Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Политика

ЕЩЕ ОДНА ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ УСЛЫШАННЫМИ

 

Вице-президент ВОС Владимир Сергеевич Вшивцев стал депутатом Государственной думы. Мы попросили Владимира Сергеевича рассказать о тех планах и задачах, которые он ставит перед собой в связи со своей новой должностью.

 

- Перед началом предвыборной кампании решением партии «Единая Россия» и «Народного фронта» я был включен в единый Федеральный избирательный список этой партии. В этом списке было 600 человек. Он был зарегистрирован Центральной избирательной комиссией.

В ходе работы в Государственной думе Российской Федерации кто-то выходил из состава фракции «Единая Россия». Соответственно, его замещал человек из Федерального списка партии.

Мне был передан мандат Вячеслава Осипова. Это был депутат из Мордовии. К сожалению, он скончался. 16 января состоялось заседание президиума ЦИКа, было принято постановление, на основе которого мне его мандат был передан. На сегодняшний день решаются вопросы организационного плана: помещение, связь, транспорт, помощники. Решается вопрос с моим участием в работе думских комитетов. Я высказал пожелание принять участие в работе комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, который возглавляет Андрей Исаев. В Государственной думе IIIсозыва я был заместителем председателя комитета по делам ветеранов. Соответственно, вопросы, которые решает этот комитет, мне знакомы.

Сейчас в связи с ратификацией конвенции Организации Объединенных Наций по правам инвалидов появляется большой комплекс вопросов, в Государственную думу будут поступать очень большие пакеты предложений, связанных с внесением изменений в законодательную базу Российской Федерации. Все это, конечно, пойдет, в основном, через комитет по труду и социальной политике.

 

- Владимир Сергеевич, Вы как вице-президент ВОС уже давно занимаетесь разработкой таких предложений, проектов и так далее. Что это за документы, и что они реально дадут для укрепления нашего Общества, для улучшения положения незрячих?

 

- В первую очередь мне бы хотелось сказать, что то, что я являюсь теперь депутатом Государственной думы, не исключает мое участие в работе нашего Общества в должности вице-президента. Я буду заниматься тем же самым, но только на общественных началах. Мы уже обсуждали этот вопрос с президентом организации, Александром Яковлевичем Неумывакиным. А то у нас начали гулять различные слухи, мол, чуть ли меня не «вышвырнули» в Государственную Думу.

 

- Это неплохо – «вышвыривать» в депутаты Государственной думы.

 

- Что касается вопросов, связанных с предложениями о внесении изменений в законодательную базу Российской Федерации. Действительно на протяжении ряда лет представители нашей организации на всех уровнях занимались формированием таких предложений. Кто является проводником этих предложений? Конечно же, депутатский корпус. Или же сама исполнительная власть, имеющая право на законодательную инициативу. Но для того, чтобы депутатский корпус или правительство были инициаторами рассмотрения того или иного законопроекта, необходима очень серьезная работа. Аргументация должна быть очень взвешенной. Не на уровне эмоций.

Мы провели совместно с партией «Единая Россия» в ходе предвыборной кампании довольно серьезную работу. Это с нашей стороны был эксперимент. Ряд наших людей были в едином Федеральном списке. Тюмень, Пермь, Красноярск и Дальний Восток. На Дальнем Востоке «выстрелило»: наш председатель стал депутатом городского совета Владивостока. Участие в законодательной структуре большого приморского города дает возможность очень серьезно решать вопросы нашей организации. Но надо отметить, что мы очень взвешенно подходим к тем кандидатурам, кого мы выдвигаем на государственные должности. Чтобы нам после за этого человека не было стыдно. Нам не нужны политиканы, которые занимаются одной болтовней. Человек должен быть адекватным. И он должен знать нашу организацию, проблемы, которые стоят перед Обществом слепых.

Подписана конвенция. Это дает очень широкие возможности для того, чтобы мы смогли улучшить условия жизни инвалидов. Наша задача теперь – «шлифовать» законы. Конвенция не носит рекомендательного характера. Мы берем на себя обязательства. И то, что руководство страны пошло на этот шаг – это, я считаю, серьезный, продуманный поступок.

В преддверии ратификации удалось принять очень серьезный документ, который носит законодательный характер. Государственная программа «Доступная среда». Она закреплена в бюджете Российской Федерации. Программа включает в себя многие положения, в том числе и поддержку общественных объединений. Более 46 миллиардов рублей – это довольно серьезные средства. И если разумно, правильно реализовывать эту программу, можно решить очень многие наши вопросы. Заметьте, это только начальный этап программы, 11-15 годы. В трех регионах программа рассматривалась в качестве пилотного проекта. Это Тверь, Саратов и Татарстан. С этого года эта работа расширяется. Включается ряд других регионов.

