Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Доступная среда

 

Разумно, терпеливо и планомерно. «Доступная среда» в Тюмени

 

Ирина и Артур Алиевы

В последние годы все больше внимания уделяется созданию доступной среды для людей с инвалидностью. Но, к сожалению, нередко работы проводятся некачественно, без учета потребностей всех категорий инвалидов и принципа универсального дизайна. В результате, незрячие не только не замечают положительных изменений, но и нередко можно слышать достаточно негативные отзывы о качестве доступной среды в их регионе. О том, как в Тюменской области реализуется государственная программа «Доступная среда», – в материале Ирины и Артура Алиевых «”Разумно, терпеливо и планомерно”. ”Доступная среда” в Тюмени».

 Начну с того, что в рамках реализации данной программы за 2011–2015 годы в области из регионального и федерального бюджетов выделили около пяти миллиардов рублей. На первое января 2016 года общая доступность объектов, наиболее востребованных людьми с ослабленным здоровьем, составила около пятидесяти пяти процентов. Такие показатели достигнуты благодаря слаженной работе координатора партпроекта «Единая страна – доступная среда» Владимира Зимнева, специалистов тюменской региональной организации ВОС, опытных инженеров и других общественных групп. Общество слепых в этой комиссии представлял инспектор по доступной среде Артур Алиев. Его кандидатура была утверждена в связи с тем, что он прошел курсы повышения квалификации по данному вопросу в институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп». Именно поэтому я пригласила его помочь мне осветить эту тему.

- Для начала расскажу, каким образом работала комиссия. Перед тем, как выехать на объект, направлялось письмо руководителю учреждения, где было указано, когда и с какой целью она приедет. Прибыв на место, специалисты обследовали объект по шести зонам. Первая – это пути движения от автобусной остановки до самого здания. Затем внимание переходило на прилегающую территорию. Третьей зоной была входная группа. Потом комиссия проверяла пути движения внутри здания к целевым местам посещения. В завершение осматривали санитарно-гигиенические комнаты и системы информации.

 По завершении проверки составлялся акт обследования объектов в трех экземплярах. Первый направлялся руководителю учреждения, второй оставался в администрации областной думы. В случае категорического отказа организации выполнять какие-либо мероприятия по адаптации объекта документ регистрировался в прокуратуре. Таким образом, в регионе на предмет доступности проверили административные здания, медицинские и образовательные учреждения, дома культуры, скверы, бульвары, а также торговые центры, банки и гостиницы – всего более двухсот объектов. В результате, многие организации стали прислушиваться к мнению компетентной комиссии, делая свои учреждения безбарьерными для людей с ограниченными физическими возможностями. Вот какие изменения ощутили слабовидящие жители областной столицы за последние годы. У микрофона специалист по работе с детьми РО ВОС Рустам Бабаев и член бюро тюменской местной организации Валентина Михайлова.

Бабаев: - Во-первых, это тактильные направляющие, тактильные предупреждающие плитки: это озвучивание светофоров на перекрестках и озвучивание маршрутов – вот что помогает мне ориентироваться. Озвучка в автобусах началась еще, по-моему, в двенадцатом году. И озвучивание светофоров тоже где-то в это же время, то есть одновременно началось. А вот тактильные направляющие и предупреждающие, их, конечно, мало: они сейчас только еще начинают появляться (где-то год назад, полтора). Самую первую предупреждающую плитку я заметил около глазного областного диспансера. И потом на автовокзале.

Михайлова: - В поликлиниках, скажем, желтые кружки на дверях – это очень удобно. То есть уже лбом не сшибаешь лишние стекла. Полоски желтые – ограничения на ступеньках – тоже удобно. Когда автобус подходит, проблема в том, что мы его не видим. Нам сделали крупные буквы – и всё. И вот если бы этот автобус объявлял, что он первый маршрут, там, двадцать пятый маршрут, было бы удобнее. Я, пока подойду к нему и разгляжу, какой номер, он уже ушел. То есть это было бы удобнее, но пока вот нет.

Алиев: - Добавлю, что с 2006-го по 2015 годы в области приобретено четыреста семьдесят семь низкопольных автобусов. За яркую окраску и удобную посадку городской транспорт полюбили не только незрячие тюменцы, но и инвалиды других категорий, мамы с колясками, пожилые люди. Возможно, в скором будущем на автобусах появятся внешние речевые информаторы. Они будут оповещать гостей и жителей Тюмени о номере маршрута и куда он следует. Также ежегодно в области становится больше светофоров, оборудованных звуковым сигналом. В Тюмени это число составляет шестьдесят процентов от общего количества дорожных помощников. В настоящее время региональная организация ВОС ведет переговоры с «Тюменьгортрансом» о повышении совместимости программ экранного доступа с мобильным приложением, на котором можно просматривать маршрут и в режиме онлайн следить за движением автобуса.

