Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

       ПОЭЗИЯ

           ВСЕВИДЯЩЕЕ СЕРДЦЕ

В повести «Слепой музыкант» Короленко подытожил: «Он своим примером и музыкой тревожил сердца толпы и напоминал счастливым о несчастных». Ещё есть в наследии этого литератора целый  цикл произведений о захудалом городишке Вятской губернии, который был  запечатлён тогдашним ссыльным  студентом. С тех пор Глазов радикально изменился, но в нём сохранилась проблема нереализованности материальных, интеллектуальных и культурных запросов. Стереотипными для современной глубинки продолжают оставаться представления о настоящем успехе и благополучии, возможном только, если удастся податься в «нерезиновые» мегаполисы, а то и иные страны. Но в противовес мнимой традиции критического отношения к провинции как к застойному, косному началу существует мнение о сохранении в глубинке духовных ценностей.  

Наша жизнь, что река,

Не войти в неё дважды.

Сам свои берега

Выбирает в ней каждый.

Не напрасно у рек

Есть мосты и паромы.

Счастлив тот человек,

Кого ждёт кто-то дома…

  Подлинная национальная идея в настоящее время бытует и развивается вдалеке от столиц. Она создаётся незаурядными и сильными духом людьми, такими как Леонид Смелков. Этот поэт божьей милостью, преодолевая  свой сложный путь обретения смысла жизни,  однажды написал: «Но одного лишь я боюсь — стать равнодушным, жить в покое…»

  Он родился в военном 1942 году в Татарии, здесь прошли его детство и юность. Сразу запоминается безапелляционное название программного произведения — «Я не хочу судьбы иной». Вот в какие стихотворные строки вылились воспоминания о трудном становлении личности:

Добра и впрямь не ищут от добра…

С вершины лет, я думаю, пора

Судьбы своей мне подвести итоги.

Она моя, как и мои дороги:

Железная — с отцом, ко храму — с мамой,

И майский день, тот светлый, яркий самый;

И мрак, где только звуки бытия,

Где мир иной и я уже не я,

Каким был в том, голубоглазом детстве.

А жизнь брала своё — прозрело сердце.

Искал себя и в деле находил.

Срывался, падал, вновь вставал и жил…

Ему бы пытливо вглядываться в туманную даль будущего, но, окончивший в Казани девятый класс, Лёнька  перенёс травму  и лишился  зрения. Конечно, паренёк ещё не понимал всего трагизма произошедшего с ним. В отличие от слепорождённых счастливчик до шестнадцати  лет видел свет. Но ведь полный мрак после многоцветной жизни — это жестокое испытание, способное сломить любого. В этой проверке на прочность и открылись резервы организма и закалился характер, а спустя десятилетия появились горькие строки:

Ничего мы не знаем о зле,

Нарождаясь на этой земле.

А меж тем непутёвая злость

Вечно грызлась за каждую кость.

Годы мчатся — и  ты всё больней

В жизни хочешь добра для людей.

В две горчайших морщинки у рта

Обошлась мне моя доброта.

Леонид нашёл силы окончить школу, а затем учился на историко-филологическом  и юридическом факультетах Казанского университета, а также  на отделении  дефектологии Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена. Есть в его биографии годы учительства в сельской школе, а после учёбы в Ленинграде он 12 лет преподавал историю в посёлке Лаишево в Республиканской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей Татарской АССР, помогал своим воспитанникам обрести опору в жизни и душевную зоркость. Его судьба не раз  делала крутые повороты, что получило поэтическое и философское осмысление:

Мы любовь не искали, не крали

У судьбы на развилках дорог.

А скорбящей душой, видит Бог,

Мы, как жемчуг, её добывали.

По крупице, навек, на мгновенье ль,

Не щадя своих скорбных сердец,

Обретали её, наконец,

И печаль уходила в забвенье.

А иначе никак! А иначе в пути

Нам себя не понять, не познать, не найти!

Вот уже 32 года  он живёт и работает в Глазове. Достойная жизнь неординарного человека заслуживает особого внимания и серьёзного исследования. Поэт с большой буквы  действует на благо окружающих и ежедневно опровергает традицию снисходительно-жалостливого отношения к инвалидам. Ему есть что сказать соотечественникам, для которых истинная вера не пустой звук:

К местам святым, как встарь, дороги вновь идут.

От суеты устав, здесь люди скорби лечат

В надежде, что в себе вновь Бога обретут.

И ощутить хоть на мгновенье вечность

Порой издалека, оставив дом, спешат.

Дорога нелегка. В себе утратив Бога,

Стенает и скорбит уставшая душа,

Старея раньше тела понемногу.

Мы каемся, грешим, боимся опоздать.

Но каждому свой срок на всё отпущен свыше.

