Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

 

21 ноября 2014 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в третьем (окончательном) чтении проект федерального бюджета на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов.

Министр финансов России Антон Силуанов заявил: «Сегодня мы живем в новых экономических реалиях. У нас изменились и платежный баланс, и экспорт-импорт, и валютный курс рубля. Экономика сейчас адаптируется к новым условиям, и бюджет тоже должен адаптироваться к ним. Но это не значит, что мы должны его пересматривать. У нас есть все основания, все ресурсы для того, чтобы исполнить те параметры, которые мы заложили на 2015 год». Тем самым, как отмечалось в общественно-политическом журнале Федерального Собрания РФ «Российская Федерация сегодня», министр жестко обозначил пределы парламентского маневра в принятии главного финансового закона страны. Впрочем, такая позиция вполне объяснима — федеральный бюджет впервые сверстан в условиях сложной финансовой ситуации, когда замедление темпов экономического роста в стране усугубилось введением антироссийских санкций и дешевеющим «черным золотом». Документ, который определяет экономические ориентиры на ближайшие три года, сразу же нарекли трудным и тяжёлым. Он подготовлен, исходя из макроэкономического прогноза, который предполагает в предстоящей трехлетке ускорение роста ВВП до 1,2 процента в 2015 году, до 2,3 — в 2016 году и 3 — в 2017-м. Инфляция в этом прогнозе заложена 5,5 процента в 2015 году, 4,5 — в 2016-м и 4 — в 2017 году. Главный финансовый документ сформирован в рамках «бюджетного правила», по которому базовая цена на нефть рассчитывается как средняя за последние несколько лет. В предстоящие три года она прогнозируется на уровне 96 долларов за баррель, цена на нефть марки Urals — 100 долларов. Доходы бюджета-2015 составят 15,082 триллиона рублей (19,5 процента ВВП), расходы — 15,513 триллиона (20 процентов ВВП). Дефицит — примерно 431 миллиард рублей. Как считает министр, небольшое превышение расходов бюджета над доходами не является поводом для тревог.

Основной статьей расходов бюджета останется социальная поддержка граждан и предоставление социально значимых услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура. На эти цели направляются 57 процентов средств из федерального и регионального бюджетов. А на выплату пенсий, различных субсидий и компенсаций в течение ближайших трех лет предусмотрено более 2,5 триллионов рублей. В 2015 году на социальную политику уйдет более трети консолидированных бюджетных расходов — 35 процентов.

Дефицит бюджета планируется покрывать за счет государственных заимствований и доходов от приватизации. От приватизации федеральный бюджет получит 158,5 миллиарда рублей в 2015 году и 99,9 миллиарда — в 2016-м. На 2017 год программа приватизации пока не утверждена.

И всё же шила в мешке утаить не удалось. «Бюджет не может постоянно иметь расходы, которые были составлены при другой экономической реальности. Мы сейчас должны подготовить наш бюджет к тому, чтобы иметь так называемый запасной вариант в случае, если непростые внешние условия сохранятся», — сказал Антон Силуанов, предложив депутатам поработать над запасным оптимизированным вариантом главного финансового закона страны. При этом он подчеркнул: «Несмотря на любое изменение обстоятельств, бюджет 2015 года будет исполнен. Для этого мы скопили резервы, создали страховочные механизмы». Глава Минфина напомнил, что для замещения выпадающих доходов у страны и существует Резервный фонд. Кроме того, заложены резервы в бюджете в размере 70 миллиардов рублей, которые могут быть направлены на поддержку экономики.

Факт того, что «за» проголосовал 301 депутат из 450-ти, говорит о том, закон принимался не в «радужных» условиях. Так, лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов расценил бюджет как антиконституционный документ. По его словам, ни о какой стабильности и безопасности не может быть и речи. Планируется пополнять бюджет за счет сырьевых ресурсов, а не за счет переработки. В бюджете нет роста реального сектора экономики, модернизации. «Промышленность и село брошены на самовыживание, социальная сфера ликвидируется как таковая, — подытожил он. — Раскол в обществе будет только усиливаться: богачи будут богаче, бедняки — беднее». Оксана Дмитриева, зампред фракции «Справедливая Россия», отметила, что федеральный бюджет на 2015 год не обеспечивает источников экономического роста, равно как и не содействует импортозамещению и повышению конкурентоспособности отечественной экономики в условиях экономических санкций. Кроме того, по ее словам, в федеральном бюджете предполагается критическое сокращение ассигнований на образование и здравоохранение. Особенно неблагоприятная ситуация, отметила она, складывается в здравоохранении, где сокращение финансирования идет третий год подряд.

Накануне третьего чтения экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев сказал: «Наш бюджет готовили то ли к войне, то ли к революции, то ли все вместе». Экс-министр финансов РФ, ныне президент-председатель правления банка «ВТБ24» Михаил Задорнов вообще предрекает: «Экономика встала бы и без Украины. Социальное напряжение мы увидим к весне».

