Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кроме представленных материалов, вы сможете почитать в номере:

Мы и общество

   Качество — на международном уровне!

Международная деятельность ВОС

   Приоритеты определены

Хозяйствовать по-хозяйски

   Рынок диктует свои законы

Доступная среда

   Талант видеть жизнь. — Т. Иванченко

Не хлебом единым

   Грустный праздник интеллекта. — И. Михайлов

Реабилитация по существу

   «Мы танцуем с душой». — Н. Викторова

Перечитывая заново

   Герои на пике параллельных миров. — В. Кириллова

Активный возраст

   «Приморские трескоеды» готовят кадры. — Н. Нельзикова

С любовью — о волнующем

   Нам года — не беда. — С. Коваленкова

В правлениях и местных организациях ВОС

   Успехи лабинцев. — А. Чернуха

Хранители

   Доступное богатство. — Г. Артёменко

Давайте познакомимся!

Домашний калейдоскоп

СПОРТ

ХОД КОНЁМ ВСЛЕПУЮ

 Царь увидел пред собою

Столик с шахматной доскою.

Вот на шахматную доску

Рать солдатиков из воску

Он расставил в стройный ряд.

Грозно куколки сидят,

Подбоченясь на лошадках,

В коленкоровых перчатках,

В оперённых шишачках,

С палашами на плечах.

А.С. Пушкин

С 27 января по 5 февраля в Москве, в аудиториях Российского Государственного Социального Университета, состоялся тринадцатый Международный Кубок РГСУ по шахматам «Moscow Open-2017», являвшийся одним из этапов кубка России. В рамках этого открытого шахматного фестиваля были проведены семинары ФИДЕ для судей, тренеров, учителей общеобразовательных учреждений, а также прошла научно-практическая конференция «Шахматы в системе образования». В восьми отдельных турнирах фестиваля могли принять участие практически все желающие: гроссмейстеры, любители, ветераны, студенты, школьники… Но самым примечательным стало то, что впервые в рамках Кубка РГСУ был проведён отдельный турнир по быстрым шахматам (рапиду) для инвалидов по зрению. Вот что рассказала о предварительной подготовке, проведении и ближайших перспективах этого турнира президент Федерации спорта слепых, вице-президент ВОС Лидия Павловна Абрамова:

— В конце прошлого года от РГСУ в Федерацию спорта слепых поступило предложение принять участие нашим спортсменам в предстоящем Кубке. Разумеется, мы с большим энтузиазмом откликнулись на это приглашение и вместе со старшим тренером нашей сборной Алексеем Алексеевичем Сальниковым отправили соответствующие извещения во все региональные организации ВОС. Случилось так, что именно на этом тринадцатом Кубке РГСУ впервые в его истории приняли участие слепые и слабовидящие спортсмены. Вообще, число 13 является для наших шахматистов символичным, ведь на данный момент прошло уже 13 шахматных олимпиад для слепых и в двенадцати из них  победителями становились представители команд СССР и России. Приятно, что на этом фестивале в турнире для инвалидов по зрению приняли участие представители сразу одиннадцати субъектов РФ: из Пермского края, Ханты-Мансийска, Абакана, Новосибирска, Смоленска, Москвы и других городов. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, и тот опыт, который при организации этого турнира получили ВОС и ФСС, разумеется, будет приумножаться и ещё более эффективно использоваться на последующих соревнованиях. В единый календарный план на этот год уже внесены спортивные мероприятия по шахматам. Благодаря поддержке Международной федерации спорта слепых  и Международной федерации незрячих шахматистов мы всегда добиваемся того, что, несмотря на все санкции, принятые в адрес Паралимпийского комитета России, мы каждый раз получаем разрешение на участие наших спортсменов в соревнованиях, проходящих под эгидой этих федераций. На данный момент в десятку лучших незрячих шахматистов мира входят и наши спортсмены, а посему ни в коем случае нельзя допускать, чтобы наши славные традиции в связи с санкциями хоть на время оказались прерваны. Нет никаких сомнений в том, что шахматы наилучшим образом развивают логическое и абстрактное мышление, а также учат принимать быстрые решения в условиях дефицита времени, что имеет особое значение для людей с нарушением зрения. Именно поэтому за подаренный нашим людям шахматный праздник мне хочется сказать искренние слова благодарности всему организационному комитету, в котором и я как представитель ВОС и ФСС тоже принимала участие. Отдельные слова признательности хочу выразить ректору РГСУ Наталье Борисовне Починок, которая внесла решающий вклад в создание на Кубке РГСУ отдельного турнира для инвалидов по зрению. Вообще, за последнее время с этим университетом мы уже организовали несколько крупных проектов, таких как, например, первые в истории Парадельфийские игры или «Абилимпикс». Это наш надёжный партнёр, с которым нам по силу решать любые задачи и любые проблемы. Я считаю, что однажды проведя в РГСУ шахматный турнир с инвалидами по зрению, мы не имеем морального права прекращать формат фестиваля, в котором принимают участие инвалиды по зрению. В России также проводятся соревнования по шахматам среди людей с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата, а посему было бы замечательно, если на следующий год этот фестиваль прошёл с включением в него инвалидов всех нозологий. Приятно, что тридцать одна страна принимала участие в этом открытом Кубке, и мне хочется верить, что в следующем году каждая страна-участница привезёт свою команду спортсменов с инвалидностью, — выразила надежду Лидия Павловна.