 

- 12.

 

- Да. Работа с руководителями наших организаций ведется в этом направлении активно. Мы обязаны участвовать реализации программы в качестве общественных экспертов. Программа по финансированию делится на три уровня: федеральный, региональный и местный. Соответственно, каждый руководитель, будь то местная организация или региональная, на своем уровне должен активно заниматься этой программой.

В рамках государственной программы «Доступная среда», 2011-2012 годы – это годы, когда формировалась методическая основа. Мы говорим об общей инфраструктуре, которая должна быть доступна. Должна быть информационная доступность, должен быть доступен транспорт, спорт, искусство. Эти ключевые позиции должны быть отражены в документах. Те методики, которые разработаны, уже на сегодняшний день позволяют заниматься реализацией этих положений. Допустим, доступность здания. На сегодняшний день есть принятые документы, которые четко прописывают, что любое строящееся здание должно быть доступно для инвалида, будь то жилой дом или учреждение. Не общественные эксперты должны рассматривать проект, этим должны заниматься специалисты. Если надзорные органы будут четко реагировать, многие проблемные вопросы, которые мы ставим перед строителями, снимутся. Мы в качестве экспертов должны принимать участие уже в ходе приемки здания. Это те требования, которые мы выставляем. Не всегда нас слышат, но мы добиваемся понимания. Есть попытки на отдельных участках показать, как все должно быть. Система должна быть отработана. Сейчас, конечно, остается еще множество вопросов. Почему, например, государство, реализуя эту программу, вкладывает деньги в те объекты, куда инвалид может прийти, а может и не прийти? А в то же время есть такие учреждения, как КСРК или наши Дома Культуры в регионах, – места безусловного пребывания инвалидов. Но эти учреждения обходят стороной. Говорят: «Они являются Вашей собственностью. Вы этим и занимайтесь». Это неправильный подход. Мы предлагаем: «Давайте хотя бы на паритетных началах реализовывать доступность этих учреждений». И другие вопросы. Плитка тактильная… Есть разные мнения по цветовой гамме, по рисунку на этой плитке, как ее укладывать… Или, допустим, звуковые светофоры. Какой должен быть сигнал – тоже есть на этот счет разные мнения. То есть, мы столкнулись с массой проблем.

 

- Владимир Сергеевич, хочу сказать, что я рад, что Вы стали депутатом. Депутата слышат, наверное, лучше в правительстве, чем просто представителя общественной организации. Депутат – это все-таки представитель, с которым нельзя не считаться.

 

- Конечно, это так. Бывает, что, работая с правительством Российской Федерации, с ведомствами различными, мы вместе вырабатываем большой объем здравых предложений. Но почему-то уже на стадии согласования закона мы видим, что наших предложений в документе практически нет. Правительство начинает выдавать какие-то положения, которые мы даже не обсуждали. Мы говорим: «А почему Вы не учитываете те предложения, которые были выработаны ранее?» Я думаю, вот эти все «шероховатости» в отношениях с властью мы на сегодняшний день должны решать в Государственной Думе. Дополнительная возможность появилась у нашей организации в моем лице.

Вот, допустим, вопрос обеспечения жильем. Ведь это колоссальнейшая проблема для инвалидов! И ее необходимо решать! Являясь инвалидом, я не могу получить ипотеку. В большинстве случаев банки отказывают.

Создание рабочего места для инвалида – это тоже колоссальнейшая проблема. Что касается деятельности наших предприятий – они требуют довольно серьезной государственной поддержки. Но на сегодняшний день общий объем платежей, которые идут от нас в федеральный бюджет, - это миллиард 400 миллионов рублей… А нам возвращают только 519 миллионов.

 

- Да еще и перечисляют эти средства в конце года. 30 декабря…

 

- Ну, сейчас как-то более-менее поквартально деньги идут, уже стало легче.

Нам говорят порою: «Ну, Вы же не единственная в стране общественная организация». Тогда мы в ответ говорим: «Пускай другие организации, которые претендуют на государственную поддержку, отчитаются о том количестве средств, которые ими перечислены в бюджет. Нам же верните только ту часть, которую мы выплачиваем в виде налогов». Ведь на сегодняшний день в стране действительно сотни общественных организаций. Но красивая вывеска – это еще не факт, что эта организация должна получать какую-то поддержку. Есть грантовая система. Пожалуйста, участвуйте. Мы тоже участвуем в этом: и местные наши организации, и региональные. И есть положительные результаты этой работы.

