Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

Реабилитация и мы

 

7-й всероссийский турнир самодеятельных поэтов ВОС

 

Зоя Шишкова

7-8 февраля 2015 года в Петрозаводске прошел седьмой Всероссийский турнир самодеятельных поэтов ВОС. О том, как проходил художественный конкурс рассказывает Зоя Шишкова.

 

К сожалению, мне не удалось побывать на Седьмом всероссийском турнире самодеятельных поэтов ВОС. Чтобы рассказать о нем, пришлось воспользоваться записью. В Петрозаводск съехались поэты из одиннадцати регионов России – это Архангельск, Кострома, Тверь, Краснодар, Московская область, Санкт-Петербург, Ставрополь, Татария, Тюмень, Чувашия. Ну и, конечно, сама Карелия не могла не представить своих поэтов. Всего было пятнадцать участников. В состав жюри вошли художественные руководители КСРК ВОС, заслуженный работник культуры Российской Федерации Анатолий Николаевич Хаялетдинов, заместитель директора Карельской республиканской библиотеки для слепых Марина Александровна Лукина и член Союза писателей России Леонид Борисович  Авксентьев. Хозяева тепло поприветствовали гостей не только добрыми словами, но и прекрасными музыкальными произведениями, и конкурс начался. Сначала конкурсанты должны были представить свой автопортрет, познакомиться друг с другом. Разные поэты и, конечно, разные автопортреты. Вот Марина Платонова из Казани.

- Предлагаю вашему вниманию лирический автопортрет.

Перламутровый блеск жемчужины,

Как душа в оболочке чувства.

Я стихами тетрадь завьюжила,

Чтобы не было в доме пусто.

Я смотрю в зеркала как в прошлое,

Силуэт в ореоле ветра.

Пусть жемчужина в море брошена,

Расставанье морского цвета.

Звездопадом душа простужена,

Чтобы чудо могло присниться.

Я хотела бы той жемчужиной

На ладони твоей искриться.

А Надежда Нельзикова из Архангельска представляет себя с некоторой иронией.

- Это ж надо умудриться

В ночь осеннюю родиться

Где-то на краю тайги.

Жить на Волге и учиться,

В север русский вдруг влюбиться,

В даль дорог и свист пурги.

Это ж надо постараться,

Из Архангельска примчаться

Через Петербург сюда,

Чтоб на конкурсе поэтов

О себе все без секретов

Вам поведать, господа.

Как у всех, семья, работа,

Повседневные заботы,

Увлеченья, интернет,

Кошки, книги и подруги,

Рукоделье на досуге.

Да чего там только нет.

Это ж надо быть Надеждой,

В жизни нынешней и прежней

Что-то делать для людей.

В общем, жить не унывая,

Из красот родного края

Для стихов своих и песен

Черпать множество идей.

А вот автопортрет Анны Хазиевой из Костромы, честно говоря, меня несколько поразил. Судите сами.

- Бесполезен я для мира,

Но родился с мыслью ценной.

Путь и в наши времена

Быть хотел бы Авиценной.

Языка не поменял бы,

Во главу нам и канон.

Жил бы как Гай Юлий Цезарь

И судил, как  Соломон.

На своей заправской кухне

Сотворил бы крем-брюле.

Так родился бы к салатам

Новый повар Оливье.

А увидеть бы хотелось

Мне за свой короткий век,

Чтоб не волком человеку

Был бы каждый человек.

Оригинальным был также авторский портрет Анны Фоминой из Петербурга.

- Я прочитаю стихотворение, оно обо мне. Называется «Опасная кошка».

Она опасная кошка,

В ее когтях его сердце.

Она на скользкой дорожке,

Ей в час ночной не согреться.

В ее глазах дымка грусти,

В повадках искра сомненья.

Она так близко подпустит

Того, кто ждет наслажденья.

Она обидеть не хочет,

Но больно ранит порою

Своей бесшумной походкой,

Своею хищной игрою.

Она покой и блаженство,

В ней океан нежной страсти.

Но в мире нет совершенства,

А в сердце нет веры в счастье.

И лишь в забвенье случайном

Она неслышно взывает

К тому, кто знает все тайны,

К тому, кто все понимает.

После того, как поэты представились, их стали проверять на эрудицию. Началась интеллектуальная игра. И тут оказалось, что конкурсанты должны обладать очень широкими знаниями. Они должны иметь представление о теории стиха, знать не только поэтов-классиков, но и незрячих поэтов. Им предлагались вопросы из истории ВОС. В результате выяснилось, что многие недостаточно были подготовлены к таким испытаниям. Но с заданием все-таки справились, и после этого пришло, наконец, время раскрыть свои таланты, представить поэтические композиции. Оценивая творчество поэтов, жюри, прежде всего, учитывало авторскую самобытность, творческое мастерство, исполнительский уровень и оригинальность  раскрытия темы. В композициях у всех преобладала лирика, судите по названиям: «Потребности души», «Женщинам», «Любовь с оттенками дождя», «Северные зимние зарисовки», «Времена года» и тому подобное. Вот фрагмент из композиции Татьяны Гордон из Московской области.

