Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Реабилитация и мы

Анастасия Ерошина

РАЗДВИГАЯ ГРАНИЦЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

 

Идея развития туризма для людей с ограниченными возможностями по зрению давно уже, как говорится, витала в воздухе. Впрочем, и не только «витала». Во многих регионах нашей страны уже несколько лет довольно успешно действуют различные туристические программы: республики Кавказа, Казань, Тула, Омск, Самара… Многообразно и идейное содержание этих программ – это и туристические слеты, и прохождение маршрута с элементами скалолазания, и городские квест-игры, и даже сплав по реке и модный нынче эко-туризм… Естественно, многие из этих мероприятий организуются или проходят при непосредственном участии региональных организаций ВОС. Однако при таком многообразии развития туризма для незрячих по всей России, все эти мероприятия в основном локальны и направлены, преимущественно, на молодых инвалидов по зрению. Так что централизованный проект Общества слепых, направленный на реабилитацию средствами туризма, учитывающий самые различные пожелания наших людей, был просто необходим.

И вот в 2011 году в Москве на базе Спортивно-реабилитационного гостиничного комплекса ВОС стартовал проект «Социальный туризм для инвалидов по зрению». Рассказывает генеральный директор гостиничного комплекса Светлана Александровна Скребец.

 

- Эта идея родилась из обращений к нам со стороны инвалидов по зрению, которые бывали у нас в гостинице, приезжали на учебу. Часто это пожелание звучало. И вот мы решили сделать социологический опрос, чтобы выявить, насколько насущна эта проблема. Поговорили со своим специалистом по реабилитации, сделали опросник из 60 вопросов. Он был анонимный, ФИО мы не спрашивали, мы просили указать только степень ограничения. Первый вопрос был такой: «Знаете ли Вы, что такое туризм? Были ли Вы когда-нибудь туристом в том или ином виде?». Еще были вопросы по тематике, чтобы выявить, что интересно людям. Допустим, история, этнография, география, культура, архитектура города того или иного. Результат оказался такой: у нас более 70% людей практически никуда не выезжают из своего города, за исключением поездок в санатории, если у кого-то медико-социальная реабилитация санаторно-курортная. В общем, картина плачевная оказалась. Это нас и подвигло создать свой продукт именно для людей с ограниченными возможностями по зрению. Были, конечно, такие мнения со стороны: «Ну, что Вы заморачиваетесь? Обратитесь в любое турагентство, сбросьте людей туда, и пусть они там с ними занимаются». Но мы хотели создать свой продукт по назначению человеку. Чтобы он его принял с удовольствием.

Стали искать, что происходит на эту тему в мире. Наверняка это же не изобретение велосипеда. Стали поднимать литературу, смотреть, как работают на Западе.

 

Действительно, велосипед здесь изобретать не нужно. В развитых странах, где инвалиды пользуются значительной государственной поддержкой, ориентация бизнеса на них – не вызывающее удивление и непонимание исключение, а норма. Так целевая аудитория британской турфирмы «Traveleyes» – люди с ограниченными возможностями, вызванными плохим зрением. Aмар Латиф, любитель путешествий и основатель «Traveleyes», на собственном опыте знаком с ограничениями, которые испытывает слабовидящий человек. Его компания организует туристические поездки по разным странам мира. Группы участников всегда смешанные – в них есть слабовидящие/незрячие люди и видящие хорошо. Желающие поучаствовать в проекте регистрируются в турфирме и указывают время и направление предполагаемого отпуска. Когда группа сформирована, зрячие получают «в нагрузку» слабовидящих попутчиков, работая для них глазами-гидами по новой стране (но не сиделками). Новоиспеченные гиды получают возможностьпроявить свои лучшие качества в общении и помощи людям с ограниченными возможностями, а также испытывают положительные эмоции от посещения новых мест и от предоставленной турфирмой скидки на поездку. Услугами «Traveleyes» пользуются клиенты из разных стран – в основном Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. 

Но доступны ли мировые достопримечательности инвалидам по зрению? Многие – вполне. Крупные музеи мира все чаще предлагают специальные сервисы для слепых и плохо видящих посетителей, а также для людей с другими недугами. Такие программы есть в Лувре, в Британском музее, в нью-йоркском Музее Современного Искусства, в гaлeрee Уффици вo Флoрeнции. А в Греции в Афинах еще в 1984 году был открыт специальный музей для незрячих и слабовидящих – Греческий Тактильный музей. Посетители музея знакомятся с копиями экспонатов Ираклиона, Олимпии, Дельф, Акрополя, Национального археологического музея и других. Аудио-экскурсии в Тактильном музее возможно прослушать на английском и греческом языках. Тактильное искусство оказалось по душе не только незрячим людям, но и людям видящим. Такие посетители музея при входе надевают маску и, прогуливаясь по музейным залам, также знакомятся с представленными экспонатами наощупь. Стоит отметить, что лица с ограниченными возможностями и их сопровождающие посещают музей безвоздмездно.

Но не только рукотворные объекты становятся доступными для инвалидов по зрению. Существуют специальные программы, направленные на общение незрячих и слабовидящих с природой. Так, в той же Греции Греческое орнитологическое общество и Греческая ассоциация слепых «Маяк» в рамках экологической защиты водно-болотных угодий открыли специальный тур в Вравроне в 38 км от Афин. Экскурсионный маршрут включает в себя специально разработанные экологические панели, имитирующие ландшафт данной местности по темам: водно-болотные угодья, луга, кустарники; а также аудиосистемы ориентации. Таким образом, турист может ощутить рельеф и услышать голоса птиц данной местности. В Испании для посещения незрячих адаптирован природный парк Кабарсено в Кантабрии. А в Болгарии в городе Балчике на территории Ботанического сада создан специальный парк, ориентированный именно на инвалидов по зрению. Цветы, которые растут там, обладают специфическим ароматом и интересной текстурой и формой листьев. В отдельные цветочные клумбы сада посеяны лаванда, мелисса и другие ароматные виды растений. 

