Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Реабилитация и мы

Алексей Упшинский

Найти точки соприкосновения

 

Когда я был в Ульяновске, я, конечно, посетил не только предприятие Общества слепых. Меня интересовала также и социальная сфера. Мне удалось побеседовать с Министром труда и социального развития Ульяновской области Анатолием Александровичем Васильевым, посетить областную библиотеку для слепых и клуб. Так что дни моей рабочей командировки были заняты под завязку разными интересными встречами, беседами и интервью.

Для начала предлагаем Вашему вниманию беседу с Анатолием Васильевым.

 

- Мы решили провести выставку, посвященную тому, как решаются у нас проблемы инвалидов. И мы вышли на Союз социальных работников и педагогов. В процессе работы выявился принцип, который сегодня реализует Совет Европы, сплоченности внутри общества, понимания проблем каждого слоя населения, чтобы найти точки соприкосновения между различными общественными организациями, между сообществами людей вообще.

У нас есть центр для работы с детьми-инвалидами. В прошлом году мы его ввели в эксплуатацию. Это социальная гостиница более чем на 10 коек. Это действительно другой подход к реабилитации. Там есть бассейн, тренировочный зал.

У нас проходит акция «Помоги собраться в школу», уже традиционная, она действительно интересна людям. Это – оказание помощи дошкольникам из малоимущих семей и семей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Это более 20 000 детей по области. Мы им помогаем всем миром: и за счет спонсоров, и за счет благотворителей. Основная идея акции — это все-таки прийти в семью, понять причину тяжелого положения и оказать посильную помощь, чтобы ребенок был готов к школе.

Патриотическая идея – внимание к демографической ситуации. Количество абортов сегодня уже на 30% меньше. Впервые за последние 20 лет в городе Ульяновске положительная демография. Мы – один из немногих таких регионов. Ежемесячно на эту тему проходят совещания у губернатора.

Специализированная организация, с которой мы плотно работаем – это отделение Всероссийского общества слепых. Вообще, мы определили несколько категорий, которые являются наиболее уязвимыми, нуждаются в поддержке: это люди, имеющие ограничение слуха, зрения, мобильности, старики и женщины с маленькими детьми. Без общественной организации слепых мы не обойдемся. Общественная организация – это тот экспертный совет, который нам может сказать: «Не так сделали, не туда идем, надо ситуацию развернуть». Все нормативы, которые принимаются сегодня, и конвенция о правах инвалидов, и программа «Доступная среда» - это все сделано для того, чтобы людям у нас комфортнее стало жить. Человек, который имеет определенные ограничения в передвижении, нуждается в том, чтобы были пандусы, поручни, звуковые извещатели, которые позволяли бы ему зайти и в аптеку, и в торговый центр, и в парикмахерскую... Это все — связанные вещи. У губернатора большой контакт с общественными организациями.

 

Я поговорил с директором областной библиотеки для слепых Галиной Андреевной Кирилловой.

 

- В каждом областном центре есть вот такая библиотека. В 60-м году нашу библиотеку создали. Открыли сначала как городскую, а потом она стала областной. В 69-м году к столетию со дня рождения Владимира Ильича Ленина было построено на средства Всероссийского общества слепых это здание. Здесь в основной своей массе жили незрячие, а на первом этаже оказались областное правление и наша областная библиотека. У нас 340 квадратных метров здесь. Сейчас наших ВОСовцев здесь всё меньше и меньше, уходят люди… А с другой стороны, проблема эта все равно никуда не денется, и библиотека наша тоже никуда не денется. Потому что детей-то сейчас все больше и больше рождается с ретинопатией… Сейчас опять пошел какой-то виток такой.

Я работаю здесь уже 20 лет. У нас 2000 читателей. Это 60% вставших на учет в областном правлении.

 

- То есть активно люди пользуются библиотекой?

