий – швейных, электротехнической направленности – это неплохая поддержка. Нас понимают: были проведены совещания в Нижнем Новгороде на Горьковской железной дороге. Думаю, что аналогичное будет у нас и на других дорогах, там, где присутствуют наши директора. Напрямую мы рассматривали именно вопросы обеспечения заказами наших предприятий. Сегодня форм работы для председателей наблюдательных советов и для директоров очень много, и даже  в таких регионах как Северо-Кавказский округ, можно найти какие-то варианты именно такого взаимодействия, прежде всего с учетом государственного заказа.

– Владимир Васильевич, на Совете директоров многие говорили о том, что инвалиды по зрению не всегда хотят работать на предприятиях Общества слепых, особенно когда мы говорим о молодых инвалидах. С чем это связано?

– Есть, наверное, сегодня определенный момент, связанный с переходным периодом. Он затянулся для всей промышленности России, а мы часть этой промышленности. То есть мы развивались так же под определенным прессом российской промышленности, потому что мы работаем в экономических законах, существующих в России. Надо было переоценивать эту экономическую ситуацию немножко раньше, где-то в начале 2000-х, тогда бы всё могло быть по-другому. К сожалению, этот вопрос затянулся, и те рабочие места, которые были на наших предприятиях, во многом требуют модернизации. Могу сказать, что на сегодняшний день модернизацию прошли более 50% наших предприятий, практически около 2/3. Где-то есть человеческий фактор, управленческий, где-то есть определенные условия объективные, где-то есть субъективные. Реально мы все-таки успели и сделали модернизацию ВОСовской промышленности. Это и автокомпоненты, которые сертифицированы по всем европейским стандартам, это предприятия европейского уровня. То, что инвалиды не хотят работать, это, наверное, право человека выбирать более удобное, более приятное рабочее место.  Вопрос здесь один. Вы знаете эти режимы работы, как нам объясняли в Министерстве труда: гибкий график, неполная занятость – они накладывают негативный момент на работу, на рабочего инвалида. Когда человек не всегда полностью загружен, когда есть какие-то варианты простоя, люди уходят, чтобы сохранить предприятие, и без содержания, для того, чтобы не наращивать долги. Получается, что навык уже потерян. Для зрячего навыки теряются  при таком режиме работы. А представьте, как для инвалида. Говорят сегодня о низких заработных платах, что работа монотонная.

С другой стороны, мы пытаемся сегодня как-то связать современную систему труда с нашим большим опытом работы, именно с трудоустройством инвалидов по зрению. Стали понимать, что, нужен какой-то экономический поплавок для любого предприятия, для того, чтобы они могли работать именно с инвалидами. Инвалиды должны работать вокруг очень высокоэффективного выгодного производства.  Сегодня у нас еще сохраняется такое понимание в России, что какой-то начальник, вице-президент или какой-то руководитель проникнется, и предприятие должно заработать благодаря этому человеку. Нужно работать на открытый рынок, конкурировать и понимать ситуацию.

В этом плане мы ведем работу через Минпромторг. Убедили уже замминистра, - назову кратко Департамента автомобильной промышленности, - родился документ для того, чтобы нам использовать льготу, которая у нас есть по НДС, по 149-й статье Налогового кодекса, пункт 3, подпункт 2. Если мы делаем промежуточный товар, допустим, жгут автопроводов, мы его отдаем своему заказчику на АвтоВАЗ, а ему невыгодно с нами работать. Потому что НДС, если мы его не предъявляем, у него получается на 18% идет удорожание этого жгута. Поэтому практически более 50% предприятий от льготы отказались, особенно те, кто работает в производственной кооперации. Естественно, эта ситуация нас сегодня заставила пойти в Минпромторг и начать искать какие-то пути поддержки не просто предприятий инвалидов, а предприятий современных, производственных, как АвтоВАЗ, как КАМАЗ. То есть это автопромовские предприятия мирового уровня на сегодняшний день, они укомплектованы техникой мирового уровня. Это «Комэкс», «Шленингер» и Шефнер, это все то, что в мире сегодня работает, в Европе на «Мерседесе», на всех остальных автомобильных концернах. Поэтому, когда мы столкнулись с этим вопросом, нашли такой вариант. Таким образом, мы работаем, и создано больше 500 рабочих мест,  власть нас слышит сегодня.

