Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

В правлениях и местных организациях ВОС

Перспективное взаимодействие

Хочу рассказать о большой работе нашей РО ВОС по развитию хозяйственных обществ, в частности, о Вневедомственной программе «Сохранение и создание рабочих мест для инвалидов в организациях ВОС, расположенных на территории Удмуртской Республики, на 2011 — 2013 годы». Благодаря моим предшественникам — председателю РО Анатолию Ивановичу Бабурченкову, бывшим генеральным директорам ООО «Ижевское предприятие «Спутник» Евгению Мироновичу Исаенко и ООО «Сарапульское предприятие «Радиотехника» Геннадию Егоровичу Абросимову — предприятия получали дотации из бюджета Удмуртской Республики на коммунальные затраты. Но чтобы их иметь, приходилось каждый год всё начинать заново, тогда как   другие организации, особенно в сельском хозяйстве, имея 3 — 4-летние программы, только уточняли бюджетные  заявки на запланированные суммы.

 При создании программы мы разделили между генеральными директорами трёх предприятий ВОС сферы деятельности: один работал с  государственными органами власти, другой — с депутатским корпусом, третий — с ассоциацией промышленных предприятий. Автор этих строк отвечал  за социальный блок, но зачастую участвовал во всех сферах. В результате этой работы к 2008 году Программа в черновике была готова. На встрече президента ВОС А.Я. Неумывакина и президента   Удмуртской Республики А.А. Волкова была достигнута договорённость о  софинансировании со стороны ВОС (50%), глава республики также дал твёрдые заверения, что Программу поддержит. Но грянул кризис 2008 года и Госсовет УР отложил её до лучших времён.

За последние два года произошла смена руководителей на предприятиях в Сарапуле и Глазове, пришло новое руководство и в Министерство промышленности  УР, но в лице нового министра О.В. Родионова мы нашли понимание проблем инвалидов. В 2010 году вышло распоряжение правительства УР о разработке Программы, были обозначены ответственные. Со стороны предприятий ВОС были предоставлены бизнес-планы, в которых мы основной упор делали на сохранение рабочих мест. Проблема заключается в том, что в условиях рынка создать рабочее место для инвалидов — это полдела, главное — найти заказы для того, чтобы сохранить рабочие места. Поэтому было трудно выбрать направление развития предприятия, чтобы вложенные средства помогли работать инвалидам как можно больше времени.

Естественно, не всё было гладко, например, по ООО «ИП «Спутник» им. Е.М. Исаенко» вместо расширения производства гофрокартона выбрали увеличение производства ячейки для яиц. Такие  изменения коснулись и ООО «Глазов. Электрон», так как  с августа прошлого года начал работать Ижевский автозавод и мы были вынуждены модернизировать участок производства автожгутов. 16 августа 2010 года вышло Постановление Правительства УР № 259, которое утвердило нашу «Ведомственную программу» и определило финансирование из бюджета Удмуртской Республики  на 2011 —2013 годы, всего 78 млн. рублей, в том числе 33 млн. рублей на возмещение  коммунальных услуг и 45 млн. рублей на техническое перевооружение трёх предприятий ВОС. Затем Программа прошла слушание  в комиссии, президиуме и на сессии   Госсовета УР, которая окончательно утвердила финансирование из бюджета на 2011 года. В первом полугодии  предприятия ВОС получили 50% средств из бюджета  и смогли заказать оборудование. Ход выполнения Программы постоянно контролируется Министерством промышленности УР и президиумом Госсовета УР.

   Что планируется сделать по Программе:

-  ООО «СП «Промтехника» (правопреемник ООО «СП «Радиотехника») будет устанавливать линию по производству пропиленовых труб (оборудование заказано в Тайване).

- ООО «ИП «Спутник» им. Е.М. Исаенко» установит третью линию по производству бугорчатой прокладки для яиц.

-   ООО «Глазов. Электрон» модернизирует участок по производству автожгута.

Программой предусмотрено до 2013 года достичь следующих    контрольных показателей:

-   достичь объёма производства — 245 млн. рублей,

-   сохранить рабочие места — 402 чел.,

-   создать новые рабочие места — 76 чел.

Бюджетная эффективность:

-  дополнительный объём производства увеличить на 98,5 млн. рублей,    

-  дополнительные налоговые  поступления  в бюджет Удмуртской Республики — 2,4 млн. рублей.

В Программе постоянно подчёркивается социальный аспект — предприятия ВОС в УР нужны, они играют ведущую роль в трудоустройстве инвалидов. Программа была представлена на Совете директоров ВОС и получила одобрение. Центральное правление своими распоряжениями подтвердило софинансирование Программы на 2011 год.

Опыт, приобретённый Удмуртской РО ВОС при разработке Программы, позволит создавать другие проекты, а люди, которые помогали в её подготовке и реализации, стали нашими  соратниками  в решении других проблем инвалидов по зрению.  

Анатолий Митюхин,

председатель Удмуртской РО ВОС   

Нам есть кем гордиться!

Наша организация самая многочисленная в Республике Северная Осетия — Алания. В ней насчитывается около 500 человек. Два раза в месяц (по вторникам) проводим мероприятия для  наших инвалидов в помещении спецбиблиотеки. Журнал «Наша жизнь» мы раздаём бесплатно за счёт спонсорских средств, его с интересом читают, как по Брайлю, так и укрупнённым плоскопечатным шрифтом.

На встречах с незрячими квалифицированные специалисты освещают юридические, медицинские вопросы. Большое внимание уделяется межнациональным отношениям, особенно в семьях.

В нашем коллективе много врачей, преподавателей и научных работников, в том числе с учёными степенями. Особой гордостью является то, что Р.П. Золаеву присвоено звание заслуженного юриста РФ. Братья Катаевы, З.У. Цориев, Н.Д. Цховребов — профессора в высших учебных заведениях.

В нашей организации состоит бывший архитектор города Владикавказа С.Ф. Цаллагов, который, полностью потеряв зрение, перешёл на преподавательскую работу в Северокавказский горно-металлургический институт, защитил докторскую диссертацию и возглавил Союз архитекторов республики. Он выпустил книгу об истории города — «Владикавказ в камне». Вот на таких людей мы опираемся в нашей работе.

Кроме этого, мы привлекаем лекторов из других организаций по пенсионным вопросам, вопросам жилищно-коммунального хозяйства и другим.

Проводим большую реабилитационную работу:

-   активно обучаем инвалидов по зрению работе на специальных компьютерах. В качестве преподавателей  привлекаем  незрячих, самостоятельно ставших     опытными пользователями. А. Иванов благодаря поддержке председателя РО  Б.И. Гатциева окончил преподавательские курсы в Москве и сейчас успешно обучает других инвалидов;

-   самые популярные виды спорта у нас — шахматы и шашки, по ним  проводятся турниры как в нашей местной организации, так и на республиканском уровне. С гордостью хочу отметить, что команда нашей МО — лидер на всех турнирах, а Н.И.  Петров является мастером спорта;

- выявляем таланты в художественной самодеятельности. У нас есть свои поэты, композиторы. С. Хетеев — член Союза композиторов и заслуженный артист республики. В.И. Ляшенко — «золотой» певческий голос нашей организации, вместе с Р. Меджидовым, Г. Кундуховым, А. Хадоновым, С. Хомутовым   постоянные лауреаты проводимых в республике фестивалей. В нашей организации есть свой гимн, утверждённый на отчётно-выборной конференции в 2006 году, который мы создали творческой группой.

А ещё мы   коллективно      отмечаем   как   государственные,   так   и   национальные праздники, памятные даты и юбилеи ветеранов ВОС.

Это только малая часть той работы, которую мы проводим в городе для реабилитации и улучшения жизни инвалидов.

Роман Коцлов,

председатель Владикавказской МО  Северо-Осетинской РО ВОС

 

Женский вопрос

ДЕВИЧНИК

Слова: «рахмат», «мерси», «спасибо» —

Единым смыслом сплетены.

Благодарите чаще, ибо

Все интонации важны.

Сторицей может возвратиться

В кошмар обрушенная ночь:

Чужою болью насладиться

Гораздо легче, чем помочь…

  

Разумеется, цифры учёта постоянно колеблются, не исключая некоторую процентную погрешность, но ключевые позиции сохраняют тенденцию долгосрочного постоянства. Это касается и демографических показателей. Всего членами ВОС в настоящее время являются примерно 213 тысяч граждан России, насчитывается 74 региональных и вдесятеро больше местных организаций. Естественно, что в сплочённых рядах незрячих, так же как и вообще  в населении нашей страны,  преобладают женщины. Для доказательства достаточно вспомнить знаменитые строчки реалистичного хита полувековой давности: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят…» С тех пор ситуация лишь усугубилась. У россиян преклонного возраста диспропорция удручающая, а ведь именно ветераны образуют устойчивое большинство Общества слепых. Теперь соотношение мам и пап, бабушек и дедушек, в лучшем случае, десять  — к восьми!

