Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

К 90-летию ВОС

КАК ЭТО БЫЛО

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Говоря о развитии производства, нельзя не остановиться ещё на некоторых аспектах многогранной деятельности Всероссийского общества слепых, казалось бы, никакого отношения к нему не имеющих. Но это только на первый взгляд. Если же посмотреть внимательнее, то станут вполне понятны их роль и значение  для наших предприятий.

Все достижения ВОС были бы невозможны без таланта и трудолюбия десятков тысяч руководителей, специалистов, рабочих. Но давайте скажем откровенно, не всегда этого достаточно. Успех приходит к людям компетентным,  обладающим необходимыми знаниями, навыками.

Уже на ранних стадиях перед Обществом встала непростая проблема подготовки кадров. Ведь кроме желания и энтузиазма в деле нужен и профессионализм. А ещё —   понимание специфических задач, стоящих перед ВОС. К сожалению, ни одно учебное заведение таких специалистов не готовит. С годами положение всё обострялось, особенно когда масштабы работы значительно возросли. Вряд ли кто возьмётся отрицать истину, что кадры решают всё. В сложившейся ситуации выход был один: самим организовать такую учёбу.

Поначалу она ограничивалась курсами  с  занятиями по отдельным предметам и  в арендованных помещениях. Но жизнь выдвинула жёсткое требование: необходима  постоянно функционирующая система  подготовки кадров. Центральное правление принимает решение о создании Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов и строительстве предназначенного для него здания.

Институт был открыт в 1959 году в посёлке Быково Московской области. Много сил в его развитие вложил Ф. Бердников, долгие годы руководивший им. Обучение в Институте прошли тысячи работников ВОС, а также представители обществ слепых союзных республик. Всем им предоставлялось жильё и питание.

 Программа обучения охватывала широкий спектр вопросов, среди них — социальная реабилитация,   материально-техническое обеспечение производства, его планирование и учёт, управленческое, организационное, кадровое и культурно-массовое направления. На регулярно проводившихся научно-практических конференциях шёл широкий обмен  опытом между слушателями. Учебной работой успешно занимался В. Капустин.

Сложился и коллектив преподавателей, среди которых — Б. Коган, А. Рабкин, В. Скляренко, Э. Соболева, В. Черепов, И. Язвина и другие. Частыми были встречи слушателей с руководством Центрального правления и ведущими специалистами структурных подразделений.

К середине 70-х годов обозначилась ещё одна важная проблема. Руководящие работники ряда правлений и предприятий, среди которых было много ветеранов Отечественной войны, достигли пенсионного возраста. Кто придёт им на смену? В 1978 году в Институте  создаётся факультет организаторов промышленного производства, который должен был готовить резерв руководящих кадров из числа незрячих членов ВОС, имеющих высшее образование.

Начиналось всё с комплектования учебных групп на основе направлений  с мест. Ну, а потом наступали будни — лекции и семинары, деловые игры, разбор конкретных производственных ситуаций, тренинги и рефераты, занятия в библиотеке, лабораториях, на УПП и государственных заводах. На постоянно действовавшей выставке, в создание которой немало сил вложили директор Центрального дома культуры А. Важенков и сотрудники Центрального правления во главе с В. Жабиным,  слушатели знакомились с выпускаемыми нашими предприятиями изделиями, изучали представленные там образцы производственной тифлотехники. В течение учебного года они дважды проходили стажировку на УПП. Первая была на уровне начальника цеха, вторая — на  уровне руководства предприятием: директора или его заместителя.

Обучение завершалось написанием выпускной работы с обязательными предложениями по совершенствованию деятельности базовых предприятий, многие из которых внедрялись в практику. Защита проходила перед назначаемой Центральным правлением комиссией. Вспоминается, как волновались слушатели,  получая из рук председателя Центрального правления Б. Зимина удостоверение  выпускника.

Почти две сотни работников правлений и предприятий прошли обучение на факультете. Для многих из них этоявилось естественной ступенью продвижения по службе. Например, Л. Абрамова была избрана вице-президентом Общества,   В. Асташёв, И. Добросердов, Б. Минеев, В. Мысляев, В. Перхоров, Н. Поклад —  председателями региональных организаций. Среди сотрудников правлений  тоже немало выпускников факультета.  Директорами предприятий стали Ю. Андрейченко, П. Воропаев, А. Дорофеев, В. Козлов, Е. Кушарев, И. Мазуренко, Л. Овтин. Возглавил отдел социальной реабилитации в ЦП А. Шкляев, позднее он преподавал в Институте, написал несколько книг по социальной реабилитации инвалидов. Р. Каржикян  руководил коллективом  специализированного магазина «Рассвет».  Конечно,  не всем выпускникам удавалось сразу сделать  карьеру, некоторые   продолжили работать  начальниками цехов, мастерами, инженерами, преподавателями, юристами, заведующими клубами, а некоторые — рабочими,  оставаясь при этом  резервом руководящих кадров для ВОС.

На базе Института регулярно проводились и краткосрочные семинары по актуальной проблематике для различных категорий  специалистов: председателей и секретарей первичных организаций, инструкторов по организационной, культурно-просветительной работе, сотрудников домов культуры и клубов.

В 1987 году Институт переехал в Москву, в Дом просвещения. Позднее, в 2000 году, на его  базе совместно с главным центром компьютерных технологий ВОС был создан Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», ставший ведущим  учреждением Общества в области комплексной реабилитации инвалидов по зрению,  научно-методической работы и информационных технологий.

Информационную  поддержку в те годы оказывали Обществу  журналы «Наша жизнь» и  «Призыв», много лет возглавляемые Е. Агеевым и  ветераном Отечественной войны М. Биренбаумом. Они регулярно публиковали статьи по производственной тематике, рассказывали о передовиках и новаторах.

Слова благодарности нужно сказать также людям, непосредственно не участвовавшим в технологическом процессе, тем, кто не стоял у станка, чей труд не измерялся количеством собранных изделий, но кто, занимаясь организационной работой, реабилитацией, социальным обслуживанием, досугом,   вместе с трудовыми коллективами развивал и укреплял производственно-экономическую базу Общества.

                                                        А. Язвина, Л. Либман

В ПРАВЛЕНИЯХ И МЕСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Путь длиной в 80 лет

К юбилею МО ВОС минусинцы стали готовится с начала года. А как же иначе? 80 лет — дата солидная. И вот все хлопоты позади. На праздник приехали восовцы, проживающие на территории семи административных районов, а это  площадь небольшого государства. Вместе с ними начальники районных отделов соцзащиты, замглавы администрации города,  прибыли гости из соседней Хакасии, председатель красноярской РО ВОС В.И. Прудкова и другие официальные лица.

