Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ТИФЛОМИР

Мы с хозяином вдвоём место первое займём!

Сентябрь в Москве начался с мелких затяжных дождей, о которых обычно говорят, что они чрезвычайно приятны, но только в том случае, если их переждать дома, «под лаской плюшевого пледа», но никак не иначе. Так что,  выходя из московского электропоезда на станции «Купавна» и глубоко вдохнув прохладный утренний воздух, я подумала, что ежегодному всероссийскому конкурсу ВОС «Мы с хозяином вдвоём» хорошо было бы посвятить тёплые летние или весенние дни. Но, оказавшись на территории школы собак-проводников, я, честно говоря, забыла и о погоде, грозившей стать неприятной, да и обо всех оставшихся в столице делах.

Привычный распорядок дня её четвероногих учеников и их преподавателей уже накануне был нарушен приехавшими на конкурс участниками и гостями. Семнадцать маленьких слаженных команд, состоящих из хозяина и его собаки-проводника, готовились сразиться за три призовых места. Хотя, слово «сразиться» подобрано мной неверно, ведь на этот конкурс участники приезжают далеко не ради победы, а  ради общения, обмена опытом и возможности ещё раз побывать в полюбившейся каждому выпускнику школе. Всё это, конечно, не исключает обычное для соревнований тревожное настроение, передаваемое от людей и четвероногим конкурсантам. Они внимательно прислушивались к ободряющим словам своих хозяев и инструкторов, при встрече радостно помахивали хвостами и обнюхивали соперников, нетерпеливо переминались с лапы на лапу, стоя у ангара, где в десять часов утра должен был начаться конкурс.

Охваченная предпраздничной суетой последних приготовлений,  я сама начала волноваться, будто и мне предстояло принять участие в соревнованиях, и такое чувство, я думаю, было у всех гостей школы. «Сегодняшний конкурс — уже второе важное для нас мероприятие на этой неделе, — призналась мне Елена Кривобузова, специалист по социальной работе, — в среду, 4 сентября, к нам приезжала Лидия Павловна Абрамова, руководители и представители разных РО ВОС, с которыми мы торжественно открыли новый питомник. На его строительство ушло несколько лет, было потрачено много сил и денег, и вот, наконец, он готов принять наших щенков и собак. А сегодня, в субботу, на территории школы пройдёт ещё одно важное и приятное для нас мероприятие — девятый всероссийский конкурс.

Первый день полностью посвящён соревнованиям, и уже вечером будет назван победитель, а завтра мы планируем провести круглый стол, за которым приехавшие участники смогут задать специалистам интересующие их вопросы, обсудить проблемы, если таковые появились за время работы с собакой-проводником. Все конкурсанты получат дипломы, памятные сувениры и призы, полезные в уходе за их питомцами. Кроме того, предусматриваются и денежные выплаты: семь тысяч рублей — за первое место, пять тысяч рублей — за второе  и три тысячи рублей — за третье. После закрытия конкурса мы направим протокол в Центральное правление ВОС, которое вышлет его в региональные правления, так что денежные выплаты победители получат, вернувшись домой. А мы несколько меньшей суммой награждаем наших сотрудников, подготовивших собак-проводников. Ведь победа — это результат и их работы. Сегодня многие инструкторы будут переживать за нескольких своих выпускников. Обычно инструктор одновременно занимается с четырьмя-шестью собаками. Новые специалисты первое время берут одного-двух воспитуемых. Инструкторы у нас трёх категорий — в зависимости от стажа работы и количества переданных собак. Особая квалификационная комиссия принимает решение о присвоении специалисту той или иной категории и это, разумеется, отражается на его зарплате. В высших учебных заведениях нет факультетов, которые выпускают кинологов для обучения собак-проводников, поэтому все инструкторы проходят подготовку в школе: прежде чем самостоятельно воспитать собаку-проводника,  они до полугода работают  с опытным инструктором в качестве ученика. Это может быть человек как с кинологической подготовкой, так и без неё, вообще же наиболее важным фактором при приёме на работу является любовь к животным, желание заниматься с собаками и готовность терпеть разного рода неудобства. Так, несколько лет назад наш сотрудник Алексей Шемонаев обучал инструкторов для открывающийся школы собак-проводников в Болгарии. Спустя некоторое время, из Англии и Германии приехали кинологи, которые были очень удовлетворены уровнем подготовки собак-проводников, которая оказалась на 30 — 40 процентов выше, чем в Европе. Сейчас мы не участвуем в международных соревнованиях, а в конце 80-ых на подобном конкурсе в Швеции первое место заняла советская собака-проводник. И это тоже говорит о хорошем уровне подготовки наших воспитанников. В этом году в соревнованиях принимают участие инвалиды по зрению, приехавшие из Самарской, Краснодарской, Московской, Вологодской, Рязанской, Белгородской, Новгородской, Тульской, Карельской, Красноярской, Санкт-Петербургской, Челябинской, Татарской, Свердловской РО. Приглашая на конкурс, мы обзванивали региональные организации ВОС и просили финансово поддержать конкурсантов при покупке билетов до Москвы, а все затраты, связанные с проживанием и питанием, в том числе и собак-проводников, школа взяла на себя. Нам очень хочется, чтобы участие в конкурсе для инвалидов по зрению не было обременительным, а стало источником приятных эмоций».