   На капитанских мостиках МО находятся три сотни достойных кавалеров, а руководящих дам в полтора раза больше. Если сюда добавить зрячих и слабовидящих секретарей или, точнее, секретарш организаций, то получится  четырёхкратное превосходство вечно молодых умниц и красавиц, которые, как правило, самозабвенно служат делу всесторонней реабилитации инвалидов по зрению. Обаятельные  подвижницы стараются «не за страх, а за совесть», ведь сравнительно скромные зарплаты не могут компенсировать гигантские затраты эмоциональной энергии, но искренняя благодарность многочисленных «соратников по борьбе с недугами и стрессами», а главное — подлинная роскошь человеческого общения являются для них могучим стимулом, подпитывающим  душевное силы. Они выполняют свой долг, невзирая на изнурительную тягостность будней, бытовые неполадки и обидную несправедливость, которые тоже щедро выпадают на их долю как бы в нагрузку. Для восовских лидеров «первичного звена» важнейшими качествами являются отзывчивость мудрого и универсального наставника, уважительное отношение к подопечным и самоотверженная терпимость к их слабостям. Данные особенности общения играют решающую роль в создании комфортной, можно сказать, семейной обстановки внутри хрупкого коллектива людей с  ограниченными возможностями здоровья. Доброжелательность и понимание «товарищей по несчастью» многим восовцам действительно помогает выжить.  Местная организация зачастую становится для них комфортным пристанищем, а порой и надёжным укрытием. К сожалению, до сих пор десятки тысяч   незрячих обходят стороной Всероссийское общество слепых, оставаясь уязвимыми одиночками в бурном море современных социальных бурь. Некоторые наши «тёмные» соотечественники вступают в другие организации инвалидов, в том числе региональные. Это только усугубляет тупиковость проблемы невольного слепецкого индивидуализма и разобщённости. Такое тревожное положение тоже призваны исправлять бюро местных организаций, что требует времени и особого дара создания атмосферы человеколюбия и взаимопонимания.

Деятелям республиканского, краевого или областного значения тоже необходимо уметь сопереживать. Они просто обязаны быть в курсе повседневных чаяний незрячих, вникая в самую суть и своевременно принимая выверенные решения. Только на этом уровне сразу бросаются в глаза коренные изменения в персоналиях, потому что среди руководителей РО ВОС львиная доля приходится на матёрых представителей сильного пола. Так уж повелось испокон веков, что проникшие в русский язык западноевропейские заимствования — «председатель», «директор», «министр», «капитан» и тому подобные — принято употреблять в мужском роде. Впрочем, в  художественной литературе иногда встречаются слова: «председательницы или директрисы», несущие ярко выраженный ироничный смысл, а «министершами и капитаншами» обычно называют  супруг высокопоставленных чиновников и офицеров.

  Всё-таки следует признать, что  сравнительно  недавно ситуация стала потихоньку меняться. Наблюдается увеличение влияния прекрасной половины человечества. На самом деле именно «слабые женщины» правят миром, но тщательно это скрывают, чтобы не обижать «дорогих мужчин», ведь они «очень ранимые…» К сожалению,  число «деловых леди» на ответственных постах лишь немного превосходит четверть списочного состава. Кстати, активных лидеров «незрячей молодёжи» в возрасте до пятидесяти  лет наберётся примерно столько же. В ходе недавней отчётно-выборной кампании «золотой фонд» кадров значительно обновился, но вряд ли следовало рассчитывать на революционные изменения. Видимо, широким массам россиян хочется стабильности, к тому же процесс «воспитания достойного резерва» длителен и кропотлив. Профессионально подготовленный, надёжный и современно мыслящий «командир производства» или общественный деятель, опытный тифлопедагог или психолог на социальном рынке «товар штучный и очень дефицитный», особенно в инвалидной среде. Личность председателя РО должна в значительной мере объединять в себе признаки всех  этих специалистов, а значит, подобрать подходящую кандидатуру архисложно.

УРАЛОЧКИ

    Действительно, трудная «работа незрячими рулить», как и положено, главным образом достаётся мужчинам. За редким исключением так происходит в европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке, зато в Уральском федеральном округе, в состав которого входят Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, всё совершенно иначе: в тамошнем председательском «корпусе» постепенно сформировался полнейший матриархат.

  В Центральном правлении ВОС всего 3 дамы, в том числе как раз две — уралочки. Именно так президент ВОС Александр Яковлевич Неумывакин любит называть Татьяну Павловну Савицкую и Мавзилю Ахмадеевну Юдину, которым  доверено представлять инвалидов по зрению нашей страны  на Генеральной ассамблее Европейского Союза Слепых. Она пройдёт на территории Дании в середине октября. Если не учитывать переводчиков, то официальная делегация ровно наполовину будет состоять из женщин.  

  Зарождалась «дамская гегемония» весной 1991 года, когда по предложению уходившего на заслуженный отдых А.В. Пологова, который был её предшественником, М.А. Юдина оказалась в числе шести кандидатов на пост председателя правления Свердловской областной организации ВОС. Неожиданно, прежде всего, для самой претендентки, поданных за неё голосов с лихвой хватило для избрания на ответственный и беспокойный пост. Ровно 20 лет спустя ситуация повторилась в пятый раз, теперь уже  на безальтернативной основе. У восовской «хозяйки Урала» жёсткий характер и недоброжелателей хватает, тем не менее, ни один мандат не был поднят «против».

  Благодаря активной жизненной позиции, опытная управленка успешно проводит большую работу по защите прав инвалидов, направленную на их реабилитацию и интеграцию в общество. В 1997 году она явилась инициатором организации женского движения во Всероссийском обществе слепых и в настоящее время возглавляет соответствующий Совет при Центральном правлении. С октября 2001 года М.А. Юдина является полномочным представителем президента ВОС по Уральскому федеральному округу. Разумеется, А.Я. Неумывакин не случайно доверил ей координацию деятельности четырёх  региональных организаций.

  Сейчас Свердловская РО является одним из «непотопляемых флагманов» восовской «эскадры». В многонациональной команде насчитывается почти 7 тысяч членов, что позволяет уверенно входить в шестёрку крупнейших «подразделений» и решать непростые стратегические и тактические задачи на благо инвалидов по зрению. Кстати, в ней на 26 местных организаций приходится всего 4 председателя сильного пола.

  Современная бизнесвумен практически всегда добивается результата, работая без скидок на усталость и хвори. Это у неё, видно, в характере: обязательно быть в центре событий и на хорошем счету. На рубеже веков феноменальной восовке присвоено почётное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации», а 5 лет назад она награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Уроженка глухой башкирской деревни  Бакрак отличается целеустремлённостью и поневоле привыкла опираться на собственные ресурсы, правда, всегда говорит, что ей Аллах помогает!

ПОГОВОРИ СО МНОЮ, МАМА

  

  Родным языком для человека является тот, на котором он думает. Только вот как определить национальную приоритетность, если  Мавзиля Ахмадеевна Юдина сейчас даже не замечает, на каком наречии мыслит? Скорее всего, данный процесс объединяет сразу тюркские и славянские корни, обогащая их взаимопроникновением, но так было далеко не всегда.

  Последнего ребёнка сорокачетырёхлетняя Хасиба Хасанова родила 14 января 1949 года. Главный кормилец бедной многодетной семьи умер, когда младшенькая была ещё  грудничком. Детство Мавзили прошло в башкирской глубинке, поэтому девочка рано привыкла выполнять  повседневную крестьянскую работу, пожалуй, ещё с тех пор приобретя упорство, выносливость, деловитость и аккуратность. Во время тяжёлой болезни мамы, которая сама была знаменитой народной целительницей, тогдашняя шестиклассница умело ухаживала за ней, так как старшие братья и сестра уже жили отдельно. Хасиба очень не хотела расставаться с дочкой, но когда  у неё стало резко падать зрение, решительно продала единственную корову, чтобы отправить любимицу в село Табынск. Там находилась школа-интернат для слабовидящих детей.

