Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

 

Личность

Стипльчез по-уральски

(окончание. Начало читайте в № 2, 2010 г.)

С председателем ЦКРК ВОС, председателем Челябинской региональной организации ВОС Татьяной Павловной Савицкой беседует главный редактор журнала Владимир Бухтияров.

Школа лидера

Стала слякотной дорога от дождя.

Отдохнём ещё, немного погодя.

Тянет лидер к ясной цели остальных,

Хоть и силы на пределе, ради них.

— Меня восхищают женщины, которые являются яркими лидерами. Какие качества для этого необходимы? 

— Не люблю командовать и не стремлюсь быть «железной леди», потому что  не природный, а «сделанный» лидер. Профессионалы называют это качество «командный игрок». По сути, председатели восовских организаций являются координаторами сложных процессов современных взаимоотношений между представителями различных слоёв и групп населения. Я уже давным-давно не позволяю себе доверяться эмоциям при оценке личности и смотрю, прежде всего, чем данный господин или товарищ будет нам полезен. Если нужный человек даже не вызывает симпатии, то по «производственной необходимости» всё равно приходится налаживать контакты. Наверное, по своей природе я аналитик. Мне даже предлагали писать диссертацию по конфликтам, но, спустя годы, начинаешь понимать, что теорией  нельзя заменить практический опыт. Именно он помогает найти верное решение, при этом часто проблему удаётся «спустить на тормозах» и не допустить «социального  взрыва». Конечно, не всегда находишься в приличной интеллектуальной и творческой форме. Бывают спады, которые испытывает каждый. В такие дни степень риска допустить ошибку резко увеличивается, но необходимо стараться избежать необратимых последствий.

— Уважаемая Татьяна Павловна, как Вы начинали свой трудовой путь?

— Чего скрывать, тяжело было, особенно в первые месяцы. Меня долго шокировало даже просто слово: «слепой», но постепенно привыкла и не к такому, хотя до сих пор предпочитаю говорить «незрячий». Знаете, когда рабочие начинают доверять, их просто невозможно подвести. Никакую педагогику на это не променяла бы! Сейчас уже ясно понимаю, что приобрела  очень ценный опыт. Прошла настоящую школу лидера и психологически  адаптировалась.

— Тогда Вы тоже на высоких каблуках по цехам бегали?

— Нет, конечно! У нас была чистая и довольно сложная работа. Мы носили почти домашнюю обувь и беленькие халатики, что мне ужасно нравилось.

 — В чём основное различие между работой на предприятии и учёбой в университете или преподавательской деятельностью?

— Школа и вуз являлись всё-таки рафинированной средой, а  после них выходишь в бурную взрослую жизнь, где порой так неуютно. Чтобы стать «своей» в трудовом коллективе, надо потратить много времени и усилий. Ничего и никому специально не доказывала, впрочем, наши «рабочие авторитеты» ежедневно испытывали меня на прочность. Я  могла хорошо говорить и чувствовать момент, хотя как организатор была вообще «на нуле», но потихоньку появлялись необходимые навыки искусства общения. 

— Когда  Вы стали председателем восовской организации на предприятии?

— В 1983 году я окончила университет, потом поехала в Бийск на реабилитацию, а в феврале следующего года пришла на УПП, где уже в  1986 году была избрана председателем первички.

— Скажите, пожалуйста, как Вы постигали секреты мастерства восовского руководителя? Кто Вам в этом помогал?

— Тогдашний председатель Челябинской РО ВОС Владимир Иванович Коваленко говорил так: «Предоставляю тебе сопровождающего, деньги на проезд и проживание. Поезжай в командировку и подготовь доклад о состоянии реабилитационной и воспитательной работы на всех четырёх предприятиях областной организации…» Мне предстояло выполнять задание строго к определённому дню, чтобы затем выступить с отчётом на президиуме и пленуме правления. Готовилась по ночам и выходным, отличную закалку прошла и благодарна судьбе за жёсткую науку. Сначала следует показать, на что ты способна, а потом уж подниматься на очередную ступеньку. Это правильный подход!

— Как Вы из председателя производственной первички «переквалифицировались» в руководителя областной организации ВОС? 

— В качестве молодого специалиста меня направили на факультет организаторов промышленного производства. Пока почти год в Москве училась, на предприятии избрали другого председателя. Я вернулась опять на работу в цех, но будучи уже  подготовленной начала потихоньку осваиваться в новых условиях и ровно двадцать лет назад пришла работать инструктором в областное правление, с 1994 года стала заместителем председателя, а в двухтысячном меня избрали председателем Челябинской РО ВОС.

— Как Вы относитесь к резерву кадров? Готовите ли достойную смену?

— Организация будет работать в любом случае, со мной или без меня. Отлаженный механизм не остановится. В нашей области сильная команда председателей местных организаций. Особенно перспективные руководители в Златоусте, Магнитогорске, Чебаркуле и Челябинске. Они уже готовы пробовать себя на более высоком уровне и в состоянии добиться неплохих результатов. Мне вообще безумно нравится работать с молодёжью, поэтому охотно беру на практику студентов и черпаю у них задор, оптимизм  и современные идеи.

Личное дело

Кружит мрак на мягких лапах, дышит вслед:

Осязаем звук и запах вкусных бед!

Приобщаясь осторожно, не понять,

Что до радуг невозможно доскакать!

— По-моему, на самом деле миром правят хитрые женщины. Только делают они это так виртуозно, что мужчинам кажется прямо противоположное. Как выносливость и целеустремлённость представительниц слабого пола уживаются с хрупкой женственностью и обаянием?

— Я была нежная, субтильная девочка, такая вся из себя «книжная». Мне нельзя было сказать грубого слова, сразу начинала рыдать. Всё-таки потихоньку научилась «держать удар».

— Что Вас выручает в сложных и непредсказуемых ситуациях?

— Чувство юмора, наверное. Нельзя сказать, что мне всё нравится. По возможности, стараюсь говорить правду, но корректно, что-то, бывает, замалчиваю, если это на пользу общему делу.

— Чтобы иметь определённые успехи и уверенно держаться «на плаву» в не слишком ласковом море житейских проблем, следует активно развиваться в нескольких направлениях одновременно. Вам это удаётся?

— Думаю, нельзя быть покорным рабом даже любимой работы. Иначе через несколько лет буквально выгораешь эмоционально. Обязательно надо регулярно менять что-то в себе и окружающей обстановке,  я только учусь правильно отдыхать, люблю путешествовать и знакомиться с интересными людьми. Я лёгкая на  подъём. Ещё с удовольствием читаю и слушаю музыку, когда есть возможность.

— Вы сами поёте?

— Петь я любила всегда, и это увлечение получило неожиданное воплощение 13 ноября минувшего года, когда в Международный День слепых был осуществлён проект «Две звезды». Успеху эксперимента способствовал удачный опыт организации трёх всероссийских фестивалей эстрадных исполнителей ВОС, которые радовали челябинцев и талантливых участников со всей страны, начиная с 2005 года. На этот раз нам удалось провести красивое действо, потому что мы пригласили студентов-вокалистов  из Академии культуры и создали смешанные дуэты. В ходе репетиций ребята, впервые в жизни так тесно общавшиеся с инвалидами, заметно изменились. Каждый из них трепетно поддерживал своего незрячего партнёра.

