Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ТВОРЧЕСКАЯ ВЫСОТА

ТЕМНОТУ РУКАМИ РАЗДВИГАЮ

Получив предложение поучаствовать в Седьмом Всероссийском  турнире самодеятельных поэтов ВОС, я поначалу принял его за шутку. Только  когда узнал, что «Поэтическое ристалище» проводится раз в два года и припомнил, что с такой же периодичностью проходят чемпионаты Европы по боксу, до которых в юности, к сожалению, не удалось дотянуться, решился выйти на стихотворный ринг.

Седьмого и восьмого февраля в камерно-уютном читальном зале Карельской республиканской библиотеки для слепых собрались незрячие поклонники муз из одиннадцати  регионов. На суд «собратьев по клавиатуре» и специалистов своё искусство стихосложения явили полтора десятка конкурсантов. В состав компетентного жюри вошли петрозаводчане: лауреат Международной премии «Филантроп» Леонид Авксентьев и заместитель директора  публичного книгохранилища Марина Лукина. Председательствовал  властно-ироничный художественный руководитель КСРК ВОС Тагир Хаялетдинов, а секретарём и ведущей снова была Дания Халиулина.

Соискателям поэтических лавров  состязания запомнились предварительным критическим анализом своих творений, отбором и шлифовкой  лучших из них, предельной концентрацией памяти и внимания во время исполнения, сосредоточенным или судорожным поиском стихотворного воплощения заданной темы в крайне суровых условиях нервного цейтнота, наконец, аплодисментами, дарящими вкус славы локального масштаба. «Стихотворный автопортрет» и «Поэтическая авторская композиция»,  плюс «Литературная интеллектуальная игра» с заковыристыми вопросами, которые подготовил Владимир Бухтияров, позволили самым лучшим и удачливым участникам набрать наибольшее количество очков.  Увы, в рамках волнительной «Мастерской стихосложения» борьбу за первенство продолжила лишь «великолепная семёрка» первых виртуозов. Опять эта сакральная цифра «семь», вроде бы приносящая удачу… Впрочем, далеко не всем, ведь остальные, в их числе  автор, награждённый среди шести прочих поощрительной премией «За творческое долголетие», а также Валерий Телегин из Ставрополья и Алексей Боровиков из Тюменской области были вынуждены в дальнейшем довольствоваться ролью болельщиков и благосклонно заслушиваемых «без балльных» соисполнителей головоломных творческих заданий.

В домашних заготовках звучали жизнеутверждающие, философские или самоироничные ноты:

«Ничто не вечно под луною,

И время не замедлит бег,

Но тыл надёжен за спиною:

Мой  стихотворный оберег!»

Заявила Татьяна Чикова из Подмосковья, а её землячка и тёзка Татьяна Гордон, очень выразительная строчка которой и стала названием литературного репортажа, продолжает:

«Чёрные очки — моя примета.

Сразу видно: человек слепой.

Но не комплексую я при этом —

Ведь запас энергии большой…»

У архангелогородки Надежды Нельзиковой возникает тема человеколюбия и заботы о ближних:

«В жизни нынешней и прежней

что-то делать для людей.

В общем, жить не унывая,

Из красот родного края

Для стихов своих и песен

черпать множество идей…»

Задушевно и просто говорит о родном городе Галина Смирнова. Кстати, она на финише «Поэтического ристалища», уже вне конкурса, с большим мастерством дополняла импровизации лидеров:

«На полпути между Москвой и Петербургом,

В ажурном кружеве каналов и дорог,

Вознёсся город, удивительный и чудный,

А называется он — Вышний Волочёк.

Живёт в нём исстари народ трудолюбивый.

На ткацких фабриках, у заводских станков

Он мирно трудится на благо всей России

И за Отечество на подвиги готов…»

Восторгающаяся выдающимися земляками, родным краем и чувашским языком Олеся Гавриленко, тем не менее, по-русски представляет себя:

«Я молода. Активный образ жизни

Веду наперекор своей судьбе!..»

Бойкая девочка ещё не подозревает, что молодость как недостаток или, скорее, достоинство исчезает в мгновение ока, а сопротивляться невзгодам и недугам можно и нужно до «последнего вздоха».

Полюбившаяся многим Вера Ильина из Костромы задиристо заявила:

«Мои стихи — заносчивое племя,

Летят, крылом сбивая с улиц пыль,

И я за ними, обгоняя время,

Стремлюсь понять чарующую быль.

Я на страницы строчки  их сажаю,

Когда успею этот миг поймать.

А напишу — и вновь переживаю

Навеянную словом благодать».

Ирина Гуляева из Петрозаводска заворожила колдовским голосом жрицы и затем рассмешила игривым приключением:

«Я с Александром Пушкиным

по Пушкинской пройдусь

И всем прохожим встреченным

счастливо улыбнусь…»

За свой неординарный автопортрет и «живописную» подборку лирики жительница Карелии получила предельные десятки. Викторина добавила ей за эрудицию ещё девять баллов, больше, чем кому-либо другому. Разумеется, она вышла в финал, но слегка стушевалась в экстремальных условиях мгновенного стихоплётства. Ранее набранные очки безоговорочного лидера сгорели, а новые дались с трудом. В итоге хозяйке площадки досталось лишь одно из третьих мест.

