Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ

«За любовь и верность»

Медаль с такой надписью, вызывающей уважение к людям, удостоенным этого звания, держу я в руках. Золотистая круглая награда величиной с ладонь взрослого человека. Учреждена она фондом Светланы Медведевой. На одной стороне изображены фигуры Петра и Февронии. На другой — надпись «Семья, единство помыслов и дел. За любовь и верность». К медали прилагаются ещё два значка с изображением ромашки из жёлтого металла, которые можно носить на лацкане одежды.

 Такую медаль в Архангельской области вручают семьям, прожившим в любви и согласии много лет, вырастившим и поставившим на ноги детей и внёсшим  вклад в историю и жизнь родного края.

 И вот в 2014 году администрация Холмогорского района Архангельской области выдвинула на получение этой медали супружескую пару Беликовых, сочтя их жизненный путь и достижения достойными поощрения.

 Сообщение о награде пришло в дом Ивана Николаевича и Нины Иосифовны Беликовых по телефону  тёплым июльским днём совершенно неожиданно. А потом была поездка в старинный северный город Каргополь и торжественная церемония чествования самых достойных представителей семнадцати районов Архангельской области. Были и подарки, и приветственные речи администрации области, и экскурсия по удивительному городу, славящемуся своими церквями, ремёслами, гармонистами.

 Последнее выглядело даже символично, ведь Иван Николаевич — музыкант, как говорится, от Бога. И этот дар плюс неисчерпаемое трудолюбие дали возможность сделать жизнь не только полезной людям, но и счастливой. А результат выразился в званиях «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и «Почётный житель Холмогорского района Архангельской области».

 Однако пора познакомить вас, уважаемые читатели, с этой супружеской парой членов ВОС поподробнее. А для этого в один из ветреных октябрьских дней прошлого года я приехала в небольшой посёлок Луковецкий, что стоит на берегу сразу двух рек, одна из которых с удивительным северным названием Тырва.

 Дом, в котором живут Беликовы, стоит на краю лесного массива, и мы вместе с хозяевами после традиционного приветственного обеда идём на прогулку. Маршрут недалёкий, километра два, пролегает между деревьями, в которых прячется солнце, выхватывая светлыми пятнами то верхушки елей, то дорожку из бетонных плит, по которой мы и шагаем уверенно. Этот маршрут для супругов  привычен. Летом пешком, а зимой с палками в традициях скандинавской ходьбы они преодолевают его почти ежедневно. Дорога приводит нас к бревенчатому настилу моста. А под ним звонко журчит речка. Я вижу плохо, а потому не сразу замечаю, где же среди прибрежных кустов прячется эта звонкая говорунья. Иван Николаевич произносит: «Это наша Тырва». А Нина Иосифовна рассказывает, что у Ивана Николаевича об этой любимой жителями посёлка речке есть стихотворение. То, что Беликов пишет стихи, я знаю давно. В его строчках много юмора, но о природе слышу от него впервые:

 По посёлку торопливо

Речка быстрая течёт.

И народ её с любовью

Тырвой, Тырвочкой зовёт.

Принакрылась белой шубой:

«Дремлешь? Тебе снятся сны?

Ты, наверно, притомилась

В ожидании весны?

Ничего, терпи, родная,

Всё равно придёт она.

Вот тогда и забурлишь ты,

Просыпаясь ото сна.

Ты ещё не раз услышишь

Пенье птиц и детский смех.

Ты милее всех на свете

И дороже всяких рек».

Появлением этого стихотворения поэт Иван Беликов обязан внучке Валентине, которой потребовалось рассказать о родном крае, а для этой девушки, как и для её мамы Светланы — дочери Беликовых, посёлок Луковецкий стал настоящей родиной, местом счастливого детства.

  Луковецкий — в прошлом успешно работавший леспромхоз — теперь тихий посёлок, жизнь в котором, однако, не замерла. Кроме администрации, почты, сберкассы, клуба, множества магазинов и магазинчиков, продолжает работать больница, средняя школа, а главное — никакие кризисы экономики не привели к закрытию школы искусств для детей, в которой Иван Николаевич и Нина Иосифовна проработали более двадцати лет. А Иван Николаевич и сегодня продолжает преподавать игру на баяне и гитаре юным жителям посёлка. Успехи его учеников известны далеко за пределами района. Они не раз становились лауреатами музыкальных конкурсов, проводимых в Архангельской области.

 Познакомиться с сельской музыкальной школой отказать себе нельзя. И мы идём по тропинке между желтеющих, но ещё не обтрёпанных октябрьским ветром берёз и рябин к двухэтажному зданию бывшего детского сада. За историю школы это уже четвёртое и, наконец-то, добротное тёплое каменное здание. Вот и класс Ивана Николаевича. В нём светло, тепло и достаточно функционально, но скромно, без излишнего украшательства. Здесь учатся музыке, а вот в соседних классах и залах видны поделки и рисунки учеников, в которых они рассказывают о своём отношении к родному краю.

 Школа в посёлке Луковецкий, до недавного времени бывшая музыкальной, теперь имеет и отделение изобразительного искусства, что прибавило число учеников. Иван Николаевич, а затем и Нина Иосифовна были не только преподавателями, но и директорами этой школы. И всегда вкладывали в её работу и жизнь не только свой талант музыкантов, но и заботы хозяйственников и организаторов. В целом, эта школа в определённом смысле ещё одно дитя этой семьи, так как требует постоянной и неусыпной заботы.