- Моя композиция называется «Иду по жизни».

Я иду по жизни, балансируя

Между светом, тьмою и судьбой.

Робко между звездами вальсирую,

Не хочу быть пойманной тобой.

Надоели споры, обещания,

Тусклых дней седая череда.

Прикрываюсь от тебя молчанием

И твержу: «Что было – ерунда».

Шаг, другой, длиннее расстоянье,

От тебя я дальше ухожу.

Звезды помогают мне мерцаньем.

Не поддамся больше шантажу.

Соблазнюсь едва ли уговорами,

Привыкаю без тебя, одна.

Пусть кричат над кем-то злые вороны,

Что случилось –  не моя вина.

Обратило на себя внимание одно из стихотворений в композиции Ирины Гуляевой из Петрозаводска.

- Я с Александром Пушкиным по Пушкинской пройдусь.

И всем прохожим встреченным счастливо улыбнусь.

Смотрите и завидуйте, я с Пушкиным иду

В 2015-м, не может быть, году.

Я в джинсах и кроссовочках, на голове берет.

Он в сюртуке поношенном, при нем его брегет.

Мы посидим в кафешечке и выпьем с ним пивка,

А после на скамеечке сразимся в «дурака».

Вокруг столпится публика: «Ай, Пушкин, вот дает»!

Сидит, в картишки режется, и «Орбит» он жует.

Он  телефончик сотовый из сюртучка достал,

Наталье Николаевне сэмэсочку послал.

«Не беспокойся, душечка, к обеду не вернусь,

Сегодня презентация, слегка призадержусь».

Я проиграла Пушкину и джинсы, и берет.

Он мне на память добрую оставил свой брегет.

Теперь сверяю время я по пушкинским часам,

И верю, и не верю я всем этим чудесам.

Но вот сегодня вечером ко мне пришло сэмэс:

«Тебя я лю, голубушка», и подпись – Твой А.С.

Анна Фомина представила музыкально-литературную композицию, а вот композиция Алексея Пижонкова из Твери явилась неожиданным диссонансом в этой лирической атмосфере. Она была посвящена 70-летию Победы. Алексей в своих стихах прослеживает ход истории Великой Отечественной войны, размышляет о погибших. А в заключение композиции он сказал:

– Прошло 70 лет, над нашими головами относительно мирное небо. А мы частенько ругаем жизнь, жалуемся на то, что какая она плохая. А вот интересно, что бы сказали  те, кому пожить так и не  удалось, как следует? Мне думается, что примерно это.

Любите жизнь, когда надежды нет,

Когда она вам кажется постылой,

Когда темнее ночи был рассвет,

Когда она становится унылой.

Любите жизнь, когда не повезло,

Когда друзья навеки изменили.

Любите жизнь невзгодам всем назло,

Любите, что бы там не говорили.

Любите жизнь, когда она черна,

Когда не счесть проблем, и очень сложно,

Уже за то, что вам она дана.

Любите жизнь, пока еще возможно.

После поэтической композиции жюри подвело предварительные итоги.  Из пятнадцати участников было отобрано семь финалистов, перед которыми открылись двери творческой мастерской. Финалисты должны были начинать с нуля, и работа им предстояла нелегкая. Сначала за пять минут они должны были сочинить оду, прославляющую Всероссийское общество слепых. Поэты с честью справились с этим заданием. После этого от них потребовали написать эпиграмму на Михаила Юрьевича Лермонтова. Послушайте, как выполнили это задание Татьяна Гордон и Алексей Пижонков.

Татьяна Гордон:

«Белеет парус одинокий»,

Писал, конечно, он не зря.

Стою, пишу вот эти строки,

Гляжу, как вспыхнула заря.

А он белеет там, вдали.

Вот если б мне туда забраться,

На самый краешек земли.

За Михаилом ж не угнаться!

Алексей Пижонков:

Сказать, наверное, мог бы я отлично.

Немало слов с моих б слетело губ.

Но так как я его не знаю лично,

Сказать о нем плохого не могу.

На эпиграмму отводилось три минуты. А за две минуты конкурсанты должны были продолжить известное пушкинское «У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом». Вот как дописали Пушкина Анна Хазиева, Алексей Пижонков  и Татьяна Гордон.

Анна Хазиева:

Все ходит кот, ни дня не дремлет,

Ему там леший тихо внемлет.