Своё мнение о прошедшем фестивале также высказал победитель среди незрячих шахматистов Александр Иванович Романенков, представлявший Калужскую область:

— На этом фестивале меня очень порадовала атмосфера большого шахматного праздника. Дружеское отношение, исходящее от всех участников, сыграло в этом не последнюю роль. В разных аудиториях университета играли гроссмейстеры, о которых я только читал в Интернете, а здесь, в коридорах РГСУ, у меня была возможность пообщаться с ними лично. Также я очень доволен, что в нашем турнире мне удалось поиграть с сильнейшими слепыми и слабовидящими шахматистами России. Но, наверное, больше всего запомнилась моя партия с десятилетней Юлианой Булатовой, которая стала у нас всеобщей любимицей. Приехала она к нам вместе с бабушкой из далёкого Ханты-Мансийска, где регулярно занимается с тренером по шахматам — мастером международного класса. Играл я с ней в самом последнем туре. К тому времени, наверное, она уже подустала и не смогла показать всё, на что способна. Тем не менее сражалась наша Юлиана, как могла, до последнего. Хочется ещё сказать спасибо организаторам турнира, судейской коллегии, моим друзьям шахматистам и пожелать, чтобы на следующий год турнир для незрячих собрал ещё больше участников.

Самым же детальным и профессиональным разбором поделился судья первой категории Мир Владимирович Максимов:

— Турнир для инвалидов по зрению обслуживали трое судей, включая меня. В наши обязанности входила фиксация результатов, отслеживание времени, подготовка инвентаря, принятие решения в спорных ситуациях, ведение итоговых таблиц и так далее... Если говорить о фестивале в целом, то, конечно, в нём участвовало много шахматистов из разных стран, но в турнире для слепых и слабовидящих имела место иная ситуация. К сожалению, пока иностранные инвалиды по зрению не присоединились к соревнованию в этом Кубке. Если, конечно, не считать шахматиста из Симферополя, который Международной шахматной федерацией классифицируется как украинец, но на российских соревнованиях, разумеется, считается стопроцентным россиянином. Прошедший турнир стал для нас очень весомым, если говорить о его призовом фонде. Общая сумма всех денежных вознаграждений составила четыре с половиной миллиона рублей, но входящие в этот фонд сто тысяч рублей для инвалидов, специально выделенные Российской шахматной федерацией, стали для нас весьма приятным бонусом. В нашем турнире принимали участие 11 мужчин и 4 женщины. У шестерых была первая группа инвалидности, у семерых вторая и у двоих третья. И в связи с  таким неоднородным составом соревнующихся денежное вознаграждение распределялось несколько своеобразным образом. Шесть премий было предусмотрено для всех участников в общем зачёте, три присуждались исключительно инвалидам первой группы и одной награждали лучшую женщину. И в соответствии с составленной организаторами сетке награждения призы между участниками были распределены так:

6 место — Евгений Суслов, Иваново  (5000 рублей);

5-е — Семён Глаголев, Новосибирск (7000 рублей);

4-е — Алексей Пахомов, Абакан (8000 рублей);

3-е — Станислав Бабарыкин, Московская область (10 000 рублей);

2-е — Алексей Смирнов, Пермский край(15 000 рублей);

И наконец, победителем стал наш чемпион мира и Европы среди незрячих, мастер международного класса из Смоленска, мой друг Юрий Мешков, который выиграл 20 000 рублей.

В отдельной номинации для слепых шахматистов награды получили:

3 место — Леонид Акулов, Севастополь (5000 рублей);

2-е — Даниил Гаранин, Москва  (10 000 рублей);

1-е — Александр Романенков,  Калужская область (15000 рублей).

