Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

БИЗНЕС: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

ИДИТЕ К МЕЧТЕ  И УСПЕХ ПРИДЁТ!

Ряды индивидуальных предпринимателей России пополнились ещё одним деловым человеком. Инвалид первой группы по зрению Илья Ленков из Нижнего Новгорода стал владельцем интернет-магазина «Мир технологий». Это его личный большой успех и осуществление мечты одновременно. Ему 27 лет и он надеется на дальнейшее развитие своего бизнеса.

По просьбе редакции журнала «Наша жизнь»  молодой начинающий предприниматель рассказывает о себе и своём деле.

Чем занимается «Мир технологий»?

Открывая в октябре 2012 года интернет-магазин, мы  планировали специализироваться только на  продаже портативной техники и других товаров под заказ. Но буквально через несколько месяцев, изучив  ситуацию, расширили сферу деятельности, добавив в каталог  сенсорные устройства для незрячих, при этом взяли на себя смелость совершенствовать уже имеющуюся продукцию. То есть, закупая у поставщиков обычные сенсорные смартфоны и планшетные компьютеры,  занимаемся их озвучиванием с установкой набора синтезаторов и комплекса доступных программ для незрячих, а потом уже предлагаем их покупателям.  Почему мы это сделали? Всем известно, что сенсорные устройства уже давно и успешно вытесняют кнопочные. Однако в восовской среде они распространены недостаточно из-за недоверия  инвалидов по зрению к новой технике и неумения пользоваться ею. Действительно, не у всех получается быстро ориентироваться на сенсорном дисплее и управлять им через прикосновение. Мы намного облегчаем эту задачу. К каждому устройству прилагаются озвученные познавательные уроки, которые знакомят с  его возможностями,  функциями кнопок, указывают пути к той или иной программе. А их много. Не вдаваясь в технические подробности,  назову лишь  некоторые: программа чтения с экрана, «почтовый клиент», SКYPE, универсальный музыкальный плеер и плеер для аудиокниг, «читалка», «файловый менеджер» и другие. Сенсорные устройства понимают не только касание, но и различные жесты,  благодаря  которым пользователь легко может удалять или создавать ярлыки, прокручивать списки и т.д.

Всё это вместе взятое  помогает людям с проблемами зрения увереннее чувствовать себя на современном информационном поле. И мы рады, что помогаем им в этом.

Интернет-магазин — источник прибыли

или увлечение?

Конечно, торговля есть торговля. Она должна приносить прибыль. И в материальном плане у меня уже есть улучшения. И хоть в бизнесе деньги крутятся постоянно, надеюсь со временем купить отдельную квартиру и обустроить её. Однако  считаю, что, имея магазин,  не только зарабатываю для себя, но и занимаюсь социально полезным делом, а  именно:  упрощаю путь незрячих к  сенсорной технике.  Это же здорово, когда  слепой или слабовидящий человек покупает, к примеру, смартфон,  и, выбрав на экране один из шести голосов для озвучивания действий, сразу начинает им пользоваться.

Кроме того, открыв магазин, я решил для себя проблему трудоустройства, притом достойного, что тоже в общем-то задача социальная. Важно, что повысился и мой личный статус.   Теперь я востребован как специалист, много консультирую по компьютерным технологиям.  Появились новые контакты,  общаюсь с людьми по всей России и за её пределами. Я стал мыслить масштабнее, постоянно развиваюсь.  В силу обстоятельств приходится постоянно пользоваться английским языком, поскольку в моей нынешней сфере это — язык общения. Так, китайский  поставщик техники разговаривает только на английском и описание товаров даёт  на нём, и мне без компьютерного переводчика не обойтись.

Что касается компьютеров, то это моя давняя любовь. И прекрасно, что новая работа  не отдалила меня от них, а позволила  глубже окунуться в  этот увлекательный мир.   Без интернета — я никуда, магазин находится на сайте. Я здесь занимаюсь всем: оформлением заказов у поставщика и заявок покупателей, наполнением сайта, добавлением товара, переводом его описания  и многим другим. Да, у меня есть дистрибьюторы, но они работают под моим руководством.   

Так что же для меня мой  магазин? Это  прибыль, социальная направленность, личная самореализация. Вот три составляющие, без которых, по моему мнению, бизнес не состоится.Но я не призываю всех незрячих стать предпринимателями.

Здесь у каждого свой путь. Тем более, по статистике, только 5 процентов населения способны на это.   Но хочу сказать, что нельзя ставить перед собой преграды, комплексовать по поводу слабого зрения или отсутствия его, нельзя выбирать профессию, которая не нравится. У меня есть знакомый, который в трудные для него времена  зарабатывал исполнением песен в электричках. Таким образом он накопил на квартиру,  сделал в ней ремонт. Я считаю, что любая работа, если она не противозаконна, лучше, чем сидеть дома и говорить, что всё развалилось, всё вокруг  плохо.

Про себя скажу так

Я обычный человек с обычной биографией. Но в моём успехе больше характера, чем везения. А всё начиналось с детства. Родился в Нижнем Новгороде в семье незрячих рабочих УПП ВОС. В возрасте четырёх лет  стал быстро терять зрение, и меня перевели из обычного детсада в специализированный. В 1993 году пошёл в первый класс Нижегородской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Самое сильное впечатление детства это компьютер. У нас дома была старая советская модель «Вектор», купленная родителями для старшей сестры. В 9 лет серьёзно увлёкся  им. Но поскольку он был примитивным, без «озвучки», а читать  через лупу не всегда получалось, я сам пробовал создавать простенькие компьютерные программы на языке Basic.

Признаюсь, что никогда не стремился найти свою нишу в области массажа, музыки или истории, как это традиционно принято в среде незрячих. Когда меня спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечал: управляющим. И разъяснял: управляющим своего дела, своего бизнеса или менеджером в компании. Такая мечта зародилась от быстрого развития компьютерных технологий и тех возможностей, которые открывались в связи с этим перед незрячими в разных сферах деятельности и в бизнесе в том числе. Я не ограничивал себя в этих стремлениях, знал свою цель и шёл к ней. Несмотря на мизерное зрение, слыл человеком без комплексов, самостоятельным и независимым. Однажды умудрился один прийти домой из детского сада, а с 7 класса  без сопровождения ездил из школы домой на другой конец города через два района с пересадками. Всё это меня внутренне закалило и  вселило уверенность в том, что если чего-то очень упорно добиваться, то цель будет достигнута.

Но путь  к ней был  непростым

После окончания школы  учился на компьютерных курсах от компании  Microsoft. С 2005 по 2009 годы работал на УПП ВОС  слесарем-сборщиком сначала в цехе, потом надомником. Собирал пробку для бензобаков, резал на станке резьбу у скобы и пластины, перебирал гайку, скручивал провода, собирал розетки и прищепки. Выполнял по полторы нормы  и даже больше.  Но примерно через два года зарплата, и без того очень маленькая,  стала ещё меньше. Я решил уйти в надомники и поступить в  колледж по специальности  «Оператор ЭВМ»  со знанием бухучёта. Во время учёбы активно пользовался ноутбуком. Практику проходил  в тифлоцентре университета имени Лобачевского, что позволило мне усовершенствовать свои знания. Затем недолго работал с рекламным брокером link.ru—менеджером по поиску клиентов.  Посещал много сайтов, вёл переговоры  с руководством различных   интернет-ресурсов. Но в силу обстоятельств пришлось уйти оттуда.  Однако  я не жалею о том, что покинул эту рекламную сеть. К этому времени я уже хотел  иметь что-то своё.