— Был ли зритель на празднике творчества?

— 470 инвалидов по зрению и гостей — полный аншлаг! Любители музыки получили духовное наслаждение, а к тому же каждому незрячему материальную помощь давали. Вообще, после такого триумфа творческого взаимопонимания акцию со зрячими исполнителями планируем повторить, правда, теперь уже в конкурсном формате.

— Кто проявил «звёздную» инициативу?

— Идею проведения такого  масштабного мероприятия выдвинула председатель городской организации Надежда Топунова. Она очень сценичная и эффектная, поэтому стала замечательной ведущей концерта.

— Каково было Ваше личное участие?

— Хотя у меня несильный голос, всё же включилась в данный дебютный проект, чтобы он гарантированно состоялся. Я сделала  номер вместе со студенткой Кристиной Качуриной, а ещё один — с преподавателями академии. Народный артист России Николай Глазков и замечательная певица Светлана Шорохова сами так решили. Мне подсказывали, как надо  двигаться на сцене и взаимодействовать в трио. При этом получила бесподобный драйв! Если найду время, наверное, буду учиться пению, потому что это прекрасная дыхательная гимнастика и фонетическое упражнение. Можно разучивать английские песенки, совершенствуясь в произношении. Признаюсь, что от «белой» разновидности зависти и я не свободна. Мне тоже хочется классно петь и в совершенстве знать английский язык. Жаль, невозможно достигнуть мастерства сразу во всём!

— У Вас мощный интеллектуальный потенциал и обширный багаж знаний в самых различных областях. Если движение «КИСИ» существовало бы четверть века назад, Вы играли бы?

— Да, обязательно! Творческая реализация необходима для совершенствования личности.

— Как Вы относитесь к высокообразованным брайлистам, которые не могут даже расписываться по-зрячему? Они вообще ручку в руках не держали!

— Это не их вина, а беда. Потому что они не изучали в школе прописных букв. У меня возникают аналогичные проблемы, расписываться получается не всегда одинаково.

— Вы можете писать обычным шрифтом?

— У меня не было никогда хорошего зрения, но представление  о печатных буквах я имею. Даже сейчас могу написать печатный текст на трафарете. Брайлем владею в совершенстве. Довольно много печатаю на компьютере, а вот работать на брайлевской пишущей машинке так и не научилась, ведь в интернате их не было. Когда получала второе высшее образование в Герценовском педагогическом университете, вместе со мной в Волоколамске учились Ольга Волкова и Татьяна Усачёва. Они свободно владеют данным искусством, что им тогда очень пригодилось.

— Скажите, пожалуйста, Татьяна Павловна, как бешеный темп «общественного» существования сочетается с личной жизнью?

— Вообще, женщина должна постоянно чувствовать себя королевой! Даже, если рядом нет достойного спутника. Сейчас я в «свободном плавании», так уж вышло… Просто всегда знала начальную и конечную точку любого романа, даже очень яркого. В этом отношении никогда не строила иллюзорных планов. Поскольку у меня был неудачный первый брак, смертельно боялась вторично выйти замуж. Если бы в то время мне встретился мудрый и опытный мужчина, то, вероятно, я бы состоялась в семье. По-другому  не умею, привыкла выкладываться без остатка! Сейчас поменялись приоритеты, раньше казалось, что самое важное — проснуться утром рядом с любимым, а теперь оказывается, можно быть счастливой и без этого.

— Вы достаточно независимы, чем для Вас является семья?  

— У меня, в принципе, всё есть. При необходимости, могу спрятаться в свою благоустроенную и уютную «норку», зная, что в трудную минуту обязательно поддержат близкие люди, и прежде всего, мама. Я ею восхищаюсь! Родители развелись и треть века жили врозь, а в прошлом году  отец тяжело заболел. И мама самоотверженно ухаживала за ним несколько месяцев, до самого конца. Вообще, я фаталистка и часто готова положиться на Божью волю.

Приближение

Ров с водою были б рады обойти:

Ведь напрасные преграды не в чести.

Но тревожность приближений манит нас,

Чтоб отведать отражений без прикрас.

— Для Вас важно налаживать контакты между инвалидами по зрению и зрячими людьми?

— Это труднейшая социальная задача и моя повседневная деятельность, которая, на самом деле,  важнее, чем кажется на первый взгляд, ведь далеко не всегда удаётся создать адекватный, а тем более привлекательный образ среднестатистического слепого. У «зрячего большинства» уже давно возникли устойчивые негативные стереотипы. Их очень сложно поменять в нашу пользу!

— Как Вам удаётся добывать привлечённые средства?

— У нас есть замечательные мастера фандрайзинга, которые ведут продуманную политику налаживания полезных контактов. Созданы и опробованы на практике определённые методики, приносящие реальные плоды. Председатель Магнитогорской МО ВОС Юрий Васильевич Мелихов является одним из лучших фандрайзеров в системе ВОС. На областном правлении регулярно рассматриваются вопросы взаимодействия с бизнесом, властями  и обществом в целом. Существуют специальные социальные программы разного уровня. Авторитет областной и местных организаций постоянно растёт. Нельзя утверждать, что мы свершили всё необходимое, и можно успокаиваться на достигнутом, но работа поставлена. Теперь её следует развивать и совершенствовать. Во всех начинаниях главной опорой незрячих председателей были, есть и будут наши надёжные групорги, которые одновременно являются реабилитологами, психологами и волонтёрами  до мозга костей, потому что бескорыстно дарят тепло и внимание страждущим. Эти «добрые гении» по личным каналам тоже иногда добывают материальные блага для членов ВОС. 

— Какие ещё прогрессивные способы «материальной подпитки» Вы применяете?

— Мы выиграли крупные гранты в 2006 и 2007 годах. По последнему из них, реализованному в 2008 году,  активно сотрудничали с Южно-Уральским Государственным университетом. Нас волновали и волнуют проблемы имиджа и социального маркетинга. Была организована переговорная площадка: «Волонтёрство — это твоё успешное будущее!» К сожалению, подобными  успехами больше похвастаться не можем. Почему-то в последнее время слепых на федеральном уровне  «прокатывают» с грантами, но мы всё равно будем пытать счастье на этом рискованном поприще. Если понадобится, в нынешнем году подготовим документы сразу на пять грантов с несколькими партнёрами. Пусть и местные организации попробуют добыть «трудный хлеб» дополнительного финансирования. 

— Что для Вас как председателя региональной организации  является приоритетной целью в данный момент?

— Президент ВОС Александр Яковлевич Неумывакин успешно осуществляет взвешенную социальную политику в интересах инвалидов. Если хотим жить лучше, мы должны теснее взаимодействовать с населением, в том числе с законодателями, которые являются его неотъемлемой частью. Надо грамотно и по-современному себя подавать, а мы пока почти не умеем красиво и необычно «пиариться» с пользой для дела. Я была на прямом телевизионном эфире вместе с заместителем главы города Челябинска по социальным вопросам Вадимом Михайловичем Евдокимовым. Ему было предложено  просто посидеть несколько минут с завязанными глазами. Когда у него спросили о впечатлениях, он проникновенно сказал: «Мир яркий!» Подобные меры непосредственного воздействия на «сильных мира сего» очень эффективны. Их необходимо чаще применять, не боясь нестандартных акций. В прошлом году мы успешно провели конкурс социальной рекламы среди профессионалов и любителей. Лучшие плакаты украсили улицы города, а некоторые сюжеты показали по телевизору и на целевых совещаниях. Простые челябинцы узнали много нового о проблемах  слепых и стали внимательнее и доброжелательнее относиться к инвалидам.