Экскурс в прошлое своей организации начал председатель А.Е. Евтифеев. Минусинск расположен на юге Красноярского края. Чтобы добраться до краевого центра,  необходимо преодолеть почти 450 километров. Впрочем, по сибирским меркам, это не так уж много. Он был основан казаками в 1737 году. В начале ХХ века в Минусинске проживали чуть больше 2000 человек, а сколько среди них было слепых, никто не считал. «Тёмным людям»  —  так называли в Сибири людей, лишённых зрения, — жилось, ой, как не сладко! Одни ходили с поводырём, просили милостыню по дворам, пели на базаре, с протянутой рукой стояли на паперти. Лишь единицы занимались каким-либо ремеслом — шорничали, вырезали деревянные ложки, из бересты делали туески. Легенда гласила, что один казак, которому в бою саблей выхлестнули глаза, так наловчился ловить в Енисее рыбу, что кормил всю семью. Но таких были единицы.  

Шёл 1933 год. Восемь лет назад в стране уже было создано Всероссийское общество слепых. Имелась  и неплохо работала ячейка ВОС и в Красноярске, при которой была открыта мастерская, где работали незрячие  люди. А в Минусинске всё оставалось по-старому. Но однажды служивший при храме слепой монах Иван Семёновский побывал в Красноярске, и, узнав об Обществе слепых, отправился туда,  побеседовал с трудившимися в нём такими же, как он сам, людьми. Домой вернулся с твёрдым решением: организовать ячейку ВОС и в своём городе.

В горкоме КПСС, куда обратился Иван, его идею горячо поддержали, и уже к концу лета  на углу улиц Мартьянова и Пушкина был выделен дом, в котором разместилась созданная им ячейка слепых. Вначале она состояла из десяти членов ВОС. Председателем её стал Иван Семёновский. На собрания и мероприятия они собирались вместе с членами своих семей. Долго думали, чем бы заняться, чтобы самим зарабатывать деньги. И придумали: будем варить квас и продавать его на базаре. Для открытия  дела нужны средства, а их не было. Часть денег собрали привычным способом, а ещё помогла церковь. Квасной цех они открыли в подвале дома, где находилась их организация. В работе слепым помогали жёны и дети. Прибыль небольшая, но они были счастливы.  

О создании ячейки Семёновский сообщил в Москву, и в 1934 году из Томска в Минусинск на должность председателя организации ВОС был направлен только что окончивший Томский университет незрячий Фёдор Михайлович Санаров. В Сибири в те годы шла коллективизация. Страшась раскулачивания, зажиточные мужики искали разные лазейки. Несколько таких семей, у которых были незрячие родственники, предложили им свои услуги по совместной обработке земли. Это было выгодно, так как у них был свой сельхозинвентарь — плуги, сеялки,  гужевой транспорт. И вот вместе со зрячими слепые стали сеять рожь, пшеницу, овёс. Таким образом, восовцы не только обеспечивали себя хлебом, но и излишки своей части дохода продавали на рынке.

Прослышав, что в Минусинске слепые живут своим трудом, незрячие из деревень стали приезжать и вступать в члены ВОС. Ячейка понемногу росла. Вскоре у них уже была своя конюшня, в которой находилось семь лошадей, на них  они пахали, сеяли, заготавливали дрова и сено, выполняли всю  необходимую для жизнедеятельности коллектива работу, связанную с перевозкой груза. Возникающие вопросы решали на общем  собрании, а заработанную прибыль вкладывали в неуклонно развивающееся производство. К концу 1939 года в ячейке состояли более тридцати незрячих членов ВОС. Работало шесть производственных бригад. Они валяли валенки, делали половые щётки. Члены передовой бригады — совершенно слепые  Егор Догадин, Архип Москвин и братья Николай и Григорий Соболевы — вили верёвку, причём отделывали её так, что она казалась шёлковой и пользовалась у населения огромным спросом. На них старались равняться все остальные рабочие. Прямо под открытым небом заработал ткацкий цех — ткали мешковину, из которой затем вручную шили мешки.  

В ячейке во главе с Фёдором Санаровым впервые было избранно бюро, в его состав вошли самые активные и уважаемые члены ВОС. К этому времени организация имела хорошее помещение, где находилась контора и два общежития — женское и мужское. Там же разместился и красный уголок. Обязанности секретаря и казначея выполнял Иван Семёновский. Ф.М.  Санаров был хорошим организатором,  пользовался среди членов ВОС и у руководства администрации города большим авторитетом, и когда в 1939 году на производственной базе Общества слепых было решено организовать Минусинский горпромкомбинат, он стал его директором. К уже существующим производственным профилям прибавились сапожная мастерская, цех по шитью недоуздков и шлей, матрасный и бондарный цеха.  Вдвое увеличились швейный и пимокатный цеха. Территория комбината теперь занимала целый квартал между улицами Пушкина и Мира. Но слепые не жили лишь работой, они принимали участие во всех городских мероприятиях, посещали драмтеатр, ходили на митинги. В ячейке имелась своя комсомольская организация, в которой состояли четырнадцать человек, именно они и были заводилами всех развлекательных мероприятий. Вечерами в красном уголке работал ликбез, где слепые  учились читать и писать по  Брайлю, учителем был сам председатель. Проводили вечера отдыха, пели, танцевали.

Всё изменилось  с  началом  войны.  Комбинат перешёл на двухсменную работу. Как и весь народ, незрячие стали трудиться для фронта. Кроме так необходимых солдатам валенок, из отходов верёвочного сырья стали вязать варежки, тёплые носки и чуни. Работали много, а жили впроголодь. Дневная  норма хлеба на иждивенца составляла двести граммов, а для рабочего — четыреста. Летом ели всё, что росло: лебеду, крапиву и другие растения. Но, несмотря на все невзгоды, трудились не покладая рук, стараясь внести в борьбу с врагом и свой вклад. На посту директора горпромкомбината и председателя бюро ячейки ВОС Санаров проработал до 1953 года. После его ухода всё разладилось, с комбината слепых потихоньку стали вытеснять и заменять зрячими, да и с председателями бюро как-то  не везло, они долго не задерживались, хотя каждый старался работать, как мог.  К 1960 году из 80 членов ВОС работающих незрячих на комбинате оставалось лишь шестеро, а желающих трудиться было много.  Кроме того, помещение, где  находилась первичная организация, забрали. Приходилось ютиться в бывшей конюшне, в десятиметровой избушке с низким потолком.