Так что есть все-таки, чему на Западе поучиться, и есть к чему стремиться. Впрочем, к моменту начала проекта в России тоже были свои наработки по вопросу реабилитации инвалидов по зрению средствами туризма. Светлана Александровна Скребец продолжает.

 

- «Реакомп» у нас тоже занимался этим вопросом теоретически. Ваньшин Сергей Николаевич озадачен был этим. Он сам путешественник-любитель со стажем. В «Реакомпе» даже выпустили методичку, специальный документ, в котором они предлагают вои рекомендации, как организовать музейное пространство для людей с ограниченными возможностями. Цель-то наша такова, чтобы музейные объекты подготовить таким образом, чтобы действительно инвалиду по зрению было все понятно. Когда он посмотрит это руками, когда он это послушает, когда он побывает в этих стенах, когда он пройдет по этому старинному булыжнику… Он, может, много раз об этом слышал или читал в звуковой книге. А тут он действительно ощутил, какая это мощь… И вот в этом состоит и суть, и трудность. Трудность в том, что музеи тоже должны быть подготовлены к этому. А чтобы к этому подготовиться, нужны с их стороны усилия. Это труд, время. И, естественно, материальные затраты несет музей. Не каждому музейному объекту даже это и по карману. И естественно, экскурсовод должен понимать, как и для кого он работает. Кроме того, специалисты музея еще должны написать определенную программу и утвердить ее в научно-просветительском отделе своего объекта. То есть целая кухня непростая.

 

Итак, доступная теоретическая база была изучена, и проект был представлен на одобрение руководству Общества.

 

- Мы подготовили материальную, техническую, юридическую базу. Центральное правление приняло решение, дали нам право запустить пилотный проект, посмотреть, какие будут отзывы. Постановление было принято в декабре 10-го года, а 13 января 11-го года уже были по региональным организациям на имя председателей разосланы пакеты, в которых лежал документ, описывающий этот проект и условия участия в нем. И где-то в последних числах января пошли уже звонки. У нас, естественно, переспрашивали, так ли они поняли, и мы объясняли все еще и на словах. И пошли заявки. В общем, отклик был налицо.

Проект проходит в период с мая по сентябрь. Почему мы взяли только летний период? Это отпускной период, и людям легче куда-то уехать. А зимний и глубоко осенний период – он сложный для посещения Москвы… И холодно, и проехать никуда невозможно.

 

В месяц – две-три группы. Заезд участников осуществляется по понедельникам, выезд – по пятницам. В группе не более 15-и человек, что обеспечивает необходимую мобильность передвижения.

 

- У нас дорога участника за его счет. А весь пакет услуг – проживание, питание, автотранспорт и сами тактильно-экскурсионные занятия – за счет бюджетных средств. Каждый участник может в качестве сопровождающего взять члена семьи или друга – мы высчитали пакет услуг очень недорогой, который мы предоставляем спутнику инвалида. Конечно, это не те затраты, которые на самом деле идут на человека, но мы их компенсируем за счет своей коммерческой деятельности.

 

Расписание у группы обычно следующее: в понедельник – организационное собрание и обзорная экскурсия по Москве. Затем три дня по довольно плотному графику туристы посещают различные музеи и исторические места столицы. На второй день (во вторник) чаще всего происходит посещение Кремля. О том, как проходит эта экскурсия, нам также рассказала Светлана Александровна Скребец.

 

- Приходим на территорию Кремля, смотрим там Царь-пушку, Царь-колокол. Всё это можно потрогать. По толщине осколка Царь-колокола человек понимает всю мощь этого изделия литейного мастера. Мы заходим в соборы – в Архангельский и Вознесенский. Перед тем, как войти, рассказываем, что это за собор, кто там захоронен, как всё обустроено. Потому что в соборе неприлично всё это объяснять. И потом уже тихонечко заходим, проходим по кругу. Можно потрогать руками захоронения… Дальше Кремлевский сад – очень хороший, красивый. Слава богу, он сохранился! Там деревья старые, яблони. Дуб, посаженный Гагариным. Очень красивые цветники. Чувствуется игра запахов… Естественно, булыжные мостовые, бой курантов…

Потом мы выходим из Кремля – подгадываем, чтобы попасть к разводу караула у вечного огня. Конечно, зрелище потрясающее, прямо вся площадь замирает. Кто не видит – он все равно ощущает, как солдаты чеканят шаг, вот они развернулись, поменялись, назад идут. Приятно ощущать торжественность момента. Если участники у нас из городов-героев, то, конечно, они сразу хотят найти постамент своего города. В общем, приятно, что люди помнят историю, чтут. Все-таки наши люди – патриоты.

Потом мы идем по Красной площади к собору Василия Блаженного.

Вначале мы думали, что, может быть, не стоит включать в программу так много пешеходных прогулок. Но потом пришли к убеждению, что это нужно делать. Потому что это востребовано.