  Мавзиля Ахмадеевна вспоминает: «Мама у меня — башкирка, а отец — татарин. Так же как и практически все односельчане,  они были «двуязычными». В деревне у нас школа была национальная. Русский язык — всего два урока в неделю, я знала, может, полтора десятка слов. В интернате поначалу тяжело  приходилось, потому что все  по-русски говорили, а я почти ничего не понимала. Выручила моя дальняя родственница, работавшая там сторожихой, которая однажды подвела ко мне незнакомую девочку и объяснила, что она знает по-татарски и будет шефствовать надо мной. Через юную посредницу начала общаться с преподавателями и ребятами. Вскоре привезли из дома башкирские книги. Так и занималась: с одной стороны были учебники по всем предметам на родном языке, а с другой – на русском. Я попросту  зубрила, иначе не получалось, а хотелось сразу учиться хорошо. По математике я сперва посчитаю по-башкирски, а потом только перевожу на русский, вот так по каждому предмету. После уроков часок погуляю и снова за чтение, а если чувствовала, что подготовилась плохо, вставала в пять утра. На память не жаловалась. Если я дважды страничку прочитала, могла воспроизвести текст от слова до слова…»

 

СТАНОВЛЕНИЕ

  Характер юной Мавзили формировался в детстве, когда она полной мерой хлебнула трудностей и лишений. Неласковая доля сироты, которая вынуждена приспосабливаться к непривычным и даже чуждым условиям окружающей среды, сделала её одновременно гибкой и твёрдой, уступчивой и решительной. Слабовидящая девочка рано повзрослела и приступила к покорению, казалось бы, недоступных  вершин. Через полвека, уже став бабушкой, она поделилась воспоминаниями о времени проб и ошибок, страшных потерь и счастливых обретений:

  «После смерти мамы, родственники звали меня жить с ними, но я отказалась, заявив, что отчий дом не брошу. К счастью, интернат находился всего в сорока пяти километрах от него. Каждые каникулы я приезжала на малую Родину, да ещё привозила с собой подруг. Сестра меня поддерживала, давала продукты. Тогда  меня очень угнетало то, что у  ребят в старших классах появлялись карманные деньги. Они покупали всякие вкусности, безделушки  и полезную мелочёвку, а я – нет, берегла каждую копеечку, получаемую от родни. Средств и так едва хватало на самое необходимое. На каникулах старалась подработать. После окончания краткосрочных курсов заведующий складом хлебоприёмного пункта взял меня лаборанткой. Три сезона принимала машины, подходившие одна за другой, брала пробы зерна и определяла влажность, а ещё приходилось взвешивать  и подсчитывать груз. Хоть и маленькая была, а от меня многое зависело, в общем, чувствовала  ответственность».

  Жизненные обстоятельства заставили покинуть родные места. Отважная девушка сделал важный шаг навстречу неведомому.

  «Табынские 9 классов меня не устроили, поэтому перебралась в далёкую Верхнюю Пышму. Там слепым и слабовидящим давали полное среднее образование. Направления туда добилась с большим трудом. Посодействовал  районный Совет, уважаемым депутатом которого когда-то была Хасиба Шаймухаметовна Хасанова. Ведущее учебное заведение союзного значения формировало крепкую базу знаний. Кстати, именно там познакомилась с будущим мужем — Василием Юдиным из Томска и обзавелась вторым именем — Мария, которое прижилось, всё-таки не заменив полученное в младенчестве. Для себя тогда уже решила, что обратно в деревню ни за что не вернусь. В новом коллективе я была тихой и без особого азарта выполняла отдельные комсомольские поручения. Мне пришлось сосредоточиться на учёбе, ведь хотелось успешно окончить школу, чтобы уверенно встать на ноги и обрести материальную самостоятельность. — Продолжает документальное повествование Мавзиля Ахмадеевна. — После десятого класса я месяц проходила практику на Ревдинском учебно-производственном предприятии ВОС. Там очень понравилось: много молодёжи и относятся к новичкам по-доброму. Есть перспективы роста и на жильё можно рассчитывать. Получив  аттестат, пришла в цех обжига выводных концов катушки дросселей. Вот тут-то и проснулась до поры до времени дремавшая во мне общественная  активность: стала регулярно выступать на конференциях и собраниях, в том числе и с критикой порядков на УПП. Что касается отношений в бригаде - конфликтов не припомню.  Рабочие были, в основном, преклонного возраста, а жили неподалёку. Я могла запросто к любому заглянуть «на огонёк», чтобы помочь по хозяйству или в магазин проводить, была палочкой-выручалочкой. Когда меня переводили на новую должность, помню, многие сожалели…»

  В разгар перестройки активистка из крестьян была избрана членом правления Свердловской областной организации и задания, которые получала как член президиума, всегда исправно выполняла. Сейчас М.А. Юдина, кроме всего прочего, член Совета по делам инвалидов при губернаторе Свердловской области и такой же статус имеет в коллегии при региональном министерстве социальной защиты населения. Она по нескольку раз в год объезжает подопечную территорию, встречается с восовцами, выслушивает их просьбы и по возможности старается помочь. Не имея права на слабость, женщина с лидерским характером требовательна к себе и своим подчинённым. Она человек очень обязательный, к достойным людям относится с большим уважением и умеет быть благодарной.

  М.А. Юдина регулярно выступает в печати  и благодаря её усилиям в первую субботу каждого месяца на «Радио Урала» выходит специальная передача «Надежда», которую  ведёт Ольга Дерябина. Известная журналистка с восхищением вспоминает: «В середине  девяностых Мария Ахмадеевна писала, билась, требовала, но её не хотели понять. Вот и пошла она на крайнюю меру: буквально с нашего прямого эфира направилась в Белый дом, чтобы там начать экстремальную акцию в знак протеста против ущемления прав незрячих и предприятий ВОС, которых  лишали положенных льгот! Слава Богу, обошлось тогда! Услышав по радио о намерении председателя региональной организации начать бессрочную голодовку, чиновники «забегали быстро-быстро». В итоге появилось постановление правительства Свердловской области по поддержке предприятий Общества слепых и инвалидов по зрению».

           ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

  Будучи признанным корифеем восовской деятельности на Урале, Мавзиля Ахмадеевна продолжает любить сцену и неповторимую ауру массовых мероприятий, на которых теперь обычно является ответственным докладчиком или почётным гостем. Впрочем, когда выдаётся свободное время, хлебосольная хозяйка и душа компании до сих пор любит танцевать, петь и общаться в непринуждённой обстановке. Это и понятно, ведь у деревенской девчонки всегда наблюдалась склонность ко всем проявлениям народного творчества. В Ревде недавняя школьница сразу же записалась в танцевальный кружок, скоро пробилась в солистки и начала выступать, а через несколько лет талантливой звёздочке местного масштаба предложили стать заведующей клубом. Тогда-то, по мнению некоторых «знатоков человеческих душ», девушка «таранного типа» впервые вознеслась не по чину, о чём даже и не подозревала.  Подобные нелестные оценки сопутствуют практически любому выдвиженцу, особенно в  коллективах инвалидов. Избежать кривотолков невозможно, будь ты хоть ангелом во плоти, а простому смертному тем более. Три года Мавзиля продержалась на беспокойной должности, а потом попросилась обратно в цех, где стала мастером смены, а в  1989 году вновь возглавила местный «творческий очаг» и поступила на заочный факультет Челябинского института культуры. Выйдя из самой гущи народных масс, она жадно тянулась к знаниям и, в конце концов, выстрадала диплом методиста-организатора, а затем стала и профессиональным тифлореабилитологом, окончив без отрыва от работы Санкт-Петербургский  педагогический университет имени Герцена.

  Двигаясь по материнским стопам, Лариса Юдина в  своё время сдала экзамены в училище культуры, а затем в тот же вуз в городе на Неве. По семейной традиции она руководила ревдинской художественной самодеятельностью и клубом в целом, а потом несколько лет была заместителем  директора по социальным вопросам родного предприятия. Теперь она занимает одноимённую должность в КСРЦ,  развивая социокультурную реабилитацию  в Свердловской области. За плечами её дочери Марии, которую назвали в честь бабушки, престижный колледж, а в  данный момент юная бизнесвумен «грызёт гранит науки» в Уральском Горном университете. Несомненно, два образования помогают деятельным дамам справляться с повседневными заботами универсального управленца или администратора. Кроме того, отличительной чертой всех троих является преданность искусству, которая  зарождалась в клубе Ревдинского УПП. Здесь прослеживается определённое дежавю. Мавзиля танцевала на смотре на шестом месяце беременности, а Лариса весь срок ходила на вокальные репетиции, да и Мария буквально с молоком матери впитала дух рампы, став отличным организатором праздников для друзей и близких, чем и сегодня иногда занимается в свободное время.

  Вообще, представительницы трёх поколений Юдиных очень разные: вдумчивый ислам незрячей Мавзили Ахмадеевны, умеренное православие тотальницы Ларисы Васильевны и крещённая неопределённость зрячей Машеньки сплетаются в тугой узел дружной семьи, где все не на показ, а искренне заботятся друг о друге. Старшая в роду предпочитает отдыхать на даче, поближе к природе, копаясь в земле для собственного удовольствия. Средняя с удовольствием откочёвывает к морю, через силу заставляет себя крутить педали на тренажёре, а самое большое наслаждение получает, когда её пение находит отклик у взыскательной публики. Младшая обожает укрощать норовистые  автомобили и носиться на сноуборде по крутым склонам. Пожалуй, лишь в любви к свободе они единодушны!

