Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кроме представленных материалов, вы сможете почитать в номере:

XIIсъезд ВОС

   Сохраним единство

Международная деятельность ВОС

   Деловые контакты продолжаются

Мы и общество

   Конструктивный обмен мнениями

В Центральном правлении ВОС

   Благоприятные перспективы

В правлениях и местных организациях ВОС

 Л. Карпович. Добрые бабушки Старого Оскола

Активный возраст

   И. Михайлов. В рамках возможного (окончание)

Доступная среда

   Р. Варавина. «Современная мозаика»

Социальный туризм

В. Плотникова.  Незабываемая встреча с Москвой

Тифломир

 М. Ингларов.  Олимпиада возможностей

Личность

Л. Рогачёва. Учитель бывшим не бывает

Давайте познакомимся!

Домашний калейдоскоп

Экстрим слепых

СЛЕПЫЕ ГОНКИ

К сожалению или к счастью, наш мир устроен таким образом, что для обретения достойного места в этой жизни нам всем приходится предпринимать определённые усилия, и не важно, зрячий ты или слепой. Но, конечно же, особенно тяжело бывает найти себя людям, потерявшим зрение уже в зрелом возрасте. Человек, уже имеющий некое образование, работу, интересы и вдруг внезапно ослепший, часто считает, что жизнь на этом закончилась, и впадает в жесточайшую депрессию, из которой так и не может выйти до конца своих дней. Разумеется, есть люди, которые спустя какое-то время всё-таки обретают новую профессию вроде массажиста, оператора, преподавателя и так далее. Но в нашей статье пойдёт речь о человеке, который после того, как ослеп в результате автокатастрофы, не посчитал для себя допустимым принципиально менять образ жизни. Всё бы ничего, но уникальность ситуации заключается в том, что в прежней жизни до аварии он был байкером. Да, как бы это не казалось абсурдным, но сейчас Борис Вишняков продолжает водить мотоцикл с коляской и с огромным успехом выступать на всевозможных байк-шоу. Именно он является основателем команды «Слепые гонки», в составе которой при содействии штурмана демонстрирует удивительные навыки управления мотоциклом, квадроциклом, багги, картом и прочей техникой. В исполнении слепого седока хорошо просчитанные и отрепетированные развороты, «змейки» и прочие вензеля неизменно приводят публику в неописуемый восторг. Да и в проводимых соревнованиях на скорость мало кто может будучи поставленным в аналогичные условия потягаться с нашим крайне своеобразным байкером. И вот не так давно свою незаурядную историю жизни специально для корреспондента нашего журнала рассказал Борис Вишняков.

— До той злополучной аварии я был самым обычным парнем из Москвы. Учился в институте, серьёзно увлекался фотографией, а главное — обожал ездить на мотоцикле. Всё круто изменилось в мае 2011 года, когда я с моим другом Николаем Никифоровым возвращался на мотоцикле с собственной фотовыставки. Он был за рулём, а я ехал сзади пассажиром. И вот тут мы врезались в КамАЗ. Слава Богу, Коля отделался царапинами, а вот я сломал кости таза, а главное — получил тяжёлую черепно-мозговую травму. Два месяца я был прикован к кровати, а потом у меня начали садиться глаза, и в октябре я окончательно ослеп. Это трудно объяснить словами. Когда зрячий человек неожиданно теряет зрение, то все привычные ему предметы становятся недоступными. Проблемой оказывается даже почистить зубы или умыться. И по большому счёту, на тот момент я решил, что всё интересное в моей жизни закончилось и никогда больше не возобновится. Но  прошло время, спустя, примерно, год ко мне в очередной раз забежал в гости Николай Никифоров и сказал: «Борис, поехали со мной в автомобильный пробег, хоть проветришься немного, всё лучше, чем безвылазно сидеть дома». Прореагировал я совершенно не так, как ожидал Николай: «Коль, извини, но я не балласт. Я мотоциклист, райдер. Я не могу в качестве «чемодана с ножками» на задней автомобильной седушке штаны просиживать в то время, когда другие гоняют сами».

И с этого момента пошла совершенно дикая работа мозга — как вернуться в седло? А также понимание того, что на самом деле без этого жизнь немыслима. Вспомнил о том, что в полярной авиации сажали борты в режиме фактически нулевой видимости. И с этого пошли размышления, что раз есть возможность посадить самолёт практически вслепую, то почему невозможно также вслепую ездить по твёрдой земле? В итоге я пришёл к двум возможным вариантам управления мотоциклом. Первый — тандемный, это когда помощник-штурман сидит сзади, и, положив руки на рёбра пилота, подаёт тактильные команды.  А второй — дистанционный, когда на пилоте находится видеокамера и специальные наушники, а у штурмана — видеомонитор и рация, посредством которых он и принимает участие в управлении. Кстати, пилот может находиться и в видимом диапазоне штурмана, в таком случае видеокамеры и мониторы становятся уже не нужны. После того как я утвердился в этих концепциях, а также в своём решении, стал искать пути для реализации этой идеи. Конечно, все, кто меня знал, сначала подумали, что это абсурд. Но потом всевозможными способами я стал искать деньги и оборудование для своей затеи. В сборе средств на квадроцикл, рации и прочее снаряжение приняли участие байкеры, рядовые пользователи интернета и просто неравнодушные люди. Энтузиастам хватило денег на подержанный, но ещё вполне приличный китайский квадроцикл. Роль оператора-поводыря, а по совместительству — менеджера этого проекта взял на себя мой друг Николай.

