Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

ТИФЛОМИР

        

БОГ ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО САМ ПОМОГАЕТ СЕБЕ

    

Даже многие условно здоровые горожане не в состоянии приспособиться к жёстким условиям современности. Ещё труднее приходится подавляющему большинству инвалидов. Изъяны коммунального хозяйства зачастую серьёзно осложняют их повседневный быт. Пенсионеры сталкиваются с затруднениями при пользовании транспортом или передвижении пешком. Проблема личной безопасности и дисциплины водителей является одной из серьёзных в настоящее время. Очистка тротуаров и ступеней подземных переходов от снега, льда и грязи тревожит людей с ограниченными возможностями здоровья и мамаш с детскими колясками. Постоянно возрастает число слепых, желающих вести активный образ жизни, но отстоять свои права на подлинную реабилитацию им удаётся не часто. Освободившись от иллюзий, они не хотят мириться со своим незавидным положением в социуме. В различные инстанции от них поступают аргументированные предложения по превращению пространственной среды в безбарьерную, или попросту доступную. Однако любому трезво мыслящему россиянину понятно, что из-за нехватки средств крайне сложно достаточно быстро преобразовать существующую реальность.

В среде инвалидов, как и в обществе в целом, наблюдается социальное расслоение по множеству жизненно важных признаков. Пожалуй, самым ключевым  из них является индивидуальная мобильность, то есть возможность свободного перемещения в окружающем открытом или замкнутом пространстве. Одни передвигаются, постоянно пользуясь услугами зрячего сопровождающего и служебным или личным транспортом. Другие же, которых гораздо больше, такой возможности не имеют. Из них кто покрепче и посмелее полагаются на приобретённые навыки самостоятельного передвижения. Остальные вынуждены оставаться в четырёх стенах. Многие невольные «отшельники» свыкаются со своей бедой и терпеливо ждут, что при строительстве новых и реконструкции существующих зданий, при приведении в порядок тротуаров и мостовых для них наконец-то распахнутся двери в живой и многообразный мир,  что потребует мобилизации колоссальных финансовых и материальных резервов. Очень непросто «продавить» в федеральном законодательстве требование обязательной безбарьерной среды. Повсеместно создать такие условия фантастически сложно и часто не представляется возможным.

Подтверждением этому может служить очередной новодел на столичном Проспекте Мира. Крупнейший в Европе торгово-развлекательный центр «Золотой Вавилон», введённый в строй в конце прошлого года, не был оснащён элементарными информационными средствами, облегчающими самостоятельность слепых на его просторах. Налицо игнорирование проектировщиками и строителями норм и правил, учитывающих специфические требования по доступности пользования объектом для представителей маломобильных слоёв населения. По требованию руководителей социальных служб открытие даже откладывалось, но коренных улучшений так и не произошло.

Необходимым условием, гарантирующим понимание специфики потребностей инвалидов по зрению, является перестройка инженерного мышления, ориентированного на рекомендации тифлоспециалистов. Это позволило бы градостроителям грамотно и профессионально проектировать объекты инфраструктуры мегаполисов и небольших населённых пунктов, а здания социально-бытового, культурного или производственного назначения возводить с учётом интересов всех потребителей.  В немногих нормативных документах, регламентирующих правила обустройства улиц, дорог, общественных зданий и сооружений, уже появились обязательные для исполнения требования, согласующиеся с нуждами инвалидов по зрению. Однако до их качественной реализации дело пока не дошло.

Активные тотальники, как правило, стремятся овладеть навыками самостоятельного передвижения, используя технические и навигационные тифлосредства, а также и психологическую подготовку. При этом слепые пытаются  приспособиться к конкретной обстановке, предпочитая социально-бытовую независимость  мелочной опеке. У слабовидящих масса своих специфических тонкостей, так как они часто ошибаются в собственных визуальных возможностях, которые зависят от самочувствия, меняющейся естественной или искусственной освещённости, наличия и качества оптических средств и прочих факторов. К этому следует добавить, что человек, постепенно теряющий зрение, старается сохранять прежние привычки, обычно переоценивая свои возможности, что вводит в заблуждение окружающих, особенно водителей. Неумолимая статистика несчастных случаев свидетельствует, что очкарики значительно чаще оказываются в числе пострадавших по сравнению со слепыми, проявляющими разумную осторожность. Инвалидам всех категорий хочется порекомендовать не стесняться пользоваться белой тростью при пересечении проезжей части улиц и в других сравнительно опасных местах. От этого может зависеть ваша жизнь.                                 

