Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

НАУКА И ПРАКТИКА

Литорда — загадка из моего детства

Чем старше я становлюсь, тем больше люблю родной язык, получаю чуть ли не чувственное наслаждение от хороших, выразительных русских слов. Мне нравится узнавать их происхождение. И вот одним из таких стало «литорда». Слово из детства, которое согрело и напомнило о том далёком и таком близком времени.

Я родилась и до десяти лет жила в небольшом селе Борщёво, что расположено в Навлинском районе Брянской области. Как и для городских ребятишек, для нас, деревенских,  едва ли не первыми важными понятиями были дом, двор, магазин, школа…  Но река, луг, поле, лес, кладбище, старая мельница, вокзал на станции Девичье  — это было только наше, близкое и родное. Была у нас в селе и изба-читальня. Мой отец одно время даже работал в ней избачом. Ещё была грибоварня, а в лесу за речкой — литорда, или завод, но так называли значительно реже. К литорде наша семья тоже имела прямое отношение. Там ночным сторожем работала моя родная тётя Анастасия Кирилловна Лайкова, или Настюша, как все мы её звали.

Долгое время я и считала просторную сторожку тёти Насти литордой. Но потом без объяснений поняла, что к литорде относятся и огромные чаны с дёгтем, находящиеся здесь же неподалёку. Это были вырытые в земле глубокие круглые ямы, выложенные по краям толстыми просмоленными досками. Над поверхностью земли они возвышались примерно на метр. С размерами и объёмами я, конечно, могу напутать. Ведь описываю то время, «когда деревья были большими».

Заглядывать  в наполненные дёгтем чаны было страшновато, но и притягательно. Переливающаяся в солнечную погоду радужная плёнка радовала и в то же время пугала, как омут. Волшебное ощущение! Помимо сторожки и ёмкостей с дёгтем, были ещё какие-то печи, но я их не помню. Видимо, они были огорожены и для нас, детей, недоступны. Таким образом нас оберегали.

Вот всё это и представлялось в моём детском понимании литордой. Так называли это место взрослые. Разбрелись грибы собирать — встречаемся на литорде. За земляникой идём — тоже за литорду. Главный ориентир в лесу — литорда. Вопросом, почему завод так называют, насколько я помню, никто не задавался.

Откуда в нашей брянской лесной глубинке взялось это слово, я поняла, когда мне было уже за сорок. До этого я «успешно» изучала химию в школе, в техникуме, имела подругу-химика, мама-покойница преподавала в школе химию. Моему открытию, сделанному через десятки лет, удивилась даже моя старшая сестра Галина — женщина начитанная и любознательная. Она, кстати, хорошо помнит печи, входившие в систему завода-литорды.

А теперь о моём открытии. Читаю в толковом словаре: «Реторта (лат.retorta — повёрнутая назад) — сосуд из тугоплавкого стекла грушевидной формы… Герметизированный сосуд из огнеупорного материала для нагревания каких-либо веществ или изделий в специальных печах». Из того же словаря: «Дёготь — густая тёмная смолистая жидкость с характерным запахом, получаемая путём сухой перегонки древесины, торфа или каменного угля».

Вот так. Мои земляки, уж не знаю, в каком веке, коротко и загадочно обозначили завод красивым словом «литорда», в котором чуткое ухо услышит «реторта». То есть суть технологического процесса. Первая «л», заменившая «р», укажет, что происходит всё в лесу, а уж «д» вместо «т» просто необходима — ведь дёготь же! Всё логично и красиво. Для меня же характерный запах дёгтя на всю жизнь стал одним из любимых. Дегтярное мыло — моя неизменная привязанность, быстрое бегство в лесное детство. Память на запахи у меня особенно сильная.

И ещё о том, как важно каждое слово в нашей жизни. Когда мой сын Владюша пошёл в первый класс, то частенько удивлял нас.  Но, пожалуй, один случай, связанный со школой, запомнился особо. В середине сентября Владик сообщил, что будет родительское собрание, и состоится оно на автовокзале. Я изумилась, мозг лихорадочно заработал: куда повезут, зачем? Потребовалось минут десять, чтобы я всё поняла. Оказывается, родительское собрание состоится в актовом зале. В словарный запас семилетнего сына просто не входило понятие «актовый зал». А вот что такое автовокзал, он знал с пелёнок — дедушка работал водителем междугородного автобуса, и мы всей семьёй регулярно ездили на море к родственникам.

Ирина Лайкова,

 Ставрополь