Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ПОЭЗИЯ

ЧЕРЕСПОЛОСИЦА ТВОРЧЕСТВА

Тихо и обычно в 1974 году началась удивительная жизнь Николая Федяева. Он, как все, учился. Сначала в школе-интернате города Куйбышева, потом в Оренбургском музыкальном училище постигал премудрости игры на баяне, а затем, приняв решение не продолжать музыкальное образование, поступил в Оренбургский государственный педагогический университет на филологический факультет, который окончил в 2000 году.

Как все, работает. С 1998 года учителем русского языка и литературы в школе-интернате № 2 для слепых и слабовидящих детей города Оренбурга, а с 2015-го — звукорежиссёром в ИПТК «Логосвос», осуществив свою давнюю мечту о погружении в мир звуков.

Николай создал семью и воспитывает умницу-дочь, но не может смириться с привычной обыденностью, традиционной стабильностью, не желает терять ощущение чудесного, что окружало каждого из нас в детстве.

Считая творчество во всех его проявлениях самым важным в жизни, Николай с 1989 года пишет стихи, которые помогают приоткрыть завесу повседневности над окружающей действительностью, заставляют внимательнее посмотреть вокруг и увидеть Чудо «на блюде с небесной каёмкой, В сопровождении песни негромкой…»

Говорят, что жизнь — это сплошное чередование чёрных и белых полос. В таком случае, если продолжить аналогию, можно сказать, что, постоянно мелькая, эти полосы становятся привычными нашему глазу, и мы начинаем видеть весь окружающий мир в чёрно-белом цвете. Но это не всегда было так. Наверняка в детстве каждому из нас казалось, что всё вокруг буквально дышит какой-то неуловимой таинственностью, загадочностью, которую мы тогда не умели объяснить, но ощущали как часть своей жизни. Естественным состоянием нашей души было постоянное ожидание чуда, и жизнь дарила нам чудеса щедро и бескорыстно. Чудесным и неповторимым было всё: и первый утренний луч солнца, и вспышки молнии на ночном небе, и старый шкаф, хранивший в себе множество загадочных предметов.

  Но время неумолимо заставляло нас взрослеть. Тяжкое бремя знания постепенно ложилось на наши плечи, и восприятие сути вещей незаметно сменилось её пониманием. Слова «знать» и «понимать» стали для нас важнее слов «верить» и «чувствовать». И в какой-то момент жизни мы вдруг понимаем, что ушло нечто важное, невозвратимое, и от осознания этого порой становится грустно. Ведь с каждым новым законом, с каждым открытием мир теряет свою загадочность и становится «чуточку скучней», а бесконечно-удивительный процесс познания, освоения мира и его законов лишает нас удовольствия свободы полёта:

Когда б не знали мы о силе тяготенья,

Могли б свободно по небу летать…

Прекрасно, что человек наделён потрясающим даром воображения, которое позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи и радостно воскликнуть: «Здравствуй, Мир!»

Творчество Николая Федяева не поддаётся жанровой классификации, так как в его стихах очень сильно личностное начало. Тем не менее, внутренние переживания, сомнения, мечтания, поиски истины, малейшие движения души поэта через простые, понятные всем, но метафорически-яркие образы приводят читателя к философским размышлениям о явлениях окружающего мира, к лирико-романтическому освоению диалектики жизни.

Татьяна Федяева

* * *

Я пришёл в этот мир утром,

Я пришёл в этот мир тихо,

Только он за стеклом мутным

В бесконечном кружит вихре.

Встретил дерзко меня, гордо —

так и хочется стать ниже.

Знал я: надо шагать твёрдо,

Чтобы в мире суметь выжить.

Говорил я Зиме: «Здравствуй!»

Я Весну умолял: «Жизни!»

Только Осень призыв страстный

Залила мелочей ливнем.

Я у утра просил радость,

Я от вечера ждал грусти, 

А в ответ на мою слабость

Только ночь свои корни пустит.

Раздавить бы стекло мути,

И за горло схватить вихря,

И увидеть вещей сути,

Чётких светотеней игры.

И взглянуть в этот мир гордо:

Пусть почувствует он: «Надо

Непременно стоять твёрдо,

Чтобы выдержать мощь взгляда!»

Я пришёл в этот мир утром,

Я пришёл в этот мир тихо.

Знаю: будет уйти трудно,

Даже если найду выход…

* * *

Боже, не правда ли, трудно быть Богом,

Мир наблюдать, не казаться усталым?

Много молящих, просящих о многом,

Больше ещё тех, что просят о малом.

Малая боль, словно вспышка сверхновой,

В каждой песчинке — вселенной значение...

Ты лишь являешься миру основой,

Первый творец и заложник творения.

* * *

Сумрак — это страшней, чем мрак,

В сумраке точно не знаешь как.

Там в неизвестность любая дверь,

Каждый предмет — не цветок, а зверь.

Робость надежды и свет окна,

Странные звуки и тишина,

Где-то надрывный, тревожный плач,

С грохотом павший со стула плащ.

Времени бремя и краткий миг,

Противоречий немой язык.

С тьмой всё понятно, и ясен свет —

Сумраку веры ни капли нет!

Там расстоянья равны уму,

Вечно не знаешь там, что к чему.

Сумрак не бодрствует и не спит,

Вот-вот о чём-то заговорит...

Сумрак — это мрачней, чем страх,

Путает в собственных же строках.

В каждой стене там глухая дверь,

Из-за которой выходит зверь.

Призрак надежды, провал окна,

Звук мимолётный и —  тишина.

Влажен, прохладен, тяжёл, шуршащ

На пол тихонько сползает плащ...