  Конечно, для полного счастья и даже просто нормального существования только работы и учёбы – маловато будет. Необходимо постоянно чувствовать поддержку близких друзей и родственников, поэтому семья играет огромную роль в судьбе любой женщины. Так уж получается, что в данный момент рядом с Юдиными мужей уже или пока нет, но, несмотря на это, они по праву могут гордиться своим «девичником». Хотелось бы, чтобы у этой «чисто женской ячейки общества» находилось побольше поводов для хорошего настроения, потому что внутреннее состояние каждого активно влияет на душевный комфорт всего общества.

Не скрою: хочется порою

Пройти по краешку любви,

Даря случайному герою

Порывы лучшие свои.

Мечты туманны и красивы,

Но понимаешь в свой черёд,

Что ныне даже перспективы

Оплату требуют вперёд!

           Владимир Бухтияров

 

Живопись на слух

Попытка к бегству

Человеческие знания похожи на драгоценности: их  много или вообще нет, их можно выставлять напоказ или скромно хранить до наступления момента, когда они действительно понадобятся. Правда, знаний, в отличие  от брошей, браслетов и колец, никогда не бывает больше, чем нужно. Древнегреческий мыслитель Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». В  мудрости этих слов я убеждался неоднократно. В последний раз они пришли мне на память, когда  читал роман «Фламандская доска» испанского писателя Артуро Перес-Реверте. «Фламандская доска» — это картина, вокруг которой и строится мастерски закрученный сюжет. Главная героиня работает художником-реставратором в  мадридском музее Прадо. Я заинтересовался его историей и экспозицией.  Кто-то удивится: «К чему слепому разбираться в живописи, ведь даже яркое и подробное описание не в силах создать зрительный образ, отчего теряется весь смысл». Нечто подобное говорил и русский  писатель, публицист А. Герцен, пытавшийся после посещения Эрмитажа письменно передать содержание некоторых поразивших его картин. Но, в конце концов, оборвал свои рассуждения: «Ну, да картины надобно смотреть, а не рассказывать». Эта реплика может быть обращена ко всем людям, кроме тех, кто не имеет возможности  «смотреть», то есть, нас, незрячих. Но я не считаю её поводом для оправдания невежества. Поэтому в этой статье попытаюсь показать художественные полотна так, как «вижу» их сам. Сотрудник РГБС, заслуженный работник культуры России Анатолий Вержбицкий  в своё время уже предпринимал попытку встроить живопись в жизнь инвалидов по зрению, но я буду писать не об этом, а о картинах, на которых изображены слепые.

Тьма и свет как две стороны одной жизни

Музей Прадо в Мадриде, о котором раньше я ничего не знал и знакомство с краткой историей которого стало моим первым шагом навстречу изобразительному искусству, был открыт в 1819 году. Он построен по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва в стиле позднего испанского классицизма. Основу экспозиции составляют произведения из коллекций  королей Испании. В их подборе важную роль сыграл художник Диего Веласкес, являвшийся советником короля Филиппа IV. Сейчас в Прадо находятся лучшие работы и самого Веласкеса: «Сдача Бреды», «Пряхи», «Менины» и др.  Здесь широко представлены испанская, итальянская, фламандская и германская школы живописи. В каталоге  работ я встретил и «Слепого гитариста» Франсиско Гойи. Он написал его в 1778 году для королевской шпалерной мануфактуры. Шпалеры — это без ворсовые настенные ковры с сюжетными изображениями. В Европе их начали широко применять в убранстве парадных и жилых помещений ещё в XIIXIII веках. В XIX веке все шпалеры стали называть гобеленами по имени известных ещё с XV века французских красильщиков и ткачей Гобеленов. В «Слепом гитаристе» художник впервые проявляет интерес к маргиналам: деклассированным элементам и нищим, к образам, которые будут появляться у него впоследствии. Он изображает обездоленного незрячего музыканта, его черты ироничны и гротескны. Работа  сложна и полна символов, это затрудняет её восприятие. Неудивительно, что сначала эскиз был отклонён ткачами.

В одном из залов Прадо, посвящённом старым фламандским мастерам, можно познакомиться с творчеством Питера Брейгеля Старшего, автора широко известной картины «Триумф смерти». Его кисти принадлежит и «Притча о слепых» (другие названия: «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего»), подлинник которой хранится в Национальном  музее и галерее Каподимонте Неаполя. Описание этой картины можно прочитать в статье В. Бухтиярова «Философия слепоты» («НЖ» № 4, 2011). Я лишь скажу, что изображённое  ужаснуло меня. Слепой человек лишён даже права видеть самого себя, что может быть хуже? Считается, что картина посвящена словам Христа о неразумном человеке, который взялся быть поводырём у своих собратьев по несчастью. Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь — единственное место, где  можно получить исцеление. Но чтобы переступить церковный порог, нужно видеть её или попросить о помощи зрячего — ни то, ни другое недоступно персонажам Брейгеля.

Библейские мотивы  находят своё отражение и у Рембрандта. Глубокого философского содержания и подлинного трагизма полон офорт «Слепой Товит». В переводе с французского «офорт» означает «крепкая водка». Так раньше называли азотную кислоту. Офорт — это гравюра на металле, полученная травлением азотной кислотой предварительно нанесённого на него рисунка, а также оттиск с такой гравюры. Изобретён он был в Германии в начале XVI века Д. Хопфером. На офорте «Слепой Товит» библейский старец дрожащей рукой нащупывает дверь, чтобы выйти к своему возвратившемуся сыну. Предметы растворены в мягком, зыбком свете. Немногими скупыми штрихами Рембрандт лишь слегка намечает форму, очерчивает самые общие массы, выделяя трагическую фигуру старика, концентрируя внимание на его психологии. В этом офорте 1651 года Рембрандт поведал о нравственности человеческих отношений, и всё же на нём изображён трагизм  одиночества, что было близко мироощущению самого художника в то время. К сюжету о слепом Товите Рембрандт обращался и раньше в полотне «Ангел покидает Товия и его семейство» в 1637 году (Лувр, Париж). Он трактовал сцену жанрово, представив всё семейство, благодарно прощающееся с исцелившим старца ангелом.  

А вот от картины немецкого художника Габриэля Макса  (1840  — 1915)  «Слепая продавщица светильников при входе в катакомбы» веет одухотворённостью. Глаза женщины широко раскрыты, она как бы смотрит поверх мира в открытое небо, видит Господа на престоле, а может, лишь чуткий слух внемлет Его словам. Лицо ярко освещено. Но не солнцем. Огонь в ней. Эта слепая — зряча, она распространяет свет, в отличие от тех, кто видит лишь тьму и, вобрав её в себя, начинает омрачать всё  вокруг. Пожалуй, это одна из немногих найденных мной картин, персонаж которой — не ограниченное, даже тупое исчадие тьмы, а  олицетворение внутреннего богатства, доказывающее, что слепота физическая — не то же самое, что  духовная.

Эти вопросы интересовали и Пабло Пикассо. Период его творчества с 1901 по 1904 год критики назвали «голубым» из-за тонов, преобладавших в палитре художника. Главное средство выразительности в картинах этого периода — линия. Монохромность (одноцветность) лишь подчёркивает напряжённую силу замкнутого контура. Ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии, печали. Пикассо считал: «Кто грустен, тот искренен». Трудно не согласиться с этим мнением: не каждый счастливый человек захочет впускать кого-то в свой мир, делиться радостью с другим. Грусть не способствует эгоизму. Грустный человек открыт и бескорыстен. Движения людей на картинах замедленны, они словно вслушиваются в себя. Отображая  страдания, художник в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Почему он поставил незрячих  в один ряд со всеми перечисленными, ведь в отличие от них, слепые не сами пришли к своему «тёмному» существованию? Отрезок в сто лет кардинально изменил жизнь людей, лишённых зрения, и сейчас кажется ошибкой уравнивать их с отверженной частью общества, которая тоже никуда не исчезла.

Картина Пикассо «Завтрак слепого» была написана в 1903 году, подлинник находится в музее искусства Метрополитен в Нью-Йорке. Холодные цвета создают угнетающую обстановку. Чувствительные руки слепого как бы контрастируют с не прорисованными глазами, вместо которых — серые впадины. Это ужасно и в то же время гениально! В этом противостоянии сильнее руки, они — жизнь, а не то, что должно быть глазами. Я не хочу говорить, что руки, кончики пальцев, становятся для потерявшего зрение чем-то вроде глаз. Одно другое не заменит, но я не сомневаюсь, что руки могут считаться ещё одним, скрытым, органом чувств. Я не могу «увидеть» кончиками пальцев звёздное небо, но всё окружающее меня — вполне.  

