ПОЭЗИЯ
ЧЕРЕСПОЛОСИЦА ТВОРЧЕСТВА
Тихо и обычно в 1974 году началась удивительная жизнь Николая Федяева. Он, как все, учился. Сначала в школе-интернате города Куйбышева, потом в Оренбургском музыкальном училище постигал премудрости игры на баяне, а затем, приняв решение не продолжать музыкальное образование, поступил в Оренбургский государственный педагогический университет на филологический факультет, который окончил в 2000 году.
Как все, работает. С 1998 года учителем русского языка и литературы в школе-интернате № 2 для слепых и слабовидящих детей города Оренбурга, а с 2015-го — звукорежиссёром в ИПТК «Логосвос», осуществив свою давнюю мечту о погружении в мир звуков.
Николай создал семью и воспитывает умницу-дочь, но не может смириться с привычной обыденностью, традиционной стабильностью, не желает терять ощущение чудесного, что окружало каждого из нас в детстве.
Считая творчество во всех его проявлениях самым важным в жизни, Николай с 1989 года пишет стихи, которые помогают приоткрыть завесу повседневности над окружающей действительностью, заставляют внимательнее посмотреть вокруг и увидеть Чудо «на блюде с небесной каёмкой, В сопровождении песни негромкой…»
Говорят, что жизнь — это сплошное чередование чёрных и белых полос. В таком случае, если продолжить аналогию, можно сказать, что, постоянно мелькая, эти полосы становятся привычными нашему глазу, и мы начинаем видеть весь окружающий мир в чёрно-белом цвете. Но это не всегда было так. Наверняка в детстве каждому из нас казалось, что всё вокруг буквально дышит какой-то неуловимой таинственностью, загадочностью, которую мы тогда не умели объяснить, но ощущали как часть своей жизни. Естественным состоянием нашей души было постоянное ожидание чуда, и жизнь дарила нам чудеса щедро и бескорыстно. Чудесным и неповторимым было всё: и первый утренний луч солнца, и вспышки молнии на ночном небе, и старый шкаф, хранивший в себе множество загадочных предметов.
Но время неумолимо заставляло нас взрослеть. Тяжкое бремя знания постепенно ложилось на наши плечи, и восприятие сути вещей незаметно сменилось её пониманием. Слова «знать» и «понимать» стали для нас важнее слов «верить» и «чувствовать». И в какой-то момент жизни мы вдруг понимаем, что ушло нечто важное, невозвратимое, и от осознания этого порой становится грустно. Ведь с каждым новым законом, с каждым открытием мир теряет свою загадочность и становится «чуточку скучней», а бесконечно-удивительный процесс познания, освоения мира и его законов лишает нас удовольствия свободы полёта:
Когда б не знали мы о силе тяготенья,
Могли б свободно по небу летать…
Прекрасно, что человек наделён потрясающим даром воображения, которое позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи и радостно воскликнуть: «Здравствуй, Мир!»
Творчество Николая Федяева не поддаётся жанровой классификации, так как в его стихах очень сильно личностное начало. Тем не менее, внутренние переживания, сомнения, мечтания, поиски истины, малейшие движения души поэта через простые, понятные всем, но метафорически-яркие образы приводят читателя к философским размышлениям о явлениях окружающего мира, к лирико-романтическому освоению диалектики жизни.
Татьяна Федяева
* * *
Я пришёл в этот мир утром,
Я пришёл в этот мир тихо,
Только он за стеклом мутным
В бесконечном кружит вихре.
Встретил дерзко меня, гордо —
так и хочется стать ниже.
Знал я: надо шагать твёрдо,
Чтобы в мире суметь выжить.
Говорил я Зиме: «Здравствуй!»
Я Весну умолял: «Жизни!»
Только Осень призыв страстный
Залила мелочей ливнем.
Я у утра просил радость,
Я от вечера ждал грусти,
А в ответ на мою слабость
Только ночь свои корни пустит.
Раздавить бы стекло мути,
И за горло схватить вихря,
И увидеть вещей сути,
Чётких светотеней игры.
И взглянуть в этот мир гордо:
Пусть почувствует он: «Надо
Непременно стоять твёрдо,
Чтобы выдержать мощь взгляда!»
Я пришёл в этот мир утром,
Я пришёл в этот мир тихо.
Знаю: будет уйти трудно,
Даже если найду выход…
* * *
Боже, не правда ли, трудно быть Богом,
Мир наблюдать, не казаться усталым?
Много молящих, просящих о многом,
Больше ещё тех, что просят о малом.
Малая боль, словно вспышка сверхновой,
В каждой песчинке — вселенной значение...
Ты лишь являешься миру основой,
Первый творец и заложник творения.
* * *
Сумрак — это страшней, чем мрак,
В сумраке точно не знаешь как.
Там в неизвестность любая дверь,
Каждый предмет — не цветок, а зверь.
Робость надежды и свет окна,
Странные звуки и тишина,
Где-то надрывный, тревожный плач,
С грохотом павший со стула плащ.
Времени бремя и краткий миг,
Противоречий немой язык.
С тьмой всё понятно, и ясен свет —
Сумраку веры ни капли нет!
Там расстоянья равны уму,
Вечно не знаешь там, что к чему.
Сумрак не бодрствует и не спит,
Вот-вот о чём-то заговорит...
Сумрак — это мрачней, чем страх,
Путает в собственных же строках.
В каждой стене там глухая дверь,
Из-за которой выходит зверь.
Призрак надежды, провал окна,
Звук мимолётный и — тишина.
Влажен, прохладен, тяжёл, шуршащ
На пол тихонько сползает плащ...