Учились на пустыре у него за домом. Сначала нам обоим очень страшно было этим заниматься, но потом привыкли. Спустя какое-то время я научился неплохо ездить по прямой, по кругу, нарезать «змейки», «восьмёрки», а также достаточно уверенно выписывать более сложные фигуры как задним, так и передним ходом. Было забавно, что некоторые очевидцы этих заездов даже не догадывались, что четырёхколёсной машиной управляет незрячий человек — настолько ловко я научился объезжать пеньки и ухабы пустыря. Со временем нас стали даже пускать на учебную площадку для автомобилистов, разумеется, в тот момент, когда там никто не занимался. К слову сказать, проводя тренировки, мы никогда не ездим по трассам общего пользования. Наше движение всегда идёт по строго ограниченной территории, свободной от лишних людей и предметов, когда мы совершенно чётко знаем, что езда полностью безопасна.

Итогом многодневных тренировок стало наше качественное выступление на одном из байк-шоу на востоке Москвы в сентябре 2013 года. Как сейчас помню наплыв непередаваемых ощущений,  когда я подъезжал к финишу! Сквозь эфир, сквозь закрытый наглухо шлем, чтобы слышать только оператора и ощущать машину, доносится: «Вот, наш герой возвращается с круга». И  эта совершенно безумная реакция толпы! Сначала ты просто стараешься этого не слышать, чтобы нормально доехать. А потом просто в этом растворяешься. А когда закончил показательное выступление, люди сделали живой коридор, и когда я двигался по нему, меня оглушали всевозможные подбадривания и крики: «Давай-давай! Молодец!» Это был дикий выброс адреналина с эндорфином вместе. Яркое понимание того, что ты действительно жив. И когда я вышел на сцену и начал говорить людям, я не помню, что говорил. Но я понимал одно — эта энергия одобрения и удивления, если бы  она была ветром, меня бы сдуло. Именно в тот момент я понял, что всё было не зря. Что дальше действовать нужно, только вперёд!

После этого выступления о нашей команде узнали представители многих мотоклубов, а также стали появляться интересующиеся ребята и девушки. Серьёзную поддержку нашей команде оказал мотоклуб «Златоверст», а несколько позже ВКонтакте была создана группа «Слепые гонки», посвящённая этому проекту. На данный момент деятельность команды «Слепые гонки» заключается в частых тренировках езды вслепую на разнообразных типах мото- и автотехники, а также в достаточно регулярных выступлениях на мероприятиях, которые так или иначе связаны с включением в процесс езды людей с ограниченными возможностями, в том числе и по зрению. Например, в конце сентября этого года мы участвовали в любительской гонке Социальной Внедорожной Сети «Слепая ярость-2016», где заняли первое место в зачёте квадроциклов и показали лучшее время в общем зачёте. А вообще, начиная с 2013 года, команда была задействована на многих других мероприятиях, таких как: День города, Байк-рок фестиваль «Золотая осень», юбилей телеканала «Неформат ТВ», показательные выступления для сюжета телеканала «Мир», да и многие другие события не проходили без нашего участия. А однажды мы проводили мастер-класс по технике слепого вождения на реабилитационном слёте «Патриоты России-2016», куда были приглашены президентом Федерации «Самбо слепых» Романом Новиковым. Если говорить откровенно, не так уж удивительно, что нас всегда тепло принимают как организаторы, так и зрители. И во многом это обусловлено тем фактом, что наша команда в некотором роде является уникальной. За рубежом незрячие ребята, занимающиеся примерно тем же самым, существуют. А вот у нас в России, помимо нас, возможно, где-то и встречаются отдельные люди, но так, чтобы это был уровень параспортивной команды — нигде не видели, нигде не слышали. Хотя очень бы хотели обрести «братьев по разуму». А пока мы взаимодействуем и получаем поддержку от обычных традиционных мотосообществ, за что им большое спасибо. За финансовую, информационную и техническую поддержку особо хотелось бы отметить сообщество «Мотомосква», Московское отделение мотоклуба «Free Brothers MC», Авто- и мотосервис «МототруЪ» и Артель «Старый рокер». А самое большое спасибо наша команда хотела бы сказать президенту Федерации спорта слепых Лидии Павловне Абрамовой. Благодаря её стараниям команда попала на слёт «Патриоты России-2016». Если бы не она, не её человеческий подход, искренний интерес и участие в нашей судьбе, как знать, может быть, мы бы не попали на «Патриоты» и не получили место на выставке ВОС «Доступная среда-2016», после чего удостоились дополнительного внимания со стороны различных мотосообществ. К слову сказать, никакого взаимодействия со столь распиаренным мотоклубом «Ночные волки» у нас нет и пока не предвидится, что нас, честно говоря, нисколько не печалит, так как среди подлинных участников мотодвижения репутация у этих ребят далеко не столь однозначно положительная, как принято думать.

