Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Доступная среда

Мобильный помощник в Красноярске

Светлана Ануфриенко

 

В городе Красноярске с 2012 года работает сайт, информирующий пассажиров о движении городского общественного транспорта. У этого сайта есть специальная версия, предназначенная для незрячих и слабовидящих людей, которая с лёгкой руки разработчика получила название «Мобильный помощник». Шестого июля две тысячи шестнадцатого года на одной из остановок общественного транспорта состоялось выездное совещание представителей департамента транспорта с инвалидами по зрению. На встрече присутствовал председатель совета по реабилитации при правлении Красноярской краевой организации Всероссийского общества слепых Степан Кузнецов. По итогам этого совещания мы встретились с руководителями департамента транспорта, и попросили их рассказать о том, как создавалась система информирования пассажиров о движении транспорта.

Беседу вёл Степан Кузнецов.

- Давайте, уважаемые собравшиеся, для начала представимся, кто здесь у нас присутствует, чтобы читатели журнала «Диалог» имели представление, с кем мы сегодня общаемся.

- Сегодня на нашей встрече присутствуют: заместитель главы города, руководитель департамента транспорта администрации города Красноярска – Ким Игорь Владимирович, это я. Здесь присутствует заместитель руководителя по техническим вопросам муниципального казённого учреждения Красноярского транспорта – Рубан Александр Сергеевич. Я иногда в шутку его называю «самый умный человек нашей отрасли». И консультант департамента транспорта – Арсентьева Светлана Владимировна. Она у нас ответственный человек, ответственный во всех смыслах, в том числе и ответственная за работу со средствами массовой информации, и за связи с общественностью.

- Игорь Владимирович, для начала я бы хотел, чтобы вы рассказали о системе информирования пассажиров о движении пассажирского транспорта. Как, вообще, эта система зарождалась, с чего всё это начиналось? Я насколько помню, она уже около четырёх лет работает в городе Красноярске.

- Да. Вообще система информирования пассажиров о работе транспорта в электронном виде конечно, корни свои имеет намного глубже. Основой базы всей системы является внедрённая в городе Красноярске ещё в 2008 году автоматизированная навигационная система диспетчерского управления пассажирским транспортом. Восемь лет назад мы в городе начали большую работу по диспетчеризации пассажирского транспорта, а именно по внедрению новых на тот момент технологий – это технологии спутниковой навигации, контроля работы пассажирского транспорта с помощью системы ГЛОНАСС. Надо сказать, что на тот момент в городе Красноярске вышли мы из конца диких девяностых, начала двухтысячных, когда система контроля за пассажирским транспортом фактически отсутствовала, и нам эту систему практически  пришлось создавать с нуля. За этот период времени, конечно, была проделана большая работа всеми специалистами. Мы перенимали опыт других городов. В том числе мы называем, наверное, своими учителями город Кемерово, где на тот момент такая система уже внедрялась. Но могу сказать о том, что когда мы в 2008 году внедрили эту систему на пассажирском транспорте, в 2009 году уже наши друзья из Кемерово приехали к нам, чтобы перенимать опыт у нас. Поэтому основа основ всей системы информирования пассажиров – навигационная спутниковая система диспетчерского управления пассажирским транспортом. Соответственно, когда мы эту систему начали развивать, когда нам стали понятны все технологии, встал вопрос о том, чтобы систему адаптировать, модернизировать ещё больше под нужды пассажиров. Потому что в первую очередь, конечно, система пассажирского транспорта создана для того, чтобы обслуживать пассажиров. Причём все категории пассажиров, которые пользуются общественным транспортом. Поэтому тогда уже стали возникать идеи о том, чтобы улучшить качество работы именно с пассажирами. Потому что первое время всю информацию о работе пассажирского транспорта в центральной диспетчерской службе пассажиры получали по телефону. Соответственно, был большой наплыв звонков, оставались люди недовольны, что трудно дозвониться, потому что два человека всего работало на весь город. Поэтому стали возникать мысли у нас, что нужно развивать информационные технологии, и предоставлять уже информацию о работе пассажирского транспорта с использованием различных систем, и сети интернет, других технологий, которые у нас активно развиваются. Поэтому мы пришли к мысли о создании специализированного сайта о работе пассажирского транспорта, где в режиме он-лайн можно узнать о работе движения пассажирского транспорта. И, соответственно, когда мы начали развивать, сразу же, параллельно, возник вопрос, как данную систему адаптировать для людей с ограниченными возможностями здоровья, не зависимо от того по чему ограниченные возможности человека: либо это по зрению, либо инвалид-колясочник, да? В общем, в любом случае любой пассажир должен получать всю необходимую ему информацию. Мы стали активно работать с организацией инвалидов по зрению, работали с учётом их предложений активно. И в конечном итоге была создана такая программа, как мобильный помощник.