Мне довелось побывать в санатории «Красная Талка» в Геленджике, который располагает удобными и хорошо оснащёнными номерами. В столовой наличествуют небольшие глубокие миски вместо традиционных тарелок, что удобно незрячему. Особенно радует вежливое и предупредительное отношение персонала к отдыхающим, а всё-таки нам нельзя ждать всеобщего понимания или требовать помощи от других, забывая о собственных усилиях по поддержанию личного тонуса, ведь инвалиду без сопровождающего неуютно даже в эталонной здравнице. В бассейне «броуновское движение» пловцов вынуждает слепого осторожно перемещаться вдоль стеночки под бдительным контролем. Питание по типу «шведского стола» тоже осуществляется при участии зрячего спутника.

Среди незнакомых людей инвалид невольно становится объектом пристального внимания, впрочем, это ему порой лишь кажется, и испытывает состояние психологического дискомфорта. Однажды стеснительная курортница, пересекая просторный вестибюль жилого корпуса, столкнулась со своим отражением  в зеркале во всю стену. Как выяснилось, её подвело очень слабое зрение. Она упорно скрывала от окружающих свой недуг, за что и поплатилась. Этой даме, наверное, пора пересмотреть самооценку, а не сетовать по поводу «неправильных» зеркал, украшающих помещение. Ради единственного колясочника в санатории был спешно изготовлен дощатый щит, который  в качестве временного пандуса уложили на ступени у входа. Он имел настолько крутой уклон, что член ВОИ мог им пользоваться только с помощью двух дюжих добровольцев. Оперативно смастерить более пологое устройство оказалось невозможным из-за архитектурных особенностей. Предполагалось, что всегда найдутся желающие подтолкнуть инвалида наверх или, наоборот, удержать его от «ныряния» в газон. Подобных, с позволения сказать, «мелочей» можно насчитать немало, но мои соотечественники  принимают их почти как должное. Дело в том, что на фоне бед, доставшихся послевоенному поколению, данные неудобства кажутся вполне преодолимыми.

Перенесёмся теперь в подмосковный пансионат для инвалидов по зрению департамента соцзащиты столичного правительства, расположенный неподалёку от посёлка Малино. Он по определению должен быть максимально приспособлен для безопасного и комфортного отдыха незрячих. Наши люди, не слишком избалованные бытовыми благами, не обращают внимания, а точнее, примиряются с некоторыми сопутствующими неудобствами. Наверняка многие испытывали на себе, что такое разновысокие ступени лестничного марша. Оступившемуся на них человеку может грозить серьёзная травма позвоночника. На что у опытного чиновника готов убийственный аргумент: «Чего вы хотите? Слепые и на ровном месте падают, и со зрячими всё может случиться. Надо просто быть осторожнее!» Здешние перегородки между комнатами звукопроницаемостью напоминают милые сердцу «коммуналки». Согласитесь, что три недели без небольшой стирки не обойдёшься, но в номерах нет ни одной верёвочки. Женщины проявляют чудеса изобретательности, чтобы высушить постиранную мелочёвку. Пансионатские скамейки, расположенные вдоль дорожек, покрашены в зелёный цвет и сливаются с газонным фоном. Со стороны нелепо выглядит старушка, которая, пытаясь присесть рядом с окликнувшим её знакомым, промахивается и падает на траву. Оказывается, она понадеялась на слух, а её остаточное зрение позволяет  различать лишь яркие объекты. Почему-то об этом маляры и их начальники не подумали. Администрацию не волнует и то, что для выхода за территорию  «Малинбурга» нужно преодолеть высокий порожек калитки, через который с трудом удаётся перешагнуть пожилому незрячему. Зимой любители лесных прогулок  продираются через сучья и поваленные деревья. Опытные путешественники прихватывают с собой ножовку или топорик для расчистки лыжни. О маршруте, проложенном  с помощью снегохода, можно только мечтать.                              