— Какие нововведения, при правильном использовании, должны способствовать формированию всесторонне развитой личности инвалида по зрению?

— Будущее — за Интернетом и техническими тифлосредствами. Современный инвалид по зрению обязан достаточно хорошо знать английский и быть реабилитированным, если он себя ценит и хочет быть всеми уважаемым членом «зрячего» общества. Ещё очень важно научиться точно просчитывать собственные возможности. В этом я убедилась лично. Недавно канадский эксперт приезжал в Челябинск, он проанализировал мой менеджмент и сказал: «Самое главное, что Вы хорошо себя знаете и можете объективно оценивать свои плюсы и минусы. Это редкое и очень ценное качество!»

— Татьяна Павловна, у Вас налажена связь с Канадой?

— С 2007 по 2009 годы  осуществлялся масштабный совместный проект с организацией КЕСО, которая, к огромному сожалению, уходит из России.

— Что такое КЕСО?

— Английская аббревиатура, которая расшифровывается так: Канадская служба технического и экономического содействия.

— Что Вам лично дало долгосрочное сотрудничество с иностранными специалистами? 

— Прежде всего, обогатилась опытом межличностных отношений с представителями иной цивилизации. Благодаря канадскому финансированию, мне удалось на неделю слетать в Квебек, а ещё на Саратовскую конференцию пригласили. Жаль только, что  так и не оформила настоящий международный грант, но данная задача — более высокого уровня и это у  нас впереди. Слишком жёсткие требования для региональной организации. Мы написали западным партнёрам  благодарственное письмо по итогам визитов, чем их приятно удивили. Думаю, что рядовые представители службы сами жалеют о закрытии интересной и полезной программы.

— Вы можете сравнить, чем принципиально отличаются зарубежные системы адаптации и реабилитации незрячих от наших разработок?

— В Северной Америке очень популярны собаки-проводники, поэтому тамошних слепых удивляло, что я не пользуюсь помощью хвостатого поводыря. Думаю, что в Канаде и других развитых странах есть многое, что следует перенять, а прежде всего, гуманное и толерантное отношение подавляющего большинства членов «здорового» общества к инвалидам всех категорий. Впрочем, на Западе незрячие отличаются от россиян ярко выраженным индивидуализмом. Человеку с русской душой трудно привыкнуть к  рациональному и расчётливому стилю жизни, но данные противоречия всё же можно преодолеть. В России проблем хватает, но у нас есть подлинная роскошь человеческого общения, что ничем нельзя компенсировать. В хозяйственных обществах ВОС, наверное, предстоит усилить социальную направленность деятельности, предполагающую активную помощь государства, местных органов власти и благотворителей. Иначе им трудно выдержать конкурентную борьбу с модернизированными промышленными гигантами, но даже нынешние предприятия и объединения вызывают искреннее восхищение у иностранцев, ведь трудовые коллективы инвалидов по зрению за рубежом являются диковинкой. Местные и региональные организации, культурно-спортивные комплексы, клубы, восовские санатории и реабилитационные центры являются нашим важнейшим завоеванием  на сегодня.

— Чем особенно запомнился минувший год? Как удаётся обходить кризисные препятствия, которые встают на пути всесторонней реабилитации слепых?

— В конце 2009 года нашей региональной организации исполнилось 75 лет, а широкомасштабно отмечать юбилей было не на что, потому что у администрации и традиционных благотворителей просто не оказалось свободных денег на социальное мероприятие. Бюджет области сильно секвестирован из-за кризиса. Лишаться долгожданного  праздника очень не хотелось. Мы решили обратиться в «Единую Россию». Там пошли навстречу Челябинской областной организации ВОС и помогли провести торжество скромно, но со вкусом. 25 ноября состоялся официальный приём. Председатели местных организаций и руководители  восовских предприятий, а кроме того, представители областных органов власти и Общественной палаты Челябинской области собрались в стенах Законодательного Собрания, заместитель председателя ЗСО Юрий Раифович Карликанов лично приветствовал инвалидов по зрению!

Ярким событием минувшего года стало проведение  Первых международных соревнований по конькобежному спорту с участием канадских спортсменов.

— Спасибо за подробную беседу, Татьяна Павловна, здоровья Вам и успехов на избранном поприще.

 

К 65-летию Победы

 

Вкусный хлеб военного детства

Война перевернула счастливую жизнь многих детей. 8 июля 1941 года кировчанке Фаине Сергеевне Мамаевой, ныне ветерану ВОС, исполнилось двенадцать лет, а её сестре Нине — десять. «Наша семья, как и все, хлебнула немало горя в те годы, — вспоминает убелённая сединами женщина. — Папу призвали на фронт 16 ноября. Накануне мы  приехали в Оричевский военкомат, чтобы с ним проститься. Помню, сидели в зале, тесно прижавшись друг к другу. Папа пристально смотрел на нас и маму, не спуская глаз. Мы с сестрой задремали, а родители всё говорили и говорили, как будто чувствовали, что расстаются навсегда. Запомнился наказ папы: «Учи дочерей, Фенечка, береги себя!»

Семья у нас была дружная. Прежде  жили на Урале, в городе Тавда Свердловской области, но перед войной родители переехали на свою родину в Кировскую область. Оба были служащими.

Мама, отличная хозяйка, всё умела делать: шила, вязала, вкусно готовила, пекла. Мы держали корову, кур, выращивали овощи. Родители заботились не только о материальном достатке, но и уделяли внимание духовному развитию детей. Мы много читали, часто пели, отец играл на гармошке. Мне хотелось получить специальное  образование, папа даже купил маленькую гитару, но музыкальную школу, куда я  готовилась поступить,  закрыли.

В войну мама работала без выходных, всё хозяйство вели мы с сестрой: ухаживали за козами, мешками таскали траву, заготавливали на зиму сено для скота, топили печку. Еда и огород – тоже были на нас. От непосильного труда сестра тяжело заболела.

Во время каникул всех школьников отправляли  на торф.  Его из карьеров добывали машины, резали  на «кирпичи» по 16 килограммов, которые разносили по лугам для просушки мобилизованные молодые женщины. Когда «кирпичи» подсыхали, их надо было переворачивать, этим и занимались ребятишки. Потом брикеты грузили в вагоны и вывозили на станцию Стрижи, откуда отправляли на завод.

Особенно трудно приходилось зимой. Люди, а это все жители посёлка, в том числе и дети, вырывали штабеля торфа из снега и грузили на платформы.  Трудились без отдыха, а зачастую — без сна. Ждали гудка паровоза, извещавшего о том, что работа закончена и можно, наконец, пойти спать.

На уроки времени не хватало. Поиграть, побегать вольно нам почти не удавалось. Женщины были примером выдержки, долготерпения, силы духа. Никто не роптал, не жаловался. Знали, что всем тяжело, но надо победить врага. Да и лозунг предприятия обязывал: «Торф — для завода, как хлеб — для народа!»