А самой лучшей женщиной-шахматисткой нашего турнира стала москвичка Людмила Глазунова, выигравшая 5000 рублей. К слову, если вдруг победительницей турнира в общем зачёте стала бы женщина с первой группой инвалидности, то сразу три премии она, конечно же, не получила бы. В случаях, когда участник по своим результатам имеет право на взятие двух и более наград, он имеет право получить одно, самое крупное денежное вознаграждение, а его приз в другой номинации достаётся участнику, занявшему место сразу за ним. То, что в таком крупном турнире наконец-то приняли участие инвалиды по зрению, я считаю, стало огромным прорывом. Хотя, честно говоря, людей приехало не так много, как хотелось бы. Основную тому причину вижу в отсутствии финансирования на дорогу и проживание спортсменов. Ведь даже выиграв первое место и получив свои двадцать тысяч, человек из отдалённого региона едва ли сможет перекрыть свои дорожные расходы. Мы знаем, что ФСС оказывает серьёзную поддержку многим видам спорта, но пока, к сожалению, шахматы не удостаиваются такого же внимания, и люди вынуждены изыскивать средства для участия в этом турнире. Вообще, надо отметить, что самую хорошую поддержку мы получаем от Российской шахматной федерации. Именно она в 2016 году оплачивала дорогу, проживание, питание и отправляла нас в Сочи, Воронеж, Адлер и даже Польшу на всевозможные шахматные чемпионаты. На прошедшем Кубке РГСУ незрячие спортсмены играли не 9 дней, как все прочие, а всего два, так как соревнования у нас проходили не по классическим шахматам, а по быстрым. Организаторы решили, что для того, чтобы просто понять, сколько соберётся людей, как всё будет проходить, рапида вполне достаточно. Возможно, на следующий год мы будем уже, как и другие участники фестиваля, тоже играть в классические шахматы и, может быть, даже вместе с инвалидами других категорий. В завершение, пожалуй, всё-таки нужно ещё обратить внимание на один прискорбный факт, а именно на низкий процент молодёжи среди шахматистов — инвалидов по зрению. Если среди зрячих молодые ребята очень радуют не только фактом своего наличия в принципе, но и уровнем подготовки, то у незрячей молодёжи всё обстоит с точностью наоборот. Я это связываю с тем, что на данный момент в этом направлении работа в общеобразовательных интернатах, по моему мнению, ведётся не очень хорошая. Например, в некоторых московских и подмосковных школах для слепых и слабовидящих даже нет элементарного шахматного кружка, где детям преподавали бы основы игры. Но будем надеяться, что в скором времени ситуация изменится, и на всероссийских и международных чемпионатах начнёт выступать молодое поколение, достойное своих предшественников из Советского Союза, — резюмировал Мир Владимирович.

Игорь Михайлов

КРУГОСВЕТКА

Три визита в Индию

Визит второй: «Легенды Гималаев»

(продолжение, начало в №№ 1 и 2)

Во время непродолжительного переезда от станции метро до железнодорожного вокзала Дипак, по-видимому, имея некоторый опыт путешествий с российскими туристами, предложил сделать короткую остановку у винного магазина, мотивируя это тем, что по мере продвижения вглубь Гималаев возможность приобретения алкогольных напитков вначале ограничивается только пивом, а впоследствии исчезает полностью.

Гид порекомендовал сделать необходимые запасы «живительной» влаги здесь. Я с восторгом принял разумное предложение индийского друга и посоветовал Татьяне внять совету Дипака, за которым явно прослеживалась мудрость нескольких тысячелетий индийской цивилизации.

Обожаемая супруга, не выразив явного несогласия, лишь только ограничив мои, по её мнению, завышенные запросы, одобрила пополнение «погребов» бутылкой рома «Старый монах» и парой бутылок виноградного вина. Вскоре Дипак загрузил издающую характерный хрустальный звон сумку в багажник, и мы продолжили путь.

На привокзальной площади, едва выбравшись из автомобиля, мы оказались в окружении небольшой, как мне показалось, издающей восторженные вопли толпы. Слегка обескураженный, я спросил у Дипака, почему наш отъезд так радостно приветствуется местными жителями: «Неужели за столь краткое пребывание в Дели мы успели им настолько наскучить?» Гид объяснил, судя по тому, что все обступившие нас мужчины облачены в рубашки красного цвета, это вокзальные носильщики. Данный яркий цвет рубах является признаком их профессиональной принадлежности, и, как я подозреваю, позволяет владельцам багажа не упустить из виду в привокзальной толкучке шустрого платного помощника. Так как мы более уютно чувствуем себя, находясь в непосредственном соприкосновении с нашими рюкзаками, я попросил Дипака разъяснить привокзальным труженикам, что полученное нами воспитание в духе марксизма-ленинизма не позволяет допускать эксплуатацию человека человеком.

Разочарованная толпа, возможно, проклиная в душе основоположников великого учения, разбрелась, но самые упорные преследовали нас ещё какое-то время, периодически слегка дёргая за свисающие регулировочные лямки, и жалобными голосами просили пожалеть наши спины и их голодных детей. Постепенно отстали и они. Не заходя в здание вокзала, мы вышли на перрон, к которому, по прикидкам гида, должны были подать наш состав.

Я уже писал, что индусам, как и россиянам, свойственно некоторое разгильдяйство. Выяснилось, что принимающая турфирма, купив билеты на поезд для нас, почему-то не озаботилась покупкой билета для гида. Также индийцам свойственно не париться по такого рода житейским пустякам. Вот и Дипак на мой вопрос, что он будет делать, если на наш поезд не будет билетов, спокойно ответил: «Не знаю». И, оставив свою дорожную сумку под нашей охраной, направился в кассу.

Учитывая царящее вокруг людское столпотворение и представив, какой длины очереди выстроились за билетами, я настроился на долгое ожидание. Однако всего лишь минут через пятнадцать наш гид возвратился и заверил, что всё в порядке.

Вскоре вдоль перрона стал, негромко постукивая колёсами, неторопливо проплывать подаваемый состав. Оказалось, на платформе мы стояли не абы как, а под световым табло, обозначающим место посадки в нужный нам вагон. Состав остановился, и гостеприимно распахнувший двери проводник, проверив билеты, помог нам найти наши места и куда-то утащил багаж.