Если говорить о планах нашей команды, то к таковым можно отнести рекорд расстояния, которое способен проехать незрячий человек за рулём мотоцикла с коляской. А в отдалённой перспективе — рекорд скорости. Также своей задачей мы видим составление методического материала по слепым гонкам и создание базы, которая позволит без каких-либо препятствий готовить незрячих пилотов и штурманов, содержать технику команды, а также проводить соревнования. В идеале на базе созданной методики, обладая некоторым пространством для нормальной, адекватной, каждодневной работы по проекту, мы хотим сделать слепые гонки видом паралимпийского мотоспорта. Проект планируется разделить на две категории: квадроциклы останутся более старшей, экстремальной категорией, а параллельно мы будем проводить эксперименты по управлению картом для создания картингового вида параспорта. Во многом потому, что именно под эту машину достаточно много инфраструктуры по всей России. Кое-что осталось ещё с советских времён. К тому же картинг является официальным видом спорта, что тоже облегчает задачу по его продвижению. Плюсом этой идеи является также то, что потенциально здесь могут быть задействованы люди с разными категориями инвалидности. Ведь в нём предусмотрено одно штурманское место, которое может занять, например, глухой гонщик либо человек с опорно-двигательными нарушениями. Правда, при любых вариантах, как я считаю, пока речь может идти только об управлении техникой на устойчивой базе, то есть, когда колёс больше, чем два. Потому что двухколёсный мотоцикл, всё-таки, к сожалению, штука  неустойчивая, и пока я не считаю для себя необходимым тренироваться именно в подобном чрезмерно опасном формате. Мотоцикл с коляской, квадроцикл, багги или карт, разумеется, являются не в пример более безопасным транспортом, особенно для людей, находящихся в аналогичном моему положении.

В данный момент полным ходом идёт взаимодействие с Музеем Индустриальной Культуры, находящемся на территории парка Кузьминки. Именно там мы собираем своих учеников и сторонников и проводим тренировки для развития того движения, которому хотим посвятить свою жизнь. Так что всех, кто считает эту идею перспективной, я призываю присоединяться к нашей команде и тренироваться вместе с нами, — заключил свой рассказ Борис Вишняков.

Прочитав эту историю, кто-то покрутит пальцем у виска и скажет что-то вроде: «Да уж, всякую ерунду слышал в своей жизни, но такую ещё не доводилось», а кто-то заинтересуется и задумается. Но эти люди делают то, что считают нужным, стремятся к достижению своей мечты, идя наперекор общепринятому мнению о несовместимости техники и незрячего человека. Своей деятельностью они наглядно демонстрируют, что в этом мире нет ничего невозможного. И даже если вы ослепли, ещё не всё потеряно, если только не отчаиваться и делать то, что каждый считает для себя необходимым.

Михаил Сергеев

Наука и практика

Система Брайля —

 когнитивный феномен общества

Лёгкий южный ветер едва заметно гладил мои руки, лицо и волосы, откуда-то доносились тихие звуки спокойной мелодии. Всё это я ощущала, сидя в небольшом парке на любимой скамейке, читая свои старенькие записи в дневнике. Мысли мои уходили очень далеко в прошлое, возбуждая чудесное воспоминание о далёких невозвратных временах. Вдруг я услышала, что кто-то очень осторожно приближается ко мне. Я насторожилась, пытаясь предположить, кто и с какой целью намерен нарушить мой отдых. Тут же  услышала приятный женский голос:

— Извините, я хотела бы задать вам один вопрос. 

Я непринуждённо ответила, что с радостью выслушаю её вопрос.

—  Вы читаете шрифтом Брайля?

— Да, разумеется.

—  Поймите меня правильно, меня очень беспокоит этот вопрос, поскольку моя дочь с рождения не видит. Она, конечно, маленькая, но мне любопытно узнать вашу точку зрения, нужно ли ей учить шрифт Брайля. Бытует мнение, что на сегодняшний день, в эпоху высоких технологий, слепому человеку не обязательно знать шрифт Брайля потому, что существуют электронные речевые помощники, облегчающие жизнь слепых. Я даже где-то слышала, что специальным письмом владеют только около десяти процентов незрячих.

Я позволила себе даже возмутиться:

— Думаю, что эта информация ничем не обоснована, но даже если это так,  могу с уверенностью сказать, что остальным девяноста процентам знать шрифт Брайля не только никаким бы образом не помешало в их жизни, а наоборот, улучшило её, придало уверенности. Я как каждая женщина хочу выглядеть элегантно и, конечно, хочу слыть хорошей хозяйкой, пометки Брайлем использую в платяном шкафу, на кухне, в косметичке. Благодаря небольшим хитростям чувствую себя уверенно. В общем-то, азбука Брайля простая и совсем не сложная в изучении и обращении. Как вы, наверное, знаете, любые знания и навыки для каждого человека — драгоценное сокровище, которое хранится в глубине нашего сознания и в нужный для нас момент может быть оттуда извлечено, чтобы сыграть свою положительную роль в той или иной ситуации, не требуя для этого никаких материальных и умственных затрат. За всю свою жизнь я не встретила ни одного человека, который бы сожалел о том, что умеет читать и писать, в том числе и по Брайлю.

