О т ч ё т
Центральной контрольно-ревизионной комиссии ВОС
за период с ноября 2011 года по ноябрь 2016 года
Доклад председателя ЦКРК ВОС Т.П.Савицкой
Уважаемые коллеги, делегаты и гости XXII съезда ВОС!
Контрольно-ревизионная работа является очень важной и неотъемлемой частью деятельности Всероссийского общества слепых. В соответствии с Положением о контрольно-ревизионных комиссиях ВОС, утверждённым на XXI съезде Всероссийского общества слепых 15 ноября 2011 года, отмечается расширение полномочий, а также повышение роли и ответственности Комиссий всех уровней.
Исходя из этого, ЦКРК ВОС ставились и решались следующие приоритетные задачи:
- оказание методической и практической помощи контрольно-ревизионным комиссиям региональных организаций ВОС;
- повышение квалификации членов ЦКРКВОС и обучение председателей КРК РО ВОС;
- использование традиционных и новых форм в организации контрольно-ревизионной деятельности региональных КРК и ЦКРК ВОС;
- включение в планы ЦКРК актуальных вопросов в связи с совершенствованием контрольно-ревизионной работы;
- анализ существующих проблем и поиск путей их решения.
Для выполнения указанных задач на XXI съезде ВОС избрана Центральная контрольно-ревизионная комиссия в количестве 15 человек, которые активно работали в течение всего отчетного периода.
Деятельность Комиссии осуществлялась в соответствии с оперативными планами работы ЦКРК, которые утверждались ежегодно.
В течение отчётного периода проведено 12 заседаний ЦКРК ВОС, на которых анализировались акты КРК РО ВОС, рассматривались предложения членов ЦКРК по совершенствованию контрольно-ревизионной работы, принимались решения об организации комплексных и локальных проверок аппарата управления и Центрального правления ВОС.
В течение созыва ЦКРК ВОС было проведено 5 комплексных проверок итогов работы АУ ВОС и ЦП ВОС за 2011–2015 гг. и 2 тематических проверки по отдельным направлениям деятельности ВОС, на которых стоит остановиться подробнее.
Чтобы устранить дублирование, упорядочить и конкретизировать статистические данные, которые представляют региональные организации в аппарат управления ВОС, ЦКРК в 2012 году проанализировала состояние отчётной документации во Всероссийском обществе слепых.
В результате были приняты меры, направленные на оптимизацию и сокращение объёма поступающей с мест отчётности. Если в структуру информации «Об итогах работы РО ВОС за 2012 год» входило 8 приложений, то в настоящее время их количество уменьшилось до 7 документов.
В 2015 году разработана типовая форма программы РО, ООО, учреждений ВОС «Реабилитация инвалидов по зрению», которая утверждена постановлением ЦП ВОС от 25.06.15 № 5-9. На ближайшем заседании ЦП ВОС планируется рассмотреть вопрос об утверждении типовой инструкции о правилах заполнения форм исполнения названной Программы. В связи с тем, что высказываются предложения и наказы с мест о сокращении числа отчётных документов, представляемых вышестоящим организациям Всероссийского общества слепых, Комиссия рекомендует новому составу ЦКРК ВОС совместно с АУ ВОС продолжать работу в указанном направлении.
Тема второй локальной проверки ЦКРК, проведённой в 2016 году, - изучение состояния информационной работы в АУ ВОС и РО ВОС, осуществляемой на основе принятой Центральным правлением ВОС Концепции информационной политики ВОС (утверждена постановлением ЦП ВОС от 26.12.13 № 10-8).
Это важное решение ЦП ВОС заложило необходимую основу для совершенствования процессов управления информацией, изучения общественных настроений и их коррекции по важнейшим для ВОС направлениям.
Созданные в организации «Радио ВОС» и пресс-служба ВОС, стали действенным инструментом доведения своевременной и объективной информации о деятельности Общества до инвалидов по зрению, моделью для становления и развития медиа-ресурсов в региональных и местных организациях ВОС, центрами содействия в развертывании информационной работы в региональных организациях, учреждениях и на предприятиях ВОС путем создания и расширения сети общественных корреспондентов. В 2012-2015 гг. пресс-службой ВОС на базе ИПРПП ВОС «Реакомп» и «Радио ВОС» на базе КСРК ВОС было организовано проведение специализированных курсов по подготовке общественных корреспондентов в региональных организациях ВОС. Обучение на курсах прошли более тридцати членов ВОС. Проведение обучения стало стимулом для создания и работы службы пресс-секретарей в пятнадцати региональных организациях. Наибольшую эффективность имеет организация их деятельности в Татарской, Мордовской, Вологодской, Омской, Кабардино-Балкарской, Тюменской, Чувашской РО ВОС. Отмечается высокий рейтинг в информационном пространстве ВОС сайтов Костромской, Свердловской, Тюменской РО ВОС.
