Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

ЗИМНЕЕ СВИДАНИЕ С ЧЕХИЕЙ

Продолжение.  Начало читайте в №№ 2,3

Экскурсию по замечательному очагу технических чудес продолжает пан Иво. Припоминая выученные в школе русские слова, он ведёт интернациональную компанию в зал, где выставлена собранная за 60 лет коллекция автомобилей. Вокруг нас, цокая коготками, бегает Джесика. Подойдя к верёвочке, ограждающей экспонаты, гид решительно снимает её, и мы проходим туда, куда не допускают зрячих посетителей. Нам особенно понравился кабриолет 1910 года выпуска с роскошными кожаными сиденьями, но на деревянных колёсах, на которых, к моему удивлению, нахожу аккуратно вырезанный протектор. Скользя рукой по уходящему далеко вперёд лакированному капоту, добираюсь до хромированной радиаторной решётки, по разные стороны от которой обнаруживаю большие круглые фары. Раритет не производит впечатления чего-то примитивного. Я бы с удовольствием прокатился на нём.

Выясняется, что  одна из первых в Чехии пожарных машин изначально была эксклюзивным лимузином. Хозяин автомобиля не сумел вовремя рассчитаться за взятый кредит. Банк, отобрав роскошную «игрушку», продал её муниципалитету, по заказу которого она была переоборудована. После дактильного обследования понимаю, что конструкция очень похожа на аналогичное средство передвижения из мультфильма «Кошкин дом»: так же за кабиной водителя по обеим сторонам выдвигающейся вперёд и вверх лестницы боком закреплены жёсткие сиденья для «боевого расчёта».

Осмотрев значительную часть коллекции, перемещаемся в обширное помещение, где дети и родители рассматривают Эйфелеву башню и другие инженерные сооружения, изготовленные из деталей чешского конструктора «Меркур». Вот дорогая моему сердцу металлурга модель доменной печи, затем от полуметрового чёртова  колеса переходим к железной дороге с арочным мостом. По нему, издавая гудки и весело пыхтя, проезжает состав. Улучив мгновение, касаюсь ладонью маленького паровозика, трудолюбиво тянущего вагончики. Подъёмный кран и нечто напоминающее грузовик наверняка соорудили мальчишки, а детскую коляску собрала девочка. К сожалению, у нас нет времени, чтобы  тоже создать что-нибудь достойное, но всё же присаживаемся к столу возле  коробок с полезной и такой привлекательной мелочью. Подобное богатство когда-то было и у меня, только возможностей здесь значительно больше. Иво рассказывает, что раз в месяц они всем коллективом остаются после работы и терпеливо разбирают изделия юных инженеров, естественно, оставляя самые выдающиеся экземпляры для экспозиции.

Следующий зал музея посвящён энергетике. Осмотр начинаем с макета гидроэлектростанции, могучая плотина которой перегораживает русло реки. Нам показывают, где находятся шлюзы и машинный зал. Вдруг водохранилище наполняется водой. Турбины начинают вращаться. Поток водопадом низвергается в чашу за плотиной. Это гид привёл модель в действие, чтобы мы получили представление о том, откуда берётся электричество. Ощупывая работающую ГЭС, заодно смываем с рук собранную пыль. Зденек шутит, что сотрудники музея любят незрячих экскурсантов, потому что после них все экспонаты остаются чистыми.

Потом нам демонстрируют мини-копии водяных мельниц. Они разнятся способами приведения их в действие: у первой поток воды подавался сверху, у второй колесо погружалось наполовину, а у третьей вода двигала его снизу. По-видимому, это зависело от силы и скорости течения. Снова наполняется условное русло, а механизмы приходят в движение. Иво пресекает мою попытку дотронуться до одного из них, предупреждая, что раскрутившиеся лопасти могут чувствительно ударить по пальцам. Удалось потрогать и локомобиль на широких металлических колёсах. Ещё недавно этот предшественник современной сельскохозяйственной техники помогал крестьянам в их нелёгком труде. Уже после нашего отъезда в музее нашёл прибежище старинный пароход оригинальной конструкции.

Когда-то на чехословацких самолётах учились летать курсанты стран — членов СЭВ. Помню, как на аэродроме ДОСААФ, откуда юных парашютистов поднимал в небо отечественный «кукурузник», стояли рядами и эти изящные «птички». Оценив, насколько огромны реактивные и турбовинтовые двигатели, возносившие лайнеры ввысь, переходим к осмотру приборов, помогающих разгадывать тайны микромира. Как известно, данной  продукцией снабжались все социалистические страны. Здесь представлена эволюция электронных микроскопов. Осматриваем несколько последовательно подсоединённых и довольно объёмных металлических коробок: в  одной из них находятся аккумуляторы, в других — электроника. На экране можно рассматривать мельчайшие фрагменты объектов. Последующие модели становились всё элегантнее и уже позволяли осуществлять фотосъёмку. Опытный провожатый показывает, куда закладывали изучаемый материал, где находятся управляющие элементы.

