Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

      НАШИ ВЕТЕРАНЫ

Три дня боя плюс вся жизнь

 Окончание. Начало читайте в № 5.

Начало пути в новую жизнь

Чтобы не тратить попусту время, Анатолий вместе с сопровождающим сходил в крайвоенкомат и горсобес — везде его встречали радушно. Тогда-то  он и узнал о существовании Общества слепых. На другой же день отправился в местный отдел организации. Его встретил тогдашний председатель Степан Денисович Печень. Бывшего партизана гражданской войны взволновала судьба израненного парня. Он рассказал о целях и задачах ВОС, о том, что у них уже состоят на учёте несколько военноослепших ребят.

— Надеюсь, что все вы будете мне хорошими помощниками, — сказал он. — Да, чуть не забыл. При Красноярском музыкальном училище решено открыть специальное отделение баянистов. Там будут обучать бывших фронтовиков, в боях потерявших зрение. Как ты на это смотришь?

Романчук музыкой раньше не увлекался, но тут же написал заявление о приёме, решив: «Большой беды не будет, если даже из меня музыканта и не получится, то хоть какую-то специальность я всё же приобрету. Да и жизнь с чего-то начинать надо…»

В последующие дни Анатолий посетил ячейку ВОС, председателем которой была баянистка Агния Петровна Кожуховская, позднее преподававшая в музучилище. Она познакомила Анатолия  со шрифтом Брайля и показала прибор с грифелем и, заложив бумагу, тут же дала первый урок пальцевой грамоты. Талантливый парень всё схватывал на лету. Уходил он уже членом ВОС, унося подаренный письменный прибор. Теперь ему было чем заняться.

Когда Енисей сбросил ледяную броню, Анатолий первым же пароходом уехал домой. А в конце сентября вернулся в город. Как раз поспел к началу учебного года.

В их группе поначалу оказалось 19 студентов, ослепших на   войне, но позднее пятеро отсеялись. На их места были приняты инвалиды с детства, среди них два подростка с небольшим остаточным зрением — Алексей Иванников и Астафий Почекунин, которого все звали Стасик. Этот весёлый и уважительный паренёк  особенно привязался к Анатолию и всегда был готов прийти на помощь слепому старшему товарищу.

Анатолий Романчук и Леонид Смарыга более месяца жили в помещении ячейки ВОС, потом перебрались в общежитие. Чтобы бывшие солдаты не умерли с голоду, в их коммуну доставили капусту и картошку. Затем горсовет выделил талоны на трёхразовое питание в ближайшей столовой. Последняя военная зима оказалась на редкость жестокой. Мороз зашкаливал за 50 градусов. Требовалось много топлива для печи, а его не было. Вот тут и раскрылись организаторские способности бывшего взводного. Взяв в сопровождающие Стасика, он отправился в горсовет и добился того, что им выделили дрова и уголь. Их доставка ложилась на плечи самих студентов. Держась друг за друга, в сопровождении ребят с подглядом они шли на склад, где прямо на месте пилили брёвна, а затем кололи чурки. Уже готовые дрова на лошади везли в приют баянистов. Из обмундирования у них оставались шинели и шапки, которые с горем пополам грели, но вот обуви практически не было вовсе. Ребята  решили направить «ходока» в горком партии. Выбор пал на Романчука. Ходатай добрался до первого секретаря, который, несмотря на загруженность, внимательно выслушал посланца и тут же распорядился выдать ордера на получение валенок, кирзовых сапог и тёплых бушлатов. Всё это получил каждый член их солдатского братства. С тех пор так и повелось. Если возникали какие-либо проблемы, решать их приходилось Анатолию. Он стал настоящим лидером, а  когда собрались создать ячейку ВОС, его единогласно избрали председателем.

В 1945 году в Красноярске впервые состоялась краевая конференция ВОС, на которой председателем организации был избран С. Печень, а контрольно-ревизионную комиссию возглавил двадцатилетний А. Романчук. Пять лет спустя председателем отделения  ВОС стал инвалид войны Степан Бывшев, который через год с небольшим по решению ЦП ВОС был освобождён досрочно. В апреле 1951 года состоялся внеочередной краевой форум незрячих активистов. На нём новым руководителем крупнейшей сибирской организации ВОС совершенно неожиданно был избран Анатолий Нарциссович Романчук, который незадолго до этого получил диплом с отличием и работал в клубе пригородного совхоза «Удачный». Ему тогда было лишь 25 лет, впрочем, он уже был женат и имел сына.

