Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

ОПЫТ И ЗНАНИЕ, СОБРАННЫЕ ВМЕСТЕ

 

В канун XXIсъезда ВОС состоялось первое заседание Ученого Совета института «Реакомп». О его роли и ожидаемом вкладе от его деятельности говорили на этом заседании Генеральный директор института «Реакомп», кандидат педагогических наук Сергей Николаевич Ваньшин и вице-президент ВОС Владимир Сергеевич Вшивцев. Предлагаем Вашему вниманию рассказ об этом заседании.

Открыл обсуждение Сергей Николаевич:

 

- Положение, которое мы вырабатывали совместно с Аппаратом управления ВОС, достаточно компактно, мобильно и гибко, и позволит нам эффективно реализовывать задачи и цели, которые стоят перед Ученым советом. Как возникала идея формирования Ученого совета? Наш совет задумывался с целью собрать вместе наиболее развитую часть интеллекта нашего Общества, ученых, активных специалистов. Собрав всех вместе, мы получаем возможность давать квалифицированные оценки наработкам, методикам, проектируемым нормативным документам, включая учебные программы и учебные пособия. Все члены совета знают друг друга, хорошо друг друга понимают. Это будет залогом эффективного и качественного взаимодействия.

 

Владимир Сергеевич Вшивцев продолжил:

 

- За последние годы мы встречались неоднократно. И эти встречи проходили в разных аудиториях, при разном количестве людей с разным уровнем образования. Но как бы то ни было, мысль была одна: что наш потенциал не востребован. Быстрые темпы развития взаимоотношений руководства нашей организации с руководством страны, очень быстрое изменение законодательной базы Российской Федерации в преддверии государственной программы «Доступная среда» - всё это говорит о том, что настало время создать группу интеллектуалов, которая способна оценивать происходящие события, вырабатывать рекомендации. И с этими рекомендациями выходить уже на уровень как законодательных структур Российской Федерации, так и исполнительных органов власти. В большинстве случаев у нас получается, что нашими проблемами занимаются люди, которые совершенно с этими проблемами не знакомы. Но теперь всё может пойти за этот стол, чтобы мы могли все вместе аккумулировать наши усилия и выработать предложения, за которые нам с Вами будет не стыдно. И тем самым будет выражена наша причастность к тем процессам, которые происходят в стране. Поверьте, когда собирается небольшая группа людей, у которой есть стремление сделать что-то серьезное, новое, рано или поздно будет определенный результат. Можно говорить на эту тему очень много. Первый шаг сделан. Я сам не являюсь кандидатом наук, но я считаю, за этим столом сидят люди, которые действительно приложили массу усилий, чтобы постигнуть новое, и получить определенную степень с учетом работы.

 

- Вопрос классификатора. Хотелось бы, чтобы внимательно отнеслись к этому.

 

Владимир Сергеевич Вшивцев:

 

- За рубежом эти правила уже прописаны, есть какие-то определенные стандарты. Но мы не можем их принять в том виде, в котором они есть. Мы пытаемся взять только часть. А вот как адаптировать эту часть – проблема. Потому что это изменение в законодательной базе, большой комплекс документов. Если разобраться, много интересного в тех наработках, которые есть на Западе. И вот здесь-то как раз и требуется интеллект, накопленные знания, для того, чтобы не один человек выдавал какие-то рекомендации.

Существуют определенные проблемы, связанные с тем, что есть у нас третья группа по общему заболеванию. И попробуй порой разберись на уровне регионов: в связи с каким заболеванием группа вообще выдана? Как квалифицировать этого человека, каким образом?

На секции математиков поднимался вопрос по системе брайля. И соответственно по тем проблемам, которые появляются при книгопечатании и при печатании тех материалов, которые необходимы инвалиду по зрению на сегодняшний день. Появляется группа людей, которые начинают трактовать эту систему по-своему. Как пресечь это? Можно пресечь только в том случае, когда мы сами, обоснованно, с учетом мнения людей, которые пользуются этим и являются учеными, можем поставить барьер.