 

К сожалению, в нашей стране, в отличие от продвинутого Запада, толерантность, как и многое другое, во многом остается на словах, а не на деле… Ведь даже в самом сердце России – в Московском Кремле – инвалиды по зрению сталкиваются с вот таким вот отношением к себе…

 

- На территории Кремля мы столкнулись с трудностями. Почему-то в правилах посещения Московского Кремля нет льгот для сопровождающего Iгруппы. Я каждый раз приходила и объясняла: «Вот у нас инвалид Iгруппы, получается, Вы вынуждаете его платить за своего сопровождающего. А этот человек малоимущий, и он имеет на сопровождающего право». А они не очень это слышат: «У Вас же есть в группе люди и со IIгруппой, и с III– пусть они и ведут всех». Говорят: «Понимаете, у нас такие правила. Мы не готовы прямо сейчас подскочить и изменить их». Получается серьезный центровой объект, а он не совсем доступен финансово.

 

Участники проекта посещают и другие музеи Москвы. Среди предлагаемых вниманию туристов экскурсий: музеи «Провиантские склады» и «Огни Москвы», посещение Храма Христа Спасителя, прогулка на речном трамвайчике по Москве-реке… Одним из самых интересных событий богатой на впечатление недели является для многих поездка в музей-усадьбу князей Голицыных в Кузьминках.

Светлана Александровна Скребец продолжает.

 

- Там остался конный двор, конюшни, каретная, у них есть музей, там и сани, и брички… Все это можно потрогать. Они для нас сделали возможность контакта с животными. У них там разные породы лошадей. Сначала нам о них немножечко рассказывают, а потом и их можно потрогать, покормить. Мы к посещению этой усадьбы всегда пакет белых сухарей запасали, морковку. И кролики там есть, и курочки, и собаки… На усадьбах всегда были животные. Ну, лошади – это понятно. И было модно разводить всяких экзотических зверей.

Территория усадьбы огромна. Везде цветники. Такое благоухание! Там есть у них пруд очень большой, красивый.

Хочу отдать должное руководству этой усадьбы. Хороший там коллектив. Они так это всё серьезно восприняли, постоянно нам звонили: «А как? А что? Может быть, это вот так сделать? А может быть, это еще можно?» Мы говорим: «Давайте попробуем». В общем, они сейчас настолько отточили свою работу с инвалидами! Второй экскурсовод появился уже.

С другими усадьбами мы тоже ведем переговоры. Пока не идут на контакт. Могу сказать: чем меньше музей, тем там люди добрее и отзывчивее, и больше идут на контакты. Искорка горит еще у них. Они хотят помочь, заинтересовываются этим. Я думаю, что сейчас среди музеев тоже пойдет деловой обмен и мнением, и информацией. И мы всколыхнем потихоньку все объекты.

 

Что ж… Будем на это надеяться! Ведь подвижки в направлении обеспечения доступности музейного пространства для инвалидов по зрению в нашей стране действительно есть. И я смогла в этом убедиться на собственном опыте, присоединившись в один из экскурсионных дней к очередной группе участников проекта «Социальный туризм для инвалидов по зрению» - гостям из Костромы.

Этот день начался для группы с посещения Храма Христа Спасителя, а затем была «литературная» прогулка по центру столицы, начавшаяся в сквере Патриарших прудов…

Вела экскурсию сопровождающий-экскурсовод проекта Ольга Юрьевна Порубель.

 

- Раньше прудов было несколько. Сейчас остался один. Название сохранилось «Патриаршие» – то есть когда-то принадлежавшие патриарху. Любая вода в центре города – это немножечко ощущение непривычное. Мы сейчас, когда с Вами пойдем к Садовому кольцу, Вы услышите, насколько там шумно по сравнению с этим тихим местом.

 

Во время прогулки по скверу Патриарших экскурсанты знакомились с героями произведений басен Ивана Андреевича Крылова.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову был установлен на Патриарших прудах в 1976 году, а вдоль аллеи к памятнику были расположены композиции-иллюстрации к его басням.

 

- Первым нас встречает квартет: проказница-мартышка, осел, козел и косолапый мишка. Причем, мартышка – она прямо вся объемная, а козел вот только рельефно нарисован. Здесь замочек на скрипке у осла. В последнее время молодые люди, чаще всего молодожены, вешают такие замочки. Это традиция. Чтобы крепче был союз, чтобы ничем его нельзя было разрушить. Надо закрыть на ключ замочек, а ключ выбросить.

Вот волк и ягненок, который виноват лишь тем, «что хочется мне кушать». Ягненка можете посмотреть.

Самое большое количество замочков у нас на дужках очков. Басня «Мартышка и очки». Здесь очки только рельефно нарисованные. А дужки мартышка держит в руках.

А здесь у нас «Ворона и лисица». Здесь тоже замочек повесили в сыр. Обратите внимание, какая лиса: лапки она сложила угодливо на груди, хвостиком обернулась. А язычок у нее уже в сторону.

Выбирайте тех героев, с которыми Вам бы хотелось сфотографироваться. Ну, и потом мы с Вами подойдем к памятнику Ивану Андреевичу Крылову.

 

Экскурсовод рассказала немного об этом памятнике великому баснописцу…

 

- Всё, сфотографировались? Готовы? Нам сейчас надо уже идти в музей. Идти нам недолго, но немножечко витиевато. Поэтому стараемся идти все вместе. К сожалению, не везде тротуары у нас от припаркованных машин свободны. Поэтому мы с Вами идем аккуратненько. У нас сегодня какой-то весь по препятствиям маршрут. Постоянно то машины на тротуаре, то вот такие вот ограждения…

 

По ходу движения группы экскурсовод продолжала рассказывать о каких-то исторических и культурных реалиях центра столицы. Это стало возможным благодаря применению аудиосистемы для экскурсионных групп, так называемой системы «шептало». Система состоит из портативного передатчика с микрофоном и приемников для слушателей, с помощью которых они могут слушать руководителя экскурсии.