 Когда торжественная музыка ознаменовала начало соревнований, все участники уже сидели в первом ряду в школьном ангаре. Собранные и уверенные в своих силах, они, подобно безупречной армии, были готовы броситься в сражение по первому приказу полководца. Правда, некоторые из них негромко поскуливали, может быть, от чрезмерного волнения, а может быть, от нетерпения продемонстрировать все те знания и навыки, которые они приобрели за время обучения и работы, тем более что впереди их ждали непростые задания. После ободряющих тёплых приветственных слов директора Олега Евгеньевича Исаенко и гостей школы наступило время жеребьёвки: выбирая игрушку для своего помощника, каждый участник вместе с ней получал и номер, под которым они будут выступать на соревнованиях.

Первое задание — «Мы с хозяином вдвоём очень весело живём» — было домашним, и конкурсанты подошли к нему со всей ответственностью и широким творческим размахом. Пока четвероногие участники показывали, как они умеют поднимать ключи, носить тапочки, телефоны и сумки, ходить по узким доскам и прыгать через обруч, их хозяева посвящали им стихи и песни, делились радостью совместных достижений.  Победителями в номинации за «Лучшее домашнее задание» стали Ульяна Михайлова и голден ретривер Снежок  из Череповца, разыгравшие настоящее театрализованное представление о султане и  его красавице жене. «Мы с мамой очень любим восток, — призналась Ульяна Сергеевна, — поэтому  решили не просто продемонстрировать всё то, чему Снежок научился дома, а оформить это в виде сказки в восточном стиле. Мы уже опытные конкурсанты, третий раз участвуем в соревнованиях. Три года назад мы заняли первое место, но конкуренция была слабая, два года назад — серьёзнее, а сегодня — просто сумасшедшая! Соревноваться с такими сильными противниками тяжело, но я знаю уровень своей собаки, довольна им и для меня не имеет значения, какое место мы займём на этот раз. Добраться до Москвы нам помог череповецкий металлургический завод «Северсталь», да и с получением собаки особых проблем не было. Уже через полгода после подачи документов я привезла домой очень красивого лабрадора ретривера шоколадного цвета. Но однажды во время прогулки в лесу его кто-то позвал, он доверчиво побежал к незнакомцу, а назад так и не вернулся. Для нас это была просто трагедия:  мы два месяца искали его, практически жили в лесу, расклеивали объявления и крутили ролики по телевидению с просьбой отозваться всех, кто знает хоть что-то о нашей собаке. Но всё было тщетно,  и я приняла решение брать другого помощника. На этот раз мы сами купили щенка в возрасте год и два месяца, отвезли в школу, где его оформили как подаренную собаку и после полугодичного обучения забрали домой. Мы со Снежком тяжело привыкали друг к другу. Мне кажется, освоить мастерство работы с собакой-проводником то же, что и научиться водить машину: первое время руки и ноги действуют неслаженно, машина едет непонятно как, а тебе в то же время надо следить и за собой, и за дорогой. И с собакой надо наладить контакт,  ведь если я не вижу, мне надо не только чувствовать её, но и внимательно слушать, ощущать окружающий мир через целый ряд ориентиров. Нам со Снежком приходится очень много ходить и ездить, но специально маршруты мы не учим: запоминаю их я, а он отвечает за удачное преодоление препятствий:  останавливается перед ступеньками и бордюрами, помогает зайти в автобус и перейти дорогу. Правда, есть у нас два-три тренировочных маршрута, которые мы периодически отрабатываем. Снежок даёт мне психологическую уверенность, радует меня и поднимает настроение преподавателям и студентам института, в котором мы, можно сказать, учимся вместе».