 

Сергей Николаевич Ваньшин продолжил:

 

- Объективной оказалась необходимость подготовки специальных учебных пособий по информационным технологиям. Обнаруживаются люди абсолютно «не в теме», которые, однако, испытывают чувство уверенности в том, что они в состоянии быть авторами и подготовить учебные пособия. Наряду с ними существуют авторы, которые на самом деле готовят качественные пособия. Как их различить? А еще важнее, наверное, состыковывать пособия, которые пока стихийно возникают в разных регионах России, и добиваться того, чтобы из этих пособий сложилась система учебников, которые позволяли бы разносторонне, эффективно и многоуровнево осваивать информационные технологии  инвалидам по зрению, слепым и слабовидящим. Так вот, одна из наших задач – выявлять вновь возникшие учебные пособия, анализировать их, прорабатывать, давать рекомендации по их усовершенствованию, с учетом опыта преподавательской, информационной деятельности членов совета, и, в конечном счете, уверившись в том, что учебник или пособие имеют приемлемую форму, утверждать его и рекомендовать для практического использования. То есть, на таких учебниках и пособиях появится гриф: «Рекомендовано Ученым советом института «Реакомп».

По каким направлениям складывается, как проходит развитие информационных технологий для инвалидов по зрению на территории Российской Федерации и за ее пределами? Соотносится ли то, что у нас происходит, с мировой практикой, какие у нас есть особенности? Какую помощь можно непосредственно оказать тому или иному региону, который также уделяет необходимое внимание развитию информационных технологий?  Мы призваны отвечать и на эти вопросы. И теперь у нас появилась и авторитетная возможность результаты наших наблюдений и выражение беспокойств доводить до руководства Общества с расчетом получить поддержку по внесению изменений, корректировки направления развития информационных технологий и комплексной реабилитации в Обществе.

 

Владимир Сергеевич Вшивцев отметил:

 

- Встанет вопрос о проведении круглых столов, парламентских слушаний, начнется обсуждение пакетов документов, связанных с ратификацией. Соответственно, наша задача будет очень серьезно за этим наблюдать, не упускать из виду эти мероприятия и документы. Значительная часть сидящих за этим столом будут привлекаться к этой работе. Они будут принимать участие во всех этих мероприятиях.

 

На совете выступил главный специалист института «Реакомп» Константин Александрович Лапшин. Вот, что он сказал:

 

- Опыт обучения инвалидов по зрению информационным технологиям накапливается нашим институтом с 1983 года. У нас действует в области информационных технологий система обучения, рассчитанная на три уровня подготовки. Первый уровень подготовки – это ознакомительный уровень. Уровень касается тех людей, которые либо не владеют компьютером, либо имеют лишь общее, первичное представление об использовании компьютерной техники для доступа к информации. В рамках этого курса мы обучаем незрячих пользователей работе с клавиатурой, элементарным основам ориентирования в обмене информацией. Этот курс у нас продолжается 32 академических часа. Следующий этап – это основной курс информационных технологий, рассчитанный на пользователя, который может самостоятельно работать с персональным компьютером. Этот курс рассчитан на 84 часа. И в него входит изучение навыков, которые позволяют  незрячему человеку самостоятельно читать плоскопечатные документы. Департамент образования правительства города Москвы выдал государственную лицензию на его проведение. Второй уровень рассчитан на то, чтобы незрячие люди становились пользователями в области информационных технологий и, получая свидетельство, могли предъявлять его потенциальным работодателям. И сейчас у нас ведется обучение на третьем уровне квалификации в области информационных технологий – в рамках специализированного курса. Прежде всего, в число этих специализированных курсов входит курс по подготовке преподавателей информационных технологий. Продолжительность курса составляет 90 часов, он также имеет лицензию Департамента образования правительства Москвы. У нас существует и еще ряд курсов, направленных на специализированную подготовку инвалидов по зрению. Прежде всего, это довольно востребованный курс использования ресурсов Интернет, который позволяет инвалидам по зрению оперативно общаться. Курс этот у нас занимает 76 академических часов. Кроме того у нас есть еще два учебных курса в области информационных технологий. Прежде всего, это основа работы с цифровым звуком, звукооператорская работа. Этот курс у нас занимает 60 академических часов. И еще один курс – это создание и редактирование текстовых документов. Очень часто в процессе работы необходимо не только написать текст, но и грамотно его оформить. Этот курс занимает 48 часов. В настоящий момент издано первое учебное пособие по информационным технологиям, которые было разработано за последние 4 года. В наших планах создание новых пособий, которые уже ориентированы на использование современных систем.  И мы надеемся в ближайшее время представить их на рассмотрение уважаемого Ученого совета.