Также своими наблюдениями о реализации программы «Доступная среда» поделились тотально слепые Тюменцы: это Светлана Мунс и Татьяна Соврасевич.

Мунс: - Когда я хожу в четвертую поликлинику, то, когда мы уже заходим в двери, нас уже встречают, спрашивают, какие у нас проблемы, куда нам надо, в какой кабинет, и проводят, покажут, бывает даже, вне очереди пропускают, - это удобно очень. Очень удобно, когда маячки стоят. И хотелось бы, чтобы еще где-нибудь стояли, когда надо, допустим, на почту идти или еще куда, чтобы маячки стояли. То есть ты уже идешь на звук. Светофоры – да, это да. То есть как сигнал: уже знаешь, что можно идти. Я даже иногда удивляюсь: на конце города, там, вообще любое место – у меня такого не было, чтобы я где-то переходила светофор, и там не было маячка. В транспорте: заходишь – обязательно кондуктор, место, кого-то просит, чтобы освободили. А еще я хотела сказать: вот на вокзалах – летом ездили: заходишь – и там сразу тебя встречают, касса вот, вне очереди.

Соврасевич: - Многие тротуары отремонтировали, то есть по ним стало удобнее ходить. Бордюры – более четко. Где-то бордюры были разрушены, а сейчас их восстановили. В торговых центрах продавцы и консультанты стали более внимательны. Они тебя видят – подходят и спрашивают: чем Вам помочь, что Вам необходимо? По всему залу подходят, помогают, подсказывают. Пандусы вот. Где-то идешь по пандусу. Есть эскалатор, да, то есть траволатор: просто плоская лента – и ты вот на ней стоишь, и она тебя докатывает, то есть без ступеней даже.

Кроме того, в регионе работает социальное такси. Люди с ограниченными физическими возможностями пользуются им для проезда в социальные и медицинские учреждения. Заявку на машину нужно оформлять за несколько дней до намеченной даты. Водители соцтранспорта приезжают вовремя и грамотно помогают инвалидам разместиться в салоне. В настоящее время в области действует тридцать девять автомобилей.

Во время реализации программы «Доступная среда» тюменская областная организация ВОС курировала ряд проектов, о которых расскажет председатель РО ВОС Галина Тунгусова.

- Мы много сил приложили в те объекты, которые мы либо реализовывали сами – в рамках программы по доступной среде, либо мы курировали их, либо участвовали непосредственно в программах по формированию. Но, прежде всего, конечно, это ремонт нашего общежития, где проживают люди, инвалиды по зрению. И, кроме того, здесь находится у нас областная организация, находится городская местная организация, ну, и компьютерный класс. Конечно, мы отслеживали, и добивались, и следили, чтобы все было сделано правильно, грамотно. В 2014 году, в течение года, ремонт был произведен с учетом как раз особенностей нашей категории. И поручни здесь есть, и тактильные направляющие есть, и пиктограммы, обозначения лестничных пролетов, первые ступенечки, последние ступеньки - окрашены, наземные тактильные указатели и мнемосхемы. Также и кнопка вызова есть, ну, еще, что очень важно, у нас звуковые маячки есть, у входа. Ну, кроме того, общежитие у нас оснащено видеонаблюдением: у нас восемь камер – это камеры внешнего наблюдения и внутреннего, пожарная охранная сигнализация – в общем, все то, что необходимо для жизнедеятельности данного учреждения. Последний проект у нас в 2015 году закончился: это организация беспрерывных путей движения тактильных наземных указателей. То есть весь наш район компактного проживания инвалидов по зрению сегодня заключен в такое кольцо, начиная с остановочного комплекса (сюда входит и библиотека, и офтальмологический диспансер, и, опять же, наши организации, и предприятия). И в этом районе у нас два жилых дома, где проживают наши члены ВОС.

Одним из первых тактильные непрерывные пути передвижения протестировал сотрудник областной специальной библиотеки для слепых инвалид первой группы по зрению Роман Гарманов.

- Дорожки мне помогают. Вот, допустим, нужно мне дверь найти. Я раньше шел всегда по левой стороне, потому что двери слева находятся. А теперь, если я иду даже по дороге, посередине или как-то, есть шишки вот эти, пупырышки, по которым можно понять, что тут какая-то дверь есть. Когда дорожек не было, я маршрут изучал, получается, другими способами: допустим, считал, сколько поворотов. Я, к примеру, понимал, где я иду, где есть бордюр, возле которого можно идти, где еще что-то там есть – такие моменты, да? Поскольку у меня уже свои есть наработки, да, в этом маршруте именно, как идти правильно: я считаю, там, возле бордюра или как-то еще, – то, в связи с этим, я – то ли привычка, то ли как, – больше к своим наработкам, чем к дорожке. То есть дорожку я могу посмотреть в том случае, если я, допустим, иду, но я все равно отвлекся или еще что-то, и, чтобы понять, что я действительно правильно иду, нашел дорожку, и, соответственно, вот я понимаю, что я иду всё верно. Думаю, что надо побольше таких дорожек. Это ладно, вот этот маршрут я как бы знаю, а есть маршруты, которые мне тоже немаловажны. Допустим, сказали мне: иди прямо, там, налево – и будет аптека, – чтобы я шел, была бы у меня сопровождающая дорожка. Вот для незнакомого маршрута вообще дорожка классная штука была бы.

