Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Организация ВОС крупным планом

Юрий Лунин

ИВАНОВСКИЕ ГОЛОСА

 

Уверен, что многим ВОСовцам знакомо такое понятие – реабилитация средствами культуры и искусства. В общем-то, понятие вполне корректное и ясное; подразумевает, что, раскрывая свои таланты в самодеятельности, инвалид по зрению обретает радость общения, обогащает внутренний мир, чувствует свою полноценность и значимость в обществе. Однако согласитесь: само слово «реабилитация» звучит по-медицински суховато в соседстве с такими возвышенными словами как «культура» и «искусство». Человек незнающий может ошибочно подумать, что культура и искусство для незрячих – что-то вроде терапии. Но когда душа по-настоящему поёт – о какой терапии может идти речь? Талантливый человек – в независимости от того, зрячий он или нет, – сам способен реабилитировать окружающий мир от его недугов. По крайней мере, я совершенно в этом убедился, проведя один из дней своей Ивановской командировки в культурном центре областной организации ВОС.

Начну с того, что попал я в Иваново в лютые морозы. Темнело рано, город пустел и, идя по нему вечерней порой, я, признаться, ощущал некоторое одиночество. Снег сухо скрежетал под ногами и мелкими иглами колол лицо; иногда завывал во дворе какой-нибудь неприкаянный пёс, тайное родство с которым я неожиданно в себе находил; родные и друзья за много километров – словом, немало причин для того, чтобы молодой и довольно эмоциональный человек немного затосковал – по Москве, по семье, по друзьям…

Но стоило мне зайти в тёплый, уютный ВОСовский клуб и увидеть, а главное – услышать талантливых людей, для которых его стены стали родными, – как моё сердце тут же отогревалось. И уж если в эти вечера культура и искусство реабилитировали кого-нибудь, то, скорее всего, этим человеком был я. Поэтому я с большим удовольствием познакомлю наших слушателей с творчеством талантливых жителей города Иваново, членов ВОС.

Начну с необычного оркестра – оркестра баянистов. Об истории этого музыкального коллектива мне рассказал Владимир Леонидович, один из его старейших участников:

 

– У нас сначала был основан мужской хор из учеников бывшей музыкальной школы. Музыкальная школа просуществовала у нас 10 лет – с 43-го по 53-й год. Потом ее перевели в Курск, и там образовалось музыкальное училище. Ну, а у нас остались музыканты, и мы попробовали организовать мужской хор.

Я приехал из пионерского лагеря, слышу – занимаются. Думаю: «Как здорово поют, надо посмотреть, что это такое». И зашел в этот самый класс, а мне сразу баян в руки: давай, говорят, садись… У нас в школах специальных, как правило, существовали классы музыкальные. И уж баяном-то, плохо-бедно, владели почти все. Так вот и получилось. Меня посадили, я поиграл… И так до сих пор играю.

 

- Это был какой год?..

 

– 58-й.

 

Музыканты с благодарностью вспоминают не так давно ушедшего из жизни руководителя Станислава Алексеевича Чернышёва.

 

– Это был прекрасной души человек, очень любил свое дело, любил наш коллектив. Многому он нас учил. И все, что мы играем, все аранжировки он делал сам. Это был богатейшего ума и таланта человек. Очень хороший друг и товарищ.

 

- Коллектив раньше был больше, чем сейчас?

 

- Мы начинали с 20-ти человек.

 

– Даже трудно представить себе – двадцать одновременно играющих баянов…

 

– Звучало все мягко. И игралась в основном классика.

 

– Нам было трудно начинать, когда не стало Станислава Алексеевича, мы какими-то потерянными были. А сейчас начинаем уже чувствовать друг друга, коллектив стараемся поддерживать. У нас многие люди ушли. Тех, что остались, стараемся сберечь. Уж как получается…

 

Ушёл талантливый руководитель, сократился состав музыкантов, но музыка ещё продолжает звучать – это главное. И особенно радостно было видеть в компании музыкантов в возрасте Руслана, молодого человека, играющего на контрабасовой балалайке.

 

– Руслан, как Вы узнали об ансамбле, и что подвигло сюда прийти?