А можно в миг любой стать к Господу чуть ближе,

Когда в душе твоей любовь и благодать…

В российском научно-практическом журнале  «Комплексная реабилитация: наука и практика» есть раздел «Победивший себя — могуч». В одном из его номеров рядом с материалами о  Франклине Рузвельте и Андреа Бочелли помещена и статья «Феномен Смелкова», уникальность которого заключается не только в творческой одарённости, но и в факте состоявшейся гармонической Личности. Недаром его избирали депутатом Городской думы. Его опыт, деловые качества, принципиальность и взыскательность, предприимчивость уникальным образом  сочетаются с заботливо-отеческим отношением к своим подопечным. Это было ему свойственно как в  период работы на ООО «Глазов. Электрон» заместителем директора по социальным вопросам и генеральным директором этого предприятия, так и сейчас, когда Л.Ф. Смелков будучи  председателем Глазовской местной организации занимается самыми сложными социальными проблемами, от решения которых зависят судьбы сотен незрячих. Свой богатый жизненный опыт и разносторонние знания он бескорыстно дарит  людям, заботясь об их духовном развитии:

Живу в заботах о насущном хлебе

И верую в свою звезду на небе.

Сквозь пелену отчаянья, сомненья

Мне душу согревало вдохновенье…

Смелков — частый гость в школах, колледжах и институтах. Его поэтический дар общепризнан. Учтено около полусотни публикаций мастера стихосложения, а начинал он творческое восхождение в журналах «Луч», «Уральский следопыт» и «Наша жизнь». Появившийся в периодике проникновенный мини-шедевр «Сююмбике» буквально покорил Татарстан. Произведения лирика вошли в коллективные сборники «Горизонт», «Зимняя птица» и «Сентябрь», поэтические подборки  не раз печатались в Интернет-журнале литературной критики и словесности. Первая его персональная авторская книжка «Я люблю вас, люди» вышла в 1990 году под редакцией народного поэта Удмуртии О.А. Поскрёбышева, а затем были «Колокола весны» и «Живу и верую». Стали крылатыми его афоризмы: «На высоту лишь тот взойдёт, кто над собою верх возьмёт», «Здоровайтесь обеими руками», «Не стоят ни гроша слова твои, когда пуста душа и нет любви»,  «Сердце на семи ветрах». Ему посвящено несколько страниц в энциклопедии «Писатели и литературоведы Удмуртии» и  в книге о традициях «Наше культурное достояние». Он причастен к  расцвету литературного объединения в 80-е годы, когда в Глазове царил особый поэтический дух. Именно отсюда Леонид Смелков и пришёл в нашу литературу. Его трепетная любовная лирика буквально завораживает:

Есть в августе особенные дни —

В конце его, на самой кромке лета.

Не броски, даже будничны они,

Хотя и солнышком насквозь прогреты.

Им ветры скоро осень протрубят…

И в нежной, в сладостной поре налива,

Задумчивы и нежно-молчаливы,

Они похожи чем-то на тебя.

Я раньше этого не замечал

В хмельном и знойном от любви июне;

Я грезил не тобою по ночам

И рвался не к тебе совсем… А ныне…

Дни августа, как мне теперь близки

Они с их далями, с поблекшим небом!

В них запах яблок и ржаного хлеба,

В них нежность и тепло твоей руки…

До недавнего времени Л. Смелков был единственным глазовчанином, принятым в Союз писателей России. Несколько лет он предпринимает шаги для открытия в Глазове отделения организации профессиональных литераторов, планируя образовать специальный  фонд, а единомышленники у него есть. Он сделал очень много для продвижения в «авторскую элиту» своих талантливых собратьев по перу. Тонкий лирик уважаем в культурной среде  республики, а его творчество — предмет множества исследований критиков и литературоведов. Ему посвящаются рефераты школьников, доклады и курсовые работы студентов, статьи преподавателей Глазовского пединститута. Завкафедрой информатики этого вуза Р.Я. Касимов создал в интернете сайт LFSmelkovnarod.ru. Требовательный и доброжелательный наставник организует творческие встречи с начинающими авторами. Сам в трудные времена испытавший теплоту подлинного участия, Леонид Смелков помог издать книгу по литературному краеведению. Это не случайно, ведь ему поразительно удаётся сочная и звонкая «живопись слова»:

Ещё туман стоит над речкой сонной,

А солнца луч уже зажёг зарю.

И этой речки тишь, и это солнце

Тебе я, свет мой радостный, дарю.

Под щебет птиц ночную сбрось истому

Да босиком заторопись к ручью.

И звон хрустальных струй, и птичий гомон

Тебе я, свет мой радостный, дарю!

А новый день, как исповедь, как песня,

Которой жажду счастья утолю.