 

- Еще раз напомню: Садовое Кольцо – это когда-то была граница Москвы. В конце XVIвека насыпали высокие земляные валы, они были защитой. Но постепенно город вырос, переступил эту границу.

Так, тут справа и слева лужи. Идем очень внимательно. Стараемся поближе к бордюрчику.

 

Путь наш лежал к месту со знаменитым литературным адресом – Большая Садовая, 10, подъезд 6, квартира № 50 – так называемая «Нехорошая квартира» - музей Михаила Афанасьевича Булгакова.

Говорят, «театр начинается с вешалки». А музей Булгакова начинается с лестницы. Ведь это место – 6-ой подъезд дома 10 – облюбовали для себя поклонники творчества писателя еще тогда, когда квартира №50 не была одним из самых известных литературных музеев Москвы. Поэтому именно здесь – на лестнице – шли обсуждения самого знаменитого романа Михаила Афанасьевича – «Мастер и Маргарита», на стенах подъезда люди признавались в любви к произведениям Булгакова, и уже здесь начинает ощущаться особая атмосфера загадочной квартиры №50.

 

- Пролеты большие, здесь высокие потолки. Первые две ступенечки, порог, потом через площадочку в тамбур, еще один порог, а потом уже начинается лестница. Первый пролет без перил. А дальше будут перила с правой стороны.

 

И вот мы в стенах музея Михаила Афанасьевича Булгакова.

Экскурсию для участников проекта провел сотрудник музея Алексей Хегай.

 

- Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Иначе - «Нехорошая квартира». Та самая квартира, в которой, согласно роману «Мастер и Маргарита», поселился Воланд. Квартира, которая притягивает тысячи гостей, читателей этого произведения со всего мира. Наш музей является одним из самых популярных литературных музеев. Сейчас он переживает период перемен. Объявлен конкурс на концепцию музея. Поэтому то, что Вы сегодня сможете рассмотреть и к чему прикоснуться, в скором времени может быть преобразовано. Мы надеемся, в лучшую сторону.

Я попрошу отключить громкие сигналы всевозможных устройств – в этой аудио-экскурсии подразумевается, что все звуки, которые Вы слышите, должны отражать замысел и не должны быть случайными.

Немного об истории музея. В этом году он отметил официальное пятилетие своего существования. Но и до 2007 года, когда было получено распоряжение о создании этого музея на базе коллекции Украинского благотворительного фонда Булгакова и Московского фонда писателя, в течение тридцати лет уже существовало мемориальное пространство. Вы сейчас поднимались по лестнице 6-го подъезда, и наверняка многие ощутили особую ауру этого пространства. И в 70-е годы подъезд буквально покрывали надписи, рисунки кота Бегемота, Маргариты, Пилата, слова благодарности писателю, какие-то цитаты, стихотворения… Здесь назначались свидания, собиралась и неформальная молодежь… Иностранцы посещали этот подъезд, подходили к дверям этой квартиры еще в 70-е годы. И даже говорят, что спецслужбы одно время следили за этим подъездом.

В 90-е годы было уже официальное распоряжение сделать здесь музей, было получено согласие чиновников. Мешали две причины. С одной стороны, разруха в доме. Крыша протекала, перекрытия некоторые осыпались и обрушивались даже. Дом все 90-е годы стоял в аварийном состоянии. Почему-то все работы откладывались. И другая причина – это соседи, которые все поголовно были против создания музея в жилом доме. Но в 90-е годы был уже народный музей, он открывал свои двери, пусть и неформально. Здесь проводились множество выставок, концертов, самостийных квартирников. Чего здесь только не было, вплоть до психологических семинаров…

У нас экскурсия будет проходить практически по всем комнатам. Следующее пространство посвящено всему дому. Выставка называется «Столетие дома Пигита». Это знаменитый дом начала XXвека, построен в 1903 году миллионером, табачным магнатом Ильей Давыдовичем Пигитом. И этот дом был известен в Москве. Дом построен в стиле модерн, с влиянием венецианского стиля. Пигит задумал изначально его как табачную фабрику. Но фабрику делать запретили московские власти. И Пигит был вынужден строить доходный дом, в котором проживала, в основном, научная, творческая интеллигенция. Сам владелец жил на втором этаже, над входом в арку, через которую Вы прошли во двор. Под своими окнами Пигит разбил палисадник, там цвела иранская сирень… Дом стоял отдельно, тогда не было вокруг него сплошной застройки, как сейчас. Справа возвышалась знаменитая Ермолаевская церковь. Этот храм был патриаршим. В 22-ом году его касается изъятие церковных ценностей, начало репрессий на православную церковь.

 

Деревянная Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте, была построена в Патриаршей слободе в 1610-1612 годах как моленная церковь Патриарха Гермогена – второго Патриарха Московского и всея Руси, известного церковного общественного деятеля эпохи Смутного времени. В 1682 году повелением Патриарха Иоакима была выстроена каменная Ермолаевская церковь. В 1929 году церковь была закрыта, а в 1932 году снесена.

 

- Булгаков становится свидетелем этому. С 21-го года Булгаков живет в этом доме. В одной из редакций романа «Мастер и Маргарита» сон Никанора Ивановича разворачивается в пространстве бывшей церкви. Позже Булгаков убирает этот намек.

 

Считается, что у романа «Мастер и Маргарита» было три редакции. Однако внутри этих трех редакций существовало также большое количество различных вариантов произведения. Существовали и многочисленные варианты названия: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Великий Канцлер», «Сатана», «Князь тьмы» и другие. Авторская правка романа продолжалась почти до самой смерти писателя.