 

– Ну, я пришел вступить в ВОС. Надежда Петровна думала, что я баянист, позвала меня, а я сказал: «Нет, я не играю на инструменте». И она мне предложила такой вот вариант. Я пришел, и мне понравилось. Партии дали мне. Я кое-как стал играть. Сейчас уже чуть-чуть получше. Но есть свои трудности.

 

– Вот у Вас длинные волосы, серьга в ухе… Атрибутика человека, который любит музыку потяжелее…

 

– Возможно, но мне нравится и то, что играет данный коллектив. Нравится играть. Не важно, в каком стиле…

 

Я целиком и полностью разделяю мысли Руслана. У музыкантов хороший репертуар, а главное – высокий исполнительский уровень.

Затем я побывал на репетиции хора ветеранов. Это была обычная репетиция, никто специально не готовился выступать перед журналистом с диктофоном. Но, наверное, именно поэтому мне удалось ощутить лёгкую, непринуждённую атмосферу, царящую в хоре… Надеюсь, её ощутят и наши слушатели…

 

- Можно, чтобы у музыки много времени не отнимать, буквально пару слов о коллективе?

 

- Наш коллектив был основан в 1957 году.

 

- То есть, даже получается постарше, чем оркестр баянистов, да?

 

-  Да, немножко постарше.

 

- Наш хор был основан в первичной организации, то есть это были непосредственно члены ВОС, состоящие в то время на учете. Из старейших у нас остались – Владимир Леонидович, Александр Сорокин, Владимир Анатольевич Плухотишин, Зинаида Андреевна Бирюкова, Лидия Алексеевна Логинова, Таисия Михайловна, Вера Васильевна, Валентина Анатольевна Егорова, а так хор пополняется с каждым годом, меняется состав, приходится все заново проходить.

 

- У нас проблема – вымирают мужчины. Женщин, как говорится, в Иванове много, а мужчин у нас дефицит.

 

- Совсем не хватает.

 

- Женихов в городе невест, да?

 

- Да. Хоть и хор ветеранов, а когда мужчины присутствуют – совсем другое отношение, правильно ведь? Сразу девчонки начинают кокетничать, губы накрасят, марафет наведут.

 

- В основном мы исполняем произведения о России, любви к Родине, военные.

 

- И шуточные.

 

– Хор ветеранов не унывает нигде и никогда. Дают жару и молодежи, как говорится.

 

– У нас руководитель хорош. Если бы не она, и такого коллектива бы не было.

 

 – Да, да, да…

 

– Она отдает себя полностью. Очень внимательная, очень сердечная…

 

– …Ко всем…

 

– К каждому участнику…

 

Время командировки довольно сжато. Мне не удалось побывать на репетиции академического хора, поэтому я лишь упоминаю о нём… Что ж, неплохой повод ещё раз посетить город невест. А пока перейдём в область другого искусства – театрального. Возглавляет литературно-драматический коллектив клуба Людмила Анатольевна Чернышёва, которая вкратце рассказала об этом коллективе…

 

- Наш коллектив существует с 1945 года, поэтому у нас в этом году юбилейный сезон – 65 лет нам. Мы много Островского ставили. Последнее из него – «Женитьба Бальзаминова». У нас есть еще небольшой спектакль по басням Ивана Андреевича Крылова и Сергея Михалкова. Вот это мы Вам сейчас покажем.

 

- «Кирпич и льдина»

 

- Плыл по реке Кирпич на Льдине,

Он у нее лежал на середине

И все учил ее, что не туда плывет,

Что надо бы прибавить ход,

Что надо иначе держаться:

Напрасно не трещать и к берегу не жаться!

А Льдина таяла, приветствуя весну…

Пришло мгновение - Кирпич пошел ко дну.

Кирпич напомнил человека мне,

Что думал про себя: «Я нынче на коне!»

Учил других, командовать пытался,

А сам не «на коне» - на льдине оказался!

 

- «Многоженец».

 

- Какой-то греховодник

Женился от живой жены еще на двух.