Вагон был сидячий. По сторонам от прохода располагались удобные высокие кресла по три в каждом ряду. На спинках впереди стоящих кресел, как в самолёте, закреплены откидные столики. Постепенно вагон заполняли пассажиры.

Я поинтересовался у Дипака, есть ли среди наших попутчиков европейцы. Он, привстав, осмотрел вагон и сказал, что, судя по обилию возвышающихся над спинками кресел характерных тюрбанов, все наши спутники  сикхи.

Едва поезд отошёл от перрона, проводник приступил к кормлению пассажиров и, как мне показалось, занимался этим на протяжении всей более чем шестичасовой поездки. Для начала нам вручили по бутылочке воды и пакетики с арахисом и воздушным рисом. Затем принесли самосу и сэндвичи с сыром. Я уже было подумал, что этим и ограничивается включённое в стоимость билета питание, но часа через три после отправления на откинутые столики сначала поставили горячий чечевичный суп, а после того, как мы с ним управились, его сменило овощное рагу с рисом. Как только тарелки опустели, Дипак заботливо поинтересовался, не хотим ли мы добавки. Потом предложили на выбор чай или кофе, и завершило пиршество мороженое.

Всё время, разнося блюда, проводник вынужден был лавировать между носящимися в проходе маленькими сикхятами. Мальчики и девочки весело играли в догонялки и какие-то другие местные подвижные игры. Их никто не одёргивал и не призывал к порядку. Следует сказать, что за всю поездку мы ни разу не слышали детского плача, только весёлый смех и радостные вопли.

В промежутках между приёмами пищи мы внимательно вслушивались в рассказ Дипака о сикхах и сикхизме, дабы, прибыв в Амритсар — город, являющийся духовной столицей сикхов, обладать хотя бы минимумом знаний об этой религии и её приверженцах.

Основатель религии сикхизма и первый из десяти сикхских гуру Нанак Дэв родился 15 апреля 1469 года в деревушке Талванди на территории современного Пакистана. Его отец, принадлежавший  к касте браминов, был мелким чиновником налогового управления и занимался расчётом доходов, получаемых собственниками от принадлежащих им земельных участков.

Сразу после рождения мальчика приглашённый семейный жрец, расспросив акушерку о точном времени появления младенца на свет и о первом изданном им звуке, составил для него гороскоп. Из гороскопа следовало, что в дом налогового служащего пришёл великий святой, которому будут поклоняться и индусы, и мусульмане. 

Гуру Нанак, действительно, был необычным ребёнком, и хотя он и играл с другими мальчиками в незамысловатые игры, значительно отличался от своих ровесников недетскими разговорами. Уже в семь лет он со знанием дела рассуждал о священных индуистских писаниях — Шастрах и Ведах. К девяти годам Нанак научился читать не только на хинди и пенджаби, но и на персидском и арабском. Вместе с тем мальчик огорчал своих родителей тем, что явно не был способен выполнять обычные сельские работы. Например, его посылали пасти буйволов, а он, придя на пастбище, впадал в транс. Пользуясь случаем, безнадзорные буйволы отправлялись лакомиться сочными всходами на соседские поля. Правда, когда возмущённые владельцы посевов приводили отца гуру Нанака на пострадавшие нивы, чтобы продемонстрировать потраву и потребовать компенсации, все посевы чудесным образом оказывались нетронутыми.

Осознав, что сын не склонен к сельскому труду, отец гуру Нанака решил приобщить его к торговле. Выдав сыну несколько серебряных монет, он поручил ему сходить в ближайший город и закупить какого-нибудь товара, чтобы впоследствии  с выгодой перепродать его в родной деревне.

По дороге в город гуру Нанак повстречал бедствующих странников и потратил все деньги на то, чтобы одеть и накормить их. Вернувшись домой, сын сообщил раздосадованному отцу, что совершил наивыгоднейшую сделку.

Разочаровавшись в предпринимательских способностях сына, отец вновь отправил его пасти коров и буйволов. Гуру Нанак совмещал это пасторальное занятие с медитациями и религиозными беседами с проживающими в окрестных лесах индусскими и мусульманскими отшельниками.

В 1487 году гуру Нанаку исполнилось 18 лет. Решив, что брачные узы пробудят у сына интерес к общесемейным делам, отец подобрал ему подходящую пару — дочь купца. Гуру Нанак был не против женитьбы, так как, по его мнению, это не  противоречило его духовным поискам. Юноша остепенился, нашёл себе службу в столице Пенджаба, обзавёлся домом, хозяйством.

Любимая жена родила ему двух сыновей. И, казалось бы, как говорил незабвенный Абдулла из «Белого солнца пустыни»: «Хороший дом! Хорошая жена! Что ещё нужно человеку, чтобы спокойно встретить старость?» Но в 1496 году у гуру Нанака случилось духовное перерождение.

Как-то, придя для совершения омовения на реку, он нырнул  и больше не показался на поверхности воды. Все решили, что гуру утонул. Однако через три дня он вновь появился в городе. Пребывая в трансе, гуру Нанак не отвечал на расспросы. Но спустя ещё несколько дней объявил горожанам, что есть только один бог и этот бог — истина, что нет ни мусульман, ни индусов. Это означало, что нет различий между людьми разных вероисповеданий.