Да, проблемы иногда возникают. Но, вы знаете, все  наши начинания в итоге все равно приходят к тому, чего мы хотели. Нужно сделать так, чтобы нас слышал бизнес. Тут пока есть большое поле работы, есть плюсы, есть минусы. Допустим, придя в фирму, которая поставляет для Минобороны какие-то там вещи и прочее, они сомневаются, что мы сможем это все сделать красиво и качественно. Хотя автопроизводители знают, что наши коэффициенты брака ниже, чем у других мировых производителей в три раза. ИТМ, так называемый, намного ниже, чем у производителей, где работают зрячие люди. И вещи, которые мы делаем – качественные, как правило. Поэтому живем в том рынке, который есть. Когда нам говорят, что отдельно для нас кто-то создаст какие-то тепличные условия, их нет. Благо, что есть субсидии, которые нам выделяют сегодня, повышая страховые взносы до 30%, в какой-то мере их компенсируя. Льготы были, мы их вроде и чувствовали, и не чувствовали. А здесь реально нам отдают частично какую-то сумму денег. Те предприятия, которые начинают, мягко говоря, хандрить, проваливаться в каких-то моментах, мы их поддерживаем. Естественно, это более ощутимо, чем была бы какая-то льгота для этого предприятия. Но оно попало в сложную ситуацию, льгота есть, денег нет, – а тут реальные деньги. Считаю, что эта монетизированная компенсация разницы процентов более весома. Мы можем рассмотреть дополнительные программы, обеспечение оборудованием таких предприятий. Потому что там есть суммы, на которые можно реализовать какие-то проекты. Причем, не накладываясь на условия именно трудоустройства инвалидов, а экономически эффективно выгодные проекты создать, те, которые нас подводят под мировые образцы продукции. Мы закупили специальный комплекс по «Эйдиси» технологиям, это специальный центр, который делает жгуты для холодильников, стиральных машин. Там специальная колодка, руками там ничего не сделаешь, все  должно быть роботизировано. Наверное, мы бы его никогда не приобрели, если бы не было этой компенсации.

– Владимир Васильевич, какой примерно процент среди директоров инвалидов по зрению?

– Из 156 предприятий, где-то порядка 10% сегодня инвалиды по зрению. Откровенно могу сказать, сегодня члены ВОС директора более ответственно относятся к своей работе, более за нее держатся. Директорский хлеб сегодня очень тяжелый. Надо быть коммерсантом – и одновременно инженером, юристом,  психологом,  реабилитологом, – это все на генерального директора сегодня ложится.  Конечно, проблема есть. Есть ряд директоров с другими видами инвалидности, где-то порядка 25-26 человек.

– Надо все-таки профориентационную работу начинать со школы, и ориентировать ребят на то, чтобы они готовили себя к работе на предприятии, и,  обучаясь в вузе,  проходили производственную практику на наших предприятиях.

– Я считаю, мы должны просто сегодня для себя понять одну ситуацию. Когда ребята обучаются в школе, то им определенные амбиции вкладывают, что «вы все можете, вы на открытом рынке, вы вот такие-прямо-растакие». Мы видим это и в наших резервах кадровых. Амбиции – это хорошо. Но когда при работе с родителями, в местных организациях, в правлениях, надо родителей-то убеждать в том, что просто человек должен что-то попробовать на предприятии и сориентироваться. Мир огромен, но для абсолютно слепого человека,  мы все равно понимаем, что он где-то на уровне вытянутой руки. Поэтому, когда начинается профессиональная ориентация, – это именно в школе, в старших классах, – нужно человека просто окунуть в холодную воду и сказать: «А ты подумай, что будет дальше. Ты должен конкурировать, сегодня без конкуренции рабочее место ты не получишь». Эти «я» надо вставлять в нормальные рамки сегодняшней жизни. Нужно идти на предприятие или учиться заочно и работать на предприятии. Тогда из этого что-то получится. У него есть рабочее место, куда он вернется. Сегодня, с учетом дефицита рабочих мест на наших предприятиях, мы не можем каждого желающего взять, потому что у нас просто этих мест не хватает сегодня. Если человек незнаком с предприятием, я уже говорил об этом, это место будет затратно, его надо обучать, с ним надо заниматься, потому что теория это одно, а практика – это немножко другие варианты и другая жизнь.

– Надо привлекать  государство к решению этих вопросов.

– Конечно, потому что не всегда все получается, и у меня не всегда все получалось. Были какие-то проблемы во всех наших проектах. Есть всегда риски,  риски эти сегодня умножились, другая система, структура,  в общем-то, отношение другое. Не все так просто, но все в стадии развития. Сегодня этим интересно время, что рынок заставляет нас смотреть на жизнь иногда по-другому. Хотя не все люди в ней начинают перестраиваться и ориентироваться. Многие, к сожалению, остаются там.