Но самая главная задача – это не только добиться государственной поддержки в общем объеме налогов, которые мы выплачиваем. Я бы, наверное, поставил на первое место вопрос размещения государственного заказа. Если этот вопрос будет решен, и будет поэтапная программа, удастся решить очень многие наши задачи. И мы реально сможем претендовать на какие-то бюджетные ассигнования. Может быть, в виде ссуд под небольшой процент, которые будут направлены на модернизацию производства, на котором как раз и будет выполняться тот или иной государственный заказ. И, соответственно, государство нам будет гарантировать еще и своевременную оплату произведенного нами товара. Это, конечно, очень сложный вопрос. Должны быть пилотные проекты. Мы в рамках пилотного проекта сможем показать свою работоспособность, показать то, что мы сможем производить качественную продукцию, устраивающую заказчика. На первом этапе это могут быть три-пять предприятий, далее можно поэтапно включать в программу следующие предприятия.

Постоянно в правительстве говорят: «Вы, Всероссийское общество слепых, всегда рассуждаете слишком глобально». Ну, а как по-другому? Решение проблемы инвалидов – это цепочка мероприятий. Человек, получая инвалидность, должен четко понимать, что именно за этим последует: четко прописанная ИПР, путевки в реабилитационные центры, рабочее место. Должны быть решены вопросы, связанные с получением образования, медицинского обеспечения. Вот тогда человек будет уверен, что со стороны государства он защищен. Возможность реализоваться должна быть. А если человек не в состоянии этого сделать, у него должно быть достойное материальное обеспечение, дающее ему возможность не просто существовать, а жить, чувствовать себя полноценным человеком.

 

- Возвращаясь к вопросу о деятельности наших предприятий. Все-таки огромный налог для нашего скромного Общества, для наших не таких уж и богатых предприятий – полтора миллиарда в год! А у нас не хватает оборотных средств. А из-за того, что не хватает оборотных средств, невозможно что-то осваивать какую-то новую продукцию, пробиваться на рынок и так далее. То есть, это – острейшая проблема!

 

- У нас так: если человек работает, он должен получать заработную плату. Во всем мире свои деньги нужно заработать. А у нас независимо от того справляется предприятие или не справляется – заплати. Это приводит к тому, что проедаются активы, проедаются средства. А ведь предприятие должно не только само зарабатывать, оно должно еще часть своей прибыли оставлять учредителю. Мы являемся стопроцентными учредителями. Это с точки зрения закона, жестко. Но на этом-то предприятии работают инвалиды. И, соответственно, определенные преференции должны быть. Но какие должны быть эти преференции, существует много точек зрения. Одни говорят: «Верните нам то, что мы отдаем в бюджет, и мы будем процветать».

 

- Не будем процветать.

 

- Не будем, нам этих средств не хватит. Гарантия со стороны государства – это серьезный государственный заказ на постоянной основе. 70-80 миллионов рублей не решат ничего. Мы купим на эти деньги, допустим, 30 станков. Но у нас 152 предприятия. Что, это решит проблему? Вот сейчас мы рассматриваем вопрос по модернизации предприятия в Самаре, которое мы выводим на производство новой продукции. Потому что новые модели требуют совершенно другого оборудования. Это по самым скромным расчётам более 100 миллионов рублей. Все требует колоссальных средств.

Хорошо, что в свое время состоялась встреча Александра Яковлевича Неумывакина с Владимиром Владимировичем Путиным. И нас все-таки не выбросили из обоймы производителей автокомпонентов. И мы производим продукцию и поставляем. Но продукция требует качества, а качество требует модернизации постоянной. Кроме этого, здесь и кадровая проблема, и проблема оборотных средств, и поддержание материальной базы. Та материальная база, которая у нас есть – это здания, построенные 50 лет назад, а то и 60. Все это требует капитального ремонта, а в большинстве случаев просто нужно объекты сносить и строить новые. Потому что чтобы произвести капитальный ремонт существующего здания, денег уйдет больше, чем требуется на постройку нового.

 

- Все-таки применение труда незрячих в области промышленности постепенно сходит на нет. И, мне кажется, все заметнее это…

 

- Сейчас можно поделить работающих на несколько групп. Та, которая в состоянии работать на современном оборудовании, и та, которая не может работать на оборудовании, а может работать только руками. Современные предприятия, по сути, исключают ту группу, которая работает руками. Стоят линии, которые исключают вообще человека.