Оказалось, что во время трёхдневного отсутствия и пребывания неизвестно где, гуру Нанак имел видения божественного присутствия, в ходе которых он постиг эти и другие постулаты веры, и ему было поручено проповедовать, неся слово истины в мир. Оставив службу, он раздал всё своё имущество бедным и отправился в многолетние странствия.

В четвертьвековом путешествии его сопровождал мусульманин, музыкант Мардан. Гуру Нанак проповедовал своё учение не только прозой, но и исполняя сочинённые им религиозные гимны. Во время авторских выступлений поэта и певца перед кандидатами в новообращённые, верный Мардан аккомпанировал проповеднику на арабской скрипке рабабе. Вместе они пешком обошли всю Индию, побывали на Цейлоне, в Тибете, посетили Багдад, Мекку и Медину.

После долгих странствий, основав в Индии и окрестных странах множество миссий новой религии, гуру Нанак вернулся к семье в родной Пенджаб. По утрам и вечерам он пел религиозные гимны для пришедших издалека и из ближайших мест паломников. Читал им проповеди и духовные стихи. Днём работал на полях.

В сентябре 1539 года гуру Нанак, почувствовав, что заканчивается время его пребывания на Земле, назначил своим преемником одного из своих верных последователей.

Узнав об этом, люди поняли, что гуру вскоре физически покинет этот мир. Сикхи индусы и мусульмане (в переводе с языка панджаби «сикх» — «ученик»)  со всей страны, желая проститься с уважаемым учителем, устремились в Пенджаб. Сикхизм в те времена ещё окончательно не сформировался, и между последователями гуру, принадлежавшими к разным конфессиям, разгорелся спор. Мусульмане хотели похоронить учителя согласно исламским традициям. Индусы же настаивали на кремации. К счастью, гуру Нанак был ещё жив, и за разрешением спора обратились к нему. Мудрый человек порекомендовал сделать следующее: «Пусть индуисты положат цветы с правой стороны моего тела, а мусульмане — с левой. Чьи цветы наутро окажутся свежими, те и могут по праву распоряжаться моим телом». Соперничающие последователи положили цветы согласно его рекомендаций, и гуру накрылся покрывалом. Утром, подняв покрывало, тело гуру под ним не обнаружили, но цветы с обеих сторон оставались свежими.

Индуисты и мусульмане, больше не вступая в споры, разрезали покрывало пополам, и первые кремировали доставшуюся им половину, а вторые похоронили. После того, как тело основоположника сикхизма растворилось в божественном свете, а дух воссоединился с духом творца, девять последовательно сменяющих друг друга сикхских гуру, каждый из которых считается перерождением предыдущего, окончательно сформировали религиозно-философские доктрины новой веры.

Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этно-конфессиональную группу. Ныне сикхизм занимает восьмое  место по количеству приверженцев среди основных мировых религий. Большинство сикхов проживает в Индии в штате Пенджаб.

Бог, в которого веруют сикхи, — это бог всех людей, а не одного народа. Он никого не ведёт и никого не наказывает. Он источает любовь и милосердие, лишён ненависти и пристрастий. Бог растворён в природе, присутствует везде и распространён во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он присутствует везде как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Давая всем  жизненную энергию, бог остаётся непостижимым и неописуемым. Никакие другие божества, духи и демоны недостойны поклонения.

Сикхи верят, что после смерти человека его душа не попадает ни в рай, ни в ад, а пройдя ряд реинкарнаций, растворяется в природе и возвращается к богу, но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Согласно идеалам, провозглашённым гуру Нанаком, божественный свет в равной степени присутствует в каждом человеческом существе — богатом или бедном, принадлежащем к высшей или низшей касте, независимо от его взглядов, цвета кожи, пола, национальности и вероисповедания.

Правоверным сикхам следует искать и проявлять в себе данное богом — веру и любовь, быть свободными в своей воле и уважать свободу других. Сикхи считают, что никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни. Никто не учитывает специально добрые дела, пожертвования, совершённые ритуалы, целомудрие, покаяния и всё то, чем обычно принято вызывать расположение бога и замаливать грехи. Искренние добрые деяния должны возникать сами по себе как естественное существование. Человек свободен в своей воле. Бог создал природу с её законами, каждый сознательно решает, следовать им или нет. Злодеяния, скупость, ненависть, похоть, алчность, гордыня противоестественны и невыгодны. Предаваясь этим порокам, человек встречает сопротивление природы. В любом повседневном деянии следует проявлять любовь, даже в самых обыденных делах. Сикхи отвергают аскетизм, соблюдение постов, веру в пророков, паломничества и высоко ценят такие человеческие качества, как честь, храбрость, сострадание, великодушие, терпение и смирение.

К концу XVII века сформировался кодекс поведения сикхов, которого они придерживаются до сих пор. Прежде всего, сикх всегда должен носить следующие вещи:

1. Тюрбан. Под него убирают никогда не стригущиеся волосы. Это в большей мере касается мужчин. Женщины, исповедующие сикхизм, также могут носить тюрбан, но для них это не обязательно.