Я бы хотел попросить Александра рассказать, как сейчас система работает. То есть какие-то основные элементы, на которых она базируется.

- Основные элементы, конечно, как сказал Игорь Владимирович, это навигация из автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления города Красноярска. Происходит сбор навигации всей, и, соответственно, диспетчер все автобусы ставит в наряд, выделяем определённый маршрут, определённый график движения. И уже после этого технологи прорисовывают все маршруты, все координаты следования этого автобуса, и уже когда система знает, какой автобус едет на каком маршруте, все эти навигационные данные просчитывает на основании параметров заведённых маршрутов: то есть какая линия маршрута, где он конкретно находится, между какими остановочными пунктами, какое расстояние рассчитывает до остановочного пункта, – всю эту информацию он просчитывает. И уже мобильный помощник, формируя информацию, выдаёт её в интернет: где находится автобус, между какими остановками, на каком расстоянии.

Ну а теперь, дорогие читатели, мы с вами отвлечёмся немного от нашего разговора, и продемонстрируем вам, как работает эта система.

Находясь на остановке, я открываю сайт и после некоторых манипуляций, которые мы не будем приводить с вами в нашем репортаже, поскольку это очень долго, получаю вот такую информацию. Я выбрал троллейбус, и выбрал остановку, на которой я нахожусь.

Скринридер: «ЖД вокзал».

- Я вижу свою остановку, и получаю такую информацию.

Скринридер: «От остан. Зенит. Ближайший троллейбус движется в двух остановках, находится в сто восемьдесят метров от остановки «Краевая больница».

- Ну а пока мы будем ловить наш троллейбус, обращаться к народу, предлагаю вернуться к разговору с нашими гостями.

- Игорь Владимирович немного опередил мой вопрос о взаимодействии с организациями инвалидов в городе Красноярске. Как получилось так, что вы начали взаимодействовать со Всероссийским обществом слепых по вопросам доработки сайта?

- Когда мы начали внедрять эту технологию информирования пассажиров, мы познакомили с ней незрячих на Молодёжном форуме. Это была первая встреча с нашим представителем. А потом уже было мероприятие, которое проходило в обществе инвалидов по зрению в Свердловском районе, где уже присутствовал я, и мы там уже более конкретно обсуждали возможные варианты взаимодействия. С этого, наверное, и началась наша совместная работа, потому что, конечно, без помощи представителей Всероссийского общества слепых мы не смогли бы чего-то добиться. Потому что в первую очередь, конечно, нужно было услышать, какие потребности и желания у тех людей, для которых это разрабатывается. Это было принципиально, чтобы выслушать мнение представителей Всероссийского общества слепых, их предложения. После этого мы начали работать над программой, тестировали ее совместно. Выезжали на остановки, проверяли, как это всё работает, ну и, в конечном итоге, добились каких-то результатов. Я надеюсь, что общество инвалидов по зрению оценивает положительно эти результаты. Потому что работали мы всё-таки с вами совместно.

Я прекрасно помню, даже Степан у нас присутствовал по-моему, два или три года назад на ЦДС был председатель комитета по транспорту Государственной думы Российской Федерации, Москвичёв, да, и мы тогда ему демонстрировали работу нашей центральной диспетчерской службы, в том числе и работу сайта информирования пассажиров, и отдельно мобильный помощник. Он тогда был очень удивлён, потому что я могу сказать, что в Москве не было ничего подобного, что было сделано у нас в городе.

- Сайт, собственно говоря, запущен, какое-то время работает. Как вообще пришла идея его развития, и создания ещё одного сервиса по информированию пассажиров – это специального call-центра?