 Творческие номера конкурсантов были настолько разнообразны и интересны, что проверка домашнего задания заняла более двух часов, так что время незаметно подошло к приятной и необходимой части соревнований — обеду. Участники, в том числе и четвероногие, незамедлительно поспешили в столовую, обсуждая друг с другом, первый этап, делясь с инструкторами своими переживаниями и, конечно, фотографируясь, тем более что погода, вопреки всем пасмурным ожиданиям, выдалась солнечная и на редкость приятная. «Сегодня на конкурсе соревнуются два моих воспитанника, и за обоих я волнуюсь, — поделилась переживаниями инструктор Елена Гаврилова, — конечно, они оба  стараются, не всё получается, но я ими довольна. Хозяин волнуется, а его состояние в то же время передаётся собаке. Вообще, мне кажется, эта связь возникает сразу, и приезжая к нам в школу, человек забирает именно свою собаку, у которой другого хозяина и быть не могло».

«Это верно, — согласился Артур Амирханян, год назад получивший воспитанного Еленой лабрадора Энара, — сейчас мне без собаки уже тяжело. С появлением Энара моя жизнь изменилась: стало больше ответственности как у него за меня, так и у меня за него. Мне часто приходится ездить в командировки в разные города, и теперь собака всегда со мной, помогает сориентироваться в новом месте. В самолёты и поезда нас пускают без проблем; пассажиры всегда приветливы и отзывчивы, нередко просят разрешения погладить Энара. Вообще-то это моя вторая собака: сначала я получил овчарку, у которой через полтора месяца обнаружились некоторые нарушения здоровья, и мне пришлось отвезти её обратно в школу».

«Да, иногда случается так, что нам возвращают собаку-проводника, — продолжила Елена. — В этом случае собирается комиссия, которой человек объясняет, по какой причине он вернул животное. Если это связано  с нарушениями её здоровья, ветврач проводит осмотр, назначает лечение, а если это невозможно, приходится констатировать выбраковку. Мы обязательно пристраиваем таких собак, отдаём в добрые руки, конечно, заранее предупреждая будущих хозяев о нарушениях здоровья питомца. До начала профессиональной подготовки собаки есть тесты, которые помогают специалистам определить её рабочие возможности и факторы, на которые она может реагировать. В качестве раздражителей мы используем кошек, маленьких собак, резкие звуки, незнакомые предметы и людей, одетых в нелепые, страшные костюмы. Конечно, бывает и так, что собака будучи в школе не обращала внимания на подобные раздражители, а сменив место жительства, начинает реагировать на них. Это связано и со стрессом, который она испытывает при смене хозяина, и необходимостью интенсивной работы. Мы занимаемся с собаками любого возраста как купленными, так и рождёнными в школе. На мой взгляд, проводника лучше всего дрессировать с детства, ему необходимо привить то поведение, которое он должен демонстрировать всю свою жизнь. Нередко бывает, что собаки, попавшие к нам со стороны, немного избалованны, с рядом ненужных выработанных рефлексов. Некоторые из них легко переучиваются, другие — тяжело и даже в связи с этим могут подлежать выбраковке. Проводник — это образ жизни, и об этом нельзя забывать при воспитании и обучении собак.

  Что же касается породы, то сегодня в школе живут как лабрадоры, так и овчарки. Обе породы подходят для работы с незрячими людьми, но, конечно, при этом  необходимо учитывать особенности их характера. Овчарок трудно вырастить в условиях питомника: они признают только одного хозяина, очень активны, им нужно много движения. Такой собаке необходимы ежедневные длительные прогулки, занятия на специальных дрессировочных площадках. Есть незрячие, которые имеют возможность всё это делать и, соответственно, получают хорошие результаты. Но в школе мы работаем с 8.30 до 17.00, так что получается, что с раннего вечера до утра собаки сидят в клетках. Для овчарок это очень тяжело, они просто с ума сходят, когда остаются одни, без хозяина. Всё это, конечно, влияет на их психику, дрессировку, а в дальнейшем — и на работу. Лабрадоры, в целом, спокойней, легко приспосабливаются к изменениям в быту, любят и детей, и взрослых. Их легче передавать новому хозяину: они, как и овчарки, привыкают к своему инструктору, но быстро понимают, что в новом доме их любят и кормят, а значит, там можно жить. Мне тоже нелегко расставаться со своими воспитанниками. Их отъезд всегда будет для меня самым трагическим моментом обучения. Конечно, я общаюсь с людьми, забравшими моих выпускников. Мы часто перезваниваемся и даже приезжаем друг к другу в гости».