В феврале 1942 года мы получили «похоронку» — погиб отец. Долго тешили себя надеждой, что, может, это ошибка. Даже гадали по дороге в школу. На дереве сидит ворон, а мы кричим: «Ворон, ворон, каркни, если папа жив, а если не жив, то понеси на хвосте». И мама радовалась, когда ворон каркал, но она всё равно плакала. От горя мама слегла, а мы переехали временно к бабушке в деревню. Но там жизнь была ещё тяжелей. На трудодни практически ничего не давали — всё отправляли на фронт.

В школу нас возил паровозик по узкоколейке, а потом  его сняли, и мы ходили пять километров пешком. Из Ленинграда привезли эвакуированных детей, они жили у нас в интернате и учились с нами. Зима была суровая: в чернильницах замерзали чернила. Писали на старых газетах, сидели в рукавицах, мёрзли, всегда хотелось есть. Каждую осень учителя и учащиеся заготавливали дрова для школы, пилили их вручную, кололи. После семилетки из 80 ребят в восьмой класс пошли лишь 12 человек, поэтому всех перевели в Оричи, за восемь километров от дома. В 1947 году из  этой группы только я окончила 10 классов и получила аттестат зрелости.

Не передать, каким вкусным был хлеб военной поры! Мне и сейчас кажется, что я никогда не ела ничего вкуснее. По карточкам его давали на нас с сестрой по 400, а маме — 500 граммов. Но мы выращивали много картошки, сдабривали её козьим молоком. Она так приелась, что думала: всю оставшуюся жизнь в рот не возьму.

По карточкам полагалось немного сахара, который был цвета речного песка,  иногда его заменяли сахарином. Перепадало порой и мясо: выкармливали козлят, а осенью их забивали. По этому поводу мы с сестрой не один день ревели, но мясо ели: голод не тётка. А молодая крапива да пестиха за деликатес считались. Есть приходилось севериху, зародыши сосновых и еловых шишек, щавель, лук луговой, сушить на чай морковь. Осенью спасали грибы, ягоды и выращенные овощи.

Но при всех сложностях были и маленькие детские радости. Мы с сестрой радовались, когда мама перешивала нам свои платья, папин френч или его рубашку, даже плясали при виде обновок. Коллективно читали письма с фронта. Вместе с учителями собирали и отправляли бойцам посылки. В каждом доме, где были репродукторы, с замиранием сердца слушали Ю. Левитана.

В клубе показывали хорошие фильмы, работал кружок самодеятельности. В школе отмечали «красные» даты календаря. В 8 — 9 классах я пела в школьном ансамбле. Для выступлений мама из  отцовских гимнастёрок шила красивые юбочки.

9 Мая — самый радостный и долгожданный праздник в моей жизни. Помню, как ранним утром к нам пришёл секретарь парторганизации и поздравил с Днём Победы. Мы все трое заплакали, но это были уже слёзы радости. Вспоминали отца и всё, что пережили за эти годы».

Непосильный труд в годы войны не мог не сказаться на здоровье Фаины Сергеевны: она тяжело заболела и лишилась зрения. Но недуг не помешал ей в жизни. После войны почти пять  лет работала инструктором Кировского обкома ВЛКСМ. В 1956 году окончила пединститут, а позднее — годичные курсы Московского института дефектологии и получила специальность логопеда. Преподавала историю в 9 — 10 классах, а потом, когда стала совсем плохо видеть, — логопедию в дошкольных учреждениях. У неё за плечами 43 года педагогической работы. Она групорг Кировской местной организации ВОС. Истинное удовольствие получает от участия  в ансамбле и хоре городского клуба ветеранов. Многие песни военных лет ей не надо учить, она знает их с детства. Любит читать стихи.

За плечами Фаины Сергеевны 80 лет. Она уверена, что страшнее войны ничего не бывает.

Записала Лидия Семёновых,

Киров

 

К 85-летию ВОС

 

Призвание

Недавно Анна Ивановна Сизова, создатель музея истории Московской специальной школы-интерната №1 для слепых детей, его директор до 1 сентября 2009 года, а ныне просто «ангел-хранитель», передала редакции нашего журнала зелёную школьную тетрадку в линеечку с заголовком на обложке: «Якунин Владимир Михайлович». В ней подробно изложена биография ветерана ВОС и отличника народного просвещения, материалы о котором занимают почётное место на стендах музея. Пятьдесят четыре года непрерывного труда учителем физкультуры в начальных классах интерната, всего две записи в трудовой книжке: «Принят», «Уволен». Огромный список проведённых соревнований, походов, спортивных игр. И награды, награды... Цифры и даты, хоть и важны для характеристики любой личности, тем не менее всегда хочется заглянуть за них, чтобы «портрет со стенда»  ожил, стал более понятен.

Буду учителем физкультуры

И вот я в квартире Якуниных на Живописной улице в Москве. На дворе — зима, сугробы, а в доме — тихая  беседа на тёплой кухне с воспоминаниями ветерана, которым нет конца. На мой первый вопрос «почему он стал учителем?», Владимир Михайлович начинает отвечать  издалека. Говорит, что родился в Рязанской области в 1928 году. В возрасте пяти лет заболел. Чем — не знает, помнит только, что была высокая температура и сильно болела голова. Может, это корь. Может, менингит. Да это уже неважно.  О том, что после болезни её сын плохо видит, вечно занятой по хозяйству матери сказали соседи, и она тут же повезла ребёнка на консультацию в Михайлов, а оттуда — в Москву. Ответ получила неутешительный — атрофия зрительного нерва не лечится. И расценила его как катастрофу. Правда, окулист Юлия Дмитриевна Жаренцева вселила надежду на обустройство сына, порекомендовав  определить мальчика в Московский институт слепых, так с 1927 по 1948 годы называлась нынешняя  школа-интернат №1.

Такой «заход» кажется мне уж слишком затейливым. Я поначалу пытаюсь остановить Якунина, а потом понимаю, ведь  выбор профессии — процесс не одного дня. К тому же человеку с проблемами зрения очень важно сразу обнажить свою «болевую» точку, ведь эта  страница жизни практически не пролистывается, потому что содержит в себе все айсберги  биографии.

«Ну, а учителем когда захотели стать?» — повторяю свой вопрос. Владимир Михайлович жестом руки  просит не торопиться. И говорит ещё об одном важном для себя и школы этапе — о жизни в эвакуации. Она началась 25 августа 1941 года, когда немцы приближались к Москве, и продолжалась два года. В татарский город Мензелинск школа со всем своим инвентарём добиралась сначала на пяти автобусах, затем — на теплоходе «Роза Люксембург», с пересадкой в Казани. А к месту «дислокации» по разбитым сельским дорогам «школьный караван» доставили 22 подводы. Чтобы выжить в эвакуации, учителя и воспитатели завели собственное подсобное хозяйство, в котором трудились и дети.  Володя Якунин должен был ухаживать за лошадьми и рано утром привозить с водокачки воду для нужд интерната. Ему всё это было не в тягость. Физического труда он не боялся — как-никак деревенский мальчик. К строгости и дисциплине ему тоже не привыкать. Зато суровая жизнь военной поры дарила и радости. Например, в Мензелинске он впервые ощутил романтику походов. Здесь же задумался и о собственном призвании,  почувствовав удовольствие не только от выполнения физических упражнений, но и оттого, что делал их лучше других.