- Идея как-то пришла мне таким образом: читая очередную жалобу о том, что, вот, кто-то не мог дозвониться до центральной диспетчерской службы, что у человека не было возможности войти с мобильного телефона, к примеру, в интернет, чтобы посмотреть и узнать, где движется автобус. Возникла такая идея: почему бы не сделать такую службу, по примеру аналогичных служб. К примеру, звонишь в какую-то службу, и там, в автоматическом режиме голос объявляет: «Если вы хотите узнать то-то, нажмите цифру один, хотите получить какую-то другую информацию, нажмите цифру два». И мы тогда подумали с коллегами, почему нельзя в системе пассажирского транспорта сделать автоматическую такую же службу без использования системы интернет (мы прекрасно понимаем, что, например, люди пожилого возраста не пользуются интернетом, особенно стоя на остановках, интернетом). Не все мобильные устройства могут поддерживать данную функцию. И пришла нам с коллегами мысль сделать вот такой call-центр, где можно узнать фактически ту же самую информацию о работе пассажирского транспорта, при этом в интернет не заходя. И прообразом послужила уже работающая система мобильного помощника, где в голосовом режиме сообщается информация. Она немножко модернизирована, и сейчас функции её расширены. Если на первом этапе просто человеку сообщалась информация, где находятся автобусы по маршруту в том или ином направлении, то сейчас уже, по коду остановки, можно узнать, через сколько минут на конкретную остановку придёт конкретный автобус, по всем маршрутам, через эту остановку проходящим. Так родилась эта идея, она, естественно, так же долго обкатывалась. Мы сторонники того, чтобы действовать по пословице «семь раз отмерь, один отрежь». Работа велась долго, кропотливо, технологическую часть: написания программы, контроль, – осуществляли специалисты, в основном под руководством Александра Сергеевича. А поэтому на сегодняшний день можно сказать, что такой вот call-центр по работе пассажирского транспорта автоматически не имеет аналогов на сегодняшний день в других городах России.

- Я хотел бы сказать, что вы действительно попали в точку, и действительно аналогов нет нигде. И действительно, покрыв часть населения, тех, кто не имеет выхода в интернет, – это, конечно, очень большое получилось подспорье, за которое люди очень благодарны.

- Позвонив по бесплатному телефону call-центра пассажир, так же, как и на сайте, может выбрать, хочет ли он слышать информацию по всему маршруту, либо по конкретной остановке на маршруте. Например, он может услышать следующее.

Автоинформатор: «Троллейбусы двигаются в районе следующих остановок: «Медицинский университет», «ДК комбайностроителей». Данный троллейбус оборудован аппарелью».

- Анализируя эту информацию, человек может определить, скоро ли к нему подъедет троллейбус.

- А поступают ли какие-то в ваш адрес вопросы, предложения, замечания по работе системы? И, конечно, сейчас сложно что-то планировать, но хотя бы примерно, может быть, расскажите о том, что планируется сделать и какие предложения хотелось бы внедрить в работу системы.

- Да, конечно, в первую очередь мы рассматриваем те предложения, которые поступают от пассажиров, тех, кто непосредственно пользуется этой системой, для кого в первую очередь она была создана. И,  на сегодняшний день мы рассматриваем, опять же, предложение, поступившее от общества инвалидов по зрению. Это чтобы человек, находясь на остановочном пункте, мог отправить сигнал водителю приближающегося транспортного средства, к примеру, троллейбуса о том, что именно этот маршрут, на такой-то остановке, ожидает инвалид по зрению. И это должно послужить сигналом водителю, кондуктору, что необходимо будет оказать помощь при посадке. Это в первую очередь связано с безопасностью дорожного движения. Более подробно, технологически, я думаю, Александр Сергеевич может рассказать, как планируется эта работа. Что можно сказать по срокам, мы с коллегами планируем, наверное, в декабре текущего года начать внутреннюю технологическую обкатку тестирования системы. Ещё раз говорю, мы действуем по пословице: «Семь раз отмерь, один – отрежь». Прежде, чем выпустить какой-то сервис для пользования пассажиров, самим нужно убедиться, что он работает, и работает без ошибок. В декабре мы думаем начать технологическое тестирование. Недели две, наверное, мы будем тестировать, и уже в зависимости от того, что покажут тесты, нам будет понятно, будут ли какие-то ошибки, нужно будет что-нибудь дорабатывать. Будет понятен срок, когда мы окончательно сможем запустить данную дополнительную функцию в эксплуатацию непосредственно уже для пассажиров. Ну, я думаю, что Александр Сергеевич может более подробно рассказать технологическую часть, как, примерно, это будет выглядеть, как это будет реализовано.