При разработке тактильного маршрута, в первую очередь, учитывалась безопасность как для незрячих людей, так и для других категорий населения. Основой для специальных дорожек стал холодный пластик. Для наибольшего сопряжения с асфальтовым покрытием была установлена подложка. При соблюдении всех технологий производитель дает гарантию более пяти лет. Отмечу, что в 2017 году тактильные пути планируют продолжить до двадцать первого дома по улице 50 Лет Октября, где также проживают инвалиды по зрению.

В своем интервью Галина Александровна также упомянула еще об одном важном проекте, который охватил все местные организации региона.

- И еще один очень важный проект у нас. Мы благодарны, конечно, что повезло нам его реализовать. Это проект формирования физической доступности всех наших местных организаций. Этот проект был при поддержке депутата Зимнева Владимира Дмитриевича и комитета по национальностям Тюменской области. Были выделены средства областной организацией именно для формирования доступной среды всех местных организаций. Сегодня у нас все местные организации оснащены необходимым оборудованием.

В 2013 году в Тюмени открылась компания, которая является крупным производителем оборудования для инвалидов в рамках реализации государственной программы «Доступная среда». Сколько объектов фирма обслужила за время деятельности и с какими проблемами пришлось столкнуться при установке спецоборудования, рассказал генеральный директор коммерческой организации Эдуард Шаманов.

- Более двухсот объектов – это Тюмень, Тюменская область, Свердловская область. Мы охватывали объекты социально значимые, такие как школы, детские сады, физкультурные заведения, лечебно-диагностические. Наиболее такие запомнившиеся – это тюменский драматический театр, дом культуры «Нефтяник», биатлонный центр «Жемчужина Сибири», музейный комплекс «Словцово», областная научная библиотека, библиотека для слепых, ялуторовская школа-интернат №6, успенский дом-интернат для инвалидов, тюменский госуниверситет, ну, и вот ряд скверов, которые недавно буквально закончили: это сквер гимназистов. Есть определенные как бы разногласия между СНиПами и реальной жизнью, потому что некоторые учреждения мы можем только частично оборудовать для инвалидов: это касаемо старой постройки зданий и так далее. Что касается вновь возведенных зданий, то там уже проще все это оборудовать под маломобильные группы населения.

Находясь на объекте, представители компании регулярно обращаются за консультацией в тюменскую областную организацию ВОС. Однако иногда при разработке проекта приходится надеяться только на свои силы. Ведущий специалист фирмы Олег Гранкин поделился с нами тем, что помогает сотрудникам правильно произвести установку необходимого оборудования, и насколько для их организации важна поддержка общества слепых.

- Допустим, я представляю сам, если б я закрыл глаза, вот как бы я ориентировался и  потом выслушиваю мнения других. То есть одно дело, когда есть ГОСТы, которые противоречат между собой, тогда вот такие спорные моменты мы решаем при помощи общества слепых: они нас консультируют в этом вопросе, потому что все равно все это для них производится.

Незадолго до выборов 2016 года за продуктивную работу и ответственный подход к делу три сотрудника региональной организации ВОС получили благодарственные письма от тюменской областной думы. Почетные награды вручил координатор партпроекта «Единая страна – доступная среда» Владимир Зимнев. В своем выступлении он озвучил, в чем секрет успеха продуктивной работы органов власти и общественных организаций.

- Никто, кроме общественных организаций, не знает точно состояние дел и не сможет правильно определить точки приложения сил. И, если проще, то конкретно, чем заниматься. Потому что вы постоянно в контакте с теми, ради кого создается безбарьерная среда, следовательно, вы можете точно определить, что же нужно делать. И в условиях, естественно, как всегда сжатого финансирования определить приоритеты. Поэтому это был первый необходимый шаг, без решения которого говорить вообще о какой-то системной, планомерной и очевидной работе было бесполезно. При правильном формировании отношения на определенных этапах и в системной работе можно, конечно, работать на порядок лучше, точнее, правильнее и понятнее для населения.

Каждый из нас понимает то, что за один год или даже несколько лет добиться повсеместной доступности среды нереально. Нужны деньги, усилия, время, необходимо преодолеть инертность общества. Однако стало ясно, что сегодня тех, кто может спокойно существовать, не предоставляя условий доступности, нет. Закон учел варианты, обязывающие создавать условия доступности, возможности контроля и ответственности за непринятие решений. Делать это нужно разумно, терпеливо и планомерно. Специалисты тюменской региональной организации готовы идти по этому пути, прилагая максимум усилий для создания комфортной и насыщенной жизни незрячих людей.