Заботы председателя

Ячеек ВОС было ещё мало. Для того чтобы организовывать новые, необходимо было выезжать в таёжную глубинку. В конце пятидесятых годов в крае насчитывалось 29 первичек, действовавших  почти в каждом районе. Больше половины из них возглавляли военноослепшие. Быстро увеличивалось количество членов Общества слепых. В основном, это были молодые люди, хотевшие занять достойное место в жизни. Главной головной болью молодого руководителя стали учебно-производственные мастерские, недавно открытые на правом берегу Енисея, в которых работали около тридцати слепых. Там надо было срочно наводить порядок. Начал он с того, что уволил директора Ширяева, постоянно «путавшего» скудную кассу предприятия со своим карманом. На его место приняли инвалида войны А.С. Викентьева, но через год пришлось поменять и его. На ответственную должность выдвинули рабочего УПМ, тоже бывшего фронтовика, П.Ф. Елесина. Опыт приобретался методом проб и ошибок. Задачей первостепенной важности стало трудоустройство всех желающих. Вскоре в  УПМ уже работали около двухсот человек, из них — более ста инвалидов по зрению. Для огромного края — капля в море, да и условия труда оставляли желать лучшего. В тесных помещениях двух деревянных зданий располагалось основное производство. В пимокатном цехе из-за жары, сырости и грязи многие мужчины работали полуголыми, а на участке, где изготавливали обувные и малярные щётки, наоборот, было очень холодно. Нередко в зимнюю стужу вода в вёдрах покрывалась ледяной коркой. Женщины разбирали пыльную рогожу, кутаясь во что придётся.

Из транспорта для перевозки груза имелась лишь лошадь, которую, в зависимости от сезона, запрягали в сани либо в телегу. Однажды был такой случай. Кончились дрова и уголь. Денег для их приобретения в кассе не было. Добывать топливо отправился председатель ячейки И.М. Кипоров. На нём были хорошие валенки, которые он сам себе изготовил в счёт зарплаты. Разговор с заведующим складом о закупке дров в долг ни к чему не привёл. Тогда Илья Михайлович разулся и вручил свою шикарную обувку влиятельному лицу, взамен он тут же получил наряд на жизненно необходимый дефицит. Вернулся незрячий активист, сидя на загруженном под завязку возу в одних портянках.

Мысль о том, что срочно надо развивать предприятие, не давала Анатолию Нарциссовичу покоя. Об этом он неоднократно говорил с работниками ЦП ВОС, писал обоснованные письма, но безрезультатно. Помог случай. В 1955 году из Москвы приехала комиссия с проверкой работы правления Красноярской организации. 23 августа этого же года Анатолий Романчук вместе с директором УПМ Павлом Елесиным был вызван на заседание президиума ЦП ВОС. Заслушав отчёт сибиряков, а затем результаты проверки их деятельности,  приняли решение разрешить УПМ строительство нового производственного корпуса  площадью 800 квадратных  метров с котельной, складами, гаражом, а также жилого дома на 36 квартир. Фактически красноярцы получили добро на возведение комплекса будущего УПП. Это был отличный подарок ко дню рождения председателя, о котором, разумеется, никто и не вспомнил. В тот день он радовался, как мальчишка.

Начались новые тревоги и бессонные ночи, но они не пропали даром. Через четыре  года удалось сделать намного больше, чем первоначально планировалось. Хозяйственным способом производственный корпус удалось увеличить в полтора раза, а в жилом доме оказалось 48 квартир. В нём весь средний подъезд был отведён под общежитие. Скоро рядом вырос ещё один жилой красавец, в котором на первом этаже разместились клуб и краевая библиотека для слепых, а её директором стал бывший офицер Н.М. Торгашин, потерявший зрение на фронте. С введением нового производства появился перспективный профиль — почти весь корпус занял картонажный цех. При этом коллектив предприятия увеличился вдвое.

Параллельно с развитием теперь уже Красноярского УПП в крае были открыты ещё два предприятия для слепых: в 1957 году — в Абакане с  филиалом  в Кызыле и в 1959 году — в Канске, где также полным ходом шло строительство, осваивались изделия, пользовавшиеся повышенным спросом, началась кооперация с государственными промышленными гигантами. Среди них были: радиозавод и предприятие по производству медицинских препаратов, химкомбинат и фабрика «Спартак» в Красноярске, а также  текстильный комбинат в Канске. Широко был организован надомный труд. Со всех уголков края съезжались незрячие, в том числе  выпускники Абаканской школы для слепых детей, и всех их трудоустраивали, давали места в общежитиях, которые имелись на всех трёх предприятиях, так же как клубы и учебно-консультационные пункты для рабочей молодёжи. Как правило, вновь прибывшие приходили на приём к Романчуку, двери в кабинет которого были всегда открыты. С  каждым из посетителей он беседовал по душам, и  никто не уходил обиженным.

Хозяйство у председателя правления в начале восьмидесятых годов было основательным. Территория Красноярского края составляет 1/7 часть Российской Федерации, его протяжённость с юга на север почти 3 тысячи километров, с запада на восток — максимально 1250 км,  протяжённость Восточно-Сибирской магистрали — 650 километров. И на всей этой территории проживали инвалиды по зрению. Каждую из первичек хотя бы раз, а иногда и дважды  в году, он старался посетить. Любимым детищем по-прежнему оставались УПП, в их развитие он вкладывал душу, добывая средства на строительство и благоустройство. На месте ветхих домишек теперь красовались целые производственные комплексы и благоустроенные жилые дома. Особенно много удалось сделать на УПП Красноярска. К восьмидесятым годам там выросли ещё два здания общей площадью более четырёх тысяч квадратных метров. В одном из них расположился цех металлообработки. В нём много воздуха, света, живых цветов. Там работали 250 человек, выпускавшие изделия для Красноярского комбайнового гиганта и Дивногорского завода низковольтной аппаратуры. Во второе новое здание переселилась вся администрация предприятия, там же располагались столовая, местный радиоузел, здравпункт, имелись даже сауна и бассейн. Всё это было к услугам работников УПП, численность которых в 1985 году составляла 745 человек. К этому времени имелись в наличии два пассажирских автобуса, несколько легковых и грузовых автомобилей, трактор, по территории бегали автокары.