Бизнес  меня привлекал, но  останавливал неудачный опыт по созданию собственных сайтов, заполнению платных  опросов, размещению  объявлений, написанию статей, работе оператором чата. Одни работодатели меня банально обманывали, в других случаях я не мог проявить себя без программы экранного доступа. Единственное, что стало мне приносить хоть какую-то  прибыль, это продажа  породистых котят. Этим я занимался несколько месяцев, заработал немного, но это были реальные деньги.

 Открыть интернет-магазин меня убедил приятель из Ростовской области, с которым я познакомился  в Сети. Он сказал, что надо действовать, пока ситуация благоприятная, и даже помог конкретно. Я ему очень благодарен за это. Но трудность заключалась не в том, чтобы заиметь магазин, а в том, чтобы  добиться доверия людей, найти покупателей. Эти задачи  и по сей день решаются.

По поводу денег на открытие и развитие бизнеса нервничать почти не пришлось. Конечно, проблема поначалу была, но я справился. Сейчас кредитуюсь у частного банка, правда, под  большие ставки — 15 — 20 и более процентов  в год.  Бесспорно, это проблема не моя и не моего магазина, а нашей  экономики. У нас очень высокие проценты по кредитам. Но я вынужден принимать правила игры. И  это лучше, чем ничего не делать.

Что касается налогов, то тут ничего сложного. У меня упрощённая система налогообложения, то есть я плачу 6 процентов от оборота. Считаю, что это нормально. Правда, есть ещё взносы в Пенсионный фонд, но они тоже невысокие. Несколько слов про бухгалтерию, которую обычно боятся незрячие предприниматели.  С 1 января 2013 годавступил в силу Федеральный закон  «О бухгалтерском учёте», согласно которому индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощёнку», освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Это хорошая новость. Для налоговой я его, конечно, веду, но тоже в упрощённой форме.

Как относятся ко мне  зрячие люди?

По-разному. Одни — позитивно, другие — негативно. Отсутствие зрения настораживает всех.  Кто-то считает, что я занимаюсь интересным делом, даже старается помочь, поучаствовать в работе магазина. Я особо приветствую такое желание. Негативные отзывы часто необоснованны и связаны с недоверием к незрячим и непониманием их возможностей. Стараюсь пропускать мимо ушей обидные замечания, игнорировать насмешки. А если человек не понимает, но хочет понять, что и как  делает незрячий, то объясняю ему специфику в деталях. Если слышу полезную, адекватную критику, то  стараюсь исправить свои ошибки.

Примеров из практики общения с чиновниками,  конечно,  достаточно, особенно в ситуациях, когда приходится расписываться в документах. Иногда говорят: да вы не распишетесь, вы же не видите, а я в ответ: распишусь без проблем, и показываю, как это делаю. Или говорят: роспись плохая, и просят расписаться моего сопровождающего. Но  чаще даже не обращают внимания на качество подписи, главное — расписался и ладно. А вот совсем новая история.  Пришёл в Сбербанк получать кредит, всё было  нормально, а когда дошло дело до подписи, руководитель отделения сказала, что кредит не даст, так как я незрячий, и  подпись моя неразборчивая. Предложила оформить доверенность. Мол, таковы правила. Я подал претензию на это отделение. В результате кредит мне дали, правда, на кредитной карте, а не на обычной.

Когда я пришёл в налоговую инспекцию  регистрироваться как индивидуальный предприниматель, там удивились:  какой  вам интернет-магазин, вы же незрячий, там сложно очень.  А я говорю:  он уже у меня работает.

Но вообще, когда видят человека с тростью, стремятся помочь. Слава Богу, что мне чаще попадаются позитивные люди. Например, даже курьеры на ЕМС почте пошли мне навстречу, предоставили чистые бланки, чтобы  спокойно заполнить их  в любое удобнее для меня время и не мучиться с этим  при очередном почтовом отправлении.

О развитии магазина думаю постоянно

Без этого нельзя. Развиваю его  почти каждый день. Например, недавно   добавилась у нас новая категория товаров — аксессуары для AppleIPhoneи iPad.  Также в 2013 году расширил раздел тифлотоваров, теперь в нём около 100 наименований самых ходовых и популярных  у незрячих, таких  как брайлевская бумага, «говорящие» весы, трости, индикаторы уровня жидкости и многое другое. При заказах от трёх одинаковых товаров предоставляем скидки или подарок. 

Став предпринимателем, я не превратился в «синий чулок». У меня много интересов. Люблю читать, в основном, это исторические и политические книги, а также  литература экономического характера. Люблю путешествовать, общаться в интернете, сочиняю стихи. Люблю кошек. Сейчас у нас живут  канадский сфинкс и шотландка  скоттиш-страйт.

Читателям журнала желаю быть уверенными в себе, идти к задуманной цели до конца, не обращая ни на что внимания, и тогда она  обязательно будет достигнута.

Илья Ленков,

Нижний Новгород

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

Видите ли вы всё, что видите?

По-вашему, вопрос странный, если не сказать больше, верно? Увы, нисколько, поверьте мне. Сплошь и рядом можно наблюдать, что человек, имеющий лишь символический остаток зрения, везде и всюду чувствует себя совершенно свободно и уверенно, и при этом никому не мешает и ни от кого не зависит. Тогда как другой, которому ничего не стоит прочитать газету, держится крайне неуверенно, порой ведёт себя  бестолково, теряется даже в простейших ситуациях и ссылается при этом на недостаток зрения. Почему так происходит?

Можно выявить несколько серьёзных причин, но в конечном счёте всё сводится к тому, что далеко не все слабовидящие умеют адекватно оценить состояние своего зрения и рационально пользоваться им. Наибольшие трудности в этом контексте испытывают люди, теряющие зрение в течение жизни. Они либо недооценивают своих возможностей, либо, наоборот, переоценивают  и пытаются под зрительным контролем делать то, что объективно им уже недоступно. Известны случаи, когда почти слепые люди упрямо продолжают садиться за руль автомобиля, подвергая смертельной опасности себя и других. Словом, оказывается, недостаточно просто видеть — надо ещё и уметь пользоваться зрением. Понимая это, реабилитологи разрабатывают соответствующие рекомендации, которые помогут вам использовать любой остаток зрения с максимальной отдачей и минимальным  напряжением. Ниже вашему вниманию предлагается несколько специфических советов, которые вы можете взять на вооружение буквально сразу же. При этом никто не говорит, что вы непременно должны последовать всем рекомендациям. Просто выберите то, что лучше всего подходит для вас и вашей конкретной ситуации.