 

- Что касается обстановки дома. Вы вот здесь на стенах можете рассмотреть и прикоснуться к лепному декору. Эта лепнина была в апартаментах владельца, Питига. Позади Вас стоят два радиатора парового отопления, будьте осторожны, не уроните их. Можно и к ним прикоснуться. Вот здесь обои того времени, с обратной стороны обоев «Русская Правда» за 1924 год. Объявления о продаже шкафов, мебели, всевозможных приборов…

В дальнейшем Вы будете проходить по коридору, и Вас может удивить, почему он такой длинный. И при этом довольно небольшие комнаты. Дело в том, что после постройки этого дома Пигит делает акт благотворительности: весь корпус, в котором мы находимся, левая часть дома, которая замыкает двор в колодец, отходит общежитию высших женских курсов Герье.

 

Имеются в виду Московские высшие женские курсы (МВЖК) – высшее учебное заведение для женщин в России.Просуществовало с 1872 по 1918 год (с перерывом в 1888-1900 годы), после чего было переименовано во 2-й МГУ.Инициатором создания высшего женского учебного заведения был Владимир Иванович Герье – русский историк, общественный деятель, профессор всеобщей истории Московского университета. Он стал директором МВЖК в первый период их существования (1872-1888). В 1900 с возобновлением деятельности женских курсов он вновь вернулся на эту должность, но в 1905 году не был переизбран.

 

- С целью создания общежития здесь объединяют по две квартиры пятого и шестого подъездов на каждом этаже. То есть это пространство двух квартир. Комнаты все стали изолированными. На одной из стен мы оставили специально заложенный дверной проем, чтобы можно было представить, какой была планировка до общежития.

После революции на базе общежития курсов Герье создается коммунальное общежитие. И Булгаков уже попадает в одну из первых коммуналок.

 

Прообразы коммунальных квартир как типа жилья, в котором проживают несколько семей, появились в начале XVIII века.Владельцы квартир разгораживали помещение на несколько «углов» и сдавали их в поднаём. Наибольшее распространение коммунальные квартиры получили после революции 1917 года. Тогда же вошёл в обиход и сам термин «коммунальная квартира». То есть квартира в доме рабочей коммуны.

 

- Михаил Афанасьевич, конечно, сетует на условия, непривычные для него. Он в стихотворной форме описывает этот дом в своем письме родным в Киев:

«На Большой Садовой

Стоит дом здоровый,

Живет в доме наш брат,

Организованный пролетариат.

И я затерялся между пролетариатом

Как, извиняюсь за выражение, какой-то атом».

Дальше описываются все «удобства»: то воды нет, то туалет не работает…

Народ, который окружал Булгакова, не мог понять, как и чем живет писатель. Его соседи писали жалобы: «До пяти утра жжет электричество, неизвестно чем занимается, надо бы разъяснить…»

Булгаков также обращает внимание и на подозрения, которые разворачиваются и вокруг квартиры «38» в центральной части дома – это была большая мастерская художника Якулова.

 

Георгий Богданович Якулов (1884-1928), более известный как Жорж Якулов – русский художник,авангардист, график, театральный художник.

 

- У Якулова проходили постоянные собрания, которым не помешала революция, с введением НЭПа возродилась культурная жизнь. К нему вновь стали приходить известные художники, писатели, среди которых и Есенин. Там, в мастерской Якулова, он знакомится с Айседорой Дункан. Там же бывает и Шаляпин, Луначарский туда заглядывает. В общем, какая-то странная там теплится жизнь по вечерам. Дамы роскошно одетые туда поднимаются. И всю ночь горит свет, слышатся шумы, смех, музыка… На основе кипевших вокруг подозрений Булгаков пишет пьесу «Зойкина квартира». И в романе «Мастер и Маргарита» он тоже использует момент этих подозрений.

Помните ли Вы, почему в романе «Мастер и Маргарита» эта квартира имеет странную репутацию? Исчезали люди при таинственных обстоятельствах. Булгаков здесь пишет о репрессиях. В 30-е годы бытовало выражение: «Человек исчез». Часто можно было услышать в телефонную трубку: «Никогда больше сюда не звоните, не приходите, мы не знаем, что с этим человеком, он исчез». Это был намек. Булгаков пишет на языке своего времени. Помните: «А что это за шаги на лестнице?, - диалогизируют два его героя, Коровьев и Азазелло. - А это нас арестовывать идут. - А, ну-ну». Позволить себе писать с такой издевательской даже интонацией о самом страшном мог, конечно, только человек удивительно мужественный.

Я приглашаю Вас сейчас пройти в комнату писателя. Это подлинная дверь, которую открывал сам Булгаков. На ней сохранились все красочные слои. Мы специально ее недореставрировали немного, чтобы можно было увидеть и ощутить историю. Комната 20 квадратных метров, практически квадратная в периметре. Булгаков живет здесь со своей первой супругой, Татьяной Лаппа.