До позднего вечера в клубе, спортзале, консультационном пункте проходили занятия. Самодеятельные артисты часто выезжали на гастроли. Всеми этими достижениями Романчук справедливо гордился,  ведь за этим стоял его самоотверженный труд, хотя цену ему доподлинно знают немногие. Анатолия Нарциссовича пять раз избирали членом ЦП ВОС. К середине восьмидесятых годов в РО состояло на учёте уже более трёх тысяч членов, из них работали более полутора тысяч. Незрячим было выделено свыше шестисот  квартир.

Вынужденный заслуженный отдых

В 1985 году Анатолий Нарциссович отпраздновал  юбилей. Энергичный и полный сил, он стал готовиться к очередной отчётно-выборной конференции. О том, что у него появились недоброжелатели, конечно, догадывался, да и у какого руководителя нет завистников, ведь он проработал в этой должности без малого 35 лет. Случалось всякое, но такого крутого виража  не ожидал. На той конференции новым председателем краевого правления был избран Юрий Козловский, а заслуженный ветеран стал его заместителем. Но спустя год, написал заявление и по собственному желанию ушёл на заслуженный отдых.

С тех пор прошло 27 лет. Но для тех, с кем ему довелось работать, для кого он стал настоящим «крёстным отцом», Романчук до сих пор остаётся уважаемым наставником, ушедшим в запас. В  день празднования Великой Победы он всегда является почётным гостем в клубе предприятия, где собираются и торжественно отмечают «этот праздник со слезами на глазах» ветераны войны, труженики тыла и нынешние работники «КрасТЭМ». Несмотря на почтенный возраст, Анатолий Нарциссович — активный читатель библиотеки, счастливый отец, дедушка и прадедушка. О том, что он прожил достойную и богатую событиями жизнь, красноречиво свидетельствуют два ордена Отечественной войны Iстепени, медаль «За доблестный труд» и множество других наград.

                             Нина Зайцева, Татьяна Степанова

     РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

ТОЧКИ — ЛИНИИ

Другие могут посмотреть,

Слепым потрогать нужно,

Чтоб нарисованную твердь

Принять неравнодушно.

Вчитавшись в точечную вязь,

Не стану я печальней,

Ведь знаю: памятливей связь

У нервных окончаний.

Вроде бы никто  не возражает, что  осязание играет важнейшую роль в  интеллектуальном развитии каждого слепого ребёнка. Его первое знакомство с выпуклыми изображениями привычных предметов окружающей среды и сюжетными иллюстрациями популярных сказок происходит в раннем детстве. Затем в ученическом арсенале появляются брайлевские буквы и цифры, а ещё позже — графические контуры материков и государств, схемы строения человека, сложные таблицы и формулы, а частенько и ноты или записи шахматных партий. Параллельно с активным совершенствованием тактильных навыков идёт процесс речевого и музыкального познания мира. Рано или поздно пытливые тотальники открывают для себя и «говорящую» книгу. Специалисты её обычно не жалуют, ведь она действительно  отрицательно влияет на уровень грамотности. Прежде всего страдает орфография. Впрочем, у меня всё было шиворот-навыворот, потому что  мой собственный путь к всевозможным рельефным пособиям начался как раз с дикторских голосов.

Сорок лет назад, главным образом на слух, я буквально «дотянул» общеобразовательную десятилетку, потому что  уже с огромным трудом разбирал даже крупношрифтовой плоскопечатный текст и фактически превратился в полуграмотного гражданина. Начав работать на предприятии ВОС и узнав о существовании озвученной литературы, сразу же отправился в специальную библиотеку для слепых. Вскоре на моём письменном столе почётное место заняла работяга «Дайна», а десанты в книгохранилище стали приятной необходимостью. Прозу и поэзию в те годы записывали ещё на скорости 9,53 см/сек. и вес был приличным: рулоны я таскал буквально чемоданами. Мне нравилась информационная независимость от заботливых  родных и случайных чтецов. Патологическая жажда знаний была наконец-то в основном удовлетворена. И постепенно началось  углублённое и осмысленное потребление мудрости веков. Хронического книголюба переполняла радость открывшихся возможностей и перспектив.