О Метрополитен-музее я слышал кое-что и раньше, но новые знания, часто являющиеся забытыми старыми, никогда не мешают. Он был основан в 1870 году группой нью-йоркских общественных деятелей и художников и  через два года открыт для широкой публики. Основу экспозиции составили коллекции, подаренные или завещанные ему в разное время частными лицами. Здание музея построено в неоготическом стиле.  Это художественное направление XVIIIXIX веков, заимствующее формы и традиции готики: арки с заострённым верхом, узкие, высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна.  Думаю, что это описание знакомо всем, читавшим роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Неоготика зародилась в Великобритании, но получила распространение также и  в континентальной Европе и даже в Америке. В Метрополитен-музее хранится и экспонируется коллекция произведений искусства США, охватывающая периоды от колониальных времён до наших дней, древних цивилизаций Америки, Африки и островов Тихого Океана. Из стран Дальнего Востока наиболее полно представлен Китай. Европейское искусство иллюстрируется  работами выдающихся живописцев разных эпох с XV по XX век. Это, например, «Мадонна с младенцем и святыми» Рафаэля, «Махи на балконе»  Гойи, «Аристотель перед бюстом Гомера» Рембрандта и другие.

Любопытно, что в музей можно пройти за минимальную плату или вообще бесплатно. Несмотря на то, что цена определена, достаточно подойти к окошку кассы и протянуть любую монету или просто попросить входные билеты. Их роль  выполняют круглые  значки, на каждый день своего цвета, которые можно прикрепить к одежде или  забрать на память.

Чужая боль под взглядом художника

Красота притягивает, уродство тоже эффектно, оно даже чаще привлекает к себе внимание. Зачем изображать на полотнах людей, одновременно имеющих почти всё и не имеющих почти ничего? Что это: любопытство к чужой боли, броский образ?  Вот какой ответ на этот вопрос я увидел у русских художников.

Если попросить любого человека назвать известные картины Карла Брюллова, то, конечно, сначала придут на память «Последний день Помпеи», «Всадница», «Итальянский полдень». Но вряд ли кто-то вспомнит «Процессию слепых в Барселоне», написанную в 1850 году и хранящуюся в Милане. Великий Карл, именно так современники называли художника, изобразил шествие, которое регулярно проводилось в Барселоне. По тенистой улице движется процессия слепых музыкантов. Она небольшая, среди идущих — и взрослые, и дети, впереди едут конники. Завершает процессию большое распятие с фигурой Христа. Здесь нет праздника, который дарило Брюллову Средиземноморье, тут страдание и горечь. Эта картина очень отличается от других именно осознанностью чужой боли. Выполнена в тёмных, коричнево-красных, тонах. В первый итальянский период Брюллов не видел и не хотел видеть ни гримас нищеты, ни убогости, ни трагических происшествий. Драматические ситуации пугали его, нарушали гармонию  внутреннего мира. На склоне лет он впервые создаёт сцену, взятую из повседневной жизни, которая исполнена обнажённого драматизма, и тем самым делает первые шаги на пути к подлинному реалистическому искусству.             

Слова Сократа я вспомнил ещё раз, наткнувшись на серию из восьми акварелей под общим названием «Нищие», принадлежащую кисти  русского графика и живописца Ивана Алексеевича Ерменёва. По-видимому, выполнена она была в период от середины 1760-х до 1775-го, до отъезда художника в Париж. Шесть из восьми листов изображают одетых в лохмотья незрячих стариков, иногда их сопровождает ребёнок-поводырь. Сильное впечатление производят эти, лишённые индивидуальных черт, застывшие, как трагические изваяния, фигуры, возвышающиеся на фоне низкого горизонта. Никому из русских художников ни до, ни после Ерменёва не удалось показать человеческие страдания в эпическом измерении, наполнить их воистину библейским смыслом. По праву можно сказать, что эта работа обеспечила Ивану Алексеевичу Ерменёву почётное место в истории русского искусства. Странно, что он выбрал для выполнения такой удручающей серии именно акварель, которая является одним из самых поэтичных видов живописи. Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде — вот и всё, что нужно живописцу. Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке н.э., в Европу она пришла на смену фреске — росписи по сырой штукатурке, позволявшей получать сходные эффекты.  

Слепота очень похожа на болото, у которого, чаще всего, нет конца. Человек, оказавшись в этом огромном топком месте, вынужден на ощупь пробиваться к твёрдой поверхности. Он не имеет права расслабиться, отвлечься, поддаться отчаянью — неверный шаг грозит трясиной. Творчество становится спасительной гатью. Персонажи разных полотен, как и реальные люди, неодинаковы, даже если имеют общую беду, недуг. В усталом слепце, бродячем музыканте, поющем под аккомпанемент своего примитивного народного инструмента, другой русский художник, В.Г. Перов, увидел одухотворённого артиста. Образ его передан чисто живописными средствами: мягкой, деликатной моделировкой формы, строгим, благородным сочетанием коричневато-оливковых и приглушённо-розовых тонов. Превосходный портретный этюд «Слепой музыкант», написанный около 1864 года, может с полным правом считаться прямой  предтечей  лучших перовских портретов 1870-х годов. В то время драматически перерождалась русская жизнь, перспективы были неясны. Перов чутко откликнулся на происходящее в обществе. Неслучайно именно тогда появились проникновенно-грустные картины «Старики-родители на могиле сына» (около 1874 года) и «Приезд институтки к слепому отцу» (около 1870 года). Последняя не окончена. Здесь  нет пафоса, символичности. Слепой отец  в длинном коричневом  халате осторожно прикасается к лицу дочери, стоящей перед ним на коленях. Он как бы восстанавливает в памяти черты родного лица. Невидящий взгляд обращён к девушке, но зрителю заметно, что на самом деле старик смотрит мимо. Справа от него — стол. Наверное, в момент приезда институтки он пил чай, на что указывает отставленная чашка. В углу комнаты стоят напольные часы, вероятнее всего, с боем. Фигуры двух второстепенных персонажей — старика и старухи — прорисованы нечётко, они изображены на заднем плане, в дверях. Но от этого смысл не теряется: два главных героя здесь, перед зрителями.

Картина «Душа народа» (первоначальное название «На Руси»), к работе над которой художник Михаил Васильевич Нестеров  приступил в 1914 году, не посвящена ни физической, ни духовной слепоте. Её основная идея, по словам  автора, заключается в следующем: «Блаженны алчущие и  жаждущие правды, яко тии насытятся». По берегу Волги медленно движутся русские люди. Они разных сословий и классов: от царя до слепого солдата, от писателей Ф. Достоевского, Л. Толстого до философа В. Соловьёва. Впереди всех, едва касаясь земли,   приложив худенькую руку к груди, ступает мальчик. Он довольно далеко ушёл от толпы, обуреваемой различными помыслами и страстями.  Сразу понятно, что он   первым достигнет Царствия Небесного. Написанию «Души народа» предшествовала огромная подготовительная работа, многие этюды к этой картине первоклассны по своему художественному качеству.

Прежде я довольно смутно понимал значение слова «этюд», считая его синонимом к «картине». В переводе с французского «этюд» означает «изучение», он необходим для совершенствования мастерства. Обычно создаётся ради тщательного исследования натуры — её формы, цвета, конструкции, взаимосвязи с окружающими предметами. В нём художник разрабатывает детали будущего произведения. Иногда этюды приобретают вполне самостоятельное значение.

Возможно, даже наверняка в других музеях мира тоже смотрят с картин слепые, они открыты для взглядов,  но не в силах отвечать тем же. Я описал только те полотна, которые смог найти. Одни авторы ненавидят своих героев, другие восхищаются ими, третьи остаются равнодушными. Обижаться здесь не на что, ведь слепые — это те же люди, пусть лишённые зрения, но не растерявшие плохие и хорошие человеческие качества. Не видя, очень просто очерстветь, остынуть по отношению ко всему прекрасному, недоступному для нас. Не знаю, как  другие, но я каждый день борюсь с самим собой, поддерживая чувства обычного человека, как поддерживают огонь. У  Роберта Рождественского есть  такие строки:

Как страшно мне,

                               что люди привыкают,

открыв глаза,

                                не удивляться дню.

Поэта ужасала  не физическая, а духовная  близорукость людей. Но в первую очередь, у незрячих велика угроза её появления. Да, у меня есть светоощущение, и, просыпаясь, я вижу, светло или темно в комнате, но новый день — это не просто часть суток, это шанс узнать что-то ещё неизвестное, сделать шаг вперёд, а для этого нужно уметь видеть, даже если по медицинским показаниям это невозможно. Поэтому было вдвойне больно столкнуться с мнением великого живописца Леонардо да Винчи: «Кто не предпочёл бы скорее потерять слух и осязание, чем зрение? Ведь потерявший зрение подобен тому, кто изгнан из мира, ибо он больше не видит ни его, ни какую-либо из вещей, и такая жизнь — сестра смерти».  И далее: «Глаз есть окно человеческого тела, через которое человек глядит на свой путь и наслаждается красотой мира. Благодаря ему душа радуется в своей человеческой темнице. Без него эта человеческая темница — пытка». Выходит, мы — узники в своих собственных душах. Так давайте же с помощью живописи и других видов искусства совершать попытки к бегству из тюрьмы под названием «слепота».  

