К юбилею ВОС
КАК ЭТО БЫЛО
КООПЕРАЦИЯ
С середины пятидесятых годов прошлого века начинаются существенные изменения в производственной деятельности Общества. Всё больше усилий направляется на развитие промышленного производства, расширение капитального строительства, улучшение обслуживания инвалидов. Полукустарные мастерские шаг за шагом превращаются в механизированные предприятия, устанавливаются первые связи с государственными заводами. А после состоявшегося в 1963 году Х съезда ВОС кооперирование становится основным путём развития производства в Обществе.
На ранних этапах осваивались сравнительно простые изделия, к примеру, картонная и бумажная тара для пищевой и фармацевтической промышленности. Постепенно переходили к совместному изготовлению более сложных. Так, Горьковское УПП № 2 делало узлы для Горьковского автозавода, Костромское УПП — фильтры для Ярославского моторного завода, Новомосковское УПП — соединительные элементы для электротехнических изделий.
С каждым годом росло число их последователей, расширялись масштабы кооперации. С наших предприятий уходили узлы для аппаратуры связи, телефонных устройств, автомобилей, тракторов, сельхозтехники, мотоциклов. Ижевское и Ульяновское УПП выпускали сиденья, Владимирское, Курганское, а также Ленинградское УПП № 5 — щитки приборов, Псковское УПП — несколько модификаций переключателей.
В начале 70-х годов начинается широкое освоение электронных блоков для телевизоров, радиоприёмников и других устройств. Многим тогда казалось утопией, что слепые смогут вести монтаж радиоэлементов, которых в блоке нередко бывало до полутысячи. И всё-таки это стало реальностью.
Дмитровское УПП во главе с Н. Лабчинским, ставшее пионером освоения блоков по кооперации с Московским радиотехническим заводом, его главный инженер А. Бренин, конструкторы и технологи предприятия под руководством главного инженера Московского областного правления М. Рейфмана смогли разработать технологию, позволившую слепым безошибочно выполнять новые операции.
Вслед за ними производство блоков начали на Коломенском и Люберецком УПП. Одновременно на Сарапульском УПП под руководством директора Г. Абросимова в короткие сроки освоили блоки автомагнитолы «Урал». Позднее производство электронных блоков появилось на предприятиях Волгоградского, Воронежского, Калужского, Московского городского и других правлений.
В это время ещё одна сказка стала явью — незрячие научились выполнять контрольные операции. Скептиков было предостаточно. Да и в государственных органах, на заводах, когда рассказывали об этом, в глазах собеседников явно читалось: «Давай, загибай дальше». Но сомнения не оправдались. На Вышневолоцком, Калининском, Кемеровском, Кировском УПП слепые проверяли размеры изготовленных деталей. Широко применялся труд незрячих при проверке исправности различных электротехнических изделий. Так, на Наро-Фоминском УПП они проверяли трансформаторы, на Ленинградском УПП № 3 — выключатели, на Батайском — сигнализаторы, на Александровском, Глазовском, Петрозаводском — жгуты проводов.
На большинстве предприятий, выпускавших блоки к телевизорам и радиоприёмникам, слепые вели входной контроль поступающих комплектующих изделий. При этом выявился не только социальный результат такого подхода, но и экономический. Настройка собранных блоков была весьма трудоёмкой операцией, требующей высокой квалификации. Она значительно упрощалась при комплектовании поступающих радиоэлементов в группы по параметрам. Оказалось, дешевле вести предварительное комплектование радиоэлементов, чем после сборки настраивать блоки.
Чем же так привлекла кооперация восовскую промышленность? Дело в том, что большинство предприятий в то время имело слабую производственную базу. Реализовать полный цикл многим из них было не под силу. При кооперировании появлялась, прежде всего, возможность закрепления за предприятиями отдельных операций, чаще всего сборочных, а не всего технологического процесса. Остальные его стадии обычно оставались за заводами. Они же отвечали за материально-техническое обеспечение и сбыт готовой продукции. Упрощались функции планирования, подготовки, обслуживания производства. Как правило, заводы оказывали значительную помощь в техническом перевооружении УПП.