И этот день, и землю с поднебесьем

Тебе я, свет мой радостный, дарю.

Поэт состоялся как  многогранная личность и заслуженно стал знаковой фигурой, словно воплощая завет Николая Островского: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной…»   Десять лет назад Л. Смелков инициировал издание сборника произведений незрячих поэтов Удмуртии «Ожерелье судьбы». Сейчас некоторые тогдашние дебютанты уже стали известными писателями и поэтами. Это Майя Московкина (Глазов), Виталий Ложкин (Сарапул), Сергей Вострокнутов (Воткинск).

Неоднократно Леонид  Фёдорович был членом  жюри престижных  фестивалей авторской песни незрячих исполнителей в Ростове-на-Дону и в Волгограде, он являлся организатором и членом жюри турниров незрячих самодеятельных поэтов ВОС. Второе подобное всероссийское  состязание  было проведено по его инициативе  в ноябре 2005 года на базе ООО «Глазовское УПП  «Электрон» ВОС», генеральным директором  которого он тогда являлся. Потрясающее по накалу страстей, силе эмоций и энергии разума «Поэтическое ристалище» стало важным событием не только для даровитых членов Общества слепых, но и для региона в целом. Почти 3 дюжины увлечённых и неунывающих любимцев муз из Удмуртии и Карелии, Перми и Краснодара, Бийска и Серпухова, Златоуста и Ростова-на-Дону участвовали в интеллектуальных битвах знатоков литературы и напряжённых мастер-классах. Два дня были насыщены общением лириков. Они запомнились бардовскими откровениями и удачными экспромтами, разговорами по душам и занимательными экскурсиями.

Полгода назад в Ижевске была осуществлена презентация необычного издания, в которое вошли образцы ребячьего художественного осмысления мира и себя в нём. Сборник  произведений литературного творчества сирот и юных авторов с ограниченными физическими возможностями  «Мир един для всех!» появился на свет в 2008 году благодаря действенной поддержке президента Удмуртской Республики А.А. Волкова. Составителем и редактором его был Л. Смелков. Данное уникальное собрание стихов и  рисунков уже тогда представляло  пример милосердия и душевной щедрости, а на этот раз  явилось в новой ипостаси: тексты открылись в брайлевской интерпретации и получили новую жизнь в переводе на удмуртский язык. В предисловии у Леонида Фёдоровича есть такие строки: «У этих детей мы, взрослые, можем поучиться ЖИТЬ…»

В числе участников, чей возраст составлял от 7 до 18 лет, оказалась и нынешняя студентка ГГПИ Анна Аникина. Ещё в школе сирота  с непростой судьбой успешно защитила реферат по творчеству поэта Смелкова, личное знакомство с которым воодушевило её. Сегодня в активе у старшекурсницы доклады, сертификаты и публикация в московском сборнике по итогам Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Кирилло-Мефодиевские Чтения». Говоря сухим научным стилем, темой её предстоящей дипломной  работы остаётся богатая библиография и творчество Л.Ф. Смелкова. В стихотворении А. Аникиной «Встреча» из книги «Мир един для всех!» она выразила своё отношение к поэту такими словами:

Он много пережил утрат и бед,

И, может, не всегда бывали средства,

Но Леонид Смелков — единственный поэт,

Имеющий «всевидящее сердце»!

6 октября 2011 года под сводами Ижевского Свято-Михайловского собора  состоялось заседание Круглого  стола «Православная книга и её доступность для людей с нарушениями зрения», проходившего в рамках Соглашения между Министерством культуры, печати и информации Удмуртской Республики, Ижевской и Удмуртской епархией с участием государственных и общественных организаций. Возглавлял глазовчан Леонид Фёдорович, сказавший веские слова о важности проекта и дальнейших задачах и перспективах социально-реабилитационной работы.  Значимое событие  нашло отражение в православной газете «Ижица», отметившей эмоциональность и серьёзность этого выступления. Поэт прекрасно понимает необходимость всестороннего «духовного воспитания» подрастающего поколения, ведь в его творчестве тесно переплетаются христианские мотивы, образы русской классики и любовная лирика:

Святогорье…. Здесь свято и горе.

Божий Храм на крутом косогоре,

И такая вокруг благодать —

Просто хочется вдруг помолчать.

На деревья, сердца и на лица

С куполов позолота струится.

Блики солнечные на крестах,

В твоих чуточку грустных глазах.

Улыбаясь, стоишь у колодца.

С вёдер падают капельки солнца,

А мне слышится твой звонкий смех.

И вот-вот закружит первый снег.

