Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

НЫНЕШНИЕ ТОЧКИ ОПОРЫ

 

21 февраля в редакции побывал вице-президент ВОС Валерий Александрович Балдыкин. Предлагаем Вашему вниманию интервью с Валерием Александровичем.

 

- Половина первого квартала двенадцатого года позади. Как обстоят дела в наших хозяйственных обществах, и прежде всего, как реализуется их продукция?

 

- Проблема на сегодня состоит в том, чтобы поднять уровень производства. Такая задача стоит и в нашей организации, которая является единственным учредителем ста пятидесяти хозяйственных обществ ВОС, на которых трудится порядка 17 тысяч человек. Из них девять с половиной тысяч инвалидов. По бюджету, который принят в декабре 2011 года, общая сумма отчислений от деятельности наших предприятий составляет порядка 388 миллионов рублей. Это вполне нормально для того, чтобы собственник получал какие-то средства на свою уставную деятельность. 2011 год мы завершили положительно. Предприятия Всероссийского общества слепых в целом сработали с прибылью, но пятьдесят предприятий у нас пока убыточные. В целом изготовили и реализовали продукции на 9,2 миллиарда рублей. То есть мы фактически уже перешагнули рубеж 2008 года. И это говорит о том, что мы начали выходить из кризисной ситуации. Но говорить, что мы это все полностью преодолели, пока нельзя: очень сильно влияет сезонность продукции и политическая атмосфера вокруг нашей организации, вокруг наших предприятий, которая связана и с выборами Государственной думы, и с выборами Президента. Все это в целом очень серьезно сказывается на спросе. Несмотря на это, за 2011 год в реализации продукции мы вышли на рубеж девяти миллиардов рублей и за 12-ый год мы планируем подойти как минимум к десятимиллиардному рубежу. Наша продукция не идет непосредственно в руки людям, а в основном идет в виде комплектации для дальнейшего использования. Если идут стройки, то нашей продукцией пользуются. Если продаются хорошо наши машины, наша продукция пользуется спросом. Однако сегодня не очень активно ведется строительство. Не идет интенсивным образом серьезное освещение, территорий, дорог, улиц… Нет сегодня интенсивной работы по развитию энергосберегающих технологий, внедрению светодиодных светильников. Мы уже подготовлены, и ряд наших предприятий получили сертификаты на изготовление ряда светильников со светодиодами, однако в реализацию это идет совсем небольшими партиями. Коломенское предприятие получило вот заказ на уличное освещение Коломны. Это очень небольшой заказ, как бы опытная партия.

Январь и февраль – очень тяжелые месяцы. Традиционно тяжелые. Но, не смотря на это, предприятия по своим отчислениям на 82% выполнили все обязательства, мы провели финансирование всех региональных организаций за январь и за февраль месяц. Мы выполнили финансирование на все мероприятия, заложенные в бюджет по уставной деятельности. Мы нигде не задержали заработную плату. Но у нас, к сожалению, тридцать одно предприятие, работает сегодня в формате укороченной рабочей недели. В основном в таких случаях четырехдневная рабочая неделя применяется. Применяется и сокращенный рабочий день. Мы считаем, что не всегда наши руководители объективно осуществляют перевод всего коллектива на укороченный день. Можно же осуществлять перевод какого-то участка, какой-то группы работающих. Но все время переводить целые коллективы предприятий на такой режим работы – это неправильная практика. И на заседании Центрального правления 16 февраля мы приняли решение, что без разрешения Наблюдательного совета директор не имеет право переводить коллективы на укороченную рабочую неделю, на укороченные рабочие дни.  Он должен аргументировано доказать, что это необходимо, причем эта мера должна позволить, допустим, через два месяца, чтобы наше предприятие работало устойчиво, полный рабочий день и с полной выплатой зарплаты.

 

- В этом же, наверное, есть какая-то корысть директоров, чтобы поменьше забот было с реализацией, с сырьем и материалами…

 

- Да, некоторые руководители создают более комфортную для себя обстановку. Сокращенный рабочий день влечет за собой уменьшение оплаты труда, особенно тех людей, которые работают на повременной оплате. Рабочие специалисты получают совсем не высокую заработную плату. А тут еще и сокращенные рабочие дни. Мы получаем письма, заявления с жалобами от людей. И мы будем принимать все меры, чтобы прекратить эту практику. Эта практика возникла в условиях кризиса с целью предотвращения массовых сокращений. Сегодня же надо, чтобы руководители изыскивали необходимые объемы работ для полной занятости людей. Чтобы всегда было повышение уровня оплаты труда хотя бы до уровня той инфляции, которая сегодня есть в стране.