 После обеда соревнования продолжились интеллектуальным конкурсом «Мы с хозяином вдвоём знаем всё и обо всём». Участники, поддерживаемые четвероногими помощниками, разбились на небольшие группы и по очереди отвечали на чрезвычайно непростые вопросы, посвящённые правилам работы с собакой, названиям и особенностям их пород, кличкам и интересным, связанным с ними фактам истории. Порой конкурсанты легко справлялись с заданиями, а иной раз, сталкиваясь с задачей повышенной сложности, ломали голову, подбирая если не правильное, то хотя бы наиболее подходящее или оригинальное решение. После того, как члены жюри подсчитали правильные ответы участников и прибавили их к прежде заработанным баллам, пришло время профессиональных заданий, ради которых и был учреждён ежегодный всероссийский конкурс. Соревнующиеся уже не болтали весело друг с другом, не шутили, а ласково подбадривая своих питомцев, спокойно и сосредоточенно ждали, когда ведущий произнесёт их имена и номера, полученные при жеребьёвке. Услышав их, они парами выходили в центр ангара и в заранее определённой последовательности давали собакам команды из общего курса дрессировки. Члены жюри оценивали  не только их правильное выполнение, но и взаимопонимание хозяина и собаки. В номинации «Самая техничная пара» победила Екатерина Ефимова и лабрадор Тедди из Вологды. «У Тедди, если можно так сказать, работа труднее, нежели у её коллег: ей приходится сопровождать сразу двух инвалидов по зрению — меня и моего супруга, — рассказала Екатерина. — На маршруте я обычно держу собаку слева, муж ведёт меня справа и в то же время контролирует дорогу тростью. Мы вместе приезжали за Тедди и одновременно проходили обучение в школе. Проблем с ориентировкой нет: собака с первого раза запоминает маршруты, и даже если мы долгое время ими не пользуемся, не забывает их. В прошлом году мы тоже были на конкурсе, но сегодня участников почти в два раза больше, и такое разнообразие собак очень меня радует. В этом году у ВОС не было возможности оплатить нам билеты, и я обратилась в областную соцзащиту, где мне помогли и с покупкой билетов, и с оформлением ветеринарной справки для Тедди. А вот для того, чтобы встать на очередь для получения  собаки-проводника, нам пришлось потрудиться. Дело в том, что, согласно некой внутренней инструкции, МСЭК вписывает в ИПР собаку-проводника только тем инвалидам по зрению, которые не имеют заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других систем. Мне пришлось обратиться в областную МСЭК, где я объяснила, что других патологий здоровья, кроме связанных со зрением, у меня нет, и только в этом случае мне удалось получить ИПР, в которой собака-проводник была записана как необходимое для меня  средство реабилитации. Ежегодно государство выплачивает деньги на её содержание и, честно говоря, их хватает. Помимо корма, который нам привозят домой по оптовой цене, мы покупаем Тедди и творожок, и кефирчик, и разные игрушки. А вот ветеринарную клинику практически не посещаем, ходим только за справками, которые оплачиваем по общему прейскуранту. Если возникают какие-либо проблемы или вопросы, я сразу же звоню школьному ветеринару. Я ему очень доверяю и знаю, что ничего плохого он не посоветует».