Процесс  познания себя пошёл ещё быстрее, когда на способности Володи Якунина обратил внимание вернувшийся с войны учитель физкультуры Лев Болеславович Самбикин. Да, тот самый знаменитый Самбикин, который жизнь посвятил работе со слепыми детьми. Написал немало методических пособий на эту тему. Гибкий, подвижный мальчик вполне мог стать  гимнастом всесоюзного масштаба, если бы не плохое зрение. Уже после эвакуации, повзрослев, он легко выиграл первое школьное соревнование, победив на всех спортивных снарядах. В качестве приза ему вручили модный тогда чёрный дорожный чемоданчик с металлическими заклёпками  по углам и затейливыми замочками под названием «лягушки». Этот чемоданчик Владимир Михайлович до сих пор хранит на антресолях. Радость победы и благодарность учителю  была такой огромной, что юный чемпион, прижимая к груди подарок, впервые осознанно сказал себе: «Буду учителем физкультуры, как Лев Болеславович».

Но мысль об учительстве окончательно утвердилась в нём несколько позже. И здесь у Якунина своя история. «После эвакуации школу разместили  на Оленьем валу, 22. Но всем хотелось вернуться в родные пенаты, то есть на 1-ю Мещанскую улицу, в здание, построенное на пожертвования специально для слепых ещё до революции. Воспитатель Левинсон, имеющий юридическое образование, предложил изложить эту просьбу в письме Сталину. И вскоре по распоряжению вождя комендант Москвы, в ведении которого находились помещения бывшего интерната, передал их законным хозяевам». По словам Якунина, с этого момента спортивная работа в школе приобрела ещё больший размах. Самбикин предложил Владимиру перейти в спортивную школу «Трудовые резервы», учёба в которой гарантировала достойную тренерскую карьеру, но юноша решил окончить родной интернат и поступить в педагогический институт на школьное отделение.

Сделал это удивительно легко. Будучи студентом по просьбе Самбикина каждый день приезжал в школу и перед занятиями проводил с её воспитанниками утреннюю зарядку, а также замещал заболевших учителей. Защитив диплом, пришёл за благословением к наставнику. Хочу, мол, в свою школу вернуться.  «Я буду этому только рад», — ответил тот. Выпускника МГПИ имени Ленина тогдашний директор интерната Михаил Степанович Мякотин, не раздумывая, зачислил в штат учителем физкультуры начальных классов.

Всё как в детстве

«Свой первый самостоятельный урок помните?» — спрашиваю я. «А как же? — отвечает Якунин. — На нём присутствовал сам Лев Болеславович. И я очень этого  стеснялся. Заметив моё волнение, Самбикин сказал: «Веди урок так, как будто меня здесь нет». Он ненавязчиво указывал на недостатки, учил правильно страховать незрячих детей. Но как сделать уроки физкультуры не только безопасными, но и интересными? И здесь выручил мудрый совет опытного педагога: «Вспомни себя в детстве, Володя. Ведь собираясь с ребятами во дворе, вы допоздна увлечённо играли в подвижные игры — в лапту или казаки-разбойники. Твои воспитанники — тоже дети. Чтобы они полюбили уроки физкультуры, каждый из них должен заканчиваться игрой». Так в практике молодого учителя  появились игры «Медведи во бору», «Кот и мыши» и другие. А книга Самбикина «Игры для слепых детей» стала настольной. Она и сейчас в домашней библиотеке ветерана. 

Лев Болеславович был прав. В предвкушении игр ребята ждали физкультуру с нетерпением. Старательно выполняли обязательные упражнения на равновесие, ходили по скамеечке, прыгали в длину, метали предметы в  даль и в цель. А потом по команде: «Мыши, мыши, кот на крыше!» вмиг срывались с места. Однако бег врассыпную не был таким уж хаотичным. Учитель контролировал процесс, смотрел дальше и глубже простого наблюдателя. Уча малышей  через игры приближаться к опасности, а затем стремительно убегать от неё,  он не случайно оставлял доступным один-единственный ориентир для спасения — свой голос. Именно на него бежали перепуганные «грибники» после слов: «У медведя во бору грибы-ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит». Причём стоял учитель метрах в двух от стены, чтобы  обезопасить наиболее резвых бегунов. Да, детям нравились игры, благодаря им они тренировали физическую форму, развивали силу, ловкость, сообразительность, а также, что очень важно для слепых людей, умение пользоваться главным инструментом познания мира — звуком,  ведь в дальнейшей жизни именно с его помощью им предстояло управлять своими движениями и эмоциями, то есть ориентироваться в пространстве и в жизни. Правда, в пылу игры они не думали об этом. Но Владимир Михайлович уже с первых самостоятельных уроков  ни на минуту не забывал, что его задача — корректировать не только осанку своих особенных воспитанников, но и их мироощущение. 

Он не раз убеждался в пользе физических упражнений  для здоровья. И имел право вслед за французским писателем Альфредом Мюссе со знанием дела повторить его известный афоризм: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств. Но ни одно лекарство не заменит физические упражнения». Говорят, «сказка — ложь, да в ней намёк». И если повзрослев ребята понимали это, значит, учитель «намекал» не зря. Образ исследователя, вдумчивого тифлопедагога формировался в сознании Якунина под влиянием школьных традиций и опыта  старших коллег. Правда, соответствие ему требовало огромной самоотдачи. И он принял эти правила.

Ходи, трогай, пробуй

Сейчас очень моден лозунг «Равные среди равных». Его повторяют в самых разных ситуациях, пытаясь подчеркнуть открывшиеся возможности  для людей с проблемами здоровья. Тогда, в 50 - 60-е годы, об этом так много не говорили. Но прогрессивные педагоги  доступными им средствами пытались эти возможности создать. В их числе и Владимир Михайлович Якунин.  Ученик и соратник Льва Самбикина, он не отрицает, что широко применял на уроках физкультуры его методики, но при этом дополнял их своими разработками. Например,  никогда не пользовался запретительными командами: нельзя, не ходи, не трогай.  Если слепой ребёнок не может прыгнуть с разбега в длину, то это не значит, что он должен весь урок простоять в сторонке,  наблюдая, как это делают наиболее ловкие. Владимир Михайлович помогал ему преодолеть страх, ставил рядом со спинкой стула, указывая тем самым направление бега, предлагал сделать пробные беговые шаги. Повторить упражнения  несколько раз, и когда появится уверенность, выполнить их на скорости. Спортивные маты были широкие, к тому же с трёх сторон лежали страховочные матрасы, закреплённые ковровыми дорожками. Так что любое отклонение  прыгуна в сторону не грозило ему травмами. Не всем с первого захода удавалось точно бросить мяч в цель. Владимир Михайлович не сердился, терпеливо постукивая палочкой по баскетбольному щиту, учил определять направление броска, подсказывал, как правильно сделать замах. С теми, у кого не сразу всё получалось, занимался дополнительно. Это был особенный учитель — внимательный, терпеливый. Очень любил детей. Причём каждому казалось, что его — больше других.  