В ходе нашего разговора я попыталась изложить свою точку зрения относительно изучения и применения в жизни незрячего системы Брайля, всю уникальность и важность этих знаний.

Шрифту Брайля уже свыше ста пятидесяти лет. За это время система усовершенствовалась. Сегодня уже никого не удивишь тем, что специально для слепых с помощью рельефно-точечной системы печатаются книги, журналы. Азбукой Брайля изданы Библия, Коран, специальные пособия узкой направленности. В современном мире можно встретить написанные шрифтом Брайля банковские извещения, бюллетени для голосования, экзаменационные документы, названия лекарственных средств, карты городов с их достопримечательностями, существует даже сборник космических снимков по Брайлю. Поэтому со стопроцентной уверенностью можно сказать, что на первый взгляд неприметные точки Брайля вошли во все сферы жизни незрячих людей.

Луи Брайль, который создал шрифт для незрячих людей, наверняка не мог себе представить, что его детище даст мощный толчок для развития всевозможных устройств, инструментов, приборов, которые помогают незрячему быть более самостоятельным и полноценным человеком как в быту, так и на работе. На фоне стремительного развития электронных технологий, получая новые средства реабилитации, многие незрячие люди задаются вопросом, а нужен ли им шрифт Брайля? Конечно, нужен! Но, к сожалению, данная система чтения и письма используется меньшинством незрячих и слабовидящих. Тому есть множество причин. Среди прочих можно выделить трудности, с которыми сталкиваются при изучении алфавита Брайля пожилые люди, потерявшие зрение в старшем возрасте, а также высокую стоимость производства учебных материалов и книг с его использованием. К тому же в последнее время мы всё чаще сталкиваемся с использованием компьютерных технологий преобразования текста в речь, что значительно сужает сферы применения системы Брайля вследствие доступности книжной и прочей информации в электронном виде. Однако современные технологии и метод Луи Брайля вполне способны дополнять друг друга. Но, несмотря на это, думаю, что многие владеющие рельефно-точечным шрифтом согласятся с той точкой зрения, что Брайль не просто нужен, он необходим, особенно маленьким детям. Поскольку на сегодняшний день научно доказано что, приобретая навыки письма любым способом, в том числе и шрифтом Брайля, человек, помимо грамотности, развивает и формирует в себе особенности важных для него психических процессов и свойств характера. А личность, у которой отсутствует зрение, постепенно изучая шрифт Брайля, наряду с усовершенствованием внимания, мышления, формирования представлений об окружающем мире, также развивает мелкую моторику рук, которая впоследствии становится её глазами.

Лично у меня при каждом незначительном контакте со шрифтом Брайля возникает непреодолимое желание выразить огромную благодарность создателю системы письма для слепых. Благодаря изучению рельефно-точечного шрифта  у меня выработалась более тонкая чувствительность рук, я научилась формировать в систему представлений свои ощущения, вследствие чего мои руки становились более ловкими и подвижными. Я убеждена, что всё вышеперечисленное в дальнейшем помогло мне получить полезные в жизни бытовые, социальные и профессиональные навыки.

На позитивных нотах закончился наш любезный разговор с моей собеседницей в парке. Мне показалось, что она заинтересовалась письмом Брайля в частности и вообще всеми вытекающими отсюда вопросами и результатами. В глубине души я очень надеюсь, что эта милая женщина в лице всех близких и знакомых незрячих людей, в переносном смысле, станет неиссякаемым источником информации о системе Брайля. Хотелось бы, чтоб все, кого объединяет рельефно-точечный шрифт, способствовали его развитию и внедрению в повседневную жизнь незрячих.

Алла Полюхович,

Республика Крым 

Поэзия

Борис Зверев

* * *

Луны бильярдный шар меж звёзд катая,

Ночь блёстками рассыпалась на снег.

Медведица Большая над сараем

Устроилась без спроса на ночлег.

Деревня спит, укрытая снегами,

В сиреневой морозной тишине.

И только скрип крахмальный под ногами:

Не спится этой ночью что-то мне.

Брожу один в сиреневом сиянье

По узкой тропке, вьющейся ужом.

Деревья в серебристом одеянье

Встают передо мною миражом,

Покров земной метелями разглажен,

Над ним куда-то катится луна,

И я любуюсь сказочным пейзажем,

Написанным в сиреневых тонах.

Морозец лёгкий щиплет нос и уши,

А свежий воздух, проникая в грудь,

Бальзамом жизни заполняет душу

И вытесняет будничную муть.

Все, у кого ни дня нет, ни просвета,

И кажется, что дальше жить невмочь,

Друзья мои, прислушайтесь к совету:

Попробуйте пройтись в такую ночь!

* * *

Я по жизни легко, будто странник, иду

Только с тем, что положишь в карманы,

Обходя стороной злую выгоду-мзду,

И доволен судьбой, как ни странно.

Мне друзья говорят: «Ухвати, изловчись»,

Да и близкие на ухо — то же.

Я ж стараюсь прожить Богом данную жизнь,

Как он сам мне на душу положит.