Нужно было срочно что-то предпринимать, и восовцы приняли решение: ходатайствовать перед Красноярским краевым правлением и ЦП ВОС об открытии  у них филиала от Абаканского УПП и возвращении ранее принадлежавшего первичной организации  дома.  Просьба минусинцев была удовлетворена: филиал  открыли, а первичная справила новоселье. Снова заработали верёвочный цех, шерстобитка. Для ликероводочного завода начали сбивать и ремонтировать ящики.  Условия труда были нелёгкими. Лишь  люди, вязавшие хозяйственную сетку на дому, чувствовали себя комфортно. Всего трудились около сорока человек, руководил филиалом инвалид по зрению П.Г. Чмыхало. А ещё через три года для членов ВОС был выстроен восьмиквартирный жилой дом.  Деятельность в первичной оживилась, вновь заработали кружки художественной самодеятельности, восовцы играли в шахматы, шашки, домино, открылась библиотека-передвижка.

В 1966 году председателем бюро ПО ВОС был избран П.С. Гладков. Он, как говорится, верой и правдой прослужил на этом посту тридцать лет. Во время его деятельности началось укрупнение первичной. В прилегающих к Минусинску административных районах, таких как Шушенский, Ермаковский, Краснотуранский, открылись восовские группы. Организация быстро росла. К концу 60-х годов филиал закрыли, а желающие работать переехали в Абакан.

ВОС в те годы было очень богатой организацией. Финансировало первичные Центральное правление. О средствах для проведения различных культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий, связанных с реабилитацией инвалидов по зрению, а также оказания нуждающимся  материальной помощи,  у председателя голова не болела. Лишённые зрения люди чувствовали себя защищёнными. Всё рухнуло с распадом СССР. Последнее десятилетие ХХ века превратилось для ТПО в настоящий экзамен на выживание. Чтобы изыскать хоть какие-то средства к существованию, незрячие были вынуждены опять превратиться в попрошаек. Для этого были все средства хороши. И они выжили! Понемногу работа с инвалидами стала меняться и в администрациях районов. Несмотря на то, что жизнь круто изменилась, восовцы  шли в свою первичную, где сложившиеся годами традиции гостеприимства и дружеские отношения оставались прежними.  Количество членов ВОС продолжало увеличиваться.  Сегодня в Минусинской МО ВОС состоят на учёте более 400 человек. Работает филиал краевой спецбиблиотеки. Проводятся различные конкурсы, выставки садоводов, экскурсии. Члены ВОС принимают участие в «КИСИ». Свой 80-летний юбилей восовцы Минусинска отметили ярким, надолго запомнившимся  праздником. Награды, подарки от разных организаций  в этот день щедро сыпались на её активистов. С великолепным концертом выступил казачий ансамбль «Лад». Богатый стол накрыли работники соцзащиты города. Шутки, песни, танцы звучали довольно долго. Уставший, но довольный председатель бюро Анатолий Евграфович Евтифеев, выслушавший в свой адрес и в адрес ТПО массу благодарственных слов и поздравлений, провожая своих довольных гостей, думал: «Кажется, праздник удался! А вскоре нужно будет начинать подготовку к другому юбилею — 90-летию Всероссийского общества слепых».

                                                                 Нина Зайцева

Дебют

Интервью, подготовленное Вероникой Филипповой из Пятигорска, её первая работа для нашего журнала. Вот что она сообщила о себе: «Мне 33 года, родилась  в городе Балаково Саратовской области. После того как в раннем детстве мне поставили диагноз врождённая катаракта обоих глаз, родители переехали в Георгиевск Ставропольского края, где я окончила девятилетнюю  школу для слабовидящих детей, а также музыкальную. Чтобы я смогла  получить полное среднее образование, семья переселилась в Пятигорск. Здесь  меня согласились принять в общеобразовательную школу № 21, которую я с успехом окончила и поступила в Пятигорский аграрный колледж на факультет правоведения. Потом был юридический факультет Северо-Кавказского Государственного технического университета. Окончила его в 2007-м. Однако работу по специальности найти не смогла, устроилась на УПП Кисловодска, собирала  на дому скоросшиватели. Хватило меня на один год, потом поняла, что хочу что-то ещё.  Поступила на психологический факультет Пятигорского филиала Российского Социального Государственного университета. Проучилась три с половиной года и вынуждена была уйти, так как полностью потеряла зрение. Потом восстановилась, институт окончила в 2010-м. Но навыка ориентировки не было, по сути, жизнь начала с  чистого листа. Во время учёбы в институте работала в кабинете для людей с ограниченным зрением при Центральной библиотеке, кроме того, в МО ВОС  была групоргом. Очень много для меня сделала председатель В. Баталова.

Сейчас занимаюсь обработкой текстов, помогаю студентам делать контрольные по гуманитарным дисциплинам, а ещё являюсь с недавних пор внештатным корреспондентом  газеты «Пятигорская правда».  Хочу стать журналистом.

Я замужем, мой муж  слабовидящий. Он-то и обучает меня ориентировке, а также компьютерной грамоте. По жизни нам обоим помогают родители».

Ряды внештатных авторов журнала пополнились, чему мы очень рады. Надеемся, что упорная работа над фактом и словом позволит Веронике «отточить перо». Приглашаем к сотрудничеству и других восовцев, особенно молодых, желающих попробовать себя в журналистике. Не беда, что не сразу всё получится. Журнал «Наша жизнь» — единственное издание в России,  которое при наличии у автора «искры божьей» поможет ей «разгореться в пламя».

ХОЧУ, ЧТОБ ГОРОД

БЫЛ КОМФОРТНЫМ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Главная достопримечательность Пятигорска — минеральные источники. Об их  пользе    ещё тысячу лет назад писал  знаменитый Авиценна в своём труде «Канон врачебной науки»: «...вода железистая лечит кровь и селезёнку, вода медная останавливает кровотечение, морская солёная вызывает послабления кишечника». Со всех концов  страны едут в Пятигорск люди, чтобы восстановить своё здоровье. Известен город ещё и тем, что  здесь  расположен  специализированный санаторий «Машук», оказывающий лечебные услуги инвалидам. А как живут незрячие в этом курортном  центре?

На мои вопросы отвечает председатель местной организации ВОС Валентина Николаевна Баталова. Педагог дошкольного образования, она уже 12 лет руководит этим коллективом. В прошлом году МО отметила 60-летие. Первым председателем был Анатолий Фёдорович Вятютнев. Сейчас здесь на учёте 260 человек.