Лишь только до Царя о том донесся слух

(А Царь был строг и не охотник

Таким соблазнам потакать),

Он Многоженца вмиг велел под суд отдать,

И выдумать ему такое наказанье,

Чтоб в страх привесть народ,

И покуситься бы никто не мог вперед

На столь большое злодеянье:

«А коль увижу-де, что казнь ему мала,

Повешу тут же всех судей вокруг стола».

Судьям худые шутки:

В холодный пот кидает их боязнь.

Судьи толкуют третьи сутки,

Какую б выдумать преступнику им казнь.

Их есть и тысячи; но опытами знают,

Что все они людей от зла не отучают.

Однако ж, наконец, их надоумил бог.

Преступник призван в суд для объявленья

Судейского решенья,

Которым, с общего сужденья,

Приговорили: жен ему отдать всех трех.

Народ суду такому удивился

И ждал, что Царь велит повесить всех судей;

Но не прошло четырех дней,

Как Троеженец удавился:

И этот приговор такой наделал страх,

Что с той поры на трех женах

Никто в том царстве не женился.

 

- «Бюрократ и смерть».

 

- За Бюрократом смерть пришла,

Полдня в приёмной прождала,

Полдня в приёмной просидела,

Полдня на очередь глядела,

Что всё росла, а не редела…

И, не дождавшись… померла!

«Что-о? Бюрократ сильнее Смерти?»

Нет!

Но живучи всё же черти!

 

- «Поломанное крыло».

 

- Как-то ночью к телефону

Цапля вызвала Ворону:

- Срочно вышлите врача

Для залетного Грача!

- Кр-ра! - ответила Ворона. –

Грач не нашего района.

Обратитесь в тот район,

Где сейчас прописан он.

- Повторяю: он залетный!

Мимолетный! Перелетный!

Поломал себе крыло!

Нужен врач!.. Алло!.. Алло!..

Отошла от телефона

Равнодушная Ворона:

«Чей-то Грач сломал крыло?

Очень жаль. Не повезло!»

 

А теперь давайте познакомимся с рок-музыкантом Александром Бабановым, который не только является лидером группы «Радиус действия», но и передаёт свой опыт юным любителям рок-музыки в клубе областной организации ВОС.

 

– Александр Геннадьевич, как Вы пришли к музыке, как почувствовали, что это Ваше призвание?

 

– Это было так давно. В общем,  в 81-м году, когда я был в 8-м классе, мне сделали неудачную операцию, испортили один глаз. Два класса я доучивался в Ивановском пятом интернате. Пока я в массовой школе учился, желание у меня было научиться на гитаре, а таких знакомых, которые бы играли, не было. А в интернате все жили в общежитии, и каждый пытался бренчать чего-то. И я попросил научить меня играть на гитаре. Мне показали аккорды, и я сам начал учиться. Ну, в общем, через год я уже играл в группе... Мне кажется, человек тем и отличается от животного, что у него должны быть какие-то творческие интересы. И как еще воплотить себя, не видя? Я с детства мечтал быть шофером, у меня отец был шофером, я знал все двигатели – какие где стоят, сколько лошадиных сил, «За рулем» читал. Детскую мечту обломили. А музыка, я считаю, это самая-самая доступная область, в которой может развиваться незрячий. Когда я школу закончил, я сразу пришел сюда в клуб. Здесь была группа. Я к ним присоединился, на бас-гитаре играл. Ну, ничего не могу сказать про этот состав, все были алкоголики…

 

– Вы не употребляете алкоголь?

 

– Я пью, но знаю меру. И чем дальше, тем меньше тянет. А с той группой я столько нахлебался позора… Допустим, какой-то завод платит деньги клубу и платит деньги ансамблю за то, что он будет играть им вечером. И вот, как бы я с ними ни договаривался, мол, не пейте, в процессе все напивались до такого состояния… Вот, я тогда решил, что с алкоголиком играть я больше не буду, каким бы классным музыкантом он не был.