Дмитрий Гостищев,

Ставрополь

 

Кругосветка

Встречи в Марбурге

 «Мы хотим, чтобы нас увидели» — так звучит официальный девиз Общества слепых и слабовидящих федеральной земли Гессен. Именно здесь, на юго-западе Германии, расположен старинный университетский город Марбург, в котором находится уникальная организация — Немецкий институт слепых.

Столичный город районного масштаба

Германия состоит из 16 федеральных земель. Их можно сравнить с российскими краями и областями. В свою очередь, земли делятся на районы. Одним из районных центров федеральной земли Гессен и является Марбург. Здесь живут 80 000 человек, около тысячи из них являются незрячими и слабовидящими.

«Добро пожаловать в Марбург, столицу немецких слепых», — так началась наша беседа с руководителем отдела по связям с общественностью Немецкого института слепых Руди Ульрихом. О «столичной функции» районного центра мне говорили самые разные люди — и зрячие, и незрячие — во время посещения города.

Почему же он приобрёл этот почётный неофициальный титул? Дело в том, что значение Немецкого Института слепых для Германии столь велико, что его местопребывание в Марбурге автоматически наделяет этот город особым статусом для инвалидов по зрению, их родственников и друзей.

Плоскопечатники и брайлисты

Институт состоит из множества подразделений: реабилитационного центра для недавно ослепших, группы психологической поддержки, Центра повышения квалификации и дополнительного образования для незрячих и слабовидящих.

Кроме того, действует специализированное училище, в котором инвалиды по зрению могут получить профессии специалиста по компьютерной технике, социального работника или секретаря-референта со знанием иностранного языка.  Образовательные возможности предоставляются не только молодёжи, но и людям среднего поколения.

При Институте слепых создана медиотека, насчитывающая более пятнадцати тысяч рельефно-точечных, плоскопечатных и аудиокниг. Работает мастерская по изготовлению рельефных пособий и макетов. Далеко за пределами Германии известен Центр раннего развития, оказывающий консультационную помощь родителям незрячих и слабовидящих детей.

В организации на постоянной основе работают более 400 человек. Среди сотрудников — 40 слабовидящих и 20 незрячих. Кстати, слово «незрячий» хотя и существует в немецком языке, но практически не используется. Люди, лишённые возможности визуально воспринимать окружающий мир, называют себя «слепыми».

Визитной карточкой Института слепых и его наиболее крупным подразделением является школа имени Карла Штреля. Сейчас в ней учатся 310 детей. 270 из них живут в интернате, они приехали в Марбург со всей Германии, а также из Австрии и Швейцарии. 40 детей каждый день приходят на занятия из родительского дома.

«Сколько у вас учится слепых ребят? Сколько слабовидящих?» — задаю вопрос руководителю отдела по связям с общественностью Руди Ульриху.

«Школа, как и сам Институт, была основана в 1916 году. До 1978 года здесь учились только слепые дети. Потом мы стали принимать и слабовидящих. С 1978 по 1998 год существовало три потока классов: для слепых детей, для слабовидящих, и ещё один — для слабовидящих, обладающих от 2% до 5% зрения (почти слепых).

С 1998 года педагогическая концепция школы претерпела значительные изменения. Было принято решение отказаться от раздельных классов, ориентированных на степень потери зрения. Теперь все учащиеся обучаются в смешанных классах.

У нас не называют детей «слепые» и «слабовидящие», —  поясняет Руди Ульрих. —  Обычно говорят о плоскопечатниках и брайлистах. 170 детей способны с помощью различных вспомогательных технических средств различать укрупнённый плоскопечатный шрифт. Некоторые из них виртуозно переходят с рельефно-точечного на плоскопечатный и обратно. 140 учащихся в силу объективных причин используют исключительно брайлевский шрифт». 

Смешение классов имело, в первую очередь, социальные и психологические мотивы. Руководство школы пришло к выводу, что совместное обучение способствует созданию атмосферы толерантности, взаимопомощи и поддержки. Незрячие дети стали больше общаться с ровесниками, обладающими остаточным зрением.

В каждом учебном классе — от 8 до 12 учащихся. Во время занятий одновременно используются и плоскопечатные, и рельефные пособия. При этом количество рельефных пособий по всем школьным предметам значительно возросло. Часть из них изготовляется в самой школе, часть закупается.

Во время проведения некоторых подвижных игр и конкурсов учителя просят слабовидящих учеников надеть на глаза чёрные повязки, чтобы незрячие одноклассники оказались в равном положении и не чувствовали себя ущемлёнными.

На улице – ребёнок с белой тростью

Отличительная черта Марбурга — значительное количество незрячих детей и подростков, а также взрослых людей с белыми тростями на улицах города. Вспоминается девиз Общества слепых и слабовидящих  Гессена — «Мы хотим, чтобы нас увидели». В Марбурге это пожелание воплощено в жизнь: зрячие горожане просто не могут не заметить своих «непохожих» соседей.

С 1978 года школа имени Карла Штреля отказалась от централизованного интерната. Появились «жилые группы» по восемь человек, «разбросанные» по всему городу. По желанию каждый учащийся может поселиться в отдельной комнате или «разделить» свою жилплощадь с кем-либо из товарищей. По сути, речь идёт об одно- и двухместных номерах. Как в хорошей гостинице! Каждую группу опекают несколько воспитателей, работающих посменно. Разумеется, в ночное время в группе тоже дежурит воспитатель.

О «жилой концепции» хотелось бы рассказать более подробно, так как в Марбурге ей придают особое значение. Обучение в школе имени Карла Штреля начинается с пятого класса и продолжается девять лет, до тринадцатого класса. Дети обычно приезжают сюда в десятилетнем возрасте. И в 19 лет получают заветный диплом. Впрочем, по понятным причинам некоторые учащиеся на один-два года старше своих одноклассников. Они не смогли учиться в обычной школе из-за потери зрения или резкого его ухудшения, пропустили один-два школьных класса из-за проведения необходимого лечения и курса реабилитации.

Жилые группы пятиклассников и шестиклассников располагаются в непосредственной близости от школы. С седьмого класса ребятам предлагают поселиться несколько подальше, в центральных районах города. Таким образом, дорога до учебного заведения может занять пятнадцать-двадцать минут, необходимо переходить через довольно оживлённые улицы. Причём учащиеся всюду перемещаются самостоятельно, без сопровождения воспитателей. В Марбурге совершенно естественно и нормально, когда двенадцатилетний незрячий подросток самостоятельно отправляется на дискотеку или в бассейн, посещает магазины или футбольные матчи.

Не опасно ли предоставлять незрячим и слабовидящим детям такую самостоятельность? «Для гимназистов проводятся индивидуальные занятия по ориентировке в городской среде. После прохождения индивидуального курса учащийся получает письменное разрешение на самостоятельные передвижения по городу. Это разрешение может касаться и всего Марбурга, и отдельных частей города», — рассказывает Руди Ульрих.

Индивидуальные занятия по ориентировке проходят на протяжении  всего обучения в школе. Их интенсивность может быть различной. Она связана с наличием или отсутствием остаточного зрения, сопутствующих заболеваний, личными желаниями и потребностями.

Было бы преувеличением утверждать, что все учащиеся Школы являются самостоятельными и мобильными. В ряде случаев это невозможно в силу тяжёлых сопутствующих заболеваний. Например, в Школе учатся несколько мальчишек и девчонок, лишённых не только зрения, но и способности самостоятельно передвигаться: они прикованы к инвалидной коляске. Для таких детей созданы жилые группы с особым режимом опеки. Но, как правило, незрячие учащиеся  ориентируются на улицах  не хуже своих слабовидящих одноклассников. 

В Германии не принято предлагать помощь незрячим людям на улицах города. Это относится и к взрослым, и к детям. Если инвалид по зрению сам обратится к прохожим с просьбой о содействии, то ему не откажут. Но никто  не ожидает инициативы от зрячих сограждан. Такое поведение не связано с равнодушием и бессердечием: немцы просто привыкли к тому, что большинство незрячих прекрасно ориентируются в городской среде и помощь им не нужна.

Единственная гимназия

Школа носит имя Карла Штреля (1886-1971), который являлся её основателем и бессменным директором почти полвека: с 1916 по 1965 год. Известность и популярность учебного заведения связана не только с особой педагогической концепцией и успехами выпускников, но и с формальными причинами: это единственная специализированная школа для слепых и слабовидящих в Германии, обладающая статусом гимназии.