В этом вопросе должна быть государственная политика, государственное решение. Если мы социально-ориентированное государство, то мы должны признать, что существует проблема занятости инвалидов, и эту проблему надо решать. То, что мы говорим о госзаказе уже на уровне Министерства труда, - это хорошо. Наконец-то начинает приходить понимание, что очень сложно найти альтернативу, если мы желаем решить эту проблему. Что сейчас мы создадим условия, на основе которых на каждом предприятии Российской Федерации инвалиды будут свободно трудоустраиваться – это иллюзии. Конечно, трудоустраиваются массажистами в больницах, преподавателями в школах. Кто-то устроился работать на компьютере, исполняя обязанности менеджера. Но если брать глобально, это не решает общую проблему.

И еще мы должны очень четко продумать систему обучения людей. Потому что везде сейчас новые технологии… Если человек их постигает, это расширяет рамки его профессионального применения.

 

- Если он знает компьютерные технологии, у него появляется шанс. Знание компьютерных технологий – это ведь не профессия. Это просто в руках умение некоторое.

 

- Да, дополнительная возможность. Хорошее знание – это тоже кусок хлеба. Когда человек образован, у него больше шансов на получение той или иной профессии, даже дополнительной. Но и условия для этого должны быть созданы. И сейчас приходит понимание, допустим, в Минтруде, что эта задача в комплексе должна решаться. Но если сменится руководство Министерства, нам опять придется доказывать целесообразность того или иного решения. Поэтому важно все это закреплять в документах. Вот, сколько мы бьемся над тем, чтобы наконец-то выйти на решение вопроса о применении факсимиле…

 

- Да, сначала придумали проблему, высосали ее из пальца, а потом она оказалась абсолютно неразрешимой!

Владимир Сергеевич, еще я хочу с Вами обсудить еще один вопрос. В нашем Обществе очень остро стоит проблема кадров. Мы плохо, я считаю, вовлекаем в работу наших структур незрячих специалистов.

 

- Для того чтобы руководить каким-либо звеном, человек должен иметь опыт…

 

- Но чтобы опыт он приобрел надо давать ему какую-то работу, поручения…

 

- Ну, если ты хочешь работать, сделай сам хоть несколько шагов в этом направлении, поучаствуй в деятельности Общества, чтобы люди тебя узнали. Руководить – это не так просто. Здесь не только знание каких-то экономических законов необходимо. Это и общественный вопрос, и политический… У нас достаточно примеров, когда мы не можем найти руководителя местной организации.

Вы спросите в управлении кадров Всероссийского общества слепых: сколько там лежит резюме? Я думаю, немного. Может быть, Вы стесняетесь? Зачем? Ведь когда Вы пытаетесь устроиться куда-то, Вы рассылаете свое резюме в одну, во вторую, в третью компанию… Почему Вы боитесь прислать свое резюме непосредственно в управление кадров Всероссийского общества слепых? Не надо бояться.

Многие наверняка, скажут: «Да что толку туда посылать? Все равно они это не рассматривают».

 

- Мол, все заранее решено.

 

- Но почему Вы так считаете? Конечно, если себя вести воинственно, как бывают случаи, не единичные, к сожалению, если поливать грязью людей, которые тебе помогают, соответственно и отношение к тебе будет адекватно твоим действиям. Нельзя себя так вести. В любой компании мы пытаемся добиться той или иной должности. В нашей системе совершенно по-другому. Мы считаем, что нам обязаны. Это неправильный подход. Говорят: «Мне не дают то, мне не дают это!». Спрашиваешь: «Подождите, Вы были там-то, там-то? Вы посмотрели то-то, то-то?». А в ответ: «Нет, я ничего не хочу смотреть, Вы мне должны дать!». Вот такая позиция.

 

- Ну, кто-то все-таки хочет работать и может. Надо искать.

 

- Тот, кто действительно хочет работать, тот и становится руководителем. Но мы не можем в качестве какой-то «компанейщины» людей брать…

 

- Не надо «компанейщины»! Но, мне кажется, что в течение многих-многих лет поиск интересных, активных людей велся очень слабо. Если не сказать, что он вообще не велся. Было же время, когда у нас много было инвалидов по зрению, которым поручали руководство клубом, руководство предприятием, производственным участком и так далее, и так далее… Потом все это постепенно вымылось.