Нам есть с чем сравнивать. Слепой, попавший в геленджикский  санаторий ВОС «Солнечный берег»,  окружённый понимающим и внимательным персоналом, радуется безопасному и удобному пляжу, а каково  инвалиду по зрению на переполненном «лежбище» общего пользования, представить несложно. Территория приспособлена для самостоятельных прогулок. Имеются «говорящие» книги, спортивный инвентарь, кружки  и регулярные концерты. Правда, культурно-развлекательная программа могла бы быть и поразнообразнее. Реабилитационные мероприятия  дают возможность незрячему вести себя уверенно и раскованно. Формирование и совершенствование пространственной среды и позитивной атмосферы лечебно-оздоровительной базы происходило на протяжении более трёх десятилетий. К сожалению, санаторий функционирует в условиях рыночной экономики и не в состоянии принимать в активный сезон исключительно членов ВОС, но мы потихоньку привыкаем к зрячим курортникам, а они — к людям с белыми тростями.  

Мы отмечаем происходящие в облике города изменения. Затруднительно пробираться среди машин, беспорядочно припаркованных во дворах и на тротуарах. Пересечь когда-то тихую улочку стало проблематичным, так как она в часы пик становится объездной дорогой для забитой транспортом магистрали. На трость водители реагируют редко, а уловить слабый шум двигателя иномарки удаётся не всегда. Вот и приходится разумно рисковать, чтобы выбраться на природу. Раскинувшийся на многие километры лесопарк «Лосиный остров» привлекателен для слепого старожила, но и он может иногда потерять направление. Встречный зрячий человек затрудняется разобраться в ситуации, потому что ему непонятны ориентиры заблудившегося инвалида, а указателей нет и в помине. Попав в экстремальную ситуацию, невольно вспоминаешь о прежнем повсеместном стремлении ВОС благоустраивать места компактного проживания незрячих. Ветераны хорошо помнят, как для облегчения ориентировки высаживали кустарник вдоль тротуаров, заменяли ступени пандусами, устанавливали перильные ограждения, обеспечивавшие безопасное и безошибочное передвижение внутри производственных, служебных и культурно-бытовых помещений, на подходах к УПП и при переходе улиц, а также на оживлённых маршрутах. Озвученные светофоры и специальные предупреждающие дорожные знаки появлялись не только у восовских предприятий, но и в других опасных местах, а контрастная покраска стен, дверей и ступеней не считалась блажью слабовидящих. Всё это удавалось осуществлять благодаря умению руководителей организаций инвалидов по зрению реально оценивать свои возможности, разумной инициативности, ответственности и понимания уровня  управленческой компетенции.

Современная Россия ещё очень медленно поворачивается к комфортной жизни. Поражает безразличное отношение «белых воротничков» к нуждам простых граждан или нежелание заниматься мелочными вопросами. Между прочим, высокопоставленные чиновники, посещая благоустроенные зарубежные деловые центры, ухоженные курорты, парки  и туристические маршруты, где учтены насущные потребности инвалидов, восхищаются их чистотой и осмысленной оборудованностью. Только почему-то эти ответственные работники закрывают глаза на безобразный облик наших городов и посёлков, не желая признаться в собственном бессилии. В престижных иномарках они спешат на бесконечные заседания по социальной тематике, а ведь главная беда — в общей разбалансированности всей государственной машины «жизнеустройства в стране». Несомненно, давно пора наводить порядок в учреждениях и здравницах, предназначенных для незрячих. При этом необходимо использовать положительный опыт ВОС, накопленный за десятилетия успешной практической работы.

Алексей Шкляев