Я уехал в Ковров, поскольку в Иванове нельзя было заработать пенсию. Тут брали только на УПП, а на УПП больше 117-ти рублей не заработаешь. А в Коврове можно было работать на заводе и получать нормальную зарплату. То есть как зрячие. Я уехал туда на два года, заработал пенсию, вернулся сюда. Эти два года – для меня это как армия. Преодоление себя. Жесткие условия, в цехах холодина, как на севере. Считал прямо дни: быстрее бы, быстрее. В 87-м году я приехал и стал сразу же удочки закидывать: «Не хочет ли кто поиграть?» Я гитару хорошую купил, немецкую – первая, наверное, в Иванове такая гитара, я ее в Москве покупал, с черного хода на Неглинке. Своих песен я много понаписал за эти два года. Пришел к директору, попросил какую-нибудь комнатушку. Мне пошли навстречу, дали комнату, какие-то списанные инструменты. Остатки барабанов, усилители какие-то древние. Хоть чего-то, в общем. Лишь бы было, где заниматься.

 

Музыкальный путь Александра Бабанова был, да, наверное,  и остаётся непростым. Состав его группы постоянно менялся. Кто-то уходил из музыки вообще, кто-то переходил в другие коллективы, а Александр Геннадьевич, не унывая, брался за обучение новых музыкантов, и его педагогическая система всегда работала. Главное условие – желание учиться и желание делать музыку.

 

- Из интерната пришел уже играющий барабанщик. Пришел парнишка из Костромской школы: «Хочу играть». Я говорю: «А что ты умеешь?». Он поиграл чуть-чуть на пианино. Я говорю: «Пианино не могу предложить. На басе давай». И стал его учить. По Брайлю ему ноты писал.

Выступали мы на рок-февралях, на фестивалях областных. Сначала в феврале 97-го заняли третье место, в 98-м уже первое поделили. А в 99-м первое место нам дали и сказали: «А второе место никому не будем присуждать, потому что слишком разрыв большой со всеми остальными». Это среди зрячих мы выступали. Но фестиваль никакой путевки не давал, и продюсера у нас никого не было. Пришло к тому, что поиграли еще в баре. Мне понравилось. А двум ребятам не понравилось, они сказали: «Перед пьяными рожами больше не хотим играть».. В 2000 году проходил фестиваль «Высшая лига», там участвуют лауреаты разных лет этих рок-февралей. Договорились, что выступим и завяжем на этом, разойдемся. Мы там выступили, первое место заняли и разбежались. И остался я опять у разбитого корыта.

 

Сегодня у группы другой стиль – мелодический рок с крайне необычным, почти симфоническим многоголосьем.

Создавая новые песни, и играя со своими музыкантами «взрослым» составом, Александр Геннадьевич не забывает и о своих юных учениках, о тех, кому, возможно, предстоит собственный долгий путь в музыке.

 

- Позавчера был на репетиции, Вы руководите ансамблем ребят…

 

– Я их называю «пионеры». Есть такая устная установка: «Если руководитель зрячий, то он обязан пытаться, чтобы были у него в коллективе были незрячие; а если руководитель незрячий, он может об этом не заботиться». Но раз я в ВОСе работаю – это моя инициатива – я иду в интернат и спрашиваю, есть ли увлекающиеся музыкой люди.  В основном они вообще ничего не умеют. И я с нуля начинаю учить: как на барабанах ногу ставить, как пальцами играть. Не рукой, а пальцами. Если есть желание, они  у меня уже через три месяца играют. Вот в 2003 я в интернат съездил, у меня до этого перерыв был с группой, с роком вообще. И там мы выступили квартетом акустическим. И объявили после: «Если кто хочет играть в группе, приходите на прослушивание». После этого концерта я ребят прослушивал, и набрал коллектив. Барабанщик вот сейчас играет у меня. Можно собой даже погордиться, потому что до меня он вообще не играл. Басиста с нуля я тоже учил…

 

Город Иваново запомнился мне множеством искренних и добрых людей. А ведь искренность и доброта – едва ли не основные качества, необходимые для плодотворного творчества. Наверное, именно поэтому в Иваново так много талантов.

Пришла мне пора возвращаться в шумную Москву, и, честно говоря, теперь мне от этого было немного грустно, будто, покидая Иваново, я уезжал из России куда-то на чужбину…