Вместе с тем, есть неиспользованные резервы в этой работе. В настоящее время сайты имеют 38 РО ВОС, что составляет чуть более 50% от числа региональных организаций; из них только 10-12 работают результативно.
Основная причина – отсутствие специалистов по продвижению сайтов и совершенствованию их дизайна. Сегодня каждому известно, что проще создать сайт, чем поддерживать его в рабочем состоянии. В идеале это не только визитная карточка организации, это механизм воздействия на социум, инструмент привлечения внимания к нуждам и заботам инвалидов по зрению.
Регулярное и оперативное размещение печатных новостных материалов, иллюстрированных фотографиями, и видеопрезентаций способствует укреплению имиджа ВОС, повышению рейтинга РО ВОС в системе общественных организаций в субъектах РФ, увеличению посещаемости сайтов пользовательской аудитории.
ЦКРК ВОС подготовила предложения в этой сфере, они изучены в аппарате управления и сформулированы в проекте постановления съезда.
Одним из условий эффективной контрольно-ревизионной работы является конструктивное взаимодействие ЦКРК с руководством и аппаратом управления ВОС в связи с реализацией мероприятий, направленных на решение проблем, отмеченных в ходе комплексных и локальных проверок и выполнения собственных предложений. Председатель и члены ЦКРК ВОС непосредственно участвовали в этом процессе.
Сегодня в числе самых актуальных проблем - высокая текучесть кадров руководителей хозяйственных обществ. Как отмечалось в отчётном докладе президента ВОС, за 2011-2016 годы на 73 предприятиях произошла смена 143 руководителей, в некоторых хозяйственных обществах ВОС – от 4 до 6.
Один из показательных примеров - ООО «МАГ СВЕТ» (Магнитогорск), где в течение созыва сменилось 5 руководителей. Чтобы выполнить предложение ЦКРК ВОС об использовании в качестве руководителей предприятий незрячих специалистов, по решению Наблюдательного совета ООО «МАГ СВЕТ», согласованному с президентом и Центральным правлением ВОС, в 2013 году генеральным директором был назначен инвалид по зрению, имеющий высшее экономическое образование. Но из-за отсутствия практического опыта управленческой работы он не смог удержаться на этой должности и стать успешным антикризисным управляющим.
В настоящее время он остался на ООО «МАГ СВЕТ» в должности заместителя генерального директора по развитию предприятия и находится в резерве кадров на должность генерального директора.
Для того чтобы вырастить квалифицированных управленцев, которые по-настоящему станут служить делу ВОС, требуется время, желание и терпение, а ещё важнее – совершенствовать систему подготовки лидеров.
В дополнение к мероприятиям по формированию резерва кадров председателей РО, руководителей ООО, учреждений и СМИ ВОС, ЦКРК ВОС рекомендует:
- генеральным директорам хозяйственных обществ шире привлекать перспективных инвалидов по зрению к управленческой деятельности в качестве мастеров, реабилитологов, программистов с целью формирования резерва кадров на руководящие должности;
- руководству ВОС рассмотреть возможность возобновления обучения на базе НУ ИПРПП ВОС «РЕАКОМП» организаторов производства из числа незрячих специалистов или включить этот курс в программу по подготовке инвалидов по зрению к управленческой деятельности.
В современных социально-экономических условиях к приоритетным задачам принадлежит обеспечение занятости инвалидов по зрению в системе ВОС и на открытом рынке труда. Руководством ВОС проделана серьёзная работа в указанном направлении: создан отдел исследования социально-трудовых отношений и определения возможностей трудоустройства инвалидов по зрению, поддерживается банк данных «Трудовые ресурсы ВОС», содержащий сведения о работающих и нуждающихся в трудоустройстве инвалидах по зрению.
Тем не менее, в настоящее время существует острая необходимость обратить внимание на решение данного вопроса. В 2015 году общее количество работающих и обучающихся инвалидов по зрению – членов ВОС уменьшилось почти на 2 тысячи человек: 2014 г. – 23988 чел., 2015 г. - 22180 чел; число незрячих, нуждающихся в трудоустройстве, составляет 7908 человек.
Заслуживает внимания, изучения и практического использования опыт Тюменской, Омской, Мурманской РО ВОС. В этих регионах для трудоустройства инвалидов на рабочие места со специально созданными условиями внедрены в практику отчёты предприятий, не имеющих возможность квотировать рабочие места для инвалидов, по аренде рабочих мест на других предприятиях, в том числе в общественных организациях инвалидов.