— Валентина Николаевна,  скажите, пожалуйста, какие задачи Вы ставите перед собой, руководя восовским коллективом?

— Самая главная наша задача, как и во всех местных организациях, — это реабилитация инвалидов по зрению,  помощь в адаптации к повседневной жизни.   Стараемся сделать так, чтобы  люди не сидели в одиночестве у себя дома. Шли бы с удовольствием в организацию, зная, что их здесь поймут, поддержат, а они смогут найти занятие по  душе, пообщаться,  подружиться. Если им будет у нас комфортно, интересно, то и другие незрячие, которые пока  не хотят вступать в ВОС, придут к нам.

— Что конкретно вы предлагаете восовцам?

— У нас традиционно развито культурно-спортивное направление. Мы  часто ходим в местный театр Музыкальной комедии, городскую филармонию, кинотеатр «Космос». Билеты  нам предоставляют бесплатно.

Проводим экскурсии по городам Кавказских Минеральных Вод, другим знаменитым местам региона, совершаем пешие походы в горы. Экскурсионное бюро выделяет нам опытного экскурсовода. Члены МО принимают активное участие в  городских и краевых спартакиадах,   занимаются шахматами, шашками, армрестлингом.  Хорошие творческие отношения сложились у нас с коллективами художественной самодеятельности города, очень часто к нам с концертами приезжают детские танцевальные и вокальные ансамбли, Казачий хор и отдельные талантливые солисты. В свою очередь, наши активисты  выступают на городских и краевых творческих мероприятиях.

МО участвовала в конкурсе «Мой Пятигорск» с проектом «Равные возможности: автоматизированное рабочее место для людей с нарушением зрения».  В настоящее время совместно с Ессентукским  профессиональным училищем для инвалидов организованы курсы по обучению работе на ПК людей с ограничением зрения. Данное обучение является лицензированным, выпускники получают свидетельство.

Проводим регулярные встречи с представителями  почти всех властных структур города. Все они, помимо того, что дают общую информацию, отвечают на вопросы, интересующие незрячих. На базе местной организации  создана общественная приёмная, в которой можно проконсультироваться по самым разным направлениях законодательства. Здесь также оказывают психологическую помощь незрячим, родителям детей-инвалидов.

По просьбе членов ВОС мы наладили отношения с  православной церковью. Уже в течение четырёх лет к нам в организацию приходят священники. После бесед люди могут заказать молебны, поговорить о сокровенном, облегчить душу. Вера делает людей добрее,  помогает  справиться с агрессией, простить  обиду.

— А если человек, потерявший   зрение, захочет приобрести навыки самообслуживания, вы поможете ему в этом?

— Для этого в  стране существуют специальные реабилитационные центры, куда мы можем направить на обучение. В местной же организации  профессиональных реабилитологов нет. Но есть хорошо адаптированные восовцы, которые вполне способны помочь товарищам по несчастью освоить Брайль,   бытовые навыки и научиться самостоятельно ходить по некоторым маршрутам.  У нас   есть  кружок «Помоги себе сам».

— Валентина Николаевна,  много ли молодых инвалидов в коллективе, которые занимают активную жизненную позицию, и помогают Вам?

— В организации молодых людей не так и много. Как правило, они учатся или работают.  Конечно, хорошо, что они стремятся к знаниям. Но как педагог, считаю, что им не хватает активности и уверенности в своих собственных силах.  Хотелось, чтоб они  участвовали в жизни коллектива, предлагали что-нибудь новое. Приведу только один пример. Марина Сидоренко  освоила макраме. Сейчас не только дарит свои изделия близким и друзьям, но и представляет коллектив на выставках рукоделия и художественного творчества. Ей почётно и нам тоже.

— Всем известно, что успешность адаптации во многом зависит и оттого,  насколько в городе учитываются   потребности инвалидов. Имеется в виду доступность зданий социального и культурного назначения, удобство транспорта, обустройство улиц. Знаю, что в апреле телеканал РБК  составил  рейтинг самых доступных городов для людей с инвалидностью. Он основывался  на отзывах экспертов, опрошенных каналом.  Наш Пятигорск  вошёл в группу городов-лидеров наряду с Москвой, Сочи, Санкт-Петербургом, Владивостоком, Екатеринбургом, Саратовом и Красноярском.
 Что Вы можете сказать по этому поводу?

 — У нас  действует муниципальная целевая программа «Доступная среда в городе-курорте Пятигорске на 2013 — 2016 годы», которая в итоге позволит создать  комфортные условия для маломобильных групп населения. Сегодня многое начинает меняться. Власти города обращают внимание на эти вопросы, формируются карты доступности, реализуются программы по созданию безбарьерной среды,  реконструируются здания и сооружения, устанавливаются подходы к ним. По крайней мере, почти все  тротуары в курортном центре выровнены.

— Каким образом МО ВОС  доводит до сведения местной власти свои проблемы по  доступной среде?

— Большая  роль в популяризации жизни инвалидов принадлежит местному телевидению. Корреспонденты  снимают сюжеты с участием незрячих, рассказывают о том, что их волнует, и как это можно было бы исправить. Результаты рейдов по объектам социального назначения на предмет наличия безбарьерной среды  передаём  администрации. За последнее время мы уже подали три таких обращения. Их рассматривают, некоторые предложения учитывают. Например,  на наиболее опасных улицах появились звуковые светофоры. Создаются карты расположения организаций с обозначением прилегающих к ним улиц. Тем не менее, трудности есть и их ещё предстоит преодолеть.

— На что чаще всего жалуются инвалиды при передвижении по улицам?

— Почти все они обращают внимание на плохое  качество покрытия тротуаров, а также на слишком низкие бордюры, которыми привыкли пользоваться  при ориентировке с помощью трости. Мы  не раз писали администрации, что они должны быть достаточно высокими, а также окрашены в контрастный цвет. Однако тут подвижек нет.

Мешают  и  рекламные конструкции, стоящие на тротуарах около магазинов и кафе. Незрячий спотыкается о них, нередко поранившись. С этим вопросом мы тоже обращались в администрацию с тем,  чтобы упорядочить или запретить их установку на тротуаре. Но пока они  на прежнем месте и убирать их не собираются, разве что организуется однократная акция с участием телевидения и  должностных лиц.