Поскольку важнейшим условием зрительной функции является степень и характер освещения, то для начала имеет смысл убедиться в том, что в вашем окружении освещение поставлено наилучшим образом. Если нет, то:

- раздвигайте занавески, чтобы в комнату попадало как можно больше дневного света;

- убедитесь, что легко можете найти выключатели. Например, можете выкрасить их в цвета, контрастирующие с цветом стен, на которых они установлены;

- выбирайте белые или светлые абажуры к вашим лампам;

- по возможности позаботьтесь о том, чтобы стены в вашем жилище имели светлую, а не тёмную окраску;

- желательно навесить прозрачную шторку для душа, чтобы во время мытья вы не испытывали дискомфорт от недостатка освещённости;

- если комната у вас достаточно большая и плотно меблирована, то будет нелишним поместить лампы на «ключевых» предметах обстановки, чтобы вам было легче их распознавать и находить;

- выходя из дома, всегда берите с собой электрический фонарик или же пользуйтесь осветительной функцией смартфона;

- держите дома свечи или, допустим, лампу с фитилём на случай перебоев с электричеством.

Есть ещё один неприятный момент, с которым сталкиваются все, — это игра отражённого света. Это явление досаждает даже совершенно зрячим людям, а слабовидящим может значительно осложнять жизнь. Чтобы исключить или хотя бы снизить эффекты отсвечивания, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

- тем или иным способом всегда затеняйте лампы;

- занимаясь длительное время чем-либо на одном месте — будь то за письменным столом или на кухне, проследите, чтобы источник света находился правее или левее от вас, но не прямо перед вами. А торшер, например, вообще можете поставить у себя за спиной;

- выбирайте полупрозрачные занавески и абажуры;

- если ваши окна оборудованы жалюзи, то отрегулируйте их таким образом, чтобы солнечный свет направлялся к потолку. А если в комнате имеется окно и на другую сторону, то в самые солнечные часы лучше и вовсе отгородиться от света на солнечной стороне;

- постарайтесь установить выключатели с плавной регулировкой подачи света (такие имеются в продаже);

- накрывайте бумаги на рабочем столе прозрачным пластиком, чтобы смягчить их белизну;

- рассматривая что-либо, старайтесь помещать этот объект на менее блестящую поверхность;

- располагайте монитор компьютера таким образом, чтобы он отражал как можно меньше света. Об этом же надо думать и тогда, когда вы выбираете место для телевизора или зеркала;

- по возможности закрывайте полы ковровым покрытием, а не линолеумом. Понятно, если у вас всё же линолеум на полу, то можно просто расстелить палас;

- избегайте окрашивать стены в белый или голубойцвет;

- на улице в солнечные дни вам могут пригодиться тёмные очки, зонтик или широкополая шляпа, особенно если внутренняя сторона её полей тёмная.

И наконец, третий и тоже очень важный фактор освещения: цветовые контрасты. Правильное использование контрастов может принести вам даже больше пользы, чем вы это себе представляете. Итак, знаете ли вы о том, что:

- наиболее чёткие контрасты создают белый или ярко-жёлтый цвета на чёрном фоне. Годятся также сочетания фиолетового с жёлтым, красного с зелёным, синего с оранжевым. Выбирайте то, что лучше всего «работает» именно для вас;

- наливайте жидкости в посуду, отличающуюся от них по цвету. Что касается еды, то раскладывать её, конечно, легче, чем разливать напитки, но и в этом случае принцип контрастности вполне может пригодиться. Например, хлеб лучше резать на тёмной доске;

- если полки в кухонных шкафчиках тёмные по цвету, то продукты на них лучше держать в светлых контейнерах;

- накрывая на стол, следите за тем, чтобы скатерть по цвету отличалась от того, что вы на неё ставите. Не пользуйтесь столовым бельём с вышивкой, бахромой и тому подобными излишествами. Избегайте также пользоваться прозрачной посудой;

- тёмная мебель хорошо смотрится с бежевым ковром на противоположной стене;

- чехлы или пледы на мягкой мебели по цвету должны быть ярче обивки;

- подумайте и о том, чтобы двери контрастировали по цвету со стенами и полом, а дверные ручки — с самими дверьми.

Бывает и так, что в определённых обстоятельствах вашего зрения объективно недостаточно. Тогда вам могут помочь тактильные контрасты. Практически все материальные объекты так или иначе отличаются друг от друга на ощупь, а основные признаки различий — текстура материала, температура, плотность, а также форма, размеры и вес предметов. Здесь я не могу входить в подробности, но всё же приведу один простой пример: закройте глаза и попросите кого-нибудь, чтобы перед вами положили яблоко без черенка, помидор, хурму и нектарин, все одинаковой величины, а потом  попробуйте определить на ощупь, что есть что. Для тотально слепого человека это элементарная задачка. Научитесь и вы наблюдать тактильные (осязаемые) различия, и тогда  тоже сможете обходиться без зрительного контроля и в тех случаях, где вам такая возможность даже в голову никогда не приходила. Спору нет, не видеть очень плохо, но всё же это не настолько безнадёжное состояние, как представляется тем, кто недавно потерял или теряет зрение. Просто там, где зрение вам заведомо не помогает, надо пользоваться другими органами чувств, и тогда вы сможете решать все свои проблемы на достаточно удовлетворительном уровне. Я не разделяю и очень не люблю модных спекуляций в отношении того, что будто бы отсутствие зрения можно компенсировать за счёт развития других чувств и интеллекта: нельзя его компенсировать никак и ничем. Однако правда и то, что жить достаточно независимо, интересно, полезно и приятно можно и без зрения, и вам нужно лишь понять это и активнее задействовать свои альтернативные ресурсы.

По материалам «Школы Хэдли» подготовил

Хамзат Цуров 

К 90-летию ВОС

Вести из прошлого

Название материала объясняется тем, что в его основе — переданные редакции нашего журнала дневники Почётного члена ВОС, члена Совета ветеранов при Центральном правлении нашего Общества  Анны Павловны Язвиной.  Она вела их в 1982 году  во время посещения  учреждений слепых Англии в  составе делегации ВОС, куда входила как начальник производственного управления центрального аппарата.  По этим записям составлялись отчёты о поездке, которые впоследствии обсуждались на президиуме. К сожалению, в СМИ эти материалы тогда не попали, в течение многих лет  пролежали в архиве Анны Павловны, а вот сейчас, как говорится, пришло их время.