 

- Каждый год ставит перед нашими предприятиями, перед нашим Обществом новые проблемы. Какие проблемы стали для нас основными в этом году?

 

- Мы имеем в большинстве наших предприятий очень старое оборудование, не соответствующее современному уровню производства. Это – самая главная проблема. И, соответственно, в ценовой политике мы начинаем проигрывать. Мы, еще концепцию вырабатывали на XIXсъезде Всероссийского общества слепых, это подтверждено и на XXIсъезде, о том, что мы должны постепенно создавать на наших предприятиях два типа производства. Одно производство должно быть высокоэффективным с малым привлечением людей. А другое производство должно быть чисто социальным, где будут трудиться инвалиды и получать за это вполне достойную заработную плату, хотя бы не ниже того минимума, который установлен в регионе. Кое-где нам уже удается провести эту концепцию в жизнь.  И мы должны всерьез заниматься развитием предприятий, введением нового оборудования. За 2006 – 2010 годы мы сделали движение вперед. Почти 1,2 миллиарда рублей было вложено в предприятия, и по федеральной целевой программе социальная поддержка предприятий общественных организаций инвалидов. Сегодня мы имеем порядка сорока предприятий очень устойчивых, хорошо развитых, и достаточно механизированных. Около 20 предприятий, которые работают так или иначе по поставке автокомпонентов для предприятий, выпускающих автомобили. В нашу автомобильную отрасль постепенно все больше и больше вводятся иностранные компании, и, конечно, у них очень высокие требования к качеству, к системе менеджмента, учету на современной основе. Это все требует высококвалифицированных людей. Эта тоже проблема, которая сегодня стоит перед нашими коллективами. Где мы достигли минимизации площадей, правильно распределили управленческие кадры, где рабочие и специалисты подняли свою квалификацию, там предприятия, работают успешно. Такие, например, Арзамасское, Автопромагрегат, Городецкое, Вяземское предприятие.

Бюджет у нас не такой большой, он всего составляет у нас на 2012 год 922 миллиона 149 тысяч рублей. И он составлен с дефицитом в 49 миллионов 430 рублей, там всего лишь 160 миллионов предусмотрено на поддержку предприятий. Конечно, это очень маленькая цифра. И мы рассматриваем различные проекты, чтобы нам привлекать еще кредитные средства в регионах. Например, рассмотрели на совете директоров предварительный проект: сделать в Самаравтожгут свой кабельный завод. Это серьезный проект, мы надеемся на поддержку губернатора, администрации области. Они активно включились, но пока идет проработка этого вопроса. Но, если мы решим это, мы поднимем не только Самаравтожгут, но и другие предприятия, которые работают по производству жгутов и проводов. Мы надеемся, что будем покупать самое современное оборудование и будем делать продукцию именно того качества, которое требуют на современном уровне. У нас серьезные проекты по Удмуртии, тоже с поддержкой администрации и Президента Удмуртской Республики. Мы полностью начинаем перепрофилировать и Сарапульское предприятие, и Ижевское предприятие. Но, все равно, недостаточно серьезных средств. Чтобы сделать резкий рывок в этом плане. Мы всячески пытаемся изыскивать средства из всех возможных источников.

 

- Руководство ВОС многое предпринимает, а вот на местах со стороны директоров, как Вы считаете, принимается должное количество мер, чтобы ускорить это дело переоборудования наших предприятий?

 

- Я приводил уже в пример Самару, такая же активная работа идет у нас в Вологде, в Екатеринбурге, в Тверской области, в Калининграде. Но не везде это получается. В Белгородской области, несмотря на то, что нам там предоставили серьезнейшую помощь в плане реализации. Но вот по вопросам участия в финансировании, в приобретении современного оборудования ни на одном из трех предприятий, которые там расположены, мы пока так и не добились никаких результатов. Но это зависит еще и от позиции конкретных людей, которые работают в администрации области. Работа ведется, и хлопать в ладоши, когда будет все хорошо… Нет, это должна постоянная работа вестись, потому что, чем больше предприятие развивается, тем оно больше требует поддержки.