Чтобы повысить эффективность работы по трудоустройству инвалидов по зрению в системе ВОС и качество резерва кадров на руководящие должности, ЦКРК ВОС вносит предложение:
- рекомендовать руководству ВОС активизировать работу по подготовке предложений и выступить с инициативой с целью внесения изменений в Федеральный Закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов» на основании опыта Тюменской, Омской и Мурманской областей.
Для обеспечения устойчивой работы предприятий руководством Всероссийского общества слепых в течение отчётного периода ставились и решались следующие задачи:
- взаимодействие с региональными правительствами с целью стабилизации текущей деятельности ООО ВОС;
- укрепление связи с предприятиями крупного бизнеса, для которых хозяйственные общества ВОС являются системными поставщиками продукции;
- организация выставок изделий, которые выпускают предприятия ВОС. Осуществлялось конструктивное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, в частности, с Министерством промышленности и торговли РФ, а также крупными корпорациями (ОАО РЖД, «Автопром» и др.) по достижению системной поддержки производственной сферы ВОС. Уделялось серьёзное внимание оказанию методической помощи предприятиям ВОС по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по получению системной организационной и финансовой поддержки производственно-хозяйственной деятельности;
- подготовлены 5 проектов Соглашений между ВОС и руководителями субъектов федерации о поддержке предприятий ВОС. В связи с этим целесообразно привести пример из жизни одного региона: в течение 2014 – 2015 гг. по инициативе руководства Всероссийского общества слепых были организованы 3 рабочих встречи с руководителями предприятий крупного бизнеса с целью увеличения объёма заказа для ООО «МАГ СВЕТ» и ООО «Миасское производственное предприятие «Авто плюс». С участием первого заместителя Губернатора Челябинской области, руководителей ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и ОАО «Автомобильный завод «Урал». В итоге ожидания оправдались: доля заказа стратегических партнёров в объёме производства названных хозяйственных обществ ВОС увеличилась в 2-3 раза.
В группу лидеров субъектов РФ, оказывающих действенную помощь хозяйственным обществам ВОС, входят Костромская, Краснодарская, Санкт-Петербургская, Свердловская, Татарская, Удмуртская РО ВОС.
Если работа в этом направлении будет продолжаться также конструктивно результативно, то к группе лидеров присоединятся другие регионы.
В течение отчётного периода АУ ВОС совместно с ЦКРК ВОС работали над проектом «Методических рекомендаций для проведения проверок контрольно-ревизионными комиссиями ВОС». Речь идёт о том, что методика проверки должна быть понятна председателю контрольно-ревизионной комиссии с любым уровнем образования от неполного среднего до высшего. Кроме того, была поставлена задача: сделать документ удобным для работы председателей контрольно-ревизионных комиссий региональных и местных организаций ВОС, чтобы не выбирать необходимый материал из действующего Положения. На основании проделанной работы ЦКРК рекомендует делегатам съезда дать ей право «утверждать типовые документы по вопросам контрольно-ревизионной деятельности ВОС».
Новому составу ЦКРК для рассмотрения и доработки предлагается проект Регламента Центральной контрольно-ревизионной комиссии.
В 2011-2016 гг. уделялось внимание повышению квалификации работников контрольных органов ВОС всех уровней.
Во-первых, ежегодно проходили семинарские занятия с членами Центральной контрольно-ревизионной комиссии на базе НУ ИПРПП ВОС «Реакомп.», которые завершались практической отработкой методики и документального оформления проверок.
Во-вторых, в 2013 году по рекомендации и при непосредственном участии ЦКРК ВОС проведены специализированные семинарские занятия с группой впервые избранных председателей КРК РО ВОС в количестве 15 человек. Совместное обсуждение вопросов контрольно-ревизионной работы членами ЦКРК и впервые избранными председателями региональных КРК проходило в форме дискуссии, использовался метод Мозгового штурма.
Комиссия считает, что обязательным условием успешной контрольно-ревизионной работы является постоянное повышение квалификации руководителей и членов КРК РО и МО ВОС. Поэтому сохраняет актуальность предложение ЦКРК, высказанное на предыдущем съезде ВОС в ноябре 2011 года о том, что ежегодное обучение данной категории работников контрольных органов в ИПРПП ВОС «РЕАКОМП» должно войти в систему профессиональной подготовки кадров ВОС.
Неотъемлемой частью работы ЦКРК является взаимодействие с контрольно-ревизионными комиссиями РО и МО ВОС, которое осуществляется в нескольких направлениях.