 

Татьяна Николаевна Лаппа (1892-1982) была супругой Михаила Афанасьевича с 1913 по 1924 год. Она провела с писателем тяжелые годы: в смоленской глуши Татьяна не дала мужу погибнуть от морфинизма, во Владикавказе в 1920 году выходила Булгакова от тифа, а в Москве они вместе пережили первый, самый голодный год… После развода Татьяна Николаевна и Михаил Афанасьевич пытались сохранять дружеские отношения, однако она была весьма обижена на писателя за то, что он посвятил роман «Белая гвардия» не ей (которая весьма помогала и поддерживала супруга во время написания этого произведения), а второй своей жене – Любови Евгеньевне Белозерской. По утверждению Татьяны Лаппа со слов сестры писателя, он звал ее перед смертью…

 

- Представьте себе, как жилось здесь писателю… Весьвечер квартира гудит, раздаются скандалы, всевозможные шумы. Замечательный рассказ «Самогонное озеро» начинается следующим образом: «В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. И в блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое давнее мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла». (Речь идет о его соседке, из комнаты которой не доносится криков истязуемого ее сына Шурки). «На требование не бить детей Павловна отвечала, что она может делать со своим Шуркой, что ей будет угодно. И пусть я заведу себе своих Шурок и ем их с кашей. А если кому-то не нравится, пусть идут туда, где образованные. Грозилась подать заявление…». Наконец, дождавшись блаженной тишины, Булгаков раскрывает книгу, садится в кресло… И тут в четверть одиннадцатого в коридоре трижды пропел петух. «Ничего особенного – продолжает автор – жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Москва – это не Берлин. Человека, прожившего в коридоре №50 полтора года, нельзя удивить ничем. Испугало только, что петух пел в столь поздний час…». «Неужели эти мерзавцы напоили петуха?» - спрашивает он у своей жены… В коридоре сцена ощипывания живого петуха…

Вот в таких условиях Булгаков создает свою литературу: в условиях постоянных шумов, криков о помощи, стуков в дверь… А то и без стука входили люди, чтобы пообщаться с писателем. «Белая гвардия» полностью написана здесь, ночами. Также «Роковые яйца», «Дьяволиада». Роман «Мастер и Маргарита» еще только в замыслах. Булгаков собирает впечатления, которые потом нужно будет оценить, обобщить.

В сравнении с нормальной жизнью, с жизнью в той семье, в которой он вырос, эта квартира становится для писателя настоящим адом. Квартира, в которой пьянство, разгульная жизнь и нищета, и злоба. А Булгаков вспоминает принципиально иную атмосферу. Отца – профессора духовной академии Афанасия Ивановича, мать, братьев и сестер… Обстановка, в которой жила семья Блугакова, притягивала очень многих. Дом был всегда полон людьми: профессура Киевская, друзья отца, участники религиозно-философского общества, священники, богословы, врачи – образованнейшие люди того времени. С детства Михаил пишет пьесы для домашнего театра. В их постановку вовлекаются все члены семьи. Булгаков любил оперу, мечтал о карьере оперного певца. Из-за большого увлечения музыкой, видимо, и столь музыкально произведение «Мастер и Маргарита», столько в нем аллюзий на произведения композиторов. Сам язык Булгакова удивительно музыкален. Отдельные фрагменты булгаковской прозы можно петь. Это фактически стихи.

Обстановка комнаты – это, в основном, к сожалению, реконструкция: маленький диванчик, столик, два пуфика, большое зеркало. Была еще походная кровать. Точно мы не знаем, как она выглядела, пока не смогли нужный аналог приобрести. И, конечно, большой письменный стол, заваленный книгами. Стол, который здесь находится, также не булгаковский, но имеет к нему прямое отношение. Это стол его дяди, Николая Михайловича Покровского, который стал прототипом профессора Преображенского в «Собачьем сердце».

 

Николай Михайлович Покровский был братом матери писателя. Он – известнейший в Москве того времени врач-гинеколог.

 

- Единственный подлинный предмет – это широкая полка над столом с боковинами в виде сфинксов. Эта полка была приобретена Булгаковым в 20-е годы и висела примерно на этом же месте. Сохранялась она не здесь, а в семье друзей писателя, Крешковых, которые жили на Патриарших. В остальном здесь очень много художественной инсталляции, которая отражает драматургию писателя.

Чтобы мы могли полнее представить себе коммунальный быт, приглашаю Вас дальше – в коммунальную кухню. Представьте себе: восемь семей. Отдельные столики, за которыми готовили. Пожалуйста, Вашему вниманию примус. А это аналог примуса — керогаз. На примусах стало возможным готовить в несколько раз быстрее, чем на обычных горелках. Но небезопасным было это устройство. Примусы иногда взрывались и становились причиной пожара. Из такого примуса кот Бегемот поджигал потом Москву. Конечно, здесь у нас не все вещи 20-х годов, к сожалению. Тут предметы всего Советского периода, есть вещи 30-х, 40-х, послевоенных лет, 70-х годов…

Ну что ж, двигаемся дальше... Комната, в которой Вы находитесь сейчас, когда-то была гостиной общежития высших женских курсов. Слушательницы курсов имели комнату, в которой могли вместе готовиться к занятиям, отмечать праздники, музицировать, общаться за чаем. Мебель, представленная здесь, из частных коллекций, разными посетителями подаренная нам.

 

Затем экскурсанты проследовали в следующую комнату, где располагается выставка, посвященная местам работы Михаила Афанасьевича.

 

- Эта выставка является временной, но уже больше года у нас она не меняется, потому что очень нравится посетителям.

В 22-м году Булгаков начал работу в газете «Гудок». Мебель как раз из редакции этой газеты. На стенах есть материал, посвященный газете «Накануне», где Булгаков также работал, писал очерки о Москве. Газета «Накануне» выходила в Берлине. Целевой аудиторией была эмиграция русская. Газета выходила с целью показать с лучшей стороны Советскую Россию. Булгаков, конечно, знал об этой политической подоплеке, и недолюбливал газету «Накануне». Да и «Гудок» он тоже не очень любил, эта работа была необходимостью, борьбой с голодной смертью.