Жизни большая часть у меня позади,

Дважды бездну я видел у края,

Потому и блюду: «Не убий, не кради!»

И у друга жены не желаю.

А когда я уйду за черту, под чертог,

Над которым, как водится, крестик,

То наследники ахнут, увидев итог:

Ничего не сберёг, кроме чести.

* * *

Не знаю, божий промысел иль чудо,

Но с нашей церкви не снимали крест.

А может, просто не нашлось Иуды

В селеньях, расположенных окрест.

И всё-таки безверья злое семя

Дало ростки духовной пустоты.

И вот уже не комиссар, а время

С церквей роняет ржавые кресты.

А мы проходим равнодушно мимо

Или бежим куда-то впопыхах,

Хотя давно уже необходимо,

Встав на колени, каяться в грехах.

За то, что, покрывая души срамом

(В дозволившие верить времена),

Не сберегли намоленные храмы,

От прадедов доставшиеся нам.

Да что там храмы! Даже и погосты,

Где завершатся каждого пути,

Из-за душевной, видимо, коросты

Мы не спешим в порядок привести.

Ты за грехи нас, Господи, не милуй!

Умрём, со всех сторицею возьми!

Одно прошу: за пращуров могилы,

Пока мы живы, Боже, вразуми.

Хотя б за то, что не нашлось в округе

На злое дело годных подлецов,

Добавь ума за прадедов заслуги

Нам, не достойным памяти отцов.

Знаменитые слепые        

ЛИНА ПО, ИЛИ ПОЛИНА ГОРЕНШТЕЙН

Ребёнок, дерево и дом —

Как лет весомые итоги.

А коль возможности  убоги

И даже дышится с трудом?..

К чему прилаживать талант,

Который, может быть, и ложен?

Прогноз предельно осторожен,

Но к месту — веер или бант.

В застывшей музыке дворца

И какофонии хрущёбы

Творим в мученьях, просто чтобы

Звучали ноты без конца!

Неважно, глина или медь,

Понятно сразу — не халтура.

Танцует каждая фигура…

Так было, есть и будет впредь!

Мастер социалистического реализма Леонид Максимович Леонов, высказываясь о муках творчества и последствиях общения с музами, был предельно краток: «Хорошее искусство  связано с потерей здоровья…» Эти горькие слова в полной мере относятся к Полине Михайловне Горенштейн, которая, поменяв местами слоги в своём имени, изобрела оригинальный псевдоним Лина По. Эта щедро одарённая и глубоко несчастная в личной жизни женщина прославила его сначала сценическими постановками, а затем — уникальным ваянием вслепую. Знаменитый писатель Михаил Михайлович Пришвин отметил: «Она была борцом за достойную жизнь здесь, на земле… Что может быть больше того, чтобы слепая давала свет людям…»

Поленька родилась восемнадцатого января предпоследнего года девятнадцатого века в Екатеринославе на Днепре. В её семье искусство было в почёте. В 14 лет она серьёзно увлеклась хореографией, однако ещё раньше у Полины появилась тяга к стихосложению, а кроме того, обнаружились недюжинные способности к рисованию и ваянию. Вылепленные ею выразительные фигурки животных и людей всегда были полны движения, что поощрялось в студии Шредера. Девочка параллельно занималась рисованием и лепкой, музыкой и танцами. У неё всё получалось, но необходимо было выбрать что-то одно, ведь серьёзная учёба требовала полной самоотдачи. Свои коррективы внесла первая мировая война. Девушка учла трудности момента  и решила, что танцы могут принести достаток. Она сконцентрировалась на занятиях в хореографическом училище Воронкова.

Вскоре на сценических подмостках Мариуполя, Харькова и Киева появляется двадцатилетняя балерина. Однако провинциальный уровень не устраивал обаятельную профессионалку, и через два года она перебирается в Москву, где поступает в Высшие хореографические мастерские. Но страсть к изобразительному искусству вновь даёт о себе знать. Универсалка поступает ещё и в Высшие художественно-технические мастерские на отделение скульптуры. Впрочем, через полгода ВХУТЕМАС пришлось бросить, потому что сил и времени на всё катастрофически не хватало. Снова перспективная студентка предпочла балет.

Через несколько месяцев после похорон великого вождя мирового пролетариата благодаря незаурядным данным и целеустремлённости Полина  с блеском окончила престижное учебное заведение при Большом театре, за три года овладев специальностью режиссёра-постановщика танцев. Получив диплом, она создавала спектакли в разных театрах страны, преподавала и выступала сама. Последующие десять лет были наполнены вдохновенной радостью. Заслуженный успех сопровождал юную приму повсюду. Тогда-то балетмейстеру Божьей милостью и пригодились навыки художника. В непостижимом единении переплетались обе её страсти. Лина По подчас делала карандашные наброски «сложных па» или вылепливала проекты мизансцен, а впоследствии вспоминала: «Я впитывала в себя скульптурную гармонию движущихся полуобнажённых тел!»