Тем не менее, некоторые наши запросы удовлетворяются. Например, мы просили писать более крупно номера на трамваях и маршрутных такси, сейчас это реализовано,  в вечернее время номера подсвечены, безусловно, лучше бы было, если бы подсветка шла по контуру самой цифры, но таких транспортных средств пока мало. Не могу не сделать ещё одно замечание по транспорту. Мы предлагали на маршруте трамваев  громко объявлять их номера, можно воспользоваться синтезатором речи. Это нужно не только незрячим, но и пожилым гражданам. Говорили мы представителям администрации, а также  правоохранительных органов и  о том, что надо запретить  владельцам личных машин оставлять их на автобусных остановках. Это мешает общественному транспорту, соответственно, слепой  в такой ситуации быстро сориентироваться не может, нередко выходит на проезжую часть, подвергая себя опасности. Но в целом чиновники стараются, приводят  в соответствие с требованиями безбарьерной среды те объекты, которые были построены несколько десятилетий назад.

— Валентина Николаевна, а какой Вы видите свою организацию в будущем, что, по Вашему мнению, нужно изменить в городе, чтобы незрячие чувствовали себя в нём уютнее?

—  Наверное, того,  чего я больше всего хочу, никогда не будет, но, тем не менее, скажу. Это  чтобы  у нас рождалось как можно меньше  слепых и слабовидящих детей, чтобы взрослые люди не теряли зрение.  А  моя мечта на сегодняшний день заключается  в том, чтобы общества инвалидов, глухих, слепых,  ветеранов ВОВ,  участников других войн, существующие в нашем городе,  не были бы разбросаны по разным районам, а размещались  в одном здании, в котором были  бы  библиотека, спортивный и актовый залы, помещения для отдыха и другое.  И чтобы обслуживанием здания занимался город, потому что большую часть своего рабочего дня мы думаем не  о том, как помочь инвалидам, а о том, где денег взять на то, чтобы заплатить за коммунальные услуги,  заключить договора с поставщиками. Хотя, замечу,  что по решению Думы города Пятигорска для МО ВОС оплата коммунальных услуг осуществляется из средств бюджета города.

Вот таким вышел наш разговор с В. Баталовой. С одной стороны, грустный, потому что ещё многое нужно сделать, чтобы жизнь инвалидов по зрению стала чуточку лучше, а с другой — мы смотрим вперёд с надеждой, ведь усилиями всех и каждого многое удаётся изменить.

Вероника Филиппова

КИНО НА СЛУХ

ЗВУКОПИСЬ ИЛИ ТИФЛОКОММЕНТАРИЙ?

Окончание. Начало в № 7.

Стоны и шорохи, будто бы краски,

В каждой картине творят антураж.

Кистью фантазий могу без опаски

Изобразить и портрет, и пейзаж.

Пробую образность вкусных открытий,

Слыша, как цвет обретает объём.

Трогают запахи давних событий:

Им замещение чувств нипочём.

Уже давно назрела необходимость  сделать киноискусство более доступным и понятным каждому маломобильному гражданину, чему могла бы способствовать детальная и корректная звукопись, объясняющая происходящее на экране. Конечно, нелегко реализовывать благородные цели приобщения инвалидов различных категорий к «великому и прекрасному», но достижения на магистралях «проб и ошибок» всё-таки встречаются. Кроме нескольких опытов, связанных с тематическими сеансами в КСРК ВОС, о которых рассказывалось ранее, функционируют и параллельные спецпрограммы. На этот раз хочется поведать о масштабном проекте, которым бессменно руководит таинственная Лидия Андреева. Он несёт важную социально-просветительскую нагрузку и призван на практике знакомить  широкие массы незрячих с яркими явлениями современной культуры, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли без помех приобщаться к шедеврам цивилизации.

Шестёрка  фильмов, о которых пойдёт речь, имеет несколько совпадающих или очень близких позиций. Все они созданы в Российской Федерации  за последнюю пятилетку, хотя съёмки порой велись за границей, а среди актёров встречаются и зарубежные звёзды первой величины. Надо заметить, что соответствующие диски с тифлокомментариями и субтитрами на русском языке для инвалидов по зрению и слуху изготовлены кинокомпанией «Формат А плюс». Они бесплатно распространяются через учреждения, региональные и местные организации ВОС и отделения ВОГ. Важный эксперимент реализуется при государственной финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а также  при содействии благотворительного Фонда «Живые сердца» и компании «Национальное Кино».

Вполне логично, что  на роль консультанта от Всероссийского общества слепых  был приглашён генеральный директор Института «Реакомп», кандидат педагогических наук Сергей Ваньшин. Это и понятно, ведь именно он является создателем и давним пропагандистом российской концепции профессионального тифлокомментирования. Когда исполнители действуют согласно его теоретическим разработкам, адаптированные кинокартины, как правило, получают положительные заключения, а значит, им присваивают первые  категории качества.

Несомненно, основные требования к закадровому тексту, в целом, обычно соблюдаются. Не случайно, Наталья Кузьмина за свою авторскую деятельность заслужила высший балл. Видимо, она лучший специалист в данной области, а значит, коллеги должны равняться на её творческие достижения. Единственным исключением в анализируемой группе оказался «Продавец игрушек», которого курировала Марина Бауэр. Так как чёткость пояснений оставляла желать лучшего, а некоторые другие показатели оказались далеки от совершенства, хотя и приемлемы, этот фильм отнесли лишь ко второй категории.

По ключевым дополнительным признакам данную полудюжину кинофильмов можно легко разбить на двойки. Хочется начать с «номерных» лент: «Гагарин. Первый в космосе» и «Легенда № 17», «родственность» которых видна невооружённым глазом. Они  посвящены ярким событиям советского периода истории и рассказывают об уникальных судьбах выдающихся россиян. У действующих лиц  подлинные фамилии, а излагаемые факты — реалистичны, хотя и присутствуют элементы плакатного романтизма. Оба бестселлера занимали ведущие прокатные позиции в минувшем году, чему помогла массированная рекламная кампания. Безоговорочный успех был, в частности, обусловлен востребованной актуальностью повествований, интересными работами актёров и хорошим качеством постановочного материала. Подобные художественно оформленные хроники ориентированы на семейный просмотр в формате «6+».

Само название «Гагарин. Первый в космосе» является своеобразным анонсом картины, действенный лаконизм которого приближается к абсолюту. На фоне мировых катаклизмов режиссёр-постановщик Павел Пархоменко, сценаристы  Олег Капанец и Андрей Дмитриев создали драматично-живописное полотно личных взлётов и падений. Заглавный герой, его друзья-соратники Герман Титов и Григорий Нелюбов, а ещё, разумеется, гениальный Сергей Павлович Королёв вызывают искреннее восхищение и неподдельный интерес у зрителей двадцать первого века.