  Следует заметить, что  в пору моей юности начитанные на плёнку произведения для многих незрячих, особенно в глубинке, были ещё в новинку или являлись маловажной роскошью, так как далеко не сразу широкие массы инвалидов приохотились к прослушиванию художественных произведений, а тем более научно-популярных изданий и справочников, да и специальных магнитофонов за полцены не хватало. Тогда многие тотальники предпочитали прикасаться к текстам собственными перстами, а вот я о рельефно-точечном шрифте имел очень приблизительное  представление. Брайлевские «шифрограммы» меня совершенно не привлекали, ведь я воспитывался на мамином чтении вслух и великолепных радиопередачах. Мне очень нравились дикторские монологи и диалоги на правильном русском языке, концертные номера, театральные, телевизионные   и кинематографические шедевры в исполнении великих актёров. Мой мозг отлично воспринимал и запоминал даже значительные по объёму «наговорённые» тексты. Конечно, постоянно попадались под руку выпуклые надписи на библиотечных коробках, изображения архитектурных сооружений и памятников, но «последней весомой каплей» стала рельефная карта Центральной Америки. Я плоховато знал данный регион и внимательно изучал хитросплетения границ крохотных государств. Как ни бился, самостоятельно разобраться не смог, а условные обозначения оказались не по зубам. Пришлось взяться за брайлевский алфавит. Через три дня я его освоил, попутно «просмотрев» букварь. Подушечки пальцев горели, зато с табличками на дверях кабинетов, номерами телефонов и стихотворными строчками проблем больше не было.

  По понятным причинам, в пору моей юности персональные компьютеры просто не существовали в природе, но в конце прошлого века волна технического прогресса докатилась и до российских незрячих. Насущная производственная необходимость и меня заставила взяться за клавиатуру. Тогда-то и раскрутился новый виток глубинного погружения в рельефно-точечный омут, потому что обучение велось с использованием тактильного дисплея, а в просторечии — «брайлевской строки». Я и потом частенько ощупью приобщался к общечеловеческим шедеврам и потокам новостей. Сладкоголосую «говорилку», а точнее программу Джоз, освоил гораздо позже и уже, можно сказать, самостоятельно. Она и сейчас меня выручает, позволяя «переваривать» огромные пласты озвученных знаков.

  Считается, что легковесные или не вполне достоверные сведения из «мировой паутины» частенько противоречат официальным источникам, а доступность  «неотфильтрованных» знаний способствует развитию  иждивенческих  приёмов подготовки к занятиям, предоставляя возможность  перекачивать готовые работы с Интернет-ресурсов. Разумеется, доля правды в этих опасениях есть, но без современных технологий всё равно не обойтись. Жалобы на экспансию гаджетов иной раз являются удобным прикрытием недостаточного обеспечения незрячих соответствующей аппаратурой для свободного общения. Компьютерная грамотность в глухой провинции оставляет желать лучшего. При развитии инклюзивного образования ситуация лишь обострится, ведь педагогов со специальной подготовкой катастрофически не хватает, а материальное обеспечение провинциальных учебных заведений различного уровня не выдерживает элементарной критики. Как ни странно, ретивые реформаторы упорно внедряют сомнительные методы обучения, а общая грамотность населения катастрофически падает, в первую очередь страдает  молодёжь. Россия ещё недавно была самой читающей страной в мире, а ныне превращается в заштатную потребительницу посредственных страшилок, мистических бестселлеров и примитивных комиксов. Согласно статистике, ныне лишь инвалиды по зрению продолжают поддерживать высокую планку читательских достижений, но и у незрячих наблюдается спад интереса к серьёзной словесности.

  Комплексная проблема эффективного книголюбия и образованности незрячих в целом четыре года назад напрямую затронула и меня, потому что главный редактор внимательно изучает все материалы каждого номера журнала и обширную редакционную почту. Такая работа на перспективу очень ответственна, ведь наше сравнительно дешёвое и универсальное периодическое издание для многих тотальников является самым доступным источником информации, получаемой благодаря рельефно-точечному шрифту. В мои обязанности входит и формирование содержания пластиковых вкладышей. Оказывается, в настоящее время многие из них в качестве наглядных пособий и вспомогательных учебных материалов активно используются в специализированных детских садах, школах-интернатах для  детей с дефектами зрения и местных организациях ВОС. Иногда они являются основным источником тактильной информации на определённую тему, так как  подходящей брайлевской литературы просто нет или она низкого уровня. Среди читателей особой популярностью пользуются подробные карты континентов и отдельных регионов, планы городов и крепостей, монастырей и архитектурных сооружений, а также обновлённые схемы метрополитенов. Выразительная графика мундиров различных эпох и боевых наград надолго остаётся в памяти. Детей привлекают выпуклые рисунки животных, прежде всего, породистых  собак-проводников, а взрослых — рельефные изображения современной техники и тифлосредств. Постоянно приходят просьбы повторить компьютерные клавиатуры и некоторые алфавиты. С прошлого года публикуем православные иконы, за что получили благодарность многих верующих. Эксперимент удался. На очереди пробное копирование некоторых культовых полотен известных художников. Несомненно, тотальникам любого возраста будет полезно познакомиться с творчеством Васнецова или Репина. Больше половины рельефно-графических оттисков делается эксклюзивно для «НЖ», а остальные — повторно, прежде всего, по заявкам с мест. Существуют тематические каталоги, насчитывающие сотни листов. Данный «золотой фонд» формировался  десятилетиями и постоянно пополняется.