Десятилетка сценических триумфов завершилась трагедией. Крайне востребованная артистка внезапно попала в неврологическую больницу Московского научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского с энцефалитом, возникшим на фоне гриппа. Врачей особенно встревожило, что недуг с первых же дней принял неблагоприятное течение. Специалистов беспокоили  опасные симптомы поражения зрительных нервов и амузия, выражавшаяся потерей музыкального слуха и памяти. К счастью, за два года методичного лечения в стационаре удалось частично устранить паралич конечностей и восстановить отдельные двигательные функции. Добиться некоторого улучшения позволили буквально запредельные усилия и напряжение воли, но непроглядная тьма осталась. Лечащий врач Дмитрий Афанасьевич Шамбуров предположил, что можно использовать разнообразные способности Лины По для преодоления вынужденной бездеятельности. Для разработки пальцев и мышц рук профессор вручил пациентке пластилин и дощечку для лепки. Когда пальцы  стали шевелиться, Полинаположила на грудь подарок доктора и начала потихоньку развивать осязательные навыки. На свет появлялись забавные зверушки, радовавшие больных детей. Однажды обездоленная артистка из хлебного мякиша вслепую вылепила мышонка, который получился настолько выразительным, что медицинская сестра испугалась его, словно настоящего. Там же была изваяна первая задумчиво-грустная головка. Узнаваемый автопортрет назвали «Вероника».

Истинным спасением для молодой женщины стало творчество. Мощная личность экс-балерины была унаследована ваятелем в юбке. Осознав, что для жизни в искусстве судьба оставила ей только «внутреннее зрение», она, превозмогая физические страдания, поневоле вкалывала на износ и весь душевный  пыл вкладывала в реализацию единственной доступной ей возможности стать полезным членом общества и сравняться со здоровыми строителями социализма. ЛинаПо верила в конечный успех и была рада быть полезной людям. Покинув больничную койку и с трудом передвигаясь, она стремилась достигнуть высот профессионализма, полюбив лепить ночами, когда засыпал Столешников переулок, а в коммунальной квартире переставали хлопать двери и умолкали голоса соседей. Первое время священнодействовала лёжа, используя в качестве художественного плацдарма небольшую фанерку, а после нивелирования последствий паралича, стала вставать с кровати, чтобы добраться до круглого рабочего столика в углу комнаты. Правда, самозабвенный порыв частенько пресекала острая боль, сопровождаемая  грохотом упавшего костыля. Тогда просыпалась встревоженная Мария Михайловна и бережно укладывала неукротимую сестру. 

Упорная миниатюристка с наклонностями трудоголика очень сердилась, если её отвлекали. Пальцами одной руки слепая целенаправленно и вполне осознанно мяла глину, крохотным и острым ноготком мизинца отделывая мелкие детали, а другой рукой контролировала таинство созидания. Увлекательная и сугубо  профессиональная работа велась снизу вверх. Спустя  несколько месяцев на заветной полочке стояли авторские статуэтки нескольких изящных балерин, «Плачущая девушка» и «Юный скрипач», а также эскизный  портрет племянника Ромы. На них приходили посмотреть друзья и коллеги по ремеслу.

Важно отметить, что в силу редких особенностей психофизиологических механизмов компенсации слепоты Полина Михайловна обладала особой эйдетической памятью. Она мысленным взором как бы разглядывала представляемые образы, не действовавшие в данный момент на зрительные  анализаторы, и могла воспроизвести отсутствующие предметы, продолжая воспринимать их в полной сохранности. Сама Лина По в частной беседе рассказала, что её «скульптуры рождались двояким образом». Замыслы одних вынашивались месяцами, возникая под влиянием прослушанных книг или музыки. Она начинала мысленно формировать задуманных персонажей из воображаемой глины, чтобы потом повторить их уже в материале. Случались и мгновенные озарения, когда очень яркие сюжеты её сновидений продолжали устойчиво существовать в сознании даже  после пробуждения. Наутро слепой виртуозке оставалось лишь воссоздать в реальности картинку полностью готового произведения. Здесь был возможен единственный поспешный сеанс, уникальная мастерица уже больше не возвращалась к мимолётным впечатлениям.

Лина По постоянно совершенствовала мастерство, тщательно обследовала эталонные экспонаты, прося искусствоведов  или сведущих сопровождающих объяснять их достоинства  и особенности. Меньше чем через год после выписки из клиники в её жизни произошло «эпохальное» событие. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина была открыта первая скромная выставка её произведений, часть которых хранится в тамошних запасниках  и поныне. Об удачном дебюте заговорила пресса, что и отразилось на дальнейшей судьбе даровитой художницы, которая была по-настоящему счастлива!

В феврале 1937 года окрылённая первыми успехами Лина По впервые взялась за восьмифигурную композицию, а в мае «Танцевальная сюита», в которой переплелись классическая и народная хореография, была закончена. Лауреат Государственной премии СССР Сосланбек Дафаевич Тавасиев говорил: «Вещь камерная, но сколько в ней монументальности! Когда я смотрю на неё, зависть берёт: как профессионально, мастерски сделана!» Надо заметить, что и современным зрителям по-прежнему доставляют истинное эстетическое удовольствие ювелирно прописанные детали, застывшая экспрессия и позиционное разнообразие. Удивляет, что при круговом обзоре открываются всё новые пластические аспекты, а от изменения освещённости, в игре бликов вдруг обнаруживаются ранее скрытые тонкости, к тому же  под любым углом зрения сохраняется цельность восприятия.