Несомненно, не подкачала и «Легенда № 17». Этот фильм о подвигах советских хоккеистов, кстати, тоже офицеров, как и вышеупомянутый киношный собрат, заслужил шквал похвал и внушительную лавину престижных наград. Режиссёром Николаем Лебедевым, который наряду с Михаилом Местецким и Николаем Куликовым является и соавтором сценария, мастерски написан и снят мощный гимн «мужеству несгибаемых парней», самоотверженно сражавшихся на ледовых площадках. Невольно вспоминается знаменитая победа русских дружинников и ополченцев, одержанная  над тевтонскими рыцарями на замёрзшем Чудском озере. Полководческий триумф Великого Князя Александра Невского восьмивековой давности до сих пор не забыт благодарными потомками.

Последнее время отечественная киноиндустрия утратила былую конкурентоспособность и не часто дарит нам шедевры международного класса, поэтому   коммерческий успех «патриотичной пары» особенно радует. Приведу лишь один типичный пример истинной популярности достойных уважения полнометражных работ и позволю себе изложить факты, взятые из редакционной почты. Немало аналогичных сообщений можно найти в интернет-пространстве, но мне приглянулось  именно это:

  «Несколько месяцев назад презентацию совместного инновационного проекта «Кино для всех» провели Костромская региональная организация ВОС во главе с Дмитрием Владимировичем Андреевым  и Областная библиотека для инвалидов по зрению. Её актовый зал на два часа превратился в настоящий мини-кинотеатр, в котором взрослые незрячие читатели и  учащиеся школы-интерната для детей с нарушением зрения, затаив дыхание, следили за развитием динамичного сюжета из социалистического прошлого нашей страны. Благодаря закадровому описанию привлекалось внимание к визуальным деталям, и можно было точнее оценить эмоциональное состояние героев. Это помогало целостному восприятию картины. Созданию атмосферы сопричастности способствовала и развёрнутая в фойе тематическая экспозиция, посвящённая истории освоения космоса. В ней  были представлены рельефно-точечные издания и соответствующие графические тифлопособия, «говорящие» книги, крупношрифтовая плоскопечатная литература различных жанров. Разумеется, не случайно данная выставка называлась «Путь к звёздам», ведь на этот раз демонстрировался  адаптированный фильм «Гагарин. Первый в космосе», а на очереди — «Легенда № 17». О значимости данного события для Костромы в целом свидетельствует присутствие на нём специалистов областного Дома народного творчества и Романовского реабилитационного центра, а также и то, что  о необычном сеансе с тифлокомментариями дружно рассказали местные радио- и телекомпании».

Данные увлекательные биографии по-настоящему креативных личностей просто просились на экран. Харизматичная мощь советских «богатырей духа», в большей или меньшей степени, повлияла на ход мировой истории. Благодаря рекламе эти фильмы хорошо известны миллионам россиян, многие из которых их с удовольствием посмотрели. Так что к оригиналам претензии нет.

Несомненно, главным образом наше внимание привлекают киноленты, адаптированные в интересах слепых. Как известно, сегодня в наличии всего полторы дюжины подобных картин. В их производстве использовались ресурсы министерства, благотворительных фондов и целевых грантов, которые следовало бы экономить. Только вот «Легенду №17» почему-то тифлокомментировали дважды. Правда, заказы выполнялись различными фирмами. Неужели столичные кураторы специальных проектов для инвалидов не сумели скоординировать усилия? Возможно, председатель Московской городской организации ВОС Александр Николаевич Мошковский прав, с горечью говоря: «К сожалению, для зрячих предпринимателей от культуры социальные программы являются лишь стабильным источником хорошей прибыли, а истинные потребности незрячих киноманов учитываются далеко не всегда!»

Надо заметить, что существует и ещё один весомый повод для огорчений. Как ни странно, в объяснениях видеоряда у профессионально подготовленных дикторов и актёров иногда проскальзывает странная небрежность, а некомпетентность в «слепецких» вопросах бросается в глаза. Даже ВОС однажды назвали Всесоюзным обществом, чего не было и при советской власти, а в настоящее время в принципе невозможно.

Теперь пора внимательно  присмотреться к своеобразным экранизациям из разных эпох. Следуя хронологии описываемых событий, начнём с армейской драмы. Как известно, у Александра Куприна есть повесть «Юнкера». Закономерно, что телевизионный сериал десятилетней давности на ту же тему стал тёзкой произведения классического наследия. Так же называется и полнометражная художественная лента 2009 года. По понятным причинам, именно она интересует нас прежде всего. Сразу обращает на себя внимание потрясающая универсальность и откровенная творческая семейственность, свойственная авторскому коллективу. Дело в том, что режиссёром картины является Игорь Черницкий. Он же вместе с Аэлитой Романенко занимался обработкой  литературного первоисточника, а также исполнил роль капитана Буланина. К тому же генерала Анчутина сыграл Юрий Черницкий.

Конечно, необходимо приобщать тотальников к творчеству корифеев «Серебряного века», но не такими же методами! По-моему, излишняя вольность сугубо авторской работы оттолкнёт зрителей старшего поколения, воспитанных на выдающихся образцах прошлого, а на молодёжный вкус крутизны спецэффектов явно маловато. Кстати, демонстрация совершенно справедливо  рассчитана на возраст «16+», что заранее резко ограничивает  зрительскую аудиторию.

Уверен, что «Белая гвардия» Михаила Булгакова, «Тихий Дон» Михаила Шолохова или «Хождение по мукам» Алексея Толстого в  наше непростое время были бы востребованы. Сам в очередной раз с наслаждением пересмотрел бы знакомые экранизации уже с профессиональными тифлокомментариями, которые помогли бы обнаружить новые оттенки гениальных эпопей. Данные военные хроники гораздо актуальнее и несравнимо художественнее обсуждаемого произведения. Разумеется, я поспрашивал зрячих и слепых знакомых о новоделе «Юнкера», но потерпел полное фиаско, потому что никто его не видел и не собирается заполнять данный пробел образования. Так что дискуссия не получилась. Таким образом, исчез важнейший стимул любого просмотра. Правда, с незрячими участниками  Всероссийского фестиваля «Пой, гитара!» поговорить на эту тему не удалось, а ведь все талантливые авторы и голосистые исполнители самодеятельной песни ВОС получили диски с лентой производства кинокомпании «Черомафильм» в качестве одного из сувениров на память о встрече в Самаре.

