Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Реабилитация и мы

 

Жизнь на новом уровне

 

       Для незрячих людей доступ к информации  жизненно необходим.  Однако, веками люди, лишённые зрения, фактически жили в изоляции от  мира.  И только за последние 180 лет ситуация начала кардинально меняться.  В середине XIXвека Луи Брайлем был изобретён специальный  шрифт.  Но настоящая революция  в тифлопедагогике и информатизации произошла в 20-30-е годы 20-го века, когда массово стали издаваться книги и специализированные журналы для незрячих.

В 1932 году американские граммофонные компании стали массово записывать долгоиграющие пластинки для слепой аудитории.   

И, наконец, уже  в наше время  компьютерные технологии открывают массу впечатляющих возможностей перед теми, кто готов осваивать новые знания, не смотря на свой недуг. Конечно, на этом пути незрячего студента ожидают серьёзные трудности, и без опытного сталкера ему часто не обойтись. Мой первый собеседник как раз из их числа. Знакомьтесь: Алексей Викторов, преподаватель компьютерных курсов Пермской краевой специальной библиотеки для слепых. 

 

 

- В 2003-ем году Пермской краевой организацией ВОС был выигран грант посольства Королевства Нидерландов. На средства этого гранта был открыт компьютерный класс, приобретены компьютеры и организован доступ в Интернет. Изначально в компьютерном классе работали девушки, студентки из Пермского Государственного Университета с факультета математики и информатики.  Но потом руководство библиотеки и пермской краевой организации пришли к выводу, что все-таки обучать незрячих компьютеру должны сами незрячие. Потому что девушки, хоть и старались и пытались во всем этом разобраться, сами не пользовались специальными говорящими программами, программами экранного доступа. И в этом были затруднения. И меня пригласили с этими проблемами поработать. Я здесь работаю с сентября 2005-ого года. Изначально это были свободные посещения, просто работал компьютерный класс, приходили желающие. Старались приглашать, рассказать, заинтересовать. Я индивидуально с посетителями занимался. Тогда еще здесь у меня была не основная работа, я работал на Пермском предприятии Автофильтр ВОС, сейчас это ПермУпак. И здесь был оформлен по совместительству. И у меня возникали затруднения с тем, чтобы успевать попадать на обе работы. И я пригласил одну из учениц, которая очень хорошо осваивала компьютер, поработать в библиотеке, в компьютерном классе. Мы согласовали это с руководством - с директором библиотеки, получили одобрение. Это была Людмила Денисова.  Вот она, рядышком со мной сидит. И с 2006-ого года мы работали с Людмилой вместе. Чередовались, подменяли друг друга.

Из учеников, которые легко осваивали компьютер и уверенно им пользовались, уже тогда можно было отметить Владимира Ухова. Он человек с техническим образованием. Насколько я знаю, до потери зрения работал по техническим специальностям.

С техникой дружит. Ему легко все это давалось. Когда мы работали с Людмилой, приходили люди, говорили: «У нас здесь в классе все получается, а вот дома забывается, и повторить это очень трудно. Нельзя ли сделать какое-то пособие?».

 Некоторые потеряли зрение уже будучи взрослыми, и не владеют Брайлем, не могут даже шпоргалочку написать. Так мы решили сделать что-то вроде звуковых конспектов. Вот тогда мы объединились: я, Людмила Денисова, Владимир Ухов, и начали это делать. Сначала просто аудиоматериалы, потом немножечко увлеклись работой со звуком. Начали делать звуковое оформление, более систематизировать материал. И так мы сделали первые 8 занятий.

Мы выложили части этого аудиокурса в сети Интернета и дали ссылки в почтовых дискуссионных листах для незрячих, где эти вопросы с такой тематикой как раз обсуждаются.

        И мы получили очень положительные отзывы именно от подписчиков этого дискуссионного листа и вообще тех, кто скачал наши первые 8 частей. Очень много таких лестных писем было. Нам это прибавило оптимизма, и мы продолжали  это записывать. Могли приходить в выходные дни, когда здесь никого нет, нам директор библиотеки разрешил это делать. И записывали, редактировали звуковой учебник. Запись у нас длилась примерно год. За это время записали 36 занятий. Мы до сих пор получаем положительные отзывы от слушателей «Пермского учебника». Пишут и дети, которые мечтают стать программистами.