Ведущую роль в скульптурной поэме, прославлявшей «живую красоту», играла «Вакханка». В ней уже намечалась волшебная энергетика  будущих статуэток уникального мастера. Казалось, что вот-вот молодая женщина взмахнёт «крылатыми» руками, оторвётся от земли и перейдёт в свободный полёт. Это ощущение движения умножалось «стремительным» наклоном гибкого тела, связанным с плинтом единственной точкой опоры.

Как известно, свою самую знаменитую изящную балерину азартная женщина создавала вдохновенно и самозабвенно, ночь напролёт, а утром предупредила посетительницу: «Осторожно, не заденьте мою «свеженькую» работу. Кстати, как она вам нравится?» Увы, тут же выяснилось, что Лина По перепутала явь и сон, но весь осязательный процесс был настолько памятен, что она довольно быстро в реальности воссоздала приснившийся «Прыжок». В 1938 году мини-шедевр был показан на Выставке живописи, графики и скульптуры, посвящённой Международному коммунистическому женскому дню.

Газета «Советское искусство» от двадцать четвёртого  мая сообщала, что последнее заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее состоялось на квартире скульптора Лины По. Было решено приобрести три её работы: «Мальчик со змеем», «Негритёнок» и «Прыжок». Необходимо подчеркнуть, что уважаемые специалисты причислили «Летящую танцовщицу» к лучшим произведениям пластики малых форм. В дирекции  к ней относились чрезвычайно бережно и отказывались предоставлять эту хрупкую миниатюру сторонним организациям для демонстрации за пределами музея. Когда вскоре после Великой Победы Московский Союз советских художников устраивал персональную выставку скульптуры Лины По, для юбилейной экспозиции в Центральном Доме работников искусств бывшей балерине даже пришлось по памяти лепить авторскую копию, во многом превосходившую оригинал. Кстати, народный артист Советского Союза Соломон Михайлович Михоэлс в книге отзывов написал: «Талант всегда зрячий!»

Разумеется, порой деятельная одухотворённость угасала и сменялась бесплодным унынием. Тогда «глубокой инвалидке» была чрезвычайно нужна помощь и моральная поддержка. Этой надёжной опорой стал замечательный художник Михаил Васильевич Нестеров, который был крайне придирчив к себе и другим. Скромная дебютантка очень волновалась, показывая ему свои авторские статуэтки. Мастер сразу почувствовал артистизм её натуры, быстрый и глубокий ум. Его удивила экспрессия, выраженная в пока недостаточно профессиональных опытах дилетантки. Уходя, чтобы потом ещё не раз вернуться, он уверенно заявил: «Вы будете скульптором!» О достижениях начинающей ваятельницы тепло отзывался вернувшийся из-за рубежа Сергей Тимофеевич Конёнков. Возможно, сближению способствовал и общий интерес к образу гениального скрипача, ведь мэтр, так же как и слепая подвижница, создал скульптурный портрет «Паганини». Сергей Дмитриевич Меркуров, отливший посмертную маску Ленина, не скрывал восторга: «Поражает буквально всё, а  портреты исторических личностей — так те просто потрясают. Слепая лепит бюсты людей, которых не видела глазами, а что удивительнее всего, они жизненны, характерны, типичны и похожи. Мы находим в них то, чего требует строгий критик от подлинного искусства…»

Вначале произведения были сравнительно небольшими, но затем размеры стали постепенно приближаться к натуральным параметрам. Почти полуметровый  бюст Пушкина, отлично передающий его настроение, хранится в Санкт-Петербургской квартире-музее поэта. Оказывается, он создавался мучительно долго. Первоначальные представления Полины Михайловны о внешнем облике Александра Сергеевича сформировались, в основном, благодаря его прижизненным портретам кисти  Василия Андреевича Тропинина и Ореста Адамовича Кипренского, а кроме того, по хрестоматийному монументу  Александра Михайловича Опекушина. Далеко не сразу удалось отыскать истоки личной драмы пронзительного лирика, вдумчивого историка и любящего супруга с африканским темпераментом. Суть понимания концепции будущей скульптуры таилась в глубинах авторской словесности. За пару лет задиристый и требовательный «натурщик», по крайней мере, восемь раз прорывался в сновидения исследовательницы неведомого. Вместе с барельефным отпечатком лица погибшего гения это позволяло корректировать принципиальные детали.

Однажды Лина По призналась: «Образ  Чехова пришёл мне ночью во сне, пришёл ярко, зримо, трёхмерно… Я сразу почувствовала все размеры в пальцах!» Она тут же взялась за глину, воспринимая представляемый объект с помощью сразу нескольких органов чувств: одновременно видя объёмное изображение и ощущая чёткие осязательные пропорции. Самое удивительное то, что ослепшей танцовщице раньше никогда не попадались фотографии Антоши Чехонте, а соответствующих памятников ещё не существовало. Выходит, портрет писателя был просто сочинён и непроизвольным усилием воли фантазия закреплена в сознании. Чтобы убедиться во внешнем  сходстве бюста с прототипом, она пригласила «на смотрины» Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову. Увидев узнаваемое лицо молодого Антона Павловича, растроганная вдова от умиления даже всплакнула.