Во-первых, рассматривались письменные и устные обращения из регионов, оказывалась консультационная поддержка (КРК Башкирской, Бурятской, Курганской, Ростовской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Свердловской, Татарской, Тюменской РО ВОС).
Основные темы обращений:
- процедура проверки КРК работы региональных организаций, хозяйственных обществ ВОС;
- оптимальное количество локальных проверок РО и МО ВОС в течение календарного года;
- проведение внеочередной отчётно-выборной конференции РО ВОС;
- порядок досрочного сложения полномочий действующего председателя КРК РО и избрания нового председателя;
- наложение взыскания на работников РО ВОС и членов ВОС за допущенные проступки;
- правомерность отстранения от занимаемой должности председателя МО ВОС.
При рассмотрении жалоб инвалидов по зрению в обязательном порядке учитывалось мнение председателей региональных организаций и руководителей КРК РО ВОС, окончательные решения принимались согласованно.
В течение отчетного периода члены ЦКРК для участия в проверках и рассмотрении жалоб, поступивших в ЦП и ЦКРК ВОС, выезжали на места в 5 регионов 7 раз, в том числе 2 раза в Курганскую РО ВОС и на ООО «МАГ СВЕТ».
Во-вторых, формировался алгоритм взаимодействия контрольно-ревизионных комиссий региональных и местных организаций ВОС. По вполне понятным причинам базовой площадкой по реализации данного направления деятельности стала КРК Челябинской областной организации ВОС, в состав которой были избраны активисты и квалифицированные специалисты, имеющие опыт контрольно-ревизионной работы.
В результате выработан следующий порядок действий:
- изучение опыта КРК МО ВОС и оказание им методической и практической помощи;
- анализ актов комплексных и локальных проверок КРК МО ВОС и пакета документов, представленных МО ВОС после отчётных конференций;
- привлечение к проведению семинарских занятий для председателей и членов КРК РО и МО ВОС специалистов региональных организаций Уральского федерального округа.
По итогам проделанной работы установлено, что не все председатели МО ВОС и КРК МО ВОС понимают разницу между годовым актом и годовым отчётом. Практика показывает, что такая ситуация отмечается не только в Челябинской РО ВОС. Есть местные организации, где КРК представляют только акты комплексных проверок и приравнивают их к отчётам контрольно-ревизионных комиссий и наоборот, отчёты приравниваются к актам комплексных проверок.
В связи с этим предлагается ограничить деятельность местных КРК ВОС локальными проверками и отчётами о работе КРК, так как информационные конференции в МО ВОС проходят ежегодно.
В-третьих, принимались меры по совершенствованию методики и улучшению состояния контрольно-ревизионной работы, подготовки отчетных документов, проведению проверок на местах.
Анализ актов КРК региональных организаций ВОС фактически является мониторингом общественного мнения контрольно-ревизионных органов.
Контрольно-ревизионные комиссии региональных организаций рекомендовали обратить внимание постоянно действующих руководящих органов ВОС на решение следующих вопросов в перспективе на следующее пятилетие:
- принимать меры с целью сохранения существующих и создания новых рабочих мест для инвалидов по зрению;
- оказывать содействие в трудоустройстве и квотировании рабочих мест для инвалидов;
- Наблюдательным советам и генеральным директорам хозяйственных обществ ВОС не допускать снижения численности работающих инвалидов по зрению и находить пути выполнения этой задачи;
- повышать эффективность и качество работы по обеспечению инвалидов по зрению техническими средствами реабилитации в рамках региональных и федеральных программ;
- активизировать участие РО и МО ВОС в формировании доступной среды для инвалидов по зрению;
- совершенствовать формы и методы работы по увеличению численности членов ВОС, особенно использование современных методов вовлечения в жизнь Общества молодых инвалидов по зрению.
Подводя итоги деятельности по общественному контролю в 2011-2016 гг., ЦКРК ВОС считает, что в течение пяти прошедших лет, центральным правлением и аппаратом управления ВОС проведена большая работа по комплексной реабилитации и социальной поддержке инвалидов по зрению, защите их прав и интересов. На заседании Центральной контрольно-ревизионной комиссии было принято решение – дать вполне удовлетворительную оценку работе Центрального правления ВОС в отчетном периоде.
В заключение разрешите поблагодарить членов ЦКРК, руководство и аппарат управления ВОС за совместную конструктивную работу, за партнёрскую поддержку, за умение искать и находить компромиссы в спорных ситуациях, корректно говорить правду и цивилизованно решать проблемы.