 

- Алексей, я так понимаю, что это фактически научная разработка?

 

- Мы исходили из принципа, что настроенным компьютером незрячий человек вполне может самостоятельно пользоваться. Мы старались сделать все грамотно. Но в то же время старались объяснять всё простыми словами и аналогиями. Строили программу занятий как можно более естественно. То есть, одно вытекает из другого. От простого к сложному. У нас учебник начинается с того, из чего состоит компьютер, какие его устройства, то есть  системный блок, монитор, клавиатура, плюс принтер, сканер. То есть, начинаем мы с устройства компьютера и говорим о том, как его мы включаем. От кнопочки ПОВЕР, которая должна находиться на передней панели системного блока до того, как запустить программу системы ДЖОС.

Потом мы научились корректно выключать компьютер, работать с главным меню и программой БЛОКНОТ. Приступили к русской раскладке клавиатуры, потому, что незрячий не пользуется мышкой, а только исключительно клавиатурой. И вот с таких вещей мы начали, то есть с основ. Исходили из того, что  человек вообще в первый раз видит компьютер и не знает, о чем идет речь. Потому что очень часто видишь, что учебные пособия начинаются с середины: «Компьютерные технологии в наш современный информационный век, трата-та-тата. У компьютера такая-то вещь для того-то, для того-то. А теперь запускаем ВИНДОУС, нажимаем КОНТРЛ-ШИФТ-АЛЬТ…». Красивое слово для тех, кто впервые слышит о компьютере. Предполагается, что сумму некоторых знаний, клавиш и умений человек уже имеет.

Мы старались этого избежать, ориентируясь на начинающих. А заканчивается у нас учебник просмотром сайтов, работой со страницами интернета и электронной почтой.

 

Мы побеседовали также с Людмилой Денисовой, преподавателем информатике и ИТ-технологий в школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей в Пермской краевой школе. 

 

- Людмила, наверняка многие ваши воспитанники в школе мечтают связать свое будущее с компьютером.

- Да. У незрячих детей очень сильная тяга к изучению компьютера и информатики и всем, что с ними связано. Из Новосибирска семиклассник пишет мне: тоже мечтает стать программистом. У них информатика только с восьмого класса, но он начал ее изучать раньше; компьютер как раз тоже по нашему учебнику освоил, и помогает теперь младшим школьникам, которые самостоятельно осваивают компьютерную технику.

Я еще хочу Алексея дополнить тем, что в 2007-ом году у нас начались курсы  для жителей Пермского края, которые хотят здесь позаниматься. Сейчас эти курсы десятидневные. И как раз им звуковой учебник очень в помощь. В 2007-ом таких пособий еще мало было именно для незрячих. Мне приходят до сих пор письма с обращениями: «А как это сделать, а как это». Кто продолжения просит учебника, кто обновления. Даже не на все письма успеваю ответить.

 А вообще, всем незрячим надо, конечно, подписываться на рассылки: «как освоить компьютер» - «Тифлоком», «Интеграция». То есть, можно обратиться туда с любой просьбой за помощью и довольно-таки быстро получить ответ.

Еще я хотела бы сказать, что учебников по информатике для незрячих учеников до сих пор нет в школах. Нет учебников с укрупненным шрифтом по всем предметам.  В том году подали сведения в министерство образования по поводу учебников. И пришли учебники только для первого и второго класса. Больше нет в школе учебников, учебники все за девяностые годы. ЛОГОС выпускает по Брайлю учебники интересные и с укрупненным шрифтом.

Хотелось бы к издательствам обратиться: в наше время и чтоб не было учебников в школе по информатике, это же не хорошо, правда?

 

Мы поговорили с Михаилом Лепилиным. Михаил – инвалид по зрению, прошел подготовку от Центра занятости в компьютерном классе у Людмилы Денисовой.

 

- Два с половиной месяца были курсы. Очень хорошая подготовка на очень высоком уровне. Курсы мне очень помогли, есть реально появилось больше возможностей для получения информации, для трудоустройства. Теперь я могу спокойно оформлять документы в ВОРДе, работаю в интернете, могу книжки читать, как в МР-3 формате, так и в ТХТ. Очень удобно. Рассказали, показали, как можно читать газеты. Сканируем, переводим в электронный формат, и благодаря курсам у меня практически нет проблем с получением информации.