  К сожалению, в издательском бизнесе хватает недобросовестных и некомпетентных предпринимателей, которые ради прибыли выпускают откровенную халтуру. Существуют фирмы  с довольно  сомнительной репутацией, берущиеся  за выполнение непосильных заказов, что приводит к срыву сроков и появлению бракованных брайлевских учебников, которыми просто нельзя пользоваться. Лишь на ИПТК «Логосвос» под руководством генерального директора предприятия и вице-президента Общества слепых Владислава Сергеевича Степанова накоплен бесценный опыт производства высококачественных книг и пособий для инвалидов по зрению во всём многообразии ассортимента. Для этого создана необходимая материальная база и сформирован коллектив единомышленников.

  Некоторые детали уникального производства прояснила Юлия Викторовна Антонова, являющаяся  начальником технологической лаборатории рельефно-графических пособий. По образованию она педагог-математик, а  начинала в цеху макетчиком. Интересно, что названия её профессии и должности исключительно мужского рода, что символично. Наверное, без твёрдого характера женщине с тихим голосом и не удалось бы успешно координировать деятельность структурных подразделений, находя общий язык с заслуженными ветеранами и молодыми  специалистами. Вот что сообщила сторонница современных технологий:

  «Мне очень нравится эта исследовательская творческая работа. Приходится ежедневно  оперативно  решать сложные задачи, порой проявляя определённую жёсткость. Чтобы оставаться лидерами в создании рельефной графики для незрячих, необходимо постоянно развиваться, искать дополнительные резервы. Мы уже практически освоили числовое программное управление для создания пресс-форм, в которых будет применяться  3Dфреза, что позволит перейти на другой уровень качества, возможной сложности рельефного изображения и значительно улучшит условия труда сотрудников, в том числе членов ВОС!»

  Тотальникам необычайно важно иметь свободный доступ к тифлоинформации, а значит, надо уделять пристальное внимание тактильному изучению окружающей среды. Шрифт Брайля и выпуклые изображения помогают наполнить «будни во мраке» праздничным содержанием, обогатить их позитивными впечатлениями. Жить на ощупь и опираясь на слух крайне сложно, но и в таком постоянном экстриме при желании можно найти много приятного, ведь роскошь человеческого общения совершенно не зависит от остроты зрения собеседников, а искусство любить вслепую доступно каждому, конечно, если есть взаимное чувство!

Порою искренности груз

Волнителен до дрожи,

А пальцы пробуют на вкус

Живую нежность кожи.

Остались запах и тепло

Пронзительных мгновений,

Вновь мне заполнить повезло

Дневник прикосновений.

           Владимир Бухтияров

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

«Мост» в будущее

В период проведения Всероссийского детского фестиваля инвалидов по зрению по зимним видам спорта «Спортивная смена» 6 апреля  в Тюменской РО состоялась встреча  с вице-президентом ВОС Л.П. Абрамовой, членом комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ Н.В. Ульяновой и начальником отдела культуры управления социального развития аппарата управления ВОС Т.А.  Касиковой.

Разговор получился интересный, содержательный. Председатель совета молодёжи «Мост» Степан Панов поделился планами работы, рассказал, чем живут молодые тюменцы, какие существуют проблемы.  Он продемонстрировал кабинет технических средств реабилитации, в котором представлены новейшие ТСР как по федеральному перечню, так и  по областному дополнительному, и  весь спектр тифлосредств. В связи с развитием научно-технического прогресса и появлением современных многофункциональных ТСР появилась необходимость их изучения и правильного использования. С этой целью  в 2012 году в рамках программы мероприятий региональной организации по социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями с департаментом социального развития Тюменской области были открыты кабинеты ТСР в 8 местных организациях ВОС. На оснащение их направлен  один миллион 100 тысяч рублей.

В январе нынешнего года проведён семинар-практикум  с представителями МО, которые в совершенстве могут не только использовать ТСР, но и научить других.

Огромное значение для незрячих имеет работа компьютерного специализированного класса в рамках областной программы «Расширяя горизонты». В Тюмени он работает второй год. Класс оснащён 11 компьютерами с программой экранного доступа Jawsfor  Windows. Имеются два брайлевских дисплея, бесплатный доступ к сети Интернет. По словам тренера, члена совета молодёжи Артура Алиева, за год прошли обучение 260 человек. В этом году такие классы открыты в Ялуторовской и Тобольской МО ВОС. С их открытием  решается проблема трудоустройства инвалидов по зрению. Из их числа подготовлены и трудоустроены через информационно-образовательный «РИО-Центр» четыре человека.

Остро встаёт вопрос обеспечения восовцев компьютерами, ведь не каждый может позволить себе купить современную технику. А без неё, даже обладая теоретическими знаниями, человек не имеет доступа к электронной информации, в том числе к Интернету.

Н.В. Ульянова внимательно выслушала пожелания незрячих студентов — Евгения Вишнякова и Юлии Бушневой.   Они, прежде всего, выразили благодарность  за материальную поддержку в виде субсидии на секретаря-чтеца.  На протяжении многих лет её удаётся сохранить и с каждым годом увеличивать: в настоящее время она составляет 4 тысячи рублей.