Однако  при подготовке данной публикации понадобилась информация о жизни незрячих современной Англии, прежде всего, для сравнения прошлого и настоящего. Подсказку  удалось найти  в интервью  журналистки О. Кирьяновой с незрячим переводчиком Дмитрием Лапой, размещённом в интернете. Дмитрий  часто бывал в Англии и знает о положении людей с ограниченными возможностями.  Вот его слова, сказанные в мае 2013 года: «В Англии всё и везде сделано для людей, всё приспособлено для того, чтобы им было максимально удобно, интересно и комфортно находиться и передвигаться по улицам, в транспорте и во всех общественных местах, а самое главное — всё и везде предусмотрено для людей с ограниченными возможностями, будь то незрячие, колясочники или старики с больными ногами. Инвалиды работают во всех сферах, ведут  активный образ жизни,  самостоятельно гуляют, ездят на поездах и в автобусах, летают на самолётах, ходят в магазины, храмы и музеи; окружающие относятся к ним с уважением, пониманием и вниманием; они являются интегрированной неотъемлемой частью общества. В Англии, чем я был просто поражён, в каждом городке в глубинке, в каждой деревне — повсюду выложены жёлтые плитки для  слабовидящих; есть специальные стоянки для инвалидов, туалеты для них; вход в каждый храм, музей, старый дом, автобус и т.д. удобен и безопасен. На каждой железнодорожной станции установлены специальные лифты. Часто можно увидеть, как старики на своих электромобилях одни едут в магазины, кафе и другие места…»  

Эти  восторженные отзывы по духу перекликаются с записями А. Язвиной. Вот она — ниточка между прошлым и настоящим.

 Но мы знаем, что такая комфортная жизнь не рождается на пустом месте. Ей предшествует большая работа. И для того, чтобы  инвалиды могли адаптироваться и влиться в жизнь общества, почувствовать себя в ней уютно, нужно создать специальные условия. На это уходят годы. Записи,  предложенные А. Язвиной,  как раз об этих условиях, в основе которых — внимательное и конструктивное  отношение  к каждому человеку, потерявшему зрение. Мы не собираемся проводить аналогий и заниматься критикой. Мы просто хотим сказать: там было  и есть именно так.   Цифры, приведённые в материале, относятся к 1982 году.

Объективная картина

Королевский национальный институт слепых Англии, аналог нашего ВОС,  координирует всю работу с незрячими. Он основан в 1848 году. Его правление состоит из генерального директора,  заместителя и четырёх старших управленцев, возглавляющих отделы: финансовый, образования, производства, реабилитации и трудоустройства. Есть специалист по спортивным вопросам. Он связан с Ассоциацией по  спортивной и оздоровительной деятельности, с Международной организацией по спорту инвалидов, спортивными клубами.

Все независимые общественные организации, работающие с незрячими, а также центральное правительство и местные власти имеют своих представителей в исполкоме Института. Он назначает исполнительные команды, которые отчитываются перед ним. Председатель исполкома  выбирается представителями на год, но практически работает много лет.  Это общественная деятельность. Три раза в год исполком, его комитеты и подкомитеты отчитываются перед правлением. Два раза в год Институт собирает представителей всех организаций слепых. Он же  вносит в правительство вопросы для их рассмотрения.

В Англии 120 специализированных предприятий, на них заняты 13 тысяч инвалидов разных категорий, в том числе 2 тысячи слепых. Всего незрячих в Англии  130 тысяч. Около 11 тысяч работают. Фактические цифры трудоустройства  приблизительно такие: 3 — 3,5 тысячи заняты на заводах, 2 тысячи — на специализированных предприятиях, 2 тысячи — в конторах, госучреждениях, 500 надомников. Количество инвалидов по зрению в индустриальных профессиях уменьшается, а увеличивается в коммерческой сфере.  В связи с высоким уровнем автоматизации растёт число  телефонистов и конторских служащих. В штате  института — 200 человек, из них около 15  процентов слепых телефонистов. В составе исполкома — 120 человек, половина из них — незрячие.

Пенсии по инвалидности слепые не получают. Но получают пособие как нуждающиеся. Оно немного больше, чем у безработных, в среднем 25 фунтов  стерлингов в неделю. Выделяется субсидия на оплату квартиры. Если человек женат, то  ещё и дотация на иждивенца, а также  определённая сумма на ребёнка.

Если слепота наступила из-за производственной травмы или получена в армии, тогда  человеку выплачивают пенсию индустриальную или военную. Налоги с неё не взимаются.  В Королевском институте есть небольшой фонд — 25 тысяч фунтов  стерлингов  в год, который может быть использован для материальной помощи. Другие организации тоже имеют  скромные фонды.

В ведении Королевского института 40 центров,  сюда входят реабилитационные учреждения как  для взрослых, так и  для детей,  школа профессионального обучения, дома инвалидов. Всего в этой структуре заняты 1500 человек.  Бюджет составляет 13 — 15 млн. фунтов стерлингов, из них  50 процентов — это  субсидия правительства, 40 — средства завещанные, 5 — от вложений в дело, акций и ещё  5 —  от пожертвований.

Центр профориентации

 Создан в 1954 году. Сюда направляют не только обычных незрячих ребят с 16 лет, но и имеющих социальные отклонения  —  отсутствие образования, воспитания, отчисленных из  массовой школы за неадекватное поведение или проявляющих агрессию, вызванную потерей зрения.  Учеников делят на  группы по 3 — 4 человека, преподаватели оценивают  возможности каждого, составляют программу их обучения.  Определяют  физическую подготовку, склонность к интеллектуальным профессиям. Этот период длится 12 недель. Широко применяются тесты: 50 — 110 баллов — средний уровень развития.

Обучение  длится от года до двух лет в зависимости от способностей.  Ребята, которые  приходят  из обычных школ,  не знают систему Брайля,  в меньшей степени развиты, так как там ими  никто не занимался, а дети из спецшкол плохо подготовлены  к жизни, общению с внешним миром. Они слишком опекаемы. Всё это здесь откорректируют. В центр учащихся могут направлять и сами школы, а также  правительственные отделы здравоохранения. Реабилитационная программа состоит из двух частей: в первой предусмотрено освоение самообслуживания, домоводства, этики,  чтения и письма по Брайлю, во второй — ориентировки и мобильности. Всего  42 ученика,  10  учителей с полным рабочим днём,  3 — на полставки и няня. Основное требование — добиться самостоятельности ребят,  научить их помогать себе и  другим. В центре имеются небольшие мастерские  с   токарными и сверлильными станками, набором необходимых инструментов для выполнения простых работ.  Из академических дисциплин преподают литературу, математику, музыку и другие предметы, обеспечивающие знания на уровне школы. Наиболее способных выпускников направляют для дальнейшей учебы. Директор в случае необходимости ведёт переговоры с учебным заведением  о такой возможности.

Много внимания уделяется  спорту. Культивируются  такие виды, как  гребля, горный туризм, скалолазание.  Есть небольшой спортивный зал. Но можно посещать городской бассейн и другие спортивные сооружения. Среда — день для спортивно-оздоровительных мероприятий. Организуются консультации специалистов- медиков, проводится диспансеризация. Финансирует центр Королевский институт.