Немецкая система среднего образования разделяется на три потока. Начальную школу (первые четыре года обучения) все дети посещают вместе. А дальше происходит расслоение: наиболее успешные и старательные ученики отправляются в гимназию, которые ориентируют их на подготовку к дальнейшей учёбе в высших учебных заведениях.

Те, кому учёба не даётся, попадают в основную школу. Эта форма среднего образования рассчитана на школьников, не стремящихся к интеллектуальной деятельности. После получения диплома они могут продолжить обучение в профессиональных учебных заведениях или непосредственно на производстве. Им предлагают овладеть рабочими и ремесленными специальностями: плотника, столяра, каменщика, сапожника, пекаря и другими. В Германии подчёркивают, что учащиеся основной школы не являются менее способными, чем гимназисты. Просто их таланты проявляются не в интеллектуальной сфере, а в практических жизненных навыках.

Существует ещё и третья возможность получения среднего образования — реальная школа. Она занимает промежуточный статус между гимназией и основной школой. Сюда идут дети, которым обучение в гимназии представляется слишком сложным, занудным и теоретизированным, а в основной школе — наоборот, слишком лёгким. После окончания реальной школы можно пойти учиться на секретаря-референта, бухгалтера, мастера-технолога на производстве, то есть речь идёт о специальностях, не требующих высшего образования.

Право на поступление в высшие учебные заведения имеют в Германии только выпускники гимназий. Не надо думать, что в десять лет немецких детей окончательно и бесповоротно разделяют на три потока. Конечно же, это не так! Во-первых, если ребёнок или подросток не справляется с программой гимназии (или просто не хочет учиться), ему могут настоятельно рекомендовать перейти в заведение более «низшей» категории: в реальную или основную школу.

С другой стороны, если учащийся основной или реальной школы неожиданно захотел «грызть гранит науки» и проявил соответствующие способности, он может после прохождения собеседования перейти учиться в гимназию. Кроме того, существуют вечерние и заочные гимназии для взрослых людей.

«Все специализированные школы для слепых и слабовидящих детей в Германии работают по программам основной и реальной школ,    поясняет Руди Ульрих. — Только в Марбурге учащийся может получить заветный  диплом об успешном окончании гимназии, дающий право на поступление в высшие учебные заведения».

Разумеется, никто не закрывает перед незрячими и слабовидящими людьми дорогу в вузы. В Германии дети «с особыми потребностями» имеют право учиться и в обычных школах, в том числе и в гимназиях. Многие выбирают именно этот путь.

В Немецком институте слепых существует специальное подразделение, опекающее незрячих и слабовидящих учащихся обычных школ. Их снабжают специальными пособиями, консультируют по всем возникающим в процессе учёбы вопросам, помогают улаживать недоразумения с учителями и одноклассниками, приглашают в Марбург на различные мероприятия, обучающие курсы, праздники.

Мы — одна команда!

Школа имени Карла Штреля и целый ряд других подразделений Института расположены на окраине Марбурга, в лесопарковой зоне. Здесь прекрасный воздух. Слышно пение птиц. Возникает ощущение, что ты находишься на курорте. Кстати, территория учреждения не имеет никаких заборов и ограждений. Мне не встретился ни один охранник или вахтёр. «Это наша принципиальная позиция, — объясняет Руди Ульрих. — Мы не хотим «заборов в головах». Важно быть открытым миру, открытым всему новому...»

Мне представилось немало возможностей пообщаться и с учениками школы, и с учителями, и с выпускниками. Ларисе Якобс 14 лет. Она родом из Франкфурта-на-Майне. Девушка учится в восьмом классе. Как и большинство школьников, Лариса живёт в интернате. Не скучает ли она по дому? «Мы уезжаем домой на все каникулы. В общей сложности они длятся 12 недель: шесть — летом и ещё шесть — в течение года. Кроме того, два раза в месяц можно отправиться домой на выходные. И родители к нам сюда заглядывают, и друзья. Так что соскучиться просто не успеваешь...»

Больше всего Ларисе нравятся уроки физкультуры, английского языка и латыни. В свободное время моя собеседница много занимается спортом: играет в футбол и плавает. У неё уже есть конкретные профессиональные планы на будущее: стать детским психологом. Нравится ли Ларисе жить в жилой группе? «Самое главное, что мы — одна команда, и во всём помогаем друг другу. Вместе делаем домашние задания, покупаем продукты, убираем квартиру. Вместе ходим на дискотеки, ездим на экскурсии, устраиваем праздники».

В каждой группе вместе живут дети и подростки разного возраста, слабовидящие и незрячие. «У меня 10% зрения, — поясняет Лариса. — В нашей группе некоторые ребята видят лучше меня, некоторые — хуже. Марк и Денис полностью незрячие».

Слепые и слабовидящие школьники чем-то отличаются друг от друга? Может быть, манерой поведения или общения? «Нет, я не вижу совершенно никаких различий, — уверенно отвечает девушка. —  Незрячие подростки точно такие же, как и зрячие, и слабовидящие: весёлые, активные и самостоятельные. Конечно, в незнакомых местах, например, на экскурсии, им надо немного помочь, взять за руку, что-то рассказать или объяснить. Но эта помощь совсем небольшая, и она никого не напрягает».

Здесь незрячих не обижают

Учатся в Школе и ребята, чей родной язык — русский. Родители Кирилла Чепурнова в 2002 году переехали из Одессы в Дортмунд. Сейчас ему 20 лет. В 2012 году он завершит курс обучения в гимназии. Молодому человеку повезло: в результате лечения и хирургического вмешательства его зрение за последние годы существенно улучшилось. При рождении Кирилл обладал 10% зрительной силы, а сейчас у него уже 30%.

В отличие от Ларисы, Кирилл считает, что незрячие и слабовидящие ровесники всё-таки немного отличаются друг от друга: «Ребята, у которых полностью отсутствует зрение, обычно более спокойные, тихие, уравновешенные, осторожные. У них нет возможности резко вскочить и куда-то побежать, поэтому они тщательно обдумывают и свои движения, и свои поступки».

Кирилл обратил внимание и на другую особенность: «У незрячих соучеников можно научиться философскому отношению к жизни, стойкости, мужеству. Эти ребята принимают свою судьбу такой, какая она есть. И они довольны жизнью. У кого-то из одноклассников всего один процент зрения, а кто-то полностью слепой и  всё равно никогда не станет жаловаться».

После окончания гимназии Кирилл хочет стать специалистом по компьютерам. Он мечтает работать в немецкой фирме в России или на Украине: «Хорошо, если зарплата будет «немецкой». А вот жить лучше всего на родине...»

Наш мужской разговор коснулся и деликатной темы взаимоотношений с противоположным полом: «Я родом с Украины. И, наверное, поэтому меня больше привлекают соотечественницы, чем немецкие девушки... Не хочу никого обидеть, но наши девчонки, мне кажется, более раскованные, ярче одеваются, используют больше косметики, ходят на высоких каблуках...»

Кирилл обратил внимание и на различия между немецкой и русскоязычной молодёжью, постоянно проживающей в Германии: «Всё-таки коренные немцы более дисциплинированные. Им не придёт в голову идти на дискотеку в середине недели или устраивать какой-то праздник в будний день. Многие парни и девушки всегда ложатся спать не позднее десяти часов вечера и вообще живут по чёткому расписанию... А наши соотечественники, по моему мнению, больше думают о развлечениях, хотя и об учёбе тоже не забывают».

Но, несмотря на эти мультикультурные различия, Кирилл видит в ровесниках гораздо больше общего: «Почти все учащиеся Школы, вне зависимости от национального происхождения, наличия или отсутствия остаточного зрения, очень любят спорт. Здесь активно развивают плавание, лёгкую атлетику, футбол, дзюдо, акробатику, верховую езду, греблю, скалолазание. Есть  свой бассейн, конюшня, специальная стена для скалолазания. Кроме того, здесь очень ценят музыку, театр, литературу, декоративно-прикладное искусство. Всё большую роль в обучении начинает играть компьютерная техника».

Cвой среди своих

Кристина Лауфенберг — одна из двадцати незрячих сотрудников в Немецком институте слепых. Она преподает в школе имени Карла Штреля немецкий и французский языки, а также проводит индивидуальные и групповые занятия по рельефно-точечному  шрифту.

— Я родилась слепой в Штутгарте, столице земли Баден-Вюртемберг, в 1966 году. В шесть лет пошла в начальную школу для незрячих и слабовидящих детей. А потом меня приняли в самую обычную гимназию по месту жительства, и я училась вместе со зрячими детьми. В 1984 году, когда до окончания гимназии оставался всего один год, мне захотелось почувствовать себя самостоятельной, уехать из родительского дома... Стала ученицей школы имени Карла Штреля, поселилась в жилой группе. Я очень рада, что диплом об окончании гимназии довелось получить уже в Марбурге.