Ну, а проблем у тюменских инвалидов, как и в целом  в стране, много:

-  Доступность городской инфраструктуры к социально значимым учреждениям отставляет желать лучшего. Разговор идёт только о строительстве пандусов, тогда как инвалиды по зрению тоже нуждаются в специальных условиях.

 - Необходимо хотя бы раз в два года пересматривать федеральный перечень ТСР  с целью корректировки и внесения новейших тифлосредств, уменьшения срока их использования, который необоснованно завышен.

- Большое опасение вызывает и инклюзивное образование.  Необходимо обеспечить право реального выбора родителями детей-инвалидов или студентами учебного заведения: инклюзивного, коррекционного или же общего назначения. В настоящее время это практически невозможно, так как в обычные школы не принимают слепых детей, родители которых хотели бы этого. Коррекционную помощь нужно начинать оказывать с самого раннего возраста, чем раньше ребёнок её получает,  тем больше у него шансов  учиться в обычной школе, быть интегрированным в общество.  Серьёзным вопросом образования является подготовка и переподготовка педагогических кадров. Необходимо как можно больше  привлекать для работы в коррекционных школах и для инклюзивного обучения людей из числа инвалидов, имеющих соответствующее образование. А они есть. Необходимо сохранить для выпускников школ с инвалидностью существующее  право выбора между ЕГЭ и экзаменом в традиционной форме.  Очень важно сохранить льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения для абитуриентов с инвалидностью.

- По-прежнему сложным является трудоустройство, особенно для незрячих. В последнее время многие  инвалиды первой группы стремятся к интеллектуальному труду, осваивают востребованные технологии, получают образование, но трудоустроиться куда-либо, кроме как в систему ВОС, им очень сложно.  В соответствии с законом о квотировании должны создаваться специализированные рабочие места в государственных учреждениях и  на предприятиях.

Л.П. Абрамова представила концепцию молодёжной политики Всероссийского общества слепых. В ней делается ставка на активных незрячих, которые   могут  и должны стать опорой для выявления и защиты общих интересов инвалидов по зрению, для разработки и продвижения эффективных механизмов решения проблем незрячих.

Галина Тунгусова,

председатель Тюменской РО, член ЦП ВОС  

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Полезный обмен мнениями

Такова, как я полагаю, дискуссия о системе Брайля, проходящая на страницах журнала. С большим интересом прочитал статью Г. Шушковой, сотрудницы Красноярской спецбиблиотеки, в № 1 «НЖ» за 2013 г. Я тоже пользуюсь системой Брайля довольно долго — 53 года. И тоже считаю, как и Шушкова, что текст по Брайлю должен быть и довольно просто читаемым, и достаточно ясным по смыслу. Для этого знак большой буквы надо ставить лишь в исключительных случаях, чтобы выделить имя собственное. Если нет слова «станция» перед названиями Грязи, Дрязги, знак большой буквы желателен, как и перед фамилиями (вроде Грач, Сорока и т.д.), когда они встречаются в тексте впервые. И при этом вовсе не нужно ставить этот знак и перед остальными именами собственными на той же странице.

Я читал многие издания по Брайлю, выходящие на международном языке эсперанто. В них ставятся пробелы после запятой и точки с запятой. Читаются такие тексты легче и быстрее. Однако есть огромное «но»: брайлевских изданий на эсперанто намного меньше, чем на русском. Малый перерасход бумаги в эсперанто-текстах мировое сообщество брайлистов переживает легко. Для России фактор этот столь весом, что, по крайней мере сейчас, кажется неприемлемым по экономическим соображениям.

А вот в написании знака переноса в начале следующей строки я не нахожу ничего страшного. Даже при написании на приборе грифелем, если мысль волнует, я и сам не всегда могу быстро определить, хватит ли места для возможного знака переноса слова в конце строки. В послевоенные годы,  ещё будучи зрячим, встречал так напечатанный знак переноса и в обычных газетах, брошюрах, книгах. На понимание текста это не влияло никак. По-видимому, по Брайлю — тоже. Злоупотреблять этим, конечно, не надо, но и ошибкой или опечаткой считать не стоит. Тем более — при быстром письме на брайлевской пишущей машинке.

Слепой эсперантист Михаил Иванович Вербицкий когда-то разработал прибор для двустороннего письма. Какая-то партия была тогда сделана с браком. К тому же надо было при письме на обратной стороне соблюдать большую точность, а к ней многие восовцы не привыкли. В итоге спрос на новинку был невелик. Но вот в последние годы по ИПР было выдано множество вполне доброкачественных приборов Вербицкого, хотя и  без упоминания, что они — двусторонние. Кто догадался проверить, тот, естественно, выиграл. Но рано радовались: зрячие, работающие со слепыми, читают по Брайлю глазами и просят (а то и требуют) писать лишь с одной стороны. Может быть, им всё-таки научиться читать пальцами? Зрение у них освободится от нагрузки, и нам легче.

