Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ПАЛОМНИКИ

«ЦЕЛИТЕЛЬ ТЕЛА И ДУШИ»

Статья подготовлена к 135-летию со дня рождения Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки), выдающегося учёного, блестящего хирурга, доктора медицины, профессора, видного церковного деятеля и проповедника, который, потеряв зрение в пожилом возрасте, остался до самой смерти на своём духовном посту.

В.Ф. Войно-Ясенецкий родился 27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны. В конце восьмидесятых годов XIXв. Войно-Ясенецкие переехали в Киев. Валентин был третьим из пятерых детей. Религиозная атмосфера в семье была своеобразной. Отец — католик, своих взглядов детям не навязывал. Мать была православной, но в церковь не ходила, молилась дома. На формирование веры В.Ф. Войно-Ясенецкого повлияла близость уникального центра православия — Киево-Печерской лавры.Некоторое время он увлекался толстовством, но после прочтения книги Л. Толстого «В чём моя вера?» в нём разочаровался.

Понятие о христианской вере Валентин получил, прочитав Новый Завет, подаренный ему директором гимназии при получении аттестата зрелости. Многие места этой книги произвели на него неизгладимое впечатление. С детства у Валентина проявились способности к рисованию. Параллельно с гимназией он окончил Киевское художественное училище и собирался поступать в Петербургскую Академию художеств. Но во время вступительных экзаменов у него появились сомнения в правильности своего решения: вправе ли он заниматься тем, что нравится, не обязан ли заниматься тем, что полезно для страдающих людей?

В 1898 году Войно-Ясенецкий стал студентом медицинского факультета Императорского университета св. Владимира (Киев). Учился хорошо и неожиданно для самого себя увлёкся анатомией. Окончил университет осенью 1903 года (получил диплом лекаря с отличием) и заявил, что хочет быть земским врачом. Начало русско-японской войны внесло коррективы в его планы, и в марте 1904 года в составе медицинского отряда Красного Креста он выехал на Дальний Восток, в Читу, где и началась его практика врача-хирурга. Он стал оперировать на костях, суставах и черепе. Операции, проводимые Валентином Феликсовичем, были сложными и проходили безупречно.

В Чите произошло важное событие в его личной жизни — он женился на Анне Васильевне Ланской, которая приехала с тем же отрядом Красного Креста в качестве сестры милосердия. Незадолго до окончания войны Валентин Феликсович получил место заведующего земской больницей в уездном городе Ардатове Симбирской губернии, куда и переехал вместе с женой, а потом — в село Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Слава о замечательном хирурге распространилась так далеко, что у порога небольшой сельской больницы выстраивались посетители не только из близлежащих мест, но и из дальних губерний. Валентин Феликсович осматривал и лечил и простого мужика, и чиновника. Недолгое время он работал в уездном городе Фатеж, куда его перевела городская управа.

Войно-Ясенецкого интересовали проблемы обезболивания при операциях. Он искал новые пути в анестезии. С этой целью из Фатежа в 1908 году Валентин Феликсович направился в Москву к известному учёному, основателю журнала «Хирургия» П.И. Дьяконову для сбора материала. Во время работы в клинике профессора Дьяконова и в Институте топографической анатомии и оперативной хирургии им в результате исследований был найден свой способ анестезии. При подготовке диссертации ему пришлось изучить французский и немецкий и прочитать около пятисот работ на этих языках.

В 1915 году в Петрограде вышла книга Валентина Феликсовича «Регионарная анестезия», блестяще иллюстрированная самим автором, в которой он обобщил результаты исследований и свой богатейший хирургический опыт. За неё Варшавский университет присудил  Войно-Ясенецкому премию имени Хойнацкого. К сожалению, денег (900 рублей золотом) он не получил, так как не смог представить в Варшаву требуемое количество экземпляров книги: маленький тираж быстро раскупили.

В следующем году он защитил диссертацию на основании своей монографии «Регионарная анестезия» и получил степень доктора медицины. Научная работа в Москве привела к безденежью. Чтобы содержать семью, Валентин Феликсович вернулся к практической хирургии и трудился сначала в селе Романовка Саратовской губернии, а потом в Переславле-Залесском. Делал сложнейшие операции на желчных путях, почках, желудке, кишечнике и даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвратил зрение. В Переславле-Залесском он задумал изложить опыт своей работы в книге, которую решил озаглавить «Очерки гнойной хирургии».

