Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Реабилитация и мы

НЕ ЖАЛЕЮ О СВОЕМ ВЫБОРЕ

 

Наш гость Игорь Евгеньевич Татарский – практикующий психолог с 1985 года. Закончил факультет психологии МГУ и ряд различных курсов по психодиагностике, психосоматике, бизнес-тренингу, арт-терапии. Он автор более 40 психологических методик и более 30 психологических публикаций в журналах и газетах. В качестве преподавателя психологии работал в ряде московских ВУЗов. В качестве бизнес-тренера сотрудничает с различными известными компаниями.

Продолжительное время Игорь Евгеньевич сотрудничает с Институтом «Реакомп». Мы попросили его рассказать об особенностях психологической работы с незрячими людьми.

 

- Как давно Вы проводите занятия в «Реакомпе»?

 

- Мне кажется, уже лет десять. Когда меня приглашали в «Реакомп», я испытывал страх: смогу работать-не смогу. К тому времени лет 15 я уже проработал психологом. Но с незрячими людьми – своя специфика. Меня пригласила руководитель отдела. Мы контактировали еще до приглашения, я приезжал, мы общались, обменивались тестами, методиками. Мне очень понравилась атмосфера дружеская. Я выбор сделал, и совершенно не жалею. После первой же группы я понял, что работать здесь интересно. «Реакомп», в частности, я буду говорить об отделении психологии, это очень хорошая школа для психологов. Я бы сравнил с линией фронта.

 

- Кто Ваши слушатели?

 

- Мы ведем занятия с резервом ВОС. Это в основном молодые люди до 30 лет. Резервисты приезжают со всей страны. Это ребята, которые могут в будущем занять должность председателя первички. Может быть, пойти со временем и дальше. Это молодые люди, которые могут занять должность зама по соцвопросам на УПП.

Наша позиция, чтобы студенты были активными заказчиками, чтобы мы давали им ту информацию, те практические навыки, которые им нужны. Чтобы люди, приходили с запросом, а не как на концерт: мы будем слушать, что Вы будете нам говорить. Они активный резерв. В районе месяца они живут в «Реакомпе», учатся. Мы прямо рядышком все, очень удобно, им только спуститься на один этаж – с пятого на четвертый – и они уже на своих рабочих местах.

Занятия проходят в несколько этапов: первый этап, потом через какое-то время они приезжают на второй этап. И мы видим, где мы не доработали. Можем откорректировать нашу программу. И потом приезжают на третий этап.

Мы с ребятами общаемся неформально…  Стараемся устранять барьеры, которые есть, например, в обычном вузе между преподавателями и студентами. Эти барьеры только мешают. Наши студенты всегда могут обратиться за личной психологической помощью.

Я веду раздел, который называется «Тренинг управленческих навыков», «Тренинг коммуникативных навыков». Мы учимся, прежде всего, общаться. Общаться с другими, общаться с собой, управлять собой, управлять другими. Поскольку программа ориентирована на то, чтобы из ребят со временем выросли руководители. Мы учим наших студентов помогать.

Хочу рассказать, например, о таком руководителе – наш бывший студент Юрий Акшинцев из Башкирии. Он очень обаятельный человек, спортсмен, его главная черта – это колоссальная доброта, забота. Он очень смелый, интересный, предприимчивый. Мы его часто вспоминаем.

 «Реакомпу» приходится работать не только с резервом, но и с уже зрелыми людьми, представителями первичных организаций. Там уже приезжают люди существенно более взрослые, люди устоявшиеся. И им мы тоже даем некоторые навыки управленческие. И плюс мы даем навыки психотерапии. Поскольку председатель первички, будем говорить откровенно, психотерапевт. Только его работа более тяжелая, чем наша.

На наших занятиях мы учим наших студентов выступать публично. В будущем им это пригодится. Если ты будешь председателем первички, тебе придется вести собрания. Если ты будешь председателем региональной организации, тебе придется еще больше выступать. И если ты будешь бизнесменом. На первых занятиях им неловко, они скованные, не умеют не только говорить, но и работать с телом, не знают, куда девать руки… Прозанимавшись курс, они могут выступать очень эффектно, используя юмор, жесты, могут делать комплименты присутствующим.