Наша продукция востребована. Только любая продукция имеет определенную нишу на рынке. Предположим, наши электроустановочные изделия: их основные пять предприятий делают, каждое предприятие имеет свой стиль этой продукции. Но мы везде занимаем нишу с самой низкой стоимостью. И тут мы имеем определенные проблемы. И поэтому предприятию нужно либо совершенствовать свою продукцию, либо модернизировать ее, либо начинать поиск аналогичной продукции, которая вписывается в этот раздел. Такая работа тоже везде есть, но не везде она проходит успешно, и, прежде всего, это связано с личностями, которые возглавляют наши предприятия. От действий руководителя, от его умения ориентироваться в сегодняшней обстановке, от умения организовать работу своих подчиненных во многом зависит и успех предприятия. Часто на предприятия приходят неплохие руководители, начинают интенсивно работать, но они как бы пытаются отодвинуться от коллектива, не ведут достаточной работы с людьми, чтобы люди поняли, особенно в это трудное время, над чем работает руководитель, какие перспективы ждут предприятие, когда будет повышаться оплата труда, будет ли она вообще когда-нибудь повышаться… Ведь человеку надо не просто говорить: «Подождите, у нас предприятие будет хорошо работать». Надо говорить конкретно: как, когда, как это конкретного человека будет затрагивать. И на совете директоров 14 февраля мы активно обсуждали с руководителями, что нужно не только работать в техническом плане, надо  работать и в плане привлечения людей, для того, чтобы выполнялись те планы, которые намечаются. Надо создавать в обязательном порядке комфортные бытовые условия на предприятии. Надо проводить широкую социальную работу в соответствии с требованиями. Надо серьезно добиваться, чтобы на наших предприятиях было привлекательно работать, чтоб у человека было желание идти на работу, чтобы чувствовалось, что действительно здесь есть забота о людях и есть надежда на то, что завтра будет лучше.

- При всех обстоятельствах помимо проблем всегда есть и надежда, точки опоры, которые позволяют выходить из трудного положения. Какие точки опоры Вы видите в этом году?

 

- Мы  стараемся реагировать на все те проблемы, которые есть. Мы изменили систему отчетности предприятий, мы изменили формы бизнес-планов на 2012 год. Мы создали специальный отдел по ежемесячному мониторингу предприятий. То есть каждый специалист получает своевременную отчетность, чтобы можно было резко реагировать там, где какие-то идут недочеты, упущения, сбои по работе предприятия. Я считаю, что мы за полгода отработаем этот механизм. Сейчас же бухгалтерская отчетность очень поздно представляется… Если по первому кварталу ты получаешь отчет в апреле, то что ты уже можешь сделать? А по новой системе мы, например, четко знаем: и какие отчисления у нас поступили, и какие у нас проблемы есть по каждому предприятию. Своевременно выезжают специалисты на место, чтобы среагировать и оценить работу руководителя.

Другой момент: нужно серьезно заняться развитием предприятий не только, за счет средств Всероссийского общества слепых, но и за счет привлечения средств. Для этого необходимо, чтобы все предприятия были ликвидными. То есть прибыльными. Чтобы они действительно могли привлекать какие-то финансовые средства через банк, через лизинговые компании с тем, чтобы приобретать оборудование. По итогам 2012 года порядка 130 предприятий должны быть прибыльными. Мы укрепили сегодня в аппарате Центрального правления эту позицию, пригласили знающего специалиста. Рано еще делать какие-то выводы, но, во всяком случае, в этом направлении работа у нас идет. Посмотрим, что нам это даст. Задача состоит в том, что надо поднять  прибыльность продукции. Мы должны рассматривать возможность изготовления современных видов продукции, которые пользуются спросом. Перед управлением промышленного развития, которое возглавляет Моложаев Валерий Александрович, стоит эта задача. Управление берет 4-5 предприятий и начинает подбирать для них виды современной продукции, которая может быть востребована… К примеру, поликарбонат. Это современный прозрачный пластик. Который применяется, скажем, на садовых участках. Это очень современная хорошая продукция. Или в Ижевске буквально на днях должно быть открытие новой линии по производству пластмассовых труб, которые применяются в канализациях. Надо вообще шире развивать строительный ассортимент. И параллельно создавать рабочие места – с использованием труда инвалидов. Где обучаться уже есть, у нас этим занимается и институт Реакомп, и КСРК ВОС.