 

И вновь мы прошли вслед за экскурсоводом…

 

Мы с Вами в Синем кабинете. Булгаков очень любил работать в окружении синего цвета. Булгаков всегда мечтал об отдельном кабинете, эта мечта воплотилась на Большой Пироговской, где у него была отдельная квартира, в которой у него был секретер. Этот секретер в составе ряда предметов мебели три года назад оказался в музее. Это настоящее чудо! Мы даже не знали о существовании в сохранности этих вещей. Это павловский секретер с множеством тайных ящичков. По преданию он принадлежал еще Гоголю. Однако, возможно, эту легенду сочинил сам Булгаков, который был мастером подобных историй-мистификаций. Вот это – угловой шкаф, в ансамбле к нему зеркало с двумя тумбами на ножках – необычный предмет мебели с мистическим названием «псише». И шкаф-монашка. Пара кресел полосатых – это тоже булгаковская мебель, отреставрированная. Обивку пришлось восстановить, ткань ручной работы. В одном из монастырей не утратилась технология.

Михаил Афанасьевич ослеп к концу жизни. И последнюю правку романа «Мастер и Маргарита» делала уже Елена Сергеевна с его слов.

 

Имеется в виду третья жена писателя – Елена Сергеевна Булгакова (урождённая Нюренберг, по второму мужу Шиловская) (1893-1970). Елена Сергеевна – основной (но не единственный!) прототип персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». Она, также как и героиня романа, отказалась от блестящего положения жены крупного советского военачальника в пользу возможности быть рядом с любимым «Мастером». Брак Булгакова и Елены Сергеевны Шиловской был заключен в 1932 году и продлился до самой смерти писателя.

После экскурсии я поговорила с куратором проекта «Пятое измерение Нехорошей квартиры», который и открыл двери музея Михаила Афанасьевича Булгакова для инвалидов по зрению, - Александрой Селивановой.

 

- Расскажите, пожалуйста, более подробно о проекте. Как сформировалась идея проекта?

 

- В 2009 году в нашем музее был очень необычный концерт незрячего с рождения композитора Владимира Калистова, который жил в Италии, в Риме. Это был такой мультиинструменталист, то есть музыкант, который играл на разных инструментах, писал музыку. То, чем он занимался в последние годы, называлось «звуковые картины». То есть звуковые композиции, рассказывающие какие-то образы. Слушателям завязывались глаза или на них надевались маски такие, как в самолете дают, они это слушали, и потом он с ними это обсуждал. Владимир Калистов тогда в первый раз попал в наш музей, все смотрел руками, и ему ужасно здесь понравилось, и он сказал: «Давайте я напишу звуковую картину про Ваш музей». Я всегда говорю, что самое главное в «Нехорошей квартире» нельзя увидеть глазами, можно только почувствовать. Когда в этом музее не было никаких экспонатов, были пустые комнаты с завалами после ремонта, люди все равно приходили и сидели здесь часами. Потому что главное здесь — это ощущение. И я подумала, что незрячий человек, который все это почувствовал именно, более точно и ярко может сделать произведение, посвященное этому месту. А потом уже я подумала, что можно предложить и другим современным композиторам оснастить наш музей аудио-составляющей, которой очень не хватало.

И плюс у нас был очень интересный опыт одной экскурсии для Всероссийского общества слепых. Это, по-моему, было в 2007 году, пришла большая группа, и они были потрясены, что все можно трогать. Эти пожилые люди очень трогательно говорили, что в последний раз они были в каком-то музее, где можно было трогать экспонаты, в семьдесят-каком-то году. Для меня это было настоящим открытием, я никогда не задумывалась о такой проблеме. И я поняла, что наш музей совершенно исключителен в этом плане, и почему бы его в этом направлении, для данной целевой аудитории не продвинуть. И мы написали такой проект, подали заявку на конкурс, выиграли, получили деньги, на которые мы купили аудио-оборудование.

 

- Наверное, это еще связано с историей жизни самого Михаила Афанасьевича?

 

- Действительно. Михаил Афанасьевич очень тяжело умирал, у него была наследственная болезнь – нефросклероз гипертонический, и он начал слепнуть. В 39-ом году он терял зрение и ходил в темных очках. У нас стоит радиоприемник 39-го года – та же модель, что была у Булгакова. И он про этот приемник писал своему другу философу Попову, что светящееся окошечко этого приемника — это единственное окно, которое связывает его с внешним миром. Потому что через него к нему приходит музыка. И когда я прочитала это письмо, я поняла, насколько точно мы ощутили эту связь.

И ко всему прочему Булгаков – невероятно музыкальный писатель. Если Вы откроете любое его произведение, то увидите, что оно все наполнено звуками. И говорить о Булгакове без звуков невозможно. Это очень важный компонент его видения мира. Поэтому «Нехорошая квартира» обязательно должна была звучать.

 

- А не было ли опасений в невостребованности программы?

 

- Конечно, были. Мы столкнулись с серьезными проблемами: очень трудно построить коммуникацию с нашей целевой аудиторией. Печально то, что большинство организаций, и в первую очередь КСРК ВОС, совершенно оказались не заинтересованы в каких-то внешних культурных программах. У них есть их мероприятия, их отлаженные концерты, коллективы театральные… И в том, чтобы, например, привозить людей сюда, они не заинтересованы. И нам удалось организовать сотрудничество только с библиотекой РГБС. У нас была даже выездная выставка, мы экспонаты вывезли в библиотеку, рассказали о проекте, начали записывать желающих. Плюс у нас очень хороший контакт в смысле сотрудничества со Специализированном институтом искусств. Они устраивали концерты у нас, то есть проект стал расширяться. Потом мы сделали аудио-гид, сделали выставку ретро аудиоаппаратуры: граммофоны, патефоны, которые тоже можно было потрогать. Плюс актеры театра «Комедиант», который с нами сотрудничает много лет, делали несколько театрализованных читок для наших посетителей, читали фельетоны булгаковские и малоизвестные его рассказы.

