Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

К 90-летию ВОС

Вспомнить всех поимённо

Год назад в «НЖ»  была опубликована моя статья «Личная страница в книге о войне», посвящённая выпускникам 1941-го года школы № 1 города Остров Псковской области — бывшим одноклассникам моего отца. Публикация вызвала большой положительный резонанс  — читатели благодарили меня за неё. Вот что, например, написал Сергей Троицкий из города Губкин Белгородской области:

«Ваша статья нам с супругой показалась очень интересной не только по причине необычного стиля  построения (материалы, основанные на письмах, появляются не слишком часто — и не только в восовской прессе), но и потому, что то, о чём Вы пишете, Вам действительно дорого! Ведь Вам удалось проникнуться происходящим, и стать, не побоюсь этих слов, в каком-то смысле их участником (я имею в виду Вашу переписку с этими людьми)! Спасибо Вам большое за Вашу работу, думаю, что равнодушными она не оставила не только нас!» Из письма Натальи Залевской из Челябинска: «Не люблю читать о войне, но в данной статье меня подкупила «документальность», то есть Ваша личная переписка с людьми, которые сами прошли эту войну! Спасибо Вам за публикацию»!

А вот что написала корреспондент газеты «Здравствуй» ПКО ВОИ из Перми Мария Паршакова: «Прочитала статью на одном дыхании, и сразу прониклась духом того времени и оно мне кажется очень близко. Погибшие, конечно, герои, но и у оставшихся в живых непросто судьбы сложились!»

С откликом Паршаковой как бы перекликаются и слова Галины Фроловой из Перми, которая тоже была взволнована судьбой героев публикации. Не осталась равнодушной  и многолетний автор «НЖ» Нина Зайцева из Красноярска, о чём свидетельствует её оценка в юбилейном, апрельском номере журнала. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто написал мне. Кстати, Владимир Щелчков из города Слободской Кировской области пошёл ещё дальше, высказав такое мнение: «Я считаю, что эта статья заслуживает того, чтобы её выдвинули на конкурс в честь юбилея ВОС!» Не могу с этим согласиться, ибо статья опубликована в 10-м номере, а объявление о проведении конкурса поместили в 11-м и 12-м (брайлевском варианте) номерах журнала. Из чего следует, что конкурс проводится с 2014 года!

Но, тем не менее, высказанные моим вятским тёзкой соображения натолкнули на мысль вновь вернуться к теме ветеранов, но уже тех, с кем мне довелось лично общаться на родном Пермском УПП, посвятив этот материал 90-летию Общества слепых и 70-летию Великой Победы. Мне захотелось рассказать о людях, которые пользовались большим уважением среди членов ВОС,  многих из них уже нет среди нас, но я считаю, что они достойны нашей памяти.

Иван Юрченко

Иван Юрченко окончил Ташкентское военно-пехотное училище и осенью 1941 года был направлен на фронт. Отдельный миномётный батальон, в котором служил  молодой сержант, участвовал в обороне Москвы. В декабре 1941 года во время контрнаступления советских войск  Юрченко был тяжело ранен осколком вражеской мины и потерял зрение. За те бои  награждён орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Москвы».

В мае 1942 года стал слушателем знаменитых курсов для военноослепших при Пермском пединституте, которые организовал известный учёный-дефектолог профессор Б. Коваленко. Затем Иван Юрченко — студент Пермского музыкального училища по классу баяна. В 1948 году он был принят рабочим-надомником в Пермские учебно-производственные мастерские системы ВОС. С 1953 года Иван Никитович был музыкальным работником в кружках художественной самодеятельности, одно время работал учителем музыки в школе № 21. В 1962 году он вновь вернулся на Пермское УПП, где был избран председателем производственной первичной организации ВОС, пользовался большим уважением тружеников предприятия.

Вот с таким человеком судьба и свела меня, когда я 16-летним пареньком в августе 1963 года стал рабочим щёточного цеха Пермского УПП № 2. Именно  после общения с ним я проникся глубоким уважением к бывшим фронтовикам. Ровно через год Иван Никитович как председатель ПО ВОС вместе со своим секретарём на директорской «Волге» неожиданно приехали ко мне домой, а жил я в то время за 25 километров от УПП. Итогом их беседы с моими родителями стало предложение поехать в Пятигорск, в бывший санаторий ВОС «Труженик», вместе с другим инвалидом войны Геннадием Петровичем Патокиным и его супругой Маргаритой Кондратьевной полечить слух. Разумеется, я и мои родители сразу согласились, до глубины души тронутые таким вниманием! Я не пожалел о своей поездке с этими замечательными людьми. Отдыхом в бывшей восовской здравнице на Курортном проспекте Пятигорска остался доволен. Патокины трогательно заботились обо мне. Зародившаяся в те дни дружба продолжалась более 30 лет вплоть до безвременной кончины Геннадия Петровича, а вслед за ним, почти одновременно, — и его верной супруги Маргариты Кондратьевны…

Геннадий Патокин

Восемнадцатилетним пареньком он ушёл на фронт в 1943 году. Служил  в составе Уральского добровольческого танкового корпуса, который  боевое крещение получил в боях на Курской дуге. В результате тяжёлого ранения Геннадий потерял зрение. К сожалению, мне ничего неизвестно о фронтовой биографии этого человека: в музее истории ПКО ВОС никаких материалов о нём не оказалось. И это вполне естественно, ибо не любил Геннадий Петрович при жизни рассказывать о войне. Но, судя по орденским планкам на парадном пиджаке ветерана, сражался он мужественно!

Об исключительной скромности этого человека свидетельствует такой пример. По случаю 40-летия Великой Победы Указом Президиума Верховного Совета СССР всех участников войны награждали орденом Отечественной войны 2-й степени и юбилейной медалью «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». В связи с этим во многих трудовых коллективах прошли чествования. Состоялась такая церемония и в клубе Пермского УПП. Спустя какое-то время после празднования юбилея я поинтересовался у Патокина, получил ли он заслуженные награды? В ответ услышал: «Володя! Награды не просят — ими награждают. А мне ничего не вручили!» Я искренне удивился, ибо отлично знал, что просить награды как-то не принято. На все мои доводы о том, что, возможно, его наградные документы где-то затерялись и надо просто напомнить о себе, Геннадий Петрович только улыбался. Тогда я решил действовать сам. Обратился с письмом в редакцию городской газеты «Вечерняя Пермь», высказав недоумение по поводу того, почему до сих пор не вручены награды ветерану. И вот однажды ко мне в цехе подошёл Патокин и вручил записку, в которой написано, что у него дома были представители военкомата и Совета ветеранов войны, вручили орден и медаль, а также коробку конфет, извинились за задержку с вручением наград. Оказалось, что, как я и предполагал, наградные документы просто затерялись среди вороха бумаг. Геннадий Петрович поблагодарил меня за хлопоты, пригласил в гости на чай. Было приятно, что награды нашли героя.

На Пермское УПП № 2 Г. Патокин пришёл рабочим картонажного цеха в 1957 году. В 1970-м перешёл во 2-й цех испытателем электрокабелей. Пользовался на предприятии заслуженным уважением и авторитетом, неоднократно его избирали групоргом. К этому высокому широкоплечему человеку люди всегда шли за советом и поддержкой. И это неудивительно, ибо только фронтовики отлично понимали людей! Ивана Юрченко и Геннадия Патокина можно было часто видеть вместе. У Патокиных вырос замечательный сын Игорь.

Владимир Рачкин

Окончание в следующем номере.