2. Гребень. Символизирует приверженность сикхов к гигиене и дисциплине в противоположность также никогда не стригущимся отшельникам, волосы у которых всегда спутаны и нечёсаны.

3. Стальной браслет. Постоянно напоминает владельцу о необходимости сдерживать гнев и символизирует преданность богу. Мужчины носят браслет на правом запястье, женщины — на левом.

4. Короткие штаны  — разновидность нижнего белья. Обозначают самоконтроль и целомудрие.

5. Церемониальный кинжал. Символ силы, достоинства, непобедимого духа и исторической борьбы сикхов с несправедливостью.

6. Длинные усы и пышные бороды. Носят особо приверженные традициям сикхи.

Встав на рассвете, сикх должен, совершив омовение, прочитать соответствующие мантры, также мантры читают вечером и перед сном. Сикх не может вступить в брак с человеком, исповедующим иную религию. Он не должен поклоняться образам, изваяниям богов, гробницам, а верить только в единого бога, не имеющего формы. Истинный сикх всегда готов защитить слабого и восстановить справедливость. Сикхи не употребляют никаких одурманивающих средств, включая алкоголь и табак. Они могут употреблять мясо, но только в том случае, если животное умерло не мучительной смертью. Впрочем, большинство приверженцев сикхизма придерживаются вегетарианства. Сикхи не должны нарушать супружескую верность, но, если человек овдовел, он может повторно вступить в брак.

Помимо колоритной внешности, ещё одной из особенностей сикхов является то, что у них одна фамилия  для всех мужчин и одна — для всех женщин.

В 1699 году Гобинд Сингх — 10-й гуру сикхов, чтобы положить конец кастовой идентификации и подчеркнуть, что все сикхи — одна семья, объявил, что отныне все мужчины общины должны прибавлять к своему имени титул «Сингх» («Лев»), а женщины — «Каур» («Принцесса»). Со временем эти титулы превратились в фамилии. Учитывая то, что сикхи, составляя всего два процента населения Индии, занимают двадцать процентов офицерских должностей в армии, они вполне заслуженно носят такую мужественную фамилию. Также многие сикхи служат и в других силовых структурах. Благодаря традиционной храбрости из них получаются замечательные пожарные и спасатели.

В Амритсар поезд прибыл в 12-м часу ночи. Слегка озябшие в хорошо кондиционированном вагоне, обалдевшие от бессонной ночи, делийских впечатлений, шестичасового пребывания в «детском саду на выезде», почти готовые принять сикхизм, мы вышли из вагона и с удовольствием окунулись в тёплую Пенджабскую ночь. На привокзальной площади нас ожидал  водитель, с которым нам предстояло отправиться вглубь Гималаев. Но в этот вечер в его задачу входило всего лишь доставить наши усталые тела в отель.

Водителем оказался  средних лет индус по имени Гири. По-русски Гири не говорит и, как впоследствии выяснилось, вообще отличается крайней немногословностью. До отеля доехали примерно за полчаса. Так как ресторан уже не работал, мы предложили Дипаку немного перекусить у нас в номере, а заодно и поближе познакомиться.

Пока Татьяна готовила чай, стругала купленную ещё в Волоколамске сыровяленую  колбасу, доставала хлебцы, печенье и конфеты, мы, трое мужчин (я, Дипак и виски «Jack Daniels»), вели светскую беседу. Естественно, в виду того, что время уже было позднее, а утром нам предстояло продолжить экскурсионную программу, посиделки не могли затянуться надолго. Но всё же в ходе короткого ужина мы немного порасспрашивали Дипака. В то время нашему гиду было 27 лет. Родился и вырос он в Джайпуре. Окончив школу, поступил в Делийский университет. По завершении образования вернулся в родной город, женился. Несколько месяцев назад у него родился сын. Семья Дипака по-индийски патриархальна. В одном просторном доме живут три поколения. Старшее — две бабушки, мама и папа-педагог на пенсии. Среднее — Дипак, его старший брат, научный сотрудник в Джайпурской средневековой обсерватории, и их жёны. Юное — сын Дипака и дочь его старшего брата.

Несмотря на то, что утро наступило как-то неожиданно быстро, мы, до того как Дипак постучал в нашу дверь, успели принять душ и позавтракать. Поинтересовавшись, готовы ли мы к выезду и хорошо ли нас покормили в ресторане, и услышав положительные ответы, гид предложил выдвигаться к ожидающей нас машине.

Поприветствовав Гири традиционным «намасте», мы загрузились в автомобиль и стали внимать рассказу Дипака о городе, по шумным улицам которого ехали.

Андрей и Татьяна Усачёвы

Продолжение читайте в следующем номере.

ПОЭЗИЯ

Владимир Бухтияров

* * *

Счастье пахло мандаринами,

А теперь не знаю чем.

В маяте, ночами длинными,

Связан тысячами тем.

Колобродит мыслей крошево,

Болью множа тишину.

И уже не до хорошего

У прозрения в плену.

Пробужденье слишком раннее

После полночи без сна.

Вот становится румянее

Даль туманного окна.