В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. Этому предшествовала занятная история. Узнав, что автор скульптурных произведений ничего не видит, в это просто не поверили и отправили к ней весьма представительную «искусствоведческую тройку». Впоследствии сестра Лины По вспоминала: «Незадолго до прихода комиссии Полина как раз закончила «Кармен». Именитым гостям эта работа очень понравилась, но ведь надо убедиться в том, что такое может сотворить абсолютно слепая. Тактичный предлог для проверки нашёл живописец Борис Яковлев: «Ваша испанка, — сказал он, — очень хороша. Но мне кажется, будь у неё веер, стала бы ещё лучше…» Испытуемая взяла пластилин и быстрыми точными движениями вылепила раскрытый аксессуар, который тут же, улыбаясь, вставила в правую руку своей танцовщицы. Последние сомнения сразу развеялись…»

Во время Великой Отечественной войны Полина Горенштейн как ценный кадр  была эвакуирована в Уфу. Там она плела маскировочные сети для танков и продолжала лепить выразительные скульптуры. Болезнь часто обострялась, мешая работать, но вопреки  тяготам появлялись вдохновенные произведения, воспевающие подвиг солдата и самоотверженный труд в тылу. Проживая с любимой сестрой в малюсенькой комнатке  в доме на улице Карла Маркса, Лина По осваивала непривычную для неё методику. Сначала она внимательно ощупывала лицо модели, а потом ваяла «наизусть». Наиболее известным произведением того периода оказалось «Возвращённое детство», или «Удочерённая». Ей часто позировала солистка ансамбля песни и пляски республиканской филармонии Магинур Бикбова. Эта обаятельная девушка увековечена в композиции «Башкирский танец с кумысом». Вообще, кудесница малых форм любила разрабатывать национальные мотивы, что подтверждают типичные персонажи в татарском и грузинском костюмах. Кроме всего прочего, художница занималась изготовлением «театральных» кукол. Используя ткань и кружево, бисер и стеклярус, добивалась яркой выразительности и цветовой гармонии. Несомненно, «Клоун», «Петрушка» и «Негр» входят в «Золотой фонд» прикладного искусства.

Президент Всероссийского общества слепых Александр Яковлевич Неумывакин в своём интервью «История и современность» уделил внимание творческому наследию Лины По, имеющему мировое значение: «Необходимо упомянуть о мемориальном зале Полины Михайловны Горенштейн, который находится на третьем этаже КСРК ВОС. Хотя отдельные скульптуры ослепшей балерины хранятся даже в Третьяковской галерее, именно в Центральном  музее ВОС имени Бориса Владимировича Зимина на улице Куусинена сосредоточена крупнейшая коллекция её миниатюрных шедевров. Пусть эта выставка повлечёт за собой создание подобных экспозиций, посвящённых многим талантливым людям из числа незрячих граждан России!»

Несколько лет продолжалось формирование коллекции. В том, что она доступна для осмотра, большая заслуга незрячих ветеранов, которые с завидным упорством уговаривали сестёр Полины Михайловны Горенштейн передать её авторские статуэтки на постоянную выставку с условием их демонстрации в отдельном помещении. Часть скульптур была испорчена, поэтому торжественному открытию экспозиции в марте 2006 года предшествовала большая работа Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря. В конце концов, благодаря общим усилиям долгожданная цель была достигнута.

Художник Алексей Егорович Кошелев, восхищаясь атмосферой доброжелательности, царившей в ходе оформительских мероприятий, высказался очень эмоционально: «Действительно, пластика работ просто потрясает. Вот Лина По преодолела болезнь, смогла прожить умно и красиво. Рядом оказались интересные сильные люди, которые помогли…»

Всего дюжина лет была отпущена на творческий марафон, но тяжкий и кропотливый труд принёс потрясающие результаты, ведь создано больше сотни чрезвычайно оптимистичных и жизнеутверждающих произведений. Такое внушительное достижение не всякому зрячему мастеру по плечу. К сожалению, болезни не оставляли в покое ослабленный организм. К старым недугам прибавлялись новые. В конце 1948 года пришлось согласиться на операцию. Известный столичный профессор Георгий Моисеевич Александров сделал всё возможное… Увы, двадцать шестого ноября Полина Михайловна Горенштейн скончалась и была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Интересно, что незадолго до смерти виртуозка малых форм стала чуть-чуть видеть, в одном  глазу появилось крохотное «оконце». Однако, как ни странно, созидательному процессу оно только мешало. Тогда Лина По стала надевать «непроглядную» повязку и по-прежнему лепила вслепую, чтобы в двадцать первом веке мы с трепетом смогли прикоснуться к трогательному искусству. Этого небольшого улучшения зрения добился выдающийся офтальмолог Владимир Петрович Филатов, который не раз специально приезжал из Одессы, а когда страдалица умерла, академик написал проникновенный «Реквием»:

«Угас мой друг! Разбит сосуд хрустальный!

Жизнь унесла осенняя гроза.

И ты стоишь, бессильный и печальный.

И горькая в очах дрожит слеза…»

Владимир Бухтияров