В марте 1917 года семья Войно-Ясенецких переехала в Ташкент, где Валентину Феликсовичу предложили должность главного врача городской больницы. Там он организовал хирургическое отделение. Шла гражданская война, и главврача неоднократно ночью поднимали с постели на операцию. Он никогда не возмущался, никому не отказывал в помощи. Здоровье жены Анны Васильевны ухудшилось — она заболела туберкулёзом лёгких. В это время произошло восстание Туркменского полка, которое было подавлено, но по клеветническому доносу Валентина Феликсовича арестовали, и только благодаря счастливой случайности ему удалось избежать неминуемой гибели. Во время ареста его жена пережила тяжёлое душевное потрясение, сильно отразившееся на её здоровье, болезнь стала быстро прогрессировать. В конце октября 1919 года Анна Васильевна умерла. Валентин Феликсович остался с четырьмя детьми (сыновьями Михаилом, Алексеем, Валентином и дочерью Еленой), из которых старшему было двенадцать, а младшему — шесть лет. После смерти жены он ввёл в дом в качестве матери для детей операционную сестру Софью Сергеевну Велецкую, которую поселил в отдельной комнате своего дома.

Смерть любимой жены стала тяжелейшим ударом. Пытаясь найти опору в жизни, он обратился к православию. Валентин Феликсович начал регулярно посещать церковные службы, а затем и собрания верующих. В конце 1920 года Войно-Ясенецкий как один из самых активных прихожан присутствовал на епархиальном собрании, где произнёс речь о положении дел в Ташкентской епархии. Его выступление произвело сильное впечатление на слушателей, а епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником!», на что доктор ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если так угодно Богу!» Так профессор, доктор медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий принял в феврале 1921 года посвящение в диакона, а затем был рукоположен в иерея.

Валентин Феликсович занимался общественно-научной деятельностью, был одним из инициаторов открытия осенью 1920 года Туркестанского (ныне Ташкентского) университета. Будучи священником оставался профессором медицины и читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии в рясе и с крестом на груди. Одновременно, оставаясь главным хирургом Ташкентской городской больницы, служил по воскресеньям в соборе. Кроме операций и преподавания, много занимался живописью: писал иконы для храма и анатомические таблицы для своих университетских занятий.

В октябре 1922 года Войно-Ясенецкий участвовал в первом научном съезде врачей Туркестана, где выступил с четырьмя большими докладами и десять раз брал слово в прениях, поскольку обладал большим научным и практическим опытом.

Весной 1923 года Валентина Феликсовича тайно постригли в монахи с именем Луки, а 31 мая того же года он был посвящён в епископы и возглавил Ташкентскую кафедру. В скором времени (в июне 1923 года) последовал обыск и арест. Было выдвинуто обвинение «в связях с оренбургскими контрреволюционными казаками и в шпионаже в пользу англичан через турецкую границу». Все объяснения епископа Луки в расчёт не принимались. По окончании следствия начальник ташкентского ГПУ выслал его под надзор центрального аппарата ОГПУ в Москву. Четверо детей остались на попечении Софьи Сергеевны Велецкой.

В Москве епископ Лука неделю жил на частной квартире, дважды встречался с патриархом Тихоном, который подтвердил его право заниматься медициной. Вскоре Войно-Ясенецкий был взят под стражу и заключён в Бутырскую тюрьму, где просидел около двух месяцев. Здесь появились первые признаки серьёзной сердечной болезни — миокардита. Через некоторое время его перевели в Таганскую тюрьму, и только в декабре по этапу Святитель был отправлен в ссылку в Енисейск.

Сразу же после приезда в Енисейск Валентин Феликсович пришёл в больницу к заведующему и попросил у него разрешения оперировать. После первых же удачно проведённых операций к хирургу-епископу хлынул народ из окрестных сёл и деревень. Список больных, ожидавших операции, был составлен на три месяца вперёд. Такая популярность ссыльного сильно раздражала местное начальство, подстрекаемое завистниками-врачами, оно отправило епископа Луку ещё дальше, на Ангару, в деревню Хая.