 

- Какие Вы методы применяете при работе с незрячими? Как мне представляется, есть все-таки какие-то ограничения. Например, мне кажется, сложно применять психодраму…

 

- Методы я применяю те же, что при работе с другими людьми. Единственная проблема – это проблема раздаточных материалов. Но, как правило, группа «реакомповская» смешанная, есть тотальники, есть и люди с остатком.

Стараемся давать как можно больше творчества. В психологии есть такой метод – арт-терапия. Терапия через искусство. Многие люди стесняются творить. Они считают: раз мы не учились, мы не должны творить. Но любой вид творчества приносит пользу. Главное, не сравнивать себя с великими. Давайте будем скромнее. Пожалуйста, пишите дневники. В аудиоформате, в плоскопечатной форме, брайлем. Они будут полезны Вам, Вашим детям, Вашим внукам. Мы на наших занятиях приучаем ребят писать рассказы. Несколько раз мы делали такое упражнение. Группа, допустим, человек 15. Мы делим эту небольшую группу на несколько подгрупп, у каждой есть цифровой диктофон (ребята многие ходят с диктофонами). И мы просим, наметив небольшой план, в порядке импровизации сочинить рассказ, сочинить сказку. И люди пишут прекрасные вещи.

На наших занятиях арт-терапии я знакомил участников групп с японской классической поэзией – хокку. Трехстрочные стихи. В частности, с творчеством Басё. Я читаю десяточек стихотворений Басё, а потом говорю: «А теперь, ребята, Вы сами попробуйте». Они сочиняют. Могу сказать, что у двоих–троих человек в группе бывают такие стихи, что просто перехватывает дух. За душу берет.

Иногда на наших занятиях мы приносили глину и лепили. И потрясающе получалось. Причем некоторые ребята лепили из глины первый раз в жизни.

Вот Вы упомянули психодраму. Прекрасно мы разыгрываем ролевые игры. Диктофонную запись и видеозапись ведем. И потом анализируем.

Мы часто проводим такую игру в финальных стадиях: надо поучиться просить деньги у коммерсантов. Три человека играют роль коммерсантов, и два-три человека играют роль ВОСовцев. Инструкция для коммерсантов: не обязательно быть вежливым, будьте реалистичны. Вам не обязательно идти навстречу… А ВОСовцы обязаны быть тактичными, хорошо общаться, быть хорошо подготовленными. В этих играх мы нарабатываем навыки. Тем более, у многих наших студентов такой навык уже есть. Они выступают в качестве тренеров-инструкторов. У многих опыт очень ценный, очень интересный: общение с властью, с прессой, с политическими организациями, с коммерческими организациями, с юридическими структурами. Прежде всего, мы стараемся сделать так, чтобы люди обменивались своими домашними заготовками, своими наработками. Очень плодотворно, когда они бывают не только в роли студентов, но и в роли учителей. Мы им даем задания, они сами какие-то упражнения ведут. Им надо поучиться быть в роли лидеров, в роли руководителей, а не только в роли слушающих и выполняющих чужие установки.

 

- Есть психологическая литература о людях с ограниченными возможностями получения информации? Вам она попадалась до того, как Вы пришли к нам?

 

- Я закончил факультет психологии МГУ в 85-м году. Я учился на социального психолога. И фактически нас учили быть теоретиками. Никакой такой литературы нам не давали.

Потом я, конечно же, столкнулся с довольно большим массивом литературы. Я часто помогаю нашим студентам, которые пошли учиться на психологов. Вот у нас есть замечательный студент из Тюмени, он пошел учиться на психолога, он тотальник, Сергей Филатов. И многие-многие другие. Сейчас литература есть, она доступна в электронной форме, в аудиоформе, в МР3 формате.

Прежде всего, классический труд основоположника нашей отечественной психологии Льва Семеновича Выгодского. Но сейчас очень много и новых книг. Не будем забывать, что отдел психологов в «Реакомпе» тоже выпускает книги. Алексей Васильевич Шкляев написал много книг. Он не психолог по образованию, но его литература носит реабилитационный характер. Фактически это психология, самореабилитация. Он меня многому учил.