Нравилась ребятам и игра «Два города» с перекатыванием озвученного мяча через натянутую  над полом волейбольную сетку. Озвученных мячей в те годы не было. Школа с помощью спортивной секции Центрального правления ВОС пыталась договориться об их производстве с заводом резиновых изделий «Богатырь», но там за эту работу не взялись. Первый самодельный озвученный мяч Владимир Михайлович увидел в руках Самбикина. Методика его изготовления была проста. Резиновую камеру набивали горохом или фасолью, затем надували её, вставляли в покрышку, которую крепко зашнуровывали. Такие мячи широко использовались в школе, и Якунин считал их изобретением Самбикина. Но недавно узнал, что родоначальником здесь был выдающийся врач и педагог П. Лесгафт, имя которого сейчас носит Государственный университет физической культуры в Санкт-Петербурге. Первый озвученный мяч с колокольчиком внутри в школу привёз из Англии директор интерната. Позже их в качестве заграничных презентов передавали школе и работники аппарата ЦП ВОС. А впоследствии они стали использоваться не только на уроках физкультуры, но и  в таких популярных среди незрячих играх, как голбол, торбол, роллингбол.

Превращение «в принцев»

По тому, что рассказывал Владимир Михайлович о своих уроках, нетрудно представить  его загруженность. Создаётся впечатление, что он дневал и ночевал в школе. Помимо обычных физкультурных занятий по средам, в интернате проходил игровой день, в конце каждой четверти — соревнования по лёгкой атлетике, гимнастике, лыжам, конькам, а у малышей — обязательно эстафета «Весёлые старты» с забавными состязаниями на ловкость, скорость, сообразительность. Надо было по-пластунски проползти на матах да так, чтоб не уронить расположенный на спине кубик. Быстрее соперника добраться до финиша на самокате, точнее ответить на устные вопросы о спортивных снарядах.

Работая одновременно воспитателем, Якунин свою задачу видел в том, чтобы сделать движение частью жизни  незрячего подростка. В свободное от уроков время он устраивал туристические вылазки в Сокольнический парк, где ребята катались на санках, играли в санитаров, пробирались сквозь сугробы, вытаскивая «раненых с поля боя». Иногда в воскресенье на электричке добирался с воспитанниками до деревни Ревково, чтобы  промчаться  вместе с горы на лыжах. Летом выезжал с детьми в лагерь, где дарил им романтику костров и походов. Построенный в 1939 году на государственные деньги школьный лагерь был своеобразной вольницей для оторванных от семьи интернатовских мальчишек и девчонок. Время тогда было другое, более спокойное и можно было без опаски уходить на два-три дня в поход. Пели под баян песни у костра,  пекли картошку, жарили на прутиках кусочки хлеба. Ребята без труда могли сами установить палатку. Иногда в доме рыбака брали на прокат лодку, отправлялись в водное путешествие, любуясь красотой природы, порой заплывали в заросли, в настоящие дебри, трогали руками сплетённые над водой ветви кустарников. Иногда просто дурачились, наряжались привидениями, чтобы попугать сельских ребятишек. А однажды были свидетелями урагана, который пронёсся, слава Богу, стороной, повалив берёзки в соседнем лесу. Ребята ходили туда, рассматривали деревья, которые лежали в рядок, сражённые неведомой силой. В общем, смеялись, плакали, удивлялись, наслаждались, как все люди вокруг. Полнота жизни — она ведь не для избранных. И нет большей награды для педагога, чем  научить незрячего ребёнка вопреки своему физическому недостатку радоваться ей. Так что в те далёкие годы два талантливых человека — Самбикин и Якунин — творили волшебство, превращая доступными им средствами физкультуры замкнутых и неловких незрячих ребятишек в «прекрасных раскованных принцев», чувствующих живое пространство. Именно с именами этих двух людей связаны и международные соревнования по лёгкой атлетике среди незрячих, в том числе выезды спортсменов за границу. Они стали проводиться после Московского фестиваля молодёжи и студентов по инициативе Льва Болеславовича. Так, в Чехословакию на международные соревнования легкоатлетов была направлена команда Московской школы-интерната №1, которая под руководством Л. Самбикина заняла первое место, оставив позади чехов, немцев и венгров. Свой вклад в подготовку команды внёс и Якунин. Позже Лев Болеславович и Владимир Михайлович занялись пропагандой и развитием спортивной работы на предприятиях Общества слепых. В Москве их поддержали тогдашний заместитель председателя городского правления Фёдор Михайлович Астафьев, инструктор по спорту МГП ВОС Тамара Константиновна Полякова и инструктор ЦП ВОС Зинаида Семёновна Бакулина. На восовских предприятиях появились лыжные, конькобежные, легкоатлетические секции, стали проводиться соревнования.

Служба во имя любви

После нескольких десятилетий активной работы физкультурником Владимир Михайлович попросил директора перевести его на должность учителя по ориентировке. Увлечённо, творчески занимался с  детьми, которые плохо чувствовали пространство. Составлял индивидуальные методики для них, учил самостоятельно ходить сначала в условиях зала,  ориентируясь на звук, затем — в открытом пространстве. После упорных тренировок его ученики могли свободно перемещаться из класса в класс, самостоятельно добираться до столовой, бытовых комнат, преодолевать препятствия. Окончательно из школы Владимир Михайлович уволился всего два года назад, полностью реализовавшись на педагогическом поприще.

Не «закопал» он и другой свой талант — артистический. На протяжении многих лет занимался в кружке художественного слова при Доме культуры ВОС под руководством актрисы Светланы Ивановны Радченко. Читал стихи Пушкина, Лермонтова, Гамзатова, незрячего поэта Глеба Еремеева. Поэзия — тоже его пламенная страсть, которой он верен до сих пор. Недавно  стал призёром смотра художественной самодеятельности среди учителей Северо-Восточного округа Москвы. Вместе со своим коллегой, преподавателем музыки  В. Кондратьевым, принял участие в гала-концерте, который состоялся накануне 2010 года. 

Даже беглый арифметический расчёт показывает, что большую часть своей жизни Владимир Михайлович провёл в школе, верой и правдой служа делу воспитания детей. Ну, а ту малую часть, что оставалась  после этой службы, отдавал сцене, гастролируя с концертной бригадой по  городам и весям. А как же семья? Неужели так и не сумел её создать? И в этом вопросе у Якунина всё в порядке. С женой Идеей Николаевной  прожили вместе более 50 лет. Она — тоже учитель по профессии. Познакомились в доме отдыха. «Курортный роман» оказался счастливым. Владимир Михайлович перевёз жену из Ярославля в Москву и сам нашёл ей работу в своём родном интернате. Сначала воспитателем, а потом — учителем  начальных классов. По духу они единомышленники. Идею Николаевну тоже волновали особенности воспитания и обучения незрячих детей. Она разрабатывала методические рекомендации по этим вопросам, писала статьи в журнал «Дефектология», принимала участие в научно-практических конференциях. С мужем всегда рядом, они и сейчас являются опорой друг для друга. Взаимопонимание и совместные интересы — наверное, в этом секрет их  «золотой» супружеской жизни. У Якуниных двое детей. Сын Алексей — юрист, а дочь Марина — экономист. Есть внучка Юля и правнук Никита.