-  На сегодняшний день у нас есть техническая возможность в системе – это обмен текстовыми сообщениями диспетчера и водителя. То есть диспетчер, когда какую-то информацию необходимо передать водителю, формирует сообщение и отправляет диспетчеру на блок, который используется для диспетчеризации в городе Красноярске. Это первое условие – чтобы перевозчики использовали навигационные блоки с экраном, на котором отображается текстовая информация. На сегодняшний день возможности текстового экрана тех навигаторов, которые используются, – это четыре строки, по двадцать символов в каждой – то есть восемьдесят символов. Когда были беседы, соответственно, с пользователями, инвалидами по зрению, было сказано, что сервис помогает, конечно, ориентироваться, но очень большая проблема с посадками. Изучая опыт других городов, конечно, было видно, что там используется оборудование. В Казани динамик говорит о том, какой автобус приехал. Но на сегодняшний день данное оборудование достаточно дорогостоящее, и пока выделят деньги на это оборудование, могут уйти годы. И тех технических возможностей, которые мы на сегодняшний день имеем, чтобы как можно быстрее можно было реализовать данную возможность, то у нас пришла идея такая, чтобы использовать механизм обмена сообщениями на нашем сайте «Мобильный помощник», где, когда при выборе интересующего маршрута, интересующего направления, пользователь выбирает остановочный пункт, там на сегодняшний день выходит информация, за сколько остановок едет автобус: за девять, за одиннадцать, за две или за три – и появится кнопка «Оказать помощь». При нажатии на данную кнопку автоматом будет формироваться сообщение, и отправляться на экран водителя ближайшего автобуса к данному остановочному пункту. То есть, если, например, была выбрана остановка «Зенит», то там показалась информация о том, что приблизительно через три остановки едет автобус, и на этот автобус будет отправлено сообщение. Соответственно, данная информация будет продублирована диспетчеру, который ведёт данный маршрут, и диспетчер уже увидит, что на остановке «Зенит» инвалид по зрению запросил помощь, и он будет видеть, доставлено ли это сообщение водителю, прочёл ли его водитель. И при необходимости она имеет прямую связь с водителем через этот же навигационный блок, она может связаться в дальнейшем с водителем и ещё раз продублировать данную команду. Если она увидит на карте, что пока сообщение приходило и водитель его читал, автобус уже проехал данный остановочный пункт, она продублирует это сообщение на следующий автобус, и уже может связаться с другим ближайшим автобусом, и сообщить ему. На первом этапе планируется вот в таком порядке данная функция - отработать механизм взаимодействия отправки сообщения водителю, принятия её, скажем так, диспетчером, проработки всех регламентных работ. В дальнейшем, когда мы это обкатаем, конечно, будет видно, какие надо будет сделать изменения необходимо, улучшения. Но это пока разговор, наверное, будущего. Пока мы хотим, скажем так, реализовать технологию взаимодействия: диспетчер, водитель и инвалид по зрению. Чтобы было понятно, кто за что отвечает. Конечно, там, мы предполагаем, больше будет работы организационной: это встреча с водителями, встреча с перевозчиками, надо будет объяснять им необходимость оказания помощи и напомнить им закон о том, что они должны оказывать содействие при посадке-высадке инвалидов. Конечно, это очень большая работа и пока мы берём полгода для отработки вопросов. Мы планируем на технологическое тестирование выйти приблизительно в декабре, тогда будут уже нам понятны сроки, скажем так, опытной эксплуатации продукта.

- Ну и я думаю, что всё-таки в этой ситуации вам, опять же, Всероссийское общество слепых может помочь путём организации тех же тренинговых занятий, где расскажут  о том, как правильно оказать помощь незрячему человеку.

- Этот момент очень важный, конечно, и мы и планировали привлекать представителей общества к этой работе, в том числе на этапе, когда будет проходить технологическое тестирование, чтобы сразу услышать мнение и начинать доработки, вносить изменения. Поэтому в хорошем смысле слова мы вас в покое не оставим.

И, надеемся, что мы и в дальнейшем при совместном сотрудничестве, будем только улучшать работу системы пассажирского транспорта.

Завершая наш рассказ о «Мобильном помощнике» и автоматизированном call-центре, мы расскажем, по какому адресу и телефону его можно найти. Сайт «Мобильный помощник» можно открыть в любом интернет-браузере: на телефоне, или компьютере, введя в адресной строке адрес: www.mu-kgt.ru. Затем нужно пройти на версию сайта для слабовидящих, и слепых. Позвонить в автоматизированный call-центр можно по телефону: 8 (391) 223-55-56.