Так что сейчас более-менее неплохо с литературой, которая затрагивает разделы детской психологии, родительской психологии, семейной и общеличностной. Сейчас дефицита уже, к счастью, нет. И литература доступна. Наши слушатели много литературы могут скачать в Интернете бесплатно в текстовом формате. И потом через свои говорящие программы прослушать.

 

- С давних пор у нас в Обществе бытует мнение, что незрячие буквально нуждаются в помощи психолога. С Вашей точки зрения, в чем должна быть эта помощь?

 

- В помощи психолога нуждаются все люди, независимо от их восприятия. Я сам психолог, и я нуждаюсь в помощи психолога. То, что мы обращаемся за помощью к психологу – это не свидетельство того, что мы в чем-то неполноценные люди. Практически у всех людей есть проблемы с самооценкой… У незрячего ребенка эта проблема немножечко обострена из-за того, что он нуждается в более внимательном дополнительном обучении.

Я обращаюсь к родителям: не надо считать, что незрячий ребенок – это какой-то особый ребенок. Вот мы были с Венерой Закировной в командировке в Башкирии, проводили целый цикл занятий для родителей. И столкнулись с тем, что многие родители, особенно папы, просто бояться своих детей, у которых проблемы со зрением. Они не знают, что с ними делать. И поэтому я хотел бы призвать наших слушателей, родителей, бабушек, дедушек читать обычную психологическую литературу, которая рассказывает об обычных детях. Незрячий ребенок существенно нисколько не отличается от ребенка с обычным зрением. Он требует чуть больше внимания, больше любви, больше заботы, и все.

 

- А, вот, больше заботы или зализывания? Где грань?

 

- Вы совершенно правы, опасность, как Вы говорите, «зализывания» есть. Ребенок должен вырасти в автономного, нормального члена общества. Незрячего ребенка надо обучать конкретной технологии. И шить, и ходить, и пользоваться тростью. Родители должны готовить детей к самостоятельной жизни, и как можно меньше использовать слово «инвалид». Обучать детей, чтобы дети могли сами себя обслуживать и в будущем зарабатывать деньги, создавать семью. Да, через шишки. Любой родитель должен помнить, что мы, родители, не вечны. Дать ребенку уколоться, обжечься. Но, и это понятно, с соблюдением всех правил техники безопасности… Это касается не только незрячих детей – всех детей. Учить через собственный опыт. Если ситуация может быть опасной, тут же прийти на помощь, но увеличивать степень самостоятельности, увеличивать, как говорил Выгодский, зону ближайшего развития.

Могу порекомендовать, например, такого замечательного автора, как Владимир Леви. Классические его книжки: «Искусство быть собой», «Искусство быть другим». Они есть в Интернете. Чудесная книжка по воспитанию детей «Нестандартный ребенок». Книжка «Новый нестандартный ребенок» этого же автора. Могу порекомендовать такого замечательного автора, как Александр Иванович Захаров. «Неврозы у детей и подростков» и остальные его книги и статьи. Чрезвычайно компетентный психолог, много практических полезных советов. Могу порекомендовать психолога из Канады – Лиз Бурбо, у нее есть книжка по воспитанию детей «Пять травм, которые мешают нам быть самими собой». Это очень жесткая книжка, как-то я эту книжку дал своей соседке. Она мне ее вернула через день и сказала: «Забери свою страшную книгу назад». А через еще несколько дней пришла и сказала: «Давай свою страшную книжку». Потом купила эту книгу себе. Книжка очень полезная. У Лиз Бурбо есть много книг по супружеской жизни, по работе со своим телом, по работе со своей душой. Чрезвычайно полезный автор. Могу порекомендовать книги американского автора Луизы Хэй. Большинство ее книжек направлены на то, чтобы научить человека любить себя. Незрячему человеку, да и вообще любым людям иногда это сложно сделать. Мы умеем любить кого угодно, только не себя. Сначала сам стань счастливым, потом сумеешь помогать другим. Давайте вспомним замечательную фразу Серафима Саровского «Спасись сам, вокруг тебя спасутся тысячи». Карнеги говорил: «Хочешь спасти весь мир, начни с себя». Вот мы вспомнили Карнеги. Его классическая книга «Как приобретать друзей».