 И отдача немалая. Стоит нам выйти на поселковую улицу, как слышим от детей и взрослых: «Здравствуйте,  Иван Николаевич». Посёлок и вправду небольшой — около четырёх тысяч жителей. Супруги Беликовы, похоже, знакомы почти со всеми и уважаемы односельчанами.

 Октябрьская северная погода не балует. И мы возвращаемся в уютную квартиру  Беликовых. Здесь чисто, тепло, ничто не мешает передвигаться по жилищу. То, что Иван Николаевич не видит совсем, влияет на устройство дома, но многое сделано его умелыми руками. С гордостью хозяин показывает балкон, им застеклённый, и рассказывает, как помогал конопатить стены строящегося дома дочери. И это он тоже умеет!

 Мы идём на кухню, где хозяйничает Нина Иосифовна. Она  удивительно добрый и заботливый человек! Но лучше о ней, на мой взгляд, сказал один из друзей этой семьи:

  Живой энергии полна,

Добра, радушна и скромна,

Ну, что ещё о ней сказать?

Прекрасная жена и мать!

Муж — настоящий музыкант,

От Бога дан ему талант.

Живёт лишь музыкою он,

В мир дивных звуков погружён.

Глаза и свет его она —

Подруга, верная жена.

Мы сидим за столом, где и грибки солёные манят запахом леса, и картошечка своя, без химии, горяченькая, и котлетки из лося и мишки. А это уже трофеи соседей- охотников. Всё, что нужно для душевного разговора, есть на этом столе. И разговор идёт, постепенно оживляясь и разрастаясь. Мне хочется побольше узнать о детстве Ивана Николаевича и о его жизни до встречи со своей будущей половинкой в стенах Курского музыкального училища.

 Родился Беликов в 1952 году в небольшой русской деревне в Мордовии, где живут и ныне его родственники и друзья, с удовольствием собирающиеся вместе, когда приезжают Иван и Нина. Музыка пленила его с детства, а потому односельчане любят баян своего Ивана и даже сложили стихи о нём:

Легко, свободно под баян

Поются песни.

Играет Беликов Иван —

Напеву тесно.

Сюита волжская звучит

Проникновенно,

Про Русь баян нам говорит

Так вдохновенно!

Поёт баян и о любви,

О тихой грусти,

И вдруг весельем забурлит

Совсем по-русски.

Ты в душу к нам давно проник

Своим баяном.

Игра твоя — живой родник

Мелодий славных.

О своём детстве Иван Николаевич рассказывает так:

«В деревне была одна гармонь и балалаек несколько. А радио провели только в 1956 году. Я помню, как ставил на лавку стул и оттуда смотрел, как пели и плясали на празднике. Даже песню помню «Ехал Ванька с поля». Было интересно, что внутри гармони играет, и мы с другом разрезали её, а там никаких оловянных солдатиков, которые музыку играли, и не было.

 А как я в Нижний Новгород ездил, когда был в первом классе!.. Тетрадей не было. Отец поехал на свадьбу к брату матери примерно за неделю или за две до Нового года. И меня решил взять. Учительница Марья Михайловна отпустила с одним условием, чтобы привезли тетради. А брат отца получил квартиру с удобствами, и у него был телевизор. Я не знал тогда ещё, что такое телевизор. И обрадовался, что можно смотреть кино и концерт — тогда матросы пели. Приезжаю к себе в деревню. Спрашивают: «Ну, как ты съездил?» А дядя меня ещё и по городу повозил, я смотрел, как красиво на улицах вечером. Вот и рассказываю. А что такое деревня? Все стоят вместе — и первоклассник, и десятиклассник. У нас не было деления на старших и младших. Я рассказываю, что кино каждый день смотрел, а ребята хохочут: «Кино ему каждый день привозят!» В деревню-то тогда кино только в клуб привозили редко. Деревенские не верят, говорят: «Врун, ну и врун!» Я клянусь, что это правда. Смеялись и называли болтуном, животы надрывали и не верили, когда про городскую ванную и горячую воду из крана рассказывал. Дразнили меня, пока не приехал двоюродный брат и не подтвердил всё мной рассказанное. А свет в деревне появился даже позже радио».

 Любят супруги Беликовы путешествовать. Денег больших раньше не было — велики ли ставки в Доме культуры, но что-то подкапливали за зиму и тогда, и потом, когда в детской музыкальной школе стали работать, и ехали вместе с дочкой Светланой, а то и одни. Побывали и в Мордовии, и у Чёрного моря, и на Кавказе, и даже в Египет и Грецию выбрались. И Карелию с её многочисленными озёрами, и Валаамские святыни посетили, что тоже в памяти надолго останутся.

  Много в тот вечер было рассказано и спето. Мир  гостеприимного дома,  душевный приём, скромность хозяев привели к  мысли о том, что вот они, настоящие люди, каких на просторах нашей страны немало, и встреча с которыми всегда приносит радость!

Надежда Нельзикова,

председатель Архангельской ОО ВОС