Поскольку Владимир Михайлович всегда вёл активный образ жизни, понимая его важность для человека любого возраста, то, естественно, не изменил своим пристрастиям и на пенсии. Каждое утро делает зарядку. У него свой комплекс упражнений. До недавнего времени совершал пробежки. Сейчас он с ними распрощался. Но не отказался от общественной работы в совете ветеранов МГП ВОС, от контактов с теми, кому интересен его опыт.

Вот такой творческий, думающий  учитель пятьдесят четыре года украшал коллектив  Московского интерната №1. А его самоотдача, ответственный подход к  труду восхищают даже в наше прагматичное время. И пусть некоторые называют его чудаком-романтиком. Как известно,  на таких чудаках земля держится. Именно они помогают нам понять вечную, как мир, истину: если у каждого человека на земле своё предназначение, то смысл нашего существования в том, чтобы  с любовью,  на благо себе и людям, отрабатывать то, к чему призвал нас  Бог.

Валентина Кириллова

 

2010 год — Год учителя

 

Рывок в будущее

Согласитесь, если бы каких-нибудь двадцать лет назад вам встретился человек с маленьким изящным серебристым телефоном в руках и небольшим компьютером-книжкой в кейсе, вы бы непременно приняли его за актёра из фантастического кинофильма. А сегодня? Сегодня такие «плоды» научно-технической революции нас не только не удивляют, но даже напротив, являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Современному миру без компьютерных технологий никак не обойтись — ведь это и средство работы, и источник информации, и даже способ общения. В персональном компьютере спрятана вся жизнь человека, а в международной банковской базе кроются секреты мировой экономики. Век информационных технологий не заставляет себя ждать, стремительно движется вперед, представляя нашему вниманию всё новые и новые инновационные модели. И нам, в свою очередь, нельзя отставать от него, изучая и познавая непростую компьютерную премудрость. Безусловно, у обычного человека для этого есть масса возможностей, которые подчас недоступны незрячему или слабовидящему пользователю. А ведь инвалидам по зрению знание компьютера не то, чтобы нужно, а просто необходимо. Хотя с удовольствием надо заметить, что в последние годы для решения этой проблемы были предприняты серьезные действия: открыты специализированные факультеты при вузах, организованы курсы и программы для обучения работе за компьютером инвалидов по зрению. С преподавателем подобных курсов в городе Ессентуки Ставропольского края  Павлом Васильевичем Рябовым, который сам является инвалидом по зрению, удалось встретиться.

— Павел Васильевич, скажите, пожалуйста, когда именно в городе Ессентуки были организованы курсы?

— Надо сказать, что на днях состоится выпускной экзамен у очередной группы —  по счёту она у нас уже третья. Первая  была организована в феврале 2008 года, а в 2009-м удалось организовать даже две —  в феврале и сентябре. На мой взгляд, компьютер для нас является большим подспорьем в жизни и помощником в работе. Если человек учится в вузе, согласитесь, без знания компьютера делать это достаточно сложно: записать лекции, выполнить курсовые работы, к тому же Интернет — источник информации…   

— Во многих городах России существуют программы, помогающие инвалидам по зрению освоить навыки обращения с компьютером. В чем же особенность именно этих курсов?

— Наши курсы организованы на базе реабилитационного центра в Ессентуках — училища для детей-инвалидов и молодых инвалидов, живущих в городах Кавказских Минеральных Вод и их окрестностей и имеющих проблемы со зрением. Как и любое учебное заведение, оно прошло несколько этапов развития, а в последние десятилетия находится на подъёме. Его возглавляет В.И. Зубарев — энтузиаст, влюблённый в свою профессию. Училище находится в подчинении министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Именно там Виктору Ивановичу предложили организовать компьютерные курсы на базе реабилитационного центра, и он, да и весь коллектив училища, хорошо восприняли эту идею. Прежде всего, мы нашли подходящую программу — стандарт обычных трехмесячных курсов пользователей персонального компьютера, который и был взят за основу и немного переработан  под наши нужды. Мы утвердили его в министерстве образования Ставропольского края с единственной рекомендацией: в связи с особенностями преподавания увеличить время обучения до четырёх месяцев, не меняя общее количество часов  — 480. В программу входит курс компьютерных спецтехнологий с производственным обучением и сопутствующие дисциплины: охрана труда,  основы правовых знаний (именно в области применения компьютера и программ),  экономические вопросы.

— Павел Васильевич, а кто финансирует обучение? 

— Курсы полностью финансируются за счёт бюджета Ставропольского края в рамках краевой целевой программы реабилитации инвалидов.

— Обучение дорогостоящее?

— Я не знаю всех финансовых секретов, но с уверенностью могу утверждать, что на подготовку одного учащегося в месяц идёт очень приличная сумма, которая даже несравнима со средствами, выделяемыми на обучение детей в интернатах 3 — 4 видов. Дело в том, что незрячие, помимо получения профессии, имеют возможность использовать преимущества курорта в Ессентуках.

— Но инвалиды учатся бесплатно?

— Да. Единственная проблема заключается в том, что принимаются только жители Ставропольского края. Училище имеет общежитие, но количество мест ограниченно, поэтому  учащимся нашей группы не предоставляется жилье. К тому же она пока ещё считается экспериментальной.

— Планируется ли в дальнейшем обеспечить нуждающихся жильём?

— Пока только декларативно — на уровне большого желания со стороны министерства и администрации, но здесь, к сожалению, далеко не всё от них зависит.

— Павел Васильевич, кто преподаёт на курсах? Легко ли учителям работать с инвалидами по зрению?

— Когда мы только начинали, у коллектива училища были не то чтобы опасения, но некоторая настороженность. Ведь не секрет, что к инвалидам по зрению необходим особый подход, а подобного опыта у преподавателей не было. На тот момент только мне была знакома эта проблема. Первый год мы трудились на пару с одним великолепным технарём. Сейчас в третьей группе мы занимаемся с другим, более молодым, который даже быстрее адаптировался к специфике, в нашем плане реабилитировался.  У каждого из нас свои обязанности — работаем гармонично, дополняя друг друга. Общие дисциплины ведут преподаватели училища.

Одно из условий нашего обучения — количество учащихся должно быть не менее десяти. Это полная группа, которую мы делим на две подгруппы. Теоретические занятия — общие, а практические — по пять человек. Это связано и с финансированием, и с методикой преподавания.

Мы занимаемся шесть дней в неделю с двух часов дня до шести вечера. Программа очень напряжённая, и мне как преподавателю очень бы не нравилось, если учащиеся  пропускали бы занятия. Конечно, на четыре месяца серьёзно отдаться прохождению курса проблематично, но иначе трудно достигнуть ощутимых результатов. Наверное, те, кто связан с компьютерами, понимают меня. Есть много желающих, которым приехать на обучение не позволяет работа или другие обстоятельства. Сейчас мы подключаем жителей других районов и городов Ставропольского края — есть и такие энтузиасты. Они имеют право обучаться у нас, бесплатно питаться и, кроме жилья, пользоваться всеми правами учащихся. Люди идут на это, приезжают из отдалённых мест, находят частные квартиры. Уже во второй группе у нас были  двое ребят из Ставрополя, а в этом потоке — из Георгиевска и Зеленокумска. Они решили свои проблемы с работой и на время обучения снимали квартиру. Ожидают очереди две девушки из Будённовского района. Сейчас мы даже нашли возможность, конечно, не особо афишируя, привлекать жителей соседних регионов.