 

- Мы людей ищем, готовим в «Реакомпе» будущих управленцев. Но воспринимается эта подготовка довольно часто таким образом: человек проходит обучение, приезжает обратно к себе в регион и говорит: «Дайте мне руль». Ему говорят: «Ну, ты хоть поучаствуй сначала в работе немножечко, сделай что-то, чтобы люди на тебя посмотрели, прояви активность». Но человек не хочет этого. И есть достаточно случаев, когда такие выпускники начинают создавать отдельные организации… Которые работают в противовес Всероссийскому обществу слепых… То есть, многие вообще уходят в сторону.

Руководитель региональной организации должен готовить всегда двух-трех человек, которые в том или ином случае способны возглавить организацию. Он должен предлагать эти кадры. Мы со своей стороны должны дать этим людям дополнительное образование, дополнительную информацию. Но в большинстве случаев в регионах не очень-то серьезно относятся к этому вопросу. Считаем, что обойдется. Завтра, послезавтра… Но нельзя этот вопрос откладывать!

 

- Когда-то я с Александром Яковлевичем начал этот вопрос обсуждать. Я говорю: «Вы разве не замечаете, кого посылают на курсы подготовки управленческих кадров? Зачастую люди из себя ничего не представляют. То есть, посылают абы кого, чтобы только не приставали. Вот Вы же знаете кадры на местах. Председатели, допустим, вялые или хитрые… Так Вы сами людей выдвигайте». А Александр Яковлевич мне говорит: «Если мы кого-то назовем, ты уверен, что этого человека председатель не начнет в этот же день третировать? Ведь такие же случаи тоже есть…»

 

- Ну, не исключено…

На сегодняшний день я встречаюсь с каждой группой, которая приезжает на обучение. Очень много толковых людей. Желающих работать. И надо идти по этому пути. Человек активен – надо продвигать этого человека. Бояться этого не надо…

Проблема еще в чем: на уровне региональной организации иногда аппарат – всего четыре-пять человек…

 

- Вот у нас 19 Домов культуры, в этих Домах культуры много незрячих специалистов работает? У нас есть и другие учреждения… Просто меня угнетает это отсутствие кадров! Проблема-то не денется никуда, если мы ее не будем каким-то образом все-таки решать! Надо искать людей, выдвигать, учить!

Вы говорите, что зачастую маленький совсем состав аппарата областного правления. Но, может быть, если есть интересный человек, его можно как-то все же ввести в этот состав…

 

- А что мешает руководителю региональной организации принять такое решение? Можно об этой проблеме говорить годами, а можно делать.

 

- Наверное, надо просто постановление такое принять и следить за его выполнением.

 

- Мы можем принимать кучу решений. А у того, кто принимает на работу, тысяча аргументов, чтобы этого человека не взять.

Скорее всего, нужно идти по пути следующему: необходимо создать базу данных тех, кто может претендовать на работу на уровне каждого региона. И руководитель региональной организации будет знать, что у него есть, какой потенциал. И, уже исходя из этого, рассматривать возможность трудоустройства этого человека на предприятие, в организации, трудоустройства где-нибудь за пределами нашего Общества…

Подводя итоги нашего разговора. На сегодняшний день есть у нас ряд серьезнейших проблем. Первая – взаимоотношения с органами государственной власти. Они нацелены на то, чтобы государство включилось в процесс очень серьезного, эффективного оказания поддержки и помощи общественным объединениям. Обсуждаются эти вопросы, уже увеличен объема средств, идущих на поддержку в частности нашей организации в этом году. Но с нашей стороны должно быть четкое понимание, что за каждую копейку мы отчитываемся. И, соответственно, предлагая ту или иную программу, мы должны задавать себе вопрос: «Сможем ли мы за нее отчитаться?» Да. В отличие от других организаций. У нас проблем не возникает с этим. К нам претензий различных структур, которые нас проверяли, нет. Наоборот, Счетная палата даже вышла с предложением об увеличении для нас помощи государственной.

Далее. Мы все-таки должны выходить на модернизацию наших предприятий. Но для этого требуется не только большой объем капиталовложения, но и определенный временной промежуток. Я не хотел бы быть сказочником, который берет волшебную палочку, машет и говорит: «Завтра это будет».

Я отлично понимаю, что мое избрание депутатом Государственной Думы – это очень большой аванс. Я отлично понимаю, что этот аванс нужно будет отрабатывать. И постараюсь сделать максимум для того, чтобы интересы нашей организации были учтены. Те планы, которые на сегодняшний день есть у нас, направленные на изменение законодательной базы, мы должны совместно реализовать. Данные всех моих приемных, которые будут работать, будут у каждого руководителя региональных организаций. Со мной можно будет без проблем связываться, с моими помощниками. То есть большой довольно круг людей будет задействован в этой работе.