И я бы спал под дубом тем,

Но храпом помешал бы всем.

И так бы сказка прекратилась,

И в пыль бы чудо превратилось.

Алексей  Пижонков:

Русалка там всё принца ищет,

Жар-птица весело  там свищет.

А бородатый Черномор

Из-под венца кого-то спер.

Татьяна Гордон:

А рядом плещут моря волны,

Шуршат ракушки под ногой.

Душа и сердце счастья полны.

О, Геленджик, такой родной!

А на буриме (буриме – это четверостишие на заданную рифму) отводилась только одна минута. Рифма была такая: поэт – свет, печка – свечка. Вот что успели сделать за одну минуту Марина Платонова, Анна Хазиева, Анна Фомина и Ирина Гуляева.

Марина Платонова:

Пусть топится печка,

Ведь жизнь словно свечка.

Пусть каждый поэт

Прочувствует свет.

Анна Хазиева:

В доме вырубили свет,

И затосковал поэт.

Эврика! В запасе свечка.

Нет уж, полежу на печке.

Анна Фомина:

Я зажгу в гостиной свечку,

Погашу на кухне свет.

Замурлычет кот на печке,

Оживет во мне поэт.

Ирина Гуляева:

Да будет свет!

Сказал поэт.

В руках его горела свечка,

А душу мягко грела печка.

И последнее, пятое задание мастера должны были выполнить за 30 секунд. Они должны были написать двустишье, первая строка предлагалась из стихотворения Леонида Авксеньтева. Она такая: «А, может, мы с тобой не зря незрячие?» Вот как ответили на этот вопрос Надежда Нельзикова, Анна Фомина и Алексей Пижонков.

Надежда Нельзикова:

А может мы с тобой не зря незрячие?

Но вместе точно станем мы богаче.

Анна Фомина:

А может мы с тобой не зря незрячие?

Ведь жизнь игра, а мы в ней словно мячик.

Алексей Пижонков:

А может мы с тобой не зря незрячие?

Не видим в мире мерзкой всякой всячины.

На этом муки творчества для поэтов закончились. Через некоторое время объявили результаты. Было много поощрительных призов, а в числе победителей стали все финалисты. Третье место заняли Надежда Нельзикова, Ирина Гуляева и Алексей Пижонков.

Я задала несколько вопросов нашим поэтам.

- Алеша, с каким  чувством вы ехали на турнир? Волновались?

- Волнение, конечно, было. Во-первых, потому что все необычное всегда волнительно, то есть то, с чем ты никогда раньше не сталкивался. А во-вторых, я попал на этот турнир чисто случайно, практически в самый последний момент. От нашей организации должен был ехать другой участник, но получилось так, что  он заболел, и поэтому пришлось мне.

- На какой-то приз рассчитывали, когда ехали на турнир?

- Я никогда не считал себя поэтом. Для меня это скорее увлечение, чем какое-то призвание. Поэтому ни на что я не рассчитывал. Более того, я даже не рассчитывал на выход в финал.

- Какое впечатление вообще конкурс на вас произвел?

- Впечатление, конечно, положительное. В том плане, что, во-первых, несмотря на то, что сейчас проводится реформа образования, которая показывает, что уровень читающих людей снизился, и пишущих. Этот конкурс показал, что это не совсем так, что все-таки есть люди, которые и читают, и пишут, потому что было  достаточно много молодежи на этом конкурсе. Ну и, конечно, новые впечатления. То есть одно дело, когда ты просто варишься в собственном соку, другое дело, когда  приезжаешь и слушаешь других людей, что-то анализируешь потом, что-то берешь для себя на заметку. Например, мне очень понравились буриме и эпиграммы, и я теперь периодически тоже играюсь  в это.

- А было что-то, что не понравилось?

- Вы знаете, мне не совсем понравилось как раз в плане организационном. Насколько я знаю, в прошлых турах в первый день шли все  конкурсы, затем объявляли финалистов, и только на следующий день был финал. А в этот раз они немножко поменяли структуру, и практически сразу после объявления финалистов начался финал.

- Может  это мелочи?

- Как мелочи? Нервные клетки, конечно, немножко пострадали.

- До финала были конкурсы, какой самым трудным показался?

- Для меня самое трудное – это литературно-интеллектуальная викторина, безусловно.

- Вы считаете, что были достаточно подготовлены к этому турниру?

- Как сказать, я не рассчитывал особо ни на что, когда туда ехал.

- А если еще позовут, поедете?

- Ой,  не знаю.

Вторую премию получили Анна Хазиева, Анна Фомина и Марина Платонова.

Марина Платонова: Это у меня уже четвертая поездка на данный турнир.

- А призером сколько раз вы были?