Идти дальше Элишка категорически отказалась, боясь причинить  непереносимые страдания своему абсолютному слуху. Заинтригованных экскурсантов ожидала коллекция действующих музыкальных автоматов позапрошлого века. Иво демонстрирует нам тонкий металлический диск диаметром в полметра. На его поверхность нанесены довольно крупные бугорки, напоминающие брайлевские точки. Наш гид вставляет его в старомодный шкаф, что-то крутит, и вдруг начинает звучать приятная мелодия. Следующий аппарат, недра которого укрыты под лакированным деревом, нужно заводить специальной рукояткой. Мы проворачиваем её и трижды прослушиваем весёлую мелодию. Вот и механическое пианино, знакомое по фильму Никиты Михалкова. На нём можно музицировать как на обычном инструменте или с помощью пружины успешно изображать игру. По-видимому, из-за того, что некогда по моим ушам весело «прогулялись медведи», качество сконструированной музыки мне понравилось. Пожалуй, если бы я не знал о её природе, решил бы, что слышу живое исполнение. В холле на память приобретаю аудиозапись полного собрания механических сочинений.

Утомлённые и любознательные скитальцы вполне оценили грандиозность размеров музея, а  всё же, попав на обычную улицу, я не сразу поверил, что и она целиком находится под крышей. Мы идём по брусчатой мостовой почти вековой давности. Зайдя в пивную, на стойке нахожу кран, из которого хозяин наливал страждущим пенный напиток. Неподалёку громоздится и бочка. Переходим в бакалейную лавку. Там на полках и в корзинах разложены лук и картофель. В углу стоит молочная фляга. Следующая дверь с окошком, в него принимал заказы слесарь. Осматриваем крохотную мастерскую, из которой можно пройти в жилую комнату и кухоньку. Судя по скудной обстановке, небогато жил кустарь-одиночка. Соседний кабинет стоматолога тоже скромен. Рядом с зубоврачебным креслом на столике разложены устрашающего вида инструменты. Тут же стоит бормашина, приводимая в действие педальным приводом. Сердце моё наполняется сочувствием к страдальцам того времени.

Пора возвращаться в действительность. Хлопотный день уступает бразды правления ранним сумеркам. Конечно же, невозможно за одно посещение осмотреть все экспозиции, но приветливые хозяева постарались показать нам всё самое интересное.

Тепло попрощавшись с паном Иво, поднимаемся в кабинет Элишки. Пока дамы приводят себя в порядок, поближе знакомлюсь с оснащением Джесики. На ней, кроме лёгкой попонки с чёткой  надписью «Собака-проводник слепого» и поводка с ошейником, ожерельем висят на шее бубенчики. По их негромкому звону хозяйка может определить местоположение верной спутницы. Так как её функции сегодня частично выполнял Зденек, хвостатой умнице довелось немножко полентяйничать без шлейки.

Несомненно, знакомство с музейным великолепием обогатило нас духовно, но физиология напоминает, что неплохо было бы подкрепиться и пищей телесной. До возвращения в Прагу остаётся ещё несколько часов, а значит, мы спокойно направляемся в ресторанчик по выбору принимающей стороны. Встретивший нас метрдотель провожает к свободному столику. Следующая за нами Джесика не вызывает ни у кого удивления или отрицательных эмоций. К сожалению, в Москве ситуация совсем иная. Впрочем, исходя из собственной практики, утверждаем, что добиться, чтобы собаку-проводника беспрепятственно пропускали в музеи, театры и кафе, реально и в России. Правда, придётся терпеливо объясняться  с персоналом, знакомя сотрудников со всеми  соответствующими административными актами. За нескончаемыми разговорами, вкусной едой и превосходным чешским «пивочком» мы ухитрились опоздать на подходящий трамвай, сбежавший от нас точно по расписанию. Если дожидаться следующего, мы гарантированно не успеем. Выручило такси, но вся наша компания не могла уместиться в машине, поэтому, простившись с Элишкой и Джесикой, устремляемся на вокзал. Подъезжаем за пару минут до отправления. Едва успеваем выразить Зденеку и его отсутствующей супруге  искреннюю благодарность за приём и пригласить нанести ответный визит в Волоколамск, как стюард настойчиво предлагает нам занять свои места. Двери закрываются и автобус трогается. До свидания, добрый город Брно и его гостеприимные жители!

Андрей и Татьяна Усачёвы

Продолжение читайте в следующем номере.