Кто-то может сказать: «А-а-а, - это оппозиция…». Тем не менее, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала Минэкономики РФ. Нельзя постоянно пересматривать прогнозы, которые ложатся в основу формирования бюджета, считает глава палаты. Она дала поручение подготовить отдельные парламентские слушания, чтобы обсудить конкретные предложения Минэкономразвития для повышения темпов экономического роста в стране. Заместитель же Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин заявил, что «в ближайшие три года жить будет сложнее, чем сейчас, но государство выполнит все социальные обязательства».

А вот позиция Татьяны Голиковой, председателя Счетной палаты РФ - «проект бюджета на 2015-2017 годы принимать нужно и работать над проблемами дефицита в процессе исполнения принятого бюджета. При этом, сразу надо понимать, что изменения будут более серьёзными, по сравнению с теми, которые мы привыкли видеть традиционно в предыдущие периоды времени в Российской Федерации».

...Мне помнится, еще в 2012 году в своих выступлениях и статьях я упоминал о грозящей рецессии как в мировой экономике, так и, в особенности, в экономике России. В связи с чем мне на память пришли гениальные слова Конфуция – древнего мыслителя и философа Китая: «Когда дует ветер перемен – одни строят крепости, другие – ветряные мельницы». Стратегически мы решили, образно говоря, поступать так: «Будем строить в крепостях ветряные мельницы».

Поэтому мы, что называется, еще в «преднулевом» чтении государственного бюджета решили заручиться гарантированной поддержкой профильного Министерства труда и социальной защиты РФ, а также Министерства финансов РФ. Задача осложнялась тем, что за последние три года сменилось не только три курирующих социальную сферу заместителей министров финансов России, но даже три директора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России.

К слову сказать, в процессе нашей работы произошло и изменение в руководстве профильного комитета в Госдуме РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов. Много лет возглавлявший этот комитет Андрей Исаев (помощником которого на общественных началах я являюсь) назначен на высокую должность заместителя председателя Госдумы РФ. В связи с чем считаю необходимым дословно воспроизвести его слова: «…Передо мной поставлена задача консолидировать работу социального блока Госдумы в нынешних непростых условиях социально-экономического кризиса и недружественных санкций против России. Сегодня у государства, разумеется, нет лишних денег. И наша цель – добиться такой слаженной работы, чтобы не допустить снижения жизненного уровня граждан, роста бедности. Мы должны сокращать иные траты государства, но не расходы на человека. Уверен, что эти цели разделяют представители всех думских фракций и что вместе с комитетами социального блока, кураторство которыми мне вероятно будет поручено, мы обеспечим законодательную защиту интересов людей, массовых общественных организаций и в первую очередь тех, кто нуждается в особой поддержке, - ветеранов, инвалидов, многодетных семей».

И нам пришлось, говоря простым языком, вновь «наводить мосты», анализировать, дискутировать, доказывать...

В результате многочисленных консультаций и встреч с руководством Минфина России и Минтруда России (включая лично с министрами) удалось еще летом этого года получить письменные подтверждения поддержки нас (см. приложения) в виде увеличения размера субсидий в связи с окончанием в 2015 году переходного периода по применению пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

И, как гром среди ясного неба, - достигнутые наработки, договоренности оказались неучтенными в официально представленном Правительством РФ проекте бюджета, а именно:

- компенсационные субсидии 5-ти крупнейшим ОООИ составили 1282500,0 тыс. рублей, то есть на уровне 2014 года и без учета компенсации повышенного для нас тарифа страховых взносов со следующего года на 2,8 процентных пункта;

- размер субсидий нашим реабилитационным организациям был предусмотрен на уровне факта 2013 года.

Не буду утомлять читателей всеми дальнейшими перипетиями нашей последующей работы. Отмечу главное: нам удалось при процедуре первого чтения госбюджета в Госдуме РФ добиться в постановлении Госдумы РФ записи «порученческого» пункта (всего их было только десять): «…комитету Госдумы РФ по бюджету и налогам совместно с Правительством РФ» при подготовке к рассмотрению законопроекта во втором чтении увеличить расходы на финансовое обеспечение мер господдержки ОООИ.

После этого вновь состоялась череда заседаний комитетов, личных встреч с руководителями разного ранга, и, как результат, в законе предусмотрено:

- полная дополнительная компенсация в виде субсидий в связи с увеличением тарифа страховых взносов на 2,8 процентных пункта;

- увеличение размера субсидий нашим реабилитационным организациям до уровня факта 2014 г., скорректированных на уровень инфляции.

Кроме того, значительно – на 5 млрд. рублей – были увеличены денежные средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Воистину, многократно был прав легендарный Томоаки Ниситани (руководителя «Тойота моторс»): «Как известно, завтра приходит к тем, кто готовится к нему сегодня»...

…Отрадно сознавать и тот факт, что в системе ВОС работает команда, работают люди, которые могут решать проблемы, а не только ставить их перед высшим руководством…

Приложение 1

Приложение 2

 

Президент ВОС                                    А. Я. Неумывакин