Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

Рука — в руке

 

ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ НА ПОЛЬЗУ ЛЮДЯМ

Санкт-Петербургскому региональному отделению общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» исполнилось десять лет. Собрание, посвящённое этому событию, открыл член совета Игорь Никитин. Поскольку юбилей пришёлся на дни празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, он поздравил с этой знаменательной датой ветеранов, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла, которых немало и среди членов «Эльвиры».

Об истории движения слепоглухих в России рассказал Андрей Марков. Её начало относится к середине XIX века. Именно тогда появляется первая благотворительная организация, призванная оказывать помощь детям с глубокими нарушениями зрения и слуха. Особую роль в её создании сыграла Е. Грачёва, дочь банковского служащего. Её младший брат страдал тяжёлым заболеванием и не мог ходить. Екатерина Константиновна ухаживала за ним. После его исцеления она решает посвятить себя оказанию помощи «тяжёлым» детям. С этой целью  открывает специальный приют. В 1898 году его преобразуют в «Братство во имя Святой Девы Марии».

Первым ребёнком, которого Екатерина Константиновна взяла на своё попечение, была парализованная слепоглухая девочка Шура,  а в 1905 году в это же учреждение приняли слепоглухого мальчика Алексея Федосова. Наблюдая за ними, Екатерина Константиновна пришла к выводу о необходимости специального обучения.

Приват-доцент медицинской академии М. Богданов-Березовский, подготовивший несколько публикаций об успешном обучении слепоглухих детей, поместил в 1908 году в газете «Новое время» статью под названием «Душа в темнице», в которой рассказал о нелёгких условиях существования воспитанников Санкт-Петербургского приюта и призвал общество помочь им. Со всех концов страны и из-за рубежа стали поступать пожертвования. Первоначально было собрано около 400 рублей. Затем графиня М. Милютина передала 550 рублей и обещала ежегодно предоставлять такую же сумму. Ещё больше средств — 1500 рублей — поступило из наследства графа Н. Протасова-Бахметева. Церковь принимала активное участие в сборе пожертвований: однодневный сбор прошёл во всех храмах. Отдельные церкви получили право делать это регулярно. Кружки для денег  установили на всех вокзалах Санкт-Петербурга.

В начале 1909 года появилась инициативная группа по созданию организации, призванной оказывать помощь  этим тяжёлым инвалидам. 15 мая 1909 года Санкт-Петербургский градоначальник утвердил  Устав Попечительства о слепоглухих в России. В  нём говорилось, что для малолетних открываются школы, приюты, убежища и выделяются средства их семьям.  Для взрослых, которые могут работать, учреждаются мастерские,  богадельни, предоставляются дешёвые квартиры.  Начинают действовать курсы по подготовке учителей.  Оборудуются  больницы и амбулатории для лечения болезней ушей у слепых и глаз — у глухонемых.

Первым председателем нового общества стала графиня О. Голенищева-Кутузова, а заместителем — М. Богданов-Березовский.

Летом 1909 года педагоги М. Захарова, Ю. Якимова и О. Хейкинен по собственной инициативе отправились в города Венелсборг (Швеция) и Новавес (Германия), где  познакомились с опытом обучения слепоглухих. Профессор П. Лесгафт и доктор А. Владимирский прочитали цикл лекций об успехах  в этом процессе.

Данные сообщения вызвали живой интерес. В этом же году Е. Грачёва выпустила брошюру-воззвание «Он слеп, он глух, он нем». В 1910 году переведена на русский язык книга американской слепоглухой Элен Келлер «Оптимизм».

Для выявления детей с нарушениями зрения и слуха  по всей Российской империи были разосланы опросные листы. Из 33 губерний получили сведения о 761 человеке,  226 из них были в возрасте от 1 года до 20 лет.

Зимой 1909 — 1910 годов трёх малышей взяли на попечение общества и начали обучение в  специальном детском саду, которым руководила М. Захарова.

В августе 1909 года у приюта появляется  помещение на Фонтанке, 133. В конце этого года в нём воспитывались уже 7 человек. Возглавила его  Мария Афанасьевна Захарова, которая стала там педагогом. Обучение велось по устному методу с использованием дактилологии.

В 1911 году открывается второе отделение. Приют в Санкт-Петербурге был первым учебным заведением подобного рода в России. Именно здесь проходил практику студент психоневрологического института — впоследствии профессор Иван Афанасьевич Соколянский,  ставший  одним из основоположников отечественной сурдопедагогики.

После Октябрьской революции благотворительная деятельность была запрещена. Попечительство  прекратило существование. Воспитанников  перевели в орфо-фонетический институт, затем — в институт слуха и речи. Здесь под руководством профессора Августы Викторовны Ярмоленко велись исследования по психологии и педагогике. Эта группа существовала до Великой Отечественной войны. К сожалению,  её не успели эвакуировать из блокадного Ленинграда,  все дети погибли. Научная и практическая работа приостановилась.

В настоящее время она возрождается. О том, как это происходит в Санкт-Петербурге, какие задачи при этом ставятся, рассказала в своём докладе председатель совета отделения «Эльвиры» Юлия Кончакова.

Родоначальником этой работы  в современной России является Сергей Алексеевич Сироткин, один из четверых слепоглухих, окончивших в 70-е годы прошлого века факультет психологии Московского университета. Руководил обучением этих студентов последователь И. Соколянского, доктор психологических наук Александр Мещеряков, который и благословил С. Сироткина на дальнейшую деятельность.