Учреждение  надомного труда

В начале 20-х годов прошлого века   правительство обратилось к Королевскому институту  с предложением организовать участок для надомного труда инвалидов по зрению с обязательным обеспечением их и сырьём, и рынками сбыта.  Это было очень удобно, и  до войны основная часть  незрячих предпочитала работать на дому. Во время и после войны слепые получили возможность трудоустраиваться  в производственных условиях. Постепенно это надомное учреждение приостановило свой рост.  130 человек делают сиденья для кресел, машин, плетут корзины, вяжут  кофты,  осваивают  настройку   пианино и т.д. Новичков обучают профессиональным навыкам. Имеется птицеферма. Слепые работают садовниками, гончарами.  Есть два страховых агента. Район их обслуживания — 1000  квадратных милей. Они контактируют с муниципальными советами и выступают как агенты этих органов. Муниципальные советы  платят взносы за своих надомников. Большую часть стоимости  оборудования, а это 75 процентов, оплачивает центральное правительство и 25 процентов — муниципальные советы. Учреждение  следит за тем, чтобы слепые выполняли  работу, которая не вредит их здоровью.

В штате — 19 человек, включая обслуживающий персонал, столовую и т.д. Поскольку  участок не развивается, то  надомники должны уйти на пенсию в 65 лет, чтобы освободить место для более молодых.  Но при этом они имеют право открыть своё дело. В этом случае они покупают сырьё у предприятия.

Школа физиотерапевтов

Открыта в 1915 году. Новое здание построил Королевский институт в 1978-м. Рядом клиника на 1300 мест, где учащиеся проходят практику в объёме  1000 часов. Срок обучения 3 года,  набор —  40 человек, преподавателей 8, они же и воспитатели.  Два педагога   незрячие. Площадь под школу выделила клиника. Финансирует Институт. Аудитория оборудована так, что через несколько минут текст лекций раздают слушателям. Здесь хорошая библиотека. Она  размножает лекции и другой учебный материал. В школу могут поступить незрячие и из других стран.

Первый год студенты живут в общежитии школы,  на второй имеют возможность выбора: остаться здесь или найти другое жильё, а третьекурсникам уже рекомендуют обустраиваться самостоятельно, чтобы лучше адаптироваться. В общежитии три жилых блока на 6 человек, ванная, душ, кухня с балконом, у каждого своя комната. Есть блоки на 2 человека.

Связь с клиникой очень тесная. Учителя всё время повышают свою квалификацию и проходят аттестацию. Преподаватели из других стран, из зрячих школ физиотерапевтов приезжают сюда на переподготовку  для тех случаев, когда в их школу поступят слепые.

Каждый наставник обязан знать  любой предмет, однако есть специализация. Поступающие должны иметь среднее образование, быть мобильными, уметь печатать. Три  вида электрооборудования  для  физиотерапевтических кабинетов изучают здесь. Эти приборы оснащены специальными звуковыми приспособлениями,   которые выдают  выпускникам.

В день  бывает пять  часов лекций и один час самостоятельной работы. Учащиеся 1 курса клинику не посещают, а на  2 и 3 курсах они  4 недели занимаются в школе и столько же — в клинике. Экзамены после первого и последнего курсов. В экзаменационную комиссию входят преподаватели из других аналогичных учебных заведений. Уровень подготовки окончивших эту школу достаточно высок, поэтому у них нет проблем с устройством на работу. За обучение платит правительство. Стоимость — 6 тысяч фунтов стерлингов  в год. Учащиеся получают стипендию. Питаются самостоятельно.

Лондонская ассоциация для слепых

Это самостоятельная общественная организация. В её ведении — производственный участок, состоящий из двух цехов: пластмассы и литья. Работают 63 инвалида по зрению. Они изготавливают  из пластических материалов и плёнок обложки для  водительских удостоверений, чековых книжек,  папок. Процесс литья  автоматический. 250 пресс-форм обслуживают 3 инструментальщика. Конструируют пресс-формы сами. Основные изделия — кассеты для видеомагнитофонов, различные детали для радиоприёмников и телевизоров, детские стульчики, расчёски, кружки и др. В  год  выпускают продукции на 1 млн. фунтов стерлингов.  Реализация: 30 процентов — в электропромышленность, 15  — для банков, 10 — для правительственных закупочных контор и Королевского национального  института. Продукция распространяется по всей стране, 25 процентов  идёт на экспорт.

Ассоциация получает пожертвования  от общественности. Есть специальный отдел, сотрудники которого  направляют письма отдельным лицам. В 1982 году поступило  2,2 млн. фунтов стерлингов. Эти деньги  используют на содержание общежитий, домов престарелых и некоторых жилых домов. Есть общежитие на 30 мест не только для работающих на этом заводе. Есть два дома отдыха для воскресных дней, в год отдыхают 2 тысячи человек  из любого города страны,  два дома престарелых на 64 места. Средний возраст  проживающих там — 87 лет. Направляют туда местные советы.  Ассоциация берёт с них взносы. Если есть деньги, то платит сам слепой, если нет, то местные советы. Построен  54-квартирный дом, в котором живут слепые. Они платят за квартиру. Но в случае  необходимости Ассоциация помогает. Она  оказывает поддержку всем нуждающимся или в виде пенсии  (580 человек), или в виде единовременного пособия на отпуск, образование,    покупку оборудования, мебели. Трудовое устройство осуществляется через бюро либо правительственного, либо Королевского института, где незрячие должны пройти предпрофессиональную подготовку.

Колледж для слепых девочек

Они приезжают сюда  со всей Великобритании  и из других стран. Проходят  отбор. Девочки должны быть интеллектуально развиты. Кроме академических предметов, их  обучают мобильности, содействуют росту  интересов и  общению с внешним миром. Здесь занимаются лыжами,  дзюдо, ездой на пони, плавают на яхтах, работают с коротковолновыми приёмниками, что расширяет границы общения. В колледже 80 девочек, учатся 7 лет.  После освоения обязательного курса  могут продолжить образование. Изучают английский, немецкий,  французский, факультативно — русский, а также испанский, шведский,  древнегреческий, литературу, ботанику, вычислительную технику. Одними из первых они начали в 1964 году осваивать компьютеры. Подготовка  здесь очень высокая.  Почти все выпускницы  колледжа в  дальнейшем получают высшее образование. Организован он  в 1921 году. Принадлежит Королевскому национальному институту. За обучение платят только иностранки. Стоимость — 6 тыс. фунтов  стерлингов  в год. Территория 25 акров.  Есть бассейн с подогретой   водой, чудный спортзал, сцена,  драмтеатр.

Центр реабилитации

Во всей стране помощь слепым оказывает центральное правительство, местные муниципалитеты и  общественные организации. Когда человек слепнет,  на него заполняется врачебная карточка. Если указано, что зрение превышает уровень, установленный органами здравоохранения, то карточку направляют по месту жительства муниципальному совету. Там   выясняют, что нужно этому инвалиду:  обучение Брайлю, машинописи, бытовым навыкам.  Эти услуги могут быть  оказаны как на дому, так  и в центре реабилитации. В стране имеются три таких  центра: в Шотландии, Ноттингеме, Торки. Если нужно освоить самообслуживание,  надо ехать в Ноттингем. Если речь идёт о возвращении на работу, то Торки.  Оплачивается  пребывание в центре реабилитации центральным правительством. Сюда поступают не только недавно ослепшие. Возраст — от 16 до 65 лет. Обязательное условие: чтобы человек мог освоить курс обучения. Задачи центра: реабилитация и подготовка к труду. Обучают Брайлю, машинописи, ориентировке. Социальный работник  беседует с каждым прибывающим в центр. Он выясняет степень подготовленности, уровень образования, воспитания, семейного положения. Затем составляют программу либо для развития, либо  для устранения психологических проблем, связанных с потерей зрения. Часто встречаются депрессии,  вызванные отсутствием денег, иногда личными неурядицами. Тогда работник связывается с семьёй либо с местными муниципальными советами и всеми способами старается помочь слепому улучшить  своё душевное состояние.