— А как обстоит дело с техническим оснащением?

— В Ессентукском училище есть прекрасное производственное помещение, в котором находятся десять компьютеров. Все они оснащены официально приобретённой программой экранного доступа, а один аппарат —  сорокасимвольной брайлевской строкой.   

 — Павел Васильевич, скажите, пожалуйста, можно ли реабилитацию назвать одной из целей курсов?

— Да, как любит повторять наш директор, здесь реабилитация идёт в общем объёме — не только учеба, но и творческая и, конечно, медицинская. Ессентуки — всемирно известный курорт. По мере возможности, здесь на базе училища используются его ресурсы. Один раз в год на протяжении месяца есть возможность проходить водные процедуры — организованно принимать ессентукскую минеральную воду. В училище существует хорошая лечебная база, где работает довольно квалифицированный медицинский персонал. По возможности, наши учащиеся проходят именно курортное лечение. Конечно, назвать это санаторием или профилакторием  нельзя, но, во всяком случае, пройти такой курс лечения оказывается возможным. Готовясь к обучению, люди собирают очень большой пакет документов, среди которых есть и медицинские рекомендации. На их основании учащимся назначают процедуры, своего же диагноза здесь не ставят. Заранее мы раздаём проспект, в котором указываются возможности нашей медицинской реабилитации, и лечащий врач отмечает, рекомендует те или иные процедуры. Помимо этого, учащимся необходимо привезти с собой ИПР, которая оформляется в Ставрополе офтальмологической  МСЭ. В ней обязательно указывается рекомендация обучения на наших курсах.

— Какие требования предъявляются к желающим обучаться?

— Требования у нас, можно сказать, вразрез с правилами училища. Для абитуриентов, поскольку это центр для детей и молодых инвалидов, есть возрастные ограничения, для наших учащихся их нет. Единственное, что им необходимо иметь, это аттестат об окончании хотя бы неполной средней школы и рекомендации ИПР. Все остальные документы те же, что и во многих других учебных заведениях. Пакет немаленький, но собрать его можно даже за неделю.

— Нужно ли сдавать экзамены или зачёты в конце обучения?

 Часть дисциплин завершают зачёты, а по спецтехнологии — экзамен. В конце обучения выдаётся свидетельство государственного образца.

— Может ли этот документ в дальнейшем помочь при трудоустройстве?

—Конечно, мы не питаем иллюзий, что, имея на руках наше удостоверение, люди сразу находят работу. У нас проходили курсы работники библиотек. Это учреждения Министерства культуры, и работающим там людям необходимо владеть компьютером, записывать литературу. Вопрос стоит серьёзно: библиотекарям надо иметь квалификационное подтверждение, на каком основании они там работают. И в этом случае наше свидетельство может оказать большую пользу.

— Благодарю Вас, Павел Васильевич, что не отказались встретиться и ответить на вопросы. Надеюсь, что после нашей беседы желающих освоить навыки обращения с компьютером станет намного больше.

Беседу провела Елена Федосеева

 

Тифломир

 

«Вентрильские посиделки»

Большинству людей необходимо общение. В немалой степени это относится и к инвалидам по зрению.

Ещё в школьные годы многие ребята из разных школ переписывались друг с другом. Интересно было узнать, как живётся детям в Ташкенте и Алма-Ате, Чебоксарах и Свердловске. Сейчас все мы давно выросли. У каждого свои заботы, победы и поражения. Но иногда так хочется пообщаться, и не только с теми, кто живёт рядом, но и с друзьями из бывшего Советского Союза. Да и одноклассники разъехались кто куда.

  Так случилось, что и я из Татарстана уехал в Калужскую область, поближе к столице. Я, как, наверное, многие, люблю получать письма, но вот писать…

К счастью, с появлением компьютеров дело это сильно упростилось. Гораздо легче послать электронное письмо, а ещё лучше — поговорить по Скайпу.

В 2008 году я узнал, что есть голосовой чат, где встречаются, в основном, инвалиды по зрению. И в скором времени не только установил соответствующую программу, но и стал завсегдатаем чата. Поскольку пользователи, зарегистрированные в «Вентриле», живут в разных часовых поясах, общение может быть практически круглосуточным. Правда, основная аудитория «вентрильчан» собирается ближе к вечеру. Тут можно встретить друзей из Одессы и Красноярска,  Санкт-Петербурга и Тирасполя, встречаемся мы часто с Асей из Израиля и  Суворычем из Германии.

Но деятельность голосового чата не ограничивается одними разговорами. Администрация «Либ-тауна» — а именно так называется наш чат — постоянно организует всевозможные познавательные мероприятия. Например, Александр Пивень всех желающих просветил по поводу так необходимой незрячим навигации на улицах наших городов. Каждую среду  в 19 часов по московскому времени всех любителей кроссвордов собирает Михаил Владимирович Ермаков. Всё большую силу набирают шашечный и шахматный турниры. А в воскресенье всех желающих ждёт на игротеке весёлая, неистощимая на выдумки её хозяйка — Татьяна Иванченко, больше известная нам как «изюминка».

Начался новый год, и все ждут очередного, уже пятого, турнира интеллектуалов «Что? Где? Когда?» Готовятся команды, проверенные в «бою», наверняка будут набираться новые.

Вообще, о каждом мероприятии, проводимом в «Вентриле», нужен отдельный подробный рассказ. А с другой стороны, никакими словами не передать тех ощущений, которые мы получили, скажем, от проведённой в «Вентриле» серебряной свадьбы супругов Медведевых или от празднования дня святого Валентина.

Сейчас в «Либ-тауне» больше 300 пользователей. С каждым днём число их растёт. На страницах «НЖ» неоднократно упоминалась деятельность нашего чата. В дальнейшем я буду более подробно освещать нашу работу, а рассказать есть и, уверен, будет о чём. Ведь я не упомянул о деятельности аудиотеатральной студии, которая готовит замечательные спектакли. И с их помощью мы можем насладиться драматическим искусством, стихами и песнями в исполнении наших чатлан.

Я надеюсь, что читать о нашем чате вам было и будет интересно. Предлагаю всем, имеющим Интернет, заходить на наш сайт: www.lib-town.org.ru. Заходите, регистрируйтесь, и вместе будем проводить время, предлагать и организовывать различные мероприятия. Не исключено, что вы придёте с новыми идеями, которые помогут разнообразить деятельность чата.

Владимир Савенков,

Калужская область

 

Кроме представленных материалов, вы сможете почитать в номере:

Тифломир

Хорошему ломтю и рот радуется. — М. Петров

Компьютеры — от горняков. — А. Дяченко

В правлениях и местных организациях ВОС

Преодолеть себя. — Ю. Седова

Проводы зимы. — О. Чернаокая

Творческая высота

Ставропольские «Грёзы». — Д. Гостищев

Поэзия

Стихи. — Л.  Лебединская, З. Шишкова

Тьма веков

Трости разные нужны (продолжение). — В. Бухтияров

Вести из регионов

Давайте познакомимся!

Домашний калейдоскоп