- Все четыре раза и была. Второе место у меня было в 2005-м году в Глазове, потом в Ульяновске в 2009-м, в 2011-м первое в Пензе, и вот в Петрозаводске второе в этом году. Для меня эти конкурсы – всегда море позитива, творческое общение.

- А чем отличается этот конкурс от предыдущих?

- Для меня, например, было отличие в том плане, что все конкурсанты были мне незнакомы, сплошные знакомства, новые люди, новые творческие имена. Очень интересно в этом плане.

- А как вам кажется, новых друзей среди новых знакомых приобретете?

- Надеюсь, что да.

-  А были какие-то отрицательные эмоции?

- Нет, нет, совершенно нет. Два дня вот такого творческого  общения, такой определенной ауры, стихов, полное погружение в поэзию. И настолько там концентрация положительных эмоций, что просто, мне кажется, для негатива не было места.

- А условия конкурса вас устраивают?

- В принципе, да. Единственное, мне кажется, не столь большую роль должна занимать интеллектуальная игра. Конечно, она важна и интересна. Но при подсчете баллов, мне кажется, она не должна играть определяющую роль в выборе финалистов. Я знаю, что многие разделяют мою точку зрения, что интеллектуальная игра должна быть более вспомогательным элементом этого конкурса, но не решающим.

- Марина, а какова была ваша закулисная жизнь?

- Мы общались,  погуляли по городу.

- А вы читали стихи в такой домашней обстановке?

- Стихи, да, читали. Ну, наверное, все-таки больше общались в прозе, о жизни, о творчестве. Да, еще вот хотелось бы сказать, что организаторы в Петрозаводске очень большие молодцы, они нам такую замечательную экскурсию организовали, поход в музей берестяных фигур. И там для нас устроили такую тактильную экскурсию, мы могли потрогать, ощутить вот это тепло бересты, этих фигур. Была масса положительных впечатлений, связанных с этим, потому что это непосредственно тоже творчество.

Победительницей поэтического турнира стала Татьяна Гордон.

-  Первое место, оно для вас неожиданность или вы все-таки как-то втайне надеялись, что будете победительницей?

- Не могу ответить на этот вопрос, потому что когда приехала, стала слушать, как читают другие, что они читают, а приехала сильная группа, хорошие стихи. И не знаю, в общем, об этом не думалось.

- А самые яркие впечатления от этого турнира?

- Я ехала туда не одна, со мной ехала моя подруга Татьяна Чикова. Она начала писать под моим влиянием, и, немножко, под моим руководством. Мне было очень радостно, когда стали вручать от Центрального Правления поощрительные дипломы и  вдруг назвали ее фамилию, вот это была радость.

- У вас были разные задания, вас проверяли и на эрудицию, и домашние задания были, и прочее. А что больше всего вам в этом понравилось, какое задание?

- Поэтическая мастерская. Здесь, понимаете, проверяется сам человек, как он, может писать или нет.

- А если бы вы были не победительницей, а членом жюри, кому бы вы дали первое место?

- Ой, это сложно. Мне понравилась Надежда Нельзикова из Архангельска, Анна Хазиева из Костромы, Марина Платонова из Казани.

- Что для вас главное в поэзии?

- Главное, наверное, сами стихи, сама поэзия. Потому что мои стихи – это моя отрада, это то, чем я сейчас живу.

Отзвучали стихи, отбушевали страсти, закончился праздник для поэтов. Итог подводит член жюри Леонид Авксеньтев.

- Порадовало на этом конкурсе то, что появились новые имена, то, что качество все-таки растет у нас с каждым разом. И люди эти новые, у них стихи немножко качественно отличаются от прежних участников. Стали более профессиональные стихи, исполнение.  На этом конкурсе, пожалуй, не было ни одного участника, который бы небрежно или плохо прочитал. Все на достаточно хорошем уровне выступали. Что не понравилось, от одного турнира к другому люди плохо читают условия, в результате чего получаются непонятки. Люди не понимают, что такое композиция. Ну, это даже мне странно, потому что поэт должен знать, что целевая направленность какая-то тематическая должна быть. Люди не читают наши журналы, ни «Нашу жизнь», ни «Диалог», не слушают Радио ВОС, не слушают Радио РАНСиС. Потому что если бы это слушали, хотя бы просто литературные страницы или литературные передачи, они бы уже знали друг друга. Я их всех практически знаю, потому что имена уже известные. Читать надо нашу прессу, слушать надо наше радио. Я хочу пожелать, но это уже не к участникам, это к организаторам конкурса, пересмотреть надо все-таки эту систему. Я считаю, что нельзя судить о поэте только по мастерской стихосложения. Поэт, прежде всего, оценивается по его литературной композиции. Потому что именно там он показывает, на что способен.