На востоке в небе розово,

А на западе — темно,

То, что было вроде  бросово,

Позабыть не суждено.

Освежающими струями

Смою марево  хандры.

Вздохи, влагою бичуемы,

Отползают до поры.

Краткосрочною победою

Похваляться ни к чему.

Скоро заново отведаю

Оглушительную тьму!

* * *

На безвременье туманное

Затаился в стороне.

Вдруг совсем уже нежданное

Привалило счастье мне.

Не сотрётся дата в памяти.

Прошлым горестям назло,

Ты смогла отнять у замети

Наше общее тепло!

Долгий путь преображения

Не бывает без потерь.

Береги любви мгновения

И сомнениям не верь!

Просто с яростными ветрами

Стойко борется свеча.

Шьются слухи километрами,

Но сплочённость — горяча…

Пусть свершится, что обещано,

На певучем берегу.

Чтоб легла меж нами трещина

И представить не могу!

Всё дороже понимание,

Лишь бы нам хватило сил!

А за трудности заранее

Я прощения просил.

* * *

Счастье есть! И спорить нечего…

Очень хочется сберечь его,

Только хватит ли любви?

Созиданье — слишком трудное

Испытанье обоюдное,

На слезах и на крови.

В мире чувство короновано

И достойно добрых слов оно,

Значит, нужно удержать!

Вместе — легче! Ну, а ежели

Проскрипели, как и не жили,

Уж не двинуть время вспять.

Вроде сущая безделица,

Только боль на всех не делится,

И не спрятаться от ссор.

Измаравши души в копоти,

Искупленья ищем в шёпоте,

Иногда срываясь в ор.

Если вдуматься по совести,

Кто везёт, тому должно везти,

А на практике — кошмар!

Рвутся связи. Тем не менее,

Существует притяжение

Половинок звёздных пар.

* * *

Как иногда невыносимо

Напрасных встреч густое крошево,

А жизнь любого пилигрима

На самом деле очень дёшева!

Во тьме космического хлада

Моя неведомость затеряна.

И блеск загадочного взгляда

Меня терзает преднамеренно.

Тепла случайные излишки

Не сохранить в кометной замети.

А давний всплеск сверхновой вспышки

Свербит зарубкою на памяти. 

Кружу, лицо от ветра пряча —

Какая жуткая нелепица!

Всё зря: не поймана удача,

Ведь всё само собой не слепится!

Бреду по компасу тревоги —

Пути обидами завьюжены.

На обмороженные ноги

Себя взвалив, ищу звезду жены.

У притяжений есть  гуманность:

Ещё зависима на практике

Моя заштатная туманность

От Вероникиной галактики.

* * *

Шершавый мир берёз и елей

Своей пронзительностью крут.

Нас погружает скрип качелей

В семейно-трепетный уют.

В объятьях запахов и вкусов

Сверяем курс по голосам,

А столько сладостных искусов

Осенний полдень дарит нам!

С ненастьем солнышко не сладит,

Оно не станет горячей,

Но напоследок нежно гладит

Скупыми пальцами лучей.

Не помышляя прятать лица,

Сидим, давно не шевелясь.

Надеюсь, в будущем продлится

До боли призрачная связь.

В успокоительность фонтана

Вплетаем трогательность струй.

Всё гуще в зелени румяна…

О листопаде не горюй!

Жалеть о канувшем не надо.

С теплом уходит суета.

И затаённая прохлада

Ползёт за ворот неспроста.

 

РУКА — В РУКЕ

Когда душа поёт…

   Второй Всероссийский смотр-конкурс  самодеятельного художественного творчества слепоглухих «Времена года», организованный  благотворительным фондом «Со-единение», прошёл в зрительном зале «Рубин» столичного отеля «Салют». В Москву из разных регионов России приехали   не только  участники мероприятия, но и их сопровождающие, а также те, кто хотел посмотреть и послушать яркие, запоминающиеся выступления людей с двойной сенсорной инвалидностью. Примечательно, что в нынешнем конкурсе, в отличие от предыдущего,  состоявшегося в декабре 2015 года в Ижевске, было гораздо больше номинаций, соответственно, и претендентов на победу тоже — более 50!

На сцене один за другим менялись исполнители песен, стихов, эстрадной миниатюры (пантомимы), а также танцев, инструментальных и вокальных произведений на жестовом языке. Одновременно в зале была развёрнута  большая выставка участников  номинации «Рукоделие».

Ведущая объявляет: «Николай Минин из Перми! Он представит нам  лирическую песню «Знаешь, так хочется жить…» Высокий стройный мужчина в элегантном костюме эмоционально передаёт жестами то, что  задушевно льётся из микрофона:

                      «…Жить, чтобы просто любить,

                       Всех, кто живёт  с тобой рядом!» 

Закончив выступление под бурные аплодисменты зрителей, артист уходит со сцены, а через минуту вновь появляется, но уже в другом образе: кепка набекрень,  пиджак с  гвоздичкой в петлице.  Название песни под стать облику — «Гуляка». И вновь гром аплодисментов! И вполне закономерный результат — первое место в номинации «Песня на жестовом языке».

