Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ТИФЛОМИР

«СТАРШИЙ БРАТ»

Что такое ВОС? Кто-то в ответ на этот вопрос перескажет первую статью Устава, а для меня ВОС — как старший заботливый и внимательный брат. Он не преподносит мне всё желаемое на блюдечке с золотой каёмочкой, а создаёт условия для поиска, нахождения и реализации всего нужного для развития и решения жизненных проблем различного характера. Кто-то может сказать, что я преувеличиваю, но посудите сами.

Сейчас часто говорят, что молодёжь не идёт в ВОС, а я себя не представляю без Общества. Самые ранние мои яркие воспоминания — это разучивание стихов с мамой, а потом утренники в красном уголке Михайловского УПП ВОС. Дорога до него поначалу была очень длинной, а если погода капризничала, то и опасно скользкой, например, перед новогодней ёлкой, но это нас с мамой не пугало. Мы никогда, ни при каких обстоятельствах, не пропускали ни одного утренника. Когда мне было около четырёх лет, нам повезло: мама получила квартиру в одном дворе с красным уголком и библиотекой.

Во время учёбы в начальных и средних классах школы особенно интересными были встречи с шефами — работниками УПП нашей области. Сначала был совместный концерт подшефных и шефов, а затем, на мой взгляд, начиналось самое интересное: общение с гостями. Ученики каждого класса собирались в своей классной комнате вместе с двумя или тремя шефами. Бывало, что они привозили в подарок какую-нибудь игру, и мы вместе играли, а бывало, что гости делились своим жизненным опытом, как практическим, так и теоретическим. Так, на одной из таких встреч я узнала показавшееся мне тогда загадочным и волшебным слово «программист». Долгое время мечтала об этой профессии.

Были и другие формы общения со старшими поколениями восовцев. С четырнадцати лет мы часто посещали Саратовский клуб ВОС (я училась в трёх школах: Серафимовической, Михайловской, Саратовской). Праздничные концерты, балы, «капустники», вечера отдыха, соревнования по шашкам.

В средних и старших классах мы ходили на УПП ВОС на практику. Заработанные нами деньги перечисляли на счёт нашего класса и тратили их на проведение выпускного.

Сданы выпускные экзамены, закончился вечер, и мы на пороге новой жизни. По-моему, я ещё до школы как-то заявила маме: «На УПП я работать всю жизнь не буду». Попыталась приступить к осуществлению своей детской мечты — поступить на механико-математический факультет. Явно это не было моей судьбой, и южный город Ростов-на-Дону, наверное, не для меня. Я не любила в школе писать решение задач и на экзамене написала ответы, а когда пришло время диктовать свою работу, решила выпендриться... Это закончилось неудачно и глупо. Мне предлагали сразу же отдать документы на матфак, я отказалась. Вернулась на родину, устроилась радиомонтажником на УПП. И здесь благодаря ВОС и комсомолу проводились различные мероприятия среди молодёжи различных предприятий области, встречи, слёты, соревнования. Меня в первый день работы на УПП готовы были вытащить на турслёт, но администрация сказала, что пока мне не с чего командировочные насчитывать.

Через год  я, выбрав более северный район, отправилась поступать в Калининский университет. И поступила, но на математический факультет. Отказаться от детской мечты меня побудила мысль, что у учителей круг общения шире, чем у программистов, а значит, не будет в будущем необходимости решать проблему одиночества.

Получая образование, я не была далека от ВОС. С его помощью во время каникул прошла курс реабилитации в ЦШВТС, где научилась печатать на пишущей машинке, благодаря этому освоила перфоратор, то есть сама печатала для себя перфокарты.

ВОС организовывало мой отдых во время каникул, содействовало развитию моих увлечений: я с удовольствием посещала шашечный кружок на Калининском УПП ВОС. Когда во время одних из каникул решила подзаработать денег, мне помогли трудоустроиться на это время на предприятие.

При распределении, как бы не хвалило меня руководство факультета, никто не спешил пригласить меня на работу. К сожалению, тогда ещё не было «говорящих» программ для компьютера. В дело вмешался счастливый случай, в результате я — преподаватель ЦШВТС (теперь ЦРС) ВОС. На память в очередной раз приходит любимая с детства строчка: «April, April was macht er will…» Что в переводе с немецкого: «Апрель, апрель, что хочет, то и делает». Как ни удивительно, на апрель приходятся дни рождения «НЖ», ВОС и мой. В этом месяце началась моя педагогическая деятельность. Впервые под статьёй в «НЖ» подпись «Т. Усачёва» появилась в апрельском номере 2011 года.

Именно работа нашего Общества помогла мне встретить человека, который делит со мной все мои трудности, радости, заботы и интересы. И теперь уже мы вместе, когда бывает возможность, участвуем в мероприятиях ВОС, например, кубках «КИСИ».

Открытая почти 55 лет тому назад Школа подготовки собак-проводников в конце прошлого века подарила нашей семье великолепного, умного и красивого друга, компаньона, проводника — немецкую овчарку Рицу. Она окружала нас своей заботой и вниманием одиннадцать лет.

Понятное дело, что под аббревиатурой «ВОС» я часто имею в виду человека или небольшую группу людей, иногда МО или РО. Так, например, когда-то я была в командировке в Новосибирске без сопровождающего. Одна женщина из МО познакомила меня с районом, где находилась гостиница, показала городские достопримечательности, причём всё это делала не по моей просьбе, а по инициативе кого-то из данной МО.

Если каждый из нас будет не только брать, но и отдавать, ценить получаемое, тогда подобных мне счастливчиков, ощущающих защиту и заботу ВОС, станет больше, и наше Общество будет развиваться и процветать, а у молодёжи не возникнет желания обходить ВОС стороной.

Татьяна Усачёва