- То есть, вы сразу почувствовали улучшение качества жизни?

- Ну, естественно. Это совсем другой уровень. Техника очень облегчает жизнь и возможность получения работы.

- Вот вы закончили курсы. Что дальше происходило?

- Через Центр занятости устроился на работу. Работаю в частном бизнесе. Никаких проблем нет. На равных со зрячими людьми работаю.

 

Микрофон снова переходит к Алексею Викторову.

 

- Здесь собрались люди, которые считают, что они компьютер освоили. Но в действительности, всем компьютер дается по-разному. Бывало такое, что кому-то даже клавиатура не дается. У кого-то помимо зрения проблемы со слухом. То есть, человек просто не понимает, что произносит синтезатор речи. Но большинство могут что-то сделать на компьютере. Есть уверенные пользователи, вот, например, Оксана Байдина - она у нас активный пользователь социальных сетей. Владимир - GPS-навигацией занимается, владеет смартфоном. Он у нас прошел курсы для преподавания GPS-навигации. Елена Лепилина, насколько я знаю, достаточно уверенный пользователь.

Но, всё-таки, уверенных пользователей, которые гарантированно будут справляться с задачами, процентов 15. И в общем-то, насколько я знаю, везде ситуация такая же,  какими бы ни были курсы. У людей разное отношение с техникой.  Я думаю, что даже у полностью видящих людей. Кто-то мышкой только умеет тыкать - что-то открыть. Кто-то знает какие-то тонкости, может настроить ВИНДОУС самостоятельно. Для кого-то это темный лес. Среди обычных пользователей большинство тоже нельзя назвать виртуозами. Они владеют компьютером исключительно на пользовательском уровне. Другое дело, что видящему человеку, который видит все с экрана, все-таки это более наглядно и понятно. Есть такое выражение: интуитивно-понятный интерфейс. Так вот, если видящему человеку что-то может быть понятно интуитивно, то на слух вся эта интуитивность пропадает. Приходится учить клавиатуру, множество приемов, множество подходов. Понимать, что это не пимпочка, штучка, в которую надо ткнуть мышкой, а что это радиокнопка, флажок, комбинированный список и так далее. Все эти вещи надо понимать, различать. То есть освоить компьютер незрячему в принципе намного сложнее, поэтому если некой технической жилки или особой способности к обучению нет, то, естественно, это гораздо труднее. Но всё-таки можно говорить о том, что все чему-то научились,

И, конечно же, люди благодарны и очень рады, что научились хоть чему-то, даже в Макс Ридере книжки открывать и читать. У нас человек приезжал на компьютерные курсы из Соликамска, Владимир Тарасов. Он попросил ему помочь купить компьютер. Мы сходили, помогли ему выбрать такой, в общем-то, офисный вариант, недорогой. Для его целей. Мы поставили ему программы, которыми он пользуется, которыми его учили пользоваться здесь. Поставили ему библиотеку Макс Ридер, и он даже высказался, что ради одной библиотеки Макс Ридер стоило учиться и купить компьютер.

 

В день записи этого интервью рассказать о своём компьютерном классе и любимых преподавателях пришли многие выпускники курсов и действующие студенты. Слово Оксане Байдиной, чьё имя уже было упомянуто в этом разговоре:

 

 -Я ходила сюда на курсы два года назад, от службы занятости направляли. Очень рада тому, что я прошла эти курсы. На самом деле, с компьютером сразу стала не на «вы», а на «ты».

- Что для вас компьютер? Что он для вас открыл в этом мире?

- В основном две вещи: общение в сети, скайп и тому подобное. И естественно, доступ к информации. То есть, интернет: зашел, узнал, спросил. Все, что можно, все выведал.

- То есть, фактически, человеку незрячему это открывает новые планеты?

- Да. Это точно. Изолированность сразу пропадает.

- Какие технологии, программы еще хотелось бы вам освоить?

- Чем больше ты сидишь за компьютером и что-то делаешь, тем больше понимаешь, что ты ничего не знаешь. Что еще много есть всего интересного и неизведанного.

 

И снова наш вопрос адресуется «душе» и «мотору» данного проекта - Алексею Викторову.