Вот что, к примеру, написала мне о выступлении Минина руководитель программы «Социальная интеграция» БФ «Со-единение» Юлия Пленкова: «Ярко, неповторимо. Всё было на высоком уровне: костюмы, танец, движения». С этим согласен президент «Со-единения» Дмитриий Поликанов: «Жюри в восторге  от  артистизма Минина, его яркой манеры исполнения и от той позитивной энергии, которую он нёс в зал!» Я тоже искренне порадовался успеху Николая.

Замечу, кстати, что достойную конкуренцию Н. Минину составила не менее талантливая исполнительница  Наталья Залевская из Челябинска. Но если на  смотре в Ижевске Наташа была первой, а Николай — вторым, то в Москве они уже поменялись местами.  Залевская   показала лирическую песню «Любовь настала», комментируя исполнение талантливой казахской певицы   Розы Рымбаевой, а также хит Аллы Пугачёвой «Арлекино». В первом случае она предстала перед зрителями в бирюзовом костюме, а во втором — в образе  клоуна. Её муж Сергей, с которым они вместе готовили номер, — в роли конферансье.                            

Залевская активно выступает на сценах ДК ВОГ и ВОС, при этом зрители даже не подозревают, что артистка полностью незрячая — так свободно, раскованно  держится. Она активистка Челябинского отделения общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», член бюро городской МО ВОС, отвечающая за работу со слепоглухими. При этом у неё хватает времени для занятий спортом. Чтобы поддерживать стройность фигуры,  регулярно посещает бассейн.

Что касается главного героя моей зарисовки,  то мы вместе возвращались из Москвы. Собственно, я должен был лететь самолётом двумя днями раньше — в столице участвовал в заседании Совета регионов, который был создан в конце лета при БФ «Со-единение» из числа 30 наиболее активных слепоглухих из разных регионов России. Председателем Совета был избран Михаил Кременецкий из Астрахани, его заместителем стала  Марина Сабадаш из Соликамска. Так вот, я попросил сотрудников Фонда продлить моё пребывание в отеле и поменять  авиабилет на тот же поезд, каким выезжают домой мои земляки, чтобы «поболеть» за  них. Мне пошли навстречу, быстро и без лишних проволочек выслали через Интернет  нужный билет, за что я искренне благодарю руководителя программы «Региональное развитие» Елену Гелескул и её помощников. Так я  оказался в одном вагоне с  Н. Мининым. Как тут не воспользоваться  случаем, чтобы пообщаться с ним через тифлосурдопереводчика Досугового центра Ольгу Кухлову и его супругу Елену, которые ездили в качестве сопровождающих. Я попросил Николая рассказать о себе.

 Родился Коля в посёлке Сосновка Косинского района, на севере нынешнего Пермского края. Его родители — простые сельские труженики. Помимо сына, у них было ещё четыре дочери, две из которых — Анна и Татьяна — впоследствии тоже стали слепоглухими. Сына назвали в честь деда, председателя сельсовета, не вернувшегося с Великой Отечественной войны. После окончания школы слабослышащих Коля получил специальность токаря-универсала в Челябинском ПТУ, а затем вернулся в Пермь, устроился  на моторостроительный завод имени Свердлова. Но недолго пришлось поработать по специальности — подвело зрение. При содействии правления ВОГ в 1990 году Колю взяли штамповщиком на  УПП ВОС, где трудится и поныне в картонажном цехе. Ещё работая  на заводе, он стал регулярно посещать клуб ВОГ,  увлёкся художественной самодеятельностью. Там и познакомился со своей будущей женой Еленой, с которой до сих пор живут в счастливом браке, вырастили хорошего сына. Минины вместе занимались в ансамбле «Поющие руки», а Николай и сейчас его участник. Елена вот уже 32 года работает в школе-интернате для детей с нарушениями слуха и речи,  начинала воспитателем, а сейчас — преподаватель русского языка и литературы, а также педагог-организатор. Минин является активистом  Досугового центра слепоглухих «Говорящие руки» — ни одно мероприятие не обходится без его участия! Он также является членом Совета регионального отделения ОСПСГ «Эльвира».

Я поинтересовался у  Николая   впечатлениями о   прошедшем конкурсе:

— Приятно, что расширилась его география, появились новые таланты! — поделился Николай. — Спасибо Фонду, что предоставил автобус при отъезде из отеля на вокзал, а всем сопровождающим — за помощь и заботу.  В то же время хочу высказать и замечания: если заявка поступает за две-три недели, то надо программу делать заранее, а не в день репетиции! Многие, приехав,  устали с дороги — и сразу репетиция! К тому же  участники в неведении, кто под каким номером выходит на сцену. Во время выступлений организаторы маячили перед глазами, бегали по залу, напоминая об очерёдности.  Можно было бы для конкурсантов организовать обзорную экскурсию по Москве, ведь некоторые никогда прежде не были в столице.

А Наталья  Залевская сетовала, что из-за отсутствия кулис на сцене  не очень хорошо получился её номер  «Любовь настала».

Я не сомневаюсь, что организаторы учтут эти замечания,  а  подобные мероприятия станут традицией! В целом же конкурс удался. Это был замечательный праздник! 

                                                    Владимир Рачкин