Могу еще такой совет дать родителям: почаще хвалите своих детей.

 

- А не захвалишь?

 

- Не захвалишь. Нужно одобрять каждое действие, направленное на активное освоение. Это одобрение очень важно. Это касается абсолютно всех детей. Может быть, незрячему ребенку нужно чуть-чуть больше, чем ребенку с обычным зрением. Пожалуйста, не меньше 10 раз в день похвалите ребенка! Давайте вспомним фразу философа: «Иногда награды даются не за что-то, а для чего-то». Чтобы повысить самооценку, чтобы ребенок знал, что его любят, ценят.

Если ребенок маленький, как можно больше цацкайтесь с ним. Нужно как можно больше брать на руки – общения кожа к коже. Обнимать, ласкать. Много не будет никогда. Теперь психологи по всему миру говорят: «Как можно больше телесного тепла».

И супругам тот же совет: как можно больше хвалить друг друга, поддерживать, любви, ласки не экономить. И себя тоже обязательно не меньше 5-7 раз похвалить, говорить с собой, себя поддерживать.

К сожалению, очень много людей теряет зрение из-за диабета. По всему миру причем. Одна из причин диабета – психологические травмы. Поэтому человеку надо научиться прощать других, прощать себя, не злиться, стараться постоянно находиться в хорошем расположении духа. Если человек верующий, почаще общаться с богом, читать духовную литературу, это очень полезно. В любом случае, духовная жизнь есть у всех людей, вне зависимости от их веры, стремление к личностному росту, к развитию, к тому, чтобы помогать другим.

 

- Вот, Вы говорите: «Надо любить себя». А где грань: любить себя и быть просто эгоистом? Когда кажется, что «Я слепой, и окружающие обязаны мне помогать»?

 

- Будет правильно, если мы будем постоянно задавать себе вопрос: «Что я хорошего сделал не только для себя сегодня, но и для других?» Человек как муравьишка, в одиночку не выживает. Обязательно что-то хорошее сделать для других. Для любого человека есть возможность быть полезным, уважаемым членом общества. И не ставить на первое место себя. Везде нужно чувство меры. Обязательно интересуйся: «Тебе удобно сейчас говорить?» Если ты кого-то просишь, спроси: «Я не мешаю Вам своей просьбой? Вам не тяжело будет помочь мне?» Не настаивай на том, чтобы тебе помогли, если тебе человек отказывает, либо ты по голосу чувствуешь, что ему неловко. Обязательно старайся сделать так, чтобы ты никому не повредил. Старайся, чтобы другому было удобно. Как можно больше и чаще предлагай помощь другому человеку вне зависимости от твоего зрения. «Никто мне не обязан, это я обязан всем, я должен всем помогать». Живи по такому правилу. Если мне кто-то делает доброе дело – это его любезность, и я ему должен быть благодарен. А я должен всем делать добрые дела, это моя обязанность, я отчитываюсь перед собой, перед своей совестью.

 

- Когда слепой человек держит в руке трость, он как бы заявляет, что он слепой. Поэтому множество слепых ходят без трости, и из-за этого попадают под поезда, их сбивают машины и так далее. Они ходят без трости, потому что трость – это опознавательный знак «убожества». Но, наверное, есть какие-то аргументы сильнее этой философии внешней благопристойности?

 

- Одна наша студентка, чудесная девушка Татьяна, рассказывала, как она однажды упала в метро. И вначале ей никто не смог помочь. Потому что люди не знали, что она – незрячий человек. К счастью все-таки успели ее вытащить. Поэтому, конечно же, ходите с тростью, особенно в транспорте. Какой бы модели Ваша трость не была: складывающая, не складывающаяся…

И, пожалуйста, соблюдайте все правила безопасности. Особенно те, кто только что приехал в Москву. Люди, даже в первый раз спустившись в метро, торопятся. Мы всегда говорим: «Не торопитесь, пропустите один-два поезда, послушайте. Как правило, лучше всего идите в голову поезда, там машинист смотрит, там поменьше людей, особенно на кольцевой линии. Вставать с края от двери, чтобы не снесли. Потому что люди часто невнимательны. И не стесняйтесь просить помощи. Любому психологически нормальному человеку приятно помочь другому, это в нашей генетике заложено. И сигнализируйте с помощью трости, что к вам надо относиться чуть-чуть повнимательнее и побережнее. Это совершенно нормально, не надо стесняться трости.