Не меньшее значение кооперирование имело для формирования благоприятного психологического климата в коллективе предприятия. Сознание того, что незрячие рабочие плечом к плечу с тружениками крупнейших заводов страны изготавливают сложную и необходимую народному хозяйству продукцию, окрыляло людей, делало их жизнь более содержательной.
Конечно, любое сотрудничество плодотворно, если оно взаимовыгодно. Не сразу решались заводы на кооперирование. Для них такой шаг вёл к усложнению оперативного управления, удлинению производственного цикла, дополнительным погрузочно-разгрузочным, транспортным работам. Да и особого доверия к восовским предприятиям поначалу не было. Но с другой стороны, у них появлялись дополнительные трудовые ресурсы, производственные площади, возможность увеличения выпуска продукции.
С годами нарабатывался опыт таких отношений, преображался облик наших предприятий, они превращались в современные промышленные комплексы с массовым выпуском изделий, повышался технический уровень и культура производства. Необходимость ритмичного обеспечения сборочных конвейеров партнёров высококачественными узлами заставляла совершенствовать всю работу УПП, подтягивать производственную и трудовую дисциплину.
Руками незрячих создавались узлы и детали почти для тысячи заводов страны сорока министерств и ведомств. Среди них такие гиганты, как ГАЗ, АЗЛК, УАЗ, Волгоградский, Харьковский, Владимирский тракторные, Ростовский, Таганрогский, Красноярский комбайновые заводы, Кировский завод в Ленинграде, завод «Динамо». К выпуску телевизоров «Рубин», «Рекорд», «Темп», «Юность», аппаратуры связи и телефонии тоже были причастны незрячие.
Партнёры по достоинству ценили вклад восовцев в общее дело. Поздравляя Общество слепых с 50-летием со дня создания, генеральный директор объединения «ЗИЛ» П. Бородин подчёркивал, что коллективам предприятий ВОС присуще высокое чувство ответственности за выполнение взятых обязательств.
Кооперированные связи с государственными заводами расширялись из года в год. В 1965 году производство изделий по кооперации составляло треть от общего объёма, в 1975-м — половину, в 1985-м — две трети.
К сожалению, не обходилось без ошибок. Предприятия не всегда правильно оценивали свои возможности по выполнению технологических операций, обеспечению материалами, оборудованием, транспортом, инструментами, приспособлениями. Некоторые не успевали наращивать производственные мощности в соответствии с потребностями заводов. Были случаи разрыва связей без согласования с заказчиком. Отдельные предприятия принимали «кабальные» условия при подписании договоров, особенно по рентабельности. И ещё одно. Большая помощь, оказываемая заводами, вызывала на некоторых УПП иждивенческие настроения. Наращивая объёмы выпуска продукции, часть из них жила только сегодняшним днём, не задумываясь о перспективе. Зачастую осваивались только сборочные операции. Лишь на отдельных предприятиях появлялись другие элементы производственного процесса, развивались технические, инструментальные, ремонтные, транспортные, финансово-экономические службы.
В итоге часть предприятий полностью зависела от заказчиков, не успевала оперативно реагировать на изменения конструкции и технологии изготовления продукции. Это внесло значительные трудности в их деятельность позднее, когда заводы стали сокращать заказы. В таких условиях более устойчивыми к переменам оказались предприятия, которые наряду с выпуском узлов и деталей по кооперации осуществляли производство продукции по народнохозяйственному плану.
Тем не менее, многолетняя практика позволяет совершенно определённо утверждать: кооперирование сыграло важную роль в расширении производственной деятельности Общества, укреплении его материально-технической и экономической базы, способствовало качественному рациональному трудоустройству слепых.
Нужно сказать слова глубокой благодарности руководителям и специалистам министерств электротехнической, радио, электронной, автомобильной промышленности и других, их подразделениям, заводам за доверие, помощь и поддержку при развитии кооперированных связей.
А. Язвина, Л. Либман