 Последнее задание — «Мы с хозяином вдвоём все преграды обойдём», или, иными словами, прохождение изобилующего препятствиями маршрута — однозначно можно назвать самым ответственным и важным этапом соревнований,  ведь именно здесь оценивается работа собаки-проводника, её реакция на встречающиеся в пути затруднения. Но, несмотря на это, участники были уверены в своих силах, и многие из них наверняка согласились бы со словами Ульяны Михайловой: «Мы постоянно ходим с собакой, проблем с передвижением нет, поэтому сложностей на маршруте возникнуть не должно». Победителем в номинации «Лучшие на маршруте» стал Виктор Максимов и лабрадор Эбо из Белгорода. «В нашем городе живут три собаки-проводника, и все они постоянно работают с хозяевами. Эбо я забрал из школы уже больше года назад, и мне кажется, что он рос именно для меня. Я так им доволен! Эбо никогда меня не  предаст, он хороший, искренний, бескорыстный, надёжный друг. Я давно хотел взять собаку-проводника, но останавливали жилищные неудобства. У меня сорок пять лет преподавательского стажа. Сейчас я в индустриальном белгородском колледже преподаю правовые дисциплины и там же, в общежитии, живу. Долгое время у меня была маленькая комната, но директор пошла мне навстречу и помогла улучшить бытовые условия, так что у меня, можно сказать, появилась отдельная квартирка. После этого я, наконец, решился взять собаку. Её появления вместе со мной ждал весь колледж: преподаватели, студенты и ассистенты переживали, часто спрашивали, скоро ли подойдёт очередь,  и меня вызовут в школу. А когда я поехал в Купавну  и через две недели вернулся с собакой, радовались тоже всем коллективом. Теперь мы с Эбо живём вместе, гуляем, ходим на работу и по делам, а иногда и поём под гитару. Недавно обо всём этом сотрудники белгородского телевидения сняли фильм, материалы которого я использовал в оформлении стенгазеты. Она называется «Эбо — моё сердце» и демонстрирует самые интересные фотографии и стихи, посвящённые нашей совместной работе».

 Подготовка и оформление стенгазет в этом году стали обязательными для всех участников. В школу они должны были привезти уже готовые работы, которые перед конкурсом разместили в ангаре так, чтобы с ними могли познакомиться не только члены жюри, но и все желающие. Кроме этого, конкурсанты впервые получили баллы и за внешний вид своих помощников. Ветеринарные врачи школы оценивали соматический статус собак-проводников, то есть качество шерсти, кожи, слизистых, массу тела и соответственно этому выставляли оценки от 1 до 10, где 10 приравнивалось к школьной пятерке. К сожалению, не все участники получили отличные результаты. Но это позволит им сделать выводы и, конечно, исправить свои ошибки, обратив внимание на пищевой рацион питомцев.

 Совсем незаметно, волнительно и весело прошёл день испытаний. Все задания выполнены, баллы подсчитаны, а имя победителя, вопреки всякой интриге, было известно каждому. Пришло время переходить к самой приятной процедуре любых соревнований — награждению. Все участники получили корм, памятные подарки, медали, дипломы и собачьи «оскары» — фигурки собак. Два диплома, бронзовую медаль  и право на денежную выплату получила Ирина Андреева и лабрадор Прага из Москвы. Серебряными медалистами стали Станислав Прокопович и единственная участвующая в соревнованиях овчарка Риф из Красноярска. «Конкурс — это, своего рода, обратная связь, — считает Станислав, — его основная цель — показать, что собака, подготовленная школой, работает, и люди недаром вкладывали средства и силы в создание этого шерстяного друга. С появлением Рифа моя жизнь изменилась: добираться до места я стал гораздо быстрее, а главное — с меньшим риском получить травму. Овчарки по внешним и внутренним данным мне всегда нравились больше, чем лабрадоры. Я хотел собаку только этой породы. Риф помогает мне, сопровождает на работу, учёбу и тренировки, а я, в свою очередь, забочусь о нём. Собакой надо заниматься, следить за её здоровьем, отстаивать её позиции — одним словом, быть в ней заинтересованным».

 Золотую медаль, большой кубок, два диплома и денежную премию получил Вячеслав Рудаков и лабрадор Ютан из Санкт-Петербурга. «Хочется сказать большое спасибо директору, инструкторам и всем сотрудникам школы. У них очень хорошее дело, — выразил слова благодарности Вячеслав Иванович. — Они обучают собаку,  и мы должны работать и работать с ней. В Питере мы с Ютаном пользуемся двадцатью семью маршрутами. Каждую неделю собака сопровождает меня на дачу, а это три часа езды на трёх видах транспорта (троллейбус, метро и электричка). В метро нас сначала не пускали, вероятно, в связи с бывшими там происшествиями. А потом, спустя некоторое время, мне позвонил кинолог метрополитена и предложил пройти курс обучения работы с собакой под землёй. Желающих учиться набралось четыре человека, три месяца мы занимались и после этого получили свидетельства, подтверждающие наше право ездить в метро с собакой. Конечно, в дороге бывают и сложные ситуации, но люди, чаще всего, встречаются отзывчивые и готовые при необходимости оказать помощь».

Елена Федосеева