 

- В конце концов, обозначать себя, гораздо правильнее и внешне привлекательнее, чем спотыкаться, падать…

 

- Конечно.

 

- В течение многих лет Вы наблюдаете незрячих, знакомы с их внутренним миром. Как Вам кажется, чаще у незрячих бывает завышение самооценки или занижение? И как Вы считаете, что хуже?

 

- Пропорция та же, что и у зрячих. Бывает и комплекс отличника. Особенно у ребят, прошедших через интернат.

А если говорить, что тяжелее… Наверное, для окружающих тяжелее, если у человека завышенная самооценка. Этот человек менее приятен. Иногда говорят: «Наглость – второе счастье». На самом деле это не так. И этот человек, в конце концов, тоже страдает. Если у человека завышенная самооценка, это не возникло на пустом месте. Как правило, это результат недолюбленности в детстве. На такого человека надо не злиться, а относиться к нему с сочувствием. Мы же можем скорректировать свое поведение, свою личность.

Мне приходится работать с разными категориями людей. Я сотрудничаю не только с ВОСом. Могу сказать, что характерной особенностью членов ВОС является сердечность. Искренность. Атмосфера взаимопомощи. Скажем, ребятам надо уезжать из Москвы. И кто-то уезжает чуть раньше. Обязательно все друг другу помогают: донести чемодан, сесть в поезд, сориентироваться на вокзале. В другой среде, в частности в бизнес-среде, искренние эмоции, к сожалению, очень редки.

Психологически мне комфортнее работать в ВОСе, чем в некоторых коммерческих организациях. Там есть испуг, боязнь.

 

- Боязнь чего?

 

- Боязнь начальства, боязнь что-то потерять… Все напряженные. В ВОСе есть некая солидарность людей. Всем остальным людям надо учиться у ВОСовцев помогать друг другу. Я постоянно многому учусь у незрячих людей. Учусь отношению к жизни, учусь не сдаваться в сложных ситуациях, учусь их жизнерадостности.

 

- По Вашему мнению, существует ли особая психология слепых? И если она существует, то каковы ее особенности, с Вашей точки зрения?

 

- Если она существует, то я ее пока не обнаружил. Ничем не отличаются незрячие люди. Единственная особенность: им сложно «чокаться». Всё.

 

- Нет, наверное, все-таки существует. Ведь освоение окружающего мира у обычного человека происходит по всем каналам. Незрячий лишен зрительного канала…

 

- Это только техническая вещь. В своей человеческой сущности незрячие люди ничем не отличаются.

Я преподавал в дюжине ВУЗов самых разных. И могу сказать, что студенты с обычным зрением не всегда существенно лучше. Есть просто хорошие студенты, умные, есть, к сожалению, не очень интересующиеся. Зрение роли не играет. Это просто личность каждого человека.

 

- Вы знаете, я еще с детства заметил за собой, что каким-то образом я знаю намного больше того, что могу знать, потому что у меня нет зрения. Я стал думать, что это пришло через телесные ощущения. Мы ведь ощущаем мир, прежде всего, телом. Возможно, через тело, через нервную систему…

 

- Абсолютно верно. Видим мы мозгом, слышим мозгом. Глаза – это всего-навсего телевизор мозга. Обоняем мозгом, а не носом. Нос – всего-навсего проводник. Если мы читаем по брайлю, мозгом читаем, а не руками. На личность канал восприятия не влияет абсолютно. Играет роль мозг, воспитание, генетика – совокупность факторов. Совокупность той любви, что человек получил. Канал восприятия может быть помехой, и мозг, будучи пластичной системой, получает информацию через другой канал. Мозг никогда не делает ставку только на один канал коммуникаций. Многие люди говорят: «Такую-то букву или цифру я вижу таким-то цветом, такой-то звук у меня связан с такими-то запахами». Наша нервная система очень сложна. Современная психология до сих пор многого не знает о том, как мы мыслим. Человек – это еще неразгаданная тайна, и еще многие-многие годы будет неразгаданной тайной.