В июне 1924 года было приказано вернуть Войно-Ясенецкого в Енисейск, где его по прибытии заключили в одиночную камеру, а через некоторое время отправили в новую ссылку — в небольшой северный городок Туруханск, сообщение которого с остальным миром проходило по замёрзшему Енисею и его притокам. Валентин Феликсович стал трудиться в местной больнице. С приездом епископа оживилась и церковная жизнь в Туруханске. Это не понравилось начальству и вскоре (в январе 1925 года) его ссылают ещё дальше — на берег Ледовитого океана, в деревню Плахино, расположенную на Енисее. Эта деревня стала его прибежищем на целых два месяца, по прошествии которых его снова вернули в Туруханск.

Ссылка закончилась в январе 1926 года, и по дороге из Красноярска в Ташкент епископ Лука заехал в Черкассы (Украина) повидать престарелых родителей и старшего брата Владимира. Пробыл у них недолго — торопился к детям. Вернувшись в Ташкент, он увидел, что благодаря стараниям Софьи Сергеевны, заменившей им мать, дети благополучны.

После возвращения из ссылки его, как неблагонадёжного, лишили преподавательского места в университете. В это же время от Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия последовали один за другим указы о переводе епископа Луки с епархиальной Ташкентской кафедры в город Рыльск Курской области викарием, потом — в город Елец викарием Орловского епископа, а затем — в Ижевск епархиальным епископом. И тогда по совету ссыльного митрополита Новгородского Арсения епископ Лука подал прошение об увольнении на покой, и с 1927 года профессор-епископ, лишённый двух кафедр (церковной и университетской), проживал в Ташкенте как частное лицо. По воскресеньям и праздникам он служил в церкви, а на дому принимал больных. Приём пациентов был бесплатным.

Авторитет репрессированного архиерея раздражал местных чиновников и 6 мая 1930 года Владыку арестовали по делу о смерти профессора медицинского факультета Ташкентского университета И.П. Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии, и заключили под стражу. Делу была придана политическая окраска — «участие церковников в убийстве профессора-материалиста». После года тюремного заключения 15 мая 1931 года последовал приговор — ссылка сроком на три года (с исчислением срока со дня ареста) в Архангельск. В архангельской ссылке Войно-Ясенецкому разрешили заниматься хирургической деятельностью, и он заинтересовался новым методом лечения гнойных ран с помощью мазей из почвы.

После возвращения из ссылки в ноябре 1933 года ему на какое-то время удалось устроиться на работу в небольшой больнице в Андижане. Здесь он не только проводил операции, но и читал курс хирургии для специалистов.

Заболев тропической лихорадкой, которая осложнилась отслойкой сетчатки левого глаза, епископ Лука принял всё это как Божье наказание за отклонение от архиерейского служения. Чтобы делать глазную операцию, ему пришлось ехать в Москву. Оперировать пришлось дважды, но, несмотря на все усилия, вернуть зрение не удалось.

Выписавшись из клиники, он возвратился в Ташкент и получил в распоряжение главную операционную в Институте неотложной помощи, в котором руководил третьим корпусом, читал лекции в Институте усовершенствования врачей. Осенью 1934 года после десятилетней подготовки вышла в свет монография «Очерки гнойной хирургии».

Дети тоже радовали отца. Старший, Михаил, работал врачом в Таджикистане, Алексей учился и работал в Ленинграде у известного физиолога Л.А. Орбели. Валентин заканчивал медицинский в Ташкенте. Здесь же со своей семьёй жила и дочь Елена.

1937 год стал особенно тяжёлым для церкви периодом — это был год массовых арестов духовенства. 24 июля епископ Лука был арестован вместе с другими священнослужителями. Все они обвинялись в создании «контрреволюционной церковно-монашеской организации», в шпионаже в пользу иностранной разведки, а епископу Луке добавили обвинение в убийстве больных на операционном столе. К нему применили жесточайшую пытку — 13-дневный «допрос конвейером». Во время этого допроса сменяются следователи, арестанта же днём и ночью держат практически без сна. В итоге его приговорили к ссылке на пять лет в Красноярский край.

С марта 1940 года ссыльный Войно-Ясенецкий живёт и работает в районном центре Большая Мурта в ста десяти километрах от Красноярска. В маленькой районной больнице он много оперировал и продолжал трудиться над «Очерками гнойной хирургии». В письмах детям он просил их присылать ему необходимые книги, журналы, истории болезней.

Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, предложил свой опыт, знания и мастерство для лечения раненых. Сначалаон получил разрешение переехать в Красноярск для работы в лечебном учреждении, а в октябре 1941 года его назначают консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Красноярск был самым дальним городом, куда доходила волна медицинской эвакуации. И когда, преодолев семь тысяч километров, санитарные поезда довозили раненых до берегов Енисея, многие раны успевали нагноиться, костные ранения оборачивались запущенными остеомиелитами. Епископ Лука много оперировал, консультировал во многих госпиталях, все силы и знания отдавал обучению молодых хирургов.