 

В разговор вступила заместитель Генерального директора института «Реакомп» по учебной работе и подготовке управленческих кадров Ольга Валерьевна Сергеева.

 

- Институт уже на протяжении четырех лет занимается обучением слепоглухих инвалидов работе на компьютере. И на эту программу у нас тоже есть лицензия Департамента образования города Москвы. Еще ни одно учреждение не обучает слепоглухих работе на компьютере. И самое главное, что обучает их тоже слепоглухой человек.

 

Сергей Николаевич Ваньшин продолжил:

 

- Учебная программа составлена таким образом, чтобы принимать во внимание время, которое затрачивается на проведение обучения при участии сурдопереводчика. Мы привлекаем к работе не только  штатных сотрудников института, но и авторитетных специалистов, которые заняты в других организациях, и, тем не менее, имеют возможность и могут быть полезны в подготовке методических материалов, учебных программ, учебных пособий.

 

Владимир Сергеевич Вшивцев сказал:

 

- Получить образование – это еще не решить вопрос получения профессии. Было заседание на уровне Москвы, где руководитель Департамента по труду и занятости посмел высказать мнение о том, что на сегодняшний день нет предложений со стороны общественных объединений. На что получил отповедь от нашего президента.

Группа людей с большим интеллектом, накопленным багажом знаний, опыта, способна выработать решения, дающие возможность влиять на принятие решений, касающихся жизни сотен тысяч людей. Надо шире и емче смотреть на эту проблему. Потому что если мы сейчас будем спускаться на частности, обсуждая проблему, которая в принципе зависит от самого человека, это так и закончится на уровне разговоров. Обсуждение этой проблемы дает возможность нашему представителю сказать, что должна быть система в государстве, дающая возможность развиваться человеку. Не отрицая, а наоборот, наращивая возможности, которые уже есть у общественных объединений.

 

Константин Александрович Лапшин заметил:

 

- В проект резолюции нашего Ученого совета включен вопрос о том, чтобы мы рекомендовали и другим общественным организациям, и людям, которые самостоятельно занимаются разработкой учебных материалов, представлять план учебных курсов, которые проводятся в рамках соответствующих организаций, представлять учебные пособия, экспертные материалы на рассмотрение нашего Ученого совета.

 

Сергей Николаевич Ваньшин пояснил:

 

- Материалы, которые были разработаны и утверждены Александром Яковлевичем Неумывакиным в 2007 году, не прошли разностороннего обсуждения и проработки. И секция математиков-программистов порекомендовала вернуться к этому вопросу, проверить его, актуализировать, и, при необходимости доработав, переиздать уже как более добротный материал, и к тому же утвержденный нашим Ученым советом.

 

Константин Александрович Лапшин продолжил:

 

- В настоящее время возникает множество различных новых технологий для доступа к информации инвалидов по зрению.  В частности, у нас достаточно широко распространенной до сих пор была программа экранного доступа «Джос». Но сейчас ситуация изменилась. Потому что быстро развивается бесплатная программа экранного доступа. И темпы ее развития, по моим оценкам, опережают темпы развития коммерческой программы «Джос». Естественно, в этой связи необходимо какое-то экспертное заключение, которое было бы подготовлено либо нашим институтом, либо, может быть, какой-либо сторонней организацией, или кем-либо из активистов среди инвалидов по зрению-пользователей информационных технологий. Также очень быстро развивается и рынок мобильных устройств, появляются новые технические средства доступа к информационным технологиям. Например, появляются новые брайлевские дисплеи, которые используют технологию блютус. И это все необходимо оценивать, сравнивать  и давать некоторые заключения по качеству, и по соотношению цена-качество, по соотношению приемлемости использования этой техники. Можно будет сделать и подробный доклад,  и экспертное заключение на последующих заседаниях совета.

 

Сергей Николаевич Ваньшин согласился:

 

- Я буду рекомендовать, что минимум один раз в год представитель Ученого совета должен обязательно посещать какую-либо выставку за пределами нашей страны, где выставлены самые современные средства реабилитации.