— Вам здесь понравилось?

— Да, очень. Сразу возникла мысль, что хочу здесь не только учиться, но и впоследствии работать. Я поняла, что эта Школа — моя судьба. Высшее образование получила в здешнем университете, также как и великий русский учёный Михаил Ломоносов. Кроме того, училась в университете франкоязычной канадской провинции Квебек. В 1995 году меня приняли на работу в Школу. Три года была учителем-практикантом. В 1998 году стала полноправным учителем. Такая многолетняя практика перед приёмом на постоянную работу обязательна в Германии для всех учителей гимназий.

— Что именно Вас привлекло здесь?

— Я сразу ощутила огромные, принципиальные различия по сравнению с моей прежней школой... Несмотря на все усилия учителей, одноклассников и надзорных инстанций, незрячим детям часто не удаётся почувствовать себя полноправными учащимися обычной школы, влиться в коллектив. Приведу только один пример: в массовых школах детей с особыми потребностями порой даже не допускают к урокам физкультуры, они не могут принять участие в спортивных соревнованиях. Взрослые опасаются за их безопасность и не способны объективно оценить состояние здоровья. Конечно, ситуация постепенно меняется, но она ещё очень далека от идеала.

Кристина Лауфенберг подчёркивает, что в специализированной школе дети могут получить гораздо большую помощь и поддержку, чем в массовых заведениях. Кроме того, они здесь «свои среди своих». Школу по месту жительства обычно посещают всего один-два незрячих ребёнка, которым автоматически присваивается «особый статус». А в специализированной они становятся органичной частью детского коллектива.

Моя собеседница уверена в том, что «инклюзивное образование» — при всей его нужности и полезности! — необходимо внедрять осторожно, постепенно и строго на добровольной основе. У незрячих и слабовидящих детей в любом случае должно остаться право на обучение в специальных школах, которым необходима государственная поддержка! Желание некоторых немецких политиков распределить всех детей с особыми потребностями по обычным школам вызывает у Кристины и многих других немецких незрячих серьёзные опасения.

Придя работать в Немецкий институт слепых, Кристина познакомилась со своим будущим мужем Вильфредом, возглавляющим здешнюю медиотеку. Её супруг — зрячий. У них общее увлечение — гребля на каноэ.

Я слепой, ну и что?

Во время короткого пребывания в Марбурге мне хотелось разобраться в источниках финансирования и статусе Немецкого института слепых и его подразделений. Является ли Институт государственным учреждением? Частным? Региональным? Муниципальным?

Первоначальные предположения оказались неверными: учредителем и собственником  является общественная организация с одноимённым названием, которая осуществляет финансирование Института слепых и его подразделений, в том числе и школы имени Карла Штреля. Среди наиболее известных членов организации — бывший президент Германии Хорст Кёллер. Его дочь Ульрика — незрячая с рождения. Поэтому проблемы инвалидов по зрению немецкий политик знает не понаслышке.

Кроме того, дотации на осуществление конкретных программ поступают из федерального и регионального бюджетов. Важную роль играет поддержка земли Гессен, на территории которой расположен Институт. Для учащихся школы и реабилитантов все услуги — обучение, проживание, питание, дополнительные занятия (в том числе индивидуальные), организация отдыха  — предоставляются бесплатно.

Правда, это положение касается только граждан и постоянных жителей Германии. Если в Школе захочет учиться иностранец, то родителям придётся заплатить от 60 000 до 70 000 евро в год. Кроме того, ко времени поступления в Школу ребёнок уже должен хорошо овладеть немецким языком.

 Большинство сотрудников марбургского Института — энтузиасты своего дела. Многие приходят сюда работать совсем молодыми и остаются на двадцать — сорок лет, причём трудятся, не считаясь со своим личным временем, не думая о личной выгоде. В Германии работают сотни общественных учителей рельефно-точечного шрифта, которые вместе со штатными сотрудниками помогают недавно ослепшим людям овладевать премудростями брайлевской системы. Спортивные достижения инвалидов по зрению тоже были бы немыслимы без общественных тренеров и помощников-волонтёров.

Можно привести множество примеров, когда сотрудники Института слепых, помимо добросовестного и тщательного выполнения своих прямых обязанностей, берут на себя значительную общественную нагрузку. Например, сотрудник отдела по связям с общественностью Манфред Дюнзинг в свободное время тренирует футбольную команду незрячих игроков.

В немецком языке существует очень популярная среди незрячих присказка: «Я слепой, ну и что?» В этом коротком, но ёмком высказывании отразилось отношение к жизни наших немецких коллег: мужество, несгибаемость перед обстоятельствами, оптимизм, чувство юмора. Читатели «Нашей жизни», которым доведётся побывать в Марбурге, могут быть уверены: они будут чувствовать себя как дома, среди друзей, среди своих.

 Илья Бруштейн

 

Вести из регионов

ЗДЕСЬ Я НУЖНА МНОГИМ

Я считаю журнал «Наша жизнь» своим другом. Очень радуюсь каждому новому номеру.  Хорошо, что сейчас он приходит регулярно. За один-два дня  вдоль и поперёк прочитываю его сама, а потом  передаю   членам моей дружной семьи, детям, снохам.  Очень интересуется им мой муж. Он у меня 15-й год заместитель главы районной администрации по строительству.   Журнал популярен во всех населённых пунктах, где проживают члены ВОС, читают его главы районов, начальники отделов социальной защиты и их специалисты.  Выписывают центральные районные библиотеки,  но основные получатели — это, конечно,  восовские активисты и групорги. Им нравится,  что он  печатается крупным шрифтом. Любят рубрики «Домашний калейдоскоп», «Давайте познакомимся». Сразу же ищут «Вести из регионов», очень жаль, что в последнее время их стало меньше печататься.  Часто пишут Дмитрий Гостищев и Артур Сапров. Их статьи нужные, актуальные, поучительные для многих.

Число подписчиков на «НЖ» растёт. В 2009 году  их было 69, в 2010 — уже 103. Как это удаётся? Ведём постоянную рекламную кампанию. Подписываемся в складчину. Передаём в качестве подарка некоторым семьям, где инвалиды не могут читать сами.

Наша Моргаушская местная организация   Чувашской РО ВОС небольшая — 218 членов.  За год от нас «уходят» до  20 человек. Но мы почти столько же принимаем вновь выявленных. На отчётно-выборной конференции работу бюро оценили на «отлично». На ней  присутствовал глава администрации Моргаушского района Юрий Иванов. Да и на многих других наших социокультурных и спортивных мероприятиях он частый гость.  Знает жизнь восовцев, потому и внимателен к их просьбам.  Так, он разрешил инвалидам по зрению раз в месяц, в восовский день, бесплатно пользоваться автобусом, чтобы добраться из любой точки района до МО ВОС. Новшество не дешёвое, но очень стоящее, ведь хорошо, когда на большом  мероприятии присутствуют до 50 человек.

Жизнь меняется очень быстро, стараемся в соответствии с требованиями времени обновлять и формы   работы. Сейчас только чаепитиями и «говорильнями»  людей в организацию не заманишь, тем более нынешнюю молодёжь.  С ней надо особо работать.  Главное, её растормошить…

 Инвалиды по зрению — очень  начитанные  люди. Поражаюсь их быстрым и умным ответам на республиканских конкурсах эрудитов.  Во многом благодаря молодёжи Чувашская РО выиграла грант «Окно в мир». Сейчас открыт компьютерный класс, в котором на двухнедельных курсах занимаются по 5  инвалидов, в основном, тотальники. Гордимся мы нашими спортсменами и самодеятельными артистами, чьи успехи нас очень радуют. На третьем этапе фестиваля «Салют Победы» в Казани участвовали более 40 человек от нашей РО ВОС. Были представлены самобытные номера.

 В Год семьи в Чебоксарах на высоком уровне прошли конкурсы семейных пар «Два крыла», приезжали  к нам  гости из 8 регионов. С 2007 года Чувашская РО ежегодно проводит  региональные состязания  «Наша местная — самая чудесная». Вот тут действительно идёт настоящая борьба за победу! Занимать призовые места среди 12 организаций не всегда легко, но очень приятно быть лидером. Так и хочется работать!  И работать слаженно, в согласии со всеми органами власти, защищать честь и права каждого инвалида. Правда, муж говорит мне: «Твои деньги до семьи не доходят. Сиди лучше дома». Но только в коллективе я нужна многим. Меня уважают, даже бабушки со мной часто советуются.  Считаю, что моё время уходить с работы ещё не пришло.

В нашей организации есть неординарные личности, от гордости за которых порою у меня слёзы текут.  Ведь не поддаются наши слепые никаким трудностям, вс        ё видят душой и сердцем!

Елена Никитина,  

секретарь Моргаушской МО ВОС