В 1978 году по предложению председателя ЦП ВОС Бориса Владимировича Зимина был создан сектор слепоглухих, основная задача которого заключалась в том, чтобы изучать их реальные нужды. Тогда же по инициативе заместителя председателя ЦП ВОС Анатолия Михайловича Кондратова образован специальный совет  при президиуме ЦП ВОС.

В 80-е годы провели первую перепись этих инвалидов. В результате выявили 1350 человек. Для начала работы такого количества было достаточно.

В 1980 году на Сарапульском производственном объединении «Радиотехника» был создан участок для слепоглухих, который с того момента стал  центром  всей работы с ними.

В 1990 году провели переучёт этой категории инвалидов, в результате выявили 4000 человек с нарушениями зрения и слуха. В 90-е годы при Волоколамском центре реабилитации появляется отделение для них, которое существует и в настоящее время. В 1992 году создаётся общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», которое  работает в тесном контакте с ВОС.

Сергей  Сироткин со временем становится членом Европейского Союза Слепых. А в настоящее время — и  президентом Европейского союза слепоглухих.

Что же происходило в Санкт-Петербурге? В конце 1999 года из Москвы пришло письмо, в котором рекомендовалось создать в городе отделение общества «Эльвира». 28 декабря 1999 года состоялось собрание. Выступил тогдашний председатель правления Петербургской организации ВОС Л. Матвеев. Он приветствовал эту инициативу  и пожелал  успешной работы новой структуре. Она тогда насчитывала 20 человек.

Уже в самом начале стало ясно, что работа предстоит объёмная и  должна вестись по нескольким направлениям. Одно из преобладающих — обеспечение техническими средствами реабилитации. Для слабослышащих, которых большинство в «Эльвире», это слуховой аппарат, телефон с усилителем, сигнализаторы световые и вибрационные; вибробудильники.

Но тут начались проблемы. Самой фундаментальной из них является отсутствие статуса слепоглухого человека в России, что не дает ему возможности  отстаивать свои права на обеспечение  новейшими средствами реабилитации. Кроме того, в нашем городе нет медицинского учреждения, наподобие Московского «Отофона», которое оказывает  слепоглухим  помощь в этом направлении. До 2008 года комитет по социальной политике Санкт-Петербурга выделял небольшую сумму на приобретение слуховых аппаратов, телефонов и других технических средств. Однако в настоящее время такое финансирование прекращено. С одной стороны, из-за кризиса. С другой —  из-за отсутствия в бесплатном федеральном перечне многих современных  тифлосредств. В городском сурдоцентре и отношение к инвалидам по зрению и слуху, и качество предлагаемых услуг по слухопротезированию оставляют желать лучшего.  Цифровые аппараты по-прежнему для многих малодоступны.

Другим  не менее необходимым техническим средством является телефон с усилителем. Но и здесь нельзя утверждать, что проблема решена. До недавнего времени качественные телефонные аппараты, отвечающие современным  требованиям, выпускала фирма "Alfa-tel". В настоящее время  она прекратила существование. Поиски других производителей пока ни к чему не привели. Ведь при выборе телефонного аппарата имеет значение то, как человек слышит звонок и каков звук голоса при разговоре. Эту задачу надо решать.

Следует сказать и о роли системы Брайля. Казалось бы, в условиях ухудшения зрения и слуха её значение очевидно. И в Волоколамском центре реабилитации этому уделяется большое внимание. В нашем же отделении процент владеющих рельефно-точечным шрифтом невелик. Тем не менее, некоторые не только знают его, но и активно пользуются. Три человека даже принимали участие в конкурсе брайлистов, который недавно проводила  местная организация незрячих специалистов.

В настоящее время всё активнее входят в нашу жизнь и компьютеры. В подавляющем большинстве случаев это касается тех, у кого сохранился остаточный слух, позволяющий пользоваться электронным синтезатором речи, или остаточное зрение для чтения информации с экрана.

Брайлевский дисплей, который на самом деле является наиболее приемлемым техническим средством, для многих по-прежнему недоступен. Тем не менее, сегодня компьютеризация пронизывает буквально все сферы нашей жизни. Именно поэтому в институте «Реакомп» организованы  специальные курсы.

Наше отделение не остаётся в стороне от  культурной жизни города. Так, мы приняли участие в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, 85-летия ВОС, юбилеев выдающихся деятелей культуры: 100-летия со дня рождения певицы Клавдии  Шульженко, 80-летия со дня рождения поэта Андрея  Дементьева.

Особенно важно привлекать к работе молодёжь,  расширять общение, проводить  спортивные мероприятия.

В заключение торжественной части заместитель председателя Санкт-Петербургской региональной организации ВОС Леонид Александров вручил председателю нашего отделения  «Эльвиры» Юлии Кончаковой почётную грамоту за большой вклад в социальную реабилитацию лиц с глубокими нарушения зрения и слуха.

Затем был концерт. Члены «Эльвиры» пели песни, читали стихи. Незабываемое впечатление оставило стихотворение «Солдаты», которое прочитал Анатолий Пограницкий, а также песня И.О. Дунаевского «Молчание», которую  исполнила Александра Понтюхина.

Андрей Марков,

 Санкт-Петербург