 

Владимир Сергеевич поправил:

 

- Это должна быть группа. Хотя бы человека три, чтобы можно было на месте проводить обсуждения. Иначе это будет просто наблюдатель.

Один из польских фондов уже 20 лет работает с крупнейшими компаниями и фирмами, которые занимаются распространением современного оборудования в Европе. Ну и, естественно, в мире. Их приглашают на эти выставки. И соответственно там ставился вопрос о возможности проведения подобного рода мероприятий на территории Российской Федерации. Это большой комплекс вопросов.

 

Сергей Николаевич Ваньшин предложил принцип работы совета:

 

- Будем исходить из того, что, если вопрос человек ставит, скорее всего, этот специалист является наиболее подготовленным членом совета в данной области. Поэтому остальные эксперты и специалисты вносят свои замечания и предложения, которые заказчик в данном случае учитывает и прорабатывает, и готовит документ итоговый, который потом советом дорабатывается или утверждается в окончательном виде.

 

Владимир Сергеевич Вшивцев коснулся еще одного вопроса:

 

- У нас довольно серьезно начата работа в Российской Федерации по навигационной системе Глонасс. И Всероссийское общество слепых включилось в эту работу. Подписан ряд соглашений с теми группами разработчиков, которые занимаются непосредственно с этой системой. И вот здесь, конечно же, наше мнение должно быть на начальном этапе довольно серьезно учтено. Я понимаю, что объять необъятное невозможно. Но это вопросы уже сегодняшнего дня. Я на себя беру обязательства договориться о встрече с руководителем Департамента по делам инвалидов Лекаревым. Так мы будем двигаться совместно с Минздравом для того, чтобы у нас в перспективе не было разночтений. Мы попросим также руководителя Департамента  Лекарева, может быть, и к Топилину обратимся, чтобы нам провести совместное мероприятие с Минобром.

 

В разговор вступил Валерий Яковлевич Матвеев.

 

- Государственная программа «Доступная среда» и те пилотные проекты, которые сейчас реализуются в трех регионах нашей  страны. Надо сказать, что мы получаем весьма тревожную информацию о том, что проблемы, которые должны решать органы власти в обеспечении доступности в целом и транспортной составляющей, информационной составляющей в частности, для инвалидов по зрению пока решаются весьма туго. И одним из препятствий, о котором говорят сегодня органы власти, является то, что мы не можем сегодня предъявить четкие требования, или условия, или рекомендации по обеспечению в первую очередь информационной доступности  для инвалидов по зрению.

В институте и учреждениях наших мы сейчас обучаем не только информационным технологиям, но и обучаем руководителей, председателей региональных организаций в частности. Хотелось бы сделать какую-то экспертную оценку этих программ с точки зрения перспективы на будущее, чтобы мы могли подумать, как нам эти программы модернизировать, каким образом включать в них наиболее актуальные проблемы.

 

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники Ученого совета приняли решение. Вот его основные положения.

- Приступить к разработке предложений по унификации брайлевских обозначений и разработке стандартов оформления изданий шрифтом Брайля. Совместно с секцией математиков и программистов при Центральном правлении ВОС обратиться в Центральное правление с просьбой о содействии в принятии разработанных предложений в качестве единого национального стандарта книгоиздания рельефно-точечным шрифтом.

Подготовить предложения по модернизации «Инструктивных материалов о порядке определения статуса и систематизации компьютерных учреждений, критериев оценки знаний и уровня квалификации незрячих пользователей компьютерной техники, требований к преподавателям и установлению уровней обучения компьютерной грамотности инвалидов по зрению».

Подготовить предложения по проведению выставки технических средств реабилитации инвалидов по зрению на базе Института «Реакомп» с участием как российских, так и зарубежных производителей оборудования и программного обеспечения.

Предложить всем организациям и учреждениям для инвалидов по зрению, ведущим обучение незрячих в области информационных технологий, активистам и заинтересованной общественности представлять на рассмотрение совета разрабатываемые учебные материалы, программное обеспечение, аналитические материалы, содержащие оценку качества технических и программных средств для реабилитации инвалидов по зрению.

Принимать участие в разработке, рассматривать и утверждать предложения по использованию Глобальной Национальной Спутниковой Системы ГЛОНАСС для повышения эффективности пространственной навигации инвалидов по зрению.