В сентябре этого года Леонид Фёдорович отмечает свой юбилей. За семь десятилетий он успел сделать удивительно много. Он продолжает творить добро и дарить радость общения, излучать свет тепла и участия, деятельно помогая инвалидам по зрению. Глава большого семейства растит младшего сына-пятиклассника Фёдора. Достойный гражданин растёт, это уже чувствуется. Наш замечательный современник поныне не разучился любить и делиться самым сокровенным с читателями:

Дух захватывает! По крутизне

Мчимся в санках навстречу весне.

Вся в восторге кричишь: «Я права!»

А над нами — небес синева.

Ты смеёшься. И радостно мне.

К нам сынишка спешит по лыжне.

Он ещё хоть и мал, но удал.

Молодец! Не беда, что упал.

Кроме всего прочего, Леонид Фёдорович с удовольствием трудится на земле. Его дачный надел процветает без участия наёмной силы. Для любого человека всегда было важно, чтобы рядом был кто-то близкий, но далеко не всякий отважится в проникновенных строфах «обнажать душу»:

У каждого свой дом, а в нём — очаг.

Мой дом — в твоих, любимая, очах.

Ресницы — вместо стен, а крышей — синь…

К нему спешу сквозь ветер или стынь.

В нём ждёт меня уют и тихий свет

Любви твоей… От горести и бед

Спасенье для меня в его тепле,

И нет святей жилища на земле!

 Эти сокровенные строки поэт посвятил своей жене — Любови Васильевне. Они говорят о многом. И, конечно, не оскудевает его поэтический дар! Новые произведения захлёстывают  нынешние реалии, помноженные  на впечатления от поездок по градам и весям. Самая жгучая современность находит отражение в его задушевной лирике и гражданской публицистике, в яркой сатире и мягкой иронии. Все разножанровые произведения сохраняются в феноменальной памяти, радуя  слушателей в неподражаемом авторском исполнении. Новинок уже вполне наберётся для очередного поэтического сборника, вызревающего в творческом горниле, а название уже  родилось: «Мы все твои, Россия, дети». Рядом с философичными миниатюрами, тёплыми посвящениями и дружескими шаржами здесь будет и маленькая лиро-эпическая поэма «Судьбы моей священный островок», надрывной искренностью уже покорившая читателей Интернета, подтверждением тому — отрывки из этой поэмы:

В монастырской стороне,

В недалёкой старине,

В городок мещанский

На реке Свияге

Привезли «несчастных»

В старой колымаге.

Бабки охали: «Бог, мой!

Кто не слезет — всё слепой…

Где их столько взяли,

Бедных?» И так далее…

Шли за ними «ох» да «ых».

Охали, крестились.

Так в Свияжске для слепых

Интернат открыли.

Бабки молятся — что с них!

Знать ещё не знают

Школа — благо для слепых.

Храмы закрывают

Под приюты — для больных,

Умственно отсталых.

Снова «ох»! И снова «ых»…

А властям всё мало.

Нет и впрямь на них креста!

Во святые-то  места,

Незаметно, тихо

Зеков шлют и психов.

И за что  на нас немилость

Вдруг такая вот свалилась?

Взвыли девки, пуще — вдовы:

«Мужиков аль нет здоровых,

Шлёшь и шлёшь всё инвалидов.

Господи, за что? Обидно!

Ну, грешим. Прости, такие,

Ведь не больше, чем другие.

Да  и как нам без грехов,

Бабий коль удел таков».

Каялись, молились,

А потом смирились.

Позже поняли: слепые

Мужики-то — во какие!

И не глядя на изъян,

Брали их себе в мужья.

Мне  в той школе быть пришлось,

Но с женитьбой — обошлось…

* * *

И вот я снова здесь, спустя

Полвека. Это не пустяк!

И нет уже былой державы

С её бесславием и славой.

Под колокольный звон в лесах

Вновь возрождается краса

Золотоглавых храмов,

Порушенных тех самых.

Стою с зажжённою свечой

Пред ликом Девы пресвятой —

Поручницы всех грешных

Иных земель и здешних.

Стою душою  просветлён.

Всем сердцем в  край родной влюблён.

 И свято верю, верю в чудо.

И алчности людской и блуда,

Презрев злой рок, под небом синим

Воскреснешь ТЫ — моя Россия!

Воскреснешь новая, иная.

Судьбу твою Господь лишь знает.

Для нас ты —  Запад и Восток,

Земли священной островок.

 На этом ли, на том ли свете

Мы все твои, Россия, дети.

Живу тобой, тобой горжусь!

Ты — боль моя, любовь и грусть.

С юбилеем Вас, дорогой Леонид Фёдорович! Желаем Вам здоровья, счастья, новых поисков и успехов в творчестве! Новых побед Вам и высот! 

  Материал подготовила кандидат филологических наук, доцент, Почётный работник высшего профессионального образования РФ  Наталия Закирова