О критериях. С болью вспоминаю провал попыток введения уменьшенного шрифта. «Хотели, как лучше, а получилось — как всегда». Вместе с уменьшением букв сократили и расстояние между строками. Текст стал гуще, чтение, мягко выражаясь, затруднилось. К тому же многие восовцы привыкли измерять скорость чтения числом страниц в час. С мелким  шрифтом оно стало меньше. А что текста на прочитанных страницах было больше — доходило тогда не до всех. Итог — отрицательные отзывы. А может быть, к уменьшению шрифта вернуться сейчас, но посоветоваться с тифлопсихологами и сделать это правильно? Ведь если полиграфическое оборудование хоть чуть-чуть увеличит интервал между строчками, читать сразу становится легче, и намного!

Лично мне проще читать, когда скобки обозначены брайлевскими точками 2, 3, 5, 6. Скобки в виде точек 1, 2, 6, 3, 4, 5 чтение затрудняют. А что думаете об этом вы, уважаемые читатели?

Подумайте и о критериях в конкурсах брайлистов. Я вообще против соревнований на оценку. Не забывайте: мы — инвалиды. Тяжесть поражения нервной системы у каждого своя. Сопутствующие болезни и расстройства — тоже. У кого-то отсутствует обоняние,  это может ухудшить ориентировку, а иногда даже сопровождается ослаблением осязания. У другого расстроен вестибулярный аппарат и хуже чувство равновесия. Иного отвлёк посторонний разговор поблизости, заглушивший команду начать чтение или письмо. Бывает так, что участнику достался тот же текст, что и другим, но  с подзатёртыми точками… Пусть лучше у нас вместо конкурсов будут семинары по обмену опытом. Это и спокойнее, и полезнее. А вы как считаете?

И воспоминание: на конкурсе в одном облцентре было требование, чтобы грифель делал точки строго определённой высоты (микрометром, что ли, её измеряли?), полусферической, а не конусовидной и иной формы, и ни в коем случае не прокалывал бы бумагу насквозь. Не чересчур ли? Моя знакомая, жившая там, полстраны обзвонила, искала мастера заточки грифеля нужным образом. А зачем?

В завершение просьба: поделитесь, пожалуйста, как можно ускорить чтение. Советовали мне подержать пальцы в тёплой воде, выпить чашку кофе, протереть руки одеколоном. Пробовал — не помогает. Откройте  ваши секреты! И приятного вам чтения!

Геннадий Глухов,

 Елец, Липецкая область

АКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ

СЕРТИФИКАТ НА УДАЧУ

Москва   встретила нас, участников семинара «Основы журналистики», весенним солнышком. И это оказалось добрым знаком, ведь учёба была насыщенной,  интересной, полезной. Более 30  постоянных  и ещё столько же начинающих авторов из 25 регионов собрались в  Культурно-спортивном реабилитационном комплексе, чтобы набраться знаний и мастерства. Программа намечалась столь всеобъемлющая, что, казалось, отведённых шести дней будет мало. Но ведь за дело взялись настоящие профессионалы, поэтому  мы успели всё и даже больше.

Поскольку приоритетным направлением семинара считалось радио, основная часть занятий была посвящена знакомству с различными типами микрофонов и записывающей аппаратуры, работе в аудиоредакторах, применению звуковых спецэффектов. Нам довелось подержать в руках технику стоимостью от нескольких сотен рублей до десятков тысяч долларов. Сотрудники Радио ВОС Валерий Голавский,  Михаил Сидоренко и другие рассказали об особенностях организации ток-шоу и развлекательных программ, о методах подбора информации  и способах передачи готового материала электронными средствами, а также открыли секреты подготовки радиоинтервью. Кроме того, все желающие  увидели и услышали, как вещает радиостанция и как проходит прямой эфир. Но и это ещё не всё! Иван Онищенко провёл для участников семинара небольшую экскурсию в новую, модернизированную студию, которая, по его словам, является общей для всех нас, ведь каждый может стать корреспондентом и выходить в эфир из любой точки нашей страны.

На практическом занятии по поиску информации в Интернете и работе с текстовым редактором MicrosoftWordспециалист по продукции компании «Элита Групп» радиоведущий   Олег Шевкун научил, как быстро, а главное, правильно и красиво оформить текст.

В интересной беседе  руководитель пресс-службы ВОС В.Я. Матвеев рассказал об информационной политике Общества, отметил её достоинства и недостатки,  поделился накопленными знаниями в сфере правовых аспектов работы СМИ. А на  встрече с выпускницей журфака МГУ Викторией Петровой мы затронули тему «авторского права», «сетевых СМИ», поговорили о веб-журналистике и её месте в системе средств массовой информации, научились правильно составлять пресс-релиз.

Особенности работы в печатных СМИ, в частности, в журнале «Наша жизнь», осветил его главный редактор В.Д. Бухтияров.  Он  сообщил много интересного о работе редакции и сотрудничестве с авторами, ответил на вопросы, связанные с печатью издания, а старший редактор журнала В.Д. Кириллова  объяснила, в чём заключаются особенности каждого жанра журналистики, указала на самые частые ошибки авторов и  дала  полезные рекомендации.

Профессиональные дикторы Наталья Гамаюнова и Дмитрий Бужинский провели мастер-класс на тему «Культура речи в радиовещании» и продемонстрировали некоторые упражнения для развития речевого аппарата и постановки голоса.