Невесёлая прокатная судьба и у остросюжетной кинокартины «Продавец игрушек» две тысячи одиннадцатого года выпуска, которая ориентирована на зрителей, начиная с двенадцати лет. В её основу якобы легли реальные события. Сценарий Виктора Добросоцкого написан по его одноимённой книге, а также  по мотивам спектакля Театра Юрия Васильева, основатель и руководитель которого в звании народного артиста РФ, естественно, стал режиссёром-постановщиком экранного воплощения романтической истории «с русскими корнями, но с французским акцентом». 

Незамысловатую фабулу можно изложить очень кратко. Дебют интриги разыгрывается в Париже. Там Николя Берсен работает продавцом и однажды под Рождество в интеллектуальном шоу выигрывает поездку на историческую Родину. Для потомка русских эмигрантов поиски фамильных сокровищ превращаются в борьбу за бескорыстную любовь. Забавно, что роль богатого отца его отвергнутой невесты играет легендарный комик Пьер Ришар, в своё время прославившийся благодаря бестселлеру «Игрушка».

Съёмки, в основном, велись на уникальных архитектурных объектах. В суровые крещенские морозы актёры согревались чаем, а иногда и коньяком, что, возможно, и повлияло на прокатную несостоятельность криминальной комедии. Несмотря на министерский грант, детектив с лиричным уклоном всё равно кажется старомодным и слишком наивным! Даже хит, записанный группой  «Город 312», не спасает ситуацию.

Вместо довольно средненького произведения вновь с удовольствием впитал бы эмоциональный заряд франко-бельгийского трёхчасового телефильма «Тайна Брайля». Этот детективный  триллер   с претензией на историчность и тифлопедагогическим  уклоном было бы полезно посмотреть всем инвалидам по зрению, тем более что увлекательный калейдоскоп эпизодов держит в постоянном напряжении. Вот тут очень пригодился бы чёткий закадровый перевод зрительных образов в красочную словесность. Несомненно, голливудские шедевры  «Сорвиголова» и «Книга Илая» тоже понравились бы тотальникам России, особенно потому, что в центре типичного боевика с романтичным ретро привкусом и философской фантазии на тему жуткого будущего  находятся слепые герои.

Продолжая отважно погружаться в глубины современного российского искусства, хочу бросить критичный взгляд на так называемое «детское кино». По всеобщему мнению, анимационные изделия широкого потребления рекомендуется поглощать буквально с пелёнок и до глубокой старости, на что указывает категория зрительского допуска «0+». К сожалению, о детище клана Боярских под многообещающей вывеской «Иван Царевич и Серый Волк» ничего определённого сказать не могу, потому что пока не довелось приобщиться к этому рисованному творению. Зато мультфильм  «Три богатыря на дальних берегах» произвёл на меня неизгладимое впечатление.

Если бы не имена витязей, я бы и не догадался, что лента сделана по мотивам славянских былин. Особенно странно смотрится вынужденный рейд богатырей на экзотичный остров. Абсолютно чужеродным элементом в сказке с русским колоритом представляется местное чудовище Гомума, напоминающее голливудского Кинг-Конга. Впрочем, ещё сильнее отвращают тренированные зайцы-переростки, вооружённые убойной морковкой. Видимо, по мнению нынешних сочинителей, именно так выглядят «двое из ларца — одинаковы с лица». Удивительно, но из всех персонажей симпатию вызывает лишь импортный конь Юлий, который, словно болтливый Осёл, не скупится на мудрые изречения. Достаточно убедительна и «злокозненная старушка из избушки», сохранившая остатки фольклорного имиджа. Как обычно в сомнительных подражаниях, развитие сюжета и счастливый финал, прямо-таки в американском стиле,  предугадывались заранее. Короче говоря, пока Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич спасали запуганных туземцев, коварный купец Колыван и Баба-Яга лишили власти князя Киевского, но на выручку незадачливому правителю всё-таки пришли могучие дружинники, а кроме того, их жёны. 

Может быть, отдельным анимационным гурманам придётся по вкусу это «форменное безобразие», но ведь среди незрячих потребителей преобладают люди, ориентированные на традиционные ценности. С ужасом представляю, какое влияние на неокрепшую детскую психику окажет порождение безудержных фантазий деятелей шоу-бизнеса! Так часто говорим о потерянном поколении, попавшем в сети «всемирной паутины», а при этом берёмся за распространение экранного кошмара. Вслед за великим Николаем Озеровым хочется воскликнуть: «Такие фильмы нам не нужны!» Несомненно, юным тотальникам полезнее было бы встретиться с кумирами нескольких поколений. По моему субъективному мнению, в любом возрасте приятно «общаться» с изобретательным капитаном Врунгелем, трогательным Чебурашкой и домовитым Котом Матроскиным или забавным Винни-Пухом, очаровательным Карлсоном и отважной Алисой, чудесные путешествия которой воспевал Владимир Высоцкий. Впрочем, данные шедевры на все времена, в основном, понятны и без закадровой озвучки видеоряда.

  Неужели социально значимой инициативе грозит провал из-за несовпадения интересов производителей и слепых потребителей? Разумеется, нет! Существует гораздо более плодотворный и эффективный путь. Дело в том, что в регионах страны активно развивается самодеятельное тифлокомментирование. Вот, например, сотрудник Пермской специальной библиотеки Алексей Викторов на стандартном оборудовании лично создал сопроводительные тексты к полудюжине картин и выложил их в интернет, получив  свыше тысячи скачиваний и сотни положительных отзывов. Вышло  «дёшево и сердито»! На творческом счету инвалида первой группы с минимальным остатком зрения шедевральные «Гостья из будущего» и «Женя, Женечка и Катюша», а кроме того, менее известные «Хоттабыч», «В ожидании чуда» и «Тариф Новогодний» да ещё скандально знаменитый документальный фильм «Город слепых» о пресловутой «Боровской резервации».

У подвижника есть соратники, последователи и даже ученики, в том числе главный библиограф из Уфы Галина Евдищенко, которая благодаря выигранному гранту  приезжала стажироваться в Пермь. Энтузиасткой уже удачно адаптированы семь фильмов. Среди «ушедших в народ» экземпляров — двухсерийный «Солярис» по мотивам романа Лемма, «Блиндаж» по Быкову, короткометражки «Ранняя оттепель» и «Жеребёнок» по Шолохову, а ещё эталонный мультфильм «Маша и медведь». Вообще, в данной тематической программе отдаётся предпочтение экранизациям добротной классики различных жанров, произведениям о незрячих  и народному фольклору. Недавно был выполнен специальный «национальный заказ» из Удмуртии, а в планах — запись киноварианта башкирских легенд и сказок с пояснениями для  тотальников. Признаюсь: меня восхищают тонкий вкус скромных любителей и желание поделиться своими достижениями с товарищами по несчастью. На фоне провинциальных успехов сразу бледнеют затратные проекты ведущих компаний.