 

- Ну, и, наверное, еще одной точкой опоры являются качественно налаженные деловые контакты с местными властями. Однако такие контакты установлены далеко не везде.

 

- У нас даже в плане совета директоров есть одно заседание, посвященное опыту взаимодействия руководителей региональных организаций с местными органами власти. Идет взаимодействие и на федеральном уровне – под постоянным контролем непосредственно заместителя министра социального развития Топилина Максима Анатольевича, под контролем совета по делам инвалидов. Это способствует в создании новых рабочих мест. Когда человек работает, когда человек занят, это с моей точки зрения самая высшая форма реабилитации… Человек чувствует себя необходимым… Он ежедневно ходит на работу. Мы на 12-й год в Министерство представили программу по организации рабочих мест в соответствии с программой Доступная среда. Мы туда включили 27 предприятий, в том числе и наше музыкально-эстрадное объединение – на создание пяти новых рабочих мест для музыкантов. Мы сейчас начинаем работать серьезно, чтобы на каждом предприятии обязательно организовать хотя бы одно-два места, оснащенных современными компьютерными системами, позволяющими именно незрячему человеку работать в сфере управления. Это вполне реально, есть у нас люди, которые имеют высшее образование, которые могут быть привлечены именно к управленческой деятельности. Намечается у нас в Великих Луках три рабочих места. Я думаю, что с тринадцатого года эта работа будет идти очень интенсивно. Мы за этот год должны подготовить и представлять на конкурсы именно проекты в этом направлении – создание новых рабочих мест.

Руководители наших местных организаций, руководители региональных организаций начали активно привлекать серьезные средства из региональных бюджетов. Например, в Тюменской организации председатель создает 58 рабочих мест,  и это будет финансироваться из бюджета.

 

- Вы уже начали об этом говорить. Что предпринимает Общество для организации занятости незрячих в непромышленной сфере?

 

- Надо серьезно настроить руководителей, чтобы на каждом предприятии создать рабочие места в системе управления для людей, имеющих инвалидность по зрению.

 

- Замечательный метод сейчас есть: принуждение к действию.

 

- С 12 марта начнутся семинарские занятия с руководителями, и у нас там есть тема, посвященная совершенствованию применения компьютерных технологий в сфере управления предприятий с использованием труда инвалидов. Мы начнем наши предприятия не просто агитировать, а требовать этого от них – так, как мы требуем, например, внедрения системы 1С. Нам нечего искать каких-то высокооплачиваемых работников на стороне, у нас есть свои люди, довольно-таки способные, грамотные. Конечно, требуется тестирование людей. Но нужно и свои рабочие места сделать привлекательными. Мы будем заниматься этим во всех сферах. Мы должны выявить с нашими руководителями региональных организаций людей, которые могут работать в сфере управления, и начинать под них создавать рабочие места. Задача: до пятнадцатого года создать хотя бы 200 таких рабочих мест. В Ярославле познакомили меня с тотально незрячим Лысановым Вячеславом Львовичем, он работал тогда главным инженером, я сам инженер и я был удивлен даже, насколько он прекрасный инженер. Сейчас он уже директором работает. Ну… есть проблемы, не все становятся сразу директорами. Но предприятие начинает постепенно подниматься. У нас Андрейченко есть, Базаров, Дорофеев… Бабкова Людмила Павловна – бывший профсоюзный активист, она прекрасно справляется со своей работой, возглавляет сегодня два предприятия. У нас много способных людей, только надо, чтобы они выявились, и мы о них знали. Руководитель – это как бы уже заложено где-то внутри. Такую работу – по выявлению способных руководить людей – надо сейчас активизировать в Обществе, организовать и начинать ей планомерно заниматься.

Мы работаем в новых экономических условиях уже больше двадцати лет, и предприятия мы сохраняем, и всячески стараемся сделать, чтобы были условия для работы людей. Где-то получается лучше, где-то менее активно. Я могу твердо сказать, что при всех ситуациях предприятия будут работать. У нас много людей желают работать в сельской местности, где нет у нас предприятий. Пока не могу сказать, что есть какие-то решения, но эту проблему мы знаем. Надо работать в том направлении. Мы сегодня заинтересованы в том, чтобы как можно больше привлечь инвалидов по зрению к трудовой деятельности.