В рамках семинара состоялась незапланированная встреча с вице-президентом ВОС Владимиром Сергеевичем Вшивцевым.  Кроме того, проведение семинара совпало с «Ярмаркой вакансий», которую также посетили его участники и получили возможность найти множество интересных материалов по трудоустройству, заключению трудовых договоров и так далее.

Но не всё же учиться и работать! После напряжённых трудовых будней нас ждало знакомство с учебной частью КСРК, посещение компьютерного класса и занятий по GPS-навигации, экскурсия по Центральному музею имени Б.В. Зимина, фонд которого насчитывает уже более 7000 экспонатов.

Анатолий Попко кратко проинформировал о деятельности отдела по работе с молодёжью, а тренеры познакомили со спортивной базой КСРК, провели мастер-классы по настольному теннису и лазерной стрельбе, а также показали современно оборудованный тренажёрный зал, где, пожалуй, каждому найдётся занятие по душе, а точнее, по физическим возможностям.

Художественный руководитель КСРК Т.К. Хаялетдинов поведал журналистам о направлениях социокультурной реабилитации инвалидов по зрению и предложил им принять участие в новой интеллектуальной забаве — бизнес-марафоне «12 стульев». Не менее интересной оказалась беседа с начальником кинофотоотдела Леонидом Симбирским, который всегда очень трепетно относится к проблемам незрячих и слабовидящих и призывает нас к пропаганде активного образа жизни

Перед показом мультфильма «Шрек» с тифлокомментарием в большом фойе, как на дискотеке, ярко светили прожекторы и играла зажигательная музыка. У входа в зал сотрудники комплекса в театральных костюмах раздавали зрителям билеты на сеанс, по которым бесплатно можно было взять попкорн, газировку или минеральную воду. Кто-то смотрел «Шрека» впервые, а кто-то уже знал его практически наизусть, однако даже они признавались, что раньше не замечали многих деталей, которые были прокомментированы закадровым голосом. После киносеанса для самых внимательных и смелых зрителей организаторы устроили небольшую викторину по содержанию фильма, а также провели анкетирование для выявления недочётов реализации подобных проектов. В ближайшее время планируется показ ещё двух фильмов с тифлокомментарием — «Мы из будущего» и «Форрест Гамп».

В последний день нам предстояло самое трудное: разбившись на группы по 5 — 6 человек, мы должны были провести пять минут в прямом эфире. Разумеется, ситуация была смоделирована, а предварительно сотрудники провели тематический мастер-класс. Впрочем, всё оказалось не так страшно: звукорежиссёр занял своё место за пультом, двое ведущих и гости — на своих местах, линейный и по совместительству контент-редактор с микрофоном в руках в полной готовности ожидает «звонков». Звучат команды: «10 секунд до эфира… 5 …… эфир!» Запускается заставка, ведущие включаются в работу, оглашают тему встречи, беседуют с гостем, а тем временем на линию начинают поступать звонки… Роль звонящих, разумеется, исполняли зрители в зале. Задача линейного редактора состояла в том, чтобы принимать звонки и сообщать о них ведущим. Звукорежиссёру необходимо было регулировать громкость микрофонов участников беседы, вовремя включать подложки, джинглы и рекламные ролики, в чём ему помогал опытный профессионал, а обязанность ведущих — не давать паузам заполнять эфир. За каждую промашку наблюдатели присуждали команде штрафное очко. Словом, это было очень весело и поучительно.

На подведении итогов семинара участники выразили признательность организаторам, поделились полученными впечатлениями и высказали свои пожелания. На главный вопрос, стоит ли разрабатывать дальнейшую программу обучения по данным дисциплинам,  общественные корреспонденты ответили единогласно: конечно, да! Правда, есть одна большая оговорка: курсы должны быть узконаправленными, потому что сетевые СМИ, например, сильно отличаются от печатных, а о специфике работы на радио и говорить нечего. Семинар же носил исключительно обзорный характер, его основной целью было заинтересовать пишущих людей  активной работой на местах и привлечь к информационной интеграции. Похоже, план был выполнен на все сто прооцентов.

Слушатели семинара получили соответствующие сертификаты, а самым активным из них вручили благодарственные письма. Многие из присутствующих изъявили желание в дальнейшем пройти углублённые курсы по различным направлениям журналистики. Перед отъездом теперь уже не просто знакомые и друзья, но и  коллеги обменялись контактами в надеже на новые встречи.

В эфире Радио ВОС прозвучал выпуск программы «Беседка», посвящённый прошедшему мероприятию. Его запись состоялась в конференц-зале гостиницы «Лось», где и проживали участники семинара.

Для справки: За два года существования радиостанция Всероссийского общества слепых подготовила много тематических программ, а в архиве — записи, доступные для скачивания. Сегодня она ведёт круглосуточное вещание, оригинальный контент идёт 6 часов и составляет 4 цикла. Постоянно его слушают около 1500 человек в России, Казахстане, Литве, Латвии, Германии, США, Великобритании. Редакция открыла странички радио во всех популярных социальных сетях России и мира.

Анастасия Павлюченкова,

 Тверь