При поступлении каждый абитуриент направляется в лабораторию для проверки  зрения. Разрабатывается методика для слушателей, имеющих остаточное зрение, определяются возможности его использования. Исследуют  также состояние  цветного зрения. Оно  важно для мобильности. Определяется острота и поле зрения. Проверяется состояние слуха.

В центре есть консультант по слабовидению. Он бывает один раз в месяц. Помогает подобрать  корректирующие средства. Есть прибор, который  уточняет уровень светоощущения. В центре 20 преподавателей  и 4 воспитателя. Обучают 300 человек в год.

Занятия  по мобильности индивидуальные, 1,5 часа в день в течение 10 — 12 недель. Для тренировки используется длинная трость. Но сначала проверяют, что лучше для человека  — трость, собака или зрячий проводник. Обучают навыкам предостережения  с помощью рук.  Когда слепой начинает  хорошо ориентироваться в доме, он выходит в открытое пространство. Он должен определить все препятствия на своём пути, сориентироваться на территории с небольшим количеством транспорта и пешеходов, затем — на дорогах с интенсивным движением.  В конце курса ему нужно добраться до  центра города, зайти в магазин, сделать покупку и вернуться обратно.

Занятия по домоводству проходят в домашней обстановке. На плите, на чашке-дозаторе, на весах — брайлевские  указатели. Каждый может прийти в любое время.

На профориентации изучают  сверлильный, токарный, револьверный станочки. По желанию делают шкатулки, шахматные столики, табуретки, сиденья которых оплетают. В гончарной мастерской изготавливают фигурки, вазочки, кувшины, после обжига их покрывают глазурью. Ведётся обучение  учащихся для работы в конторах с применением машинописи, телефонии, компьютеров. Есть участок плетения корзин, ткачества небольших ковриков.

Через четыре недели после начала обучения  обсуждаются предварительные возможности трудоустройства,  потом это происходит через каждые две недели. Один из членов комиссии обязательно представитель правительства.  Трудоустройство осуществляется через специальное бюро правительства и через Королевский институт. В конце курса члены комиссии направляют в местное правительство отчёт: объективную картину  на каждого незрячего с рекомендациями. Пишут, куда может быть устроен человек по своим личным качествам, но без указания конкретных профессий. Например:  может работать в общей промышленности или на специализированном предприятии, где ему надо предварительно пройти профессиональную подготовку, или  не может быть трудоустроен. Одновременно выясняют, сколько незрячему нужно денег на жизненное обустройство  в своей местности.

Брайлевский дом

Это типография брайлевских и «говорящих» книг. Специализируется на выпуске учебной литературы. Есть музыкальный отдел и библиотечное отделение. Хорошо налажено планирование производства. Соблюдается соответствие заказов имеющимся мощностям и  технологиям. Строго осуществляется контроль за графиком работ. Литература начитывается добровольными чтецами бесплатно. Они делают это дома. Все остальные работы проходят в типографии. Студенты дают список необходимых для учёбы книг, потом он рассматривается и, как правило, утверждаются все.  1500 читателей пользуются этими книгами, в том числе 200 студентов университета плюс  100 студентов других институтов.

В музыкальном отделе   записывают  ноты  по Брайлю, литературу для продажи и по заказам. Есть каталог, к которому ежегодно выпускают дополнения. 19 частных заказов в месяц выполняют на плёнке, и 50 названий — для продажи.

Плоскопечатная литература о слепых поступает сюда со всего мира. Переписывают 70 человек дома. Бумагу и машинку предоставляет типография.  Пользуются библиотекой учёные, а также  незрячие, занимающиеся какими-либо научными вопросами.

Студенческая брайлевская библиотека рассылает в 80 стран  63 тысячи томов учебной литературы. Некоторые книги продают. Есть единственные экземпляры. Некоторые размножают на термопластах. Библиотека — часть Королевского института.  Существует на пожертвования и небольшую дотацию правительства.

От редакции. Вот, пожалуй, и всё, что мы узнали  про старую добрую Англию  из дневника А. Язвиной. Читайте, думайте, сравнивайте.  Учтите,  что  это всего лишь страницы истории, к тому же не нашей. Но с намёком нам  на то, что максимально доступная окружающая среда, позволяющая незрячим  не только безопасно передвигаться по улицам, но и в  целом по жизни,  начинается с внимательного отношения к каждому инвалиду, с создания условий для реализации  его   личных способностей и возможностей

Мы благодарим А. Язвину за воспоминания, за сотрудничество при подготовке материалов, посвящённых юбилею ВОС.  Просим ветеранов последовать этому благородному примеру и рассказать на страницах нашего журнала о наиболее интересных, ярких и значимых событиях из истории Общества слепых, свидетелями которых они были. Их впечатления, оценки украсят книгу памяти живыми образами.

КРУГОСВЕТКА     

С белой тростью — по благословенной земле

Продолжение. Начало читайте в № 12, 2013 г. и в № 1, 2014 г.

Очень не хочется выбираться из тёплой постели, но пора. Ёжась и напевая себе под нос «нас утро встречает прохладой», направился в ванную. Татьяна уже завершила свой туалет и проверила, все ли вещи упакованы в рюкзаки. В дверь постучал Ясанта и проводил нас на завтрак. Словно британские аристократы, сели за массивный стол на стулья с высокими спинками. Атмосфера предполагала сакраментальное: «Овсянка, сэр!» Увы, омлет, творог, булочки, джем принёс обычный официант. В столовой ощутимо свежо, но несколько чашек горячего кофе не дали замёрзнуть.

  Автомобиль двигался предельно осторожно то вверх, то опять  вниз. Несмотря на включённые фары, видимость заканчивалась буквально в трёх шагах, но постепенно с каждым витком серпантина туман редел. Стали видны обочины, по которым к ближайшим плантациям спускались сборщицы чая, одетые как русские крестьянки. Непрезентабельные  куртки и резиновые сапоги защищали от сырости и сухопутных пиявок, которых в траве — немерено. Наконец-то свернули с трассы к фабрике, где нас должны подробно ознакомить  с технологией изготовления столь любимого напитка. Выбравшись из машины, заслушались, так как  неподалёку серебряными колокольчиками звенели детские голоса. Это приехали на экскурсию школьники. Интересно, что учебный год на Шри-Ланке начинается в январе. Через каждые три месяца — один каникулярный.