 

- Да, я считаю, активно. Для незрячего человека книга — это очень важный фактор жизни. Вот недавно приходила женщина, ее муж ослеп два года тому назад. Ему 64 года, полковник в отставке. Потерял зрение на фоне сахарного диабета. Они оказались активными людьми: сразу получили индивидуальную программу реабилитации, тифлофлешплеер. И вот она прямо так и говорит: «Если бы не книги, он бы, наверное, не пережил вот этот период. Читает очень много». То есть книга является очень действенным средством реабилитации. А потом, знаете, сейчас такое время, когда в основном все-таки люди грамотные: минимум – есть среднее образование, а то и высшее – и даже не одно. Человек уже привык читать, и говорящая аудиокнига, конечно, спасает. А тифлофлешплеер особенно.

Библиотека у нас средняя по России. Есть ведь передовые библиотеки, такие как Самарская, Саратовская, Ставропольская. Симбирск же – родина Гончарова и родина Обломова – и этим все сказано.

 

Ульяновск до революции 1917 года назывался Симбирском.

 

- Определенный какой-то склад характера, который изобразил Гончаров в Обломове, точно симбирянам присущ. Какая-то неторопливость, определенный скептицизм… Не плетемся в конце, но и не рвемся вперед. Вот, например, нас пытается Сергей Иванович Морозов, наш губернатор, как-то немножечко подвинуть вперед, чтобы мы были более энергичные, более креативные. Но нет, очень здорово скептицизм нам присущ. Нам надо все это обдумать, подождать, пока устаканится…

 

Галина Андреевна провела меня по помещениям библиотеки, познакомила с ее фондами. В частности, показала стенд самодельных книг для незрячих детей.

 

- Невзирая на то, что у нас есть такие книги, читателей этих книг, к сожалению, нет. Сейчас такая тенденция: родители, если такой слепой ребенок рождается, бывают в жутком психологическом шоке. Нужно идти прямо в родильный дом и с мамой тут же начинать работать по этому поводу. У них все направлено на то, чтобы ребенка оперировать. Вот он родился, вот поставили диагноз, и начинаются поиски того, кто ребенка вылечит, кто вернет ребенку зрение. И тратится драгоценное время… А если честно сказать, зрение никто не вернет. Нужно просто-напросто работать психологам, нужно маленького ребенка слепого уже воспитывать именно таким.

Хотели создать мы здесь литературную гостиную, но так как тесно, не получилось ничего. Получилась проходная комната.

Это у нас электронный читальный зал. Но в основном это, наверное, класс электронный. В котором Екатерина Владимировна у нас консультирует и обучает наших читателей премудростям компьютерных технологий. Она сама инвалид Iгруппы.

Это вот – наша радость и беда, брайлевский фонд. Мы тут ходим, то и гляди – нас завалит. Места не хватает катастрофически.

 

Да, рельефно-точечная литература действительно переживает сейчас определенный кризис. С одной стороны, проблема в том, что литература по брайлю весьма громоздкая и объемистая, при этом владеют брайлевской азбукой среди незрячих сегодня немногие. Но с другой стороны, звуковая книга все же не может полностью заменить брайль. Допустим, тексты научного характера, содержащие сложные формулировки, на слух воспринимать бывает сложнее, нежели иметь под рукой рельефно-точечное издание. Однако из сложившейся ситуации намечаются пути выхода. На сегодняшний день уже существует электронный аппарат, воспроизводящий брайлевскую строку, своеобразный аналог электронной книги. Это устройство довольно компактно и позволяет обходиться без многотомных пухлых брайлевских книг, отпечатанных на специальной бумаге. Правда, аппарат этот пока остается весьма дорогостоящим. Но мы надеемся, что в ближайшие годы это положение изменится. Ведь значительное удешевление новых электронных устройств – общая тенденция на современном рынке.

Помимо библиотеки для слепых, мне довелось побывать в областном клубе Общества слепых и поговорить с его директором, Лидией Анатольевной Анципович.

 

- Культурно-просветительская работа среди незрячих в первые годы существования ульяновской областной организации слепых проводилось в небольшом красном уголке Артели имени Сталина. Наш клуб был построен в 1961 году. На сегодняшний день у нас в клубе есть: хор, театральная студия, студия миниатюр, эстрадная студия, шахматная секция. Муниципальное образование финансирует ставку тренера. В начале лета наш хор подтвердил звание «народный», которое имеет с 80-го года. Отмечу театральную студию. Руководит ей заслуженный артист Российской Федерации, ведущий артист Ульяновского драматического театра имени Гончарова Михаил Петров.