 

- Я прочитала на Вашем сайте, что на этапе становления проекта Вы организовывали семинары с привлечением других музеев, которые также имеют подобные программы. Можете назвать, с кем Вы сотрудничали?

 

- Мы сделали два таких семинара. Кто принимал участие? Во-первых, Дарвиновский музей, который очень активно работает с этой группой посетителей, у них даже разработана методичка на эту тему. Во-вторых, это совершенно замечательный музей «Огни Москвы», который работает с разными инвалидами, и с детьми очень много у них проектов, в том числе с незрячими и слабовидящими. И из музея ВОС, конечно же, к нам приходили и рассказывали об особенностях работы. Исторический музей, который сделал несколько лет назад подобную программу для детей, связанную с археологией. Она называлась «История на кончиках пальцев». Они тоже делились своим опытом. И плюс многие музеи выразили просто интерес к этой теме, они у себя хотели бы что-то сделать подобное, и к нам пришли. И из музея истории Москвы, и из музея Бородинской панорамы, и из музея «Дом Гоголя»… То есть был большой интерес к этой теме. Все мы, когда обсуждали, говорили о том, что очень трудно построить коммуникацию и оповестить аудиторию. Расстались мы на том, что хорошо бы сделать что-то вроде абонемента и объединить все эти программы в разных музеях в какую-то сеть. Чтобы существовала единая система информирования людей. Или, может быть, единые автобусные туры, которые могли бы объезжать несколько музеев, имеющих такие программы. Но, к сожалению, дальше благих намерений это не пошло. Может быть, чем больше музеев будет вовлечено в эту работу, тем больше энтузиазма появится, чтобы каким-то образом объединить усилия. Хотелось бы больше людей привлекать.

 

- Экскурсоводом группы, с которой мы ходили по музею, был Алексей Хегай. И мне очень понравилась его работа. И потом я разговаривала с людьми, которые посетили музей, они тоже отзывались очень хорошо, им понравилось, было интересно. Вы как-то специально готовили человека к этой работе?

 

- У нас очень профессиональные сотрудники и они все – тоже мультиинструменталисты. Вот Алексей Хегай на самом деле не экскурсовод, а наш администратор и научный сотрудник, работает здесь 13 лет, он просто приспособился к конкретной ситуации и сумел это очень хорошо освоить. Я могу то же самое сказать и обо всех остальных. Кроме Алексея этим еще занимались человека четыре, и все сотрудники рассказывают как-то по-своему.

 

- Я интересуюсь вопросом кадровой подготовки потому, что во многих музеях, где думают о подобных программах, говорят: «Надо же подготовить экскурсовода»… То есть, подготовка экскурсовода, грамотный специалист становится какой-то глобальной проблемой, которая мне не кажется такой уж непреодолимой. Мне кажется, что можно интуитивно как-то, логически понять, что надо объяснять.

 

- Конечно. Я уже много лет вожу экскурсии по музею. Но у меня никогда не было более отзывчивой, заинтересованной аудитории, чем незрячие и слабовидящие. Я получаю огромное удовольствие от общения с ними. И так как живой контакт, всегда становится просто понятно, как повернуть, как трансформировать обычную экскурсию, как ее приспособить…

 

- Алексей рассказывал, что Вас сейчас ждут глобальные перемены. Если возможно, расскажите поподробнее: что ждет музей? И, естественно, меня главным образом интересует, будет ли действовать дальше проект «Пятое измерение», будет ли он как-то развиваться?

 

- Сейчас идет конкурс на лучшую концепцию музея, которая связана и с трансформацией экспозиции, и с образовательными программами – она затрагивает все. Я лично один из участников конкурса. Конечно, мы в своей концепции пишем, что нам хотелось бы развивать опыт «Пятого измерения», что это все должно жить. Но все зависит от того, какая концепция победит, и кто в итоге здесь останется.

 

- То есть существует вероятность, что, если вдруг придет команда, которая предложит непопулярные изменения, те люди, которые работают сейчас, уйдут?

 

- Не исключено, что кто-то уйдет, потому что у всех очень разные взгляды на музей. В общем, это довольно острая ситуация. Мы все понимаем, что могут быть дальше любые изменения. Хотя, конечно, хочется, чтобы все продолжалось и развивалось. Для всех участников команды, которая делала проект «Пятое измерение», это был огромный опыт не только в профессиональном плане, но и в человеческом. Я познакомилась с каким-то невероятным количеством очень интересных людей, которые меня поразили своим оптимизмом и целеустремленностью, какой-то своей внутренней свободой, несмотря на внешние сложности.

 

- Вы сказали, что очень хорошие группы незрячих и слабовидящих посетителей. Но все-таки и они бывают разные, да? Если конкретный человек приходит в музей Булгакова, он, наверняка, приходит не просто потому, что в музей, а потому, что ему интересен Михаил Афанасьевич, его творчество или конкретно роман «Мастер и Маргарита». То есть он приходит адресно. Когда приходит группа, наверняка же есть люди, которые не заинтересованы в том, чтобы посетить именно музей Булгакова, или группа, неподготовленная к посещению конкретно этого музея. Я думаю, что среди инвалидных групп такие тоже попадаются.

 

- Попадаются, но в меньшей степени, чем в обычных группах. В тех группах наших гостей-инвалидов по зрению, которые я видела, все люди были невероятно начитанны.

 

Окончание репортажа слушайте в 6-ом номере журнала «Диалог».