Срок ссылки закончился в середине 1942 года,  той же осенью епископ Лука был возведён в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. К этому времени вся Восточная Сибирь от Красноярска до Тихого океана не подавала никаких признаков церковной жизни. К концу 1943 года во всей епархии действовала одна-единственная крошечная церковь в Николаевке (предместье Красноярска). Владыка всеми силами старался навести порядок в епархии. При этом, возглавляя Красноярскую кафедру, он продолжал хирургическую работу.

8 сентября 1943 года в Москве состоялся Собор епископов Русской православной церкви, среди участников был и архиепископ Лука. На этом же Соборе его избрали постоянным членом Священного Синода. Так в самый разгар войны к многочисленным хирургическим операциям, которые проводил профессор-архиерей, добавилась ещё обязанность участвовать в работе Синода. Чувствуя, что он физически не успевает справляться с возросшей нагрузкой, архиепископ Лука пишет патриарху Сергию прошение о переносе его участия в заседаниях Синода на более поздний срок. Патриарх, принимая во внимание исключительную занятость архиепископа в госпиталях, освобождает его от присутствия на заседаниях.

В начале 1944 года эвакогоспитали переехали в Тамбов вслед за наступлением советских войск. Владыка Лука был назначен хирургом-консультантом в госпиталях и одновременно получил указ о назначении на Тамбовскую кафедру.В феврале 1944 года Войно-Ясенецкий продолжил научно-практическую работу, её результаты изложены в труде «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Ко времени приезда в Тамбов зрение Владыки Луки было уже сильно ослаблено, из-за этого ему пришлось отказаться от наиболее сложных операций. Осенью 1944 года госпитали передвинулись дальше на запад вслед за войсками, и труд Войно-Ясенецкого как консультанта эвакогоспиталя был завершён. По окончании этой работы он получил благодарственную грамоту Военного Совета Западно-Сибирского военного округа.

В Тамбове Святитель Лука продолжил архипастырское служение в Покровской церкви. Проповеди производили большое впечатление на людей, их приходили послушать как верующие, так и неверующие. Проповеди записывали прямо в храме, а затем перепечатывали на машинке. С первых же дней управления епархией Владыка ходатайствовал об открытии в Тамбове большого двухэтажного Спасо-Преображенского собора, но местные власти всячески препятствовали этому. Святитель Лука никогда не угодничал перед ними, и это раздражало светских начальников всех рангов. Но, тем не менее, они не могли не отметить его огромный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию. В конце 1945 года архиепископ Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».

В конце 1943 года была завершена работа над вторым изданием «Очерков гнойной хирургии», переработанным и значительно дополненным (объём увеличился почти в полтора раза), но книга была издана только в 1946 году. В 1944 году вышла книга «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов». Эти два труда были отмечены в 1946 году Сталинской премией I степени. Большую часть премии архиепископ Лука перечислил в фонд помощи детям, пострадавшим от войны.

В 1945 — 1947 годах архиепископ Лука работал над трактатом «Дух, душа, тело» (издание выходило также под названиями «Дух, душа и тело» и «О духе, душе и теле»). Это сочинение — плод его собственных размышлений. По замыслу автора, книга имела целью религиозное просвещение отпавших от веры. Относительно спорных моментов в труде архиепископа Луки церковь указывает на то, что некоторые суждения святых отцов, высказанные ими в их трудах, являются их частным богословским мнением и догматического значения не имеют, что и относится к работе архиепископа.

В мае 1946 года Святитель Лука приехал в Симферополь, получив указ патриарха о переводе на Крымскую кафедру. Владыка ревностно приступил к своему служению на новом месте. Несмотря на преклонный возраст и болезни, архиепископ Лука употреблял много сил и энергии по наведению порядка в епархии.

В Крыму, куда перевели Святителя, во время Великой Отечественной войны шли особенно жестокие бои. После приезда в Симферополь архиепископ Лука рассчитывал на то, что его знания и опыт в хирургии будут востребованы. Разрешение на медицинскую деятельность было получено через полтора месяца. С 1947 года профессор Войно-Ясенецкий был консультантом госпиталя в Симферополе, помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны. До конца этого года он как хирург и профессор читал доклады и лекции врачам, оперировал больных и раненых.