Представитель Тверской РО ВОС Алексей Пижонков посвятил рифмованную композицию семидесятилетию Великой Победы. Разносторонне и трогательно раскрыв тему, он призвал:

«Не забывайте, люди, про солдата,

Что жив сейчас или что жил когда-то!..»

Стремление к высокому творчеству звучит и в молитвенных  стихах Александра Лебедева из Краснодарского края. Убедительны, пронзительны и полны благодарности его строки:

«Война следов оставила немало:

Сожжённых сёл, разбитых городов,

Печей на пепелищах, груд металла,

Руин, могил, калек, сирот и вдов.

Но всё ж пришла Победа в сорок пятом…

За это благодарны быть должны

Погибшим и живым ещё солдатам,

И женщинам великой той войны…»

Творческие интересы зрелого  кубанца и юного тверичанина смыкаются на необъятном поле патриотичной поэзии. Увы, старший в группу избранных не пробился и получил утешительную награду. Зато  дебютант, когда фанфары возвестили о начале таинства «быстрописания» стихов на глазах почтеннейшей публики, оказался единственным представителем сильного пола среди прекрасных поэтесс. Немного забегая вперёд, хочу заметить, что после удачной шутки над Черномором и мотивированного отказа смеяться над Лермонтовым, юноша из Твери замкнул лауреатскую «обойму», галантно пропустив вперёд талантливых дам.

Призовые места по давней традиции разыгрывались исключительно в «Мастерской стихосложения». Вот счастливчики из числа конкурсантов занимают место за сдвинутыми столами. У элиты самодеятельных поэтов «По коже мороз, ведь предстоит сходу сочинить оду к юбилею  ВОС!» Надо заметить, что заранее был заявлен крайне жёсткий регламент, не прощающий малейших ошибок или несобранности. Судите сами, ведь на выполнение сложнейшего задания  даётся всего 5 минут. Раздаётся команда: «Время! Поехали!» В напряжённой тишине застучали не барабаны, а застрекотали брайлевские грифели, вдруг, как на ринге: «Стоп! Отложить приборы, начинаем прослушивание с первого номера согласно  жребию…»

Спеша поделиться потрясающими свежесотворёнными строками, сразу прошу прощения за некоторые сокращения и лёгкую правку, поскольку старался избежать излишних повторов, вполне объяснимых при синхронной работе, а стартовать хочу с произведения Надежды Нельзиковой, которая в итоге заняла нижнюю ступеньку виртуального пьедестала почёта:

«Простой незрячий человек,

Вступая в новый бурный век,

Легко ответит на вопрос:

«Что есть опора?» — «Это — ВОС!»

Петербурженка Анна Фомина, из-за увлечённости гитарой перебравшая допустимый лимит времени при исполнении лирической композиции, написала так:

«Ты дружный многоликий ВОС!

О, сколько счастья ты принёс

Всем нам, бредущим в темноте

Навстречу грёзам и мечте!

На ощупь путь свой находя,

Под снегопад и шум дождя,

Под шёпот трав и ветра свист,

Спеши к победе, оптимист!»

Этой нежной и музыкальной девушке  с невских берегов, так же как и двум волжанкам, некоторые слушатели предрекали  победу, но им достались дипломы второй степени.

Анна Хозиева из Костромы с резким звучным слогом и выразительным голосом, гордо заявила: «Я являюсь членом ВОС! Тем могу вполне гордиться…» Далее развила свою мысль:

«ВОС нас всех объединил,

Дух сплотил, дал шанс на жизнь.

Что-то каждый получил,

Чтоб стремиться к звёздам, ввысь!..»

Марина Платонова из Казани, которая уже не раз была среди призёров и даже признавалась сильнейшей на «Поэтическом ристалище», подошла к делу предельно решительно:

«Что ж, оду написать о ВОС?

Незатруднительный вопрос.

О, мир друзей и доброты,

Живём мы с творчеством на «ты»…»

Наверное, для многих  неожиданно, но, в общем-то, закономерно, что самой-самой была признана опытнейшая Татьяна Гордон из Серпухова:

«Теперь пишу я оду тому, кто поднял нас

И вывел на свободу, а многих даже спас…

Вот этими руками торим мы путь себе,

А вера рядом с нами шагает по судьбе!»

Замечательные мастерицы эпитетов и ритмичных размеров благополучно преодолели ещё четыре скоротечных барьера. За три минуты вместо эпиграмм на Лермонтова они сочинили по сути «хвалограммы», а после двухминутного творческого штурма, заставили по-новому взглянуть на классику, нестандартно продолжив знаменитое пушкинское: «У Лукоморья дуб зелёный…» Затем кудесницы скоростного сочинительства вдвое быстрее «слепили» буриме на предложенные рифмы: «свет — поэт» и «свечка — печка». В заключение всего за тридцать секунд им довелось создать достойную пару глубокомысленной строчке из стихотворения Леонида Авксентьева: «А, может, мы с тобой не зря незрячи?» Двустишья получились яркими и порой неожиданными, сильно повлиявшими на окончательное распределение наград.

Всем россиянам близка метафора Пушкина: «Очей очарованье!» Только для слепых практически физиологически доступнее: «Ушей озвукованье!» Вот и мне хочется использовать подобный неологизм, чтобы выразить своё искреннее восхищение поэтическими дамами:

Незрячие властительницы слова,

Я вами «ослухован» наповал!

Восславить вас душа моя готова.

Господь глагол мне новый подсказал!

        Станислав Прошутинский