  В помещении  нас встретил сумасшедший аромат. Повсюду  стоял  терпкий и пьянящий запах великолепного чая. Чтобы получить качественный продукт, на первом этапе технологической цепочки листья завяливали, для чего помещали в длинный короб с дырочками  для свободной вентиляции и держали там  до восьми часов, обдувая тёплым воздухом. Затем  происходит машинное скручивание. Впрочем, иногда эта операция осуществляется вручную. Для получения чёрного чая полуфабрикат отправляют на ферментацию, для чего  на определённое время раскладывают на столах, а затем сушат. При изготовлении зелёного  процесс окисления пропускают и сразу применяют  более высокую температуру. Заключительные этапы  — резка и сортировка по размеру. По окончании содержательного путешествия, начинаю ощущать себя профессионалом.

  В фабричной чайной обаятельная девушка, щебеча с Ясантой, поставила  перед нами наполненные чашки. Благородный пахучий напиток выше всяческих похвал! В расположенном тут же магазине было непросто сделать выбор. На полках стояли бумажные упаковки, деревянные шкатулки, жестяные и керамические баночки, фарфоровые ларцы, наполненные чаем разных сортов. Здесь же можно приобрести посуду и атрибутику. Совершив почти оптовые закупки для себя и в подарок друзьям, нагруженные изнутри и снаружи, довольные, мы двинулись к терпеливо ожидающей машине. Радостно пискнув, она приняла нас в свой уютный салон и стала в обратном порядке скручивать серпантин  шоссе. Ясанта, согласно обязанностям, заговорил о городе, в который теперь направлялись.

  На процветающую Шри-Ланку издревле вторгались индийские и арабские завоеватели, а в 1590 году побережья заняли португальцы. Сингальцы отступили в глубь острова и основали там государство, столицей которого и стал Маха Нувара — «Великий город». Современное же название Канди, что значит «гора», дали англичане, которые не ограничились портами и в 1815 году захватили Горное королевство. Последний  здешний монарх был пленён и отправлен в Индию, где и умер, а столицу колонизаторы перенесли в Коломбо.

Знакомство с Канди, который основан ещё в XIV веке, а расположен на высоте 488 метров над уровнем моря, начали с дворцового комплекса. На его территории располагается Храм «Зуба Будды». Именно там хранится священная реликвия. Сотрудники службы безопасности попросили Татьяну показать содержимое сумочки. По-видимому, есть в ней нечто,   заставляющее подозревать её в склонности к терроризму. Мужчины не удостоились их внимания. Строгие меры контроля действуют с 1998 года, когда смертник из сепаратистского движения «Тигры освобождения Тамил-Илама» подорвал себя на данной территории.

  По каменным плитам приблизились к входу на первый этаж здания, потом, разувшись и надев припасённые носки, проникли под гулкие своды. Статуи Будды сидели в позе лотоса. Перед каждой  горкой лежали подношения, в том числе свежие и уже не очень цветы. Трогая их, что здесь не возбраняется, внимательно изучили символичные знаки. Руки у каждого изображения сложены по-разному. Определённое положение ладоней говорит о том, что «великий наставник» медитирует, исполняет желания или передаёт своё учение. Супруга попыталась копировать застывшие жесты, у меня возникли смутные подозрения, не решила ли она сменить конфессию. Согласно ритуалу, мы старательно пятились от предыдущей скульптуры, ведь повернуться спиной к Будде — значит, выказать неуважение.

  По лестнице, украшенной бивнями и барельефами, поднялись на второй этаж, где бережно хранится «Священный Зуб». Он завёрнут в золотой лист и уложен в своеобразную матрёшку из семи шкатулок, которые  инкрустированы драгоценными камнями. Даже стены во Дворце сверкали самоцветами. Я старался держаться подальше от них, боясь, что не справлюсь с искушением и попытаюсь выковырять какой-нибудь подвернувшийся под руку алмаз. Стоящие здесь старинные жертвенные чаши были наполнены рисом и молоком. Эти подношения вечером съедят монахи, а на рассвете их вновь наполнят. Сквозь украшенные серебром и слоновой костью двери попали в библиотеку, где в застеклённых шкафах хранятся рукописные книги, страницами для которых служат листья пальмы талибот. Вот и ниша, отгороженная  барьером и ширмой, которую  отодвинут на закате, чтобы паломники увидели ларцы со святыней. Сам же «Зуб» извлекают лишь по особо торжественным случаям.

  Когда вышли на улицу, с озера повеяло прохладой. Остановившись на солнышке, Ясанта рассказал об истории появления здесь трёх индуистских святилищ. В отличие от немецких принцесс, которые, выходя замуж за русских царей, принимали православие, азиатские невесты  веру менять не хотели. Поэтому во избежание скандалов высокопоставленные женихи были вынуждены строить для любимых культовые сооружения.

  Канди также центр традиционных ремёсел. Покружив по крутым улочкам, нас доставили в мастерскую батика. Там бережно культивировали традиционное искусство ручной росписи по натуральной ткани. Издавна для получения нужного узора на лён, хлопок или шёлк наносили воск, оставляя свободные промежутки для заполнения определённым составом. Затем изделие помещали  в ёмкость с красителем, а через должное время извлекали, при этом пчелиный дар выпаривали. Потом процедуру повторяли, пока весь отрез не покрывался многослойными разноцветными рисунками, каждый из которых индивидуален.

  Стараясь не мешать священнодействию, перебрались в торговый зал. Татьяна углубилась в лабиринт развешанных на плечиках готовых изделий. Её консультировала  сама владелица салона. Языковый барьер женщинам не мешал. Иногда Ясанта описывал супруге цвета и рисунки, а я оценивал фасоны моделей и вдруг наткнулся на табличку с запретом фотографировать. Похоже, промышленный шпионаж проник и сюда. Наконец, из коллекционных глубин, нагруженная покупками, возвратилась волоколамская леди. На прощание нам сделали хорошие скидки и подарили  салфетки с очень симпатичными слониками. На родине высоко оценили искусство ланкийских мастериц.

  Самый большой в Азии Королевский ботанический сад находится не в Канди, а в его пригороде — Перадении. Он расположен в живописной излучине реки Махавели. Официально считается, что его основали вездесущие, как тараканы, британцы в 1821 году. Впрочем,  ещё в XIV веке тогдашний  правитель приказал высадить здесь тропические деревья для прогулок придворных. В середине XVIII века сады стали называть Королевскими. Колонизаторы же решили разводить здесь экзотические растения, из которых на шестидесяти гектарах сложилась уникальная коллекция.

  В ланкийских садах и парках не возбраняется ходить по траве. На полянках отдыхали целые семьи, резвились студенты и школьники. Высоко над ними обосновались огромные стаи летучих собак. Эти безобидные рукокрылые млекопитающие питаются исключительно фруктами, соком и нектаром. Провожаемые шумными обитателями крон, мы ступили в аллею, деревья на которой посажены знаменитыми людьми, когда-либо побывавшими здесь. Удалось потрогать живые памятники Индире  Ганди и Иосипу Броз Тито. Могучее железное дерево в 1891 году  подарил человечеству будущий император Николай Второй, а вот тоненькому стволику не повезло, потому что он перестал расти в год гибели  его «крёстного отца» — Юрия Гагарина.  Мистика какая-то!