Но сам вид профессора, читающего лекции неизменно в рясе и с панагией, раздражал руководство Крымского мединститута. Ему было рекомендовано читать доклады и лекции на медицинские темы в светской одежде. Святитель Лука категорически отказался. Тогда его перестали приглашать и в дальнейшем лишили возможности преподавать, было отменено также его руководство работой хирургических амбулаторий.

Святитель-хирург продолжил врачебную практику у себя дома. На двери было вывешено объявление, что хозяин этой квартиры, профессор медицины, ведёт бесплатный приём ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней. Много больных стекалось к профессору, и никому он не отказывал в помощи.

Кроме церковных служб, проповедей, приёма больных и административной работы по епархии, Владыка Лука занимался в 1949 году сбором материалов для своей монографии — переработанной диссертации «Регионарная анестезия». Но время неумолимо шло вперёд, здоровье стало ухудшаться, зрение на единственном здоровом глазу притуплялось. Осенью 1947 года архиепископу пришлось поехать в Одессу к знаменитому окулисту В.П. Филатову, который нашёл у него помутнение хрусталика и сказал, что оно будет медленно прогрессировать, но способность читать сохранится на несколько лет.

И действительно, четыре года спустя архиепископ Лука всё ещё мог, хотя и с трудом, читать и писать. Но весной 1952 года Владыка провёл несколько недель в библиотеках. Он переутомил глаз, и зрение стало стремительно угасать. Исчезло ощущение цвета, предметы обратились в тень. Теперь на приёме профессору приходилось спрашивать секретаря, как выглядят у пациента кожные и слизистые покровы. В конце концов, он отказался и от приёма больных, и от подготовки второго издания «Регионарной анестезии».

Святитель Лука учился передвигаться по комнате ощупью, так же подписывал бумаги, подготовленные секретарями.

В начале 1955 года архиепископ Лука полностью ослеп. Но никто не слышал от него жалоб или ропота: «Я принял как Божью волю быть мне слепым до смерти, и принял спокойно, даже с благодарностью Богу. Слепота не помешает мне оставаться до смерти на своём посту».

Слепота не препятствовала его деятельной любви к страждущему человеку. Дело проповеди архиепископ Лука считал своей священной обязанностью и свято её выполнял. Сам он был выдающимся проповедником. В годы управления Крымской епархией архиепископ Лука произнес бо?льшую часть своих проповедей. По тем временам они были очень смелыми. Он открыто и безбоязненно высказывал мысли по актуальным вопросам.

За годы служения Владыка Лука произнёс тысячу двести пятьдесят проповедей, из них не менее семисот пятидесяти были записаны. Он был избран почётным членом Московской Духовной академии. Активно сотрудничал с «Журналом Московской Патриархии», где на протяжении почти десяти лет печатали его статьи.

В последние годы жизни Владыка Лука сильно уставал от служб, епархиальных дел, но, несмотря на это, проповеднического долга не оставлял до последней минуты. Скончался он утром 11 июня 1961 года. Похоронили его 13 июня на городском кладбище Симферополя. Кончина преосвященного Луки потрясла всех его знавших, и огромное количество людей провожало его в последний путь.

Валентин Феликсович религиозные взгляды считал личными и не делал попыток приобщить к церкви детей, считая, что жизненный путь каждый выбирает сам. Человек умирает, но продолжает жить в памяти людской своими делами, живёт он и в потомках. Дети пошли по его стопам и стали медиками.

Михаил Валентинович выбрал специальность патологоанатома, работал в Таджикистане, Львове, а затем в течение тридцати лет в Институте экспериментальноймедицины АМН СССР, где руководил отделом, был доктором медицинских наук и профессором. Средний сын, Алексей Валентинович, был доктором биологических наук, заведовал лабораторией в Институте эволюционной физиологии и биохимии АН СССР им. И.М. Сеченова. Младший сын, Валентин Валентинович, работал в Одессе, в НИИ глазных болезней и тканевой терапии им. академика В.П. Филатова, был доктором медицинских наук и профессором.

Единственная дочь, Елена Валентиновна, была врачом-эпидемиологом. Внук Алексей Михайлович — профессор-уролог, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, работает в Дальневосточном государственном медицинском университете (Хабаровск). Очень многие внуки и правнуки знаменитого хирурга пошли по тому же медицинскому пути.