 

- Алексей, что в идеале необходимо на сегодняшний день незрячему: какой набор электронных средств?

- Во-первых, компьютер с программой экранного доступа. Говорят, что нужен Брайлевский дисплей. Но устройство это достаточно дорогое, его не очень просто купить. И при этом не все владеют Брайлем. Моё мнение – мне его даже бесплатно не надо. Я не чувствую необходимость, что мне нужно строчки из 20-40 символов что-то читать руками. Я уже привык воспринимать информацию на слух.

Конечно же нужно незрячим осваивать GPS-навигацию. Я надеюсь, что эти технологии будут совершенствоваться. Появилась программа ЛОУС-СТОУН для смартфонов Nokia. С помощью программы экранного доступа можно ставить точки на виртуальной карте - так называемые «ориентиры». И самостоятельно ходить по городу, находить какие-то объекты.

Я считаю, что революцию в спутниковой навигации для незрячих совершила компания ЭЛИТА-ГРУПП, представив на российском рынке адаптированный для российских пользователей навигатор КАПТЕН-МОБИЛИТИ. Суть устройства в следующем: просто говоришь ему:

- «Россия».

- «Выберете город».

Нажимаешь кнопочку, допустим, говоришь:

- «Пермь».

Он говорит:

- «Город Пермь, выберите улицу». Он еще переспрашивает, уточняет: «Вы сказали Пермь?»

- «Да».

 - «Выберите улицу».

Называешь улицу, допустим, Пушкина.

Она говорит:

- «Пушкина. Назовите дом от стольки-то до стольки-то».

Называешь цифру.

Она говорит:

- «Пушкина, 80». И начинает идти: «Поверните направо, налево».

Это устройство хорошо тем, что оно не требует специальных знаний, то есть, если навигация на смартфоне требует все-таки уверенного владения современной техникой, там надо и точки создавать, и карты скачивать. А КАПТЕН-МОБИЛИТИ не требует специальных каких-то навыков. Даже текст набирать не требуется. Человек голосом сможет набрать все команды. Работает система распознавание речи. И это будет тоже не плохой помощник, который подскажет, как и куда пройти.

 

Микрофон переходит к одному из авторов знаменитого пермского учебника компьютерной грамотности Владимиру Ухову.

 

- Так получилось, что я пришел самым первым, когда только-только открылся компьютерный класс. Преподавателем была Аня, очень талантливый преподаватель. Она вспоминала, как когда-то соседка обучала её пользоваться компьютером. Пособий абсолютно никаких не было. Ей дали учебник по машинописи, и этот учебник, эти упражнения она перерабатывала понемногу, поскольку они не совсем соответствовали нашему компьютеру. Я сам практически за месяц обучился пользоваться компьютером под руководством Ани. В последствии меня пригласили помочь на первом групповом обучении преподавателям. Тогда было 8 человек. Потом, когда нас попросили сделать своего рода аудиошпаргалки, мы подумали и занялись этим учебником. 

- Каким учебник получился на ваш взгляд?

-  Учебник, надо думать, получился очень удачный, потому что нам приходят письма из такой глубинки! Мне приходило письмо: «У нас, - говорит, - только у соседа был компьютер. Где-то через звуковые журналы, или как-то узнали о вашем учебнике. Сосед в интернете нашел программу ДЖОУС; учебник скачал; при помощи учебника установил, настроил компьютер. И в результате я вам написал письмо».

 

И снова Алексей Викторов.

 

- Когда работало центральное отделение клуба «Интеграция», у нас был свой филиал. Мы принимали участие даже в выборах президента клуба, и нам оказывали поддержку. Приезжал Константин Александрович Лапшин. Здесь шли переговоры о льготном доступе к интернету для незрячих. Но, к сожалению, сейчас про регионы, увы, как-то забыли. И у нас активность, скажем так, перешла в рамки непосредственно компьютерного класса. 

- Чью поддержку ощущаете?

- Ну, конечно же, Пермской краевой организации ВОС. Мы получили новую технику, было отремонтировано помещение. Пермская краевая организация ВОС большое внимание, я считаю, уделяет информационным технологиям. И наш председатель, Николай Александрович Бухарцев к этому относится с большим вниманием.