  В роли пытливых естествоиспытателей минут десять бродили между воздушными корнями фикуса Бенджамина. Этот  гигант занимает площадь в 2500 квадратных метров. Под ним  могла бы разместиться добрая тысяча туристов. Оказалось, что лианы вовсе не схожи с упругими канатами или резиновыми шлангами. Многие из них были очень твёрдыми и достигали двадцати сантиметров в диаметре. Выбрав потоньше, я вообразил себя Тарзаном, покачавшись на ней. Для разнообразия заглянули и в «дом орхидей». Здесь в тёплой влажной атмосфере росли более четырёхсот видов аристократических растений, у некоторых с удовольствием и осторожностью потрогали нежные лепестки. Вволю надышавшись, выбрались на свежий воздух. Тут-то небеса  и напомнили о сезоне дождей. Внезапно обрушился тропический ливень. Правда, мы удачно спрятались под густую листву, через которую только редкие капли долетали до нас. Послушав минут двадцать, как барабанят яростные струи, решили перебежками добираться до внедорожника. Немного подмокшие ввалились в салон и потребовали, чтобы любитель прохлады Валевит немедленно выключил кондиционер. Ясанта утешил, уверив, что за одно посещение весь ботанический сад обследовать всё равно невозможно, и начал информационную подготовку к предстоящему рейду.

  Уже в глубокой древности предприимчивые купцы плавали на богатый остров Серендип. Легендарный  Синдбад-мореход дважды посещал его с целью разжиться самоцветами. Сам великий Соломон преподнёс царице Савской уникальный рубин, найденный в Земле Львов. Множество драгоценных камней добывали на Цейлоне при арабах, португальцах и англичанах. Сапфир «Голубая Красавица» в 400 карат  украсил британскую корону.

  В здании, которое, скорее, похоже на музей, чем на промышленное предприятие, сперва прошли в небольшой кинозал, где нам продемонстрировали фильм о нелёгком труде старателей. Картинку сопровождал комментарий на русском языке. Благодаря этому мы смогли представить технологию процесса. Сперва в джунглях по загадочным признакам определяли зону предполагаемого месторождения. Затем чуть ли не вручную выкапывали шахту, укрепляя деревом стены и потолок, при этом приходилось откачивать постоянно сочившуюся воду. Добравшись до перспективного слоя, породу загружали в корзины, которые на верёвках поднимали наверх. Там руду сортировали и промывали под мощными струями. Если сопутствовала удача, горнякам доставались  долгожданные сапфиры или хотя бы менее ценные турмалины, гранаты и «кошачьи глаза». Попадались и александриты, которые встречаются ещё только на Урале.

  В сопровождении фабричного специалиста прошли к рабочим местам ювелиров. Негромко жужжали  станочки. За ними сосредоточенно трудились мастера. Здесь самоцветы приобретали товарный вид. Нам дали потрогать абразивные круги, с помощью которых камням придавали нужную огранку. Полюбовавшись на будущие шедевры, перебрались  в торгово-выставочный зал. Понимая, что слепые не в состоянии оценить дивные экспонаты в застеклённых витринах, любезные сотрудники усадили нас за столик и поставили  перед нами шкатулку, доверху наполненную драгоценными камнями. Они довольно дёшевы, поэтому состоятельные ценители вывозят их отсюда буквально мешками. Чувствуя себя олигархами, мы изредка небрежно интересовались ценой понравившегося экземпляра и неспешно перебирали искусно огранённые сапфиры, уступающие в табели о рангах исключительно алмазам. Потом принесли и готовые изделия. По-видимому, под влиянием их ауры я не смог побороть искушение и стал владельцем «волшебного перстня Наваратна». Его  украшали девять самоцветиков — по числу крупнейших объектов Солнечной системы. Считается, что данный амулет обладает благоприятными для хозяина магическими свойствами. Татьяне подобрали колечко с тремя сапфирами: двумя белыми и одним «звёздным» с эксклюзивной искоркой. В заключение на наши покупки оформили сертификаты подлинности.

Солнце неуклонно склонялось к закату, но сегодняшние планы ещё не были выполнены. Напоследок мы посетили цейлонское театрализованное представление. В небольшом зале нас заворожила традиционная музыка. Под аккомпанемент народных инструментов увешанные гремящим металлом персонажи разыгрывали эпизоды из истории Шри-Ланки. Со сцены раздавался звон мечей, а когда грозные звуки затихли, тоненько позванивая украшениями, появились грациозные сельские девушки. Потом в буквальном смысле слова зажигательное шоу продолжилось под открытым  небом. Невдалеке догорал огромный костёр. От него ощутимо несло жаром. Пока готовили площадку, исполнители размеренными напевами вводили себя в нужное состояние. Сначала неторопливо, но постепенно наращивая темп, рокотали  барабаны. Плясуны босыми ногами вступали  на раскалённые угли. По бряцанью металлических деталей на костюмах можно было следить за их передвижениями. Ритм достиг апогея и резко оборвался в тот самый момент, когда последний виртуоз сошёл с огненного танцпола. Всё, программа исчерпана. Раздались аплодисменты зрителей. Стемнело. День, который так много вместил в себя, подошёл к концу. Валевит отвёз нас отдыхать в отель со странным названием «Шведская резиденция».

Татьяна и Андрей Усачёвы

Продолжение читайте в следующем номере.

ПОЭЗИЯ

Леонид Авксентьев,

Карелия

*    *    *

Ускакал мой Пегас в разнотравье полей —

Нелегко содержать своенравных коней.

То ли тать конокрад хитрым зельем споил,

То ли круп Сивки-бурки покоя лишил.

 

И всё лето почти по ночам у окна

Понапрасну я ждал звон подков скакуна.

И всё лето почти на столе моём лист

Лунным светом белел, целомудрен и чист.

 

Когда в Яблочный спас август звёзды ронял,

Я знакомое ржанье в саду услыхал,

И при свете зарниц, словно в детстве во сне,

Под окном увидал двух крылатых коней.

 

Он вернулся домой, мой ретивый Пегас,

И подружку свою мне привёл напоказ.

Сотворенье стихов, и дразня и маня,

Вновь за письменный стол усадило меня.

 

Снова нитью причудливой вьётся строка,

И едва за пером поспевает рука.

Еле слышно пульсирует ритм над виском,

И опять чистый лист обрастает стихом.

                                            *    *    *

Хорошо в домашнем тепле
Сквозь узор в ледяном стекле

Наблюдать, как осколки зари —

Простодушные снегири —
На ветвях тонконогой ольхи
По слогам разбирают стихи,

Что, позёмкою строчек клубясь,
Написала зима, торопясь.
Стих про тоненький серп луны
И про скорый приход весны,
Как синеет за речкою даль
И скользит по сугробам февраль.