Если же говорить о действительно высококачественной звукописи, необходимо вспомнить истинные «квадровкусности» Владимира Каллистова. Этот фанат инструментализма самозабвенно занимался в Одесской музыкальной школе, в Училище и Академии имени Гнесиных. Затем он блестяще окончил Московскую Государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу музыковедения, а впоследствии написал ряд статей, посвящённых западноевропейской классике и русской духовной традиции. Ещё студентом виртуозный исполнитель на акустическом баяне гастролировал в Японии, США и Германии, стал лауреатом всероссийских и международных конкурсов, в том числе  в Праге в 1981 году. Уже зрелый мастер перебрался в Италию, где прожил несколько десятилетий и неоднократно побеждал на престижных творческих состязаниях,  в частности, ему была присвоена почётная «Премия Города Рима». На композиторском поприще у него тоже были успехи.  

Свободное владение компьютером и знания в области информатики позволили слепому самородку с помощью эксклюзивного оборудования создать  новое направление  современного искусства. Итогом изнурительного труда и многолетнего творческого поиска и явилась своеобразная галерея «Звуковой Живописи». С её экспонатами изобретатель много ездил по миру, выступая с лекциями и демонстрациями собственных «аудиофильмов». Благодаря выразительным скрипам или шорохам,  индустриальным шумам или голосам природы, в экспериментальных работах достигался  эффект реального присутствия и пронзительной сопричастности. Бессловесная, но такая «говорящая» прогулка по пляжу или таинственная экскурсия по старому дому одинаково завораживали слепых и зрячих меломанов. Выверенное «звукорисование» высочайшего уровня навсегда оставалось в памяти слухачей!

Сегодняшним продюсерам, режиссёрам-постановщикам, инженерам, оформителям  и редакторам следовало бы ориентироваться на самоотверженный профессионализм корифеев советского «Радиотеатра», бескорыстную плодовитость Алексея Викторова и эталонные технологии Владимира Каллистова, да и о достойном репертуаре нельзя  забывать! Возможно, тогда при скромных затратах на художественную «звукопись»  инвалиды по зрению наконец-то получат востребованный конечный продукт с высоким коэффициентом полезного действия, который захочется регулярно принимать для удовольствия, а не потому, что выбирать практически не из чего!

Зрительный мир объяснять бесполезно —

Действенных методов попросту нет!

Только сильней обнажается бездна

В бледную тьму опрокинутых лет.

Ежели омуты творчества мелки,

То безнадёжно искать глубину.

Заполонили крутые подделки:

В «мути», того и гляди, утону!

                    Владимир Бухтияров

                       Комментарии Ирины Федотовой

         ПОЭЗИЯ

ПОЭТ РОССИИ

  Геннадий Гаврилович Калинкин написал тысячи стихотворений и очерков, которые составили десять  поэтических сборников, три книги о волжанах и одну  о Свято-Никольском соборе. Он заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, член союзов  писателей и журналистов России. О победителе и дипломанте многих престижных конкурсов повествуют «Марийская библиографическая энциклопедия» и «Кто есть кто в Марий Эл». Почётный гражданин Волжска, являясь руководителем местного  отделения  общества «Знание» и пресс-службы при администрации, регулярно принимает участие в сессиях «Городского собрания». Инвалид второй группы по зрению активно содействует реабилитации незрячих, его трижды избирали председателем контрольно-ревизионной комиссии Волжской местной организации.

Г.Г. Калинкин полвека профессионально  занимается с молодыми авторами. Им созданы литературные объединения: «Волжский родничок» при редакции местной газеты, а затем «Зелёная лампа» при городском отделе культуры и Союзе писателей Республики Марий Эл. Среди его воспитанников известные марийские авторы: Александр Селин (Селёдкин) и Давлет Исламов, а кроме того, русские поэты Виктор Штанько, Нина Жибрик, Евгений Стариков и Анна Васильева, ставшие членами Союза писателей России.

Подвижник не раз гастролировал в Кирове, Ульяновске и Казани, где в юности окончил филологический факультет  университета. Следует заметить, что ещё в начальной школе он приобщился к художественной самодеятельности, со своими произведениями дебютировал в газете «Пионерская правда», а в настоящее время нередко публикуется в общероссийских изданиях: «Наша жизнь», «Природа и человек», «Страна и мы», с удовольствием выступает в популярном радиожурнале «Между Волгой и Уралом». Геннадию Гавриловичу шестого августа исполнилось 80 лет. Пожелаем юбиляру творческих успехов и здоровья!

Г.В. Смирнова

  председатель Волжской МО Марийской РО ВОС

Геннадий Калинкин

 

* * *

И в берёзовой стыни —

Стяги с русской судьбой...

Слава их и поныне

Вместе с ратной трубой.

В сече злой и упорной

Стойко держится рать,

И под ворогом чёрным

Синь-Руси не бывать!

И в берёзовой сини —

Клик народной хвалы:

Нет четвёртого Рима.

Кроме стольной Москвы!

* * *

Они, как и встарь, молодые

И с солнцем в груди рождены.

Живут дартаньяны в России,

Друзьям-мушкетёрам верны.

И там, где пройдут дартаньяны,

Людей от неправды спасут,

Вернут они твёрдость упрямым,

А слабым отвагу несут.

И ты их повсюду узнаешь:

За партой, в полях, у станка.

Горят их сердца, не сгорая,

Любовью к другим на века!

* * *

Шумел набатом сорок первый…

И облака —  как седина,

И провода — живые нервы —

Несли: «Война, война, война!»

Ночами, кланяясь по пояс

Земле студёной и ветрам,

Мы провожали каждый поезд,

Спешивший к огненным фронтам.

А там под грохот канонады

Вершили подвиг боевой

Отважных первые отряды —

Гастелло, Зоя, Кошевой…

И, презирая неудачи,

Бедой, нуждой опалены,

Решали взрослые задачи

Мы, дети грозных лет войны.

И, в мелочах сейчас не роясь,

Подводим в памяти итог:

Кристальна человечья совесть

Всех, кто, сражаясь, в землю лёг!