Валентин Феликсович видел в научной разработке гнойной хирургии возможность облегчить людям тяжесть страдания, нравственным долгом почитал помощь больным. Этому же учил он молодых врачей, призывая их не только к высокому профессионализму, но и к гуманности: «Наши врачебные задачи нередко вызывают необходимость причинять боль, но печально, если мы при этом черствеем и сознаем себя вправе причинять боль, а больных считаем обязанными терпеть её. Врачу доверяет больной самое дорогое — жизнь, и потому недопустимо рассматривать пациентов с точки зрения профессионального интереса». Профессор требовал, чтобы врачи всегда делали всё возможное, чтобы спасти больного, говорил, что они не имеют права даже думать о неудаче.

Владыка Лука не терпел равнодушия к медицинскому долгу. «Приступая к операции, надо иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется «случаем».

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской православной церкви был причислен к лику местночтимых святых. В марте 1996 года состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые в настоящее время находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя (ныне Свято-Троицкий женский монастырь). В 2000 году Архиерейским собором имя Святителя Луки было внесено в список святых новомучеников и исповедников Русской православной церкви для общецерковного почитания. Он почитается как святой и другими поместными церквями, в частности, Греческой православной церковью.

В апреле 2000 года В.Ф. Войно-Ясенецкий был реабилитирован Главной военной прокуратурой Генпрокуратуры РФ.

Жизнь и деятельность архиепископа Луки привлекает и ныне внимание многих людей. Сейчас каждый желающий может прочитать книги, написанные В.Ф. Войно-Ясенецким, а также ознакомиться с воспоминаниями о нём. О Святителе Луке сняты документальные фильмы: «Я вас избрал» (режиссёр Алла Торгало, 2003 г.), «Врачеватель. Архиепископ Лука» (режиссёр Николай Раужин, 2003 — 2004 г.), «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)» (режиссёр Игорь Красовский, 2004 г.), «Валентин Войно-Ясенецкий и Анна Ланская» (из цикла «Больше, чем любовь», режиссёр Александр Столяров, 2006 г.), «Встреча со Святым» (режиссёр Николай Чуев, 2009 г.).

В Музее медицины НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского (Москва) есть скульптурный портрет В.Ф. Войно-Ясенецкого, выполненный ещё в конце 1940-х годов скульптором М.П. Олениным по заказу С.С. Юдина (главного хирурга НИИ скорой помощи с 1928 по 1948 год) для создаваемой им галереи выдающихся хирургов.

В марте 2003 года в малом зале мэрии Москвысостоялась Первая международная конференция «Православие и медицина», посвящённая 125-й годовщине со дня рождения Святителя Луки (Войно-Ясенецкого). В дальнейшем его деятельность неоднократно становилась предметом конференций и выставок. В мае 2006 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия IIв выставочном зале Российской государственной библиотеки (Москва) была открыта книжно-иллюстративная выставка «Русская православная церковь и Великая Победа». На ней были представлены издания, посвящённые жизни и деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), впервые экспонировался подлинник его трактата «О духе, душе и теле» (1945 — 1947) из фонда Отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

Святителя Луку помнят и чтут в разных городах и населённых пунктах бывшего Советского Союза — Москве, Киеве, Ташкенте, Симферополе, Тамбове, Красноярске, Переславле-Залесском, Туруханске, Архангельске и многих других. О нём пишут книги, переиздают его медицинские труды и проповеди, устанавливают памятники и мемориальные доски, его именем называют улицы и медицинские учреждения. В честь Святителя строят часовни и храмы, проводят памятные мероприятия, открывают музеи и создают выставочные экспозиции, его имя носит передвижной консультативно-диагностический центр ОАО «РЖД» и Общество православных врачей России.

Жизнь выдающегося учёного и мыслителя В.Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки) — пример стойкости, умения отстаивать свои убеждения и проводить сложнейшие операции в самых неприспособленных для этого условиях. Непоколебимая преданность медицине и страстная вера в Бога помогли ему выстоять в самые трудные минуты жизни.

В РГБС к 135-летию со дня рождения выдающегося учёного, хирурга, доктора медицины, профессора, видного церковного деятеля и проповедника был подготовлен биобиблиографический указатель «В.Ф. Войно-Ясенецкий — хирург, педагог, святитель», составителем которого является автор настоящей статьи.

Светлана Чеканова,

завсектором РГБС